Вологодская и Великоустюжская епархия (Телепрограмма 04.08.07) (комментарий в свете веры)

Вологда. Фото - А. Соловьев
Вологда. Фото - А. Соловьев

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 04.08.07)

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы с вами отправимся в Вологодскую епархию, в заповедный северный край с его тихой и строгой природой, старинными городами и древними монастырями. Вологодский край издавна называли Северной Фиваидой. Здесь, как и в окрестностях древних Фив в Египте, жили многие святые.

Ферапонтов монастырь. Рождественский собор 1490 г.
Ферапонтов монастырь. Рождественский собор 1490 г.

Сюжет: «История Вологодской епархии»

До начала XII века на территории нынешней Вологодской епархии жили угро-финские племена. От них, как считают, и пошло название реки, а потом и построенного на правом берегу города. Вологда на финно-угорском диалекте означает «светлая» или «чистая». Основана она была в один год с Москвой – в 1147 году.

Еще со времен Сергия Радонежского, укрываясь от мирской суеты, в глушь северных вологодских лесов уходили ученики Преподобного. В 1397 году сюда добрались архимандрит московского Симонова монастыря Кирилл с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера они выкопали келью и поставили часовню. Но вскоре Ферапонт покинул Кирилла, отдалился от него на 15 верст и начал уединенную жизнь самостоятельно. Сейчас Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри знает весь мир. А храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтово известен еще и тем, что его украшают фрески Дионисия, – последние творения великого мастера.

Иван Грозный хотел перенести столицу из Москвы в Вологду и даже начал возводить кафедральный собор. Он лично наблюдал за ходом строительства. Но как-то во время осмотра на царскую голову с верхнего свода упал кирпич. И тогда царь в гневе покинул несостоявшуюся столицу, запретив освящать уже построенный храм. Освятили Софийский собор лишь через 17 лет. А еще через сто - расписали: выдающийся ярославский мастер Дмитрий Плеханов и его ученики.

В XVI веке по соседству с главным городским храмом стала располагаться резиденция Вологодских епископов.

До революции Вологодская епархия была крупным церковным и просветительским центром Севера. Здесь составлялась знаменитая Вологодско-Пермская летопись.

* * *

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вологодской и Великоустюжской епархией вот уже 14 лет руководит архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Ему, как и многим другим архипастырям Русской Православной Церкви, совершающим свое служение на рубеже веков, выпала нелегкая и ответственная миссия возрождать порушенные в прошлом храмы и отравленные атеизмом души людей.

Сюжет: «Люди и храмы»

К 1917 году в Вологодском крае было почти тысяча церквей, почти полторы тысячи часовен и молитвенных домов, более тридцати монастырей. К нынешнему времени осталось 102 прихода, четыре монастыря и 40 часовен. А в самой Вологде из пятидесяти шести храмов действуют десять.

В храме святителя Николая во Владычной слободе, построенном в конце XVII века, долгое время вместо церковных песнопений раздавался грохот станков. Здесь валяли валенки. Валентина Шумова хорошо помнит то время. Она работала на этой фабрике. До сих пор на втором этаже - остатки одного из цехов.

Валентина Шумова, пенсионерка, прихожанка храма свт.Николая во Владычной слободе: – И вот на 9 мая решили побелить храм, убрать все росписи со стен, иконы, фрески кое-где сохранились. И все надо было уничтожить, превратить в белый цвет. Вот на этой стороне у нас была фреска Спасителя. А я тогда стояла и плакала. Я говорю: «Вот сейчас мы уничтожаем святыню, а потом приползем на коленях и будем просить у Бога прощения». За что меня прозвали богомолкой. Действительно, я богомолкой была в крови, потому что мой прадед Трифон был священником и был расстрелян прямо в церкви во время службы.

Храм вернули церкви в 1993 году, а через пять лет сюда перенесли обретенные в Софийском соборе мощи святителя Антония Вологодского и Великопермского.

Валентина Шумова, пенсионерка, прихожанка храма свт.Николая во Владычной слободе: – Перед самым выходом на пенсию я очень тяжело заболела. Эта церковь была уже открыта. И я на коленях почти приползла в церковь, подошла к святителю Антонию, заплакала перед ним: «Святитель отче Антоний, если исцелишь мои немощи, то я остаток жизни посвящу церкви». У меня началась после этого новая жизнь, жизнь в Боге, то есть то, что в детстве у меня отняли, потом вернулось.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – С древних времен в суровую Вологодскую землю удалялись подвижники. В XIV веке здесь в непроходимом лесу по благословению Сергия Радонежского Димитрий Прилуцкий основал монастырь. А сегодня эта святыня известна далеко за пределами областного города. В начале лета на день празднования Собора Вологодских святых в Вологду приехал Святейший Патриарх Алексий. И свой визит он начал с посещения Спасо-Прилуцкого монастыря.

Спасо-Прилуцкий монастырь
Спасо-Прилуцкий монастырь

Сюжет: «Спасо-Прилуцкий монастырь»

Этот монастырь, расположившийся в излучине реки, отсюда и название – Прилуцкий, построил в 1371-м году игумен Димитрий. Здесь преподобный Димитрий провел свои последние годы, здесь и сегодня покоятся его святые мощи.

Преподобный Димитрий Прилуцкий был сыном богатого купца. В юности принял монашество, крестил сыновей Дмитрия Донского. А в эти глухие места пришел, спасаясь от мирской славы.

Алла Анишина, зав. епархиальным древлехранилищем: – Когда преподобный пришел на это место, здесь было хлебное поле, но местные жители, узнав, что к ним пришел игумен Димитрий, вытоптали свои поля, чтобы он построил здесь монастырь.

Монастырь стал знаменитым. Сюда приезжали великие князья и цари. Сюда стекались люди, нуждающиеся в помощи – в крове и куске хлеба, в совете и утешении. Сам преподобный питался лишь просфорой с водой, носил вериги и постоянно молился.

При Иване Грозном в монастыре построили первый каменный храм в Вологде - Спасский собор. Были у монастыря и годы благоденствия, и времена тяжелые. В 17-м веке, в Литовское нашествие, его разорили и убили братию, в 19-м он горел, в 20-м был закрыт. Здесь поочередно располагались кинотеатр, дом инвалидов, самая большая на Вологодчине пересыльная тюрьма. 17 лет назад в обители снова началась монашеская жизнь.

Святейший Патриарх Алексий: – Монашество здесь получило твердое основание и регулярную форму жительства. Знаменательно также и то, что первым монастырем, возрожденным на Вологодской земле уже в наше время, стал монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого. Как в XIV в. православные на Вологодчине с радостью восприняли известие о создании в пределах их земель новой обители, и в конце XX в., 17 лет назад, народ Божий возблагодарил Господа за возможность возродить монастырь преподобного Димитрия.

Вологда, Софийский собор
Вологда, Софийский собор

В первый же вечер своего приезда на Вологодскую землю Святейший Патриарх совершил Всенощное бдение в Спасском Соборе монастыря, а на следующее утро – Литургию в кафедральном Софийском Соборе. Центральная площадь Вологды в этот день была заполнена тысячами верующих.

Святейший Патриарх Алексий: – Когда мы молились сегодня в Софийском Соборе, перед нашим мысленным взором проходили поколения людей, которые жили в этом городе, созидали его, укрепляли наше Отечество, спасали свои души.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Во время своего визита в Вологодскую епархию Патриарх Алексий посетил областной форум православной молодежи «Сохранение национальной культуры». Он пожелал юным вологжанам «помнить историю, хранить отеческую культуру и не забывать традиций родной земли».

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан: – Святейший Патриарх на молодежном форуме сказал о том, что мы должны хранить свою традиционную культуру. Это самое главное. И он сказал о том, что без Православия России не будет. Без Православия она станет другой страной. Какой, я затрудняюсь сказать. Об этом говорил Достоевский: русский без православной веры теряет те качества, которые присущи русскому человеку. И Его Святейшество подчеркнул, что Россия – та Россия, которую называли Святой Русью, – она только православная. И ее традиции – наши традиции, нашу культуру, нашу веру мы должны хранить.

Великий Устюг. Фото - А. Соловьев
Великий Устюг. Фото - А. Соловьев

Сюжет: «Программа «Истоки»

В Вологодской епархии многое делается для сохранения православной культуры: выходят православные передачи, издается православная газета, в школах введен курс программы «Истоки».

Александр Камкин, профессор Вологодского педагогического университета, автор программы «Истоки»: – Когда меня спрашивают: «Истоки», - это о чем? Я говорю: «О вечном». Поэтому мы начинаем с очень простых вещей: дом, семья, род, имя… И постепенно из года в год мы выходим на серьезные категории, идеалы, какую-то систему ценностей. Идея была такая, - сохраниться в светском русле, но развернуться к духовно-православному контексту. Ну, например, «икона – врата в мир духовности». Интересно школе? Да. Икона, - это святыня и для церкви. У этих великих и старинных институтов, - школы и церкви, которые должны идти рука об руку и которые веками шли вместе, есть много общего. Мы не должны стоять друг к другу спиной. Мы должны идти рядом, выполняя свою высокую миссию.

* * *

Сюжет: «Спас-Каменный»

Местные жители называют этот остров просто – Спас. От устья реки Кубена катер идет полчаса с небольшим, и первое, что сразу бросается в глаза – посередине озера вдруг вырастает колокольня. Подходим ближе – оказывается, здесь крошечный кусок суши, трава да камни, и руины.

Монастырь на месте своего чудесного спасения во время бури в середине XIII века основал Белозерский князь Глеб Василькович. Спустя полвека пожар уничтожил деревянные храмы, и на их месте поставили каменную церковь – первую на всем европейском севере. А затем и эту колокольню. Здесь подвизались преподобные Дионисий Глушицкий и Иосааф Каменский. Древний Преображенский храм простоял до тридцатых годов двадцатого века. Сохранились его дореволюционные фотографии.

В 1937-м собор взорвали. В трапезной и братских корпусах устроили колонию для беспризорников. Но уже через три месяца кто-то поджег бывшие монастырские постройки, и на этом история детской колонии закончилась.

Потом тут был маяк. А когда колокольня обветшала, – пункт рыбозаготовок. В середине 1960-х на остров впервые попал Александр Николаевич Плигин. Он решил, что возродит монастырь из руин, и отдал этому делу всю свою жизнь. Он даже в свадебное путешествие приехал сюда.

Надежда Плигина: – «Мы поднялись на колокольню, а тут бескрайнее небо, вокруг вода, такая красота! Я только потом, много позже поняла, что это и был его свадебный подарок».

В начале девяностых Александр Николаевич перебрался на остров – жить. И защищать святыню: колокольня страдала не только от сурового климата, сюда приезжали рыбачить, пить и развлекаться. Прошло десять лет, пока люди увидели и поняли, что именно защищает Плигин. Три года назад Александра Николаевича не стало. Он упокоен здесь же, рядом с Успенским храмом. А дело отца продолжают сыновья. Иван впервые приехал на остров двадцать лет назад, совсем ребенком.

Иван Плигин: – «Туристический центр тут все равно будет, потому что люди приезжают, и будут приезжать. Но хотелось бы, чтобы тут возродилась и монашеская жизнь».

На острове много добровольных помощников. Люди приезжают любоваться красотой, и остаются – помогая возрождать храм. Александр – фотохудожник. Он тоже помогает на стройке. Здесь все делают руками, как восемь веков назад.

Александр Муханов, фотограф: – «Кирпич сюда возили из Твери. Поскольку я тверской, для меня это ценность номер один: возможно, кто-то из моих предков добывал камень для этого монастыря».

Сейчас все силы и средства уходят на аварийно-спасательные работы. Нужно успеть укрепить хрупкие стены, иначе колокольня не выдержит предстоящей зимы.

Сергей Попов, реставратор: – «Вся колокольня стояла как будто на отдельных ногах, а между ними вывалы. Теперь мы внутрь закачиваем раствор, чтобы схватить им щебенку».

Минувшей зимой Сергей прожил один на этом острове – несколько месяцев, практически без связи с большой землей. Работы по укреплению здания заканчиваются. Через год колокольня Спасо-Каменного монастыря будет восстановлена полностью. Потом можно будет попытаться возродить трапезную и братский корпус.

Сергей Попов, реставратор: – «Я считаю, что здесь пик моей деятельности в качестве реставратора. Само название – Спас. Здесь же спасение можно получить».

Все эти годы возрождение святыни шло исключительно усилиями энтузиастов. Но полгода назад Вологодской епархии удалось юридически взять памятник архитектуры под свою эгиду. И в недалеком будущем древняя вологодская святыня снова будет спасать людей, утопающих в житейском море.

* * *

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – На Вологодской земле родился и Игнатий Брянчанинов, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. До усадьбы Покровское, родового имения Брянчаниновых, где прошло детство будущего святителя, от Вологды можно добраться всего за полчаса.

Сюжет: «Имение Покровское»

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru


Дворянский род Брянчаниновых был одним из самых именитых в Вологде. Усадьба Покровское была построена, предположительно, архитектором М.Ф.Казаковым или кем-либо из его учеников по заказу Александра Семеновича Брянчанинова, отца святителя Игнатия. Родители святителя отличались набожностью и благочестием, и поэтому первым каменным зданием усадебного комплекса стал православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1811г.).

Известный историк искусства и художник Георгий Лукомский, побывавший в Покровском в начале XX века, так писал об усадьбе: «На далеком северовостоке — отзвук виллы Палладио, но переработанный со своеобразным пониманием красоты деталей. Прелестное Покровское — одна из лучших усадеб России».

С 1924 по 2000 гг. в усадьбе располагался туберкулезный санаторий.

В настоящее время усадьба передана в ведение Русской Православной Церкви.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А сейчас наша историческая рубрика. Ее автор и ведущий доктор исторических наук Вадим Леонидович Егоров.

Рубрика: «История России в Историческом музее»

Передача 19-я: Александр II и Александр III

Вторая половина 19 века стала эпохой великих реформ, освободивших Россию от тяжкого гнета средневековья. Тогда же в стране возникло и политическое подполье, избравшее террор как метод борьбы. Вторая половина 19-го века стала эпохой и внушительных военных достижений империи.

Затяжная война с горцами Кавказа закончилась пленением в 1859 году имама Шамиля. Его портрет написан в Калуге, где он долго жил с семьей как почетный пленник. Это письма имама своим наибам и оружие горцев. Пленивший имама князь Барятинский много лет состоял с ним в переписке.

Действия российских войск в Средней Азии закончились присоединением к России Туркестанского края. Жители Ташкента преподнесли генералу Черняеву щит с надписью «да будет он щитом против врагов России и Ваших собственных».

Россия не могла остаться безучастной к судьбе угнетенных славянских народов Балканского полуострова, что привело к войне с Турцией в 1877-78 годах.

Художник Илья Репин написал портрет героя турецкой войны генерала Драгомирова, руководившего форсированием Дуная

Эту саблю со знаком ордена святой Анны за участие во взятии турецкой крепости получил мичман Щербатов, будущий директор Исторического музея.

На медной пластине увековечены слова штурмовавшего крепость Плевну генерала Лаврова: «Братцы, как я подниму саблю и крикну «Ура!», так все за мной».

19 февраля 1861 года Александр II отменил крепостное право. Один из царских чиновников сохранил гусиное перо, которым император подписал свой знаменитый Указ.

Но либеральные реформы не уберегли Александра II от судьбы, которую ему уготовила революционная организация «Народная воля». 1 марта 1881 года император погиб от бомбы народовольцев. Комитет «Народной воли» издал тогда листовку о казни императора.

На царской сабле остались осколки бомбы. Рядом - подушка, на которой Александр скончался и крестик, выточенный из осколка стекла взорванной кареты.

Взошедший на престол Александр III заслужил почетный титул, - «Миротворец». Россия при нем жила без войн. Это во многом способствовало развитию науки, культуры.

Именно Александр III и императрица Мария Федоровна весной 1883 года стали первыми посетителями Российского Исторического музея.

Сегодня Государственный Исторический музей, - национальное достояние России. Наше с Вами путешествие по нему заканчивается. Мы, конечно, не смогли показать все хранящиеся здесь экспонаты, - их четыре с половиной миллиона. Но, надеюсь, нам удалось рассказать о самых главных периодах истории России, - от Древнерусского Государства до конца XIX века. До свидания. Всего Вам доброго!

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – На этом наша программа заканчивается. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете и много интересного из религиозной жизни со всего света. А мы с Вами встретимся через неделю. В следующей нашей программе мы расскажем Вам о таинствах Церкви. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!

* * *

Святыни Вологодской епархии

(Фрагмент статьи «Вологодская и Великоустюжская епархия Русской Православной Церкви» из IX тома «Православной энциклопедии»)

Чудотворные иконы

В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды находится одна из наиболее почитаемых в Вологде чудотворных икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по преданию принадлежавшая св. угличским князьям Димитрию Андреевичу и Иоанну Андреевичу (см. Игнатий, прп.), до 1918 г. находившаяся в домовой ц. тюремного замка. В кафедральном соборе хранится также чудотворная икона Всемилостивого Спаса (или список с нее), созданная вологодским иконописцем 23 окт. 1654 г. для обыденной Всеградской Спасской ц. в благодарность об избавлении Вологды от эпидемии чумы (после закрытия Спасо-Всеградского собора в 1926 икона поступила в вологодскую ц. Кирилла Белозерского в Рощенье, в кон. года передана в музей). В соборе хранится также чудотворная Казанская икона Божией Матери из Никольской Глинковской ц. В Спасском соборе Прилуцкой обители с 1996 г. находится список с чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого (1503). С 1992 г. в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Дунилове Никольского района находилась Дуниловская икона Божией Матери, явившаяся 29 июня 1677 г. жителю Никольской слободки (ныне г. Никольск) Д. Кохалевскому и до 1764 г. находившаяся в дуниловской Богородицкой пуст.; в авг. 2002 г. образ был похищен.

В 1893 г., по сведениям, предоставленным в Святейший Синод, в епархии находилось 26 почитаемых икон, 7 из них — в храмах Вологды. Помимо вышеназванных икон почиталась также явленная чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с 1766 г. хранившаяся в Воскресенском кафедральном соборе, с 1891 г. ежегодно препровождавшаяся с крестным ходом к месту явления — в Богоявленскую ц. в Грязовецком у. В кафедральном соборе почитался также образ Св. Троицы, написанный, по преданию, свт. Стефаном Пермским («Зырянская Троица»). Икона, прежде находившаяся в Коми крае, была перенесена в Вологду при еп. Арсении (1796–1802), в наст. время — в ВГИАХМЗ.

Многими чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время в ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571 г.) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент.

Мощи святых

В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия.

В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, в часовне прп. Филиппа Ирапского — мощи прп. Филиппа Ирапского. В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском монастыре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Рождество-Богородицком Ферапонтовом монастыре — под спудом мощи прп. Мартиниана Белоезерского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия — под спудом мощи блж. Прокопия Устюжского, в Тотьме в храме Рождества Христова — мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло-Обнорском монастыре — под спудом мощи прп. Павла Обнорского. В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого района под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского. В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кименгско-Городецком районе — под спудом мощи прп. Симона Воломского. Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого монастыря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких. В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского монастыря (с. Покровское Сокольского района) под спудом находятся мощи преподобных Макария, Тарасия и Феодосия, чудотворцев Глушицких.

На территории Вологодской епархии до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,— в Благовещенской ц. в Усть-Выме, прп. Герасима Вологодского — в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого монастыря, прмч. Галактиона — в вологодском Свято-Духовом монастыре, прп. Петра, блж. Василия — в Спасо-Каменном монастыре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей — в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия — в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского — в Обнорском Троицком монастыре, прп. Сергия Нуромского — в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского монастыря, прп. Стефана — в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского монастыря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия — в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия — в Корнилиевом Комельском монастыре, преподобных Авраамия и Коприя — в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского монастыря Грязовецкого у., прп. Арсения — в Арсениевом Комельском монастыре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия — в Глушицком Сосновецком монастыре, прп. Макария — в Глушицком Покровском монастыре, прп. Григория Пельшемского — в Лопотовом монастыре Кадниковского у., прп. Александра Куштского — в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского монастыря, преподобных Евфимия, Харитона — в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского монастыря Кадниковского у., прп. Марка пустынника — в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия — в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского монастыря Кадниковского у., прп. Филиппа — в Преображенской ц. бывш. Рабангского монастыря Вологодского у., прп. Вассиана — в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана — в приходской Троицкой ц. бывш. Авнежского монастыря, прп. Агапита — в приходской Благовещенской ц. бывш. Агапитова Маркушевского монастыря, прав. Прокопия Устьянского — в приходской Введенской ц. Вельского у., прп. Тихона — в Крестогорской пуст. Никольского у., прп. Иоанна и его супруги Марии — в часовне при Вознесенской ц. в Вел. Устюге, блж. Иоанна — в ц. св. блж. Иоанна Устюжского в Вел. Устюге, прп. Киприана — в Михаило-Архангельском монастыре Вел. Устюга, прп. Филиппа — в Янковском Знаменском монастыре близ Вел. Устюга, прп. Симона — в приходской Крестовоздвиженской ц. бывш. Симонова Воломского монастыря Великоустюжского у., прп. Леонида Устьнедумского — в приходской Богородицкой ц. бывш. Устьнедумской пуст. Великоустюжского у., прп. Сергия Малопинежского — в приходской Преображенской ц. Сольвычегодского у., сщмч. Петра Черевковского — при Успенской ц. Сольвычегодского у., прп. Логгина — в Коряжемском Никольском монастыре, прп. Симона — в приходской Преображенской ц. Сойгинской пуст., прп. Димитрия Цилибинского — в часовне близ приходской Архангельской ц. бывш. Цилибинской пуст. Яренского у., блаженных Андрея Тотемского и Максима Тотемского — в Воскресенской ц. Тотьмы.

Святые источники

Памятью о прп. Корнилии Комельском является источник, находящийся в 500 м от трапезной ц. прп. Антония Великого на территории Корнилиева Комельского монастыря. Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого монастыря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. На противоположном от Павлова Обнорского монастыря берегу р. Нурмы — 2 источника: на месте колодца и келий прп. Павла. Близ алтаря Спасского собора в Спасо-Прилуцком монастыре находится колодец, ископанный, по преданию, прп. Димитрием.

Другие святыни

В Павловом Обнорском монастыре почитается камень-следовик, возле которого, по преданию, молился прп. Павел. В храме во имя прп. Вассиана Тиксненского в пос. Юбилейном Тотемского района почитается железная шапочка прп. Вассиана. В храме свт. Афанасия Александрийского в с. Чиркове Усть-Кубенского района — вериги прп. Александра Куштского. В Тотьме в храме Рождества Христова на св. мощах прп. Феодосия Тотемского находится его железная шапочка, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске — его вериги.

С. С. Смирнова, прот. Игорь Шаршаков

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы