Домострой. Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято

     
  Домострой, XVI в. (лист заставки, фрагмент)  
 
Домострой, XVI в. (лист заставки, фрагмент)
 
 

28. О неправедном житии

Если кто не по Боге живет, не по-христиански, страха Божия не имеет и отеческого предания не хранит, и о церкви Божьей не радеет, и Святого Писания не читает, и отца духовного не слушает, добрых людей по Боге совету и наставлениям не внимает, чинит неправды всякие, и насилие, и обиды, силой отнимает, взяв в долг, не отдаст, волокитой уморит, а незнатного человека во всем изобидит;

или сосед кто недобрый, или в селе на своих крестьян, или в приказе, или властью обладая, накладывает дани тяжкие и всякие оброки незаконные, или чужую ниву распашет, или лес чужой вырубит, землю перепашет, луг скосит, и рыбную ловлю присвоит, и борти, и перевесы, и места охоты, и другие угодья неправдами и насилием заберет, или ограбит, и украдет, и нападет по дороге, и на стану грабит, и бьет, и позорит, опустошит луга и пашню вытопчет, и всячески изобидит; или на кого возведет поклеп и что-то подкинет, а сам тем временем оклевещет и с поличным возьмут;

или за деньги донесет на невинного, в работу неповинных хитростью и насилием охолопит;

или неправедно судит и дело расследует, или слушает поклепа и к кающимся не милостив; или лошадь и всякую животину и любое добро: села и сады, варницы и мельницы, лавки и амбары, дворы и всякое угодье силой отнимет, или дешево в неволю купит или сутяжничеством отберет, или корчемным доходом и всяким лукавым ухищрением, или ростовщичеством и наспом, если всяким неправедным доходом богатеет;

или всякие непотребные дела творит: блуд и распутство, и сквернословие, и срамные речи, клятвопреступление, ярость и гнев, и злопамятство, с женщиной не в законе живет или от жены блудит, в содомский грех впадает, или держит корчму, всегда ест и пьет без воздержания, до объедения и опьянения, праздников и поста не хранит, и всегда в нечистоте; или чародействует и волхвует, и отравит кого; или ловлю устраивает с собаками и птицами и с медведями; и творит все, угодное дьяволу, скоморохов с их ремеслом, пляски и игры, песни бесовские любит, и кости, и шахматы, и шашки, —

так вот, если сам господин и дети его и слуги его, и его крестьяне все такое творят, а господин им в том не препятствует и не спасает их души, обидящего не наказывает, — прямо все вкупе будут во аде, а здесь прокляты.

И за все те дела неблагословенные Бог не помилует, люди же проклянут, а обиженные к Богу вопиют: и своей душе погибель, и дому нет пользы.

Проклято все такое добро, нет на нем благословения, одеваться, есть или пить все, что добыто и получено не по-Божески, но бесовски — нисходят во ад живыми души поступающих так. От подобного изобилия, от плодов таковых неугодна Богу и милостыня ни при жизни, ни после смерти.

Если хотите избавиться от вечной муки, отдайте неправедно нажитое ограбленным вами, впредь обещая не поступать так с ними, ибо сказано: «Скор Господь на милость свою: истинно кающихся принимает и даже в великих грехах прощает».

29. О праведном житии

А если кто живет и по заповедям Господним, и по отеческому преданию, и по христианскому закону,

если властелин судит справедливо и нелицемерно и одинаково всех, богатого и убогого, ближнего и дальнего, знакомого и незнакомого, такой доволен будет назиданием своим праведным, и слугам своим пусть велит поступать точно так же.

Если же в селах или в городах кто добрый сосед, или у своих крестьян, или будучи у власти и в приказе, законный оброк в положенное время собирает не силой, не грабежом, не пыткой, а если же не уродилось что и расплатиться нечем, так он не торопит, а у соседа или своего крестьянина не хватило на семена или на пищу, и лошади или коровы нет, или дани в казну нечем уплатить, — надо бы ему помочь и ссудить, а у самого мало, так самому господину занять, а своему крестьянину дать, и заботится о них от всей души, от всяких обидчиков оберегать их по справедливости.

Самому господину и слугам его ни дома, ни на селе, ни на службе, ни на жалованье, ни тех, кто на посылках, — отнюдь никого ни в чем не обидеть: ни пашней, ни землей, ни домашним каким припасом, ни скотиной, неправедного стяжания не желая.

Благословенными плодами и праведными стяжаниями жить подобает всякому человеку.

И видя ваши добрые дела, и милосердие, и любовь сердечную ко всем, и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодам и всякое изобилие.

И милостыня такая — от праведных трудов и благословенных плодов — приятна Богу, и молитву так поступающих Бог услышит, и грехи отпустит, и вечной жизнью наградит.

Люди торговые и мастеровые, и земледельцы тоже пусть праведным только и благословенным торгуют, и рукодельничают, и пашут: не крадут, не разбойничают, не грабят, без поклепов и лжи, не выпрашивая и без хитростей; пусть торгуют и промышляют не ростовщичеством, но своею силой и благословенными приплодами и праведными трудами, и рукодельничают, или пашут хлеб, и всякое обилие, и всякие дела свои добрые исполняют по христианскому закону и по заповедям Господним, и тогда угодят они в этом веке и жизнь вечную наследует.

(Источник: Библиотека «Благовещение»)

Форумы