К празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы (комментарий в цифрах и фактах)

Введение Богородицы во Храм. Новгородская икона кон. XV в.
Введение Богородицы во Храм. Новгородская икона кон. XV в.

(А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич)

Богородичные праздники

(Статья из V т. «Православной энциклопедии», М. 2002, C. 509-512)

Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.

Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» («История Иакова о рождении Марии», 2-я пол. II в.– Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. L. Moraldi. Turin, 1994. Vol. 1. P. 37–139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете (Bagatti B. Gli scavi di Nazaret. V. 1.: Dalle origini al secolo XII. Jerusalem, 1967. P. 146–152); еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресв. Девы в Иерусалиме (Bagatti B. P. 185–214).

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зенона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впоследствии 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде Денницы от Отца», но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Богородичным праздником. Во многих обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству (Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему армянскому Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fete de la Vierge a Jerusalem au V siecle // Le Museon. Louvain, 1943. 56. P. 1–33).

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов К-поля (Скабалланович. Успение. С. 85–86).

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в настоящее время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греческих месяцесловах VIII в., но в греческой Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща другим Богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой церкви, по рукописи Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110)). В славянском Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании (Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В современном православном богослужении в число Богородичных праздников входят: Рождество Богородицы (8 сентября); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сентября); Введение во храм (21 ноября); Зачатие прав. Анной Пресв. Марии (9 декабря); Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля); Успение прав. Анны (25 июля); Успение Пресвятой Богородицы (15 августа); Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 августа); а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери. 4 важнейших Богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др.– в XIV в.). Прочие Богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в Русской Православной Церкви, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 октября; греческий аналог праздника – 28 октября).

Служба на двунадесятые Богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и 1-й час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит дeша Моя Господа») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греческой богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны. В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).

При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес из гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие (Типикон. М., 1610. Л. 26–26 об.). Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).

Общая служба Божией Матери. В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и другие службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою благочестно укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества Божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песн всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Библейские чтения на Б. п. На вечерне в Б. п., при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятая Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.

В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.

Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – современный Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греческой практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день (так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422–1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.– Рубан. С. 55). Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сентября, Изнесения Древ Честного Креста 1 августа, Перенесения Убруса Господня 16 августа), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятая Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.

В Зап. Церкви Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены несколько позднее, чем на Востоке, часто под восточным влиянием. 1-й Богородичный праздник – Рождество Святой Марии – был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 января, в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова (Botte B. La premiere fete mariale de la liturgie romaine // Ephemerides Liturgicae. R., 1933. № 47. P. 425–430); с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В современном католическом месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сентября не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд других Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 января (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в восточных месяцесловах под 25 сентября). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 августа – праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 октября – память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 декабря (в православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресв. Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в Русской Православной Церкви, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника – Представление [во храм] Господа (Praesentatio Domini).

Лит.: Дебольский Г. С. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901; М., 1996. Т. 1; Скабалланович М. Рождество Пресвятыя Богородицы. К., 1915 (Христианские праздники. Кн. 1); он же. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. К., 1916 (Христианские праздники. Кн. 3); он же. Успение Пресвятыя Богородицы. К., 1916 (Христианские праздники. Кн. 6); (Bagatti B. Nuove scoperte alla tomba della Vergine a Getsemani // Studii Biblici Francescani Liber Annuus. Jerusalem, 1972. 22. P. 236–290; Idem. Ricerche sulle tradizioni della morte della Vergine // Sacra Doctrina. Bologna, 1973. 18. P. 185–214); Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994.

Форумы