- 13 ноября 2007
- 14:06
- Распечатать
Киево-Печерская Лавра (Телепрограмма 10.11.07) (комментарий в свете веры)
Архив телепрограмм «Православная энциклопедия»
Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ 10.11.07)
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Киев – Матерь городов русских. Больше тысячи лет назад здесь родилась Православная Русь. По этой дороге тысячи киевлян, весь город пошел за своим князем, которого он называл «Красно Солнышко», к Днепру, чтобы принять крещение. С тех пор эта улица называется Крещатик. Но дорога к Православию началась далеко отсюда.
***
Рождение Православной Руси
Византия. Величественная христианская империя. В конце девятого века, во время царствования императора Михаила Константинополь был осажден дружиной русских князей-язычников Аскольда и Дира. Больше двухсот кораблей руссов вошли тогда в Царьградскую гавань. Казалось, город был обречен. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, император и патриарх вместе со всем народом отправились на окраину Царьграда, где в храме во Влахернах, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Всю ночь они призывали помощь Царицы Небесной, а утром обошли с Божественной Ризой стены Царьграда. И руссы отступили от города, удовольствовавшись данью. А вскоре Аскольд и Дир прислали послов, с просьбой направить в Киев епископа. И приняли христианскую веру. Спустя пятнадцать лет оба князя были вероломно убиты князем Олегом. А на могиле Аскольда поставили Никольский храм, один из самых первых киевских храмов – за сто лет до крещения Руси князем Владимиром.
Но язычество при Олеге и его преемнике князе Игоре снова вернулось на берега Днепра. Так было до тех пор, пока в Константинополь отправилась княгиня Ольга. Это был не военный поход, а визит вежливости: язычница Ольга заинтересовалась христианской верой, но захотела узнать побольше, и из первых уст. А потому сама поехала в Византию. Ее принимали здесь, во Влахернском дворце – знаменитый император Константин Багрянородный, и патриарх Полиевкт, который и совершил над княгиней таинство крещения. А восприемником Ольги был сам император. Возвращалась в Киев она уже с твердым намерением – поделиться бесценным сокровищем веры и с другими обитателями русской земли. Двенадцать лет, до самой смерти проповедовала она Евангелие, и именно от Ольги ее маленький внук, будущий князь Владимир впервые узнал о христианской вере.
Васнецов В.М. «Крещение князя Владимира» | ||
Но прошло еще два десятилетия, пока Владимир сам принял крещение. Это произошло на границе Византийской империи, в Херсонесе, который в те годы был крупнейшим военным и торговым портом. Владимир прибыл в Херсонес, или Корсунь, как его еще называли, для того, чтобы жениться на юной греческой принцессе Анне.
Татьяна Яшаева, зав. отделом средневековой истории национального заповедника «Херсонес Таврический»: – Принцесса Анна согласилась вступить в брак, если он примет Православие. Князь согласился. И вот отсюда, из Херсонеса начался путь Владимира – от великого грешника к крестителю Руси.
Из Херсонеса в Киев Владимир вернулся с твердым намерением крестить Русь. Он привез с собой святые иконы, кресты и мощи мучеников, в том числе мироточивую главу Климента, папы Римского, ученика апостола Петра. Эта глава по сей день мироточит в Дальних пещерах Киевской лавры.
Князь Владимир разбил всех идолов и истуканов, включая тех, которых сам же и поставил. И разрушил в Киеве все языческие капища. Летописец рассказывает, что в назначенный день к Днепру спустились все киевляне – никто не ослушался любимого князя. Так произошло крещение Руси.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Старокиевская гора, Княжеский холм. Скорее всего, именно здесь и был центр древнего Киева. Первые христианские храмы строили на месте языческих капищ. Вот одно из таких мест. Его недавно обнаружили археологи. Это фундамент языческого храма. А совсем рядом, в нескольких метрах отсюда, стоял первый каменный храм Киева – Десятинная Церковь.
На холме, где по преданию апостол Андрей Первозванный воздрузил крест, и где сейчас стоит Андреевская церковь, в десятом веке было сразу несколько капищ. Здесь пострадали за Христа первые на Руси мученики Федор и его сын Иоанн, христиане-варяги. На том месте, где пролилась их невинная кровь, князь Владимир поставил церковь в честь Божией Матери. И отдал в пользу этого храма десятую часть своих доходов. С тех пор церковь и стала называться Десятинной.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Византия делала все возможное, чтобы укоренить новую веру – Христианство – в языческой стране. Из Царьграда в Киев приезжают первые священники, чтобы обучить народ основам веры. Изографы, т.е. иконописцы, зодчие, которые возводят великолепные храмы, подобные этой величественной Софии.
Храм св.Софии, Премеудрости Божией,в Киеве | ||
Вместе с ними приезжает и первый Киевский митрополит, грек Михаил. А со святой горы Афон в Киев приходит монах Антоний, который поселяется в пещерах на берегу Днепра.
***
Киево – Печерская лавра
Преподобный Антоний был уроженцем древнерусского города Любеч. Он с юности жил на Афоне в греческом монастыре Эсфигмен, тут до сих пор сохранилась пещера, где он провел в уединенной молитве больше десяти лет. В один из дней его призвал игумен монастыря и благословил возвращаться на родину: «Антоний, - сказал он ему, - иди обратно в Русскую землю! Пусть живущие там через тебя утвердятся в вере христианской». Получив благословение Святой Горы, Антоний добрался до Киева, и поселился в небольшой пещере у села Берестова, к нему стали приходить люди. Нашлись и такие, кто захотел разделить с ним тяготы монашеской жизни. Так начался Киево-Печерский монастырь.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Современному человеку, привыкшему к благам цивилизации, трудно понять, зачем нужно было так глубоко спускаться под землю, чтобы обрести небо? Мы с вами находимся на глубине 20 метров.
Преподобный Алипий, иконописец Печерский. Икона из Киево-Печерской Лавры. Расположена над ракой с мощами преподобного | ||
О первых киево-печерских монахах нам хорошо известно благодаря знаменитому Нестору-летописцу. Он сам в 17 лет пришел в пещерную обитель, и был очевидцем подвигов преподобных Антония и Феодосия Печерских, знал безмездного целителя Агапита, Алипия иконописца, Моисея Угрина, и многих, многих других. Первые иноки пещерного монастыря молились в подземных храмах, но со временем они захотели поставить каменную церковь, для общей молитвы. И тут произошло чудо.
Преподобный Феодосий Печерский | ||
Согласно древнему Сказанию о великой Печерской церкви, к преподобным Антонию и Феодосию пришли греческие мастера. Они рассказали ему, что идут из самой Византии. В Царьграде им явилась Божия Матерь, которая показала им церковь, которую мастера должны будут поставить в ее честь в далеком Киеве, и щедро оплатила будущие труды. Но более всего греки были изумлены тем, что в Византии они видели Антония и Феодосия, тех самых, к кому теперь пришли. Хотя те не отлучались из пещер уже многие годы.
Киево-Печерская Лавра | ||
12 зодчих поставили Успенский храм, и сами стали иноками монастыря – их мощи сейчас лежат в Ближних пещерах лавры, рядом с нетленными телами других преподобных.
Каждое утро в одном из шести пещерных храмов совершается полунощница, и литургия. Люди молятся там, где тысячу лет назад молились первые русские святые.
Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – Богослужебный день начинается в 4 утра, и это богослужение рядом с мощами вдохновляет и исцеляет. Те, кто несет послушание в пещерах, больше времени проводят там, рядом с преподобными.
***
иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Сейчас идет причащение, в это время мы следим за свечами, лампадами, отвечаем на краткие вопросы приходящих.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вы каждый день находитесь среди такого количества святых людей. Скажите, вы не привыкаете к этому, не забываете?
иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Здесь постепенно начинаешь понимать, что они все живы. Как я с Вами сейчас общаюсь, так и с ними.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Я обратил внимание, здесь небольшая рака с мощами, на ней написано младенец, но здесь ведь только преподобные?
иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Это сын варягя Феодора Иоанн. Те самые которые пострадали от князя Владимира когда он был еще язычником.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Чудеса от мощей до сих пор происходят?
иеродиакон Ефрем блюститель Ближних Пещер: – Каждый день.
***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В 12 веке в Киеве было уже 600 церквей и 13 монастырей – как в современной Москве. К этому времени Киево-Печерская обитель получила именование Лавры – первого, важнейшего монастыря Русской земли. Но Киев уже стоял на пороге бедствий: его дважды грабили торки и берендеи. А в 1240 году город сожгли монголы, разорив лавру. Большая часть иноков была перебита, а немногие оставшиеся в живых разбежались.
Лавра, которую перед тем называли «Небесам подобная обитель», на два с половиной века превратилась в руины. В пещерах скрывались не только монахи, но и чудом уцелевшие местные жители. С тех пор до нас дошло поверье, что подземелья лавры бесконечны – и если в них пустить зайца, он выбежит уже возле Почаева, за многие сотни верст от лавры. Кроме святых мощей татарское иго пережила лишь одна святыня – вот этот крест Марка-Гробокопателя, знаменитого Печерского святого, которого и мертвые слушались. Он вел настолько строгую жизнь, что даже воду пил раз в день, причем меркой ему служил как раз этот крест. А вторая реликвия уже не монгольских, а литовских времен – это каменный триптих из Успенской церкви – сейчас он расположен на трех сторонах лаврской колокольни.
Ирина Шульц зав. отделом изучения художественного наследия Киево-Печерской лавры: – Триптих находился в Успенском соборе в 18 столетии. После того как собор был перестроен триптих был перенесен в колокольню, и размещен над тремя ее входами. Не все знают, что это единственный образей киевской пластики 15 века.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В 17 веке Киев становится центром просвещения и науки. Здесь открывается первая духовная школа, печатают книги, переводят Священное Писание. Киевский митрополит Петр Могила открывает знаменитую Киево-Могилянскую академию.
Святитель Петр Могила | ||
Духовная школа лавры воспитала больше 150 иерархов Русской Церкви, таких как святители Феодосий Черниговский и Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский и Павел Тобольский. Здесь учился и Паисий Величковский, который, не окончив семинарии, ушел на Афон. Сохранилось первое здание Киево-Могилянской академии: тут преподавал Ломоносов, а в конце 18 века учился известный философ Григорий Сковорода.
Митрополит Петр Могила полтора десятилетия защищал православие на Украине от нападок латинян и униатов. При нем в Лавре начался настоящий расцвет – строились новые храмы, росло число братии, богослужение совершалось с особенной красотой. Мощи преподобных из земляных склепов перенесли в деревянные раки, так они покоятся и сегодня. А в центре Киева на руинах Десятинной Церкви возводится новый собор.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Липа – одно из самых любимых и распространенных деревьев на Украине: ему посвящены многие народные песни, сказания и легенды. Вот эту липу посадил митрополит Петр Могила рядом с храмом, которой он построил на месте сожженной монголами Десятинной Церкви.
В Дальних пещерах Лавры, неподалеку от подземного храма преподобного Феодосия, упокоены мощи святителя Филарета (Амфитеатрова). В 19 веке митрополит Филарет возглавлял Киевскую кафедру, о его душевной широте и отзывчивости ходили легенды. Лесков в своей сатирической книге «Мелочи архиерейской жизни», посвятил владыке Филарету немало добрых слов. Здесь же, в Дальних пещерах покоятся мощи священомученика Владимира (Богоявленского), первого иерарха Русской Церкви, павшего жертвой безбожной революции.
Киево – Печерская лавра в XX веке
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Первое крещение Руси началось со святого князя Владимира. В ХХ веке Русь была крещена еще раз, теперь уже кровью. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) одним из первых принял это страшное крещение.
В те дни в Лавре уже покоился прах человека, павшего жертвой революционеров – осенью 1911 года террорист Мордехай Богров застрелил в Киеве Председателя Совета Министров России Петра Столыпина. В пяти минутах ходьбы от его могилы находится место, где большевики убили митрополита Владимира.
протоиерей Георгий Митрофанов, церковный историк: – Небольшой отряд красногвардейцев – вот те самые легендарные блоковские 12: характерный состав таких красногвардейских патрулей, терроризировавших в это время те города России, где большевики уже захватили власть – вот такой отряд несколько часов хозяйничал в Киево-Печерской Лавре. А братия ничего практически не сделала для того, чтобы защитить своего священноархимандрита, митрополита Владимира, от издевательств большевиков, вошедших в монастырь без какого бы то ни было сопротивления со стороны братии. Его увели, вскоре расстреляли, и только тогда монахи подняли тревогу.
Это панагия владыки Владимира, похожая была на нем во время расстрела, она пропала бесследно. Лавра пережила немецкую оккупацию в 18-м, и последовавший за тем красный террор. В конце 20-х монастырь закрыли. А в первые дни фашистской оккупации 3 ноября 1941 года была взорвана главная церковь обители – Успенская. Обломок стены в центре соборной площади по сей день напоминает о гибели величественного храма. Люди приходили молиться в Лавру в самые трудные военные годы. А после победы, казалось, что жизнь в обители снова возродится. Это кадры 58 года – в Киев приезжает делегация глав поместных Церквей. Они спускаются в пещеры, и участвуют в богослужениях. И даже посещают монастырский сад и знаменитую лаврскую пасеку. Но прошло всего три года, и Хрущев снова закрывает монастырь – теперь уже до самой перестройки.
Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – Лавра закрывалась и до и после войны. Сейчас духовник Лавры – архимандрит Авраамий – представитель монашеского поколения 60-х, его называют Серафимом Саровским ХХI века. Его поучения и молитвенная помощь вдохновляют сегодня монашескую жизнь.
Лавру вернули Церкви только в 1988 году, на юбилей тысячелетия Крещения Руси. Сначала отдали Дальние Пещеры, затем Ближние. А главным событием возрождающейся монастырской жизни стало обретение мощей священомученика Владимира (Богоявленского).
Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – Это был 1992 год – период испытаний для Украинской Церкви. И то, что мы обрели мощи священомученика Владимира, послужило к укреплению нашей веры.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Еще 10 лет назад здесь была пустая площадь. И многим казалось тогда, что величественный Успенский собор сохранится для нас только на старых фотографиях.
Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1078. Останки собора. Вид с западной стороны | ||
Ирина Шульц зав. отделом изучения художественного наследия Киево-Печерской лавры: –Успенский собор восстанавливали по сохранившимся фотографиям, в соответствии с архитектурными формами всего монастыря, ведь он был его доминантой, ядром.
Успенский Собор восстановили в том виде, каким он был в середине ХIХ века. Его реконструкция еще продолжается, внутри расписывают фрески. А здесь, в части восточной стены, строители оставили фрагмент прежнего собора, уцелевший при взрыве. Туристы с удовольствием фотографируются на его фоне.
Успенский собор Киево-Печерской Лавры | ||
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Киево-Печерская Лавра – один из самых крупных монастырей в мире. Ее территория больше 30 гектаров. Здесь всегда много туристов. Паломничество в Киев приравнивалось к пешему походу в Святую Землю. Ведь это один из четырех земных уделов Божией Матери.
Каждый день в Лавру приходят сотни людей. Многие из них идут поклониться святым. Известно не больше 200 имен лаврских преподобных, а всего в пещерных склепах упокоено по самым приблизительным подсчетам почти десять тысяч монахов. Красота Лавры привлекает и обычных туристов, которые не всегда настроены благочестиво.
Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры: – туристы учат терпению и терпимости. Ведь если мы не любим ближнего, которого видим, как мы полюбим Бога, которого не видим?
Каждое утро в семь часов после литургии в Крестовоздвиженском храме с Царских врат спускают чудотворную Успенскую икону. Это копия погибшего в древности святого образа, который в Лавру принесли греческие строители Успенской Церкви. Тысячу лет Божия Матерь хранит свой земной удел, и всех, кто прибегает к ней за помощью и утешением.
Протоиерей Алексий Уминский | ||
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Знаменитая лаврская колокольня за три столетия своей истории прошла через многие испытания, бомбежки и артобстрелы. Она выстояла, лишь немного наклонилась. А ее куранты идут без остановки уже больше века. Киево – Печерская обитель продолжает оставаться оплотом православия на Украине, невзирая на расколы и нестроения. Наша программа подошла к концу. Мы встретимся через неделю. А пока я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни вас Господь!