Праздник Казанской иконе Богоматери и День народного единства (комментарий в свете веры)

Казанская икона Божией Матери, XVII в.
Казанская икона Божией Матери, XVII в.

4 ноября Русская Православная Церковь празднует день Казанской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси. Этот праздник был установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Указом Президента России с 2005 в этот день отмечается общенациональный государственный праздник - День народного единства.

* * *

Святейший Патриарх Алексий поздравил Президента Российской Федерации В.В. Путина с Днем народного единства

Его Превосходительству Владимиру Владимировичу Путину, Президенту Российской Федерации

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Сердечно поздравляю Вас с Днем народного единства и прошу принять добрые пожелания.

Знаменательно, что этот новый государственный праздник приходится на день празднования Казанской иконе Божией Матери — покровительницы народного ополчения Минина и Пожарского, избавившего нашу страну от тяжелых последствий Смутного времени. Он поистине является символом национального единения и общей ответственности за нашу Родину — Россию.

Во все времена на нашей земле люди различных национальностей, религиозных убеждений и политических взглядов жили в мире и согласии. И это было залогом силы и процветания Отечества.

Ныне, под Вашим руководством государство, общество, религиозные и общественные организации имеют возможность, объединив усилия, совместно трудиться над созиданием достойного настоящего и будущего России на основе духовных и нравственных ценностей, вековых традиций нашего народа.

Надеюсь, что наши совместные усилия, направленные на достижение стабильности, мира и общественного согласия будут благоуспешны.

От души желаю Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, крепости сил, терпения, вдохновения и помощи Божией в Вашем дальнейшем служении великой России.

С искренним уважением,

+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

* * *

3 ноября, накануне празднования Казанской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Его Святейшеству сослужили архиепископы Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей), Истринский Арсений, епископы Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Бронницкий Амвросий.

Во внимание к многолетним трудам в Богоявленском кафедральном соборе Предстоятель Русской Православной Церкви наградил певчую правого хора Галину Яковлевну Скопцову орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги, III степени.

По окончании Всенощного бдения Святейший Патриарх Алексий поздравил богомольцев с праздником:

«Дорогие братья и сестры, я поздравляю всех вас с днем празднования Казанской иконе Божией Матери. Этот соборный храм хранит древнюю чудотворную икону, перед которой молились многие поколения веруюших, возлагая свое упование, свою веру на предстательство Царицы Небесной. Мы называем Преблагословенную Деву Марию «заступницей усердной всего рода христианского» и свидетельствуем о том, что Она за всех предстательствует перед Престолом Ея Возлюбленного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня, прославляя воскресный день и Царицу Небесную, все мы уйдем, согретые Ея материнской любовью ко всем нам, Ея святыми молитвами пред Престолом Своего Божественного Сына. С праздником всех вас!»

* * *

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил часовню Иверской иконы Божией Матери, а затем совершил Божественную литургию и молебен Пресвятой Богородице в Казанском соборе на Красной площади Москвы.

Его Святейшеству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей) и епископ Бронницкий Амвросий.

По окончании богослужения Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель Казанского собора протоиерей Николай Иноземцев. Отец настоятель преподнес Его Святейшеству образ Спасителя.

Святейший Патриарх Алексий поздравил участников богослужения с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери – престольным храмовым праздником Казанского собора, а также с Днем народного единства.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в день праздника Казанской иконы Божией Матери

Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Благодарю отца настоятеля за его приветственное слово и образ Вседержителя Господа нашего Иисуса Христа.

Поздравляю всех вас с воскресным днем и с празднованием Казанской иконе Божией Матери – Престольным праздником этого святого храма.

Сегодня также все мы отмечаем всероссийский День народного единства. Он установлен в память подвиге нашего народа в трудные годы начала XVII века, когда, казалось, что нет будущего у государства Российского. Но предстательством Заступницы Усердной рода христианского, молитвами святителя Ермогена, воззванием и примером великих людей нашего Отечества – Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского – начался трудный освободительный путь народного ополчения из Нижнего Новгорода через Ярославль к Москве, к сердцу Первопрестольного града – Московскому Кремлю.

После прекращения Смуты и возрождения Российского государства здесь, у стен Кремля, наши предки воздвигли величественный храм в честь Казанской иконы Царицы Небесной. В годы богоборчества, когда власти старались стереть и исказить историческую память народа России, этот храм, как и Храм Христа Спасителя и многие другие храмы-памятники, был порушен. Но историю нельзя забыть, ибо без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. В современной России Казанский собор на Красной площади столицы вновь возрожден в знак нашей памяти о прошлом.

Здесь, в этом святом месте, опять возносятся молитвы Заступнице Усердной всего рода христианского. Словами тропаря праздника мы взываем: «Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими». Мы верим и свидетельствуем, что для всех молящихся всегда найдется место в сердце нашей Небесной Матери Преблагословенной Девы Марии.

Сегодня, вспоминая о событиях начала XVII века, отмечая церковный праздник Казанской иконы Божией Матери и государственный День народного единства, мы вновь осознаем необходимость крепить единство Церкви Христовой, единство нашего народа, ибо в этом – наше будущее.

В этом году состоялось подписание исторического Акта о каноническом единстве между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Мы рады, что сегодня с Нами совершал Божественную литургию архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, который много содействовал прекращению разделения между Русской Церковью Заграницей и Церковью-Матерью. Разделение всегда пагубно. Противодействовать ему, укрепляя единство нашего народа и помня уроки нашей истории, – наш долг.

Мы должны знать свою историю, чтить подвиги великих людей, которые созидали, укрепляли и освобождали наше Отечество от иноземных захватчиков. На Руси в память о тех, кто отдал свою жизнь ради будущего Отечества, издавна строились храмы. Здесь, в Москве, это – храм Всех святых на Кулишках, который посвящен памяти павших на поле Куликовом, сей соборный храм в честь Казанской иконы Богоматери, воздвигнутый в знак благодарности тем, кто преодолел Смутное время, Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, созданный как памятник воинам и военачальникам, погибшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Сегодня, отмечая воскресный день и День народного единства, совершая празднование Казанской иконе Божией Матери – Престольного праздника этого святого храма, вспоминая события начала XVII века, мы вместе обращаемся к Господу Спасителю и к Заступнице Усердной всего рода христианского в общей молитве. Мы просим Сына Божия и Его Преблагословенную Матерь хранить и укреплять Святую Русь, хранить и наставлять нас в созидании своего будущего и будущего нашего земного Отечества.

Я благодарю архипастырей и пастырей, регента и певчих и всех вас, дорогие братья и сестры, за общую молитву, которую мы едиными устами и единым сердцем вознесли в сей воскресный день, прославляя Пресвятую Владычицу нашу Богородицу.

Поздравляю всех, кто принял сегодня Святые Тайны Христовы.

Покров и предстательство Царицы Небесной да хранят нас на всех путях жизни нашей!

С праздником!

* * *

4 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы.

На месте монастырского некрополя Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чинопоследование на закладку часовни в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Часовня будет сооружена над большим склепом, в котором погребены останки, обнаруженные при проведении археологических исследований и ремонтно-реставрационных работ в древней обители.

Окропив место закладки и закладной камень святой водой, Его Святейшество огласил текст закладной грамоты:

«Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Неразделимыя Троицы, Ея благоволением и благостию, Нами, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II заложена часовня сия в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, на месте порушенного в годы лихолетья кладбища, при настоятельнице, игумении Викторине, при участии правительства стольного града Москвы в лето от Рождества Христова 2007, месяца октября, 22 дня (ноября 4), в день празднования Казанской иконе Божией Матери и в День народного единства».

Закладную грамоту подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова), префект Центрального административного округа г. Москвы Сергей Львович Байдаков.

Святейший Патриарх Алексий вложил капсулу с грамотой в освященное основание часовни и закрыл ее закладным камнем.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию об упокоении душ приснопоминаемых почивших сестер обители и всех, на месте сем погребенных.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился к настоятельнице, сестрам обители и участникам закладки часовни с Первосвятительским словом.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при закладке часовни в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Богородице-Рождественском монастыре г.Москвы

Досточтимая матушка игумения, господин префект, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Я поздравляю всех вас с Днем народного единства и праздником Казанской иконы Божией Матери. В этот радостный день совершается закладка часовни в честь Всех святых, в Земле Российской просиявших. Знаменательно, что сегодня, в День единства нашего народа, мы примиряемся с нашими предками, отдавая дань уважения их светлой памяти.

Часовня будет воздвигнута над склепом с останками сестер сей древней обители и выдающихся жителей столичного града, чьи могилы в некрополе Богородице-Рождественского монастыря были осквернены в годы богоборчества. Спасибо матушке игумении, которая бережно собирала прах тех, кто обрел в этой земле место упокоения.

В этом году произошло каноническое объединение Русской Православной Церкви Заграницей с Матерью-Церковью. Совсем недавно, посещая Францию, я встречался с русскими православными людьми, проживающими в рассеянии заграницей. Я также совершил панихиду на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, побывал в старческом доме, в котором заканчивают свой земной путь представители первой волны русской эмиграции. Бог не судил им вернуться на Родину, но они до сих пор живы любовью к России и рады восстановлению единства русского народа.

Единство церковной молитвы, единство памяти о наших соотечественниках, которые внесли свой вклад в настоящее и будущее России, ее процветание и созидание, надо сохранять и уважением относиться к нашей истории.

Спасибо всем, кто собрался здесь в этот день, когда мы чествуем Царицу Небесную и вспоминаем трагические события начала XVII века, когда стоял вопрос: быть или не быть Руси. Русь выстояла и во времена Смуты, и в годы богоборчества. Вспоминая о тех, кто собирал, созидал и защищал Русь, мы верим, что Отечество наше преодолеет все невзгоды и будет крепнуть под Покровом Преблагословенной Богоматери.

С праздником всех вас!

* * *

Игумения Викторина преподнесла Его Святейшеству образ священномученика
Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и рассказала об истории монастырского некрополя.

Матушка Викторина, в частности, сказала:

«Чтимая ныне Казанская икона Божией Матери, явившаяся в трудное для нашего Отечества время, стала символом единения русских людей. В эпоху Смуты вокруг нашего монастыря жили литейщики, пушкари, кузнецы, которые под предводительством князя Димитрия Михайловича Пожарского воздвигли близ нашей обители, у Введенской церкви на Лубянке (приходской церкви Пожарского) известный Введенский острожек. Острожек Пожарского оставался одним из последних центров сопротивления в захваченной врагами Москве. Многие из павших за Отечество были похоронены на кладбище между Варсонофьевским, Сретенским и Рождественским монастырями, а также и на монастырских погостах, поскольку они защищали, в первую очередь, православные святыни. Поэтому не исключена возможность, что часть погребенных здесь останков – это останки воинов, погибших в боях за Отечество в те грозные годы».

* * *

Казанская икона Божией Матери

Празднование Божией Матери 8 июля и 22 октября (сегодня этому дню соответствуют 21 июля и 4 ноября по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения Христианства мусульмане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна – в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…». Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования – казанское 8 июля и московское 22 октября – стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас – дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен Папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось Папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и – с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие.

Диакон Михаил Асмус

О походе под Москву иконы Пречистой Богородицы Казанской

(Книга называемая Новый летописец. Гл. XV, №347. Приводится по изданию: Хроники Смутного времени. — М.: Фонд Сергея Дубова. 1998. С.263-410)

[Осенью 1612 года] Принесен был образ Богородицы Казанской под Москву к князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому да к Ивану Заруцкому. И был тот образ под Москвою до зимы. Тот же образ с протопопом казанским отпустили назад. Протопоп же пришел в Ярославль. В то же время пришли из Нижнего князь Дмитрий и Кузьма со всей ратью, и, увидев ту икону Пречистой Богородицы Казанской, с помощью которой под Москвою взяли Новый Девичий монастырь у литовских людей, тот образ поставили в Ярославле, а с того образа список списали, и, украсив, отпустили в Казань с протопопом. Ратные же люди начали великую веру держать к образу Пречистой Богородицы, и многие чудеса от того образа были. Во время боя с гетманом и в московское взятие многие же чудеса были. По взятии же Кремля города князь Дмитрий Михайлович Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Пречистой Богородицы на Устретинской улице, и ту икону Пречистой Богородицы Казанской поставил тут. Священники же того храма возвестили царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии про те чудеса, как во время боя с гетманом и в московское взятие от того образа великие чудеса были. Царь же Михаил Федорович всея Русии и мать его, великая старица Марфа Ивановна, начали к тому образу веру держать великую, и повелели праздновать дважды в год и ход установили с крестами: первое празднование и ход с крестами — июля в 8-й день [на память] святого великомученика Прокопия, в тот день, когда явилась Пречистая Богородица в граде Казани, а другое празднование — месяца октября в 22-й день, на память святого отца нашего Аверкия Ерапольского чудотворца, как очистилось Московское государство. Тот же образ по повелению государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича московского и всея Русии украсил многой утварью боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский по обету своему в лето 7133 (1625) году.
* * *

Богородичные праздники

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич.

(Статья из V тома «Православной энциклопедии»)

Богородичные праздники – Дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме (Bagatti B. P. 185–214).

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зенона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству (Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fete de la Vierge a Jerusalem au V siecle // Le Museon. Louvain, 1943. № 56. P. 1–33).

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов К-поля (Скабалланович. Успение. С. 85–86).

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. Богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110)). В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании (Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В совр. православном богослужении в число Богородичных праздников входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (9 дек.); Собор Пресвятой Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2 июля); Успение прав. Анны (25 июля); Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.); Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (31 авг.); а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери. 4 важнейших Богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др.– в XIV в.). Проч. Богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.; греч. аналог праздника – 28 окт.).

Служба на двунадесятые Богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и 1-й час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны. В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).

При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие (Типикон. М., 1610. Л. 26–26 об.). Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).

Общая служба Божией Матери. В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Библейские чтения на Богородичные праздники. На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.

В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.

Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день (так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422–1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.– Рубан. С. 55). Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятой Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.

В Западной Церкви Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Богородичный праздник– Рождество Св. Марии – был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (западный аналог византийского отдания) Рождества Христова (Botte B. La premiere fete mariale de la liturgie romaine // Ephemerides Liturgicae. R., 1933. № 47. P. 425–430); с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В совр. католич. месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сент. не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд др. Богородичных праздников: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 янв. (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в вост. месяцесловах под 25 сент.). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 авг.– праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 окт.– память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 дек. (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Богородичным праздникам; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника – Представление [во храм] Господа (Praesentatio Domini).

Литература: «История Иакова о рождении Марии» (Цит. по кн.: Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. L. Moraldi. Turin, 1994. Vol. 1. P. 37–139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995) Дебольский Г. С. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901; М., 1996р. Т. 1; Скабалланович М. Рождество Пресвятыя Богородицы. К., 1915 (Христианские праздники. Кн. 1); он же. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. К., 1916 (Христианские праздники. Кн. 3); он же. Успение Пресвятыя Богородицы. К., 1916 (Христианские праздники. Кн. 6); (Bagatti B. Nuove scoperte alla tomba della Vergine a Getsemani // Studii Biblici Francescani Liber Annuus. Jerusalem, 1972. 22. P. 236–290; Idem. Ricerche sulle tradizioni della morte della Vergine // Sacra Doctrina. Bologna, 1973. № 18. P. 185–214); Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994.

Форумы