Новодевичий монастырь в XX веке

     
  Новодевичий монастырь  
 
Новодевичий монастырь
 
 

(По книге «Московский Новодевичий монастырь». Изд-во Новодевичьего монастыря. М. 1999 г. С.53-73)

Глава 1.


Судьба Новодевичьего монастыря в первые послереволюционные десятилетия

Тихую, размеренную жизнь обители нарушила великая катастрофа 1917 года. Что же представлял собой монастырь до революции? Одна из бывших насельниц, монахиня Акилина (в схиме Маргарита), вспоминала [1], что, когда она еще маленькой девочкой приехала с родственниками в Новодевичий, ее поразило удивительное благолепие благодатной обители. Она подумала, что находится в раю - кругом все цвело и утопало в зелени. Монастырь произвел на нее такое сильное впечатление, что она серьезно сказала своим родным: «А я отсюда никуда не уеду». Родственникам удалось договориться с монастырским начальством, и маленькую паломницу взяли в обитель. Но этот «земной рай» постигла та же участь, что и остальные православные монастыри. В 1922 году его закрыли, а насельниц разогнали. В устном предании обители сохранился рассказ о том, что незадолго до закрытия последняя настоятельница монастыря игумения Вера (в миру -Надежда Павловна Побединская) предлагала всем сестрам покинуть монастырь и устроиться у родных и знакомых в миру, чтобы спастись от репрессий. Многие молодые сестры вняли ее совету, но старые монахини остались и действительно были расстреляны большевиками перед входом в Успенский храм [2]. Есть надежда, что со временем удастся найти подробные материалы об этой расправе.

После закрытия монастырь был со временем превращен в «Музей эпохи правления царевны Софьи», затем переименован в «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году передан Государственному историческому музею, и по сегодняшний день он значится как «Филиал Государственного исторического музея - Новодевичий монастырь». Многое на территории монастыря было подвергнуто изменениям: бывшие монастырские помещения были заселены многочисленными семьями, была снесена часовня над могилой первой настоятельницы обители схиигумении Елены (Девочкиной), храмы были закрыты.

Игумения Вера и четверо клириков из Новодевичьего монастыря были арестованы, привлечены к суду по делу «церковников» как противники изъятия церковных ценностей (2-й московский процесс 1922 года) [3]. В частности, матушке Вере вменялось в вину то, что она изготовила воззвание, призывающее население выступить «на защиту Православной Русской Церкви». Прокурор Вышинский требовал применения высшей меры наказания, но, к счастью, Ревтрибунал решил иначе. Самое суровое наказание было применено по отношению к матушке игумении, она была приговорена к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Священников отца Николая Козлова и отца Сергия Лебедева лишили свободы на полтора года. А других двоих священников за недоказанностью обвинений оправдали. В 1923 году Кассационная Коллегия снизила всем осужденным срок наказания на одну треть.

Интересна личность протоиерея Сергия Лебедева, священнослужителя Новодевичьего монастыря [4]. В Москве в 20-е годы были среди священников воспитанники иеросхимонаха Алексия из Свято-Зосимовой пустыни: отец Павел Левашов, отец Александр Зверев и отец Сергий Лебедев. Все они были впоследствии расстреляны в Бутово. В 26 лет отец Сергий овдовел, оставшись с малолетним сыном Борисом. По воспоминаниям современников, это был «...молодой вдовый батюшка, всеми уважаемый за религиозность и чистоту жизни». После смерти жены он поехал в Зосимову пустынь, чтобы узнать, как жить дальше. Отец Алексий принял его с любовью, ибо и сам пережил смерть жены и также остался с сыном на руках. Старец сказал: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков». Сам отец Сергий был строгой жизни, его мать, жившая с ним, следила, чтобы никто из женщин у них в доме не бывал.

Вот какой случай рассказывала близкая духовная дочь отца Сергия, бывшая насельница монастыря инокиня Анна (Анна Ивановна Детинкина, ум. 21.02.1972).

Во время наступления обновленцев отец Сергий служил еще в соборе. Анна Ивановна видит, что во время Херувимской Песни отец Сергий воздел руки, а они черные. После службы она пошла к ним домой и рассказала ему об этом. Он, пораженный, ушел к себе в комнату. Во время обеда у них были знакомые. Он вышел и сказал: «Вот сегодня мне пришла мысль: надо ли противиться обновленцам, и Господь показал моей духовной дочери ответ. Она увидела, что руки были у меня черные, так Господь ответил, где правда».

В 1931 году он был выслан. Этому предшествовал такой факт: однажды его попросили отслужить панихиду на могиле. Какие-то иностранцы сфотографировали, а потом опубликовали фото с надписью: «Один из священников, честно выполняющий свой долг». По возвращении отец Сергий служил иногда в Дорогомиловском соборе, был близок к митрополиту Сергию. Позже служил в Малаховке. В 1938 году он был снова арестован. Прощаясь с матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся». 22 марта, в день памяти 40 севастийских мучеников, он был расстрелян на полигоне НКВД в Бутово. Веруем, что протоиерей Сергий упокоился со святыми в селениях праведников, и нам радостно сознавать, что такие достойные священники служили именно в Новодевичьем монастыре.

До наших дней дошли лишь скудные сведения о судьбе насельниц закрытого монастыря. Известно, что некоторые из них оставались в его стенах до последних дней - кто-то просто как прихожанки, кому-то удавалось устроиться на работу в музей, например, в качестве реставратора, некоторые матушки прислуживали в храме, пели, читали, убирались. Известно, что часть из них были схимницами и подвижницами весьма высокой жизни.

Глава 2.

Период от Великой Отечественной войны до открытия монастыря в 1994 году

Во время Великой Отечественной войны монастырь принял большое количество людей, потерявших кров. На территории монастыря вдоль стен было выстроено много деревянных домов; башни, подвалы домов, подклети церквей также были приспособлены для жилья.

Но Новодевичий принял в свои стены не только гражданских беженцев - с ним связано также начало деятельности возрожденных в эти военные годы Московских духовных школ. 14 июля 1944 года в нем начали свою работу Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы, которые в 1946 году были переведены в Троице-Сергиеву Лавру и стали именоваться Московской Духовной академией и семинарией. В 1945 году был вновь освящен Успенский храм. Почти полвека он оставался единственным действующим храмом в Новодевичьем монастыре и с Божией помощью пережил сложное время репрессий и притеснений [5]. Остановимся на нем подробнее.

Это обширное одноэтажное здание на высоком подклете. К трапезной части с восточной стороны примыкает высокий куб храма Успения, на котором зиждется восьмерик с барабаном, увенчанный одной луковичной главкой. Первоначально трапезную окружала открытая галерея, разобранная в XIX веке. Роспись XVII века погибла во время пожара 1796 года. До наших дней сохранилась роспись, сделанная в XIX веке.

В 1922 году Успенский храм был закрыт. В 1926 году в его здании разместилось складское помещение Госхрана. Главный иконостас и иконостасы приделов были разобраны. Во вновь освященном храме в 1945 году был установлен иконостас из закрытой церкви Живоначальной Троицы в Хохлах. Позже, в 80-х годах, он был заменен иконостасом из уничтоженной церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.

В Успенском храме был придел Сошествия Святого Духа (в верхней части храма), а также размещавшиеся в трапезной приделы - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (южный) и святого апостола Иакова Алфеева (северный). Престол святого апостола Иоанна Богослова был перенесен в Успенский храм из колокольни после 1812 года. Посвящение престола северного придела напоминало об избавлении обители от взрыва 9 октября 1812 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева. После освящения храма в 1945 году был восстановлен южный придел во имя евангелиста Иоанна Богослова, для которого в 1956 году устроили новый иконостас. В церкви Сошествия Святого Духа до 1981 года размещалась часть служебных помещений редакции «Журнала Московской Патриархии».

     
  Новодевичий. Фото - С.Мотылев  
 
Новодевичий. Фото - С.Мотылев
 
 

Глава 3.

Возрождение и становление обители (1994-1999)

Возобновлением монашеской жизни обитель во многом обязана Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Он с 1977 года имеет резиденцию в Новодевичьем монастыре и регулярно совершает богослужения в Успенском храме. Но заботы владыки митрополита о древней обители никогда не ограничивались только внешним благолепием храма и красотой церковных служб, хотя и в этом отношении Новодевичий все эти годы пользовался заслуженной любовью православных москвичей. Давним и горячим желанием митрополита Ювеналия было возвращение Новодевичьему монастырю его подлинной духовной сути, вернуть в эти древние стены монашеские традиции, наполнить их непрестанной молитвой монашествующих и трудами во славу Божию.

На заседании Священного Синода под председательством Патриарха 24 ноября 1994 года в ответ на рапорт митрополита Ювеналия было принято постановление «в связи с завершением переговоров с генеральным директором Исторического музея А.И.Шкурко по вопросу совместного использования Новодевичьего монастыря благословить возобновление сестринской монашеской жизни в Московском Новодевичьем монастыре с поручением руководства вышеуказанной обителью Преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, имеющему митрополичье подворье в данном монастыре».

13 октября 1994 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в Успенском храме состоялся первый монашеский постриг в возрождающемся монастыре. Это было большое событие после 72-летнего перерыва. Первой монахиней стала мать Серафима, внучка митрополита Серафима (Чичагова). Постриг совершил митрополит Ювеналий.

Стоящие люди в волнении ждали, когда владыка Ювеналий произнесет новое имя Варвары Васильевны Черной. И наконец: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея в знамение отрицания мира». Все легко вздохнули. Ведь могло быть названо и другое имя, хотя всем, конечно, казалось единственно возможным именно - Серафима. Это монашеское имя ее матери и ее тетки, это монашеское имя ее деда - митрополита Серафима (Чичагова). А главное - это монашеское имя преподобного Серафима Саровского. В скором времени в Успенском храме монастыря митрополит Ювеналий возложил на матушку Серафиму наперсный крест и вручил ей настоятельский жезл в связи с назначением ее игуменией обители.

Такая полная перемена жизненного пути игумений Серафимы могла совершиться только благодаря Промыслу Божию. Первым толчком к этому было явление ей во сне митрополита Серафима, который сказал своей внучке: «Послужи мне еще, послужи». Желание исполнить это привело Варвару Васильевну к 6-летнему служению в церкви на различных послушаниях, углубленному изучению богословских трудов митрополита Серафима и стремлению изменить свою внутреннюю сущность, что и явилось подготовкой к монашеской жизни.

Богатейший духовный и церковно-административный опыт митрополита Ювеналия явился неоценимой поддержкой в процессе становления возвращенной к жизни обители. Ни одно сколько-нибудь значительное дело в монастыре не предпринимается без духовного совета и благословения архипастыря. Несмотря на свои многочисленные дела и попечения, Владыка находит немалое время для внимания к различным нуждам и заботам монастырской жизни; регулярны его встречи с игуменией для решения духовных, организационных и хозяйственных вопросов.

Особенностью жизни Новодевичьего монастыря является его сосуществование с филиалом Государственного исторического музея, располагающимся на одной территории с монастырем. Главной опорой обители в ее отношениях с музеем является Владыка митрополит. Благодаря ему из средств Московской епархии оказывается значительная помощь не только возрождающемуся монастырю, но и музейным учреждениям, так как древний Московский Новодевичий монастырь является единым историческим целым.

В Успенском храме пребывают три чтимых образа Пресвятой Богородицы: Смоленской Божией Матери XVII века, Тихвинской Божией Матери XVII века (он был перенесен в Успенский храм из разрушенной церкви Тихвинской Божией Матери, находившейся недалеко от Новодевичьего монастыря), а также уникальный список-копия с Владимирской иконы Божией Матери XVI века, сделанный в 1949 году опытным мастером из реставрационных мастерских Третьяковской галереи В.О.Кириковым [6]. Справа у входа в трапезную часть храма в специальном киоте находится икона XIX века преподобного Серафима Саровского в полный рост.

   
  Церковь св. Амвросия. XVI-XVII вв.  
 
Церковь св. Амвросия. XVI-XVII вв.
 
 

Для духовных нужд сестер был передан возрождающемуся монастырю храм во имя Святителя Амвросия Медиоланского, в котором они могли бы выполнять свое постоянное монашеское правило.

К юго-западу от Смоленского собора располагались палаты Ирины Годуновой, объединяющие в единый комплекс храм святителя Амвросия, трапезную и двухэтажный корпус жилых помещений.

Амвросиевская церковь построена предположительно в первой половине XVI века и первоначально была освящена во имя святого Иоанна Предтечи. Свое новое освящение храм получил после того, как его перестроили по инициативе архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского, ум. 1771). Этот храм был закрыт последним из церквей Новодевичьего монастыря в 1925 году.

Так как все здание музеем передано не было, пришлось отделить церковь, которая использовалась как зал экспозиций, глухой стеной от трапезной части. Церковь не имела иконостаса; его и убранство святого алтаря пришлось восстанавливать заново. Для создаваемого иконостаса Исторический музей передал монастырю из своих запасников Царские врата начала XX века, четыре иконы и центральное паникадило. Царские врата ранее принадлежали иконостасу церкви Медведниковских благотворительных учреждений, построенному по проекту архитектора С.У.Соловьева. Фотографии иконостаса публиковались в Ежегоднике Общества архитекторов-художников за 1906 год.

Все реставрационные работы легли на плечи монастыря. Работы начались уже в августе 1995 года. Возведением деревянного иконостаса и его золочением руководил художник Е.Г.Тимаков, росписи иконостаса осуществляли художник-реставратор Г.Ф.Бабич и архитектор 3.Б.Осипова, которая выполнила и проектирование нового иконостаса. Золочение и роспись его завершены были лишь 11 мая 1996 года. Композиция нового двухъярусного иконостаса продиктована стремлением органично и деликатно включить архитектурно-художественные фрагменты Царских врат в новую архитектурную ткань. На выполнение этой задачи работают его цветовое решение, пластика и декор. Можно сказать, что новый иконостас целиком «вырос» из старинных Царских врат и икон.

Особое внимание обращает на себя отсутствие храмовой иконы в новом иконостасе. Икона Святителя Амвросия была передана монастырю уже после возведения иконостаса, поэтому она расположена не в новом иконостасе, а на амвоне, в специальном киоте. Это икона XVIII века, на которой Святитель изображен стоящим во весь рост.

Храм за время своего существования не расписывался. В настоящее время он украшен иконами Божией Матери Смоленской: «Умиление», «Скоропослушница», «Всех скорбящих Радость», а также образами преподобного Серафима Саровского (поясное изображение), преподобного Амвросия Оптинского, святой Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и др.

Торжественное освящение храма святителя Амвросия было совершено 11 ноября 1995 года при большом стечении народа митрополитом Ювеналием в сослужении с викарием Московской епархии Преосвященным Григорием, епископом Можайским.

Надо отметить, что эта небольшая церковь - по нашим сведениям, единственный храм в России, освященный в память этого замечательного Святителя. Епископ Амвросий Медиоланский принадлежит к числу тех святых, которых одинаково почитают и православные, и римо-католики. В юбилейном 1997 году, когда отмечалось 1600 лет со дня его преставления, в Новодевичьем монастыре проходила конференция, организованная совместно монастырем и ГИМ (Государственный исторический музей), посвященная этому выдающемуся Святителю. С приветственным словом и архиерейским благословением к участникам конференции обратился архиепископ Григорий. Игумения Серафима выступила с докладом, посвященным личности святителя Амвросия. Доклад был издан в виде краткого жизнеописания святителя Амвросия и роздан прихожанам храма.

Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20.12) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для чтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки).

Главной святыней монастыря является собор Смоленской Божией Матери. Собор для богослужений был закрыт одновременно с монастырем в 1922 году. В связи с возрождением монашеской жизни между директором музея г-ном А.И.Шкурко и Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием было достигнуто соглашение о совместном использовании собора, что обеспечило возможность проведения богослужений в дни больших церковных праздников в летний период.

Историческое богослужение в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря - впервые после нескольких десятилетий - 10 августа 1995 года в день празднования Смоленской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архиереев и духовенства Москвы и Московской епархии. Праздничная всенощная Литургия и крестный ход собрали в стенах древней обители огромное количество богомольцев не только из Москвы и Подмосковья, но также из других мест России, где знают и любят Новодевичий монастырь и где также с радостью услышали о возобновлении славной обители и долгожданном первом богослужении в главном ее храме. Тот достопамятный день стал воистину не только московским, но всероссийским днем духовного торжества. Однако многие бытовые вопросы в обители оставались нерешенными.

Отсутствие своих келий мешало развитию нормальной монастырской жизни. Лишь в 1997 году музеем был выделен «певческий корпус». Для приведения его в должное состояние требовались большие материальные затраты, так как корпус не имел никаких коммуникаций и требовал перепланировки помещений. Только благодаря помощи добрых людей, в первую очередь префекта Центрального Округа, министра Правительства Москвы А.И.Музыкантского, других жертвователей, прихожан, к августу 1997 года удалось отремонтировать 1/3 корпуса и оборудовать келий для 18 сестер. После ремонта келейных помещений покои игумений были переведены в крыло певческого корпуса. Лишь весной 1999 года были заселены келии и мастерские следующей части здания.

Предполагалось, что ремонтные работы закончатся раньше, но этому помешал обрушившийся на Москву летом 1998 года невиданной силы ураган. Это случилось в ночь с субботы на воскресенье под праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. Даже московские старожилы не могли припомнить такой бури в Москве. Казалось, что все силы преисподней получили на короткое время власть над воздушным пространством столицы. Покровский и Новодевичий монастыри пострадали больше всех остальных обителей. Грозная стихия обрушилась на город ровно в полночь. Сестры, чьи келейные окна выходят на Успенский храм, наблюдали, как тяжелые листы кровельного железа срывались ураганом с крыши храма и носились в воздухе, как папиросная бумага. Старые монастырские липы, тополя, березы вырывались с корнями, асфальтом и камнями из земли. Все пять древних массивных крестов на Смоленском соборе и крест на колокольне были снесены с куполов бурей; некоторые из них были повержены на землю, другие свисали с собора, представляя страшную картину. Божией милостью в храме все окна были закрыты, и буря не смогла проникнуть внутрь церкви.

     
  Новодевичий монастырь: после урагана  
 
Новодевичий монастырь: после урагана
 
 

Рано утром, пробираясь сквозь бурелом, сестры первым делом пошли в Успенский храм проверить, нет ли повреждений внутри. Двоих сестер благословили отправиться на колокольню, осмотреть ее изнутри и сделать фотографии монастыря сверху. По мере возможности сестры старались убрать обломки крестов и ветки деревьев с дорожек. Монастырь был сразу же закрыт для входа. Матушка настоятельница уже пыталась сообщить о ситуации всем должностным лицам епархии и музея, что было непросто, поскольку это было раннее воскресное утро. Но главное, что, несмотря на экстремальные условия и опасность положения (еще не было известно, насколько пострадала крыша Успенского храма и не опасно ли было находиться внутри него), праздничная Литургия не была отменена. С особенным чувством пел в это утро сестринский хор, сугубые молитвы возносили священнослужители, и в храме, несмотря ни на что, кроме сестер, были и другие молящиеся - служащие монастыря и музея.

На следующий же день после катастрофы обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II, объезжавший в этот день приходы и монастыри Москвы.

Поскольку ураганом монастырю был нанесен большой материальный ущерб, многие ремонтные и восстановительные работы были остановлены, все силы и средства пошли на ликвидацию последствий урагана. Непрекращавшиеся дожди мешали кровельщикам восстанавливать крышу Успенского храма, временные покрытия давали в некоторых местах течь. Пострадал потолок общей паперти, но, Божией милостью, огромный по площади расписной свод трапезной части храма остался неповрежденным. Дорогостоящая и кропотливая работа по его реставрации была закончена лишь за полгода до катастрофы, и милостивый Господь не попустил этой беды.

По праву надо отметить, что несчастье Новодевичьего монастыря не оставило равнодушными многие тысячи людей. Не только верующие, но даже люди малоцерковные и инославные (в основном туристы) приносили свою лепту. Среди жертвователей были и пенсионеры, отдававшие часть своего скудного дохода, и владельцы частных фирм, вносившие пожертвования в иностранной валюте, и знаменитости, и простые люди. Отчисления на счет музея поступили и от епархии. Лично владыка Ювеналий внес значительный вклад. К сожалению, работы по проектированию, отливке и золочению крестов оказались весьма дорогостоящими, в короткий срок невозможно было собрать необходимую сумму и начать работы.

До снятия свисающих крестов со Смоленского собора монастырь был закрыт для посещения во избежание несчастных случаев, что препятствовало проведению регулярных богослужений. По решению и благословению митрополита Ювеналия богослужения совершались в крестовом надвратном храме Преображения Господня, доступ в который был безопасен для прихожан.

Службы в Успенском храме возобновились после снятия поврежденных крестов со Смоленского собора.

Примечания:
[1] Рассказ монахини Акилины записан со слов Т.Н.Никитиной, несколько десятков лет бывшей прихожанкой Успенского храма и хорошо знавшей некоторых матушек – бывших насельниц монастыря.
[2] Об этом рассказывала одной из клирошанок монахиня Марфа, также бывшая насельница монастыря.
[3] Голубцов С. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999.
[4] Протоиерей Сергий Лебедев был одним из клириков Новодевичьего монастыря, проходивших по процессу «церковников» в 1922 г.
[5] Во времена хрущевских гонений, в 60-х годах, городские власти хотели отобрать храм и отдать музею. Положение было критическим, храм удалось отстоять с большим трудом.
[6] Копия поражает своим абсолютным сходством с оригиналом во всех деталях. Рассказывают, что были случаи, когда даже специалисты до более подробного ознакомления с образом считали, что это подлинник.

Форумы