Человек и его вера. Телепрограмма 03.05.08, текст передачи

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». По сложившейся уже традиции одну из наших программ мы посвящаем теме: «Человек и его вера». Путь к вере у каждого свой. Кому-то она прививается в семье, с самого младенчества, кто-то обретает ее уже в зрелом возрасте, сознательно, после сомнений и размышлений. Сегодня гость нашей программы – писатель Фазиль Давуд Оглы Ирзабеков. Азербайджанец по национальности, коренной бакинец, для которого русский язык стал родным, а Православная вера – истиной, которую он обрел уже в зрелом возрасте. Звоните, задавайте вопросы, принимайте участие в беседе. Но в начале, как всегда, новости.

Сюжет: «Светлая седмица»

Светлая седмица – так называется неделя, следующая за праздником Пасхи. Это особенные дни, когда совершаются торжественные пасхальные богослужения, Царские врата в алтарь не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и каждая Литургия завершается пасхальным крестным ходом. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Во вторник Светлой Седмицы отмечается день Иверской иконы Божьей Матери, одной из самых чтимых на Руси. Особые торжества в честь этого праздника прошли в храме святителя Николая в Николо-Перервинском монастыре, главный престол которого посвящен Иверской иконе. В этом году исполняется столетие освящения этого собора.

* * *

Сюжет: «Подарок на Пасху»

«Подарок от Святейшего Патриарха Алексия к Светлому празднику Пасхи!» – Эту фразу в канун пасхального праздника слышали миллионы людей. В вестибюлях 30 станций столичного метрополитена студенты Сретенской духовной семинарии раздавали в подарок Евангелие. За три дня пассажиры метро получили 400 тысяч книг. А всего к празднику было напечатано два миллиона вот таких красочных Евангелий от Марка.

     
  Св. Евангелисты. Миниатюра из Евангелия XIVв.  
 
Св. Евангелисты. Миниатюра из Евангелия XIVв.
 
 

Монах Николай (Муромцев), помощник проректора Сретенской духовной семинарии: – Евангелие от Марка писалось для язычников. Апостол проповедовал Слово Божие, давая язычникам новый свет в жизни. Мы пошли в метро, чтобы людям, которые никогда не слышали Слова Божия, дать возможность познакомиться с нашей верой».

В акции участвовали все семинаристы кроме тех, кто в эти дни был на богослужении.

В первый день ребята спустились в метро в штатском, и люди к ним подходили с опаской – а если сектанты? После этого семинаристы надели подрясники, и сомнения разрешились: люди брали Евангелие для себя, для родных и для друзей.

* * *

     
  Композитор Георгий Свиридов  
 
Композитор Георгий Свиридов
 
 

Сюжет: «Концерт «Страна Воскресения»»

«Страна Воскресения» - эти слова Георгия Свиридова стали названием концерта, прошедшего в Большом зале Московской Консерватории. Впервые в авторской редакции прозвучали свиридовские «Песнопения и молитвы» – последнее сочинение выдающегося русского композитора. 28 произведений, написанных на слова церковных молитв и текстов Священного Писания, исполнили совместно хор Государственной Третьяковской галереи и хор Сретенского монастыря. Георгий Васильевич начал работу над этим циклом еще в 1980 году, и почти двадцать лет создавал музыку, которая стала его исповеданием Воскресшего Христа.

* * *

     
  Композитор Г. Свиридов во время концерта  
 
Композитор Г. Свиридов во время концерта
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Напоминаю, что сегодня мы продолжаем говорить на тему: «Человек и его вера». Надеемся на Ваше активное участие в беседе. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими мыслями. Ведь у каждого человека свой путь к вере. Особенный он и у нашего гостя.

Сюжет: «Василий Ирзабеков»

При знакомстве он уже давно представляется как Василий Давыдович. Говорит, что теперь ему даже странно, когда к нему обращаются иначе. По паспорту он Фазиль Давуд Оглы Ирзабеков. Азербайджанец, коренной бакинец. После окончания Института русского языка и литературы имени Ахундова обучал русскому иностранных студентов в Азербайджанском госуниверситете, занимался языкознанием.

После переезда в Москву в 1992 году начал работать ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы. А через два года в московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках принял Крещение с именем Василий. Стал активным прихожанином. Организовал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого, одного из любимых своих святых.

Василий Ирзабеков много ездит по стране, выступает с лекциями. Самая популярная - «Русский язык как Евангелие». Этой же теме посвящена и его книга «Тайна русского слова», которая недавно вышла в издательстве Данилова монастыря.

Сейчас Василий Ирзабеков работает над второй своей книгой.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, Василий Давыдович! Христос Воскресе!

Василий Ирзабеков: – Воистину Воскресе!

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Бывает, что обрести веру помогают какие-то драматические события или судьбоносные встречи. А Ваш путь к вере совершенно необычен. Для вас проводником к вере стал русский язык. Как же это случилось?

Василий Ирзабеков: – Вы правы, когда говорите о языке. В. И. Даль в свое время сказал: «На каком языке ты мыслишь и говоришь, той нации ты и есть». Для моего мировоззрения и становления было важно, что в нашей семье русский язык не был инородным. Мой прадед по отцу Али Султанбек Ирзабеков ушел в отставку в чине надворного советника. Он служил царю, и реликвией в доме была книга, подаренная последним русским императором. На ней есть дарственная надпись: «За верную службу». Сейчас эта книга храниться в музее истории Азербайджана. Мой дед окончил классическую гимназию, и позже преподавал в ней, а отец окончил русскую школу. Я родился и воспитывался, купаясь в русском языке, это и определило мою дальнейшую судьбу. И вообще, язык в моей жизни значит очень многое. Так случилось. Что мать мне очень рано заменила бабушка. По природе своей я гневливый человек. Урезонивая меня, бабушка произносила азербайджанскую поговорку. Которая по-русски звучит так: «Враг в тебя камнем, а ты его - пловом». Я отказывался это понимать, если в меня камнем, я должен как минимум двумя камнями! Как это пловом?! Моя мудрая бабушка давно умерла. А поговорку я понял, позже, когда, для общего развития познакомился с Евангелием. В этой поговорке, как океан в капле, отражена христианская заповедь «любите врагов ваших». Я стал задумываться, как у народа 13 веков традиционно исповедующего Ислам, могла сложиться истинно христианская поговорка? Стал обращать внимание на другие моменты. Прощаясь с умершим, азербайджанцы говорят слова: «Пусть место его пребывания наполнится светом». Люди желают ему встретиться со Светом. Кто говорил о себе: «Я есть Свет»? Когда я учился в университете, у нас была традиция: тот, кто сдал экзамен удачно, выходя из аудитории, клал правую руку на головы других студентов. Женился ли человек удачно, построил ли дом, – азербайджанцы подойдут и попросят возложить правую руку им на голову, по сути, благословить. Когда и где они это увидели! Господь сказал: «Ищите и обрящете», и я стал искать. Узнал, что в начале II века нашей эры, когда не было государства Азербайджан, а была Кавказская Албания, и мои предки, кавказские албанцы, приняли христианство на семь веков раньше, чем на Руси.

В Баку у подножия Девичьей башни было языческое капище. На этом месте был распят апостол Варфоломей. Но веру, как и первую церковь, в Азербайджане заложил святой Елисей, которого рукоположил первый Патриарх Иерусалимский Иаков, брат Господень. Получается, что кавказские албанцы получили рукоположение третьими от Христа! Христианство держалось 5 веков, а потом в VII веке пришли арабы. Сопротивление было мощнейшее. Первым национальным героем Руси является Илия Муромец. А в азербайджане это – Баабек, человек, возглавивший войну против арабов. Он был распят на кресте. Получается, что он – национальный герой Азербайджана первой величины - христианский великомученик.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В своей книге вы размышляете о том, что значит быть русским. А что, Вам уже не хочется быть азербайджанцем, вы перестали им быть?

Василий Ирзабеков: – Хороший вопрос, батюшка! Я никогда этого не захочу, потому что был и остаюсь стопроцентным азербайджанцем. Просто я – русский азербайджанец. Я много ездил по России, встречал разных людей. Например, в Тульской епархии есть человек, очень много делающий для Православной Церкви, он и на клиросе поет, и издает церковную газету, хотя много работает. Зовут его Сергей Пак. Он – русский кореец. В Сыктывкаре издается одна из лучших, на мой взгляд, православных газет «Вера», главным редактором там является русский армянин Володя Григорян.

     
  Кафедральный собор cвятых Жен-Мироносиц, г. Баку  
 
Кафедральный собор cвятых Жен-Мироносиц, г. Баку
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В прошлом году я был в Баку, мы там снимали передачу о Православии в Азербайджане. Очень многие православные храмы были построены мусульманами. А Вы обрели Православную веру в России. А Вы бы не хотели теперь просвещать азербайджанский народ светом Евангелия?

Василий Ирзабеков: – Как только я по историческим источникам уяснил для себя, что азербайджанцы были крещены, я тут же написал большую статью «Азербайджанцы в России». Она была опубликована в «Независимой газете» в 2000 году. В статье я громко рассказал об истории азербайджанцев и призвал их вернуться к корням. Я не поменял веру, как говорят многие, я вернулся к ней, вернулся к себе домой. Пол-тысячелетия в Азербайджане была христианская вера, что не могло пройти бесследно. Сейчас мусульмане восстанавливают и строят православные храмы, – это срабатывает генетическая память. В Баку наблюдается высокий уровень культуры приятия другого человека (мне не нравятся слова «толерантность» и «веротерпимость»), другой веры, другой нации. Вы могли убедиться в этом.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Да. Я знаю семью, где отец – мусульманин, мама – русская, еще не воцерковлена, а сын – священник.

Василий Ирзабеков: – Обычная бакинская семья. Эти плоды могли вырасти только из тех зерен, которые на нашей земле посеял Сам Христос!

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Для верующего человека важна духовная, молитвенная связь с его предками. Но ведь у вас вера иная, чем у ваших кровных родственников, родителей. Нет ли здесь для вас проблемы? Как вы поминаете своих предков?

Василий Ирзабеков: –Нашу фамилию основал Ирзабек – воинственный сотник, совершавший набеги на Персию, и я знаю весь свой род. Проблема поминания предков стояла передо мной, пока я не прочел житие святого мученика Уара, единственного, кто имеет дерзновение предстать перед Господом с молитвой почивших в безверии. У меня большой синодик, где не только родственники, но и ушедшие друзья, соседи, и даже друзья моего папы, и синодик этот постоянно расширяется.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Ваша книга называется «Тайнa русского слова». Какие открытия делали вы лично для себя, погружаясь в эти тайны? Приведите хотя бы некоторые примеры таких открытий.

Василий Ирзабеков: – Русский язык переизбыточен, переполнен тайнами. Главная тайна, поразившая меня своей радостью, в том, что все исконно русские слова свидетельствуют о Христе. Я сделал для себя удивительный вывод: может быть безбожным человек, даже лауреат Нобелевской премии, но нет ни одного безбожного языка. Племена, которые затеряны где-нибудь в дебрях Амазонки и насчитывают в языке не более 300 лексем, обязательно имеют 2-3 слова, обозначающие их представления о Боге. И чем выше уровень цивилизации народа, тем больше в языке слов и понятий о Боге. Так азербайджанский язык соткан из понятий Ветхого Завета. Например, «человек» по-азербайджански – «адам» (Адам), «предатель» -«хаим» (Каин), чужак, чуждый человек, не наш, которого мы отрицаем – «хам». Азербайджанец встречает чужака и говорит: «хам адам». Православные понимают, что слова «Бог» и «Христос» не обозначают одно и то же. Отличие русского языка от многих других, тоже говорящих о Боге, в том, что русский язык говорит конкретно о Христе. Это меня поразило. Каждый язык это всегда дар. Тот дар, который русской нации сделал Христос, просто неоценим! Здесь каждое слово о Христе.

     
  Протоиерей Алексий Уминский  
 
Протоиерей Алексий Уминский
 
 

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Однако в русском языке есть и нецензурные слова. Есть тенденция в литературе, сделать все нецензурное – цензурным, особо при этом не смущаясь, и не строя из себя ханжу. Даже предыдущий министр культуры посвятил целую программу на телевидении теме о том, как хорошо ругаться матом.

Василий Ирзабеков: – Программа прошла 6 лет назад, а боль от нее не утихает. В студии была собрана элита нации: писатели, художники, врачи, и никто не призвал опомниться! Однажды мне задали вопрос: не боюсь ли я 15-летних? Я пошутил, что и 16-летних не боюсь. Многие лекторы боятся молодых аудиторий, ругают молодежь, забывая, что она наша. Не китайцы же будут их просвещать! Я люблю их. Мы сами загнали их в гетто. С ними нужно быть предельно честными. Я говорю с ними на тяжелые темы, после чего потом пью лекарства.
Но сквернословие и мат нельзя путать. Сквернословие в подавляющем большинстве составляют похабные, скверные слова, тюркского происхождения. Некоторые из них есть в азербайджанском языке, но там они имеют нормальное значение. Искажение понятий произошло от конкретного восприятия через контекст. Если слово произносил агрессор (а на Россию агрессия всегда шла с юга и востока), слово воспринималось иначе. Низость же человеческой натуры в том, что, будучи оскорбленным, человек потом наносил такое же оскорбление – скорбь – своему ближнему.
Мат же это хула на Богородицу, на Ее Приснодевство. Кто не знает об этом, пусть приходит ко мне на лекции, я расскажу об этом подробно. В русском языке мата нет и быть не может, какой русский посмеет хулить Пресвятую Богородицу!

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо, Василий Давыдович, за интересную и содержательную беседу. Я желаю Вам помощи Божией во всех Ваших благих начинаниях. А сейчас пришло время нашей постоянной рубрики.

     
   
     
 

Рубрика «Московские святыни»: «Патриарх Тихон»

12 апреля 1925 года, в Вербное воскресенье, в Москве в Донском монастыре хоронили Патриарха Тихона. Он был избран на пустовавший два с лишним века Патриарший престол в кровавые ноябрьские дни 1917-го.

Сразу же после похорон на могилу Первосвятителя стали стекаться верующие со всех концов России. Надгробную плиту скрывали букеты свежих цветов. Но уже наступила пора жестоких гонений на Церковь, и доступ к месту захоронения почившего Патриарха был запрещен.

     
  Патриарх Московский и всея России Тихон  
 
Патриарх Московский и всея России Тихон
 
 

Вскоре по Москве поползли слухи. Одни говорили, что атеисты уничтожили гроб с телом Патриарха, другие, - что верующие тайно перезахоронили его на Введенском кладбище. Предпринимались попытки обнаружить могилу, но безрезультатно.

Осенью 1991 года произошел пожар в Донском соборе. А когда стали разбирать завалы, то под полом храма обнаружили кирпичную кладку воздуховода, а под ней - спрятанный глубоко в земле гроб святителя Тихона.

22 февраля 1992 года, около трех часов дня, были торжественно открыты его святые мощи. Это произошло через два с половиной года после прославления Святейшего Патриарха Тихона в лике святых.

И вновь, как и в 1925 году, верующие идут поклониться Святейшему Патриарху Тихону – теперь уже святому - новомученику и исповеднику Российскому.

     
  Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России  
 
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России
 
 

* * *

Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.Ru». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова. Прошу Вас обратить внимание на то, что в следующую субботу, наша программа выйдет не в свое обычное время, а позднее – в 9.45 утра. Не пропустите. Вас ожидает очень интересная встреча – с женщиной, которая прошла всю войну, воспитала четверых детей, один из которых стал архиепископом. Не забудьте, в следующую субботу, 10 мая, наша программа начнется в 9 часов 45 минут. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!

     
   
     
 

Форумы