Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастырь

   
 Свято-Боголюбский монастырь 
 
Свято-Боголюбский монастырь
 
 


Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастырь (Владимирской и Суздальской епархии), в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской обл.

Около 1157/58 г. св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский основал неподалеку от Владимира, на берегу р. Клязьмы загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 231), в котором построил церковь в честь Рождества Богородицы и др. храмы. Источники, относящиеся к более позднему времени, объясняют выбор места волей Богоматери, изъявленной через Ее Владимирскую икону (ст. 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющая Комиссионный список НПЛ), или непосредственно при явлении Пресвятой Девы кн. Андрею (житие кн. Андрея Боголюбского, нач. XVIII в., «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» в редакции сер. XVIII в., «Летопись Боголюбова монастыря» игумена Аристарха, 1767–1769). Ансамбль построек в Боголюбове включал в себя помимо храмов двухэтажный каменный дворец князя, соединенный переходом с лестничной башней и хорами дворцовой Рождественской церкви, каменный киворий, сооруженный, по преданию, на месте, где стоял шатер князя и где явилась ему Пресвятая Дева, возможно, еще одну башню; замок был обнесен каменными стенами. В создании дворцового ансамбля принимали участие европ. зодчие: по мнению О. М. Иоаннисяна,— из Ломбардии, по мнению А. И. Комеча и др. исследователей,— из Юж. Германии. По повелению кн. Андрея была написана Боголюбивая, или Боголюбская, икона Божией Матери.

Под 1214/15 г. летопись впервые упоминает о Боголюбском монастыре, сообщая о кончине проживавшего там на покое свт. Иоанна, еп. Ростовского и Суздальского (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 438). Однако основание обители на территории княжеского замка, по-видимому, нужно отнести ко времени жизни св. кн. Андрея, о чем пишет в «Летописи Боголюбова монастыря» игум. Аристарх: «Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский устрои в Боголюбове при церкви Рожества Пресвятыя Богородицы другую церковь трапезную во имя святаго мученика Леонтия, и монашествующую братию собра, и постави им первоначальнаго игумена Сергия». Источник этой статьи неизвестен, но, как можно заключить, автор «Летописи» пользовался не дошедшими до нас документами из монастырского архива. Боголюбского монастыря, повидимому, является первым примером традиции, в соответствии с которой владимирские князья сооружали на территории своих резиденций соборный храм или храмы и основывали придворные монастыри, напр., Успенский и Дмитровский соборы с Рождественским монастырем во Владимире, Георгиевский собор с Михаило-Архангельским монастырем в Юрьеве-Польском.

   
 Боголюбская икона Божией Матери 
 
Боголюбская икона Божией Матери
 
 

Во 2-й пол. XII в., до гибели Андрея Боголюбского, Боголюбский монастырь являлся, по-видимому, скромным домовым богомольем князя и его семьи и мог располагаться где-то в южной части замка, близ современной Благовещенской трапезной церкви. Преемники кн. Андрея, утратив интерес к приходившей в упадок загородной резиденции, обосновались во Владимире, и уже к нач. XIII в. монастырь, вероятно, занимал практически всю территорию бывш. замка. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что свт. Иоанн был погребен у Рождественского храма «вместе с прочей братиею», т. е. у бывш. придворного собора к 1214/15 г. уже существовало монастырское кладбище.

Сведения по ранней истории монастыря скудны и отрывочны. В 1174 г. Боголюбово было разграблено заговорщиками, через 3 года подверглось опустошению при нападении рязанского кн. Глеба. Монастырь был, по-видимому, разорен в 1238 г. монголо-татарами, возможно, пострадал в 1293 г. при совместном нападении кн. Андрея Александровича Городецкого и татар на Владимир, в 1382 г.— при походе хана Тохтамыша и в 1411 г. при нашествии на Владимирскую землю царевича Талыча, однако не приходил в окончательное запустение. В 1263 г., при перенесении мощей вел. кн. св. Александра Ярославича Невского из Городца во владимирский Рождества Богородицы муж. монастырь, святые мощи встречали в Боголюбове митр. Кирилл «с чином вкупе церковным», «князь, и бояре, и весь народ, мали и велицы». В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митр. св. Алексий, основавший тогда же в соседнем с. Добром (ныне район Владимира) Константино-Еленинскую обитель; после 1364 г. свт. Иоанн, еп. Суздальский, удалился на покой в Боголюбском монастыре, где и скончался в 1373 г. (погребен в суздальском кафедральном соборе Рождества Богородицы).

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 3 нояб. 1687 г. Боголюбский монастырь стал Патриаршим домовым монастырем, в 1753 г.— синодальным, позднее перешел в ведение Владимирских архиереев, с 1882 г. до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 г. причислен к 3-му классу, в 1872 г.— ко 2-му, в 1891 г.— к 1-му классу. Со времени основания управлялся игуменами, с 1799 г.— архимандритами. В 1-й пол. XIX в. к Боголюбскому монастырю был окончательно приписан храм Покрова на р. Нерли, в 1857 г.— Константино-Еленинский, в 1874 г.— Волосов во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыри.

Храмы и другие постройки. К нач. XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы построен в 1751–1758 гг. на месте храма, воздвигнутого в 1157/58 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в посл. четв. XII в. стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 1–3 ряда каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («извну церкви от верха и до полу, и по стенам, и по столпам ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано, бяше же и сень златом украшена от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского»). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах пол был из глазурованной цветной плитки с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала). Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими», см. иерусалимы), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»).

Снаружи по периметру собор охватывал характерный для средневек. владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатый пояс, архивольты перспективных порталов были украшены орнаментальной резьбой, цоколь имел выразительный аттический профиль, стены членились сложно профилированными пилястрами с тонкими полуколонками. Г. К. Вагнер полагал, что в тимпанах центральных закомар располагались скульптурные композиции в технике белокаменного рельефа (при археологических раскопках найдены их фрагменты: жен. маски, изображения птиц и зверей; 3 резных изображения львов были вмонтированы в кладку собора XVIII в.). Богомольцы и гости кн. Андрея сравнивали Рождественский собор с храмом Соломона; ближайшим его архитектурным аналогом является ц. Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

Драгоценное убранство собора, повидимому, было разграблено воинами рязанского кн. Глеба, а позднее монголо-татар. завоевателями. Игум. Ипполит (1684–1695) решил растесать узкие окна храма, чтобы вставить стекла, затем были разобраны хоры. В результате перестроек собор начал разрушаться и 14 нояб. 1722 г. обрушился. Впрочем, опись монастыря 1767 г. сообщает, что своды храма рухнули в 1705 г., это известие подтверждается описью монастырского архива сер. XIX в., где упоминается несохранившаяся челобитная игум. Аверкия 1716–1717 гг. «о построении разрушенного собора».

В 1751–1752 гг. на месте старого был воздвигнут собор Рождества Богородицы, повторивший крестово-купольную систему 4-столпного храма XII в. Первоначально церковь была выстроена «о трех осмириках плинфяных», в 1754 г. они были сломаны и заменены деревянными. В 1772 г. в центре относительно плоской 4-скатной кровли собора были восстановлены каменный 8-угольный барабан с 7 окнами, с такой же каменной шейкой, увенчанной главой и крестом. В 1752–1755 гг. храм был расписан, в нем установили иконостас. 18 июня 1756 г. храм освятил епископ Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич). В 1764 г. Рождественской ц. вновь сделали хоры, которые были окончательно разобраны в 1802 г. В 1765–1766 гг. настенная живопись храма была отреставрирована, иером. Феодорит писал «на своде на столпах Духа Святого, под ним на правом столпе образ Тихвинския Богородицы, на левом — Смоленския Богородицы, несенныя ангелами, под ним же на правом — Успения Пресвятыя Богородицы, на левом — Покрова Пресвятыя Богородицы». В 1802 г. «за ветхостью» были уничтожены росписи на зап. стене и по столпам. Лишь в алтаре, в 4 клеймах, сохранились композиции: Рождество, Успение, Введение во храм Пресв. Богородицы и Сретение Господне; по стенам центрального нефа — образы Божией Матери и арх. Гавриила. В 1803 г. был устроен новый 3-ярусный иконостас, увенчанный резным изображением Воскресения Христова. В 1804–1809 гг. пол церкви выстлали плитами из известняка. В 1892 г. храм был расписан по образцу владимирского Успенского собора (ГА Владимирской обл. Ф. 567. Оп. 2. Л. 13).

К северу с хор собора на 2-й этаж лестничной башни (XII в.) ведет переход, располагающийся над арочным проездом и представляющий собой небольшое прямоугольное помещение также XII в., перекрытое сводом и освещенное 2 узкими окнами с запада и одним — с востока. Внутренняя роспись, сделанная в 1764 г., представляет явление Божией Матери кн. Андрею и сцены его убиения. По преданию, переход являлся моленной комнатой князя. В нижней части башни помещается винтовая лестница. Вход на лестницу — в вост. стене башни, в сев. стене — заложенный дверной проем, выводивший на ныне не существующий переход в сторону дворца кн. Андрея Боголюбского. Считается, что под белокаменной лестницей с сев. стороны Рождественского храма находилась комната, в которой был убит кн. Андрей. Снаружи лестничная башня и галереи переходов оформлены фасадной резьбой, аркатурными поясами, двойными и тройными окнами, проемы которых разделяли колонки, резными водометами и др.

У северной и южной стен собора с кон. XVII в. находились каменные паперти, перестроенные в нач. XIX в. Изначально такая же паперть была и с зап. стороны, в 1809 г. вместо нее вдоль всей стены храма и перехода XII в. устроили придел во имя блгв. кн. Андрея Боголюбского, алтарь придела помещался под аркой перехода. В XVII в. над лестничной башней была возведена шатровая колокольня.

Благовещенская трапезная церковь замыкает соборную площадь с юга. Согласно «Летописи» игумена Аристарха, в 1159/60 г. на этом месте был возведен храм во имя мч. Леонтия. История храма до XVII в. неизвестна, не исключено, что здание было разрушено в 1238 г. татарами, во всяком случае в сер. XVII в. здесь стоял одноименный деревянный храм, в 1683 г. был построен каменный, впосл. неоднократно перестраивавшийся и переосвящавшийся. В 1765 г. под храмом в палатке была устроена и освящена теплая ц. во имя св. кн. Андрея Боголюбского. В 1780 г. Андреевскую ц. упразднили и переоборудовали в братские кельи, в том же году 16 нояб. Леонтьевская ц. была переосвящена во имя блгв. кн. Андрея. После капитального ремонта храма в 1800 г. установили новый иконостас. В нач. XIX в. еп. Владимирским Ксенофонтом (Троепольским) храм был переосвящен во имя Благовещения с лев. приделом во имя мч. Леонтия. В нач. XX в. на верхнем этаже двухэтажного здания церкви находился храм, в нижнем — братские кельи и просфорня.

По версии «Летописи» игумена Аристарха, на месте монастырской надвратной ц. в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1160/61 г. находились ворота замка с надвратной церкви во имя апостола Андрея Первозванного, уничтоженные до основания монголо-татарами. Около 1683 г. в Боголюбском монастыре были выстроены каменные св. врата с ц. во имя ап. Андрея. Однако богослужения в этом храме, по-видимому, не совершались, т. к., по описи 1702 г., он не был еще освящен, и лишь 15 дек. 1758 г., после незначительного ремонта, храм освятили. В 1783 г. Андреевская ц. и ворота были разобраны, в 1788 г. выстроены вновь, в 1820 г. снова разобраны. В 1841 г. была возведена и освящена существующая в наст. время трехэтажная колокольня (высота 58 м). 2 нижних яруса, где расположены св. врата и надвратный Успенский храм, имеют кубическую форму, 2-й ярус дополнен 2 апсидами. Завершающий ярус, собственно колокольня, представляет собой ротонду, аркада которой украшена сдвоенными полуколоннами. По верхнему краю яруса св. врат сохранились фрагменты наружной росписи кон. XIX — нач. XX в. Внизу, в вост. части св. врат, была устроена часовня-усыпальница, в которой похоронены архимандриты Боголюбского монастыря Феофил, Иероним и Даниил. На решетчатых створках св. врат находились изображения блг. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, над ними — икона Спасителя.

Самым большим из монастырских храмов является собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г. Владимирским еп. св. Феофаном (Говоровым). Храм в русско-визант. стиле был возведен по проекту К. А. Тона под наблюдением губернского архит. Я. М. Никифорова, большую часть средств на строительство пожертвовала московская купчиха А. Г. Алексеева и ее сыновья. В храме имелись приделы во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866) и апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867). Здание собора крестово-купольное, с 5 главами на граненых барабанах и постаментах, тесно примыкающими друг к другу, центральный купол выделен высотой и объемом. Фасады собора украшены пилястрами, карнизом и закомарами с архивольтами и круглыми нишами. Своды центральных рукавов креста по высоте и ширине превосходят боковые компартименты, что подчеркнуто размерами закомар. Иконостас храма создан по рисункам акад. Ф. Г. Солнцева. Внутренние росписи в академическом стиле выполнены в 70-х гг. XIX в. В 1907–1908 гг. настенная роспись была обновлена, в главном алтаре установили новый резной позолоченный иконостас.

С юго-западной стороны ц. Рождества Пресв. Богородицы, на месте шатра, в котором, по преданию, кн. Андрею явилась Божия Матерь, находится Святой шатер (киворий). В его совр. виде шатер был построен в XVII в., впервые упомянут в описях монастыря 80-х гг. XVII в. Каменная часовня представляет собой свод, увенчанный крестом и опирающийся на 4 столпа, которые имеют форму перевернутого кувшина. Раскопки Воронина (1934–1938) позволили восстановить вид этой постройки в XII в.: это была белокаменная резная 8-колонная аркада, под которой стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из чаши кн. Андрей брал деньги для раздачи рабочим, строившим храмы и др. здания Боголюбова, из нее же он наделял деньгами бедных. В Боголюбском монастыре ежегодно 18 июня, в день празднования Боголюбской иконы, в этой чаше совершалось освящение воды. (В наст. время белокаменная чаша из Святого шатра, с железным обручем вокруг нее и внутри обложенная железом («кандея»), находится в собрании ГВСМЗ.) В постройке XII в. вверху столпов на вост. стороне было изображено явление Богоматери кн. Андрею, на зап.— текст, повествующий об этом событии.

В обители имелась еще одна достопамятная постройка — часовня(не сохр.), поставленная в кон. XIX в. с юж. стороны Рождественского храма на месте, где неск. дней лежало брошенное убийцами тело князя. В нач. XX в. часовня была деревянной, в 1911–1913 г. к торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых была выстроена в камне. Внутри на стене находилось изображение убиенного кн. Андрея, возле которого стоит Кузьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина.

К нач. XX в. в монастыре существовали следующие жилые и хозяйственные постройки. К югу от собора в честь Боголюбской иконы во 2-й пол. XVIII в. был поставлен деревянный на каменном фундаменте двухэтажный корпус (Иустиновский), где некоторое время проживал на покое Владимирский епископ Иустин (Михайлов). Для него была устроена и освящена домовая ц. во имя мч. Иустина, упраздненная в 1883 г. В Иустиновском корпусе находились также покои настоятеля, внизу братские кельи и кухня. К западу от собора стоит настоятельский каменный двухэтажный корпус (1786); к востоку — каменный двухэтажный корпус с 17 братскими кельями, трапезной и кухней (1830). Построенный в 1866 г. для гостиницы каменный трехэтажный корпус в 1916 г. был временно передан Российскому обществу Красного Креста под лазарет для душевнобольных воинов. Обитель также имела каменный дом для богомольцев и странников (1889), каменную баню (1888), дом для рабочих с кузницей, каменную оранжерею и др. В 1788–1803 гг. вокруг монастыря была возведена каменная ограда с арками и 7 башнями. Напротив монастыря находилось здание больницы-богадельни (освящено 21 окт. 1907). Рядом с больницей стояла школа (освящена в 1901), в 1916 г. в ней обучалось 38 чел. Монастырь имел подворье во Владимире. В 1880 г. один дом подворья был переоборудован под приют для престарелых и одиноких лиц духовного звания. В др. деревянном двухэтажном доме подворья, выстроенном в 1877 г., находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Братия. Самое раннее упоминание о насельниках Боголюбского монастыря содержится в послании митр. св. Ионы 1455 г. в обитель о послушании братии игумену и соблюдении иноческих обетов, в послании упоминается игумен монастыря Вениамин. Сохранилась запись грамоты царя Иоанна IV сер. XVI в. о порядке поминания владимирских князей и епископов, похороненных в кафедральном соборе и Георгиевском монастыре, в грамоте имеются сведения об участии в годовых заупокойных богослужениях боголюбовских соборного попа и диакона. В 1687 г. братия Боголюбского монастыря состояла из игумена, казначея, 3 иеромонахов, 8 служебных старцев, 11 старцев рядовой братии, белого диакона, 2 клиросных дьячков, крестьянских детей, служивших дьячками (6 чел.) — всего 33 чел. В 1702 г. в монастыре жили 22 инока, включая игумена. В 1763–1764 гг. в монастыре значились игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 12 служебных монахов, 2 конюха, 3 слуг, целовальник «у присмотра хлеба», столяр и 9 отставных военных. В XIX в. в монастыре жили от 20 до 40 насельников, а также до 20 учеников. Ведомости монастыря за XIX — нач. XX в. свидетельствуют, что иноки обители отличались благонравием и добрым поведением, в документах зафиксировано крайне незначительное число дисциплинарных проступков.

Святыни, крестные ходы. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Божией Матери (в наст. время — в Успенском соборе Владимира), в Боголюбском соборе монастыря у правой колонны находится одна из чудотворных копий иконы кон. XIX в. До 1917 г. в Боголюбском монастыре хранилась перенесенная из владимирского Успенского собора по благословению архиеп. Феогноста (Лебедева) гробница с частицей мощей блгв. кн. Андрея Боголюбского. Среди находившихся в Боголюбском монастыре предметов старины следует отметить рукописное Евангелие 1543/44 г.— вклад Рязанского еп. Ионы в Волосов монастырь; уникален монастырский синодик с поминальными записями вкладчиков монастыря XV–XVII вв. (оба памятника — в собрании ГВСМЗ).

Ежегодно с 20 мая по 18 июня из Боголюбского монастыря во Владимир совершались крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери в память о прекращении чумы в городе после принесения чудотворного образа (1771). 18 июня, в день мч. Леонтия, совершался крестный ход вокруг монастыря, 1 окт. крестный ход шел из Боголюбского монастыря в бывш. Покровский монастырь на Нерли. После 18 июня чудотворную Боголюбскую икону приносили в храмы Владимирской губ., кроме того, в сопровождении неск. монахов весь год «ходили» по епархии зимой с 2, а летом 4 иконами. Крестные ходы были запрещены в 1924 г.

Земельные владения и материальное обеспечение. Наиболее ранним известным вотчинным документом монастыря является жалованная подтвердительная грамота вел. кн. Иоанна III 1495/96 г. игум. Феодосию на села Боголюбово и Ославское с деревнями, известная по пересказу ее в «Летописи» игумена Аристарха. В XVI–XVII вв. вел. князья и цари в основном подтверждали права Боголюбского монастыря на старинные земельные владения, поступления новых вкладов были незначительны. Монастырские вотчины располагались близ обители в Боголюбовском стане Владимирского у. В 1-й трети XVI в. монастырь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме. Жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 28 июля 1619 г. монастырю представлялось право собирать деньги за перевоз через Нерль близ с. Добрынского, а в 1634 г. монастырь был пожалован посадным двором во Владимире. В переписной книге 1678 г. за Боголюбским монастырем числилось 272 крестьянских двора.

Одним из важнейших источников обеспечения Боголюбского монастыря была руга. В XVII в. братия получала панихидные деньги и «зажилого» (деньги за церковную службу) из владимирских таможенных доходов, а также жалованье рожью, овсом, пшеницей, горохом и ячменем. По ружной книге 1701 г., Боголюбский монастырь был 20-м из 37 степенных монастырей. В 1760 г. в вотчинах Боголюбского монастыря проживали 709 мужчин, земельные владения составляли 914 четвертей пахотной земли и 833 дес. леса. В 1764 г. земли у монастыря были отобраны, крестьяне поступили в Казенное ведомство, обитель стала получать денежные выплаты, определенные монастырям 3-го класса. В дальнейшем Боголюбский монастырь продолжал владеть: усадебной, огородной землей и землей под садами, сенными покосами, пахотной землей в Суздальском у., лесом, мельницей на р. Рпень. Кроме того, монастырь имел капитал, помещенный в гос. ценные бумаги (в 1916 г.— 59 тыс. р.). Однако главным источником дохода, как подчеркивается в монастырских документах, являлись «хождения» по епархии с Боголюбской иконой Божией Матери и др. иконами.

Высокие гости. По пути на богомолье во Владимир Боголюбский монастырь посетили Патриархи Иосиф (янв. 1643) и Никон (янв. 1653). Они присутствовали на богослужении и одарили братию милостыней (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 15. Л. 514–516; Кн. 34. Л. 110–115). По пути во Флорищеву пуст. в 1690 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, вклад царя — драгоценный наперсный крест украсил оклад Боголюбской иконы. В 1717 г. в Боголюбский монастырь на богомолье приехала бывшая царица Евдокия Лопухина, встреченная игум. Аверкием по «царскому достоинству» с благовестом и звоном. За прием, оказанный бывш. государыне, а также за поминание ее за богослужением как царицы игумен монастыря в 1720 г. оказался в застенках Тайной канцелярии. 10 авг. 1837 г. обитель посетил цесаревич Александр Николаевич (впосл. император). 5 июня 1908 г. в обитель прибыли греч. королева Ольга Кон-стантиновна и вел. кн. Константин Константинович с августейшими детьми, они осмотрели древние княжеские палаты и место, где лежало выброшенное убийцами тело кн. Андрея Боголюбского. По пожеланию вел. кн. Константина на этом месте вместо деревянной часовни была построена каменная. В 1913 г. в ходе торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, Боголюбский монастырь посетила семья последнего русского императора святого Николая II.

1918–1990 гг. Согласно сообщению во Владимирский епархиальный совет наместника Боголюбского монастыря архимандрита Александра, в сент. 1918 г. Боголюбовский волостной совет захватил один из корпусов монастыря, проломив каменную стену. 28 нояб. волостной совет «предложил наместнику приготовить к сдаче советской власти все монастырское имущество, а особенно золотые, серебряные и бриллиантовые вещи». Летом 1919 г. по указу властей была предпринята попытка вывоза мебели и ценных предметов из монастыря, но местные жители, предупрежденные насельниками обители, преградили грабителям путь крестным ходом. 28 марта 1919 г. Владимирская губернская коллегия по делам музеев постановила принять боголюбовские палаты «под свою охрану». 17 марта 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, в Боголюбском монастыре было конфисковано утвари и различных предметов: из золота — весом 46 золотников 6 долей, из серебра — весом 57 фунтов 61 золотник 51 доля. В мае 1922 г. в Боголюбском монастыре был расквартирован 1-й кавалерийский полк войск ГПУ. В 1921–1923 гг. настоятелем Боголюбского монастыря являлся Ковровский еп., викарий Владимирской епархии, исп. Афанасий (Сахаров), в 1921 г. монастыре жили ок. 30 насельников.

В 1922 г. представители обновленческой «Живой Церкви» захватили здания владимирского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, братию которого выселили в Боголюбово. С начала 1923 г. обновленцы в союзе с органами власти приступили к ликвидации монастырей во Владимирской губ. 11 мая 1923 г. в Боголюбском монастыре были опечатаны Благовещенская и Рождественская церкви, 3 июня монастырь был закрыт. В том же году обновленцы пытались зарегистрировать церковную общину и пастырскую школу при Благовещенском храме Боголюбском монастыре, но губисполком не поддержал этого начинания. 17 сент. президиум Владимирского УИК принял решение о передаче всего имущества монастыря уездному и волостному исполкомам. Однако постановлением Владимирского УИК от 21 дек. 1923 г. и Владимирского губземуправления от 8 янв. 1924 г. бывшем Боголюбском монастыре со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Начиная с сер. 20-х гг. губмузей, испытывавший финансовые трудности, сдавал монастырские здания в аренду различным организациям, в т. ч. приемнику-распределителю беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В результате проведенной музеем в сент. 1927 г. проверки оказалось, что доступ экскурсантов к памятникам XII в. затруднен из-за «невыразимого бесчинства беспризорных». В 1928 г. детприемник был переименован в детдом, которому музей передал монастырские келейные корпуса, в 1929 г. Боголюбский собор и Рождественский храм были сданы под склад зерна, музейные владения в Боголюбове фактически ограничились памятниками XII в. К нач. 1929 г. с колокольни были сняты 15, а вскоре и оставшиеся 18 колоколов. В 1935 г. состояние боголюбовских памятников описал инспектор облоно: в Рождественском соборе рассыпано зерно, в зап. паперти разместился колхозный телятник, в алтаре Андреевского придела — кубовая с кипятильником, здание часовни занято складом под деготь и керосин.

В 1934–1938 гг. на территории Боголюбского монастыря проводились археологические раскопки под рук. Воронина. Часть придела св. кн. Андрея Боголюбского, находившаяся под переходом XII в., была разрушена. Вероятно, в те годы уничтожили часовню и монастырское кладбище. 29 авг. 1937 г. музей принял решение о «сохранности оставленных не засыпанными памятников». В Рождественском храме, переходе и башне были открыты экспозиции. С 1941 до нач. 90-х гг. XX в. в монастырских зданиях размещалась районная и поселковая администрация, банк, отделение милиции, почта и телеграф. Боголюбский собор служил зернохранилищем, его приделы — складами медикаментов, стеклотары, пива. До нач. 80-х гг. в некоторых монастырских корпусах располагались жилые квартиры.

В 1988 г. Госстрой СССР и Академия художеств СССР решили устроить в Боголюбове Центр перспективных проблем архитектуры. В монастырских зданиях предполагалось разместить гостиницы, в соборе — выставочный зал, кинозал и т. д. В то же время община верующих пос. Боголюбово и окрестных деревень получила разрешение на использование Боголюбского собора для совершения в нем богослужений.

1991–2003 гг. Монастырская жизнь в обители возобновилась в 1991 г., когда часть зданий Боголюбского монастыря была передана монашествующим (ок. 10 чел., настоятель — схиигум. Никодим). В 1992–1997 гг. настоятелем являлся архимандрит Иероним (Деркач). 14 янв. 1997 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиеп. Владимирского Евлогия (Смирнова) в Боголюбском монастыре были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского в честь Преображения Господня монастыря. В Боголюбове разместились 2 монастыря: мужского, наместником которого стал архимандрит Петр, и женского, его настоятельницей была ут-верждена насельница суздальского Покрова Богородицы монастыря Елена (Богдан). К 2003 г. на территории Боголюбского монастыря живут около 100 насельниц и 30 насельников. Силами и средствами Боголюбского монастыря восстанавливается Евфросиниев Суздальский женский монастырь.

Боголюбский собор был освящен 27 апр. 1997 г. К нач. 2003 г. в соборе установлен иконостас, продолжаются реставрационные работы, восстановление настенной живописи. 25 мая 1997 г. архиеп. Евлогий освятил Благовещенский храм, в котором совершаются будничные богослужения. В том же году на монастырскую колокольню подняты специально отлитые колокола весом 1000 и 2500 кг. Практически заново отстроен Иустиновский корпус, в монастыре действуют иконописная, швейная и столярная мастерские, гостиница для паломников. К 2003 г. Рождественский собор, в котором несколько раз в году совершаются богослужения, и лестничная башня с переходом XII в., включенные ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, находятся в совместном ведении ГВСМЗ и монастыря. В Боголюбском монастыре хранятся частицы мощей Владимирских и Киево-Печерских святых.

В конце июля 1991 г., во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход посетил Боголюбский монастырь. Мощи преподобного были обнесены вокруг Боголюбского собора, затем поставлены на паперти. Святейший Патриарх Алексий отслужил перед ними молебен в благословение возрождающейся обители. Тогда же в память этого события в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм во имя прп. Серафима Саровского. В 1995 г. возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой, но в ином виде, чем до революции. На крестный ход выносится список иконы кон. XIX — нач. XX в. 30 июня после всенощного бдения образ увозят из Боголюбского монастыря в храм равноапостольных Константина и Елены в Добром. Утром следующего дня из храма в Боголюбского монастыря отправляется крестный ход, возглавляемый Владимирским архиереем. На окраине Боголюбова шествие встречается с крестным ходом, вышедшим из Боголюбского монастыря, во главе с наместником. Соединившись, крестные ходы входят в Боголюбский монастырь, и в Боголюбском соборе Владимирский архиепископ служит литургию.

Архив: ГА Владимирской обл. Ф. 556, 567; РГАДА. Ф. 236, 280. Оп. 3 № 472 [«Офицерская» опись монастыря 1763/1764 гг.], 281; ГВСМЗ. Отд. ркп. и старопечатных книг. № 113 [Синодик Боголюбского монастыря].

Ист.: Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, сост. по монастырским актам и записям настоятелем оной обители игум. Аристархом в 1767–1769 г. // ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1–24; Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961. Ч. 3; ПСРЛ. М., 1997. Т. 1.

Лит.: Доброхотов К. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М., 1852; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50–65; Торжество освящения соборного храма во имя Божией Матери Боголюбской, в Боголюбовом монастыре // Владимирские ЕВ. 1866. № 11. Ч. неофиц. С. 621–626; Островзоров Н. Ист. описание Боголюбова монастыря от начала его основания до наст. времени. Владимир, 1880; Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри: Покровский и Николаевский Волосов. Вязники, 1891; Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1906. Вып. 2. С. 148–155; Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч. 1: Монастыри. С. 21–32; Воронин Н. Н. Новые памятники русской эпиграфики XII в. // Сов. археология. 1940. № 6. С. 309–315; он же. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1961. Т. 1. С. 201–261; он же. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский. М., 1958; М., 1965; Вагнер Г. К. Четырехликая капитель из Боголюбова // Славяне и Русь. М., 1968. С. 365–393; Лисова Л. С. Город камен именем Боголюбивый...: Исслед. лестничной башни Боголюбовского архитект. ансамбля // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 165–175; Маслов В. М. Археологическое изучение Владимира и Боголюбова с 30-х гг. XIX в. до наст. времени // Там же. С. 15–31; Петрова Л. А. Из народно-поэтической антиклерикальной сатиры: Стих о монастыре Боголюбовском // Проблемы формирования и раскрытия фондов Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1985. С. 112–123; Свято-Боголюбов монастырь / Сост. и изд. Свято-Боголюбова монастыря. Владимир, 1997; М., 2000; Владимир, 2002; Тимофеева Т. П. Лежит в развалинах твой храм. Владимир, 1999. С. 43–54; она же. Архитектурные реминисценции в миниатюрах синодика Боголюбова монастыря XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1999. М., 2000. С. 558–573.

А. В. Маштафаров

* * *

   
 Кафедральный Успенский собор Владимира 
 
Кафедральный Успенский собор Владимира
 
 

Владимирская и Суздальская епархия

Владимирская и Суздальская епархия учреждена в 1214 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Владимирской обл. Кафедральный город — Владимир. Кафедральный собор — Успенский (Владимир).

Правящий архиерей: архиеп. Евлогий (Смирнов), на кафедре с 11 ноября 1990 г.

Епархиальное управление: 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 68, корп. 2. Тел.: (0922) 32–40–54; факс: 32–74–09.

Благочиннические округа: Александровско-Киржачский, Владимирский, Вязниковско-Гороховецкий, Гусевский, Ковровско-Камешковский, Кольчугинско-Юрьев-Польский, Муромско-Меленковско-Селивановский, Петушинский, Собинский, Судогодский, Суздальский городской, Суздальский районный, воинское благочиние, тюремное благочиние.

Епархиальные отделы: церковно-общественный и архитектурно-строительный; духовно-пастырский; монастырский; богословско-образовательный; социально-благотворительный; миссионерско-катехизический.

Статистика: 261 приход; 348 священнослужителей.

Действующие монастыри: Александровский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1649 г., закрыт в 20-х гг. ХХ в., возрожден в 1991 г. Настоятельница — игум. Иоанна (Смуткина). 601600, Владимирская обл., г. Александров, пос. Заря, ул. Советская, 15. Тел.: (09244) 2–34–80;

Боголюбский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1155 г., закрыт в 1921 г., возрожден в 1991 г. как мужской. В 1997 г. при нем образован также жен. мон-рь. В 2003 г. муж. мон-рь был переведен во Владимирский Боголюбский муж. мон-рь. Настоятельница — мон. Иулиания (Подолянко). 601270, Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово. Тел.: (0922) 30–01–08, 30–05–34;

Владимирский Боголюбский муж. мон-рь, 7 мая 2003 г. образован из прихода, братия была переведена из Боголюбского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря. Настоятель — игум. Авраамий (Павличенко). 600031, г. Владимир, пл. Культуры, 8. Тел.: (0922) 21–00–44;

Владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основан в 1191 г., получил статус ставропигиального в 1667 г., обращен в архиерейский дом в 1744 г., закрыт после 1917 г., возрожден в 1992 г. Наместник — архим. Нил (Сычёв). 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 68, корп. 1. Тел.: (0922) 32–67–10;

Владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1200 г., закрыт в 20-х гг. ХХ в., возрожден в 1993 г. При мон-ре создан приют для девочек, 8 воспитанниц. Настоятельница — игум. Антония (Шаховцева). 600000, г. Владимир, ул. Княгинин монастырь, 37а. Тел.: (0922) 32–67–73;

Волосов во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь, возрожден в 1997 г. Настоятельница — мон. Евфимия (Ромашова). 601220, Владимирская обл., Собинский р-н, с. Волосово. Тел.: (09242) 5–65–38;

Вязниковский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, учрежден в 1999 г. Настоятельница — мон. Серафима (Старых). 601400, Владимирская обл., г. Вязники, Музейный пр., 7/1. Тел.: (09233) 2–05–68;

Вязниковский в честь Богоявления муж. мон-рь, учрежден в 1999 г. Настоятель — иером. Илия (Иванов). 601408, Владимирская обл., Вязниковский р-н, пос. Мстера. Тел.: (09233) 5–04–15;

Гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь, основан в XVII в., закрыт в 20-х гг. ХХ в., возрожден в 1993 г. Настоятель — иером. Гавриил (Крускоп). 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, ул. Пролетарская, 12. Тел.: (09238) 2–12–73;

Гороховецкий в честь Сретения Господня жен. мон-рь, учрежден в 2001 г. Настоятельница — мон. Нина (Дорошко). 601482, Владимирская обл., г. Гороховец, ул. Советская, 52. Тел.: (09238) 2–37–65;

Гороховецкий за Клязьмой в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-рь, учрежден в 2000 г. Настоятельница — мон. Раиса (Шибеко). 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок;

Евфросиниев суздальский в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1207 г. прп. Евфросинией Суздальской, закрыт в 1920 г., возрожден в 2000 г. Настоятельница — мон. Екатерина (Иванова). 601260, Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Ленина. Тел.: (09231) 2–35–30;

Зосимова в честь Смоленской иконы Божией Матери муж. пустынь, основана в кон. XVII в., закрыта в 1923 г., возрождена в 1992 г. Святыни: мощи прп. Зосимы пустынножителя, преподобных Алексия и Германа. И. о. настоятеля — иером. Серафим (Семилетов). 601606, Владимирская обл., Александровский р-н, п/о Плеханы, ст. Арсаки. Тел.: (09244) 9–40–11;

Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1358 г. как мужской, разорен в 30-х гг. ХХ в., возобновлен в 1995 г. как женский. Святыня: мощи прп. Романа Киржачского. Настоятельница — мон. Мария (Сташевская). 601010, Владимирская обл., г. Киржач, ул. Гагарина, 27. Тел.: (09237) 2–22–11;

Космин Яхромский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основан в кон. XV в., закрыт в 20-х гг. ХХ в., возрожден в 1995 г. Настоятель — иером. Серафим (Котенёв). 601810, Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Небылое. Тел.: (09246) 5–41–55;

Лукианова в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пустынь, основана в 1594 г., в нач. ХХ в. числилась за штатом, закрыта после 1917 г., возрождена в 1991 г. Настоятель — архим. Досифей (Даниленко). 601611, Владимирская обл., Александровский р-н, дер. Лукьянцево. Тел.: (09244) 2–66–89;

Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основан в 1563 г., закрыт в 1919 г., открыт как приходской храм в 1942 г., возрожден в 1991 г. как мон-рь. Святыни: мощи святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Настоятель — игум. Кронид (Козлов). 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, 16. Тел.: (09234) 2–05–02;

Муромский в честь Воскресения Христова жен. мон-рь, возрожден в 2000 г. Настоятельница — мон. Елена (Богдан). 602200, Владимирская обл., г. Муром, Июльский пер., 1а. Тел.: (09234) 3–04–35;

Муромский в честь Преображения Господня муж. мон-рь, основан до 1096 г., закрыт после 1918 г., возрожден в 1995 г. Святыня: чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная в 1878 г. с Афона. Наместник — игум. Кирилл (Епифанов). 602200, Владимирская обл., г. Муром, ул. Лакина, 1. Тел.: (09234) 2–20–50;

Муромский Новодевичий во имя Св. Троицы жен. мон-рь, основан в 1642 г., закрыт в 1921 г., возрожден в 1991 г. Святыни: мощи святых благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. При мон-ре создан приют для девочек. Настоятельница — игум. Тавифа (Горланова). 602200, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а. Тел.: (09234) 3–13–99, 3–13–74;

Покровская Островская в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. пустынь, основана в 1710 г. как муж. мон-рь, закрыта в 20-х гг. ХХ в., возрождена в 1994 г. как женский. Настоятельница — игум. Феврония (Маратканова). 601135, Владимирская обл., Петушинский р-н, г. Покров, п/о Введенское. Тел.: (09243) 6–31–36;

Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы жен. мон-рь, основан в XIV в. как мужской, разорен в советские годы, возрожден в 1995 г. как женский, с 17 августа 2004 г. ставропигиальный. Настоятельница — игум. Елисавета (Жегалова). 601702, Владимирская обл., Александровский р-н, с. Махра. Тел.: (09244) 2–17–84;

Суздальский во имя свт. Василия Великого муж. мон-рь, известен с XIII в., обращен в женский в 1899 г., закрыт в 1923 г., действует как мужской с 1995 г. 601260, Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Васильевская. Тел.: (09231) 2–18–00;

Суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1364 г., закрыт в 1923 г., возрожден в 1993 г. Святыня: мощи прп. Софии Суздальской. Настоятельница — игум. София (Комарова). 601260, Владимирская обл., г. Суздаль, ул. Покровская, 76. Тел.: (09231) 2–06–09;

Хмелёвский в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» жен. мон-рь, учрежден в 2001 г. Настоятельница — игум. Магдалина (Лушина). 601017, Владимирская обл., Киржачский р-н, дер. Хмелёво. Тел.: (09237) 7–33–16;

Юрьев-Польский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь, образован в 1995 г. Настоятельница — схим. Ольга (Алёшина). 601807, Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, п/о Хвойный, с. Новое;

Юрьев-Польский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-рь, до 1871 г. был 3-го класса жен. мон-рь, упразднен после пожара, возобновлен в 2001 г. как мужской. Настоятель — иером. Евстратий (Горский). 601800, Владимирская обл., г. Юрьев-Польский, Каланчёвский пер., 5.

Учебные заведения: Владимирская духовная семинария во имя свт. Феофана Затворника, открыта в 1997 г. 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 68. Тел.: (0922) 32–40–54; Владимирская епархиальная регентская школа при Владимирском Княгинином мон-ре, основана в 1996 г.; регентская школа при Свято-Троицком мон-ре в г. Муроме; духовное училище в г. Гусь-Хрустальном, открыто в 1996 г; духовное училище в г. Муроме, открыто в 1998 г.; курсы в г. Коврове для поступающих в ДС, открыты в 2001 г.; 5 православных гимназий; 82 воскресные школы.

Православные объединения и организации: Владимирское братство св. блгв. кн. Александра Невского, создано в 1997 г.; православное молодежное движение г. Владимира; православное общество сестер милосердия во имя св. блгв. кн. Георгия; владимирское областное общество православных педагогов.

Церковные СМИ: газеты «Свет Истины», издается епархиальным управлением, «Православная газета для простых людей», «Православный Суздаль»; телепередача «Благовест», ГТРК «Владимир».

  
 Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 
 
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий
 
 

ЕВЛОГИЙ, архиеп. Владимирский и Суздальский (Смирнов Юрий Васильевич)

Родился 13 января 1937 г. в г. Кемерово в семье рабочих. По окончании средней школы в 1955 г. поступил в МДС. В 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, 15 марта 1965 г. пострижен в монашество, 21 марта рукоположен во иеродиакона. В 1966 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. Оставлен при МДА профессорским стипендиатом, исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в семинарии. 18 октября 1967 г. рукоположен во иеромонаха. В 1967 г. назначен помощником, в 1969 г.— старшим помощником инспектора академии. 4 июля 1969 г. возведен в сан игумена. С 1972 г. исполнял послушание эконома лавры и академии. В 1973 г. возведен в сан архимандрита. С 1973 г. преподавал в МДАиС литургику и пастырское богословие. В 1977 г. удостоен ученой степени магистра богословия, в 1978 г. возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории. 23 мая 1983 г. назначен наместником московского Данилова мон-ря. С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия. С 18 мая 1988 г. наместник Введенской Оптиной пустыни.

11 ноября 1990 г. хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. 25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира II и III степени, прп. Сергия Радонежского II и III степени, св. блгв. кн. Даниила Московского II степени, Святого Креста и Гроба Господня всех трех степеней Иерусалимской Православной Церкви, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия III степени Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

По материалам «Ежегодника Русской Православной Церкви»)

Форумы