Праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (комментарий в свете веры)

Церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы в Кремле
Церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы в Кремле

15 июля вся полнота Русской Православной Церкви отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

В праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен в Ризоположенском храме Московского Кремля.

Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru

Его Святейшеству сослужили митрополит Рижский и всея Латвии Александр и епископ Даугавпилсский Александр.

Среди участников богослужения были священнослужители и миряне Латвийской Православной Церкви.

Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru

За молебном Предстоятель Русской Православной Церкви окропил святой водой список чудотворной Якобштадской иконы Божией Матери и передал образ митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру.

Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru

Затем Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствующим со словами приветствия.

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Богослужения в храме Ризоположения в Кремле

Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня храмовый праздник этого святого храма, освященного в конце XV в память о принесении части ризы Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Москву.

Часть ризы Божией Матери вместе с ковчегом недавно была передана Президентом России в руки Предстоятеля Русской Православной Церкви. Точнее, святыня не передана, а возвращена, и сейчас она находится в Храме Христа Спасителя, где каждый может ей поклониться.

Сегодня отмечается еще одно событие: Предстоятель Православной Церкви Латвии митрополит Александр со своим викарием сослужили нам в этом святом храме.

В эти дни был воссоздан образ Якобштадской иконы Божией Матери, который после трагических событий революции и Гражданской войны был утерян. Перед этой иконой молились наши предки и получали исцеления и благодатную помощь. Теперь создан список с чудотворной иконы Царицы Небесной, и Якобштадский образ вернется в свой город, в ту обитель Животворящего Духа Святого, где икона пребывала прежде, где сегодня вновь совершаются богослужения.

Думаю, всюду нужны свои намоленные, освященные святыни. Духовная связь между одним из старейших храмов Москвы, построенным в память принесения части ризы Пресвятой Богородицы в Москву, и всем нашим Первопрестольным Градом должна сохраняться. А Якобштадская икона Божией Матери, перед которой в этот день мы имеем возможность помолиться и которая через несколько дней вернется на Латвийскую землю, будет свидетельствовать о неразрывной связи между святынями Москвы, московским Патриаршим Престолом и Православной Церковью Латвии.

Несколько лет тому назад состоялось первое за 900 лет посещение Латвии Предстоятелем Русской Православной Церкви. Тогда я убедился, насколько сильна и крепка там Православная вера. Как бережно люди относятся к своим святыням и как радуются, если к ним прибывают всецерковные святыни и чудотворные иконы, укрепляются духовно. Дай Бог, чтобы и эта святыня — Якобштадская икона Божией Матери – была бы святыней не только для этого города, но и для всей Латвийской Православной Церкви, чтобы к ней притекали люди Божии.

Благодарю Вас, владыка Александр, за совместное служение в этом малом храме в день его престольного праздника. Я счастлив возможности после освящения иконы передать ее Вам как благословение всей Латвийской Православной Церкви, всем, кто будет с верой и упованием прибегать к предстательству, помощи и заступлению Царицы Небесной.

В жизни мы часто ощущаем нехватку сил, необходимость духовной поддержки, и этот образ, созданный по списку с чудотворной иконы, будет для всех православных жителей Латвии, для Вас, архипастырей и священнослужителей, духовным утешением и поддержкой в служении.

Я поздравляю всех вас с праздником! Все молитвы на освящение образа совершены в Крестовом храме, а здесь я окропил образ святой водой, и теперь вы можете приложиться к этой святыне.

Благодарю всех за совместное служение. Спасибо регенту и певчим второго хора Храма Христа Спасителя за молитвенное пение. Вам всем, дорогие братья и сестры, спасибо за вознесенную молитву ко Господу!

* * *

История обретения иконы связана с событиями русско-шведской войны 1656-1658 годов. Солдат шведской армии, католик по вероисповеданию, переправляясь через Двину, заметил плывущую по реке дощечку и поддел ее копьем. На берегу он с ужасом заметил, что это икона, а по копью от нее течет кровь. Раскаявшись, солдат принес святыню в ближайшее селение, где находился православный храм во имя святого Георгия Победоносца, а при нем небольшая монашеская община. Впоследствии он перешел в Православие и принял здесь монашество. Икона Божией Матери хранилась в Георгиевской церкви Якобштадта, а несколько лет спустя была перенесена в новый Свято-Духовский храм. По молитвам перед ней совершались многочисленные чудотворения. Она сохранялась в огне пожаров, нередко происходивших в городе, более того, крестный ход со святыней однажды остановил разрушительное движение пламени. Латвия утратила свою святыню в годы I Мировой войны.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия новый список чудотворного образа по сохранившимся описаниям создали московские иконописцы. Иконография иконы необычна - образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках поддерживают предстоящие архангелы Михаил и Гавриил, а на заднем плане изображен Свято-Духов монастырь в современном виде.

* * *

Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru

В ответном слове митрополит Александр от лица православных христиан Латвии выразил сердечную благодарность Святейшему Патриарху Алексию, отметив, что новоосвященный образ будет доставлен из Московского Кремля в Якобпилсский Свято―Духов мужской монастырь.

По окончании богослужения в Патриарших покоях в Кремле состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром и епископом Даугавпилсским Александром. В частности, обсуждалась ход работы над художественным фильмом «Псковская миссия», к съемкам которого приступила теле―кинокомпания «Православная энциклопедия».

Затем Святейший Патриарх Алексий дал краткое интервью пресс-службе Латвийской Православной Церкви.

* * *

По преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена в Влахернский храм в Константинополе. Впоследствии в драгоценный ковчег с ризой были положены также омофор Пречистой и часть Ее пояса.

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах.

В 860 году флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простершись на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна ризу Божией Матери с Крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, а затем перенесли в храм святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.

Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. В честь него святой благоверный князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм.

В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. Святая Риза Матери Божией, хранившая прежде Константинополь, спасала впоследствии от неприятеля и Москву.

Летом 1451 года к русской столице подступили полчища татарского царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит всея Руси, непрестанными молитвами укреплял защитников столицы. Согласно летописи, в ночь на 2 июля в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.

Влахерны
Влахерны

Влахерны

(Статья из IX тома «Православной энциклопедии»)

Влахерны район сев.-зап. части Константинополя и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог, одно из главных мест почитания Пресвятой Богородицы.

В античную эпоху это место славилось целебными источниками и было известно под названием Пиги. Возможно, уже в IV — нач. V в. во время строительства Константинополя оно было обнесено отдельной стеной как пригород столицы. В 10–30-х гг. V в., после строительства новой стены имп. Феодосием II, часть района оказалась в черте города. В 450–453 гг. за пределами городских стен на месте самого почитаемого источника имп. Пульхерия построила 3-нефную базилику в честь Пресвятой Богородицы. В 473 г. в храме были помещены мафорий и риза Богородицы, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом (Syn CP. P. 793). Т. о., Влахерны стали центром паломничества и в визант. эпоху пользовались неизменным покровительством императоров.

Наиболее значительное событие, предопределившее значительную роль В. в религ. культуре Константинополя и всего правосл. мира, произошло в 626 г., когда столицу империи пытались захватить одновременно авары с Балкан и персы с Востока. Тяжелое положение Константинополя усугублялось отсутствием в городе имп. Ираклия, воевавшего с персами в Вост. Анатолии и в Закавказье. Управляли столицей и ее обороной сын и соправитель Ираклия Константин, Патриарх Сергий и префект города патрикий Вон. Накануне наступления авар старая стена района В. была отремонтирована, т. о. ц. Богородицы оказалась на защищенной территории города. Авары находились под стенами Константинополя с 29 июля по 8 авг., и все это время основные события происходили вокруг В. Имп. Константин и Патриарх Сергий с торжественным молебном обошли стены Константинополя с Влахернской иконой Божией Матери, обращаясь к помощи Богородицы. 31 июля произошел бой у ц. Богородицы в Пигах за пределами стены, куда сделали вылазку ромеи. 7 авг. авары предприняли генеральный штурм города в районе В. с суши и с лодок, пытаясь переправиться через Золотой Рог, но штурм был полностью отбит, и на следующий день хан вынужден был уйти от города. Избавление К-поля от варваров, в котором проявилось заступничество Божией Матери, покровительницы В., усилило значимость Ее храма и святынь.

После осады в 627 г. во В. была построена новая стена, окончательно определившая границу города. Стена, сохранившаяся до наст. времени, была возведена имп. Мануилом Комнином в сер. XII в. В визант. эпоху значение В. постепенно росло, и в правление Палеологов (сер. XIII — сер. XV в.) этот район — прежнее предместье — стал одним из централь-ных и густо заселенных мест города. В этот период здесь сложились неск. храмовых комплексов, в т. ч. церкви Богородицы во В. и в Пигах, храмы св. апостолов Петра и Марка, свт. Николая Чудотворца (святых Приска и Николая), пророков Илии, Елисея, св. Феклы, св. Константина и др. Сфор-мировались также по крайней мере 3 крупных дворцовых комплекса: главный влахернский дворец, Текфур-сарай (XIII–XIV вв., греч. название неизв.) и дворец в Пигах (совр. район Айван-сарай).

Руины Нового дворца во Влахернах (12 в.)
Руины Нового дворца во Влахернах (12 в.)

Памятники. Дворец. Появление имп. резиденции относится, видимо, к сер. V в., когда был построен храм Богородицы. Дворец располагался за пределами стены Феодосия, к западу от храма. В правление имп. Анастасия I (рубеж V–VI вв.) он был расширен: появились дворцы Данувий и Океан, между собой и с храмом соединенные портиками и переходами. Этот дворец почти не использовался и был уничтожен пожаром в 1069 г. Строительство нового дворца начато при имп. Алексее I Комнине, и с этого времени значение комплекса возросло. В 1094 г. здесь состоялся церковный Собор, осудивший мессалиан (см. ст. Константинопольские Соборы), весной 1097 г. император принимал вождей 1-го крестового похода. В 40-х гг. XII в. имп. Мануил, видимо, на ярусах прежних построек возвел некий «верхний драгоценный дворец». Ок. 1186/87 г. имп. Исаак Ангел отстроил рядом большую башню-донжон, превратив дворец в некое подобие рыцарского замка. В 1204 г. дворец был занят и разграблен воинами Балдуина Фландрского, в период Латинской империи как резиденция использовался только с начала правления Балдуина II (1228). При Палеологах дворец стал основной имп. резиденцией, центром политических и мн. церковных событий в истории Византии. В 1453 г. он был разграблен, опустел и быстро превратился в руины. В кон. XVI в. на месте части бывш. дворцового комплекса была построена мечеть Иваз Эфенди. В наст. время сохранились остатки высоких фундаментов дворца и башни Исаака Ангела, а также т. н. тюрьма Анемы, примыкающая к влахернской стене и, видимо, также относившаяся к дворцу. Первые исследователи памятников К-поля ошибочно отождествляли с дворцом во В. находящийся южнее Текфур-сарай.

Церковь Богородицы была построена в 450–453 гг. имп. Пульхерией, расширялась при имп. Льве I (457–474); при имп. Юстине (518–527) кесарь Юстиниан изменил ее интерьер, построив полукруглые колоннады. Церковь неоднократно ремонтировалась, сгорела вместе с дворцом в 1069 г., но вскоре была восстановлена. Тем не менее, на протяжении всей истории храм в основном сохранял первоначальный вид. Судя по его наиболее полному описанию в «Дневнике путешествия в Самарканд» Р. де Клавихо (1403), он представлял собой 3-нефную базилику, скорее всего без купола, богато украшенную мрамором изнутри и снаружи. До эпохи иконоборчества в церкви были фрески или мозаики, но в VIII в., при имп. Константине V, изображения Христа, Пресв. Богородицы и сцен их земной жизни были заменены росписями с растительными и архитектурными мотивами, и первоначальная сюжетная программа более не восстанавливалась. Храм был соединен с дворцом переходным портиком. В комплекс ц. Богородицы входили храм-реликварий Агиа Сорос (Св. рака), круглая часовня над источником и бассейн для омовения (священная купель), вероятно находившийся внутри перистильного двора. Кроме того, в V в. были построены термы (перестраивались в нач. XI в. при имп. Василии II).

К кон. VI в. значение этого храма во В. соответствовало количеству клира: здесь служили 74 чел. (в т. ч. 12 пресвитеров и 18 дьяконов); он стал средоточием правосл. богослужения и прежде всего еженедельных пятничных литаний (см. разд. наст. ст. «Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя»). После событий 626 г. храм стал одним из центров почитания Пресв. Богородицы как покровительницы столицы и всей империи. В 630 г., после завершения византийско-персид. войны, во влахернской церкви была оставлена на хранение частицу Животворящего Древа Креста Господня, который был возвращен имп. Ираклием из Персии в Иерусалим (вероятно, в X в. святыня была перенесена в ц. Богородицы Фара). В дальнейшем святыни из В. приобретали для Константинополя особое значение, всякий раз когда столице угрожала опасность. В 717 г., во время осады Константинополя арабами, совершались молебны Богородице Влахернской о защите города. В 821 (или 822) г., когда войско Фомы Славянина — предводителя антиправительственного восстания в Анатолии — подходило к Константинополя, имп. Михаил II и его сын Феофил взяли ризу Богородицы и частицу Животворящего Древа Креста Господня и торжественно обнесли их вокруг стен столицы. В 860 г., во время нападения на Константинополь флота русов, свт. Фотий погружал мафорий Пресв. Богородицы в море, чтобы избавить город от опасности. 9 сент. 923 г., во время стояния под К-полем войска царя Симеона Болгарского, во влахернском храме состоялась встреча Симеона и имп. Романа I Лакапина, на которой было заключено перемирие между Болгарией и Византией. Парадные шествия и военные торжества — триумфы, как правило, проходили рядом с храмом, возле него останавливались процессии, в храме устраивались благодарственные молебны.

16 авг. 944 г. из Эдессы в К-поль были привезены и выставлены в храме Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион) и письмо Христа к царю Эдессы Авгарю (позднее перенесены в собор Св. Софии и затем в ц. Богородицы Фара.

В 1030/31 г. при ремонте церкви в ее стене была обнаружена икона с изображением Богородицы и Младенца Христа, т. н. Влахернская икона Божией Матери (см. разд. наст. ст. «Иконы Божией Матери в церкви Бого-родицы во Влахернах»).

Храм известен как место убежища от репрессий властей при различных беспорядках и в периоды острой политической борьбы. В 711 г. в нем пытался укрыться сын имп. Юстиниана II Тиверий со своей бабкой, но по приказу имп. Филиппика был силой выведен из храма и казнен. Имп. Феофано, низложенная Львом VI, пребывала здесь с 892 г. до своей смерти в нояб. 893 г. В 1040 г. в храме состоялась церемония усыновления имп. Зоей буд. имп. Михаила V Калафата. В 1078 г. здесь отрекся от престола имп. Михаил VII Дука. В 1081 г. в храме скрывались знатные дамы из семейства Комнинов, поднявшего мятеж против имп. Никифора III Вотаниата. Ок. 1285 г. здесь проходил Собор, на к-ром Византия отказалась от Лионской унии 1274 г. и был осужден низложенный патриарх Иоанн XI Векк. 13 мая 1347 г. во влахернском храме состоялись коронация Иоанна VI Кантакузина и его жены и венчание имп. Иоанна V Палеолога с Еленой, дочерью Кантакузина, весной 1354 г. был коронован имп. Матфей Кантакузин.

В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, в церкви разместилась община каноников, к-рая вскоре наряду с неск. др. вновь образованными католич. мон-рями К-поля отказалась участвовать в выборах лат. патриарха и не признавала его до 1217 г. Позднее, еще до освобождения К-поля, церковь была выкуплена православными и вошла в юрисдикцию К-польских Патриархов, живших в изгнании в Никее. В 1348 г. пираты раз-грабили храм и убили неск. священников. 29 февр. 1434 г. на деревянной крыше храма возник пожар, полностью уничтоживший постройку, и она более не восстанавливалась. Все святыни храма были утрачены. Руины церкви (или какой-то части дворца В.) были известны в Стамбуле до XIX в. Лишь в 1867 г. землю со св. источником приобрела греч. гильдия скорняков и построила над святыней небольшую церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до наст. времени. Она находится на попечении К-польского Патриархата. В 1964 г. была украшена фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены ку-пель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора св. воды.

Церковь и монастырь Богородицы в Пигах (Богородицы у Источника; с XIV в. известен как мон-рь Богородицы Животворящей) находились за пределами городских стен, недалеко от ворот В. (тур. Айван-капы), к северо-востоку от ц. Богородицы. Время и обстоятельства возникновения комплекса до конца неясны. Наиболее авторитетной считается версия Прокопия Кесарийского, исходя из которой церковь возникла, вероятно, на рубеже V–VI вв. и перестраивалась имп. Юстинианом (ок. 560), поскольку местные источники считались чудотворными и привлекали мн. людей. Для строительст-ва были использованы материалы, оставшиеся после возведения собора Св. Софии. По др. версии, изложенной в XIV в. Никифором Каллистом Ксанфопулом, церковь основана по обету имп. Львом I, и ее описание не-сопоставимо с описанием Прокопия. Известно, что на К-польском Соборе 536 г. при Патриархе Мине присутствовал Зинон, игум. мон-ря Богородицы в Пигах. В 626 г. церковь пострадала, но вскоре была восстановлена. Ок. 790 г. реставрировалась при имп. Ирине после землетрясения; вновь перестраивалась и расширялась при имп. Василии I; в это время Еленой, женой магистра Артавазда, были построены часовни в честь святых Евст-ратия и Анны. В 923 г. церковь посетил царь Симеон Болгарский, а в 927 г. здесь состоялась свадьба царя Петра Болгарского и Марии, внучки имп. Романа Лакапина. В кон. XI в. в мон-ре при церкви провел последние го-ды жизни, умер и был погребен Михаил Пселл. В 1084 г. сюда же был со-слан осужденный Собором еретик Иоанн Итал. В период Латинской импе-рии церковь использовалась католич. клиром. В мае 1347 г. в храме состоялась помолвка имп. Иоанна V Палеолога и Елены. По описанию Ни-кифора Каллиста Ксанфопула в это время храм в Пигах представлял собой 2-этажную крестово-купольную постройку с галереями, увенчанную куполом и украшенную фресками. Последнее упоминание о храме относится к 1422 г., когда в нем находилась ставка тур. султана Мурада II, осаждавшего Константинополь.

После исчезновения храма и монастыря целебные источники привлекали к себе паломников и в эпоху Османской империи, в 1727 г. на этом месте была вновь отстроена небольшая греч. церковь. В 1821 г. она была уничтожена янычарами, а источник засыпан, но к 1835 г. провели восстановительные работы; небольшой монастырь в Пигах действовал в 50-х гг. XX в.

Комплекс Атик–Мустафа–паша-джами, единственное церковное здание визант. эпохи, сохранившееся во В. Время возникновения постройки остается спорным (датировки между XI и нач. XIII в.). Здание представляет собой крестово-купольный храм с 3 апсидами и куполом на парусах, не сохранились часть сводов и барабан. Храм традиционно связывался с ц. во имя святых Петра и Марка, построенной в V в. имп. Львом I, однако в наст. время это отождествление отвергнуто. В нач. XVI в. вел. везирем султана Баязида II Мустафа-пашой храм превращен в мечеть, с юго-запада к нему пристроен минарет. Постройка пострадала от пожара в 1729 г. и от землетрясения в 1894 г., но быстро восстанавливалась. В 70-х гг. XX в. при реставрации обнаружены остатки визант. фресок.
И. Н. Попов

Святыни. Свидетельства разновременных источников о святынях во В., связанных с Пресв. Богородицей, плохо соотносятся и зачастую противоречат друг другу. Согласно С. Манго, в V в. в храм-реликварий Агиа Сорос ц. Богородицы во В. был положен мафорий — плат, покрывавший голову и плечи Богородицы (впервые подробно описан в IX в.; «мафорием» назван в X в.). Из 2 версий его появления в К-поле Манго отдает предпочтение той, где говорится о перенесении мафория патрикиями Гальбием и Кандидом при имп. Льве I. Важнейшим свидетельством в ее поддержку исследователь признает гомилию Феодора Синкелла 624/25 г., написанную по случаю возвращения мафория во В. после временного укрытия в столице от авар. Однако в VIII в. свт. Андрей Критский сообщает о пребывании во В. пояса Богородицы (этот пояс или его часть с X в. хранился также в ц. Богородицы Халкопратийской в К-поле), а в др. источнике VIII в. впервые упоминаются погребальные пелены и гиматий Пресв. Богородицы. В позднейших сообщениях эти реликвии постоянно смешивались. В проповеди Патриарха Евфимия (907–912) говорится о влахернском поясе Богородицы, излечившем в 906 г. Зою, жену имп. Льва VI. В XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о погребальных пеленах и части пояса Богоматери, в V в. положенных в ц. Богородицы во В. Тем не менее именно мафорий Пресв. Богородицы считался главной святыней В. и палладием столицы. К его помощи обращались во время осад К-поля. Все рус. паломники, посещавшие ц. Богородицы во В. в поздневизант. период, поклонялись там «ризе» и «поясу» Богоматери. Зап. путешественники после 1204 г. о них не упоминают. Очевидно, в период лат. оккупации святыни были разделены на фрагменты и вывезены на Запад. Была ли часть реликвий сохранена в визант. столице или традиция их почитания после 1261 г. возобновилась иным способом, установить невозможно.

Во В. находились и др. святыни. В некрых источниках XII в. упоминается посох Богоматери. При имп. Иоанне Цимисхии (969–976) во В. хранились сандалии Христа, вывезенные императором с Востока. В 1200 г. Антоний Новгородец во В. поклонялся мощам вмч. Феодора Стратилата; в 1204 г. латиняне забрали из В. руку вмч. Георгия и мощи св. Лукии. В XIV–XV вв. рус. паломники видели там мощи святых Патапия, Афанасия (или Анастасии), Панталеона.

Влахернская икона Божией Матери. (Музеи Московского Кремля)
Влахернская икона Божией Матери. (Музеи Московского Кремля)

Иконы Божией Матери в церкви Богородицы во Влахернах. Топонимический эпитет «Влахернитисса» (Blacernit…ssa; Влахернская) известен с XI в. в отношении 3 иконографических типов Богоматери: «Оранта» (и ее варианта «Агиосоритисса»); «Епискепсис» (он же «Знамение»); «Ласкающая» («Уми-ление»), чье изображение есть среди чудотворных икон К-поля на иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Исследователи признают существование во В. в средневизант. период 4 основных чтимых образа Богоматери, к-рые находились в главном храме, в храмереликварии Агиа Сорос и священной купальне.

В доиконоборческий период в церкви находился образ Богородицы в рост. Согласно Житию св. Стефана Нового (VIII в.), мать святого молилась перед ним о рождении сына и прикладывалась к ногам Богоматери. Очевидно, этот образ разделил судьбу уничтоженных иконоборцами на-стенных росписей, о чем сообщает тот же текст ([Житие св. Стефана Ново-го]).

В средневизант. период в храме, справа от алтаря, размещалась знаменитая икона Богоматери, с к-рой в XI–XII вв. происходило т. н. обычное чудо. В 1075 г. его впервые описал Михаил Пселл: на пятничной вечерне завеса перед иконой чудесным образом (силою Св. Духа) поднималась, икона «оживала», словно бы Богоматерь являла Себя в ней; в воскресенье завеса опускалась на прежнее место. Кроме Пселла «обычное чудо» упоминает в «Алексиаде» Анна Комнина. По ее описаниям событий 1107 г., чудо происходило не всегда и отсутствие его расценивалось как знамение. После 1204 г. известия об «обычном чуде» прекращаются (скорее всего, икона исчезла в период лат. оккупации К-поля). Мнения ученых относительно этой иконы расходятся. Большинство считает, что именно она была обретена в стене во время ремонта в 1030/31 г. Считалось, что она была спрятана от иконоборцев в период гонений при имп. Константине V в сер. VIII в. Согласно хронике Иоанна Скилицы, на этой иконе Богоматерь была изображена держа-щей Младенца Христа перед собой, что, по мнению мн. ученых, соответствовало образу «Никопеи». Однако нельзя исключить и вариант, близкий иконографии «Ласкающая». Есть также версия, что икона «обычного чуда» представляла собой новый для того времени извод «Епискепсис» («Знамение»), в виде Богородицы «Оранта» с медальоном на груди, в котором изображен Христос Эммануил. Быстрое распространение в визант. сфрагистике кон. XI в. иконографического типа «Епискепсис» («Знамение»), могло быть обусловлено растущей известностью иконы «обычного чуда».

Среди чтимых икон базилики также мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи признают Владимирскую икону Божией Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были процессионными, т. е. выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из В. в Халкопратию (VI–XV вв.). Однако принятие этой гипотезы не позволяет отождествить икону Божией Матери «Ласкающая» с иконой «обычного чуда», к-рая была неподвижно закреплена на месте.

Храм-реликварий Агиа Сорос в ц. Богородицы имел развитую вост. часть с вимой и алтарной экседрой. В 468–469 гг. в апсидном полукружии была выполнена мозаика с изображением восседающей на троне Богородицы и имп. фамилии в составе Льва I, его жены Верины и дочери Ариадны, держащей на руках малолетнего буд. имп. Льва II. В средневизант. период на этом месте в конхе апсиды, по-видимому, находился др. образ — Богоматерь «Оранта». Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Святой видел, как, встав у алтаря, Она сняла с себя мафорий и распростерла его над стоящими людьми. В честь этого чуда в XII в. на Руси был установлен праздник Покрова Богородицы и была создана соответствующая иконография, по-видимому, принятая и в К-поле: ок. 1392 г. рус. паломнику дьяку Александру показывали во В. икону Богоматери, к-рую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся».

Справа от алтаря, на юж. стене Агиа Сорос, находился т. н. епискепсис, под к-рым понимают либо реликварий с мафорием, либо образ Божией Матери. Перед ним император в дни посещения В. возжигал свечи и преклонял колени.

Согласно трактату «О церемониях византийского двора» (X в.), множество икон украшало священную купель ц. Богородицы. Над фиалом, в конхе вост. стены, располагался серебряный образ Богоматери на троне с Младенцем перед чревом. Возможно, Ее облик сохранился в иконографии Богородицы «Печерская» («Свенская») (1288, ГТГ), отдаленном списке с влахернской иконы. Рядом находилась мраморная икона Божией Матери, причем из рук Богородицы струями изливалась вода. Всего вероятнее, что это был образ «Оранта», подобный тому, что находится в наст. время в Археологическом музее Стамбула.
М. Н. Бутырский

Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя. Этот храм был одним из главных пунктов к-польской системы стационального богослужения. Помимо повседневных служб он был местом совершения Божественной литургии Патриархом и его клиром во время Богородичных праздников. Согласно Типикону Великой ц. IX–X вв., служба во В. назначалась на 26 окт. (пам. землетрясения 740), на 26 дек. (Собор Пресв. Богородицы), на 2 февр. (Сретение Господне), на 25 июня (пам. победы над сарацинами в 677 г.), на 2 июля (Положение ризы Пресв. Богородицы), на 31 июля (день освящения храма во В.), на 7 авг. (пам. победы над аварами и персами в 626), на 15 авг. (Успение Пресв. Богородицы), на субботу 5-й седмицы Великого поста (суббота Акафиста), на вторник Светлой седмицы и понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. С праздничной службой были нередко связаны и торжественные процессии, в т. ч. с участием императора (см.: Baldovin. Worship. P. 197–202, 205–226; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 197–201).

При священной купели существовало братство, члены к-рого помогали больным погружаться в купальню. В рукописях к-польского Евхология встречаются специальные молитвы, к-рыми сопро-вождалось омовение в целебной воде. В Виссариона Евхологии приводятся 2 молитвы для тех, кто приходил на исцеление в купальню во В., в Стратигия Евхологии содержится продолжительное последование, совершавшееся по четвергам после вечерни и состоявшее из вводного чина и 2 омовений, а также молитва для принятия в члены братства (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 1042–1051). Подробности чина омовения во В. с участием императора и высших сановников, совершавшегося при желании императора утром по пятницам, описаны имп. Константином Багрянородным (Const. Porphyr. Ibid.).

С чином омовения, вероятно, связана процессия в честь Пресв. Богородицы, совершавшаяся по пятницам. Георгий Кедрин (XII в.) сообщает о литии (presbe…a — предстательство; также см. ст. Молебен), начинавшейся во В. и заканчивавшейся в Халкопратии. Процессию, по преданию, учредил имп. Маврикий (582–602); впрочем, как полагает Р. Жанен, она существовала уже при Патриархе Тимофее I (511–518). В начале процессии происходило «обычное чудо». Согласно гипотезе М. ван Эсбрука, процессия из В. в Халкопратию совершалась в подражание пятничным шествиям в Иерусалиме из Св. Сиона в Гефсиманию. Вероятно, впосл. к ней было добавлено пение Акафиста Пресв. Богородице.

Особенности богослужения во В. отражены в агиографических памятниках, напр., «пятничная» процессия упоминается в Житии св. Фомаиды Лесбосской, в Житии св. Стефана Младшего говорится о всенощном бдении во В.
А. А. Ткаченко

Литература: Papadopoulos I. B. Les palais et les eglises des Blachernes. Thessal., 1928; Grumel V. Le miracle habituel de Notre-Dame des Blachernes a Constantinople // EO. 1931. Vol. 30. P. 129–146; Schneider A. M. Die Blachernen // Oriens. 1951. T. 4. P. 97–105; Janin R. Constantinople Byzantine: Developpement Urban et Repertoire Topographique. P., 19642. P. 161–171, 223–227, 369–371, 402; idem. Les processions religieuses de Byzance // REB. 1966. Vol. 24. P. 68–89; Miranda S. Les Palais des empereurs byzantines. Mexico, 1964; Mango С. The Art of the Byzantine Empire, 312–1453: Sources and Documents. N. Y., 1972; idem. The 14th Region of Constantinople // Studies on Constantinople. Brookfield, 1993; Runciman S. Blachernae Palace and it’s Decoration // Studies in Memory of D. Talbot Rice. Edinb., 1975. P. 277–283; Belting-Ihm C. «Sub matris tutela» Untersuch. Vorgesch. d. Shutzmantelmadonna. Hdlb., 1976; Muller–Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 82–83, 223–224, 300–307; Seibt W. Der Bildtypus der Theotokos Nikopotos: Zur Ikonographie d. Gottesmutter — Ikone, die in 1030/31 in der Blachernenkirche wiedergefunden wurde // Byzantina. 1985. T. 13. S. 549–564; Magdalino P. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople // Church and People in Byzan-tium / Ed. R. Morris. Birmingham, 1990. P. 165–188; Limberis V. Divine Heiress: The Virgin Mary and the Creation of Christian Constantinople. L.; N. Y., 1994; Pentcheva B. The icon of the «usual miracle» at the Blachernat // Res. Camb. (Mass.), 2000. Vol. 38, Antumn: Antropol-ogy and Aesthetics. P. 35–55; Papaioannou E. N. The ‘Usual Miracle’ and an unusual image // JÖB. 2001. Bd. 51. S. 177–188.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы