Киево-Печерская Лавра (Телепрограмма 10.11.07) (комментарий в свете веры)

Архив телепрограмм «Православная энциклопедия»

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 10.11.07)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Киев – Матерь городов русских. Больше тысячи лет назад здесь родилась Православная Русь. По этой дороге тысячи киевлян, весь город пошел за своим князем, которого он называл «Красно Солнышко», к Днепру, чтобы принять крещение. С тех пор эта улица называется Крещатик. Но дорога к Православию началась далеко отсюда.
***

Рождение Православной Руси

Византия. Величественная христианская империя. В конце девятого века, во время царствования императора Михаила Константинополь был осажден дружиной русских князей-язычников Аскольда и Дира. Больше двухсот кораблей руссов вошли тогда в Царьградскую гавань. Казалось, город был обречен. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, император и патриарх вместе со всем народом отправились на окраину Царьграда, где в храме во Влахернах, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Всю ночь они призывали помощь Царицы Небесной, а утром обошли с Божественной Ризой стены Царьграда. И руссы отступили от города, удовольствовавшись данью. А вскоре Аскольд и Дир прислали послов, с просьбой направить в Киев епископа. И приняли христианскую веру. Спустя пятнадцать лет оба князя были вероломно убиты князем Олегом. А на могиле Аскольда поставили Никольский храм, один из самых первых киевских храмов – за сто лет до крещения Руси князем Владимиром.

Но язычество при Олеге и его преемнике князе Игоре снова вернулось на берега Днепра. Так было до тех пор, пока в Константинополь отправилась княгиня Ольга. Это был не военный поход, а визит вежливости: язычница Ольга заинтересовалась христианской верой, но захотела узнать побольше, и из первых уст. А потому сама поехала в Византию. Ее принимали здесь, во Влахернском дворце – знаменитый император Константин Багрянородный, и патриарх Полиевкт, который и совершил над княгиней таинство крещения. А восприемником Ольги был сам император. Возвращалась в Киев она уже с твердым намерением – поделиться бесценным сокровищем веры и с другими обитателями русской земли. Двенадцать лет, до самой смерти проповедовала она Евангелие, и именно от Ольги ее маленький внук, будущий князь Владимир впервые узнал о христианской вере.

Васнецов В.М. «Крещение князя Владимира»
Васнецов В.М. «Крещение князя Владимира»

Но прошло еще два десятилетия, пока Владимир сам принял крещение. Это произошло на границе Византийской империи, в Херсонесе, который в те годы был крупнейшим военным и торговым портом. Владимир прибыл в Херсонес, или Корсунь, как его еще называли, для того, чтобы жениться на юной греческой принцессе Анне.

Татьяна Яшаева, зав. отделом средневековой истории национального заповедника «Херсонес Таврический»: – Принцесса Анна согласилась вступить в брак, если он примет Православие. Князь согласился. И вот отсюда, из Херсонеса начался путь Владимира – от великого грешника к крестителю Руси.

Из Херсонеса в Киев Владимир вернулся с твердым намерением крестить Русь. Он привез с собой святые иконы, кресты и мощи мучеников, в том числе мироточивую главу Климента, папы Римского, ученика апостола Петра. Эта глава по сей день мироточит в Дальних пещерах Киевской лавры.

Князь Владимир разбил всех идолов и истуканов, включая тех, которых сам же и поставил. И разрушил в Киеве все языческие капища. Летописец рассказывает, что в назначенный день к Днепру спустились все киевляне – никто не ослушался любимого князя. Так произошло крещение Руси.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Старокиевская гора, Княжеский холм. Скорее всего, именно здесь и был центр древнего Киева. Первые христианские храмы строили на месте языческих капищ. Вот одно из таких мест. Его недавно обнаружили археологи. Это фундамент языческого храма. А совсем рядом, в нескольких метрах отсюда, стоял первый каменный храм Киева – Десятинная Церковь.

На холме, где по преданию апостол Андрей Первозванный воздрузил крест, и где сейчас стоит Андреевская церковь, в десятом веке было сразу несколько капищ. Здесь пострадали за Христа первые на Руси мученики Федор и его сын Иоанн, христиане-варяги. На том месте, где пролилась их невинная кровь, князь Владимир поставил церковь в честь Божией Матери. И отдал в пользу этого храма десятую часть своих доходов. С тех пор церковь и стала называться Десятинной.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Византия делала все возможное, чтобы укоренить новую веру – Христианство – в языческой стране. Из Царьграда в Киев приезжают первые священники, чтобы обучить народ основам веры. Изографы, т.е. иконописцы, зодчие, которые возводят великолепные храмы, подобные этой величественной Софии.

Храм св.Софии, Премеудрости Божией,в Киеве
Храм св.Софии, Премеудрости Божией,в Киеве

Вместе с ними приезжает и первый Киевский митрополит, грек Михаил. А со святой горы Афон в Киев приходит монах Антоний, который поселяется в пещерах на берегу Днепра.

***

Киево – Печерская лавра

Преподобный Антоний был уроженцем древнерусского города Любеч. Он с юности жил на Афоне в греческом монастыре Эсфигмен, тут до сих пор сохранилась пещера, где он провел в уединенной молитве больше десяти лет. В один из дней его призвал игумен монастыря и благословил возвращаться на родину: «Антоний, - сказал он ему, - иди обратно в Русскую землю! Пусть живущие там через тебя утвердятся в вере христианской». Получив благословение Святой Горы, Антоний добрался до Киева, и поселился в небольшой пещере у села Берестова, к нему стали приходить люди. Нашлись и такие, кто захотел разделить с ним тяготы монашеской жизни. Так начался Киево-Печерский монастырь.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Современному человеку, привыкшему к благам цивилизации, трудно понять, зачем нужно было так глубоко спускаться под землю, чтобы обрести небо? Мы с вами находимся на глубине 20 метров.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский. Икона из Киево-Печерской Лавры. Расположена над ракой с мощами преподобного
Преподобный Алипий, иконописец Печерский. Икона из Киево-Печерской Лавры. Расположена над ракой с мощами преподобного

О первых киево-печерских монахах нам хорошо известно благодаря знаменитому Нестору-летописцу. Он сам в 17 лет пришел в пещерную обитель, и был очевидцем подвигов преподобных Антония и Феодосия Печерских, знал безмездного целителя Агапита, Алипия иконописца, Моисея Угрина, и многих, многих других. Первые иноки пещерного монастыря молились в подземных храмах, но со временем они захотели поставить каменную церковь, для общей молитвы. И тут произошло чудо.

Преподобный Феодосий Печерский
Преподобный Феодосий Печерский

Согласно древнему Сказанию о великой Печерской церкви, к преподобным Антонию и Феодосию пришли греческие мастера. Они рассказали ему, что идут из самой Византии. В Царьграде им явилась Божия Матерь, которая показала им церковь, которую мастера должны будут поставить в ее честь в далеком Киеве, и щедро оплатила будущие труды. Но более всего греки были изумлены тем, что в Византии они видели Антония и Феодосия, тех самых, к кому теперь пришли. Хотя те не отлучались из пещер уже многие годы.

Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра

12 зодчих поставили Успенский храм, и сами стали иноками монастыря – их мощи сейчас лежат в Ближних пещерах лавры, рядом с нетленными телами других преподобных.

Каждое утро в одном из шести пещерных храмов совершается полунощница, и литургия. Люди молятся там, где тысячу лет назад молились первые русские святые.

Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – Богослужебный день начинается в 4 утра, и это богослужение рядом с мощами вдохновляет и исцеляет. Те, кто несет послушание в пещерах, больше времени проводят там, рядом с преподобными.

***

иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Сейчас идет причащение, в это время мы следим за свечами, лампадами, отвечаем на краткие вопросы приходящих.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы каждый день находитесь среди такого количества святых людей. Скажите, вы не привыкаете к этому, не забываете?

иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Здесь постепенно начинаешь понимать, что они все живы. Как я с Вами сейчас общаюсь, так и с ними.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я обратил внимание, здесь небольшая рака с мощами, на ней написано младенец, но здесь ведь только преподобные?

иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Это сын варягя Феодора Иоанн. Те самые которые пострадали от князя Владимира когда он был еще язычником.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Чудеса от мощей до сих пор происходят?

иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Каждый день.

***

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В 12 веке в Киеве было уже 600 церквей и 13 монастырей – как в современной Москве. К этому времени Киево-Печерская обитель получила именование Лавры – первого, важнейшего монастыря Русской земли. Но Киев уже стоял на пороге бедствий: его дважды грабили торки и берендеи. А в 1240 году город сожгли монголы, разорив лавру. Большая часть иноков была перебита, а немногие оставшиеся в живых разбежались.

Лавра, которую перед тем называли «Небесам подобная обитель», на два с половиной века превратилась в руины. В пещерах скрывались не только монахи, но и чудом уцелевшие местные жители. С тех пор до нас дошло поверье, что подземелья лавры бесконечны – и если в них пустить зайца, он выбежит уже возле Почаева, за многие сотни верст от лавры. Кроме святых мощей татарское иго пережила лишь одна святыня – вот этот крест Марка-Гробокопателя, знаменитого Печерского святого, которого и мертвые слушались. Он вел настолько строгую жизнь, что даже воду пил раз в день, причем меркой ему служил как раз этот крест. А вторая реликвия уже не монгольских, а литовских времен – это каменный триптих из Успенской церкви – сейчас он расположен на трех сторонах лаврской колокольни.

Ирина Шульц зав. отделом изучения художественного наследия Киево-Печерской лавры: – Триптих находился в Успенском соборе в 18 столетии. После того как собор был перестроен триптих был перенесен в колокольню, и размещен над тремя ее входами. Не все знают, что это единственный образей киевской пластики 15 века.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В 17 веке Киев становится центром просвещения и науки. Здесь открывается первая духовная школа, печатают книги, переводят Священное Писание. Киевский митрополит Петр Могила открывает знаменитую Киево-Могилянскую академию.

Святитель Петр Могила
Святитель Петр Могила

Духовная школа лавры воспитала больше 150 иерархов Русской Церкви, таких как святители Феодосий Черниговский и Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский и Павел Тобольский. Здесь учился и Паисий Величковский, который, не окончив семинарии, ушел на Афон. Сохранилось первое здание Киево-Могилянской академии: тут преподавал Ломоносов, а в конце 18 века учился известный философ Григорий Сковорода.

Митрополит Петр Могила полтора десятилетия защищал православие на Украине от нападок латинян и униатов. При нем в Лавре начался настоящий расцвет – строились новые храмы, росло число братии, богослужение совершалось с особенной красотой. Мощи преподобных из земляных склепов перенесли в деревянные раки, так они покоятся и сегодня. А в центре Киева на руинах Десятинной Церкви возводится новый собор.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Липа – одно из самых любимых и распространенных деревьев на Украине: ему посвящены многие народные песни, сказания и легенды. Вот эту липу посадил митрополит Петр Могила рядом с храмом, которой он построил на месте сожженной монголами Десятинной Церкви.

В Дальних пещерах Лавры, неподалеку от подземного храма преподобного Феодосия, упокоены мощи святителя Филарета (Амфитеатрова). В 19 веке митрополит Филарет возглавлял Киевскую кафедру, о его душевной широте и отзывчивости ходили легенды. Лесков в своей сатирической книге «Мелочи архиерейской жизни», посвятил владыке Филарету немало добрых слов. Здесь же, в Дальних пещерах покоятся мощи священомученика Владимира (Богоявленского), первого иерарха Русской Церкви, павшего жертвой безбожной революции.

Киево – Печерская лавра в XX веке

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Первое крещение Руси началось со святого князя Владимира. В ХХ веке Русь была крещена еще раз, теперь уже кровью. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) одним из первых принял это страшное крещение.

В те дни в Лавре уже покоился прах человека, павшего жертвой революционеров – осенью 1911 года террорист Мордехай Богров застрелил в Киеве Председателя Совета Министров России Петра Столыпина. В пяти минутах ходьбы от его могилы находится место, где большевики убили митрополита Владимира.

протоиерей Георгий Митрофанов, церковный историк: – Небольшой отряд красногвардейцев – вот те самые легендарные блоковские 12: характерный состав таких красногвардейских патрулей, терроризировавших в это время те города России, где большевики уже захватили власть – вот такой отряд несколько часов хозяйничал в Киево-Печерской Лавре. А братия ничего практически не сделала для того, чтобы защитить своего священноархимандрита, митрополита Владимира, от издевательств большевиков, вошедших в монастырь без какого бы то ни было сопротивления со стороны братии. Его увели, вскоре расстреляли, и только тогда монахи подняли тревогу.

Это панагия владыки Владимира, похожая была на нем во время расстрела, она пропала бесследно. Лавра пережила немецкую оккупацию в 18-м, и последовавший за тем красный террор. В конце 20-х монастырь закрыли. А в первые дни фашистской оккупации 3 ноября 1941 года была взорвана главная церковь обители – Успенская. Обломок стены в центре соборной площади по сей день напоминает о гибели величественного храма. Люди приходили молиться в Лавру в самые трудные военные годы. А после победы, казалось, что жизнь в обители снова возродится. Это кадры 58 года – в Киев приезжает делегация глав поместных Церквей. Они спускаются в пещеры, и участвуют в богослужениях. И даже посещают монастырский сад и знаменитую лаврскую пасеку. Но прошло всего три года, и Хрущев снова закрывает монастырь – теперь уже до самой перестройки.

Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – Лавра закрывалась и до и после войны. Сейчас духовник Лавры – архимандрит Авраамий – представитель монашеского поколения 60-х, его называют Серафимом Саровским ХХI века. Его поучения и молитвенная помощь вдохновляют сегодня монашескую жизнь.

Лавру вернули Церкви только в 1988 году, на юбилей тысячелетия Крещения Руси. Сначала отдали Дальние Пещеры, затем Ближние. А главным событием возрождающейся монастырской жизни стало обретение мощей священомученика Владимира (Богоявленского).

Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – Это был 1992 год – период испытаний для Украинской Церкви. И то, что мы обрели мощи священомученика Владимира, послужило к укреплению нашей веры.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Еще 10 лет назад здесь была пустая площадь. И многим казалось тогда, что величественный Успенский собор сохранится для нас только на старых фотографиях.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1078. Останки собора. Вид с западной стороны
Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1078. Останки собора. Вид с западной стороны

Ирина Шульц зав. отделом изучения художественного наследия Киево-Печерской лавры: –Успенский собор восстанавливали по сохранившимся фотографиям, в соответствии с архитектурными формами всего монастыря, ведь он был его доминантой, ядром.

Успенский Собор восстановили в том виде, каким он был в середине ХIХ века. Его реконструкция еще продолжается, внутри расписывают фрески. А здесь, в части восточной стены, строители оставили фрагмент прежнего собора, уцелевший при взрыве. Туристы с удовольствием фотографируются на его фоне.

Успенский собор Киево-Печерской Лавры
Успенский собор Киево-Печерской Лавры

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Киево-Печерская Лавра – один из самых крупных монастырей в мире. Ее территория больше 30 гектаров. Здесь всегда много туристов. Паломничество в Киев приравнивалось к пешему походу в Святую Землю. Ведь это один из четырех земных уделов Божией Матери.

Каждый день в Лавру приходят сотни людей. Многие из них идут поклониться святым. Известно не больше 200 имен лаврских преподобных, а всего в пещерных склепах упокоено по самым приблизительным подсчетам почти десять тысяч монахов. Красота Лавры привлекает и обычных туристов, которые не всегда настроены благочестиво.

Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – туристы учат терпению и терпимости. Ведь если мы не любим ближнего, которого видим, как мы полюбим Бога, которого не видим?

Каждое утро в семь часов после литургии в Крестовоздвиженском храме с Царских врат спускают чудотворную Успенскую икону. Это копия погибшего в древности святого образа, который в Лавру принесли греческие строители Успенской Церкви. Тысячу лет Божия Матерь хранит свой земной удел, и всех, кто прибегает к ней за помощью и утешением.

Протоиерей Алексий Уминский
Протоиерей Алексий Уминский

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Знаменитая лаврская колокольня за три столетия своей истории прошла через многие испытания, бомбежки и артобстрелы. Она выстояла, лишь немного наклонилась. А ее куранты идут без остановки уже больше века. Киево – Печерская обитель продолжает оставаться оплотом православия на Украине, невзирая на расколы и нестроения. Наша программа подошла к концу. Мы встретимся через неделю. А пока я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни вас Господь!

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы