Зачем заключенному священник? (Телепрограмма 08.09.07) (комментарий в цифрах и фактах)

Деятельность Отдела тюремного служения МДАиС

Говоря о миссионерском служении студентов МДАиС в местах лишения свободы, нужно отметить, что оно продолжается уже более 10 лет. Первоначально оно заключалось в посещении СИЗО г. Сергиева Посада, где проводились духовные беседы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме этого велась переписка с осуждёнными

Пастырское душепопечение заключённых клириками Русской Православной Церкви в местах лишения свободы осуществляется на основе “Соглашения о сотрудничестве” от 30 сентября 1996 года, подписанного Святейшим Патриархом Алексием II и министром внутренних дел РФ Куликовым А.С., а также программы взаимодействия между ГУИН МВД РФ и Отделом по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата.

В каждой епархии правящим архиереем из числа священнослужителей назначен ответственный за духовное попечение осуждённых, который помимо своего приходского служения по мере необходимости посещает места заключения. В некоторых епархиях священникам помогают катехизаторы из числа студентов и слушателей духовных семинарий, училищ, богословских институтов. К сожалению, в полной мере организовать церковное попечительство над ИТУ удается не везде. Из некоторых областей севера России поступают жалобы заключённых на редкое посещение их православными священниками; возникающую нишу заполняют другие конфессии, как правило, протестантской направленности.

Администрацией ИТУ отмечено, что наличие в “зоне” православного храма, присутствие там священника благотворно влияет на внутреннюю обстановку среди заключённых: становится меньше нарушений, оздаравливается климат взаимоотношений. Показательно, что в дни Святой Пасхи 1996 и 1997 годов ни в одном из ИТУ не было зафиксировано ни одного преступления или нарушения режима.

Среди проблем следует отметить острую нехватку православной духовной литературы в местах лишения свободы. Большую помощь в решении проблемы оказывают благотворительные фонды [1], сформировавшие во многих ИТУ библиотеки с христианской литературой.

Ведется также большая переписка с заключёнными, чем им оказывается моральная и духовная помощь.

Говоря о миссионерском служении студентов МДАиС в местах лишения свободы, нужно отметить, что оно продолжается уже более 10 лет. Первоначально оно заключалось в посещении СИЗО г. Сергиева Посада, где проводились духовные беседы с несовершеннолетними правонарушителями. Кроме этого велась переписка с осуждёнными.

20 марта 2000 года был заключён договор между МДАиС и Обществом милосердия в тюрьмах “Вера, Надежда, Любовь” в целях:

1. Систематической помощи студентам МДА и С для получения практических навыков тюремного служения в различных учреждениях системы ГУИН Минюст РФ;

2. Совместного оказания христианской духовно-нравственной помощи заключённым, содержащимся под стражей;

3. Проведения научно-практической работы:

а) по изучению дореволюционного опыта тюремного служения в России;

б) по общению десятилетнего практического служения в следственном изоляторе г. Сергиева Посада, осуществляемого насельниками Троице-Сергиевой Лавры;

в) по созданию материалов для проведения заочного обучения заключённых по курсу “Основы православия для начинающих”, а также организации процесса такого обучения;

г) по сбору и систематизации материалов отечественного и мирового опыта оказания духовной и иной помощи тяжко болящим и терминальным (умирающим) больным с учётом специфики содержания этих лиц в неволе;

д) по оказанию духовной поддержки персоналу мест лишения свободы, а также христианам-добровольцам, посещающим заключённых в неволе или осуществляющим иную деятельность, связанную с тюремным служением.

В рамках вышеуказанного договора была осуществлена двухнедельная поездка 4-х студентов МДА и С и представителей Общества в Новотроицкую ВК (Республика Марий-Эл) для проведения курса обучения подростков основам Православия.

В настоящее время при МДА и С организован Отдел тюремного служения, в котором ведётся работа по трём направлениям:

1. Сотрудничество с Обществом “Вера, Надежда, Любовь”;

2. Сотрудничество с Отделом писем Троице-Сергиевой Лавры (ответ на письма заключённых)

3. Посещение СИЗО г. Сергиева Посада.

В ходе работы силами студентов Отдела Тюремного Служения собирался материал, касающийся катехизации и воцерковления лиц пенитенциарной структуры.

Вот некоторые пункты договора между Обществом милосердия и МДА и С. В соответствии с ним руководство Духовных школ:

1.1. Выделяет по согласованию сторон 2-х преподавателей одного в качестве руководителя практики по тюремному служению и второго для оказания методической поддержки, связанной с получением педагогических знаний, необходимых для успешного осуществления тюремного служения;

1.2. Производит отбор студентов, пожелавших проходить практику тюремного служения, осуществляет организацию этой учебно-практической работы...

1.5. Обеспечивает нучно-методическую поддержку проведению практики тюремного служения, назначает студентам и учащимся соответствующие темы проповедей, сочинений, дипломных работ и диссертаций.

1.6. Силами студентов и преподавателей практики тюремного служения оказывает помощь Обществу в ведении христианской переписки с осуждёнными, сбору и систематизации материалов по различным вопросам духовного содержания, а также проведению иной работы, связанной с тюремным служением в местах лишения свободы.

1.7. Считает послушанием - проведение студентами переписки с заключёнными и осуществление иной деятельности, связанной с тюремным служением.

1.9. Выделяет помещение для проведения семинаров и рабочих встреч студентов, осуществляющих практику тюремного служения, а также для хранения и материальных ценностей документации, писем, предоставляемых Обществом, и связанных с проведением этой деятельности.

В рамках вышеупомянутого договора, по благословению ректора МДА и С архиепископа Верейского Евгения, летом 2000 г. группа студентов Академии и Семинарии в составе четырех человек участвовала в миссионерской поездке в Новотроицкую детскую воспитательную колонию, расположенную в городе Йошкар-Ола в республике Марий Эл. Организатором этой поездки было Общество милосердия в тюрьмах “Вера, Надежда, Любовь”. Первые три недели тюремной практики прошли в стенах общества. Студенты занимались подготовкой необходимого материала для поездки: были написаны курсы лекций по “Основам православия”, которые были впоследствии записаны на аудиокассеты, собрана необходимая духовная литература, подобраны видеоматериалы, составлен учебный план занятий (см. приложение?). Представители общества предоставили необходимую аппаратуру, а также иконки, крестики, также разного рода предметы быта для раздачи заключенным. В августе студенты МДАиС прибыли в колонию.

Первый день был посвящен знакомству с администрацией колонии, с порядком дня заключенных и осмотром территории. Студенты-миссионеры были размещены для проживания с воспитанниками одного из отрядов колонии (отряд бесконвойного передвижения). Учебный день начинался с утренних молитв вместе с воспитанниками своих отрядов. Далее, не нарушая распорядка дня в колонии, студенты с 10.00 до 12.00 часов в актовом зале читали лекции по курсу “Основы Православия”. В ходе лекции использовался наглядный материал (иконы, литографии), а также выставлялась духовная литература для ознакомления. В конце лекции воспитанники задавали вопросы в основном в письменном виде. Во второй половине дня со свободными от работы воспитанниками колонии проводились практические занятия в форме беседы. Перед отходом ко сну студенты проводили вечерние молитвы; каждым в своем отряде. Молитвой начиналась и завершалась трапеза.

Очень плодотворно, по замечанию самих воспитанников, действовали на душу ребят краткие проповеди в течение 3-х, 5-ти минут до утренних и вечерних молитв. Основное содержание, которых заключалось в кратком примере из жития святых, современных назидательных событий (например, проявлении верности Христу наших ребят на войне в Афганистане, Чечне и др. местах). В назидательных поучениях раскрывались темы о: смысле жизни, вере, совести, промысле Божьем, значении покаяния, частном и Страшном Суде, добродетелях, страстях и других тем, особо приемлемых для подросткового возраста.

Личный пример благочестивой жизни учащихся-миссионеров более всего положительно влиял на изменение поведения воспитанников колонии. Многие из них решились с помощью Божьей начать новую, тяжёлую, но спасительную жизнь. Во внеучебное время к учащимся духовных школ подходили сотрудники колонии и задавали вопросы, в основном касающиеся разных религий и законов правильной духовной жизни. Кроме этого, студенты МДА и С посетили медсанчасть колонии, где имели беседы с больными и медперсоналом. В родительский день учащиеся-миссионеры провели сбор пожертвований на строительство храма в колонии. В последние дни занятий по желанию воспитанников студенты готовили их к таинствам Крещения и Причастия. Перед отъездом состоялось подведение итогов на встрече миссионерской группы с руководством колонии. Все присутствовавшие отметили, острую нужду в проведении подобных мероприятий Администрация колонии направила благодарственные письма в адрес ректора МДАиС и председателя общества милосердия в тюрьмах. Но главной наградой, если можно так выразиться, плодом деятельности, явилось искреннее обращение многих заключенных молодых людей к Богу и сердечное раскаяние в содеянных грехах, а также решительное желание вести христианскую жизнь.

Подобная поездка была осуществлена летом 2001 года. Также, студенты вместе с сотрудниками Общества “Вера, Надежда, Любовь” выезжали в Рязанскую девичью воспитательную колонию, где в течение двух дней имели возможность проводить миссионерскую работу.

Согласно договору о сотрудничестве студенты примерно раз в месяц посещают СИЗО №1 “Матросская тишина”. Миссионерская работа в основном проходит в спецбольнице для заключённых, где располагаются отделения физиатрическое, хирургическое, терапевтическое, инфекционное, туберкулёзное, больных СПИДОМ и других заболеваний. Ребята через дверные окошки, так называемые "кормушки”, отвечают на духовно-нравственные вопросы, раздают приобретённые Обществом крестики, иконки, православную литературу, молитвы, стержни, бумагу, святую воду и др. Кроме этого одним из студентов Академии читается курс лекций по "Основам религиоведения".

Вторым направлением деятельности Отдела тюремного служения является переписка с заключёнными.

До недавнего времени студенты отвечали на письма, которые поступали от заключённых на адрес МДА и С. С весны 2001г. студенты, занимающиеся тюремным служением, стали брать из Отдела писем Троице-Сергиевой Лавры часть присылаемых писем. А с сентября 2001г. из отдела тюремного служения стали помогать заниматься в обработке всего объёма приходящих писем на Лавру и Академию. Работа в данном направлении проходит в следующем направлении.

Абсолютное большинство писем из мест лишения свободы содержат просьбу о помощи продуктами питания, одеждой, медикаментами, канцелярскими принадлежностями.

Другие письма, которых меньшинство, не касаются просьб о материальной помощи. В них заключенные делятся своим личным опытом духовной жизни, просят разъяснения текстов Священного Писания и творения святых отцов, ищут совета, как поступать им в каких-либо жизненных ситуациях. Встречаются письма, в которых спрашивают о правилах поступления в Семинарию, монастырь. Нет фактически ни одного письма, в котором не просили бы прислать духовную литературу. Не всегда эти просьбы искренни: Библию просят наряду со сгущенным молоком, колбасой, конфетами и бесконечным перечнем разных предметов обычно в конце подобного списка. Иногда заключенные просят художественные и философские книги.

Итак, письма от заключенных можно классифицировать следующим образом: 1) с просьбой о материальной помощи; 2) духовно-материальные; 3) духовные. Приходят также и корыстные письма - это так называемые письма, написанные по заказу или под "копирку". Продукты, духовную литературу такие обманщики обменивают на предметы удовлетворения своих страстей или используют не по назначению.

Небольшой процент заключенных просит в своих письмах самого необходимого для жизни, и одновременно касаются духовных вопросов, желают продолжать переписку. Эти письма могут быть как искренними, так и наигранными. Важно уметь распознать, чего заключенные хотят, так как часто они желают переписываться ради повторного получения помощи или просто для возможности общения. Оба мотива очень понятны тем, кто знает условия содержания в тюрьмах.

В случае, когда пишущий прямо говорит, что он не крещен, братия, посылая по возможности им помощь, объясняет, что ее оказание не зависит от вероисповедания заключенного, однако советуют такому человеку заботиться в первую очередь о спасении своей бессмертной души, принять Православие и креститься. В таких случаях обязательно инославным посылается Евангелие, книги о Таинстве Крещения и о Церкви.

Некоторые заключенные находятся под сектантским влиянием. Об этом свидетельствуют присылаемые иногда дипломы об окончании различных “библейских курсов”, таких, например, как “Духовная свобода” и др. Упоминание об оконченном или продолжающемся обучении подобного рода сопровождается, как правило, просьбой прислать Библию. Язык, стиль речи и терминология этих писем (“Я принял Христа в свое сердце”, “Концерт братьев во Христе”, “Собрания по изучению Библии”) говорят о влиянии на автора протестантской литературы и сектантской деятельности в тюрьмах. В таком случае, хотя вопрос о выборе вероисповедания прямо не задается, их стараются предупредить об опасности искать иного не спасительного для души вероучения и духовной жизни, кроме указываемой Православной Церковью.

В некоторых письмах можно прочитать о том, что заключенные сталкиваются с различными сектантами в колониях. Они делятся, что не хотят общаться с сектантами из-за неприятия сектантского духа их вероучений, собраний и литературы, или просто, как сами говорят, “потому что я русский”, то есть заключенные, в основном, признают истинность Православной веры.

Отдел, выполняя миссионерскую задачу, высылает заключенным духовную литературу. При этом, литература должна соответствовать духовному уровню и образу жизни, не столько удовлетворяя любознательность, сколько побуждая к исправлению и указывая путь духовной жизни. Посылаются книги нравственно-аскетического характера: “Путь ко спасению”, “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться”, “Письма святителя Феофана Затворника” и т.д.; вероучительная литература: “Закон Божий”, “Катехизис”, “Краткий молитвослов”; апологетическая и антисектантская литература: “О невозможности спасения иноверцев и еретиков” святителя Игнатия Кавказского и др.; духовно-художественная: “Отец Арсений”, серия “Подвижники благочестия”, “Православные чудеса”...; житийная, коротко изложенная, с именами святых, которые носят арестанты.

Детская православная литература, в основном, отправляется заключенным женщинам. По освобождении они увезут ее домой своим детям.

Учитывая часто встречающееся в местах заключения не должное обращение с духовной литературой, в каждую книгу вкладывается увещание-предупреждение следующего содержания: “Братья (сестры)! Просим помнить, что использовать духовную литературу, иконки и другие освященные предметы для хозяйственных и иных нужд – тяжелый грех. Если они вам не нужны, передайте тем, кто желает их иметь, или сожгите. Братия Троице-Сергиевой Лавры”.

Некоторые заключенные просят помочь их семьям, детям, и тогда последним, вместе с одеждой, продуктами, книгами, посылаются иногда и денежные переводы.

По мнению сотрудников Отдела писем Троице-Сергиевой Лавры, возможность оказать помощь в материальном плане у них не самая значительная; однако она приходит все же из монастыря, оказывается Церковью, значит, производит благодатное действие. Благословение преподобного Сергия может обратить души страдальцев узников к вере, покаянию и исправлению. Немаловажным считается посильно молиться о заключенных, тем более что они сами об этом просят в письмах. Их вписывают в Синодик Отдела писем, пометка, о чем делается на конверте [2]. Так, в общих чертах, осуществляется православная миссия в тюрьмах через письма братии Троице-Сергиевой Лавры.

Приходской священник, который окормляет заключенных, не в силах оказывать материальную помощь тысячам узникам тюрем [3], он не всегда даже может ответить вовремя на письмо заключенного, так как обременен различными заботами.

В первую очередь, пастырь старается ответить на письма духовного содержания. Он делает это либо сам, либо поручает кому-нибудь из мирян. Ответ на письмо должен быть ясным и не сильно объемным по содержанию. Преподобный Амвросий Оптинский касательно писем так советует: “А когда будете писать пореже, покороче, да поосновательнее, тогда, повторяю, и для меня будет легче и для вас лучше... пощадите меня от описывания различных ощущений душевных и различных размышлений, которые ежедневно изменяются, как на дворе погода”.

Некоторые верующие заключенные спрашивают, нужно ли жаловаться в различные государственные инстанции, если безвинно осужден. На данный вопрос однозначно ответить нельзя. Каждый сам должен решить этот вопрос для себя после молитвенного обращения к Богу. Можно пойти по пути, который советует выбрать старец Сампсон (Сиверс), сам неоднократно находившийся за тюремной решеткой по несправедливому обвинению. Если не хватает сил духовных терпеть безвинное наказание, тогда напиши жалобы в соответствующие судебно-прокурорские инстанции. Но верующему человеку писать эти жалобы и заявления нужно с такой молитвой к Богу: “Во всем да будет воля Твоя, как Ты хочешь, таким пусть и будет ответ на мою просьбу, я все приму как Твое промышление обо мне, ибо Тебе виднее, что лучше для меня, а что хуже, что необходимо для спасения моей грешной, мятущейся души. Только даруй мне терпение, мужество и смирение перенести достойно все предназначенные мне скорби и испытания. Я знаю, что достоин еще худших мук и лишений по гнусным делам и помышлениям своим, но не отчаиваюсь и уповаю на Твое безграничное милосердие к искренне кающемуся грешнику”. Если Богу будет угодно, то даже на самое непрофессиональное и безграмотно написанное обжалование придет положительный ответ. Если же после всех обращений в надзорные инстанции, заключенный получает только отписки и отрицательные ответы, тогда ему надо успокоиться и не суетиться и сказать себе: “Значит такова воля Божия”. Ему теперь нужно подумать, как в этих условиях провести достойную христианскую жизнь, как, не теряя времени зря, возрастать самому духовно и помогать другим находить дорогу к храму.

В письма заключенным можно вкладывать иконки. Бывает, приходят из мест заключения покаянные письма, которые являют духовно-нравственный образец исправления. Такие назидательные письма можно размножить, конечно же, не указывая автора, и отсылать другим узникам, как пример духовного перерождения их собрата.

Третье направление деятельности Отдела тюремного служения - это посещение СИЗО Сергиева Посада. В данном следственном изоляторе находится четыре камеры с малолетними преступниками (от 14 до20 лет). Именно их и посещают студенты МДА и С. За каждой из камер закреплено по 2-3 человека, которые примерно раз в неделю проводят с заключёнными духовные беседы и отвечают на их вопросы. Кроме этого проводится катехизация готовящихся ко Святому Крещению. Иногда ребята выезжают с архим. Никодимом и архим. Трифоном, которые уже более 11 лет окормляют это скорбное место. При этом беседа проходит в тюремном храме иконы Божией Матери “Утоли моя печали”. Здесь студенты на примере живого общения этих пастырей с заключёнными обучаются навыкам ведения бесед с данным контингентном людей.

Кроме вышеуказанных трёх направлений деятельности Одел тюремного служения проводит семинары, посвященные этому служению и принимает в них активное участие.

Так 18-19 сентября 2001 года в стенах МДА проходил семинар по теме: ”Практика тюремного служения”, на который было приглашено около 50-ти участников из разных епархий, несущих тюремное служение. Семинар был организован руководством МДА и Обществом милосердия в тюрьмах “Вера, Надежда, Любовь”.

На семинаре было отмечено, что ”встреча священнослужителей, мирян, преподавателей и студентов Духовных Школ, а также представителей общественных организаций, осуществляющих на практике служение в местах лишения свободы, обмен опытом, обсуждение различных вопросов и проблем тюремного служения, несомненно, окажет положительное влияние на дальнейшее развитие данного направления пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, приведет к повышению уровня оказания помощи и духовно-просветительской работы в учреждениях Уголовно-исполнительной системы”.

Подводя итог всему вышесказанному и подчёркивая необходимость данного служения, сошлёмся на “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”, где говорится: “Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь должна устроить там храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения, распространять духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного нахождения. Заслуживают всяческого поощрения переписка с осуждённым, сбор и передача одежды, лекарственных препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность должна быть направлена не только для облегчения тяжёлой участи заключённых, но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных душ. Их боль является болью всей Матери Церкви, которая радуется радостью небесной и “об одном грешнике кающемся” (Лк. 15, 10). Возрождение душепопечения о заключённых становится важнейшим направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии.

Итак, подведем итоги.

1. Миссия в местах лишения свободы носит Богоустановленный характер. Посещая узников и проявляя милосердие к ним, мы служим Самому Христу. Отношение к этому служению определяет нашу участь в Вечности. Данное служение нельзя осмысливать только в социальном аспекте, потому что оно имеет преимущественно духовный характер. Цель тюремной миссии – спасти душу заблудшего человека. Материальная же забота об арестантах не рассматривается как самоцель, а имеет смысл лишь тогда, когда она служит цели главной.

2. Тюремная миссия имела место в истории Церкви с момента ее основания. Она освящена примером святых апостолов, мучеников и первых христиан. Святые подвижники, аскеты, христиане различных сословий, благочестивые цари и миряне не гнушались посещением темниц и служением страждущим в узах. Сострадательным отношением к заключенным и делами любви к ним Христовы служители побуждали их оставить свои беззакония. Из разбойников они становились святыми. Агиографические свидетельства убеждают нас в этом.

3. Право исповедовать религию по-разному решается человеком на свободе и в местах ее лишения. Заключенный не может самостоятельно, без содействия государства и создания определенных условий, выражать свою религиозную жизнь. Он ограничен режимом учреждения и не имеет возможности, как обычные верующие граждане, свободно пойти в храм, купить духовную литературу, приобрести иконы, свечи. Закон в данном случае обязывает государство заботиться о создании благоприятных условия для удовлетворения религиозных потребностей заключенных. Священнослужитель, исполняющий тюремную миссию, должен обязательно знать свои права и возможности пастырской деятельности в местах лишения свободы. Подобные знания помогут преодолеть встречающиеся препятствия в служении миссионера в тюрьме.

4. Существование Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями свидетельствует о том, что душепопечительская деятельность в пенитенциарных учреждениях носит масштабный характер и нуждается в координации пастырских усилий в этом служении. Повсеместно священнослужители и миряне несут Слово Божие людям, находящимся в неволе. На местах эту работу курируют епархиальные отделы, отвечающие за связи с правоохранительными органами. С каждым годом растет количество храмов, часовен и молитвенных комнат. Наблюдается возрастающий интерес к Православию как заключенных, так и работников пенитенциарных учреждений.

5. Душепопечение в тюрьмах нужно начинать с работников администрации, они так же, как заключенные, нуждаются в Слове Божием. Самой трудной категорией в деле воцерковления заключенных являются несовершеннолетние и женщины. Это обусловлено их душевными качествами, прежде всего, быстрой изменчивостью взглядов и впечатлений на происходящие события, поверхностным мышлением и бездумным следованием лжеидеалам. Более доступны к Евангельской проповеди – это впервые попавшие в места заключения, особенно в период нахождения их под следствием в изоляторе или в тюрьме. Реабилитационными задачами должно заниматься, в первую очередь, государство, так как Церковь не имеет для этого материальных ресурсов. Целесообразным было бы отбывать наказание заключенным поблизости к месту проживания родственников, это давало бы возможность чаще им общаться друг с другом, что приносило бы положительные результаты.

6. Не всякий священник способен окормлять заключенных. Для этого нужно:

- призвание;

- сострадательная любовь;

- вера в исправление преступника;

- уступчивость и снисходительность;

- искренность, сердечность, доброжелательность;

- житейский опыт.

Главным духовно-нравственным средством к исправлению заключенных служит тюремный православный храм. Богослужение в местах заключения имеет определенную специфику. Посещение тюрьмы архиереем оказывает существенное благотворное влияние не только на заключенных, но и на весь персонал учреждения.

Беседы с арестантской аудиторией по своему характеру должны быть просты, ненавязчивы, с подкреплением жизненными примерами. Тематика этих бесед бывает разнообразной в зависимости от ситуации, но суть ее всегда в том, чтобы рассказать узникам о жизни с Богом и жизни без Бога. Удобным временем для посещения мест заключения могут быть дни православных праздников. Наличие у заключенных духовной литературы пробуждает в них интерес к познанию духовных истин. Проповедь можно осуществлять и через ответы на письма, поступающие им от арестантов.

Примечания:


[1] “Вера, Надежда, Любовь”г. Москвы, "Возвращение" г. С/Петербурга и другие.

[2] На хранящихся в картотеке письмах заключенных делаются различные метки, которые облегчают работу с ними. Например, на лицевой стороне конверта делаются пометки о дате отправки адресату посылки, бандероли, о дате освобождения и другое; на обратной стороне конверта – обозначение формы ответа (открытка, письмо) и приводится краткий ответ. Фиксируются названия отсылаемых книг. Что послано из продуктов, одежды, медикаментов и т.д.

[3] “Дорогой Иван Сергеевич, – так отвечает на письмо заключенного один из тюремных священников Белорусского Экзархата, – ради Христа простите, я не имею ни физической, ни материальной возможности оказать Вам помощь, потому что кроме Вас у меня тысячи заключенных. Я не настолько богат, Ваше письмо я не оставляю без внимания, оно будет находиться у нас для дальнейшего рассмотрения. Постараемся направить Ваше письмо к священнику, который посещает Вашу колонию...”. Аудиоматериалы...

Форумы