История паломничества на Святую землю (Телепрограмма 26.01.07) (комментарий в аспекте культуры)

Панорама Вифлеема, 1990 г.
Панорама Вифлеема, 1990 г.

Вифлеем

Н. Н. Лисовой

Статья из VIII тома «Православной энциклопедии»

Вифлеем [евр. bet lehem — дом хлеба], поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства. Древнее имя сохранил современный Вифлеем — город на территории Палестинской автономии, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Вифлеем расположен на западной части водораздельного хребта, между плодородным райном г. Бейт-Джала и засушливыми полем Вооза и полем Пастырей (Бейт-Сахур), уходящими на восток, в Иудейскую пустыню. Само название, возможно, указывает на то, что в древности в окрестностях Вифлеема было достаточно развито возделывание зерновых культур.

Несмотря на довольно частое упоминание в Библии город не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. В книге Бытия он фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи которого умерла и похоронена Рахиль (Быт 35. 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х. ), — дом Лахму (одного из ассирийских божеств) — не что иное, как Вифлеем. Однако эта идентификация имеет и противников. В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15. 21–22) Вифлеем назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17. 12; Руфь 1. 2; ср. Мих 5. 2 и Руфь 4. 11). Это город «дома Давида», место его избрания и помазания на царство пророком Самуилом (1 Цар 16. 1–13; 17. 12; 20. 6; 2 Цар 23. 14–16). Здесь же происходит и действие Книги Руфь (ср.: 1. 1–2, 19, 22; 2. 4; 4. 11). Из Вифлеема происходил Азаил, один из сторонников Давида, а также племянник царя (1 Пар 2. 16; 1 Цар 23. 24; 1 Пар 11. 26; 2 Цар 2. 32).

Уже в юности Давида Вифлеем был обнесен стеной (ср. упоминание ворот Вифлеема в 2 Цар 23. 15 и 1 Пар 11. 17–18), царь Ровоам превратил его в крепость, северо-восточный бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11. 6). В Ездр 2. 21 (ср.: Неем 7. 26) говорится, что из вавилонского плена в Вифлеем вернулось всего 123 человека, это показывает, что Вифлеем был маленьким городом (ср. Мих 5. 1). Однако, как видно из пророчества Мих 5. 1–3, в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из Вифлеема происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в Вифлееме родится Новый Давид (Мих 5. 1–3). В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2. 6) в правление Ирода Великого в Вифлееме родился Иисус Христос (Мф 2. 2–18; Лк 2. 1–20; ср. Ин 7. 42).

Наряду с Вифлеемом в Иудее (Суд 17. 7–9; 19. 1–2, 18; 1 Цар 17. 12; Руф 1. 1–2) в Ветхом Завете упоминается еще одно место с тем же названием в Галилее в области расселения колена Завулона (Суд 12. 8–10; совр. Бет-ехем-ха-Глилит, ок. 10 км к западу от Назарета).

Как один из главных центров христианского паломничества, Вифлеем привлек к себе внимание всех христианских Церквей. Кроме православных и католиков, здесь отмечено присутствие монофизитов-армян (по крайней мере с V в.), а в описаниях пилигримов с XIV в.— последователей эфиопской и несторианской Церквей, маронитов, яковитов, правосл. грузин и др.

С доисторического периода место Вифлеем периодически заселялось. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд цистерн, причем некоторые построены в манере, типичной для бронзового века, с использованием естественных пещер, обведенных стенами и покрытых обмазкой; в соседнем Бейт-Сахуре найдена керамика III тыс. до Рождества Христова (эпоха бронзы); на склоне, при исследованиях вокруг церкви Рождества и в пещерах под ней, Б. Багатти в 1962 г. были открыты остатки поселения и гробница железного века (Х в. до Рождества Христова; подтверждено разведкой С. Гутмана и А. Бермана в 1969). Однако сведения Библии о стенах Вифлеема и источнике воды до сих пор не нашли подтверждения. После восстания в 135 г. Bифлеем был занят римским гарнизоном, о чем говорит римская надпись рядом с гробницей Рахили.

Начиная с христианской эпохи Вифлеем постоянно упоминается и описывается паломниками. Особенно важным источником для истории его архитектуры являются рисунки художника Бернардино Амико, сделанные в 1596 г. (опубликованы в XVII в.). Дополнительные сведения о почитании христианами мест, связанных с событием Рождества Христова, а также о развитии в Вифлееме христианской архитектуры и искусства дают материалы археологических обследований, проведенных в 1908–1909 гг. и 1932–1934 гг. внутри базилики Рождества. Ценные сведения получены Багатти при работах 1947–1948 гг., проводившихся в северной клуатре францисканцами — Хранителями Святой земли, и при раскопках (1962–1964) в пещере блаженного Иеронима. Информация собиралась также при реставрационных работах 1988 г. на территории арм. монастыря. C 90-х гг. XX в. в самом Вифлееме и его окрестностях развернута международная археологическая программа, однако пока опубликованы только предварительные сведения о ее результатах.

Наиболее важный объект христианской истории в Вифлееме — т. н. Пещера (Вертеп, Грот) Рождества со стоящей над нею церковью Рождества Христова. Отождествление этой пещеры как места рождения Иисуса Христа вызвало в науке много споров. Неоднократно отмечалось, что детали повествования о Рождестве Христове у евангелистов Луки и Матфея существенно различаются, а в Евангелиях Марка и (евангелист Иоанн пишет даже о неверии многих в Мессию на том основании, что он не рожден в Вифлееме; ср. Ин 7. 41–42). Повествуя о Рождестве, Евангелия не упоминают пещеру: ее древнейшее включение в текст можно найти у Иустина и в Протоевангелии Иакова (18.1), которые помещают Рождество не в самом Вифлееме, но близко к нему или на полпути из Иерусалима. Напротив, Ориген ок. 247 г. написал о рождении Иисуса Христа в самом Вифлееме и о пещере, которую местные жители показывают паломникам. Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блж. Иеронима, который долгое время жил в пещерах Вифлеема, где работал над новым латинским переводом Библии. Он пишет, что имп. Адриан уничтожил там христианскую святыню и устроил святилище Таммуза/Адониса. Однако ни археология, ни нумизматика не подтверждают присутствия в Вифлееме языческого святилища. Ряд археологов полагают, что искать археологические доказательства того, что Христос появился на свет именно в Пещере Рождества, означает некорректную поставку вопроса (Дж. Тейлор). Археологическое изучение пещер под церковью Рождества Христова серьезно затруднено тем, что их комплекс претерпел очень много изменений в посл. 2 тыс. лет.

Пещера Рождества (размер ок. 10,5*12,3*3,5?3 м) связана с древними пещерами, служившими для погребения верующих с IV–V вв. Современнйы вид Пещеры Рождества сложился в основном в XII в., когда бронзовые двери V–VI вв. были окружены мраморными порталами, фланкированы парными колонками, а люнеты их стрельчатых арок украсили резьба (аканф) и звезда в сев. люнете, выполненная в технике opus sectile (из кусочков камней). Пещера имеет маленькую полуциркульную апсиду, вырубленную в вост. конце, с каменным алтарем, отмечающим место Рождества Христова, образ которого представлен мозаикой в полукуполе апсиды с надписью по латыни. Согласно паломнику Теодориху (70-е гг. XII в.) вся Пещера Рождества была украшена мозаикой (выполнена до начала XII в., поновлена в лат. период), от которой сохранились только фрагменты в апсиде. Место рождения Христа с 1717 г. отмечено серебряной звездой под престолом. Слева, рядом с южным входом (вероятно, главным входом в пещеру в XII в.) помещались святые ясли, которые язычники, согласно Оригену, показывали христианам. Блж. Иероним свидетельствует, что первоначально ясли были сделаны из глины, которую затем заменили золотом и серебром. Согласно средневек. паломникам, в мраморном обрамлении ясель имелись 3 круглые отверстия, через которые можно было к ним прикладываться. Сейчас на месте, где стояли ясли, — скальный выступ, покрытый мрамором, в центре его сделано углубление (ок. 1?0,30 м) открытое спереди. В северной части пещер, куда в средневековье можно было попасть по лестницам и проходам, паломники могли поклониться келье и могиле блж. Иеронима (впосл. его мощи перенесены в Рим), погребениям святых Павлы, Евстахии и Евсевия Кремонского, погребениям Вифлеемских младенцев и мощам св. Иосифа Аримафейского.

В непосредственной близости от Пещеры Рождества, на северо-востоке помещалась Молочная пещера. Уже с VII в. в Западной Европе почитались как реликвии капли «молока Богородицы» — фракции пористого белого камня, находимые в пещере, где Святое Семейство, по преданию, спасалось от воинов царя Ирода по пути в Египет; согласно легенде, кормя Младенца Иисуса, Богородица позволила излиться нескольким каплям молока на камень, которые изменили его цвет с красного на белый. Считается, что этот камень, растворенный в воде, помогает матерям, имеющим проблемы с кормлением. Пещеру, где отдыхало Святое Семейство, упомянул игумен Даниил; остальные паломники пишут о том, что поверх Молочной пещеры стоит церковь святых Павлы и Евстахии; существуют и другие идентификации места Молочной пещеры. По-видимому, изначально она помещалась в греческом монастыре св. Николая. К концу XIV в. его здания были уже разрушены, и в 1375 г. специальной папской буллой францисканцам было разрешено перестроить церковь; участок стал их собственностью с кон. XV в. и остается таковой до сих пор.

Форумы