К дню памяти великомученика и целителя Пантелеимона (комментарий в зеркале СМИ)

Е.М. Ряпов у чудотворной иконы великомученика Пантелеимона
Е.М. Ряпов у чудотворной иконы великомученика Пантелеимона

Верни икону России...

Среди современных бизнесменов и предпринимателей есть люди, занимающиеся церковной благотворительностью. Предлагаем беседу с президентом Клуба меценатов и благотворителей России Евгением Михайловичем Ряповым, академиком Российской Академии естественных наук, поэтом и бизнесменом. Беседа состоялась на московском подворье Валаамского монастыря после молебна перед чудотворной иконой великомученика Пантелеимона, некогда принадлежавшей великому старцу иеросхимонаху Аристоклию (ум. 1918). Стараниями Е.М. Ряпова и его единомышленников эта святыня возвращена Русской Православной Церкви.

– Евгений Михайлович, расскажите об иконе святого великомученика Пантелеимона, как она попала к вам?

– Вновь обретенная икона святого Пантелеимона была келейной иконой иеросхимонаха старца Аристоклия. До революции от нее произошло огромное количество исцелений – по свидетельствам духовных чад старца, счет шел на тысячи и тысячи! Образ написан в 1915 году и до смерти старца в 1918 году был с ним. В предреволюционные годы старец объезжал с иконой московские больницы, храмы, приюты. Перед кончиной он завещал своим духовным чадам ее укрыть и предсказал, что она будет обретена в год его прославления. Я больше года занимался проблемой приобретения этой иконы и никак не мог ее выкупить до конца января этого года. Я не мог понять, почему ничего не получается, и только позже стало ясно, что таково было предсказание старца.

Все, что связано со святынями, всегда промыслительно. В конце января икона была выкуплена, хотя мне пришлось выдержать жесткую конкуренцию с одной иностранной корпорацией, которая хотела ее купить и вывезти на Запад. Образ находился в руках антиквара. Он способствовал реставрации одного из храмов, и с ним произвели расчет вот каким образом – в запасниках храма находилась эта икона святого Пантелеимона, пролежавшая там 80 лет. Когда ее, запыленную, вытащили оттуда, на ней была до доски зацелована рука и ларец (это за три года!). После этого антиквару понадобились срочно деньги, и он решил ее продать в один из храмов, где ему предложили очень хорошую цену. В этот же день к нему приходит знакомая монахиня с книгой об отце Аристоклии: "Вот какой у нас в России был старец!" Этот человек прочитал книгу и понял, что у него в руках икона большой "антикварной" ценности. Он не ошибся, эта икона оказалась келейной иконой старца Аристоклия. На обратной стороне находится собственноручная надпись старца: "Икона написана в Москве в 1915 году и освящена иеросхимонахом Аристоклием". Когда сличили почерк и убедились, что икона та самая, то цену он сразу же повысил в 20 раз. После этого он обратился ко мне, чтобы я ее выкупил. Ко мне часто обращаются с подобными предложениями, и весь мой опыт дарения святынь нашей Церкви говорит, что реликвии сами находят свой путь и место пребывания. Вот и эта икона могла бы быть еще долго в забвении, но по Промыслу Божию на наших глазах сбылось предсказание старца. Остается добавить, что рядом с храмом, откуда пришла икона, похоронены священники – духовные чада отца Аристоклия.

Сейчас мы возим образ (точнее, образ возит нас) по больничным храмам Москвы. Вначале она побывала в храме "Всех скорбящих Радость" Алексеевской психиатрической больницы, бывшей имени Кащенко. Тогда был отслужен первый молебен перед иконой. Это тоже промыслительно, потому что от нее раньше происходило множество исцелений душевнобольных и бесноватых. И рядом же с больницей находится Даниловское кладбище, на котором похоронен старец Аристоклий. Мы отслужили молебен перед иконой святого Пантелеимона на могиле старца.

Затем мы молились в храме Благоверного царевича Димитрия в 1-й Градской больнице, 10 марта икона весь день была в храме Воскресения Христова в Кадашах. А 30 марта у нас был особый день – икону святого великомученика Пантелеимона мы сопроводили на подворье Валаамского монастыря. В августе прошлого года мы побывали на самом острове Валаам, дарили в монастырь иконы, и вот теперь – московское подворье святой обители. Как тут еще раз не вспомнить о промыслительности всего происходящего... После молебна святому Пантелеимону наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий сказал такие слова: "При первом же взгляде на икону целителя Пантелеимона становится ясно, что она имеет огромную благодатную силу. Словно малая Пасха пришла к нам сегодня, дорогие мои". Можно ли забыть эти слова?.

Через день мы сопровождали икону в храм святителя Николая при НИИ нейрохирургии имени Бурденко. После молебна обошли с иконой все девять отделений и реанимацию этой больницы. А там, в этих отделениях, куда ни загляни – всюду страдания, безнадежность и тоска... тоска... Дети, взрослые, и у каждого либо опухоль, либо рак, либо страшные травмы головы. В каждой палате побывала икона. Каждому, кто прикладывался или кого прикладывали к иконе, священник находил слова утешения, а мы шли за ним и рассказывали об этой чудотворной иконе. Мы видели, как оживали надеждой глаза больных. Нет слов – это нужно видеть самим. Вечером икона вернулась на Валаамское подворье.

Только на один день мы ездили с образом в 33-ю медсанчасть. Эта больница окормляется подворьем. Там мы тоже обошли всю больницу, и то, что происходило в институте Бурденко, повторилось вновь. После этого икона опять вернулась на Валаамское подворье, и куда с ней направиться далее – будем просить благословения у Священноначалия. В дальнейшем, если благословит Его Святейшество, икона могла бы пребывать там же, куда будут перенесены мощи старца после его канонизации.

– Вы говорили, что со святынями бывает много чудесных промыслительных явлений. Когда вы выкупаете икону, отслеживаете ее дальнейшую судьбу?

– Я отслеживаю судьбу только основных икон. Ранее мы дарили иконы тысячами. Еще в начале 1990-х годов по воскресным и праздничным дням мы жертвовали иконы по нескольку десятков за раз в действующие храмы, к примеру, Золотого кольца, а в день объезжали, бывало, несколько храмов. Надо отслеживать судьбу икон, особенно старых и старинных, потому что их становится катастрофически мало для нашей великой православной страны.

Когда связываешь свою судьбу с возвращением святынь Церкви, то происходящее с тобой, с одной стороны, – благо великое, с другой – искушения немалые. В 1992 году дарю иконы в храм Большого Вознесения у Никитских ворот, а в это время приезжает моя секретарша и говорит, что у меня только что сгорела квартира. Машины у меня ломались на "ровном месте", аварии происходили, необъяснимо "лопались" сделки, прибыли от которых должны были идти на дарение икон, чего только не было...

Мы живем среди чудес, но совершенно слепы, ничего не видим. Так нам спокойнее и проще жить. Для большинства людей Господь есть, но Он находится как бы вдалеке от нас. Это избавляет от необходимости ежедневно следовать Его заповедям. Если поверить, что рядом с тобой случилось чудо, то до и после этого у тебя должны быть две разные жизни, но нам проще быть такими, какие мы есть. Господь нам вещает с Креста, а мы слепы, глухи и вообще бесчувственны "аки во гробех".

– Как вы пришли к благотворительной деятельности и почему занимаетесь дарением именно православных святынь?

– Господь дал мне знания в области древнерусской живописи. Знания пришли ко мне, считаю, свыше. Мое детство прошло под Истрой, в Подмосковье. Там находятся святые источники, и с детства я наблюдал, как бабушки приходят, укладывают ладанки, иконки. Я стал интересоваться, что это за изображения, и через созерцание иконы в конце концов пришел к вере. Как говорит святой Иоанн Дамаскин: "Икона – это книга для неграмотных". Потихоньку начал изучать икону по книгам, стал заходить в музеи, потом в храмы. Постепенно пришло знание иконографии. Накопились и сами иконы. У меня было одно из лучших частных собраний икон в России. Потом я стал их раздаривать по мере воцерковления. Много общался со священниками. Они наставляли меня: главное, собирать не здесь – на земле, а там – на Небе. Дарил иконы вначале похуже, потом получше, потом стал дарить очень хорошие, потом раздарил вообще все – и считаю это благом.

– Расскажите о деятельности Клуба меценатов и благотворителей России, который вы возглавляете, и какие задачи вы перед собой ставите?

– Я сам бизнесмен с многолетним стажем. Нас было несколько человек, которые стали активно дарить иконы с 1988 года. Это был год 1000-летия Крещения Руси. В это время началось возрождение монастырей и храмов. Через какое-то время сложился коллектив, который в дальнейшем перешел в Клуб меценатов и благотворителей России. В итоге на сегодняшний момент мы подарили более 28 тысяч икон в рамках деятельности Клуба. Благодарю Бога, что Он дал мне в сотоварищи таких замечательных людей, как Сергей Залесский, Сергей Рудов, Павел Неумывакин, – они хорошо известны в Церкви своими милосердными делами.

Наше основное поле деятельности – это конкретно церковная благотворительность, потому что, занимаясь многим, в итоге не сделаешь ничего. Люди, которые собираются продать иконы, святыни адресно, а не абы кому, порой ждут достаточно долго своей очереди, чтобы мы эти реликвии выкупили и передали Церкви. Как сказано: "Различен милования образ и широка заповедь сия" – это о благотворительности. Достаточно выйти на улицу, и сразу же найдешь, кому помочь. Это каждый из нас делает на уровне поступка, но если речь идет о помощи Церкви в сохранении нашей духовной культуры, то здесь нужны не отдельные поступки, а деятельность! Из приблизительно 100 миллионов икон, написанных до 1917 года русскими иконописными школами, мы вернули Церкви более 28 тысяч. Это капля в море, но в России из тех 100 миллионов на сегодня осталось пять-шесть процентов. Это те иконы, которые не были уничтожены во времена "новейшего иконоборчества". Ситуация трагическая, которая ежедневно усугубляется почти безудержной контрабандой икон. Иконы вывозят трайлерами, вагонами, самолетами. Поверьте, в моих словах нет преувеличения! Те святыни, которые задерживает таможня, – это лишь часть "контрабандного айсберга", наименее значимая по ценности часть святынь. Для того чтобы вывозить наше национальное достояние, имеющее особую ценность, контрабандисты традиционно пользуются "дипломатическими" каналами. Против нас работает гигантский "спрут", высасывающий из страны наши святыни. Действует уже много лет и имеет вполне сформировавшийся организм.

– Вы один из первых, кому удалось обратить внимание общества на проблему возрождения Храма Христа Спасителя. Расскажите, как вы занялись ею?

– Проблемой возрождения Храма Христа Спасителя я начал заниматься с середины 1980-х годов. Мы создали свое общественное движение за воссоздание Храма, которое объединяло достаточно большое количество людей, в основном деятелей литературы и искусства. Было испрошено благословение Святейшего Патриарха на эту деятельность. Нас благословили также почти все члены Священного Синода. В один прекрасный день я понял, что все наши усилия по воссозданию Храма Христа Спасителя разбиваются о непонимание властей и маловерие сограждан, и стал регулярно появляться с телевизионными группами у бассейна "Москва", упорно повторяя от эфира к эфиру, что здесь должен быть Храм. Меня называли за это "городским сумасшедшим", уверяли, что Храма здесь не будет.

Возникла идея провести мощную акцию по воссозданию Храма. В итоге эта идея была реализована, хотя и стоила, признаюсь, немало. На акцию ушел весь мой заработок за несколько лет. Никто не понимал, для чего я это сделал. В те дни вся Москва была завешана плакатами "Первая Международная благотворительная акция «Храм Христа Спасителя»". По многим каналам телевидения шла реклама. И отрицательное мнение изменилось, высокое начальство стало обращать внимание на эту проблему. Я считаю, что получил две очень высокие награды за это в виде двух покушений на себя. Мне бесконечно звонили с угрозами. Дело в том, что бассейн был уже практически продан, существовал некий контракт с американцами на строительство спортивно-развлекательного комплекса, и руководство бассейна держало круговую оборону против журналистов. Шла нешуточная борьба за большие деньги.

Акция состоялась сразу же после путча 1991 года и проходила 23 и 25 августа на Большой спортивной арене стадиона "Лужники". 24-го был траур. Это было единственное общественное мероприятие такого масштаба, которое было не то что бы разрешено: власти на него просто "закрыли глаза", зато "открылись глаза" у многих и многих людей, кто ранее был далек от Храма Христа Спасителя, да и вообще от храма.

По акции был снят телефильм, который в течение двух лет благотворительно транслировался в России по нескольким каналам, а также в Америке, Германии, Австрии, Италии и Австралии. Вскоре возрождением Храма Христа Спасителя занялся Юрий Михайлович Лужков. В 1994 году я понял, что сделал то, что должен был сделать, всем стало ясно, что Храм будет восстановлен, и я сосредоточился на возвращении святынь Церкви.

Одно из самых актуальных дел, на мой взгляд, – это воссоздать наш иконописный фонд. Для кого-то икона – символ, атрибут, а на самом деле в ней все – наша история, наш дух. Там все, что мы взяли от наших предков и оставим нашим потомкам... Незначительное умирает, а русская икона, пронесенная через десять веков, осталась величайшим мировым открытием в области искусства XX века.

Все, что связано с иконой, важно и не случайно. Я вообще считаю, что меня, грешного человека, Господь терпит на этой земле только благодаря тому, что я пытаюсь сделать что-то в церковной благотворительности. У каждого из нас есть своя соломинка, хватаясь за которую мы надеемся замолить наши грехи прошлого безбожия.

– Что бы вы пожелали тем, кто хочет сделать что-то доброе, заняться благотворительностью?

– Я призываю бизнесменов, которые хорошо в России заработали и вывезли деньги за рубеж, хотя бы частично вернуть их обратно иконами. До революции был весьма известен нефтепромышленник Николай Манташев. Он построил храм в Париже. Его спрашивали, почему именно в Париже, а не в России? А он отвечал, что именно в Париже он больше всего грешил. Если бы вспомнились нашим бизнесменам места в России, где они больше всего грешили, мы бы давным-давно восстановили все наши храмы, приюты, больницы. Предлагаю над этим задуматься.

Если у кого-то возникает желание благотворительствовать, то не нужно искать каких-либо далеких объектов для этого: ближайший больной, инвалид, ближайший храм – вот адреса вашего милосердия. Надо просто посмотреть вокруг небезразличными к чужой беде глазами. Духовного зрения вам, дорогие мои!

Беседовала Лариса Беляева

(По материалам сайта «Основы православной культуры»)

Форумы