70-летие мученической кончины сщмч. Никодима (Кроткова) (комментарий в зеркале СМИ)

Кострома, Ипатьевский монастырь
Кострома, Ипатьевский монастырь

Костромская епархия сегодня (Телепрограмма «Православная энциклопедия», 12.11.05)

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня мы продолжим путешествия по разным епархиям России. Мы побывали уже во Владимире, Твери, Екатеринбурге, Саратове, и даже на Камчатке. А сегодня расскажем о Костроме. Недавний праздник 4 ноября, День народного единства, напомнил нам о событиях 400-летней давности: победе над польско-литовскими захватчиками, конце смутного времени и избрании на царство юного Михаила Романова. Тогда одним из центров политических событий стала Кострома. Потом этот город славился как центр торговли. Сейчас производит впечатление тихой провинции. Чем Кострома живет сегодня? Мы встретимся в нашей студии с ректором Костромской Духовной семинарии архимандритом Геннадием Гоголевым. Звоните в студию, задавайте вопросы. А в начале программы – как всегда новости.

* * *

Сергей Леонидович Кравец, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»: – На этой неделе вышел в свет 10-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Он открывается большой статьей «Второзаконие», повествующей о библейской книге, одной из важных книг Ветхого Завета. Завершается этот том статьей о св. Георгии Победоносце. Это один из самых почитаемых святых не только в христианском мире, но и в других конфессиях, например, в исламе. Есть целые страны, считающие святого Георгия своим покровителем – Грузия, Великобритания. Для нас важно, что святой Георгий – покровитель Руси, покровитель православного воинства и покровитель Москвы.

Кроме того, из X тома читатель узнает о высшем Церковном управлении и высшей Церковной власти, о религиозных воззрениях философа Гегеля и о религиозной жизни таких далеких стран, как Гвинея, Гватемала, Габон. Об истории Гамбурга и связанных с ним королей Генрихов, святых просветителей Запада. Очень много в X томе статей и о русских православных святых с именами Гавриил, Геннадий… Здесь начинается огромный сонм святых Георгиев, продолжится он в XI томе, где Георгиям будут посвящены еще 182 статьи.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Презентация недавно вышедшего тома и всего издания «Православной энциклопедии» состоится 15 ноября в Академии Генерального штаба Вооруженных сил России. В энциклопедии немало статей посвящено военной истории, святым православным воинам, взаимодействию Церкви и армии, без которого немыслима многовековая история нашей Родины. Презентацию «Православной энциклопедии» возглавит её главный редактор - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Об этом мы подробно расскажем в следующей программе, главная тема которой - Церковь и армия.

А теперь – начнем наше путешествие в Костромскую епархию.

Кострома, Торговые ряды и Спасская церковь
Кострома, Торговые ряды и Спасская церковь

В архиве «Православной энциклопедии» есть уникальные кадры, которые запечатлели Кострому начала XX века. Тогда город стал центром празднования 300-летия дома Романовых.

* * *

Рубрика «Кинохроника ушедшего века»: Костромские торжества 1913 года

Город Кострома, 1913 год. Древняя вотчина бояр Романовых. Здесь в 1613 году Великое посольство обратилось к юному Михаилу Фёдоровичу Романову с просьбой принять на себя царство.

С этой просьбы началось восстановление Русского государства после Смутного времени.

Семья Императора Николая II прибыла в Кострому по случаю 300-летия Дома Романовых на пароходе «Межень». Императора и сопровождающих встречали невиданные толпы народа. Некоторые прибыли издалека, и чтобы увидеть государя, заходили по пояс в воду. Для многих журналистов, сопровождавших царскую чету в поездке, такое выражение народной любви было неожиданным.

Первая остановка была в Ипатьевском монастыре.

По окончании Божественной литургии в Успенском соборе монастыря, Царская семья посетила Романовские палаты. Здесь, в монастыре, Михаил Романов скрывался от польских захватчиков, и здесь его мать, инокиня Марфа, благословила Михаила на царство Феодоровской иконой Божией Матери.

На следующий день Николай II с семьей прибыли в Кострому.

По этому случаю был устроен военный парад. По его окончании был заложен памятник в честь 300-летия Дома Романовых. Достроить его помешали война и революция. В советское время его быстро переделали в памятник Ленину и ныне этот «стоп-кран», как памятник называют в народе, до сих пор стоит на месте, ему не предназначенном.

По завершении церемонии Николай II посетил губернаторский дом. Во дворе он поднял чарку за здоровье потомка Ивана Сусанина унтер-офицера Сабинина. Для Николая II самопожертвование Сусанина, уведшего в лесные чащи польский отряд и отдавшего жизнь за царя, было поступком государственного значения.

Из Костромы Царская семья отбыла в Москву, чтобы принять участие во всенародных торжествах по случаю юбилея. Никто не предполагал, что это будет последний великий праздник Российской Империи.

Богоявленский кафедральный собор
Богоявленский кафедральный собор

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Кострома – жемчужина Золотого кольца России, один из центров русского монашества и древнерусского искусства. Костромские мастера приглашались к Царскому двору, расписывали храмы Московского кремля. Сегодня Кострома, как и многие провинциальные города, может быть, переживает не самые лучшие времена, но ее богатейшая история и культура все равно не померкли.

* * *

Сюжет: Костромская епархия

Кострома начиналась еще при Рюриковичах. По сути, она сестра Москвы – младше столицы всего на пять лет, и «отец» у них (по летописному свидетельству) общий – Юрий Долгорукий.

История Костромы как в зеркале отражается в истории ее главной святыни – чудотворного Феодоровского образа Ьожией Матери. Этой иконой в середине ХIII века великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, будущего Александра Невского на брак с полоцкой княжной Параскевой. На обороте иконы – образ святой покровительницы княжны – мученицы Параскевы.

Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери

В древнем «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы» рассказывается, что однажды жители города увидели на улицах воина с иконой Божией Матери, многие узнали в нем святого Феодора Стратилата. На следующее утро младший брат Александра Невского князь Василий во время охоты увидел эту икону в ветвях дерева у речки Запрудни. Святыню крестным ходом доставили в Кострому, тогда же икона получила название Феодоровской.

С ней связан и конец Русской смуты – именно перед Феодоровским образом будущий царь Михаил Романов принял избрание его на царство. С тех пор икона особо почиталась династией Романовых.

Сейчас она находится в Костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Здесь же, в крипте монастыря, стоит рака с мощами преподобного Никиты Костромского – ученика и родственника Сергия Радонежского. А в Смоленском храме монастыря на стене проявилась еще одна святыня – древняя фреска, которую в советские годы считали безвозвратно погибшей.

Послушница Ирина – Когда приехали в монастырь московские реставраторы, то они сначала отказавшись работать, согласились только попробовать. Женщина-реставратор взяла вату, смоченную спиртом, провела по стене, где предполагалось изображение и закричала: – «Позовите матушку Иннокентию!» Все увидели, что проявились глаза Пресвятой Богородицы. Дальше реставрация иконы-фрески пошла очень быстро.

 Кострома, Ипатьевский монастырь
Кострома, Ипатьевский монастырь

Еще более удивительна история Ипатьевского монастыря. По преданию, здесь, берегом Волги шесть веков назад проезжал татарский мурза по имени Чет. И был остановлен – ему явилась Пресвятая Богородица с двумя спутниками: апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским. Татарин был настолько изумлен, что принял крещение с именем Захария, и основал на этом месте Ипатьевский монастырь. От Чета произошли русские боярские фамилии Сабуровых и Годуновых.

Троицкий собор монастыря в конце ХVII века расписывали знаменитые мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Работали большой бригадой, восемьдесят фресок писали девятнадцать изографов, и у каждого была своя часть работы.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Росписи Ипатьевского монастыря – это вершина знаменитой костромской школы иконописи. Здесь, в западной галерее есть и фреска с редчайшим сюжетом: видение монаха Евлогия.

Пять веков спустя в Костроме снова расписывают фресками храмы. В древнем Пахомиево-Нерехтском монастыре заканчивается роспись Троицкого собора. От Спасителя-Пантократора на куполе фрески спускаются вниз. Иконописец в одиночку расписал огромное храмовое пространство, работа растянулась на 6 лет. Современные фрески пишутся теми же красками, что и во времена Андрея Рублева. Но главное в росписи, конечно, не ремесло.

Анатолий Алешин иконописец, преподаватель МДА: – Хорошо, если Бог через икону смотрит на тебя. Это важно: почувствовать, что не ты смотришь на икону, а Бог смотрит на тебя, Бог тебя видит…

За стеной, которую сейчас расписывает художник, под спудом покоятся мощи основателя обители – преподобного Пахомия Нерехтского, друга и современника преподобного Сергия.

Кострома помнит разные времена. Рядом с древними храмами улочки, по которым ходили философ Василий Розанов и драматург Александр Островский. На Костромской земле родился режиссер Андрей Тарковский. Здесь жила семья священника Павла Флоренского. А в тридцатые годы минувшего века Костромскую кафедру возглавлял священномученик Никодим (Кротков), пострадавший в годы репрессий, как и сотни других костромских новомучеников.

15 лет в Костроме строят новые храмы и возрождают старые монастыри. История епархии продолжается. И костромские святыни, с которыми связаны главные события русской государственности, актуальны в наше время не меньше, чем тысячу или четыреста лет назад.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в гостях заместитель председателя Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, ректор Костромской духовной семинарии, кстати, одной из лучших в России, архимандрит Геннадий (Гоголев). Здравствуйте, отец Геннадий!

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Здравствуйте!

Когда-то Кострома жила активной жизнью. Здесь кипела торговля, создавалась история. До революции здесь было больше тысячи храмов, почти две тысячи часовен, два десятка монастырей. А что сейчас?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – В этом смысле Кострома разделила судьбу всех без исключения регионов России. 95% церковного достояния было потеряно. Но даже в советское время в Костроме было 4 действующих храма. Это в те времена было удивительно.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Да, ведь где-то и одного действующего храма не было. А что сейчас?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – По всей области около 200 храмов, 9 монастырей, в том числе и большие и известные монастыри. Открыта Духовная семинария. Вскоре мы будем праздновать 10 лет со дня возрождения Духовной семинарии.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень значимое событие. Поздравляю! Костромская земля – это колоссальная территория. Более 60 тысяч квадратных километров. И на такую территорию 200 храмов совсем не много. Ваша семинария готовит миссионеров для проповеди среди нашего народа, утерявшего собственные православные корни?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Думаю, что любая семинария готовит, прежде всего, таких людей, как мы говорим – людей для внутренней миссии. Но очень часто под этим научением понимают какие-то программы, методы. Но изучением методов и программ, только по книгам, миссионерскому деланию не научишься. Для того чтобы стать настоящим миссионером нужна чистота сердца.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Этому наверное тоже научить в семинарии невозможно. Для этого нужны особые духовные дарования человека и духовное наставничество. Есть ли оно, есть ли люди, к которым можно обратиться за духовным советом?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Конечно, есть.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Стереотипом стало утверждение, что сегодняшняя молодежь – это потерянное поколение. Вы с этим согласны?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Конечно, потерянное. Например, потерянное для той идеологии, которая господствовала в Советском Союзе.
Ведущий – священник Алексий Уминский: – А для Церкви?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Думаю, что за эти годы Церковь только начала по-настоящему обретать молодежь. Для Церкви это поколение скорее обретенное, чем потерянное.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Хорошо, а как проповедовать современной молодежи? На каком языке с ней нужно говорить? Что допустимо, а что нет?
Архимандрит Геннадий (Гоголев): – На мой взгляд, допустимо практически все. Единственное, что священник или мирянин, посвятивщий себя проповеди о Христе, должен внутри себя четко понимать, что все прокты, которые он воплощает, все, что он делает, это лишь средства, а конечная цель – привести молодежь в храм и привить молодому человеку вкус к духовной жизни.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вы являетесь заместителем председателя Отдела по делам молодежи. Расскажите об опыте по работе с молодежью, о ваших методах, которые, как вы считаете, практически все возможны? Что вы имели в виду?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Сейчас во многих епархиях появляются новые начинания, проводятся концерты. Недавно провели большой велопробег, или велопоход, на поле Куликово. В нем приняли участие представители многих епархий, в том числе и Костромской. Основная группа велосипедистов проехала от Петербурга до Куликова поля. Это почти 2000 км.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это серьезный пробег. А каким образом это могло быть для молодежи средством проповеди Христа?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Молодежь всегда готова что-то делать, молодежи тяжело сидеть за партами и воспринимать информацию. Поэтому нужно занять человека конкретным делом и ненавязчиво при этом рассказывать ему о Христе. Причем дело должно мобилизовывать волю, выявлять лучшие качества. Это, на мой взгляд, лучший путь в христианской проповеди.

Пожарная каланча
Пожарная каланча

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Последнее время очень остро обсуждается демографическая проблема. Многие прямо говорят, что Россия вымирает. Вымирание начинается с деревень, а Костромская земля – земля деревенская. Есть ли какая-то программа, идеи – как исправить эту трагическую уже сейчас ситуацию?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Эта страшная проблема, к сожалению, есть. Есть районы Костромской области, где за 10 лет население сократилось практически вдвое. Практика показывает, что оживить ситуацию, привлечь людей оставаться в селах и не отпускать молодежь на сторону могут только подвижники.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Конечно, разговор о демографических проблемах заставляет нас прежде всего задуматься о том, как мы заботимся о детях. Давайте посмотрим сюжет.

* * *

Сюжет: Дети Костромы

Насте восемь лет. Уже год она живет здесь, в приюте при Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском монастыре. Таких, как Настя, воспитанниц здесь двадцать пять. На территории обители у них свой дом, где они живут и учатся. А преподают здесь нерехтские учителя и монахини монастыря, тоже в прошлом педагоги. Все как в обычной школе: грамматика и арифметика, биология и уроки труда. Вот только в классе не тридцать учеников, а три, или даже два.

Троице-Сыпанов Пахомиев монастырь
Троице-Сыпанов Пахомиев монастырь

Настя: – Два умножить на четыре будет восемь.

Девочки учатся и особенному монашескому рукоделию, вышивают бисером и золотом. У них есть и свой компьютерный класс, и даже зооуголок. Для них это не приют, и даже не детский дом – они говорят: «Это наша семья.»

Игумения Алексия (Ремизова): – Конечно, наша самая главная задача: чтобы они выросли нормальными, добрыми, православными людьми. Как их жизнь сложится – трудно сказать. Важно, чтобы они выросли с понятиями добра.

В двадцати километрах отсюда, в селе Ковалево, при местном Покровском храме живут мальчики. Многие из них – это братья девчонок из нерехтской обители. И жизнь здесь совсем другая, чем в монастыре – совсем домашняя атмосфера. Старшие мальчики помогают воспитателям, и к каждому трудному подростку – свой подход. Кстати, здесь не наказывают. Но могут оставить без сладкого на ужин. Или не взять с собой в Крым: через неделю ребята из Ковалево собираются покорять горы Южнобережья. А пока тренируются на единственном в Костромской области тренажере для скалолазания. И пожалуй, самое удивительное, что в горы ребят водит местный священник Андрей Воронин.

А в самой Костроме в негосударственной школе-гимназии утро начинается с песни – второклассники поют гимн православных следопытов.

Совсем скоро на месте креста рядом с общеобразовательной школой, носящей имя равноапостольной княгини Ольги, появится храм. И это только начало.

Светлана Павлова учредитель Костромской негосударственной гимназии: – Хотелось бы, чтобы дети к причастию пришли здесь. Чтобы и родители тоже могли получить православное воспитание. Скоро мы откроем народную школу для взрослых, где вместе с детьми будут учиться родители, бабушки, дедушки. Равноапостольная Ольга воспитала внука, который крестил Русь. Очень хочется, чтобы из наших деток выросло совершенно иное поколение. Что не получили бабушки и дедушки – получат их внуки.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Скажите, отец Геннадий, а ваши семинаристы получают педагогическое образование? Готовы ли они идти в обычные школы, приюты, детские дома?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Старшеклассники преподают в обычных школах, в той же гимназии, которую мы видели в сюжете. Приглашаем и известных профессоров из Москвы читать лекции по психологии. Но подчеркиваю, это не главное. Главное для наставника детей и молодежи – быть искренним, иметь чистое сердце. Дети как никто чувствуют в воспитателе любую фальшь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А кто сейчас прихожане костромских храмов? Вы можете нарисовать портрет среднестатистического прихожанина? Изменился ли он за последние 15 лет?

Архимандрит Геннадий (Гоголев): – Если вы ждете ответа, что подавляющее большинство прихожан молодые люди, то это не так. Конечно, молодой человек, который проводит в храме каждое богослужение, это большая редкость. Религиозное чувство приходит со временем, в более зрелом возрасте. В Костроме открыто 20 храмов на 280 тысяч человек. Это сделано трудами архиепископа Александра, ему слова огромной благодарности. Так вот в каждом храме и в каждой общине есть молодые люди.

Колокольня Богоявленского кафедрального собора
Колокольня Богоявленского кафедрального собора

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо Вам, отец Геннадий, что нашли время приехать к нам. Думаю, что мы еще не раз встретимся с Вами и Костромской епархией. До свидания.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы