Начался визит делегации Московского Патриархата в епархии Русской Зарубежной Церкви (комментарий в интересах нации)

Икона Божией Матери
Икона Божией Матери "Державная"

Л. А. Щенникова, иером. Гурий (Фёдоров), Э. П. И.

Державная икона Божией Матери

(Статья XIV т. «Православной энциклопедии», М. 2006)

Празднование 2 марта, чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола мч. имп. Николая II Александровича.

Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Починок Бронницкого уезда Жирошкинской волости. 13 февраля Евдокия услышала только слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». 26 февраля она видела белую церковь, а в ней восседающую величественную женщину, лик которой был сокрыт. После этого крестьянка пошла искать увиденную во сне церковь и 2 марта 1917 г. нашла ее в селе Коломенском близ Москвы в церкви Вознесения Господня. При помощи настоятеля свящ. Николая Лихачёва в подвале была обретена большая, темная икона Божией Матери, в которой Евдокия узнала явленный ей образ.

Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице.

Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране. Икону возили на молебны в другие храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед Державной иконой молилась прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна с сестрами (Сергиевские листки. № 18). Один из списков в середине 20-х гг. XX в. находился в церкви во имя св. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге.

Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием св. Тихона, Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон был написано славословие Державной иконе, названное Акафист акафистов. Другая служба была составлена В. В. Богородицким (Акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворной Ея иконы Державныя в селе Коломенском, близ града Москвы 2 марта 1917 г. Джорданвилль, 1984. С. 37–40).

Иконография

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.

Икона (размер 14186) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен на 15–20 см, вероятно, после ее обретения, из-за сильных повреждений доски. На основании художественных особенностей образ датируется концом XVIII в. По некоторым сведениям, Державная икона происходит из Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле, откуда была вывезена в Коломенское — перед нашествием Наполеона в 1812 г. Однако в сохранившихся архивных документах Вознесенского монастыря сведений об этой иконе не обнаружено (Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля: Кат. М., 2005). В 1928 г. Державная икона поступила в ГИМ, в 1988 г. передана на выставку в издательский отдел МП и в течение 2 лет хранилась там, в алтаре домового храма во имя прп. Иосифа Волоцкого. В 1990 г. возвращена в Коломенское, где находится в настоящее время в церкви Казанской иконы Божией Матери справа, перед иконостасом, возле клироса. Церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига.

С Державной иконы было сделано много списков. В числе сохранившихся ранних произведений конца 10-х — 20-х гг. XX в. — иконы из ГМЗК, ЦМиАР, церкви Рождества св. Иоанна Предтечи в ТСЛ, другие списки из приделов церкви Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, образ начала 20-х гг. XX г. работы худож. Н. С. Чернышева из церкви св. Илии пророка в Обыденском переулке.

Почитание Державной иконы в конце XX — начале XXI в.

Мироточением прославился образ, написанный в 1991 г. иконописцем П. А. Жаровым по заказу адвоката Минского епархиального управления В. М. Ерчака. На Пасху 1993 г. икона была освящена на Гробе Господнем. 6 ноября 1994 г. на ней были обнаружены капли мира. Мироточение продолжалось до 15 декабря. За это время иконе, побывавшей во мн. храмах и монастырях, поклонились сотни тысяч верующих. 19 мая 1997 г., в день памяти прав. Иова Многострадального, за литургией во временной часовне при Доме милосердия в Минске обильное мироточение возобновилось и продолжалось долгое время. Восприняв это как знамение Самой Царицы Небесной, Ерчак передал икону священнику этого прихода (во имя Всех святых) прот. Феодору Повному. В августе 1997 г., после молитв у мироточивого образа, получила исцеление от рака кожи лица и слепоты жительница Бреста.

С 1992 г. по благословению архим. Наума (Байбородова), архим. Кирилла (Павлова) и схиигум. Илия (Ноздрина) группа верующих ежедневно читала акафист Державной иконе на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. В 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство храма-часовни в честь Державной иконы как начала воссоздания Храма Христа Спасителя (архит. А. Б. Барабанов). Закладка храма состоялась 10 ноября 1994 г., освящение — 8 ноября 1995 г. Тогда же в качестве храмового образа был создан список Державной иконы, который в 1999 г. участвовал в крестном ходе (облете) на самолете вокруг России (в настоящее время находится в Артемиевом Веркольском мужском монастыре). В 2000 г. в храме справа, от иконостаса, был поставлен образ работы Л. Н. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. Он не является точным списком чудотворной святыни (с утраченным нижним краем), а представляет полнофигурную копию-реконструкцию (размер 16090 см), выполненную на основе исследования реставратора В. В. Филатова. У него сохранилась фотография образа 1917 г., полученная родственниками Королёвыми от руководительницы иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве мон. Ангелины (Обуховой).

С 1997 г. по благословению архим. Кирилла (Павлова) и по заказу общины Храма Христа Спасителя начали создавать списки Державной иконы в первоначальную меру и подобие оригинала для различных храмов и монастырей России (написано более 30 икон), авторы — иконописцы А. В. Штатнова, М. А. Игуменова, М. С. Леонтьев, Н. Нужный, Е. Чиркова и др. Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерусской стилистике (некоторые в традициях искусства XVII в.) с отличиями в колорите, орнаментике. Так, в произведениях М. Б. Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Державной иконе. Такие иконы находятся в с.-петербургском Новодевичем монастыре, киевском Флоровском женском монастыре, Пензенском Троицком женском монастыре, Угличском во имя свт. Алексия Москоского женском монастыре, Шартомском во имя свт. Николая Чудотворца мужском монастые, Дуниловском Успенском женском монастыре, Геннадиевом Преображенском монастыре, Спасо-Иаковлевском мужском монастыре в Ростове Вел., в храмах Москвы, Подмосковья, Петрозаводска, Южносахалинска, на Алтае и др., где перед ними регулярно читается Акафист Державной иконе. В храме Благовещения Богородицы в Петровском парке в Москве, Оптиной Введенской пустыни, Екатеринбурге списки Державной иконы были созданы местными мастерами. В настоящее время написаны иконы для храмов в Палестине, Болгарии и др.

Лит.: Антоний (Радицкий), архиеп. Жизнеописание блж. Антония, митр. Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1958. Т. 4. С. 44; Киселев А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. Нью-Йорк, 1976. С. 97–99; Филатов В. В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России // ЖМП. 1996. № 3. С. 39–46; Россия перед Вторым пришествием: Пророчества рус. святых / Сост: С. Фомин. М., 1999; Духовные светочи России. С. 257–258. Кат. 238.

Форумы