Рождество Христово (комментарий в аспекте культуры)

Рождество Христово, икона ХХ в.
Рождество Христово, икона ХХ в.

Вифлеем

Л. А. Беляев

Статья из т. VIII «Православной энциклопедии» Москва 2004 г.

Еврейское название – beit-iehem – «дом хлеба». Поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства. Древнее имя сохранил современный Вифлеем – город на территории Палестинской автономии, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Вифлеем расположен на зап. части водораздельного хребта, между плодородным районом г. Бейт-Джала и засушливыми полем Вооза и полем Пастырей (Бейт-Сахур), уходящими на восток, в Иудейскую пустыню. Само название, возможно, указывает на то, что в древности в окрестностях было достаточно развито возделывание зерновых культур.

Панорама Вифлеема
Панорама Вифлеема

Несмотря на довольно частое упоминание в Библии город не играл значительной роли в политической истории Др. Израиля. В Книге Бытия он фигурирует также под именем Ефрафа, вблизи которого умерла и похоронена Рахиль (Быт 35. 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах (XIV в. до Р. Х. ) «дом Лахму» (одного из ассирийских божеств) – не что иное, как Вифлеем (Die El-Amarna Tafeln / Hrsg. J. A. Knudtzon. Lpz., 1915. Bd. 1–2. № 290). Однако эта идентификация имеет и противников (Lipinski). В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15. 21–22) Вифлеем назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17. 12; Руфь 1. 2; ср. Мих 5. 2 и Руфь 4. 11). Это город «дома Давида», место его избрания и помазания на царство прор. Самуилом (1 Цар 16. 1–13; 17. 12; 20. 6; 2 Цар 23. 14–16). Здесь же происходит и действие Книги Руфь (ср.: 1. 1–2, 19, 22; 2. 4; 4. 11). Из Вифлеема происходил Азаил, один из сторонников Давида, а также племянник царя (1 Пар 2. 16; 1 Цар 23. 24; 1 Пар 11. 26; 2 Цар 2. 32).

Уже в юности Давида Вифлеем был обнесен стеной (ср. упоминание ворот Вифлеема в 2 Цар 23. 15 и 1 Пар 11. 17–18), царь Ровоам превратил его в крепость, северо-вост. бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11. 6). В Ездр 2. 21 (ср.: Неем 7. 26) говорится, что из вавилонского плена в Вифлеем вернулось всего 123 человека, это показывает, что Вифлеем был маленьким городом (ср. Мих 5. 1). Однако, как видно из пророчества Мих 5. 1–3, в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из Вифлеема происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в Вифлееме родится Новый Давид (Мих 5. 1–3). В согласии с пророчеством (ср. Мф 2. 6), в правление Ирода Великого в Вифлееме родился Иисус Христос (Мф 2. 2–18; Лк 2. 1–20; ср. Ин 7. 42).

Наряду с Вифлеемом в Иудее (Суд 17. 7–9; 19. 1–2, 18; 1 Цар 17. 12; Руф 1. 1–2) в Ветхом Завете упоминается еще одно место с тем же названием в Галилее в области расселения колена Завулона (Суд 12. 8–10; совр. Бет-ехем-ха-Глилит, ок. 10 км к западу от Назарета).

Как один из главных центров христианского паломничества, Вифлеем привлек к себе внимание всех христианских Церквей. Кроме православных и католиков, здесь отмечено присутствие монофизитов-армян (по крайней мере с V в.), а в описаниях пилигримов с XIV в.– последователей эфиопской и несторианской Церквей, маронитов, яковитов, православных грузин и др.

С доисторического периода место Вифлеема периодически заселялось. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд цистерн, причем некоторые построены в манере, типичной для бронзового века, с использованием естественных пещер, обведенных стенами и покрытых обмазкой; в соседнем Бейт-Сахуре еснайденать керамика III тыс. до Р. Х. (эпоха бронзы); на склоне, при исследованиях вокруг церкви Рождества и в пещерах под ней, Б. Багатти в 1962 г. были открыты остатки поселения и гробница железного века (Х в. до Р. Х.; подтверждено разведкой С. Гутмана и А. Бермана в 1969). Однако сведения Библии о стенах Вифлеема и источнике воды до сих пор не нашли подтверждения. После восстания в 135 г. Bифлеем был занят римским гарнизоном, о чем говорит римская надпись рядом с гробницей Рахили.

Начиная с христианской эпохи Вифлеем постоянно упоминается и описывается паломниками. Особенно важным источником для истории его архитектуры являются рисунки художника Бернардино Амико, сделанные в 1596 г. (опубликованы в XVII в.). Дополнительные сведения о почитании христианами мест, связанных с событием Рождества Христова, а также о развитии в Вифлееме христианской архитектуры и искусства дают материалы археологических обследований, проведенных в 1908–1909 гг. и 1932–1934 гг. внутри базилики Рождества. Ценные сведения получены Багатти при работах 1947–1948 гг., проводившихся в сев. клуатре францисканцами – Хранителями Св. земли, и при раскопках (1962–1964) в пещере блж. Иеронима. Информация собиралась также при реставрационных работах 1988 г. на территории арм. монастыря. C 90-х гг. XX в. в самом Вифлееме и его окрестностях развернута международная археологическая программа, однако пока опубликованы только предварительные сведения о ее результатах (см. Prag K.; Cree, F. de).

Наиболее важный объект христианской истории в Вифлееме – т. н. Пещера (Вертеп, Грот) Рождества со стоящей над нею церковь Рождества Христова. Отождествление этой пещеры как места рождения Иисуса Христа вызвало в науке много споров. Неоднократно отмечалось, что детали повествования о Рождестве Христове у евангелистов Луки и Матфея существенно различаются, а в Евангелиях Марка и (евангелист Иоанн пишет даже о неверии многих в Мессию на том основании, что он не рожден в Вифлееме; ср. Ин 7. 41–42). Повествуя о Рождестве, Евангелия не упоминают пещеру: ее древнейшее включение в текст можно найти у Иустина (Iust. Martyr. Dial. 78. 5–6) и в Протоевангелии Иакова (18.1), которые помещают Рождество не в самом B., но близко к нему или на полпути из Иерусалима. Напротив, Ориген (Orig. Contr. Cels. 1.51) ок. 247 г. написал о рождении Иисуса Христа в самом Вифлееме и о пещере, которую местные жители показывают паломникам. Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блж. Иеронима (Hieron. Ep. ad Paul. 58.3, ок. 395), который долгое время жил в пещерах В., где работал над новым лат. переводом Библии. Он пишет, что император Адриан уничтожил там христианскую святыню и устроил святилище Таммуза/Адониса. Однако ни археология, ни нумизматика не подтверждают присутствия в Вифлееме языческого святилища (П. Вельтен). Ряд археологов полагают, что искать археологические доказательства того, что Христос появился на свет именно в Пещере Рождества, означает некорректную поставку вопроса (Дж. Тейлор). Археологическое изучение пещер под церковью Рождества Христова серьезно затруднено тем, что их комплекс претерпел очень много изменений в посл. 2 тыс. лет.

Пещера Рождества (размер ок. 10,5/12,3?3,5?3 м) связана с др. пещерами, служившими для погребения верующих с IV–V вв. Совр. вид Пещеры Рождества сложился в основном в XII в., когда бронзовые двери V–VI вв. были окружены мраморными порталами, фланкированы парными колонками, а люнеты их стрельчатых арок украсили резьба (аканф) и звезда в сев. люнете, выполненная в технике opus sectile (из кусочков камней). Пещера имеет маленькую полуциркульную апсиду, вырубленную в вост. конце, с каменным алтарем, отмечающим место Рождества Христова, образ которого представлен мозаикой в полукуполе апсиды с надписью по латыни. Согласно паломнику Теодориху (70-е гг. XII в.) вся Пещера Рождества была украшена мозаикой (выполнена до нач. XII в., поновлена в лат. период), от которой сохранились только фрагменты в апсиде. Место рождения Христа с 1717 г. отмечено серебряной звездой под престолом. Слева, рядом с юж. входом (вероятно, главным входом в пещеру в XII в.) помещались св. ясли, которые язычники, согласно Оригену, показывали христианам. Блж. Иероним свидетельствует, что первоначально ясли были сделаны из глины, которую затем заменили золотом и серебром. Согласно средневековым паломникам, в мраморном обрамлении ясель имелись 3 круглые отверстия, через которые можно было к ним прикладываться. Сейчас на месте, где стояли ясли,– скальный выступ, покрытый мрамором, в центре его сделано углубление (ок. 1?0,30 м) открытое спереди. В сев. части пещер, куда в средневековье можно было попасть по лестницам и проходам, паломники могли поклониться келье и могиле блж. Иеронима (впоследствии его мощи перенесены в Рим), погребениям святых Павлы, Евстахии и Евсевия Кремонского, погребениям Вифлеемских младенцев и мощам св. Иосифа Аримафейского.

В непосредственной близости от Пещеры Рождества, на северо-востоке помещалась Молочная пещера. Уже с VII в. в Зап. Европе почитались как реликвии капли «молока Богородицы» – фракции пористого белого камня, находимые в пещере, где св. семейство, по преданию, спасалось от воинов царя Ирода по пути в Египет; согласно легенде, кормя Младенца Иисуса, Богородица позволила излиться нескольким каплям молока на камень, которые изменили его цвет с красного на белый. Считается, что этот камень, растворенный в воде, помогает матерям, имеющим проблемы с кормлением. Пещеру, где отдыхало Св. Семейство, упомянул игумен Даниил; остальные паломники пишут о том, что поверх Молочной пещеры стоит церковь святых Павлы и Евстахии; существуют и др. идентификации места Молочной пещеры. По-видимому, изначально она помещалась в греч. монастыре св. Николая. К кон. XIV в. его здания были уже разрушены, и в 1375 г. специальной папской буллой францисканцам было разрешено перестроить церковь; участок стал их собственностью с кон. XV в. и остается таковой до сих пор.

Базилика Рождества. Эпоха императора Константина Великого (306–337). Это один из памятников, ставший, наряду с храмом Гроба Господня, архетипом мартириев и образцом для архитектурного оформления св. мест христианского мира. Как пишут Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храмы Рождества в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме строились не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть места рождения, погребения и воскресения Иисуса Христа.

Совр. базилика – единственный христианский храм в Палестине, который сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульманского периода и богослужение в котором практически непрерывно продолжается с ранневизантийской эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, которой поклонялись как месту рождения Иисуса, был построен императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой (храм освятили 31 мая 339, но церковь описана уже в Бурдигальском итинерарии (333). С этого момента Вифлеем занял важное место в истории христианского искусства, благодаря как высокому уровню художественного и архитектурного обрамления святыни, так и тому влиянию, которое образ пещер оказал на сложение иконографии Рождества. Церковь вошла в число 4 главных храмов Св. земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, и стала прототипом мн. христианских сооружений последующих эпох.

Сведения о храме IV в. (разрушен в 529) дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей (1934–1936, рук. У. Харви). На 50–60 см ниже уровня нынешнего пола были найдены основания стен, базы колонн, мозаичное мощение полов. Раскопки показали, что храм погиб при пожаре (открыт толстый слой пепла, обгорелого дерева и битой черепицы), а затем был разобран, так что его внешний облик восстанавливается только гипотетически. Как выяснилось, храм эпохи императора Константина Великого делился в плане на 3 части: прямоугольный атриум на западе, 5-нефная базилика и октагональная церковь над пещерой на востоке. Базилика, перекрытая по балкам, была в плане почти квадратной (27,70?26,80 м изнутри) и делилась 9-ю колоннами (диаметр 1 м) на 10 компартиментов (что именно несли колонны, архитрав или аркаду, неясно). Главный неф (шир. 10 м) фланкировали сдвоенные боковые проходы (шир. 3 и 3, 5 м). Храм имел строгую осевую композицию: центр. ось 3 главных частей совпадала; насквозь проходили также оси 2 внутренних нефов. На эти оси были «нанизаны» двери атриума, базилики и угловых (треугольные в плане) помещений октагона. Но крайние боковые нефы не сообщались напрямую ни с атриумом, ни с вост. пастофориями (прямо продолжавшими нефы прямоугольными боковыми помещениями). Стены базилики были расписаны или украшены мозаикой на религиозные сюжеты, полы вымощены мозаикой (геометрические и растительные орнаменты, изображения животных). Среди них привлекает внимание панель с мозаикой, в которую вкомпоновано слово «ICQUS» – т. е. рыба, аббревиатура греч. слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», найденная в апсиде и относимая или V (Кроуфут, или к IV вв. (Дж. Багатти).

Октагон (диаметр 18,6 м) имел сторону в 7,9 м, а в ширину был равен 3 центральным нефам базилики. Пол был поднят выше уровня нефов базилики на 3 ступени. В центре стоял октагональный подиум, также в 3 ступени, середину которого прорезал круглый световой колодец (oculus; шир. 3, 85 м), напрямую открывавшийся в пещеру под ним (общее мнение ученых, за исключением Багатти). Остатки опор по периметру колодца позволяют думать, что световой колодец был увенчан киворием или окружен невысоким барьером. Не было найдено никаких остатков престола, причем Кроуфут предполагал, что в храме он изначально не был предусмотрен (как в храме Гроба Господня), так же как возможность спуска в пещеру (большинство ученых считают, что в пещеру спускались, попадая в ее зап. часть по узкой лестнице в вост. конце главного нефа базилики).

В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в Вифлееме не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало.

Эпоха императора Юстиниана I (527–565). Первая базилика Рождества была полностью разрушена в 529 г., во время восстания против византийцев в Самарии. Вскоре по просьбе прп. Саввы Освященного ее полностью отстроили мастера, присланные императором Юстинианом I (о чем сообщает в нач. Х в. Патриарх Александрийский Евтихий). При этом храм был существенно изменен в своей наиболее важной вост. части и приспособлен для литургии; кроме того, он стал крупнее и роскошнее, что вполне отвечало запросам ктитора. Новый храм был возведен из блоков тесаного камня, но, как и первая базилика, перекрыт деревом. Он по-прежнему имел 5 нефов, хотя количество колонн увеличилось на одну («лишний» 10-й ряд был добавлен с запада); были добавлены также экзонартекс и новый атриум. Общие размеры составили 53,2?26,8 при длине трансепта 36 м. Колонны из хорошо отполированного розоватого вифлеемита встали на новые основания, а их резные коринфские капители с аканфом и знаками креста, поддерживали деревянный архитрав с резьбой (которая может отражать богатство кессонированных потолков храма IV в.). 3 большие двери с архитравами на выносных консолях вели из внешнего двора в нартекс, откуда 3 др. двери открывались в главный и боковые нефы. Внешние нефы и клеристорий (верхняя часть центрального нефа, приподнятая по отношению к боковым нефам) освещали окна с циркульными архивольтами.

Перемены в вост. части были серьезнее: октагон сменил трифолий – главная апсида (в ней имеются остатки синтрона, перед ней – следы «сирийской бемы», возможно, окружавшей престол) выдавалась с востока, 2 др. завершали рукава трансепта; световой колодец был заложен. Пещера Рождества оказалась теперь под сводом трансепта, и приподнятый пол алтарной части примерно соответствовал ей по площади. В нее спускались по полукруглым маршам с севера и юга. Полы и стены всего храма были облицованы мрамором, в верхней части стен помещались мозаики. Харви упоминает о 22 окнах, освещавших интерьер (сейчас заложены).

Новый храм уцелел при персидском нашествии 612–629 гг. (согласно легенде, благодаря тому, что персы увидели на мозаике с изображением Рождества сцену поклонения волхвов, в которых, по одежде и головным уборам, признали единоверцев) и при исламском завоевании в 30-х гг. VII в.; базилика избегла разрушения и при халифе аль-Хакиме в 1009 г., видимо, благодаря тому, что мусульмане почитали место рождения Христа (ее юж. трансепт был отделен и предоставлен им для поклонения).

Отдельный пласт изменений храма эпохи правления императора Юстиниана составляют достройки в период лат. владычества на Востоке, в XII–XIII вв. Вифлеем был взят Танкредом и его отрядом в 100 всадников в июне 1099 г. и оставался в руках крестоносцев до 15 сент. 1187 г.; возвращен франками в 1229 г. по договору между Фридрихом II и аль-Маликом аль-Камилом и окончательно отбит тюрк. войсками в 1244 г. Если в византийское время храм Рождества был почитаем как церковь-мартирий, но никогда не являлся епископальным центром, то в годы лат. господства он стал кафедрой лат. епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100). На Рождество 1100 г. в нем был коронован Балдуин I, а позже и Балдуин II (1118). Здесь служили каноники-августинцы с приором во главе, братство которых сформировалось вскоре после июня 1099 г. Церковь Рождества той эпохи описывают мн. пилигримы XII–XIII вв.

В декорации базилики были сделаны существенные изменения: мозаики на стенах, существовавшие к кон. XI в. (упомянуты игуменом Даниилом в нач. XII в.) были отреставрированы в 1161–1165/9 гг. на средства византийского императора Мануила I Комнина и правителя Иерусалимского королевства, короля Амальрика. Оба они названы в двуязычной надписи на юж. стене алтаря, в котор ой упомянут также художник, осуществивший работу,– монах Ефрем. От мозаик уцелели только фрагменты, но ранние описания, особенно Кварезмия (1626), позволяют реконструировать программу хотя бы отчасти. В центральной апсиде была изображена Богородица с Младенцем, по сторонам от них – прор. Давид и праотец Авраам (необычное сочетание, учитывая также сцену Благовещения на триумфальной арке). Греч. паломник Иоанн Фока (1185) упоминает в алтаре «над пещерой» портрет императора Мануила I. Сцены на сев. стороне включали Пятидесятницу, на юж.– Успение Пресв. Богородицы и Введение во храм. В сев. трансепте имелись сцены Преображения Господня, Уверения ап. Фомы и Вознесения Христова; в юж.– Вход в Иерусалим и Предательство Иуды. Декорация стен клеристория делилась на 3 горизонтальные зоны: прямо над архитравом была представлена родословная Христа согласно евангелистам Матфею (юж. стена) и Луке (сев. стена) – погрудные изображения; над нею на юж. стене помещались 7 табличек в архитектурном обрамлении с текстами из постановлений 7 Вселенских Соборов (6 на греч. и 1 на лат. языках), на сев. стене им отвечали такие же таблички, связанные с 6 Поместными Соборами Греческой Православной Церкви. Над ними, между окнами клеристория, были изображены группы ангелов, у ног одного из которых на сев. стене имеется мозаичная подпись «Basilius (Basileus) Pictor» с пояснением по-сирийски, в котором художник назван диаконом. Согласно Кварезми, зап. стену занимала композиция «Древо Иессеево».

Колонны нефа в XII в. были также расписаны (изображение Богоматери с Младенцем на 2-й юж. колонне имеет надпись, датирующую роспись 1130 или 1139), в основном образами вост. и зап., в т. ч. сканд. святых. Подписи также исполнялись на 2 языках, по латыни и по-гречески. С востока на запад на сев. колоннаде изображены: Распятие, ап. Иоанн Богослов, Богородица с Младенцем (Галактотрофуса), святые Катальд, Дамиан, Косма, Леонард (вероятно, Лиможский), Георгий Победоносец, Евфимий Великий, Антоний Великий, Макарий Великий; на юж.– святые Маргарита (Марина), Фуска, Онуфрий Великий, прор. Илия (с 2 ворономами), Иоанн Креститель, Викентий, Олаф Норвежский, Кнут Датский, первомученик Стефан, Савва Освященный, Феодосий Великий. На юж. колоннаде – Богородица с Младенцем (Одигитрия); (3 колонны без росписи); св. Маргарита (Мария), прав. Анна с младенцем-Марией и св. папа Лев Великий, Богородица с Младенцем (Гликофилуса) и сщмч. Власий; (2 колонны без росписи); апостолы Варфоломей и Иаков брат Господень. К оконной декорации относились, возможно, фрагменты расписного оконного стекла в пещерах под сев. трансептом, ассоциируемых со блж. Иеронимом (собраны при работах 1962–1964). Представляющие в стилистическом отношении смесь романо-готических и византийских элементов, росписи церкви Рождества в целом являли пример смешения политических, культурных и художественных тенденций Запада и Востока в Св. земле в эпоху лат. господства.

Полы базилики были мраморными: в «Хождении» игумена Даниила они описаны как белые; описания более поздних паломников позволяют предположить цветную мозаичную выкладку мрамором в итальянском стиле Космати. Эти полы были похищены турками между 1596 и 1626 гг. Мрамор покрывал также нижние части стен (в наст. время следов облицовки не сохранилось). Считается, что главный престол храма был выполнен ок. 1185 г. Иоанном из Вюрцбурга.

Снаружи с запада базилику в XII в. фланкировали башни-колокольни (по обеим сторонам нартекса; в 1-м этаже сев. башни располагалась часовня с расписанными стенами). Крышу базилики, крытую свинцом по балкам, упоминают мн. паломники XII–XIII вв., но какой была ее внутренняя форма (кессонированная, как в VI в., или открытая стропильная конструкция, как в совр. виде) неясно. Теодорих в 70-х гг. XII в. писал также о венчавшей кровлю звезде из золоченой меди. В XII в. базилика была обстроена новыми зданиями монастырей, весь комплекс окружила оборонительная стена с прямоугольными выступающими башнями. Главный вход вел через башню на зап. стороне, ее руины еще были видны в кон. XVI в. (основание раскопано в 1932). Одна из башен (16,4?18,4 м, в юго-вост. углу, с основанием из рустованных блоков) напоминает донжон.

В базилике был собран целый ряд реликвий. Пилигримы упоминают о столе, на который волхвы возложили свои дары; ок. 1130 г. в гробнице, на зап. стороне хора, были положены мощи св. Иосифа Аримафейского; отмечены также клещи (pincers), которыми св. Иосиф снимал с креста тело Христа; один из гвоздей Распятия и молот (упомянут ок. 1170) и рука ап. Фомы, возможно, полученные при разграблении К-поля в 1204 г. Упоминаются также мощи невинно убиенных младенцев Вифлеемских.

После взятия Вифлеема мусульманской армией под началом Салах-ад-Дина (15 сент. 1187) лат. епископ и клир были изгнаны из базилики Рождества. Через 5 лет 2 священникам и диакону разрешено было вернуться, но сам храм был отдан в распоряжение вост. (сир.) христианам, которые продолжили его украшение в православном стиле. От этого периода сохранились резные деревянные двери главного зап. портала (датированы на армянском и арабском– 1227). В 1229 г. Вифлеем был возвращен франкам, но в апр. 1244 г. храм Рождества осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. мамлюкский султан Бейбарс I «уничтожил монастырь», через 3 года вывезя из него (возможно, из атриума) мрамор и колонны для украшения зданий Каира. Пилигримы-католики вновь смогли посещать Вифлеем только с 1271 г.; католической мессы было разрешено служить с 1277 г.; с 1347 г. зап. христианство представляли здесь францисканцы, и сейчас еще занимающие здания бывшего девичьего монастыря эпохи крестоносцев, а также сохраняющие престол в Пещере Рождества. В ведении Греческой Православной Церкви оставались главный престол храма (с 1244) и жен. монастырь, пристроенный к базилике с юж. стороны.

Несмотря на нестабильную ситуацию в Палестине, храм не понес значительных утрат: план католического монастыря Бернардино Амико (1596) показывает его почти невредимым (за исключением сев.-зап. части). Храм ремонтировали неоднократно с разрешения властей Каира или Стамбула. В 1479 г. кровля была перекрыта свинцом, подаренным королем Эдуардом IV Английским, по балкам, привезенным из Венеции. В 1670–1671 гг. кровлю чинили греки, которые также поставили иконостас, смененный в 1764 г. Дальнейшие поновления связаны с землетрясением 1834 г. и с пожаром 1869 г., повредившими интерьер пещеры. В церковь Рождества поступали богатые дары из России: колокола; паникадила – вклад императоров Александра III и Николая II. В XIX в. между нефами и предалтарным пространством была поставлена стена, убранная в 1918 г. военным губ. Иерусалима сэром Роналдом Сторрсом. В 1947 г. клуатр эпохи крестоносцев был отреставрирован по проекту А. Барлуцци. В 1990 г. крыша храма перекрывалась еще раз военной администрацией Израиля, а после событий, связанных с захватом его участниками палестинского сопротивления зимой 2001–2002 гг., потребовалось обновление интерьера храма.

Монастыри в Вифлееме. Первые монастыри были созданы уже в 386 г. блж. Иеронимом и его ученицами, Павлой и Евстохией, но к нач. IX в. в монастырях оставалось только 15 священников и монахов и 2 столпника. В 1016 г. бенедиктинец св. Бононий вновь организовал здесь общину.

Сохранились различные части комплекса, окружавшего базилику в XII в. и ранее и принадлежащие католическому, греческому и армянскому женскому монастырям. Исследования Багатти и Барлуцци (1947–1948) восстановили историю францисканского комплекса, работы 1988 г. позволили обследовать территорию армянского монастыря к юго-западу от храма. При раскопках XIX-XX вв. на территории францисканского монастыря была собрана богатая коллекция церковных древностей эпохи крестоносцев: 16 колоколов из набора XIII в. (найдены в районе клуатра при работах 1883–1906); 2 бронзовые чаши со сценами из жизни ап. Фомы; 2 серебряных подсвечника с владельческой надписью храма Рождества по латыни («Да будет проклят тот, кто похитит меня с места Святого Рождества. Вифлеем») и 3 подсвечника лиможской эмали, а также навершие епископского посоха лиможской эмали и фрагменты органа XIII в. Проч. части комплекса остаются необследованными и восстанавливаются в основном по рис. Амико 1596 г.

В XII в. к северу от базилики (на участке, ныне занятом францисканским монастырем и церковь вмц. Екатерины) сложился монастырь канонисс-августинок, сформированный при храме. Его планировка обычна для ордена августинцев: здания сгруппированы вокруг прямоугольного двора-клуатра (26,5?25 м) и оформлены в позднем романском стиле. Амбулаторий клуатра (шириной 3,5 м) был отделен от открытой части парапетом и перекрыт по стрельчатым аркам (4 травеи на каждой стороне; каждая травея открывалась во двор 3 проемами на сдвоенных колонках с резными капителями). Из зап. коридора клуатра можно было попасть прямо в сев. неф храма, а также спуститься по лестнице в пещеру, где погребен блж. Иероним. К северу от клуатра имелось прямоугольное помещение, которое Амико назвал разрушенной трапезной, фланкированное с севера галереей (шир. 5 м), опиравшейся на сводчатую субструкцию, стоявшую на склоне холма. Вост. часть монастыря в основном разрушена в 70-х гг. XIX в. при расширении церковь вмц. Екатерины (ставшей главным католическим храмом Вифлеема в XIII в., после того как католики потеряли доступ к главному алтарю базилики). Ранняя церковь вмц. Екатерины (впервые упомянута в XV в.; план приводит Амико) была вытянутой (27?6 м изнутри), разделенной на главный зал и хор, с вост. частью (6?15 м), возможно, преобразованной из зала собраний более раннего монастыря XII в. Севернее храма стояло крыло, включавшее на 2-м уровне дормиторий (спальню) канонисс (сохр. вост. конец).

К югу от дворов базилики VI в. стоит армянский монастырь. Его здания XVIII–XIX вв. опираются на сводчатые структуры XII в., одна из которых т. н. «библиотека», или «школа», блж. Иеронима – длинный зал (25,5?9,1 м), идущий точно вдоль линии юж. стилобата атриума VI в. (3 колонны которого можно и сегодня видеть в его сев. стене). Зал разделен на 12 травей с крестовыми сводами, опирающимися на 4 колонны розового известняка (вторичное использование) с коринфскими капителями. Их базы стоят на скале, на несколько метров ниже окружающей скальной поверхности, т. е. весь зал помещен в искусственной вырубке. С юга от базилики располагались, возможно, и епископская резиденция, а также греч. девичий монастырь и лат. больница для паломников.

В ближайших окрестностях Вифлеема рассеян ряд важных памятников археологии христианской, часть которых также связана с почитанием события Рождества Христова. Прежде всего это Рамат-Рахель – холм Рахили (1 км от пещеры Рождества), упоминаемая во II в. римским историком Юстином как место Рождества. Раскопки показали, что до изгнания Адрианом евреев этот район был кладбищем маленькой деревушки, с нач. III в. его использовала также еврейская община Иерусалима, а позже Х легион использовал погребальные склепы как цистерны, построив здесь баню; в кон. III в. в Рамат-Рахель появились жилые здания. Др. место, почитавшееся в связи с Рождеством в окрестностях Вифлеема в V–VI вв.,– т. н. Кафизма (кресло, трон), на котором, согласно преданию, передаваемому Феодосием (нач. VI в.), сидела Богородица во время отдыха на пути в Вифлееме В 451–458 гг. вокруг этого места был построен монастырь, остатки его главного храма, купольного октагона с обходной галереей и встроенными в нее внешними капеллами, открыты в 1992 г. примерно на половине пути между Иерусалимом и Вифлеемом Храм с прекрасно сохранившимися мозаичными полами представляет важное звено в развитии византийской архитектуры и иконографии.

Вблизи Вифлеема расположены и др. памятники христианской археологии, связанные с историей Рождества: дворец-крепость царя Ирода, а также совр. Бейт-Сахур, или Поле Пастушков, где в 70-х гг. XX в. при раскопках под рук. В. Дзафериса обнаружены хорошо сохранившиеся остатки нескольких сменявших друг друга храмов с мозаичными полами и колоннами, восходящие к IV–VII вв., а также некрополи византийского времени с богатым инвентарем. С развитием традиции благочестивых паломничеств в Вифлееме было организовано производство евлогий (с VI в. стеклянные ампулы, коробочки для реликвий и авории, с XVI в.– изделия из коралла, перламутра и дерева оливы), существующее и в наст. время.

Русский участок в Вифлееме Эль-Атн, площадью 7955 кв. м, расположенный недалеко от ул. Молочной пещеры. Улица разделяет его на 2 отдельных неравных участка, каждый из которых обнесен высокой каменной оградой. Приобретен архим. Антонином (Капустиным) в 1880-е гг. по поручению и на средства гр. М. В. Орловой-Давыдовой (33 тыс. франков). В 1894 г., после кончины архим. Антонина, участок по воле владелицы был передан Императорскому Православному Палестинскому об-ву (ИППО) и записан на имя помощника председателя общества М. П. Степанова. 23 февр. 1899 г. переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича, что было подтверждено сенед-тугралы (т. е. закрепляющей грамотой султана) от 9 июня 1899 г. (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 284–285).

15 нояб. 1900 г. ИППО была открыта в Вифлееме начальная школа для араб. православных детей. Педагогический персонал составляли 4 учительницы, 2 из России, 2 – выпускницы жен. учительской семинарии в Бейт-Джале, созданной рус. педагогами в 1890 г. Рус. школа в Вифлееме, как и др. 100 школ ИППО в Палестине и Сирии, существовала до начала первой мировой войны.

В 50-е гг. XX в. участок был продан Православному благотворительному обществу (Orthodox Charity Society) при православной общине г. Вифлеема. В июне 1997 г., во время паломничества в Св. землю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по решению Палестинской Национальной Администрации, земля возвращена РПЦ (МП). В наст. время на средства РДМ в Иерусалиме на участке воздвигнут паломнический дом

Лит.: Нехуштай Ш. Ш. Рус. деятельность в Палестине в конце Османского периода. Хайфа, 1984 (на иврите; рус. пер. изд.: Б-ка РДМ, Иерусалим. Ркп.); Палестина – Россия: связь времен. Спец. вып. / Лига Араб. государств. М., 1993. С. 31; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1. С. 97, 284–285, 296–297, 301, 704–705, 722.

Н. Н. Лисовой

Лит.: Riant P. de. ?tudes sur l’histoire de l’?glise de Bethl?em. G?nes, 1889–1896; Harley W. et al. The Church of the Nativity at Bethlehem. L., 1910; idem. Structural Survey of the Church of the Nativity, Bethlehem. L., 1935; Vog?? M., De. Les ?glises de la Terre Sainte. P., 1860; Vincent H., Abel F.-M., Bethl?em: le Sanctuaire de la Nativit?. P., 1914; Abel F.-M. Histoire de la Palestine depuis la conqu?te d’Alexandre jusqu’? l’invasion arabe. P., 1952; Saller S. Bethlehem and its Surroundings // Ibid. 1963. N 13. P. 325; idem. Bethlehem // SBF. 1964. N 14. P. 287; idem. Bethlehem // RB. 1966. Vol. 72. P. 585; idem. Iron Age Remains from Bethlehem // SBF. 1968. N 18. P. 153–180; Stockton E. Stone Age Factory Site at Arafa near Bethlehem // SBF. 1965. N 15. P. 124–136; idem. The Stone Age of Bethlehem // SBF. 1967. N 17. P. 129–148; Vetrali L. Le iscrizioni dell’ acquedo to romano presso Betlemme // Ibid. P. 149–161; Bagatti B. Recenti scavi a Betlemme // SBF. 1968. N 18. Р. 181–237; Benoit P. Chronique Arch?ologique // RB. 1970. Vol. 77. P. 583–585; Lipinski E. Beth-Schemesch und der Tempel der Herrin der Grabkammer in den Amarna-Briefen // VT. 1973. Vol. 23. P. 443–445; idem. L’emplacement de Bethl?em au temps de J?sus // Dossiers de l’Arch?ologie. 1975. Vol. 10. P. 58–63; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land / Transl. from Hebrew R. Kirson. Bonn, 1970. P. 33–37 [Bibliogr.]; Welten P. Bethlehem und die Klage um Adonis // ZDPV. 1983. Bd. 99. S. 189–203; Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1985; Kuhnel G. The 12th-Cent. Decoration of the Church of the Nativity: Eastern and Western Concord // ACR. 1993. P. 197–203; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1: [A-K]. P. 137–157 [Bibliogr.]; Tzapheres V. The Early Christian Holy Site at Shepherd’s Field // ACR. 1993. P. 204–206; Taylor J. E. The Bethany Cave: a Jewish-Christian Cult Site? // RB. 1990. Vol. 93. N 3; idem. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993. P. 96–112; Cree F., de. History and Archaeology of the Bet Sahur Region: A Preparatory Study for a Regional Survey: (The Bethlehem Archaeol. Project) // ZDPV. 1999. Bd. 115. N 1. S. 59–84; Prag K. Bethlechem: a Site Assessment // PEQ. 2000. Vol. 132. P. 169–181; Lavas G. P. The Kathisma of the Holy Virgin: A Major New Shrine // DCAE. 2001. N 2. P. 60–101.

Ссылки по теме
Форумы