Из официальной переписки между МВД Эстонии и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата по вопросу о регистрации

1. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Митрополиту Корнилию, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата. Пикк 64-4 10133, Таллин

Ваш: 22.01.2001 #8 Наш: 18.04.2001 #6-2/773

О регистрации уставов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее приходов

Высокочтимый митрополит Корнилий!
Благодарю Вас за встречу, состоявшуюся в Министерстве Внутренних дел 09.04.2001 г., и обмен мнениями.
Я уверен, что подобные встречи с целью ознакомления и разъяснения точек зрения государства и церкви во многом помогут разрешению нынешней сложной ситуации, касающейся положения православия в Эстонской республике.
Мы все понимаем, что ни государство, ни церковь не действуют как закрытые системы только в своих интересах, но оба призваны и поставлены быть на службе общества, т.е. быть открытыми и служить человеку, позволяя этому человеку служить Богу.
24 января 2001 года в Министерство Внутренних дел было подано заявление от Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (далее: ЭПЦ МП) о регистрации ЭПЦ МП и трех приходов, входящих в нее, вместе с дополнительными документами, прилагаемыми к ходатайству.
Правовые основы для регистрации действующих в Эстонии церквей, приходов и союзов приходов установлены "Законом о церквах и приходах" (далее: ЗЦП) и постановлением Правительства Республики от 2.05.1996 г. # 123, утвердившим "Устав регистра церквей, приходов и союзов приходов Эстонии" (далее: Устав регистра).
Согласно пункту 2 Устава регистра, одной из целей держания регистра является получение правдивой информации о всех действующих в Эстонии церквах.
В связи с этим просим Вас дополнительно пересмотреть пункты устава 1.4 (в фактологическом аспекте, поскольку в данном варианте можно усмотреть противоречие между датами, указанными в Томосе Патриарха Алексия Второго и в уставе) и 1.5 (под вопросом и исторически не доказана дата XI век; а также считаем нужным обратить внимание на тот факт, что объединение православных, которое в 1920 г. было оформлено в автономную Эстонскую Православную Церковь и в 1923 г. - в Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, в юридическом смысле является единым целостным объединением, которое восстановило непрерывность своей деятельности в 1993 году и устав которого был перерегистрирован 11.08.1993 г. - поэтому, согласно действующим государственным правовым актам, организация, которая ходатайствует о статусе нового самостоятельного юридического лица, может называть себя частью этого целостного объединения, в данном случае ЭАПЦ, только на основе соответствующего разрешения ЭАПЦ.
Название одной организации "частью" другой организации связано с термином "разделение", которому сопутствуют переходы прав и обязанностей; по "закону по общей части гражданского кодекса", согласно § 59, пункт 1 и 2, гражданские права и обязанности могут переходить от одного лица к другому в том случае, если эти права не связаны неотъемлемо с лицом и если в основе для перехода прав существует сделка, закон или иной правовой акт).
По пункту 8 Устава регистра к заявлению о регистрации учреждаемой церкви, прихода или союза приходов должен быть приложен и протокол учредительного собрания с не менее чем тремя нотариально заверенными подписями учредителей.
На поданных Вами протоколах общих собраний ЭПЦ МП и трех ее приходов отсутствуют нотариально заверенные подписи.
Представляющий ЭПЦ МП юрист г-н Сергей Чуркин выразил мнение, что в смысле Закона о церквах и приходах мы имеем дело с первоначальной регистрацией, а не с учреждением, и поэтому у держателя Регистра нет оснований, по которым можно требовать нотариально заверенные подписи на протоколах.
МВД стоит на позиции, что поскольку ЭПЦ МП и ее приходы не подавали своих уставов на перерегистрацию к сроку, указанному в ЗЦП § 25, то уставная деятельность подлежит прекращению по § 26 ЗЦП.
Исходя из этого, в смысле ЗЦП мы имеем дело с учреждением ЭПЦ МП и ее приходов, и МВД как держатель Регистра вправе требовать протоколы учредительных собраний с тремя нотариально заверенными подписями.
Считаем, что, поскольку имеем дело в первую очередь с формально-техническими вопросами, то ликвидация этих недостатков не должна быть для Вас непреодолимым и долговременным мероприятием.
Я благодарен за переданную Вами во время нашей встречи информацию по поводу встречи представителей двух Патриархатов в Берлине.
Надеюсь, что Вы разделяете мою точку зрения на то, что эта встреча была по существу очень нужной в продолжающемся процессе разрешения проблемы разных взглядов во всемирной Православной церкви как в целостной структуре.
Верю, что конструктивный диалог приведет в итоге к результату, который удовлетворит разные переговаривающиеся стороны и к более глубокому пониманию изречения Священного Писания "одна паства и один пастырь".
МВД выражает свою продолжающуюся готовность помочь в деле переговоров между двумя православными юрисдикционными структурами, действующими в Эстонии, с целью развития и улучшения взаимоотношений между ними.
Считаю, что ни церковь, ни государство не желают ситуации, при которой православные оказались бы в противоречии со своими религиозными убеждениями и конфессиональными канонами.
Как у Министра Внутренних дел у меня в плане в ближайшее время встретиться и с митрополитом ЭАПЦ Стефаносом, чтобы обменяться мыслями на тему православной ситуации в Эстонии, а также по вопросам текста, подготовленного представителями двух патриархатов на встрече в Берлине.
Мы также готовы организовать в МВД трехстороннюю встречу между представителями государства и духовными руководителями двух православных структур разных юрисдикции, чтобы искать и вместе найти решение проблемы православной темы в Эстонии.
Пару дней назад христиане поздравляли друг друга в первый день Праздника Воскресения приветствием двухтысячелетней давности: "Христос воскресе" - "Воистину воскресе".
Желаю, чтобы свет тайны воскресения помог нам найти решение по проблемам, возникшим из-за ограниченности человеческих возможностей и понимания и направил бы нас ближе к пониманию учения Творца и к познанию Его истины.
С уважением Тармо Лоодус Министр

2. Г-ну Тармо Лоодусу, Министру внутренних дел
Пикк 61,15065, Таллин

Ваш исх. 18.04.2001 #6-2/773 Наш исх. 03.05.2001 #102

О проведении переговоров между двумя православными юрисдикциями в Эстонии

Высокочтимый господин Министр!
Благодарю Вас за доброжелательный тон, в котором выдержано Ваше письмо. Ответ с нашими разъяснениями и уточнениями, касающимися юридической части Вашего письма, будет представлен отдельно.
Вместе с тем, не можем не высказать свое мнение по поводу затянувшейся регистрации устава ЭПЦ МП и не ответить на Ваше предложение в части проведения переговоров с ЭАПЦ для разрешения конфликтных вопросов, имеющихся в Православной Церкви Эстонии.
В этой связи вынужден с прискорбием констатировать, что Ваше письмо тормозит миротворческий процесс, так как по сути является очередным отказом в регистрации, хотя формально представляет собой ряд рекомендаций по исправлению устава.
Мы подробно обсудили на заседании Синода ЭПЦ МП содержание письма и пришли к неутешительным выводам. Ваш ответ при всем изяществе стиля все же нисколько не продвигает наше общее дело вперед.
Это - очередной срыв переговоров. Причиной срыва, на наш взгляд, является не чья-либо оплошность или недоработка, не выяснение вновь открывшихся обстоятельств, а определенная деятельность влиятельных лиц, занимающих деструктивную позицию по вопросу об урегулировании столь утомивших нас с Вами ненормальных отношений.
Это провоцирует очередной виток напряжения в области межцерковных и церковно-государственных отношений, и, по нашему мнению, в свою очередь, не прибавляет плюсов политическому имиджу Эстонии на международной (и, в частности, европейской) арене.
Вы в очередной раз пытаетесь принудить нас регистрироваться по типу новообразованной структуры. На наш взгляд, неизжитый балласт тоталитарного общества (произвол большевизма) у некоторых влиятельных лиц проявляется в этом стремлении подавить и унизить Церковь.
Заметьте: не Церковь совершает действия, позорящие Эстонию, а те, кто провоцируют конфликт, искусственно политизируя ситуацию. С точки зрения Европы, не стыдно отстаивать попираемые права, стыдно попирать их.
Хочу еще раз выразить Вам признательность за проявленное стремление к урегулированию затянувшегося недоразумения и, в частности, за готовность устроить "трехстороннюю встречу между представителями государства и духовными руководителями двух православных структур разных юрисдикции, чтобы искать и вместе найти решение православной темы в Эстонии". Эта встреча, действительно, необходима, но уместна она будет лишь тогда, когда возглавляемая мною Церковь приобретет, наконец, тот юридический статус, которого она была лишена в нарушение как юридических, так и канонических норм.
Напоминаю Вам, что именно для ведения переговоров с целью осуществления канонического размежевания на Поместном Соборе, проходившем 17 ноября 1993 г., была избрана конфликтная комиссия из представителей "промосковской" и "проконстантинопольской" частей Церкви. Предлагаемый Вами трехсторонний процесс урегулирования конфликта может начаться с переговоров на уровне представителей МВД и упомянутой двухсторонней комиссии.
Итак, препятствием для начала конструктивного процесса урегулирования конфликта является продолжающееся беззаконие в отношении большинства православных жителей Эстонии. Этот камень преткновения убрать с дороги в Вашей компетенции. С нашей стороны было сделано все. Учитывая Ваши прежние рекомендации, Устав ЭПЦ МП был откорректирован, и на сегодняшний день, по нашему мнению, он соответствует законодательству ЭР.
В заключение я еще раз выражаю благодарность за доброжелательный тон Вашего письма и надеюсь, что за добрыми словами последует доброе дело, подтверждающее искренность слов.
С уважением
Корнилий, Митрополит Таллинский и Всея Эстонии,
Председатель Синода ЭПЦ МП

3. Г-ну Тармо Лоодусу, Министру внутренних дел

Пикк 61,15065 Таллин

Ваш исх. 18.04.2001 # 6-2/773 Наш исх. 03.05.2001 #101

О регистрации уставов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее приходов

Высокочтимый господин Министр!
Благодарим Вас за благожелательный тон письма.
Уверены, что в Эстонии государство и две структуры православной веры, находящиеся под разной юрисдикцией, могут, действительно, найти решения по разрешению сложившегося положения, исходя из принципов справедливости и равенства прав, а также интересов всех православных Эстонии.
ЭПЦ МП предоставляет свое мнение на Ваши дополнительные требования в отношении представленного для регистрации устава ЭПЦ МП и формы протокола.
1. Об уточнении п.1.4. устава Церкви
Для избежания фактологических разногласий поясняем, что основанием для автономии ЭПЦ МП было именно решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 мая 1920 г. # 183. Решение было передано Церкви посланием от 28 июня 1920 г. #1780.
При восстановлении автономии указанное послание было упомянуто в То-мосе Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 г. # 1357.
Поскольку послание от 28 июня 1920 г. было только формой, в которой решение Священного Синода стало известным Церкви, сослались в уставе ЭПЦ МП на первую дату.
2. Об изменении п.1.5. устава 2.1. Об историческом аспекте
Считаем, что п.1.5. устава ЭПЦ МП соответствует известным Церкви историческим данным об укоренении Православной Церкви в Эстонии и просим исключить Ваши замечания в этой части. Мы исходим из такого понимания п.2 Положения, что суть и правдивая информация не только в констатации актуального состояния, но в принципе более широкой информации, в том числе, об исторических данных.
Более того, содержащиеся в п.1.5. устава ЭПЦ МП исторические данные не являются обязательными, согласно ст.12 Закона о церквях и приходах, и поэтому не могут быть законным препятствием для регистрации устава.
2.2 ЭПЦ МП как часть юридической структуры ЭАПЦ
По мнению ЭПЦ МП в Вашей точке зрения, что якобы из устава ЭПЦ МП следует, что Церковь называет себя частью ЭАПЦ, и что следует получить для этого согласие ЭАПЦ, смешаны два разных понятия: часть структуры частно-правового юридического лица и ЭПЦ МП как часть единой канонической структуры Православной Церкви в Эстонии.
Обращаем Ваше внимание на то, что в п.1.5. устава ЭПЦ МП называет себя не частью юридической структуры ЭАПЦ, а частью единой канонической структуры Православной Церкви в Эстонии.
Здесь слова "целостности" и "части структуры" имеют тот же самый смысл, что и в Вашем письме, когда несколькими строками ниже описывается Православная Церковь как единая структура не в юридическом, а в духовном смысле.
Поэтому, после регистрации нашего устава, наша Церковь не является как юридическое лицо частью ЭАПЦ (с per. # 0180116) в смысле § 59 Гражданского кодекса п.п. 1 и 2. Понятие "каноническая часть" является внутриконфессиональным термином церковного права и не имеет значения в применении гражданских законов, в т.ч. правовых актов, касающихся регистрации.
3.0 нотариальном заверении подписей на протоколе
Просим еще раз рассмотреть аргументы ЭПЦ МП, на основании которых протокол был представлен без нотариального удостоверения подписей.
ЭПЦ МП представила заявление о регистрации устава действующей Церкви на основании п.4 Положения о регистре, а не как учреждаемая Церковь, требования к регистрации которой содержатся в п.8 Положения о регистре.
ЭПЦ МП была зарегистрирована 27 июня 1991 г. в Эстонском регистре предприятий под # 01075891 и под названием "Православная Церковь в Эстонии. Таллинское Епархиальное Управление", согласно действующему в то время законодательству.
В соответствии со ст.25 вступившего 25 июня 1993 г. Закона о церквях и приходах Церковь под названием ЭАПЦ представила Министерству внутренних дел 05 декабря 1993 г. устав для перерегистрации, основываясь на зарегистрированном в 1935 г. уставе ЭАПЦ, который был утвержден на Поместном соборе Церкви 17.11.1993 г. заявление о перерегистрации было принято в производство. Тем самым Министерство внутренних дел признало, что Церковь является действующей Церковью.
Хотя Министерство внутренних дел в тот период отказало по известным мотивам в регистрации устава Церкви, считаем, что это обстоятельство не прервало регистрационный процесс, и он до настоящего времени еще не закончен. Считаем, что ссылка на ст.26 Закона о церквях и приходах в Вашем письме также не относится к делу, поскольку мы подали свой устав на регистрацию в срок, указанный в § 25, и к настоящему времени уставная деятельность Церкви не прекращена ни самой Церковью, ни с чьей-либо стороны.
ЭПЦ МП не оспаривает, что поскольку в 1996 г. был учрежден регистр Эстонских церквей, приходов и союзов приходов, в данном случае регистрация устава ЭПЦ МП, действительно, первична. Но мы твердо уверены, что это регистрация устава действующей, а не учреждаемой Церкви.
Поскольку особенности регистрации нашей Церкви не зафиксированы точно и однозначно в действующих правовых актах, просим исходить из § 10 Конституции и существующих в Европейском праве принципов (принцип правового ожидания) и решить вопрос в пользу ходатая.
Содержание настоящего ответа было рассмотрено на заседании Синода ЭПЦ МП, состоявшемся 27 апреля 2001 г. и соответствует его пожеланиям.
Надеемся, что данные в настоящем письме разъяснения и уточнения помогут Вам принять справедливое и законное решение при регистрации устава ЭПЦ МП.
С уважением
Корнилий, Митрополит Таллинский и Всея Эстонии,
Председатель Синода ЭПЦ МП

Форумы