• 2 сентября 2008
  • 16:42
  • 90

Путешествие в Приднестровье (Телепрограмма 30.08.08)

     
   
     

 

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 30.08.08)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. «Православная энциклопедия» на берегах Днестра. Сегодня мы побываем во многих храмах и монастырях Приднестровья. Начнем мы наше путешествие в Тирасполе – в столице Молдавско-Приднестровской Республики. В Приднестровье действует Тираспольско-Дубосарская епархия Русской Православной Церкви, и уже 10 лет ее возглавляет архиепископ Юстиниан.

     
  Христос Спаситель. Фреска колокольни Ново-Нямецкого монастыря  
 
Христос Спаситель. Фреска колокольни Ново-Нямецкого монастыря
 

 

Архиепископ Юстиниан был рукоположен в сан в 1995 году, а через 3 года был назначен правящим архиереем новообразованной Тираспольской и Дубосарской епархии. Хотя епархия совсем молодая, земля, на которой она расположена, имеет глубокие православные корни.

В период Средневековья Приднестровье входило в Киевскую Русь, а потом в Галицко-Волынское княжество. Часть его территории долгое время находилась под влиянием татар и турок, а потом была под влиянием католической Речи Посполитой. И тем не менее, православная жизнь здесь никогда не замирала.

Некогда крупный город Рашков ведет свою историю с 1402 года. В XVII веке в нем насчитывалось 7 православных церквей.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Это развалины древнего Покровского храма. Павел Алеппский в своих воспоминаниях говорит о том, что Патриарх Антиохийский Макарий, приезжая в Москву к царю Алексею Михайловичу, был поражен благочестием жителей Рашкова. Все были образованы, знали Священное Писание и пели в церкви.

* * *

В левобережной части Молдавии Советская власть просуществовала значительно дольше, чем на правобережье. Поэтому атеистическая пропаганда сильно ударила по Приднестровью. Сегодня в Рашкове действует всего один православный храм, и прихожан в нем не много. После хрущевских гонений в Приднестровье вообще уцелело только 4 прихода.

Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – В Тирасполе не сохранилось ни одного церковного здания. Все церкви были взорваны. И существующие сейчас в Тирасполе пять церквей с приходами все – выстроенные вновь.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А сколько новых храмов было построено за последние 10 лет?

Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – Не много. Экономическая и политическая ситуации здесь очень сложны. Примерно в пределах десяти храмов.

* * *

Самый большой храм в Тираспольско-Дубосарской епархии построен недавно в городе Рыбнице. По своей значимости собор Архангела Михаила сравнивают в Приднестровье с московским Храмом Христа Спасителя.

Игумен Савватий (Хрущ). ключарь Михаило-Архангельского собора: – храм строился долго и медленно. Качествкенный скачок в строительстве произошел в последние 2 года, когда мы колоссальными темпами смогли подготовить собор к освящению. Огромный труд, силы и здоровье приложили множество людей, отдали все, чтобы этот праздник состоялся. И сегодня. по милости Божией, мы имеем великолепный собор, украшение города и всей Республики.


   
  Прп. Паисий Величковский  
 
Прп. Паисий Величковский
 

 

* * *

Сегодня в Приднестровье открыто около 70-и храмов и 2 монастыря. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь на границе Каменского и Рыбницкого районов, и Петропавловский женский монастырь в городе Бендеры. Здесь уже живет более 40 сестер. Духовник обители, протоиерей Сергий Тодоров рассказал, что монастырь образовался очень быстро.

Протоиерей Сергий Тодоров: – Монашество – это рвение души. Здесь, в Приднестровье, образовался духовный вакуум. Люди жили, и среди них появлялись души, стремящиеся к Богу. Эти прихожане стали моими родными: и это Сережа – житель Бендер, и его сын Андрюша. Это и мой внук тоже. Они приходили ко мне за благословением на свадьбу, потом, крестили детей. Я благословлял и на замужество, и на монашеский подвиг. Главное – чтобы душа была христианкой!

Среди монастырей, расположенных на земле Приднестровья, особое место занимает Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь. Он был основан в середине XVIII века учениками великого старца Паисия Величковского. Одна из главных святынь обители – сохранившийся посох старца.

Святой Паисий был одним из игуменов Нямецкой лавры. Свою жизнь он посвятил возрождению старинных традиций монашества, перевел множество трудов с греческого на церковно-славянский язык, создал устав и чин общежительной жизни, учил братию непрестанно Иисусовой молитве. После кончины святого Паисия Нямецкая лавра претерпела серьезные изменения. в первой половине XIX века румынское правительство ввело закон о секуляризации монастырских земель, запретило Богослужение на церковно-славянском языке. В Нямецкой лавре был нарушен устав преподобного Паисия.

Иеромонах Христофор (Вахабов): – Поэтому к 1862 году оттуда уходит братия, которая желает сохранить устав прп Паисия. Исшедшую братию возглавляет иеромонах Феофан (Кристя), который является основателем монастыря. Поэтому монастырь получает название Ново-Нямецкий. Название было сохранено потому, что задача была сохранить уставы прп. Паисия Величковского.

     
  Схиигумен Феофан (Кристя)  
 
Схиигумен Феофан (Кристя)
 

 

В селе Кицканы братия основала новую обитель. Были построены удивительные по красоте храмы, собрана богатая библиотека. Некоторые книги в ней относятся к XV веку. Традиции уважительного отношения к культуре и образованию продолжились.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Храмы здесь построены в совершенно различных стилях – византийском, румынском, здесь работали русские мастера, ученики Васнецова и современные иконописцы, которые учились в России. Колокольня расписана иконописцами из Румынии. Такова особенность этой земли, соединившей разные народы и разные традиции в единстве Православия.

     
  Сошествие во ад. Фрески колокольни Ново-Нямецкого монастыря  
 
Сошествие во ад. Фрески колокольни Ново-Нямецкого монастыря
 

 

Колокольня Ново-Нямецкого мужского монастыря самая большая во всей Молдавии. Ее высота 70 метров. Ныне в обители по-прежнему соблюдается устав Паисия Величковского.

     
  Колокольня Ново-Нямецкого монастыря  
 
Колокольня Ново-Нямецкого монастыря
 

 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Приднестровская Молдавская Республика – это многонациональное государство. Какие народы населяют сейчас и исторически населяли Приднестровье?

Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – Левый берег Днестра долгое время был буферной зоной для крымских татар, зоной, которая защищала Северное Причерноморье от проникновения войск из Москвы. Отрезок пути от Днестра и до южного Буга был преднамеренно опустошен. Не было ни городов, ни селений. Бывшее здесь в XI – XIII веках обширное славянское население было уведено в рабство и продано на невольничьих рынках Крыма. К XVI-XVII векам этот край был опустошен, население было редким. На правом берегу молдаван было много, а их села – многочисленны, на левый же берег молдаване не решались заходить. Заселение этих земель началось с момента прихода в эти края русских полков под предводительством Суворова. Тогда стали возникать казачьи села, пришли и обосновались здесь молдаване, пришло и великоросское население, возникли села из немецких колонистов. Наш край заселялся и с Балкан – сюда были приглашены болгары. На данный момент мы являемся образом Святой Троицы, к моему счастью как архиерея и как гражданина, у нас нет доминирующей национальности: по 30% молдаван, русских и украинцев. А также болгары, гагаузы, белорусы.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А на каком языке здесь говорят?

Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – Слава Богу, и этот вопрос был решен полюбовно. Исходя из реалий было официально провозглашено 3 государственных языка. Это не только не только официальная декларация, но и наполняемость реальными делами. Есть украинские и молдавские школы, есть свои печатные органы на всех 3-х языках. Естественно, что большей частью языком межнационального общения выступает русский язык. Но, я думаю, что это никого и нисколько не обижает. Есть села где на русском языке говорят плохо. Здесь люди живут ощущая себя полноправными гражданами. У них есть и телевидение и радио, и газеты, и образование на родном языке.

     
  Успенский храм, котором хранится посох прп. Паисия Величковского  
 
Успенский храм, котором хранится посох прп. Паисия Величковского
 

 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыка, Вам приходится служить в разных местах. На каком языке Вы служите в молдавских селах?

На молдавском. Исходя из своих небольших кадровых возможностей я, как начальник духовный должен разместить кадры так, чтобы в молдавском селе служил молдаванин, в районном центре был и русско- и молдаво-язычный священник, да и украинец, чтобы мог произнести проповедь по-украински.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вам, как правящему архиерею приходится говорить на всех языках, на которых говорят Ваши прихожане?

Архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан: – Конечно, а как же иначе?

     
  Свято-Вознесенский собор  
 
Свято-Вознесенский собор
 

 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В храмах Приднестровья службы идут на многих языках: Церковно-славянском, Гагаузском, Молдавском. Кстати, Молдавский язык соединяет в себе две культуры: западную и восточную. «Господи помилуй» по-молдавски звучит так: «Домне, милуеште». «Доминус» – по-латински «Господь», «милуеште» – по-славянски «помилуй».

Преображенский собор в городе Бендеры самый старинный храм в Приднестровье. Его строительство началось в 1815 году. До 19 века здесь была только маленькая деревянная церковь в честь святителя Николая, это был период османского владычества, и Бендерам турки придавали особое значение. Здесь находилась одна из стратегически важных крепостей построенная еще в 16 веке. Крепость, исключая сторону выходящую к Днестру, была обнесена рвом, заполненным водой. По периметру цитадели располагались 16 башен, верхние части которых были оборудованы бойницами для стрелков и легкой артиллерии. Во время русско-турецких войн 18-19 веков Бендерская крепость трижды была взята русскими войсками, но село один раз штурмом. В нем принимал участие будущий предводитель казацко-крестьянского восстания Емельян Пугачев.

     
  Бендерская крепость 2003 г.  
 
Бендерская крепость 2003 г.
 

 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Почти 500 лет стоит Бендерская крепость на высоком берегу Днестра. Эти стены были свидетелями великих исторических битв и событий. Они помнят Потемкина, Суворова, Кутузова, даже Карл XII успел здесь побывать после свого поражения под Полтавой. Но, какие бы баталии здесь не проходили, здесь всегда существовал и христианский храм и синагога и мечеть.

В Бендерах есть еще одно место связанное, и как с историей Приднестровья, так и с историей всей Российской Империи – старое воинское кладбище. Восстановили его совсем недавно. Здесь покоятся останки воинов 115 полков российской армии. В этой земле хоронили более ста лет с 1806 по 1917 год. Здесь лежат освободители Молдавии от турецкого владычества, участники первой обороны Севастополя, умершие в Бендерах от ран и герои Шипки. Министерство внутренних дел Приднестровско-Молдавской республики, проведя огромную работу в фондах Российского Государственного Военно-исторического архива, восстановила тысячи имен: от генералов до рядовых.

     
  Вид крепости в Бендерах. Худ. М. М. Иванов 1790 г.  
 
Вид крепости в Бендерах. Худ. М. М. Иванов 1790 г.
 

 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Место святое не только для Приднестровья, но и для всей истории Русской земли.

Вадим Красносельский, министр внутренних дел ПМР: – Мы передали данные в исторический музей Севастополя, они данные приняли и разместили их у себя на экспозиции. В советское время до 1968 или 1969 года здесь было обычное гражданское кладбище, потом его разрушили, кто хотел своих родственников перезахоронил, а кладбище была превращено в свалку. Мы начали его восстанавливать в 2006 году.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я вижу здесь похоронены ратники ополчения города Москвы.

Вадим Красносельский, министр внутренних дел ПМР: – Да, здесь похоронены москвичи, всего 281 человек. Перечислены дружины в которых они воевали, именно они принимали участие в защите Севастополя, а здесь умерли от ранений.

В октябре 2008 года Бендерам исполнится 600 лет. К этой дате на воинском кладбище предполагается закончить строительство мемориальной колоннады с двумя музеями и часовней в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Рядом кресты над могилами румынских солдат и офицеров погибших и умерших в Бендерах с 1941 по 1944 год, их память тоже бережно сохраняется. В годы ВОВ Бендеры были разрушены практически до основания. Преображенский собор уцелел чудом, а ведь он не раз оказывался в секторах артиллерийских обстрелов.

В 1992 году, когда колонна военной техники и тысячи вооруженных людей ворвались в Бендеры, храм вновь оказался в эпицентре боевых действий. Ключарь Преображенского собора отец Леонид был очевидцем тех событий.

Священник Леонид Паскарь: – Были побиты окна, снаряд попал в дверь, отпечаток был очень страшный. Люди не понимали за что гибнут. Вокруг были снайперы, и к храму подойти было не безопасно. Мы ползком подбирались к нему, потому что владыка Викентий благословил у кого есть возможность открывать храм и молиться, потому что молитва может избавить город от разрушения и гибели многих людей.

     
  Музей войны в Бендерах  
 
Музей войны в Бендерах
 

 

Сегодня о тех трагических событиях напоминают выбоины от пуль на здании исполкома и фотографии в музее Бендерской трагедии. Несмотря на продолжающуюся международную изоляцию, и время от времени ужесточающуюся экономическую блокаду, раны от той войны в Приднестровье постепенно заживают.

Юстиниан, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский: – Моментом объединяющим является единство в Вере. Единство в православных обычаях, традициях роднит и заставляет уважать один другого. Конечно, политическая неустроенность нашего края заставляет многих родителей задуматься о будущем своих детей. И отток трудоспособного населения в Приднестровье очень велик. Пока не будет видны контуры будущего нашего края, люди будут чувствовать себя неуверенно. Жить здесь сложно и уверенности в завтрашнем дне, к сожалению, нет. Нужно жить с надеждой на промысел Божий.

В Приднестровье сегодня мир. Это особенно заметно по лицам детей, для которых в республике делается многое. Детский конкурс «Моя Православная родина»: в рисунке, фотографии или сочинении участники должны были рассказать о том, что для них близко и дорого. Итоги конкурса подводились в библиотеке Тираспольского собора Рождества Христова. Инна Люленова – одна из победителей конкурса, жюри отметило ее стихотворение «Пасха».

Пасха – это праздник Бога,
Все люди спешат в Церковь.
И не бывает праздника другого
Божественней чем этот.

Все птицы любят Пасху,
Поют не как обычно:
Их голоса, как в сказке,
Напоминают нам о вечном.

Звучат колокола веселой песней,
Что слышно даже на краю земли.
И, все же, нет праздника чудесней.
Всем «Поздравляю» говорим.

Святое Воскресенье наступает,
«Христос Воскрес», - всем людям говорит.
И каждый православный знает:
«Воистину Воскрес», Христос наш жив.

В гимназии талант мы снимали молебен, который традиционно служится здесь перед началом учебного года и после его завершения. В гимназии стараются воспитать детей в православной традиции, а это – и чувство товарищества, и умение прощать, и уважение к семье и любовь к родному языку. Обрести эти знания не только умом, но и сердцем не просто. Директор гимназии Вера Михайловна Дворяну сама не стесняется признать себя в чем-то ученицей. Этим летом в институте повышения квалификации был проведен курс преподавания «Основ Православной культуры», в конце которого педагоги сдавали экзамен. К внедрению «Основ Православной культуры» здесь подходят поэтапно. С начала учебного года он вводится как факультативный предмет в 13 школах Приднестровья.

     
  Св. равноапп. Кирилл и Мефодий  
 
Св. равноапп. Кирилл и Мефодий
 

 

Светлана Турчак, зав. кафедры педагогики института развития образования: – Согласно переписи населения, в Приднестровье 94% православных людей – это, во-первых. Во вторых, если сделать сравнительный анализ основных мировых религий, то, отношение к родине, к человеку, к миру, к армии больше всего отражено в идеях Православия.

Дни Славянской письменности и культуры в Приднестровье. Наверное, нигде этот праздник не встречают так широко, как здесь. В крестном ходе от храма Рождества Христова приняли участие представители общественных объединений, члены творческих коллективов в национальных, русских, украинских, молдавских и болгарских костюмах, преподаватели и студенты Приднестровского госуниверситета, жители города. Учащиеся воскресных школ несли буквы славянского алфавита. На фасаде университетского дворца культуры была открыта мемориальная доска в память о святых равноапостольных Кирилле и Мефодие. Для Приднестровья дни Славянской письменности и культуры не только церковный, но и государственный праздник.

Игорь Смирнов, президент ПМР: – Когда распался СССР, мы оказались брошены: из Советского союза, мягко говоря, попросили, к националистам особого желания не было, отсюда и кровавые события, и только обращение к истокам, истории, Православию помогло найти правильный путь. Это то, что движет само существо человека, Вера – то прекрасное, чем жили наши предки. Вера в наш народ, землю, в те великие иконы, которые у нас есть, Православие – вот это есть жизнь.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Приднестровью сегодня живется не легко: невысокие зарплаты, трудно найти достойную работу, но унылых лиц мы не встретили, и понятно почему: вера во Христа и печального утешит и слабого поддержит.

Наша программа подошла к концу, но путешествия «Православной энциклопедии» продолжаются. Всего Вам доброго! Храни вас Господь!

     
   
     

 

Форумы