Феодоровская икона Божией Матери. Из истории чудотворного образа

     
  Феодоровская икона Божией Матери  
 
Феодоровская икона Божией Матери
 
 

Во время опустошения Русской земли татарами, под предводительством Батыя, был ими также разорен и Городец Волжский, где в храме находилась запрестольная икона Богородицы. По преданию, написан был образ св. апостолом и евангелистом Лукой. На этой иконе Богоматерь была изображена с Предвечным Младенцем на правой руке; правая нога Младенца была простерта и покрыта ризою Богоматери; левая согбена и обнажена по колено. На другой стороне образа изображена святая мученица Параскева-Пятница.
В 1239 году 16-го августа брат св. великого князя Александра Невского Костромской князь Василий Ярославич, по прозванию Квашня (впоследствии – великий князь Владимирский), отправился на охоту в густой лес, находившийся в версте от Костромы. Во время охоты недалеко от князя пробежал какой-то зверь. Князь бросился преследовать его, заехал в чащу леса и, потеряв след зверя, остановился. Вдруг он увидел пред собою на дереве образ Богоматери. Пораженный этим видением, князь сошел с коня. Поняв, что эта икона явилась чудесно, хотел взять ее; но едва прикоснулся к ней, как икона поднялась на воздух. Князь, пав на колени, долго молился пред образом. Икона спустилась на прежнее место. Но едва князь опять протянул руку, как икона снова поднялась на воздух.

Князь Василий тотчас отправился в Кострому и известил о явлении иконы священнослужителей. Духовенство, облачась, с крестным ходом, в сопровождении множества народа торжественно отправились к месту явления иконы. Придя на указанное князем место, все увидели икону на сосновом дереве. После молитвы, священники с благоговением подошли к иконе, беспрепятственно взяли ее и отправились в город. Все жители города, оставшиеся дома, вышли на сретение Богоматери и с умилением припадали пред Нею. Икону поставили в соборном Успенском храме Костромы, в приделе Феодора Стратилата. На другой день к литургии в собор пришел князь Василий с боярами и вельможами. Жители, подойдя к князю, сказали ему: «Вчера, до отбытия твоего на охоту, мы видели, что эту самую икону нес по городу какой-то человек в богатой воинской одежде: он очень сходен со святым великомучеником Феодором Стратилатом, как изображается он на иконе». Вследствие чудесного видения, бывшего гражданам Костромы и еще потому, что икону поставили в приделе собора, выстроенном в честь святого великомученика Феодора Стратилата, святую икону, найденную князем, назвали Феодоровскою. Празднование ей было установлено в день чудесного обретения – 16 (29 н.ст.) августа.
Между тем в храме собралось много страдавших разными болезнями: бесноватые, слепые, хромые. Князь повелел отслужить молебен Пресвятой Богородице, святою водою окропили больных, и многие тут же получили исцеление. Между купцами, жившими в Костроме, были некоторые из разрушенного татарами Городца. Узнав о явлении чудотворной иконы, они пришли в собор и узнали икону, много лет хранившую их город.


На месте явления иконы, на берегу Запрудни, князь основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня (упразднен в XVIII в. и обращен в приходскую церковь). По традиции котромичи 16 августа совершают крестный ход из города в храм Спаса на Запрудне. Саму икону оставили в костромском соборном храме. Через несколько времени собор, где стояла чудотворная икона Феодоровской Богоматери, сгорел. Икону не успели спасти и князь Василий, думая, что икона сгорела, сильно опечалился - он счел это несчастие наказанием Божиим за свои грехи. Но на третий день после пожара, разрывая пепел, нашли образ целым и невредимым. Велика была радость князя и всего народа! На месте сгоревшего храма выстроили новый и поставили в внутри святого алтаря за престолом чудотворную икону Феодоровской Богоматери, украшенную золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.
Поработившие Русь татары совершали очередной карательный набег на русские земли. Были превращены в груду развалин Галич, Вологда, Ярославль и многие другие города. От Ярославля вдоль берега Волги татары устремились к Костроме. Казалось, и Кострома должна быть так же разорена, как и другие города; но Богоматерь чудесно спасла Кострому. Татары подступили к городу и расположились станом на мысу, образуемом впадением реки Костромы в Волгу, с полною уверенностью в победе. Узнав об их приближении, жители Костромы служили в соборе молебен, умоляя Господа и Его Пречистую Матерь спасти город от разорения. Чудотворная Феодоровская икона Богоматери была взята из собора, ее пронесли перед полками, укрепляя их в мужестве к предстоящей битве. С надеждою на помощь и смирением костромское войско выступило против татар. Священники, неся икону Богоматери, пели молебны. В двух верстах от города войско остановилось у небольшого озера, где расположились станом татары. Едва агаряне обнажили мечи, как от Святого Образа воссияли пресветлые лучи, которые, как огонь, устремились на татар и пожигали их. Это чудо для русcких было радостью, а для татар - несчастием; враги, не выдержав сильного света, смешались и обратились в бегство. На них напал такой ужас, что они не узнавали друг друга и вместо врагов убивали своих. Русские бросились преследовать татар, многих побили, отбили русских пленников и радостно возвратились в город. Впереди войска несли святую икону Богоматери, чудесно победившую татар; священники воспевали Ей благодарственное пение. Все жители Костромы вышли навстречу своей Заступнице. После молебна икону поставили в соборе. На том месте, где стояла икона во время битвы, был поставлен крест, и это место в народе стало называться Святым. Также и озеро, близ лежащее, стало называться Святым. Впоследствии образовавшееся селение на берегах его также получило название Святого (Святой Веси) – на месте креста в конце XVII в. была построена каменная Феодоровская часовня. Это чудо от иконы Богоматери Феодоровской, по преданию, было в 1259 —1262 годах.

Через нескоторое время после этой победы соборная костромская церковь снова загорелась. Всеми силами старались спасти чудотворную икону, и увидели ее на воздухе над пламенем пожара. Жители, увидя это, пришли в отчаяние, потому что думали, что Царица Небесная хочет оставить Кострому, как оставила Городец. Духовенство и народ, пав на землю, со слезами обратились к Богородице с молитвой: «Не остави, Владычица, — говорили они, рыдая, — крепкая Помощница наша, нас и нашего града без помощи и без Твоего святого покрова и заступления». После этого чудотворная икона спустилась на землю и стала посреди площади, поддерживаемая невидимою силою. На месте сгоревшего храма вновь построили деревянную соборную церковь, где на время поставили икону. В то же время костромичи приступили к построению каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого Феодора Стратилата. Когда церковь была окончена и освящена, перенесли в нее с большим торжеством чудотворную икону и поставили подле царских врат против правого клироса.

     
   Кострома, Ипатьевский монастырь  
 
Кострома, Ипатьевский монастырь
 
 

Много лет стояла недвижимо святая икона в костромском соборе, подавая исцеления и утешения. Но вот в начале XVII в. наступили времена смут. В Кострому приехала инокиня Марфа Романова со своим сыном Михаилом. Здесь, в костромском Ипатьевском монастыре, вдали от смут, проводили они свою жизнь в молитве и добрых делах. В Москве, освобожденной к исходу 1612 г. от врагов, но все еще терзаемой от безначалия, собрались выборные всей Русской земли для избрания царя. В конце концов все пожелали иметь царем юного Михаила Романова. Для объявления Михаилу об избрании его на царство отправили посольство в Кострому. В его составе были: Феодорит, архиепископ Рязанский, с архимандритами и игуменами, боярин Шереметьев и другие, кроме того от каждого сословия граждан поверенный. Послы несли грамоту, в которой народ умолял Михаила Феодоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ее осиротел; Отечество рыдает, что нет у него отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли Русской! Царь по сердцу всего народа избранный!»
В сопровождении множества народа послы достигли Костромы. Их встретило костромское духовенство с крестами и чудотворной иконой Феодоровской Богоматери. Вместе с послами все пошли в Ипатьевский монастырь с молебным пением. Юный Михаил Феодорович с матерью встретил их за святыми воротами. Помолясь со слезами Господу и Его Пречистой Матери, Романовы приложились ко кресту и чудотворным иконам, приняв благословение архиепископа Феодорита, пошли в монастырский собор Живоначальной Троицы. Тут Архиепископ Феодорит подал Михаилу грамоту, сказав: «Царь, народом избранный! Прими на себя правление сирым государством». Но Михаил не соглашался, и мать не хотела отпустить юного Михаила на потрясенный смутами престол. Долго упрашивал ее Феодорит со всем собором, но она не соглашалась и, плача, указывала на смутное время, юность Михаила и умоляла не лишать ее единственного сына.

Феодорит, видя, что никакие просьбы не помогают уговорить царицу, взял в руки принесенную им из Москвы икону Богоматери, писанную святым митрополитом Петром и сказал царице: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете преслушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело, — повинуйтесь Богу». После этого Марфа Иоанновна не могла более противиться, и, пав на колени пред Феодоровской иконою Богоматери, со слезами молила Ее послать спокойствие России и счастье сыну. Потом, подведя сына, она благословила его и, обратясь к иконе Богородицы, сказала: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо себе и Отечеству».
Михаил, видя, что мать согласилась, более не сопротивлялся. Обращаясь к послам, он сказал: «Когда есть на то воля Божия и воля государыни, матери моей, то буди тако». Сказав это, Михаил Феодорович преклонил голову для принятия благословения от архиепископа, который тотчас возложил на него царские бармы, а боярин Шереметьев вручил ему скипетр. Избранный монарх тут же был возведен на престол, приготовленный для него среди храма и провозглашен царем и самодержцем всея России, — это было в 1613 году 14 (27 по н.ст.) марта. С этого времени в этот день установлен еще один праздник Феодоровской иконы Богоматери.

В 1636 году царь Михаил Феодорович, посоветовавшись со своим отцом, Святейшим Патриархом Филаретом, решился обновить чудотворную Феодоровскую икону Богоматери. В Кострому духовенству и воеводе кн. Шаховскому послали грамоты с повелением и благословением снять с чудотворной иконы древнюю олифу и обновить ее с пением псалмов, всенощным бдением и молебным пением. В 1636 году, 4-го мая, икону обновили и поставили на прежнем месте. Чудом Господь ознаменовал, что принял жертвы царя. Когда образ поставили и отслужили молебен, архимандрит Ипатьевского монастыря Тихон осенил крестом всех присутствовавших. В это время в числе народа был бесноватый юноша Моисей, все тело которого опухло и покрылось струпьями. Вдруг нечистый дух потряс его и ударил о землю; глухо вскрикнув, юноша скрежетал зубами и испускал клубы пены. Архимандрит Тихон, увидя это, подошел к нему, осенил его животворящим крестом и окропил святою водою; тут же нечистый дух оставил страдавшего и отрок быстро вскочил на ноги. Юноша подошел к чудотворной иконе, пал пред нею на землю, прося прощения во грехах и со слезами прося об исцелении; молитва несчастного была услышана: юноша пришел в себя, опухоль исчезла, струпы спали, как чешуя.
В 1745 года по благословению Святейшего Синода чудотворная икона Феодоровской Богоматери была поновлена и вновь украшена золотом. Поновлял ее в присутствии Богоявленского архимандрита Никифора и Игрицкого игумена Досифея ярославский иерей Иоанн Андреев. Обновление было начато 16-го августа, а окончено 15-го сентября.

Российские императоры и члены Дома Романовых почитали Феодоровскую икону Божией Матери как свою фамильную реликвию. Неоднократно Государи жертвовали чудотворному образу драгоценные оклады, украшенные золотом и драгоценными каменьями. Особенно почитал Феодоровскую икону св. царь-мученик Николай II. Он приезжал на поклонение святыне в 1913 г., когда праздновалось 300-летие династии Романовых. Николай II выстроил в Царском Селе храм во имя Феодоровской иконы Богородицы.
После ужасов революции 1917 г. и Гражданской войны, после расстрела Царской Семьи и большинства великих князей Дома Романовых лик Феодоровской иконы потемнел. Хотя большевики ограбили чудотворный образ, изъяв его драгоценные оклады, саму святыню удалось спасти. Долгие годы икона пребывала в Иоанно-Златоустовской и Воскресенской церквах Костромы, так как кафедральный Успенский собор был варварски взорван в 1930-х гг.

В апреле 1990 г. собор Богоявленско-Анастасиина монастыря Костромы был возвращен Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором Костромской епархии. С 1991 г. здесь пребывает Феодоровская икона Божией Матери. По возобновленной с 1990 г. древней традиции, ежегодно в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери 16/29 августа собирающий тысячи православных костромичей крестный ход с образом Пресвятой Богородицы из кафедрального собора проходит к Спасо-Запрудненской церкви - месту явления иконы князю Василию Ярославичу.

Форумы