Правила Первого Вселенского Собора 325 г. в г. Никее

К оглавлению


Правила Святого Вселенского Первого Собора, Никейского

Правило 1.

Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен: таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил: такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити, и отныне никого из таковых не должно производити. Но как явно то, что сие изречено о действующих с намерением, и дерзающих оскопляти самих себе: так напротив, аще которые оскоплены от варваров, или от господ, впрочем же обрящутся достойны, таковых в клир допускает правило[1].
[1] Апост. прав. 21.

Правило 2.

Поелику, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу Церковному[2], так что людей, от языческого жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят, и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское глаголющее: не новокрещену, да не разгордевся в суд впадет, и в сеть диаволю[3]. Аще же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями: таковый да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивлятися великому Собору, подвергает себе опасности исключения из клира.
[2] Апост. прав. 80.
[3] 1 Тим. 3, 6.

Правило 3.

Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни Епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которые чужды всякого подозрения.
Как цель сего правила, есть предохранить священные лица от подозрения: то положенное в оном запрещение относить должно к тем пресвитерам, диаконам и иподиаконам, которые не имеют жен: ибо присутствие жены при муже, отстраняет подозрение от живущего при жене другого женского лица.

Правило 4.

Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области Епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее Митрополиту.

Правило 5.

О тех, которых Епископы, по каждой епархии, удалили от общения Церковного, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила[4], которым постановлено, чтобы отлученные одними, не были приемлемы другими. Впрочем да будет исследываемо, не по малодушию ли, или распре, или по какому-либо подобному неудовольствию Епископа, подпали они отлучению. И так, дабы о сем происходити могло приличное исследование, за благо признано, чтобы в каждой области дважды в год были Соборы: чтобы все вообще Епископы области, собравшися воедино, исследовали таковые недоумения: и таким образом достоверно оказавшиеся несправедливыми против Епископа, основательно всеми признаны были недостойными общения, доколе не заблагорассудит собрание Епископов произнести о них более снисходительное решение. Соборы же да бывают, един пред четыредесятницею, да по прекращении всякого неудовольствия, чистый дар приносится Богу: а другий около осеннего времени.
[4] Апост. 32.

Правило 6.

Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей. Вообще же да будет известно сие: аще кто без соизволения Митрополита, поставлен будет епископом: о таковом великий Собор определил, что он не должен быти епископом. Аще же общее всех избрание будет благословно, и согласно с правилом Церковным: но два или три, по собственному любопрению, будут оному прекословити: да превозмогает мнение большого числа избирающих.

Правило 7.

Понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтити Епископа, пребывающего в Елии[5]: то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоенного Митрополии.
[5] В Иерусалиме.

Правило 8.

О именовавших некогда самих себе Чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям Кафолические и Апостольские Церкви, то есть, будут в общении Церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть Епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви: явно есть, яко Епископ православной церкви будет иметь Епископское достоинство: а именующийся епископом у так называемых Чистых, пресвитерскую честь имети будет: разве заблагорассудит местный Епископ; чтобы и тот участвовал в чести имени Епископа. Аще же то ему не угодно будет: то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретет для него место или Хорепископа, или пресвитера: да не будет двух Епископов во граде.
Чистыми называли себя еретики, последователи Новата, Римской церкви пресвитера, который учил, падших во время гонения не принимать на покаяние, и двоеженцев никогда не принимать в общение Церковное, и в сих гордых и не человеколюбивых суждениях полагал чистоту своего общества.

Правило 9.

Аще некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или хотя при испытании исповедали свои грехи, но, после их исповедания, противу правила подвиглись человеки, и возложили на них руки: таковых правило[6] не допускает до священнослужения. Ибо Кафолическая Церковь непременно требует непорочности[7].
[6] Апост. прав. 25.
[7] 1 Тим. 3, 2.

Правило 10.

Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила Церковного. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священного чина.

Правило 11.

Об отступивших от веры, не по принуждению, или не по причине отъятия имений, или опасности, или чего-либо подобного, как то случилось в мучительство Ликиниево, Собор определил являти милость им, аще и не суть достойны человеколюбия. Которые убо истинно покаются: те три лета проведут между слушающими чтение писаний, яко верные: и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых таин.

Правило 12.

Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что некоторые и сребро употребляли, и посредством даров достигли восстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в Церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит приимати в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо, которые со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет приимати в общение молитв. Даже позволительно Епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в Церковь возмнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния.

Правило 13.

О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последнего и нужнейшего напутствия. Аще же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися Евхаристии, со испытанием Епископа, да преподаются святые дары.

Правило 14.

Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года токмо были между слушающими писания, а потом молились с оглашенными.

Правило 15.

По причине многих смятений и происходящих неустройств, заблаго рассуждено совершенно прекратити обычай, вопреки Апостольскому правилу обретшийся в некоторых местах: дабы из града во град не преходил ни Епископ, ни пресвитер, ни диакон. Аще же кто, по сем определении святого и великого Собора, таковое что-либо предприимет, или допустит сделать с собою таковое дело: распоряжение да будет совершенно недействительно, и перешедший да будет возвращен в Церковь, к которой рукоположен во Епископа, или пресвитера, или диакона.

Правило 16.

Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и Церковного правила[8] не зная, удалятся от собственной Церкви: таковые отнюдь не должны быти приемлемы в другой Церкви: и надлежит всякое понуждение противу их употребити, да возвратятся в свои приходы: или, аще останутся упорными, подобает им чуждым быти общения. Такожде, аще кто дерзнет принадлежащего ведомству другого восхитити, и в своей Церкви рукоположити, без согласия собственного Епископа, от которого уклонился причисленный к клиру: недействительно да будет рукоположение.
[8] Апост. прав. 15.

Правило 17.

Понеже многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву[9]: и, давая в долг, требуют сотых, судил святой и великий Собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающий рост с данного в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половинного роста требующий, или нечто иное вымышляющий ради постыдной корысти, таковой был извергаем из клира, и чужд духовного сословия.
[9] Пс. 14, 5.

Правило 18.

Дошло до святого и великого Собора, что в некоторых местах и градах диаконы преподают пресвитерам Евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити, преподавали приносящим тело Христово. Также и то соделалось известным, что даже некоторые из диаконов, и прежде Епископов, Евхаристии прикасаются. Сие убо все да пресечется: и диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители Епископа, и низшие пресвитеров. Да приемлют же Евхаристию по порядку после пресвитеров, преподаваемую им Епископом, или пресвитером. Но ниже сидети посреде пресвитеров позволено диаконам. Ибо то бывает не по правилу, и не в порядке. Аще же кто, и после сего определения, не хощет послушен быти: да прекратится его диаконство.

Правило 19.

О бывших Павлинами, но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены Епископом Кафолической Церкви. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству: надлежит им изверженным быти из священного чина. Подобно и в отношении к диакониссам, и ко всем вообще причисленным к клиру, тот же образ действования да соблюдается. О диакониссах же мы упомянули о тех, которые, по одеянию, за таковых приемлются. Ибо впрочем они никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быти с мирянами.

Правило 20.

Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех Епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Форумы