День памяти прп.Саввы Сторожевского

23 августа Русская Церковь вспоминает второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Игумен Савва (Фатеев). Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru 
Игумен Савва (Фатеев). Фото Ю.Клиценко,  
Седмица.Ru 
Игумен Савва (Фатеев)

«Божественного света незаходимое светило»

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский и всея России Чудотворец – ученик и сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского, один из первых пострижеников Троицкой обители, духовник братии и самого преподобного Сергия, духовник семьи Великого Князя Московского Димитрия Донского, позже – Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича, второго сына Димитрия Донского. Игуменствовал в Успенском Дубенском Шавыкинском (ок. 1380-1392 гг.), Троице-Сергиевом (1392-1398 гг.), Богородице-Рождественском Звенигородском (1398-1407 гг.) монастырях. Преставился ко Господу 3 (16) декабря 1407 г. Канонизирован на Первом Макариевском Соборе в 1547 г. Мощи обретены нетленными 19 января (1 февраля) 1652 г. Был одним из самых почитаемых святых в России. Представителями царской династии Романовых почитался как небесный покровитель – «Молитвенник за Царей Богоизбранных».

В 1919 году главная Святыня обители мощи преподобного Саввы Сторожевского были вскрыты и вывезены. Судьба их долгие была годы неизвестна. Но Промыслом Божиим мощи сохранились и были переданы в Свято-Данилов монастырь. В августе 1998 года, во время празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, они были торжественно перенесены в родную обитель, в святых стенах которой возобновилась монашеская жизнь. Насельники продолжают нелегкие труды по дальнейшей реставрации архитектурного ансамбля монастыря, ведут духовно-просветительскую деятельность На этом святом месте, прославленном трудами и подвигами преподобного Саввы, вновь совершается освящающее мир духовное служение, продолжается смиренная иноческая молитва – за Россию, за весь православный мир и всех нас.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке государства, знаменательное событие в жизни всего русского народа – празднование 600-летия преставления одного их самых почитаемых святых земли русской – преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, отмечается в нашей стране на общецерковном и общероссийском уровне. Почетным Председателем Оргкомитета и Попечительского Совета юбилейных празднований стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В рамках торжеств в течение года пройдут праздничные богослужения, конференции, выставки и другие мероприятия, посвященные этой годовщине. Неотложной реставрации требуют храм и весь ансамбль Скита преподобного Саввы, расположенный более чем в километре от монастыря на месте, где преподобный Савва ископал себе пещеру, и куда он удалялся для сугубых молитв и уединения.

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что торжества, посвященные 600-летию кончины преподобного Саввы Сторожевского, послужат укреплению единства российского общества.

600 лет назад, в самом начале XV столетия, в Обители Рождества Пресвятой Богородицы близ древнего Звенигорода мирно почил о Господе ее основатель и игумен – преподобный Савва Сторожевский, прославившийся высотой и святостью жизни и вошедший в историю Отечества нашего как ближайший и любимый ученик и сомолитвенник «Чудотворца Земли Русской, преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского». Именно он, Звенигородский Чудотворец, «благоговейно почитаемый всеми, от Великих Князей до простолюдинов», известный своим благочестием во всем Отечестве, молитвенник и заступник за землю Русскую, дал русскому народу такой оплот Православия, каким является основанная им Сторожевская Обитель.

Русская Православная Церковь вместе со всей Россией торжественно отмечает эту величественную и священную дату и чтит всечестное и прославленное имя преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, великого в своем смирении, скорого помощника, небесного заступника и святого покровителя множества народов, на протяжении чреды веков разделявших общую судьбу нашего Отечества.

Движимые глубокой верой в чудесное предстательство и заступничество преподобного Саввы, преклоняясь перед высотой его духовного подвига и служения ближним, мы, его соотечественники и наследники, считаем своим долгом, своей священной обязанностью почтить юбилей его честного преставления, свидетельствуя о нем, как о символе национального возрождения, нравственного и духовного обновления нашего Отечества.

Подвиг преподобного Саввы, как и преподобного Сергия Радонежского, велик и благодатен для всех людей. Но для народов нашей обширной страны, вдохновленных его служением, верой в свое будущее, имя его особенно дорого и значимо. Над ним не властны века, оно навсегда останется нашим священным достоянием. В памяти народа имена святых преподобных Саввы и Сергия связаны с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно – историческим подвигом на поле Куликовом и с золотым веком отечественной культуры.

Особо почитали Радонежские подвижники (к которым, несомненно, относим мы и преподобного Савву Сторожевского) Пресвятую Троицу. По словам преподобного Сергия Радонежского «Взиранием на Пресвятую Троицу побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего». В этом единомышленны были с преподобным все его ученики, и учили своих духовных чад миру, доброделанию и братской любви. Преподобный Савва Сторожевский укреплял в самом именитом духовном чаде своем Звенигородском (а позже – Великом Московском) князе Юрии Димитриевиче чувство ценности и важности единства Московской державы.

Имя преподобного Саввы Сторожевского способно пробудить в душе каждого человека воспоминания о давно минувшей старине, о страданиях, свершениях и достижениях наших предков в один из самых сложных и переломных моментов отечественной истории.

Века минули с тех пор, как закончилась земная жизнь этого великого и благодатного старца, светильника веры и благочестия. И чем дальше в стремительном беге времени удаляется от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становится его образ, его высокие и светлые черты, его чистое добродетельное житие и иноческие молитвенные подвиги – все то, что получило в нашем народе имя – «святость».

От таинственных созерцаний и откровений до государственной и политической жизни – огромный шаг. Но святой Савва сделал его. «Он покорил духу мудрование плотское; постоянно мысль свою горе возвышая, он умел весь свой ум к небесным вперить, и тем очистить зрение умственнаго ока, освятить и изощрить его для высших созерцаний. Свою способность постигать прекрасное в природе он устремил к той первообразной красоте несозданной, созерцание которой благоукрашает душу и у красоты сотворенной отнимает ту опасную силу, которая ей сообщается неочищенным взором ума и сердца. Свою чувствительность сердечную он пропитал печалию по Бозе, плачем о грехах – и превратил ее в умиление. Постом и трудами обученная плоть не представляла той преграды к духовным восторгам, какую иногда в людях, много ей угождающих, представляет она, служа как бы плотиною для той воды живой, которая из глубины христианской души хочет устремиться в иную, лучшую область духа, и вопиет в своем журчании: “иди к Отцу”, но прегражденная, мало-помалу оскудевает и превращается в болото. В нем чистая девственная кровь горела часто на ланитах, но только от молитвенного в духе горения, и не остывала, пока неудержимые потоки слез не напоили довольно души умиленной, или обрадованной таинственными посещениями Духа Божия».[1]

Высоким умом и чистым сердцем преподобный Савва созерцал Бога. И в Боге он видел каждого приходившего к нему человека. Он созерцал свой народ пред лицом Божиим – его душу, его талант, его историю. Созерцание было его предстоянием перед Богом, его молитвой, его пламенным желанием служить народу. И он служил ему, его утешению, ободрению, возвышению. Он молился о своем народе, чтобы в замысле Божием народ остался на высоте своего призвания, верным в принятии даров Божественной благодати.

Преподобному Савве Сторожевскому была дана сила ясного, глубокого и проникновенного ума и духовного разсуждения. На современников он производил впечатление удивительной трогательной по своему благородству простотой, глубокой искренностью и тем светлым, одухотворенным благодушием, которое без слов говорило о его внутренней духовной преображенности. Ему было присуще истинное чувство меры во всем.

Сияние святости преподобного Саввы неотделимо от его добродетели, его нравственной высоты, так высоко ценившейся его современниками. Своим подвигом он явил миру истинную жизнь в идеальной соотнесенности друг к другу всех ее проявлений. Божественная соразмерность всех сторон внутренней жизни преподобного отразилась в его внешнем облике как естественное и чистое ее оформление, как высшее претворение плоти духом. Идеальный внутренний мир преп. Саввы раскрывают перед нами слова праздничных служб Звенигородскому Чудотворцу: «земный ангеле и небесный человече», «усердный чистоты и воздержания хранителю», «зерцало веры благочестивыя», «образе кротости духовныя», «скорый помошниче притекающих к тебе с верою», «о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный» – именно такими словами величает преподобного Акафист.

«Предание сохранило о нем рассказ, что он сам на претруженных подвигами и возрастом плечах своих носил воду на крутую гору, к монастырю и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней своих в праздности… Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря, и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии и со слезами молился Господу. Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и, невзирая на свои преклонные лета, не переставал трудиться для обители.. Изо дня в день совершенствуясь в духовной жизни, преподобный Савва достиг, наконец, глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила, и, отвергши однажды мир, о мирском и суетном уже более не заботился; никогда он не одевался в мягкие одежды и не искал телесного покоя, предпочитая тесный и прискорбный путь пространному; нищету возлюбил он паче богатства, бесславие паче земной славы и терпение паче суетной радости».[2]

Благоговейно почитаемый всем народом, преподобный Савва был обращен к нему своей всеприемлющей душой. Его призвание состояло в том, чтобы принять ближнего во всей его глубине, во всех ее веками формировавшихся национальных особенностях и помочь каждому человеку преодолеть падение и соблазн. Примером своей святой и высокой жизни он совершал в умах и сердцах своих современников глубокое духовное, нравственное и мировоззренческое преображение, которое люди почитали как чудо. Это и было чудо. Совершалось духовное возрождение народа, творилось нравственное преображение Руси, подготовившее собой в последующие века культурное и государственное возвышение его земного Отечества.

Преподобный Савва любил свою Родину и верил в свой народ, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Подвигом своей жизни преподобный Савва освятил и благословил то, что веками создавало и формировало национальный характер, созидаемый Церковью, семьей, всем образом жизни человека. В то время, когда народ наш был подавлен чужеземным игом и разорен внутренним раздором, преподобный Савва, как и преподобный Сергий, старался вдохнуть в него действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укреплял Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни, что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение. В лице игумена Сторожевской обители русский народ коснулся высшей ангельской праведности, и этого прикосновения было достаточно для обретения необходимых ему нравственных сил.

Во след Великого Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, служение миру и единству России является величайшей исторической заслугой и преподобного Саввы, игумена Сторожевского. Тот благодатный дух правды и созидания, который стяжал Радонежский пустынник и который составляет основу единства и порядка мира, был внесен в отношения Церкви и государства и пустынником Сторожевским. В лицах преподобных Сергия и Саввы Церковь благословляет паству и молится за нее. В лицах святого благоверного князя Димитрия Донского и звенигородского князя Юрия (Георгия) Московская Русь ведет освободительную борьбу, отстаивает Отечество и веру. Справедливо будет отметить, что все народы России – народы Поволжья, Кавказа, Сибири и отдаленных пограничных рубежей вкладывали в защиту Отечества свою патриотическую преданность, военное искусство и жертвенную любовь. Но начало этому великому многовековому стоянию за Отечество было положено на Куликовом поле, когда Русь устояла и победила…

Победив на поле Куликовом грозного неприятеля, русские люди обрели волю к свободе, вновь ощутили себя хозяевами собственной судьбы. И новые иноческие обители, наполненные духом трезвенного подвижничества, стали знамением национальной метанойи, образцами новой Руси, свободной от порока, от страха человеческого, от лености, от распрей. Руси, устремленной к свету Христову, Руси, получившей в истории наименование Святой.

Поэтому не случайна та глубочайшая духовная связь, которая существовала между ревнителями этой новой, Московской Руси. Основатель Сторожевской обители не случайно был учеником родоначальника общежительного монашества в Северо-Западной Руси – преподобного Сергия Радонежского.

С именем преподобного Сергия Радонежского связано развитие на Руси движения исихазма. Исихазм (от греч. «безмолвие», «уединение») с XI в. исподволь развивался в Византии и к середине XIV в. оформился в мировоззренческое учение. Основанное на тысячелетнем опыте богоискательства и общинножительства синайских и афонских монахов, оно было принято на Соборе 1351 г. как официальная доктрина Православия. Творцами ее считают прп. Григория Синаита и свт. Григория Паламу. Если прп. Иоанн Лествичник восхождение к Богу связывал с внешними условиями человеческой жизни, то исихазм учил овладению всеми силами души и через них господствовать над плотью. Относительно внешнего мира рецепт исихазма прост – молчание. Преп. Сергий, «божественные сладости безмолвия вкусив», подчинил его влиянию новое религиозное сознание. Из Троицкой обители вышли и преп. Андрей Рублев, с его безмолвной беседой Ипостасей Божественного существа (Троицей), и наиболее яркий представитель нового литературного стиля преп. Епифаний Премудрый.

На самом деле только в исихазме русская народная религиозность нашла приемлемый вариант христианского мировоззрения. Народное сознание иерархию как нечто данное свыше принять было не способно – в достижении определенного общественного положения русич видел проявление личных способностей, доблести и трудолюбия. Совладать с собой – на это и был направлен исихазм.

* * *

Стоит сказать об особой роли Саввино-Сторожевского монастыря. Начиная со времени основания, Обитель служит примером тесного и «душеполезного» сотрудничества между Церковью и государством. Преподобный Савва был духовником семьи Великого Князя Московского Димитрия Донского, после наставлял и ободрял его сына – князя Юрия Дмитриевича, и тот с великим уважением и благоговением относился к своему святому молитвеннику, испрашивал у него благословение на труды и походы, оказывал всяческую поддержку новому монастырю.

Царь Алексей Михайлович (второй из Династии Романовых, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству преподобного), возвысил монастырь до статуса Лавры и «собственного государева богомолья», расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь вместе со всей семьей и двором. До сего дня сохранились в Обители Царский Дворец и Царицыны палаты, построенные для этой цели. Укрепляясь и вдохновляясь строгим монастырским житием, он не забывал и о своих царских обязанностях – твёрдой рукой управлял он Российской Державой. Царевна Софья Алексеевна вместе с братьями Иваном и Петром и царицей Натальей Кирилловной укрывалась на Стороже во время первого Стрелецкого бунта – Хованщины, в благодарность построив в Обители трапезную Преображенскую церковь.

Монастырь посещали многие представители Царствующего Дома. В Обители часто бывали Их Императорские Высочества Генерал-губернатор Москвы Великий Князь Сергей Александрович с супругой Великой Княгиней Елисаветой Федоровной, особо почитавшие Звенигородского чудотворца. В 1898 году, во ознаменование 500-летнего юбилея обители, они преподнесли в дар массивную и драгоценную серебряную с позолотой лампаду к святым мощам преподобного Саввы, с нижеследующей вокруг лампады надписью: «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной в память 14-го мая 1896 г. Святому Молитвеннику о Царях Богоизбранных». После мученической кончины супруга, святая великомученица Елисавета Федоровна часто посещала монастырь инкогнито. Ныне возрождается традиция паломничества в Саввин монастырь первых лиц государства. Так, 7 января 2004 года Обитель торжественно принимала в своих стенах Президента России В.В. Путина.

Эти и ряд других исторических фактов свидетельствуют о том, каким благим может быть сотрудничество Церкви и государства. Поддерживая друг друга, опираясь на Христовы заповеди, власти – духовная и светская – способны совместно выстраивать здание российской государственности. Именно в таком союзе – сила народа, несокрушимость духа, самобытность нашего Отечества. Не случайно в юбилейном Послании Святейший Патриарх Алексий приводит слова из праздничной службы преподобному Савве, которые именуют его «забралом Москве, утверждением Царствию, всем грешным прибежищем».

* * *

…Россия издревле была соединяющим началом между Востоком и Западом, что соответствовало ее географическому положению в мире и духовному потенциалу. Восточнославянские народы, исповедуя православную христианскую веру, стремились жить в мире с численно меньшими племенами. Создавая культуру, они не отгораживались от других, населявших страну племен, но принимали их гражданственно, культурно и кровно в свой государственный организм. Как изначально Русь была многонародной семьей, собранной вокруг Новгорода и Киева, так и в последующие века многонациональной семьей собиралась она вокруг Москвы. России изначально была присуща мечта о братстве народов, могущем осуществиться под воздействием преображающей Божественной благодати.

Святой Савва Сторожевский был выразителем и вдохновителем нашей исторической жизнеспособности, воплотившейся в собирании духовных, нравственных и многонациональных сил. Величие нравственного духа народа, просвещенного светом Евангелия, носит промыслительный характер, полнее всего осуществившийся в деяниях святых избранников Божиих. В святых мы чтим и небесных покровителей нашего Отечества. В них мы ищем откровение нашего собственного пути.

Путь духовно-нравственного обновления, указанный преподобным Сергием и продолженный преподобным Саввой, создал на плодоносной российской почве великие идеалы и немеркнущие духовные ценности. Была взращена величественная в своем достоинстве, тонкая по своему изяществу и одухотворенная по своему содержанию культура России, ее великая иконопись, великая живопись, великая литература и великая религиозная мысль.

Поскольку преподобный Савва на протяжении долгих лет был духовником братии Свято-Троицкой Лавры и самого преподобного Сергия Радонежского, можно с уверенностью утверждать, что он воспитал множество учеников, продолживших дело преподобного Сергия во всех концах Руси, в многочисленных обителях, служивших нравственной опорой народа и заложивших фундамент просветительного служения Церкви среди нехристианских народов в нашем Отечестве и за его пределами.

Он – молчальник и и тайнозритель, и вместе с тем «кормник и учитель» своей паствы и, по большому счету, всего народа, учитывая, что из братии Троицкой обители во время духовничества в ней преподобного Саввы вышли преподобные Никон Радонежский, Феодор Симоновский, Андроник и Савва Московские, Савва Стромынский, Афанасий Высоцкий (Серпуховской), Мефодий Пешношский, Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский (Комельский), Сергий Муромский (Обнорский), Авраамий Галичский (Чухломский), Иаков Железноборовский, Никита Серпуховско-Боровский, Роман Кержачский, Михей Радонежский и многие другие.

Влияние преподобного Сергия и круга его учеников на духовную жизнь Московской Руси имело поистине грандиозное по своим культурным и историческим последствиям значение. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства. Скажем, художественная культура Московской Руси явилась во многих отношениях вершиной современной восточно-христианской культуры, по общему мнению, достигшей совершенства в образном соединении земного и небесного, божественного и человеческого.

С кругом Радонежских подвижников неразрывно связан получивший всемирную славу иконописец преподобный Андрей Рублев, написавший в похвалу преподобному Сергию образ Святой Троицы, столь дорогой великому старцу и всем его ученикам, которых он наставлял и духовно укреплял своим поистине святым словом: «Взиранием на Пресвятую Троицу побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего». Известно, что перед трудами по росписи Троицкого собора, построенного Звенигородским, впоследствии Великим Московским Князем Юрием Дмитриевичем в Троицкой обители, преподобный Андрей Рублев украшал Успенский собор в Звенигородском Кремле, где были обретены в прошлом столетии три иконы деисусного ряда, ставшие всемирно известными под названием «Звенигородский чин». Как полагают историки, «Звенигородский чин» создавался святым иконописцем для Рождественского собора (1405 г.) Саввина монастыря на Стороже, по образцу которого строился позднее Троицкий собор (1422 г.) в Троицкой обители.

В творческом делании, в духовном обновлении росло и созидалось могучее Российское государство, объединенное, скрепленное и одушевленное единым духом святой Православной веры. С достаточной долей уверенности можно предположить, что в эпоху преподобного Саввы не военные победы, не хозяйственные и дипломатические успехи государственных мужей стали основой собирания и обновления Руси. Главным все же было возрождение русского православного духа, происходившее, в первую очередь, потому, что подвижники благочестия пошли к людям с проповедью Истины Божией, созидая по всей Руси очаги миссионерства и духовной культуры.

Крушение России в революции последовало и потому, что многие соотечественники, наследники духовных заветов святого Саввы, утратили Бога в сердцах и делах, погасили в себе огонь, растеряли искры святости и добра и разрушили нравственные основы своей жизни. В сознании общества было искажено должное отношение к национальному вопросу, и в итоге народы, веками объединенные в Российском государстве, были доведены до глубокого взаимного недоверия и стихийной вражды.

Путь к возрождению России лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности. Эти народы самим ходом исторического развития призваны вместе трудиться ради общего блага. Они строили Россию в прошлом. Они призваны строить ее и в настоящем, и в будущем. От прежних исторических корней должна явиться новая Россия с новым вектором политического и культурного созидания, с новым, одухотворенным пониманием человека.

Традиционный для России принцип приоритета духовных ценностей должен быть сохранен и освящен как важная основа в этом ее грядущем развитии. Россия должна спасаться творчеством и обновляться религиозной верой. Народ еще не погиб, если он соотносит свою судьбу с объединяющим его нравственным идеалом, воплощением которого в нашей отечественной истории являются преподобные Сергий Радонежский, Савва Сторожевский и весь великий сонм Русских святых – с древнейших прославленных имен до имен нашего века, до самых скромных, неизвестных и неприметных, но высоких и ценных перед Богом исполнителей Его вечных Божественных заповедей. Ибо, созидать способна только любовь – та любовь, которую явил примером своего служения Богу, людям и Отечеству преподобный Савва Сторожевский.

Вдохновляясь исторически явленным нам высоким идеалом, все мы в условиях переживаемого нами момента должны служить своей Родине, ее спасению и ее благу, и тем самым служить Божиему делу, исполнению Божественного замысла в мире и в истории. Каждый гражданин, какой бы ни была его национальность, должен, следуя указаниям долга и совести, служить на благо своей страны, для ее обновления и оправдания перед лицом Божиим.

Во время раздоров, ожесточения и разорений нам должно помнить о благодатных духовных заветах преподобного Саввы и указать пастве на утерянную стезю добродетельной жизни и нравственного совершенствования. В новом созидании, в духовном подвиге и нравственном очищении совершится возрождение наших народов. Но прежде оно должно произойти в умах и сердцах наших соотечественников, в их мировоззрении, в их творчестве. Тогда, воистину, народу – наследнику великого подвижника и молитвенника, служителя «Дома Пречистыя на Стороже» – не суждено будет быть отверженным от своего высокого предназначения.

* * *

Русская Православная Церковь свято чтит память преподобного Саввы и обращается к нему как к благодатному молитвеннику, скорому помощнику и заступнику. И все, что молчаливо продумано и прочувствовано перед его святым гробом за истекшие 600 лет миллионами умов и сердец, составляет неписаную летопись нашей народной жизни, полную глубокого содержания и великого нравственного значения.

Можно сказать, что личность преподобного Саввы и сегодня является символом перелома в культурной и политической жизни России, ее исторического пути. Его заслуги перед Отечеством останутся в памяти народной вне пределов забвения на безграничном горизонте истории. Примером своей высокой и святой жизни он помог нашему народу преодолеть национальное унижение, дал нам обетование, залог и удостоверение нашей исторической жизнеспособности и величия. Дал возможность, право и основание верить в призвание и творческую силу нашей Родины и благословлять ее на всех ступенях ее исторического бытия.

Так праведник, преставившийся шесть веков назад, ушел в иной, небесный мир как величайшая слава России. В лице преподобного Саввы наше Отечество обрело благодатного заступника и печальника перед Богом за родную землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной Державы.

Ныне, как и в былые времена, память о преподобном Савве является для каждого христианина призывом к духовному совершенству, «к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Она научает умножать веру, надежду и любовь: веру, которая, по слову евангельскому, может горы переставлять, надежду, «которая не постыжает», любовь, «которая есть полнота совершенства». Мы верим, что и ныне преподобный Савва предстательствует перед Господом о многострадальном земном Отечестве нашем.

Взирая на образ и на служение преподобного Саввы Сторожевского, обращая к нему наши молитвы и воздыхания, мы, в сознании нашей общей причастности к делу Божиему, призваны преодолеть нашу немощь и недостоинство. Тогда снова, как в эпоху преподобного, наш народ соберет все силы и явит миру свой лик, красоту и мощь своего духовного, культурного и творческого призвания. Ибо другого, более высокого и достойного служения в истории земному человечеству не дано.

Примечания:

[1] Епископ Леонид (Краснопевков). Преподобный Савва Сторожевский. – М., 1885.

[2] Великие Минеи Четьи. Декабрь. Дни 1-5. М., .стб. 67-84.
Форумы