Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «АСАХИ» (Япония)

- В последнее время, как нам кажется, Римско-католическая церковь пытается усилить свое влияние на географических и духовных просторах России. С этим, по-видимому, связано и одностороннее решение Ватикана повысить статус своих церковных структур на российской территории. Как Русская Православная Церковь относится к такой политике католического руководства?

- Мы расцениваем принятое Ватиканом решение как очевидную демонстрацию недружественных намерений по отношению к нашей Церкви, которую на протяжении последних десятилетий в Риме именовали "Церковью-Сестрой". Между тем общепринятое понимание принципа взаимоуважительных и ответственных отношений исключает возможность решительных и чреватых серьезными последствиями действий без двусторонних консультаций и согласований, без принятия во внимание позиции партнера по диалогу. При этом весьма удивляет, что одностороннее повышение уровня католического присутствия на канонической территории Русской Церкви совпало по времени с едва наметившимся улучшением отношений между Ватиканом и Московским Патриархатом, когда казалось возможным вновь вернуться к обсуждению всего комплекса проблем, омрачающих отношения между двумя Церквами. В сложившейся ситуации ответственность за перспективы приостановленного не по нашей вине диалога всецело ложится на Ватикан, и именно ему надлежит инициировать конструктивные шаги, которые свидетельствовали бы об искреннем стремлении вывести двусторонние отношения из нынешнего тупика.

- Как известно, в 1054 году произошел раскол Христианской Церкви на Восточную и Западную. С тех пор эта проблема остается одной из главных в мировой истории. Мы знаем, что Русская Православная Церковь всегда выступала за диалог с католиками. Считаете ли Вы, Ваше Святейшество, возможной встречу с главой Римско-католической церкви для обсуждения накопившихся проблем? Если такая встреча, по Вашему мнению, сейчас невозможна, то что, с Вашей точки зрения, мешает контакту глав двух Церквей и что нужно сделать, чтобы установить доверительные отношения между православными и католиками?

- Встреча Предстоятелей двух Церквей не должна и не может превратиться в чисто протокольное мероприятие, ибо ее главный смысл – в том, чтобы возобновить православно-католический диалог на более высоком уровне, предполагающем достижение договоренностей, которые положили бы конец нынешним противоречиям и разрешили бы ныне существующие проблемы двусторонних отношений. Именно поэтому Московский Патриархат неоднократно заявлял о принципиальной возможности такой встречи. Сейчас вероятность личного контакта Предстоятелей Православной и Католической Церквей выглядит более призрачной, чем до решения Ватикана о создании собственной епархиальной структуры в России, поскольку этот шаг только осложнил и без того непростую ситуацию, создав дополнительное препятствие для продолжения равноправного и взаимоуважительного диалога.
Мы ожидаем от католической стороны проявления доброй воли и ответственности за будущее отношений двух Церквей. Вместе с тем хотелось бы отметить, что Русская Церковь сохраняет добрые отношения со многими епархиями, монастырями, приходами, учебными заведениями и гуманитарными организациями Римско-Католической церкви, и эти отношения показывают: доверительный диалог и взаимное уважение вполне возможны между православными и католиками. Это вселяет надежду, что нынешние трудности все же носят временный характер и могут быть преодолены в духе любви, следовать которой заповедано всем ученикам Христа.

- К сожалению, сейчас мы наблюдаем печальную тенденцию, когда основа духовной жизни Российского государства - Православная вера - страдает от недружественной активности со стороны всякого рода миссионеров и сектантов типа печально известной японской группы «Аум синрике», что порой приводит к отпадению от Церкви части ее паствы. Как смотрит на эту проблему Московский Патриархат и что нужно сделать, чтобы Православная Церковь упрочила свои позиции в обществе?

- Действительно, в нашей стране, где уже более тысячи лет осуществляет свое служение Русская Православная Церковь, в настоящее время широко пропагандирует свои вероучения и создает свои общины великое множество христианских и нехристианских религиозных организаций и групп. Их активность, которую они называют миссией, а мы - прозелитизмом, то есть уловлением душ, направлена на людей, либо крещенных в Православии, либо связанных с ним культурно или исторически, и потому деятельность этих групп в любом случае оказывается разрушительной для духовного здоровья общества и личности. Прозелитизм разрушает в людях веру, воспринятую в раннем детстве, девальвирует исконные духовно-нравственные ценности народа, размывает целостность национального культурно-религиозного наследия, исторически укорененного в Православии. Кроме того, результатом бесцеремонного миссионерского вмешательства нередко становится противопоставление детей родителям, супругов и коллег по работе - друг другу, одниx членов общества - другим. Такое миссионерство оскорбляет национальные и религиозные чувства людей, поскольку игнорирует традиции народа. Но главное - такая миссия в итоге нередко вообще убивает в людях стремление к обретению в своей душе истинного Бога.
Еще большее беспокойство вызывает беспрепятственное распространение в нашей стране сект и культов, прямо угрожающих физическому, психическому и нравственному здоровью личности. Так называемые "новые религиозные движения", отрицая систему традиционных христианских ценностей в целом, опираются в своей деструктивной деятельности на экзотические верования, оккультизм, сатанизм и колдовство. Обманутые недобросовестными людьми, обогащающимися за их счет, жертвы псевдорелигиозных сект, как правило, утрачивают не только семью, имущество и социальные связи, но и вообще теряют способность вести полноценную жизнь в обществе. Совершенно очевидно, что наше противодействие этой духовной агрессии должно выражаться в средствах и формах, приемлемых для Церкви, у которой не может и не должно быть силового ответа на обращенные к ней вызовы. С другой стороны, общество, духовно-нравственное благополучие которого подвергается подобным угрозам извне, имеет право на уровне национального законодательства защищать себя и свое будущее. Церковь же сосредоточена на просветительской работе. Существует немало миссионерских, образовательных, аналитических и иных православных центров, которые изучают деятельность сект и делают достоянием общественности результаты своих исследований, распространяя книги, журналы, брошюры. Эту деятельность возглавляет и координирует Миссионерский отдел Московского Патриархата, издающий специальное «Миссионерское обозрение». Информационно-консультативные и миссионерские центры реабилитации жертв деструктивных и тоталитарных сект, а также помощи родителям, чьи дети оказались уловлены в сети сектантов, активно работают в Москве, Красноярске, Новосибирске, в Перми и других городах. В последнее время в антисектантской деятельности православные верующие используют также возможности, предоставляемые Интернетом.
Главным же направлением работы Церкви во все времена остается великая миссия спасения человека. Ныне активно развивается приходская жизнь, большие усилия направлены на религиозное воспитание детей и взрослых, много сил и средств Церковь отдает делам благотворительности и социального служения. Стремясь в меру своих возможностей способствовать разрешению серьезных духовных и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, Церковь тем самым наиболее эффективно противостоит тем погибельным силам, о которых предостерегающе говорил Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7. 15).
И мы уверены, что по мере развития полнокровной и духовно богатой церковной жизни в обществе будет оставаться все меньше места для пагубных сектантских заблуждений.

Последние публикации раздела
Форумы