Cудьба Тихвинской иконы Божией Матери в период II Мировой войны и в первые послевоенные годы (комментарий в цифрах и фактах)

Тихвинская икона Божией Матери. Фото 1910-х гг.
Тихвинская икона Божией Матери. Фото 1910-х гг.

Документы о судьбе Тихвинской иконы Божией Матери в 1940-х гг. из фондов ГА РФ

(Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2007, №1 (5). С. 91–133)

№ 1 [1]

7 апреля 1942 г.— Акт о разрушении и ограблении немецко-фашистскими оккупантами Успенского Тихвинского монастыря

Мы, нижеподписавшиеся, старожилы города Тихвина: Венедиктов Михаил Дмитриевич, проживающий по ул. Римского-Корсакова, 23; Шумкина Мария Кузьминична, проживающая по ул. Римского-Корсакова, 26; Проскуряков Константин Николаевич, проживающий по ул. Римского-Корсакова, 15, и Христофоров Александр Христофорович, проживающий по Советской улице, 87,— составили настоящий акт в том, что фашисты, находясь в городе Тихвине и некоторых других населенных пунктах района в течение одного месяца — с первых чисел ноября до первых чисел декабря 1941 г.,— творили гнусную расправу над мирным населением, учиняли грабеж православной Церкви, уничтожали церковное имущество, разоряли и сжигали церкви и монастыри.

На оккупированной ими территории немецко-фашистские разбойники устраивали в церквах конюшни для стоянки лошадей, а Тихвинский монастырь, постройки XVI века, был превращен ими в средневековый застенок. После изгнания немцев из Тихвина в одной из келий монастыря был найден труп изнасилованной и зверски замученной пятнадцатилетней девочки Лидии Колодецкой. У нее было прострелено бедро, вывернут большой палец ноги и переломлена другая нога. В следующей келье были обнаружены четверо полумертвых замученных мужчин — красноармейцы Громов и Такашов, стрелочник Михайлов и слесарь Степанов. Гитлеровцы раздели их, возили на салазках по улицам Тихвина, затем, окоченевших, бросили в нетопленой келье монастыря и держали там в течение шести суток без пищи.

Отступая, немецкие полчища разграбили церковное имущество монастыря, а само здание взорвали и подожгли. В результате варварских разрушений немецкими оккупантами Тихвинского монастыря ими повреждено: придел Успенской церкви постройки 1505–1515 годов с куполом в виде луковицы; звонница-колокольня с тремя просветами и двумя шпилями постройки 1743 года. Разрушено: Покровская церковь с пристройкой — большой монашеской трапезной, постройки 1783–1790 годов, с подвальными арочными перекрытиями; настоятельский (архимандричий) корпус постройки 1726–1810 годов; Вознесенская церковь постройки 1795–1796 годов; двухэтажный казначейский корпус постройки 1798–1810 годов; монастырский двухэтажный корпус постройки 1795–1805 годов; Воздвиженская церковь постройки 1830–1835 годов, с одноэтажной проходной аркой, на каменном фундаменте; Апостольская церковь постройки 1820–1824 годов, двухэтажная, на каменном фундаменте; архиерейский двухэтажный корпус постройки 1785–1793 годов.

Оставляя Тихвин под натиском частей Красной Армии, немецкие варвары ограбили православный Тихвинский монастырь. Со всех находящихся там икон они содрали позолоту, сняли серебро, уничтожили иконостасы, поломали хоругвии с древками, украли ризы, сняли с икон бархатные обложки и басму, похитили бархатную, отделанную серебром и золотом ризу с головными венцами.

В Успенской церкви на царских вратах похищены 6 овальных икон и в иконостасе 2 серебряные позолоченные иконы; также похищена икона Тихвинской Божией Матери. С целью сокрытия своих преступлений немцами при отступлении были взорваны и подожжены три церкви Тихвинского монастыря и пять корпусов.

О чем составили настоящий акт: краевед М. Д. Венедиктов, домохозяйка М. К. Шумкина, директор Краеведческого музея К. Н. Проскуряков, председатель уличного комитета при горсовете А. Х. Христофоров.

№ 22 [2]

1944 г.— Акт об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками памятникам культуры Ленинградской обл.

Большой Тихвинский монастырь (XVI–XIX вв.)

Экспертное заключение о стоимости икон и церковной утвари, находящихся в Успенском Соборе бывшего Тихвинского Богородицкого монастыря и оказавшиеся при освобождении города Тихвина от немецко-фашистских захватчиков похищенными или уничтоженными.

Икона так называемой Тихвинской Богоматери

Икона представляла собою памятник выдающегося значения, как в художественном, так и в историческом отношениях. Датируемая четырнадцатым веком, она принадлежала к одной из наиболее значительных эпох в истории византийского и древнерусского искусств. Икона Тихвинской Богоматери относилась к числу особо почитаемых реликвий русского народа в прошлом и связана с рядом выдающихся событий его истории, прежде всего со знаменитой обороной Тихвинского монастыря от шведских интервентов в 1613 году.

Икона представляла собою важнейший памятник в комплексе исторических и художественных памятников Тихвинского Богородицкого монастыря, поводом к возникновению которого она явилась. Как особо чтимое изображение, она послужила оригиналом для многочисленных воспроизведений в живописи, резьбе, шитье и других видах искусства Древней Руси и Нового времени.

Исходя из важного художественно-исторического значения памятника, материальную оценку его следует определить в сумме 300 000 рублей.

Главный хранитель Государственного Русского музея профессор М. В. Фармаковский.

Эксперт оценочного экспертного бюро Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, профессор В. К. Макаров.

Заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного Русского музея Ю. Н. Дмитриев.

№ 3 [3]

1945 г.— Из отчета Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков [4]

С окончанием войны настало время подвести итоги материальных потерь Русской Православной Церкви и осмыслить те великие нравственные страдания, которые вызваны в нас преступным отношением немцев к православной вере и ее святыням… Неописуемому разгрому подвергся Тихвинский монастырь Ленинградской области, в котором с целью сокрытия грабежа взорваны три старинных храма и пять монастырских корпусов… Со всех икон, хранящихся в Тихвинском монастыре, немцы содрали позолоту, сняли серебро, бархатные обложки и басму, похитили лучшие ризы и венцы. Из Успенской церкви того же монастыря украли 6 овальных икон с царских врат, 2 серебряных позолоченных иконы с иконостаса и икону Тихвинской Божией Матери.

№ 4 [5]

4 марта 1944 г.— Акт осмотра чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в рижском православном кафедральном соборе

1944 года 4 марта комиссия, состоящая из золотых дел мастера Ивана Бэтиня и серебряных дел мастеров Ивана Ридуса и Леонида Ридуса в присутствии Его Преосвященства епископа Рижского Иоанна, священника о[тца] Николая Лауциса, священника о[тца] Василия Евстафьева, заведующего хозяйством рижского кафедрального собора Ивана Платера и юрисконсульта Латвийской епархии помощника присяжного поверенного Ростислава Дидковского, осмотрели по поручению Его Преосвященства епископа Рижского в рижском православном кафедральном соборе из Пскова привезенную и рижскому православному кафедральному собору переданную чудотворную икону Тихвинской Божией Матери с целью установить ее стоимость, и нашли, что в икону вделаны следующие драгоценные камни нижеупомянутой стоимости, а также серебряная позолоченная ковка следующей стоимости:



(Стоимость указана в латв. денежных единицах)

1 шт. – Смарагд приблизительно 1/4 карата – 50 лат.

5 шт. – Смарагды шлифованные в общем прибл[изительно] 5,5 кар[ата] – 275 лат.

1 шт. – Аметист приблиз[ительно] 2 грамма – 10 лат.

1 шт. – Алмаз покрупнее приблиз[ительно] – 1 карат – 60 лат.

1 шт. – Алмаз поменьше, приблиз[ительно] – 1 карат – 50 лат.

2 шт. – Корниоли покрупнее нешлифованные – 10 лат.

20 шт. – Алмандины приблизит[ельно] – 20 грамм – 80 лат.

18 шт. – Тюркизы приблизит[ельно] – 9 грамм – 90 лат.

11 шт. – Колчедоны приблизит[ельно] – 10 грамм – 100 лат.

1 шт. – Крестик золотой приблизит[ельно] – 2 грамма – 10 лат.

Перлы (янтарь) приблизит[ельно] – 86 граммов – 860 лат.

Ручная выделка, включая материал – 3000 лат.

И т о г о: 4595 лат.

Золотых дел мастер Иван Бэтинь.

Серебряных дел мастер Иван Ридус.

Серебряных дел мастер Леонид Ридус.

Присутствовали: Иоанн, епископ Рижский, cвящ[енник] Н. Лауцис, свящ[енник] В. Евстафьев.

№ 5 [6]

20 декабря 1945 г.— Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР

В Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР

Мною получен от 5 сего декабря от архиепископа Фотия [7] рапорт следующего содержания: «В докладе своем о поездке моей в Среднюю Европу, я, между прочим, сообщил Вашему Святейшеству, что в Праге мною дано письменное поручение о[тцу] Петру Кудринскому [8] отправиться в Мюнхен и вручить находящимся там карловацким архиереям Патриаршее обращение [9], с целью воссоединения их с Московской Патриархией, причем протоиерей П. Кудринский обязался, кроме того, получить в Мюнхене у еп[ископа] Иоанна (Гарклавса) икону Тихвинской Божией Матери, вывезенную им из Риги, и временно поместить ее в Успенской церкви гор[ода] Праги, впредь до особых распоряжений Патриархии. В настоящее время протоиерей П. Кудринский прислал мне из Праги телеграмму следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, до сих пор не имею возможности получить пропуск в Мюнхен за Тихвинской иконой, окажите содействие, все сделаю. Ваш послушник протоиерей Кудринский. Прага, 7». Означенную телеграмму препровождаю Вашему Святейшеству на благоусмотрение и распоряжение, о чем протоиерей П. Кудринский одновременно мною уведомляется».

Ввиду изложенного в рапорте прошу Совет, если возможно, оказать содействие к проезду прот[оиерея] Кудринского в г. Мюнхен для выполнения данного ему поручения.

Патриарх Алексий.

Резолюция: Белышеву [10]. Пока не следует делать. Г. Карпов. 20. XII. [1945 г.].

№ 6 [11]

20 мая 1945 г., г. Яблонец (Чехословакия) — Доклад епископа Рижского Иоанна (Гарклавса) Патриарху Алексию I

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Иоанна, епископа Рижского, врем[енно] прожив[ающего] в Иоганнесберге у г[орода] Габлонца [12] в Чехословакии

Доклад

Пользуясь открывшейся возможностью сношения с Патриархией, считаю своим долгом дать Вашему Святейшеству сведения о себе и Латвийской епархии. В начале 1941 года Указом Патриархии на пост экзарха Прибалтики был назначен Высокопреосвященнейший митрополит Сергий (Воскресенский). Митрополит Рижский Августин (Петерсон) [13] остался епархиальным архиереем с некоторыми ограничениями в правах, но вскоре по приезде экзарха митрополит Августин отпросился в трехмесячный отпуск и уехал в провинцию. Управление Рижской епархией временно взял на себя экзарх, к каковому управлению экзарх привлек к себе в помощь епископов Иакова (Карпа) Митавского [14] и Александра (Витола) Мадонского, бывш[его] Герсикского [15].

После оккупации немецкими войсками Прибалтики в начале июля 1941 года митрополит Августин внезапно явился в Ригу. Он домогался вернуть себе управление Латвийской епархией целиком, чего и требовал от экзарха. Впоследствии он заявлял, что не признает экзарха как ставленника Московской Патриархии, объявлял себя архиереем Константинопольской юрисдикции и подчеркивал, что его переход в лоно Матери Церкви был вынужден политическими обстоятельствами. После неудачных попыток увещания экзарх назначил вместо митрополита Августина временно управляющим Латвийской епархией Александра, епископа Мадонского. Митрополит Августин и его сторонники начали вредить церковному делу и попыткой создания раскола, и посланиями разным церковным и общественным деятелям, и доносами не-мецким властям и Латвийскому самоуправлению. Увещания экзарха не возымели успеха, и Собор епископов экзархата запретил м[итрополита] Августина в священнослужении. Учиняемый раскол был предотвращен.

В последних числах июля месяца 1942 года епископ Александр скоропостижно скончался, а 80-летний старец архиепископ Иаков по собственному ходатайству уволен за штат. Экзарх принял на себя управление Латвийской епархией до избрания подходящего кандидата из священнослужителей латышской национальности (принимая во внимание местные обстоятельства). Выбор пал на меня в то время, когда я находился в числе братии Виленского Св[ято]–Духова монастыря в сане архимандрита.

При сем прилагаю о себе краткие биографические сведения. Родился 25 августа 1898 года в семье рабочего в Умургской волости Вольмарского уезда в Лифляндии. По окончании Рижской духовной семинарии проходил пастырское служение (с обетом безбрачия) в разных приходах Латвийской епархии. Имея внутреннее стремление к иноческой жизни, 13 июля 1942 г. подал прошение на имя настоятеля Виленского Св[ято]-Духова монастыря, Высокопреосвященнейшего экзарха митрополита Сергия о зачислении в состав братии монастыря. 26 ноября 1942 года принял монашество, а 3 января 1943 г. возведен в сан архимандрита. 20 февраля того же года указом экзарха назначен на пост епархиального архиерея Рижской епархии. Наречение состоялось 26 февраля, а хиротония — 28 февраля 1943 г. Хиротонисали экзарх митрополит Сергий, Даниил, епископ Ковенский [16] и Иаков, архиепископ Митавский.

Управление Латвийской епархией, а в особенности после убиения экзарха митрополита Сергия, было нелегким бременем архипастырского служения. И перед немецкими властями, и перед возможностями попытки создать со стороны некоторых «церковных» кругов раскол в Церкви приходилось стоять на страже верности Московской Патриархии. Это бодрственное хранение епархии в духе верности Матери Церкви Господь помог осуществить.

С усилением военных действий в Латвии германские власти настаивали на необходимости эвакуации духовенства в Германию и требовали дать приказ духовенству о выезде в Германию, каковое распоряжение я, руководствуясь архипастырскою совестью, не выполнил. 22 сентября 1944 года меня насильственно вывезли в Либаву, где я находился под строгим надзором, а 9 октября под охраной направили в Германию в Судетскую область, ныне входящую в состав Чехословацкой Республики, где я и нахожусь по сие время. Подобно мне, в разное время было вывезено под конвоем несколько более мне приближенных священнослужителей с семействами.

Имея в виду непредвиденные случайности военного времени, я написал завещание товарищу председателя епархиального совета прот[оиерею] о[тцу] Николаю Македонскому о принятии временного управления Рижской епархией на случай невозможности управления мною. В завещании было поручено прот[оиерею] Македонскому при первой возможности установить связь с Патриархией полным докладом о делах епархии. При мне в данный момент находятся следующие священнослужители с семьями, также увезенные из Латвийской епархии: протоиерей Петр Кудринский, настоятель либавской Св.-Алексеевской церкви; [протоиерей] Николай Перехвальский, наст[оятель] рижской Александро-Невской церкви; [протоиерей] Иоанн Легкий, ключарь рижского кафедрального собора; [протоиерей] Николай Веглайс, наст[оятель] церквей Рижского женского Св. Троице-Сергиева монастыря; Иоанн Бауман, наст[оятель] митавского Симеоно-Аннинского собора; [протоиерей] Николай Лапекин, настоятель балтиновской церкви; священник Петр Михайлов, настоятель руенской церкви; диакон Михаил Яковлев, бауской церкви; 7 иподиаконов и церковнослужителей с семьями. Кроме того, несколько священнослужителей Латвийской епархии находятся в разных местах Германии.

Находясь в беженских условиях в Германии, мы, сохраняя верность Матери Церкви, не вступали в каноническое и молитвенное общение с епископами и духовенством других юрисдикций, что и было причиной того, что нам не давали возможности совершать открытые богослужения в храмах, лагерях и проч[их] общественных местах. Если с большим трудом мне и удалось добиться разрешения совершать богослужения в Габлонцском старокатолическом храме, то ради латышей, да и то негласно.

Приветствуя Ваше Святейшество с принятием высокого жребия патриаршего служения и победным окончанием русским народом войны, пребываю преданным слугой Вашего Святейшества

Смиренный Иоанн, епископ Рижский.

№ 7 [17]

21 июня 1945 г.— Рапорт священника Николая Барановича Патриарху Алексию I об изъятии чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери фашистами из Успенского храма Рижского Троице-Сергиевского монастыря



В Московскую Патриархию, Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси (копия архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию [18])

Рапорт

Согласно устному предложению Е[го] В[ысоко]п[реосвященнейшего] Григория, архиеп[ископа] Псковского и Порховского, при посещении нашей св[ятой] обители, как единственный очевидец–священнослужитель, честь имею сообщить подробности кощунственного изъятия национальной русской святыни – чудотворной иконы Б[ожией] М[атери] «Тихвинской» из Успенского храма нашего монастыря фашистскими агентами СД 14 (27) сентября 1944 г. в праздник Воздвижения Креста Господня.

В начале февраля м[еся]ца 1944 г. немецкое командование под обстрелом и бомбежкой с воздуха при наступлении победоносной Красной Армии начало спешно и насильственно эвакуировать из г. Пскова и духовенство, и церковные реликвии; и в первую очередь, конечно, икону Б[ожией] М[атери] «Тихвинскую» и мощи св[ятых] благоверных кн[язей] Псковских: Всеволода—Гавриила (с ракой), Довмонта—Тимофея, блажен[ного] Николая, Христа ради юродивого, Псковск[ого] чуд[отворца], и препод[обного] Иоасафа, Снетогорского чудотворца. Все эти св[ятые] останки в гробнице были привезены в г. Ригу и со станции экспедитором канцелярии Экзарха Шенроком С. Н. доставлены непосредственно в Св[ято]-Троице-Сергиевский женский монастырь (с иконами собора и проч[им] псковских церквей, и поставлены в Троицком соборе м[онасты]ря; теперь они вывезены, согласно предписанию архиеп[ископа] Григория, в Псковский Печерский м[онасты]рь настоятелем последнего архимандритом о[тцом] Агафаном (Бубицем).

Икону же Б[ожией] М[атери] Тихвинскую оккупанты после привоза в Ригу поместили в музей, где прежде зафиксировали ее ценности и украшения фотографией и описью деталей ризы, и только после продолжительных переговоров и переписок с канцелярией экзархата, в частности, и личной просьбы покойного митрополита Сергия (Воскресенского), как говорил мне бывший мой настоятель, он же секретарь экзархата по хозяйству, свящ[енник] Н. Веглайс. Наконец, 4 марта 1944 г. чудотворная икона Б[ожией] М[атери] «Тихвинская» была привезена в городской кафедральный собор, где и была после полудня торжественно встречена рижскоградским духовенством во главе с еп[ископом] Иоанном (Гарклав[сом]), еп[ископом] Рижским. Там русская национальная святыня пребывала до 18 (31) июля 1944 г., привлекая массы верующих как православных, так инославных. Во избежание могущих возникнуть недоразумений в будущем, в день привоза после встречи приемочная комиссия с участием экспертов составила акт на латышском языке, 2 копии которого (на латышском и с русским переводом) при сем прилагаются, заверенные о[тцом] благочинным риж[ско]-гр[адских] церквей прот[оиереем] Н. Смирновым; подлинник акта хранится в архиве Управления пр[авославными] приходами ЛССР (г. Рига, Замковая, 11).

18 (31) июня 1944 г. ключарь городского кафедрального собора прот[оиерей] И. Легкий получает распоряжение по телефону епископа Рижского Иоанна перевезти икону из городского в монастырский собор ко дню праздника пр[еподобного] Серафима, где Владыка служил литургию. От монастыря за иконой в городской собор откомандирован был я, и вдвоем с ключарем кафедрального [собора] мы, запаковав икону Б[ожией] М]атери] в ящик, на извозчике доставили к святым воротам м[онасты]ря, где торжественно сестры св[ятой] обители встретили чудотворный образ. Икона была при богослужениях среди церкви поближе к солее, а на ночь выносилась в нижний (подсобный) храм — Успенский, который в тот момент служил и бомбоубежищем для насельников обители.

9 (21) сентября 1944 г., в праздник Рождества Б[ожией] М[атери], фашистские агенты СД насильно вывезли епископов рижских: православного, 2 католических и лютеранского. 14 (27) сентября та же охрана явилась за настоятелем церквей м[онасты]ря (он же и секретарь по хозяйству экзархата) свящ[енником] Н. Веглайсом. Поздно вечером накануне мы узнали, что СД намерено изъять ик[ону] Б[ожией] М[атери] Тихвинскую. Нам было ясно, что фашистов интересует не икона как таковая, а ценная риза с ик[оны] Б[ожией] М[атери], было предложение и даже попытка подменить чудотворную аналогичною Тихвинской, но, к сожалению, в м[онасты]ре подходящей не нашлось, а в городских церквах искать не было времени. Часов в 8–9 утра уже приехали за ней и за монастырским настоятелем. Два агента СД явились в Успенский храм в тот момент, когда сестры св[ятой] обители слезно молились пред чудотворной, читая Ей акафист, и, несмотря на слезы, грубо прервали молитву и потребовали (чрез переводчицу) ящик для упаковки, сами сняли образ Владычицы с подставки, с нескрываемым презрением отталкивая сестер м[онасты]ря, спешивших в последний, б[ыть] м[ожет], раз облобызать-попрощаться с ик[оной] Б[ожией] М[атери], сами и вложили агенты СД в ящик для отправки. Тогда стало ясно, что икону берут насильно, и, во избежание лишнего и ненужного кощунства со стороны фашистов, сами сестры понесли образ святой к подводе, где уже были нагружены вещи семьи священника Н. Веглайса. Но и по дороге оккупанты постарались еще раз подчеркнуть свое презрение к национальной русской реликвии: когда сестры с слезным пением несли образ в незабитом ящике по монастырю от собора до подводы, агенты СД шли сзади, развязно болтая, усмехаясь, с дымящимися папиросками во рту. Возле подводы на земле забили ящик, водрузили на вещи свящ[енника] Н. Веглайса, привязали веревками и отправили на пристань, а там пароходом в г. Либаву, где икона чудотворная, как писал свящ[енник] Н. Веглайс, была поставлена в церкви и пред ней эвакуированное немцами духовенство во главе с епископом Рижским Иоанном совершало богослужения. Как передают возвращающиеся с той стороны фронта, духовенство во главе с епископом было из Либавы вывезено в Чехословакию под Прагу [19]; про икону ничего пока не слышно. Дальнейшая судьба нам не известна.

Вашего Святейшества смиренный послушник и недостойный молитвенник священник Николай Баранович, настоятель церквей Св[ято] Троице-Сергиевского монастыря.

№ 8 [20]

28 ноября 1947 г., Мюнхен.— Выписка из газеты «Православная Русь» № 19 от 15/28 ноября 1947 г. о вывозе немецко-фашистскими оккупантами из СССР Тихвинской иконы Божией Матери

Мюнхен посетила чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. Эту великую русскую святыню немцы вывезли из Тихвина сначала в Псков, а потом в Ригу, где и передали тамошним церковным властям. При эвакуации [из] Риги Преосвященный епископ Иоанн, управлявший Латвийской епархией после убиения большевиками митрополита Сергия, вывез св[ятую] икону в Германию.

Икона, которую сопровождал лично Преосвященный епископ Иоанн, посетила синодальную церковь. Павши ниц, первосвятитель Зарубежной Церкви Преосвященный митрополит Анастасий [21] встретил эту древнюю русскую народную святыню у порога синодального дома. После этого икону внесли в синодальную церковь, где находилась другая великая русская святыня — чудотворная икона Курской Божией Матери [22]. Так встретились впервые, вероятно, за всю историю две русских народных святыни, одна вывезенная первой эмиграцией, а другая — второй. Эта встреча является как бы символом единения обеих эмиграций под покровительством Матери Божией. Первый молебен был отслужен самим Первосвятителем, а потом было отслужено еще несколько молебнов по желанию и просьбам все время прибывавших молящихся. Обе иконы стояли рядом посредине храма. Люди плакали от умиления и радости, молясь усердно Владычице умолить Сына Своего пощадить исстрадавшийся русский народ, в Отечествии и рассеянии сущий.

Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери посетила и другие православные церкви Мюнхена. Особенно торжественная встреча была ей оказана в Пассинге, где была масса народу. Встречал икону и совершал богослужение Преосвященный Серафим, митрополит Германский [23], который сказал исключительно сильное слово, вызвавшее слезы у многих молящихся.

№ 9 [24]

30 октября 1948 г.— Сообщение помощника уполномоченного Совета Минист-ров СССР по делам репатриации полковника Киселева [25] председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову о местонахождении Тихвинской иконы Божией Матери

Секретно.

Репатриированный из Американской зоны [оккупации] Германии советский гражданин Белой Г. Г. сообщил, что в лагере перемещенных лиц в г. Херсбрук (20 км северо-восточнее г. Нюрнберг) по Ямбергерштрассе, 64, у епископа Иоанна Рижского и протоиерея Веглайса Николая находится подлинная икона Тихвинской Божией Матери, захваченная в свое время немецкими оккупантами и вывезенная в Германию рижским духовенством. Икону в ближайшее время собираются вывезти в США. Наш представитель по репатриации в Германии генерал-майор Т. Юркин сообщил об изложенном в Отдел реституций и доложил командованию СВАГ.

Приложение: копия заявления Г. Г. Белого.

В Управление уполномоченного Совета Министров СССР по делам репатриации
Заявление

Местонахождение подлинной Тихвинской иконы, захваченной в свое время немецкими оккупантами и вывезенной рижским духовенством следующее: г. Херсбрук, Ямбергерштрассе, 64. Дом на Ямбергерштрассе, 64 принадлежит лагерю ИРО для ДП и заселен привилегированными лицами.

Икона находится в первой комнате, направо при входе в упомянутый дом. На дверях надпись «Boznica». Распоряжаются и отвозят в Америку икону епископ Иоанн Рижский и протоиерей Николай Веглайс. Оба живут в том же доме. В недалеком будущем предстоит выезд всей группы с иконой в Соединенные Штаты Америки.

Белой Г. Г.

13 октября 1948 г.

№10 [26]

8 декабря 1948 г.— Письмо председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова А. А. Смирнову [27] по поводу направления в МИД СССР описания Тихвинской иконы Божией Матери

№ 1130 /с. Тов. Смирнову А. А.

По просьбе тов. Тимофеева из Берлина Совет направляет вам справку с описанием иконы «Тихвинской Божией Матери», вывезенной из СССР и находящейся в Американской зоне оккупации Германии.

Эта справка необходима в связи с постановкой вопроса Управлением репатриации СВАГ перед американской военной администрацией о возврате этой иконы в СССР.

Приложение: по тексту [28].

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпов.

№ 11 [29]

5 февраля 1949 г.— Письмо В. А. Зорина Г. Г. Карпову о необходимости создания комиссии для установления подлинности Тихвинской иконы Божией Матери

Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР тов. Карпову Г. Г.

Главноначальствующий Советской военной администрации в Германии т. Соколовский сообщает, что икона «Тихвинская Богоматерь» находится в Американской зоне оккупации Германии в г. Херсбрук, куда она привезена бывшим Рижским епископом Иоанном. Американцы отказывают в ее осмотре и реституции под той мотивировкой, что икона не является Тихвинской, а вывезена из Латвии.

В связи с этим т. Соколовский предлагает подобрать авторитетного в церковных кругах высококвалифицированного представителя Церкви, который мог бы по первому требованию прибыть в Берлин для последующего выезда совместно с представителем СВАГ в Американскую зону для опознания и, в случае возможности, получения самой иконы. По мнению тов. Соколовского, этот представитель Церкви должен иметь высокий духовный сан, т[ак] к[ак] американцы, возможно, попытаются противопоставить ему бывшего Рижского епископа Иоанна, иметь с собой всевозможные документальные доказательства, а также доверенность и обращение Патриарха Алексия. В случае, если икону получить не удастся, тов. Соколовский считает целесообразным выступление Патриарха с открытым письмом в печати.

Прошу принять необходимые меры и сообщить МИД СССР для ответа тов. Соколовскому.

Заместитель министра иностранных дел Союза ССР В. Зорин.

№ 12 [30]

8 февраля 1949 г.— Донесение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Патриарху Алексию I по поводу местонахождения Тихвинской иконы Божией Матери

Ваше Святейшество, Святейший и дорогой Владыка.

Вчера, 7 февраля, Г. Г. Карпов обратился ко мне по телефону за справкой о Тихвинской иконе Божией Матери, вывезенной из соборного храма Тихвинского монастыря Новгородской области [31] во время последней войны при отступлении немцев. Вследствие плохой слышимости я не все мог разобрать из разговора и сегодня, 8 февраля, во время вторичного разговора я передал все то, что мог узнать об этой иконе, но опять-таки я чего-то не разобрал из слов Георгия Григорьевича и, может быть, не вполне удовлетворил его.

Справку я получил от А. Ф. Шишкина, который осенью 1944 г. был командирован в Эстонию и Латвию по выяснению там церковного положения. Икона Тихвинской Божией Матери была увезена из Тихвина (кем – неизвестно, вероятно кем-либо из духовенства) во время отступления немцев и была привезена сначала в Псков, а оттуда, по мере отступления немцев на запад попала в Ригу, где и помещена в храме. Когда 22 сентября 1944 г. по требованию немцев Рижский епископ Иоанн (Гарклава [32]) вместе с епископом Иаковом Митавским и епископом Даниилом Ковенским и частью духовенства эвакуировался из Риги, он увез эту икону с собой, несмотря на просьбы духовенства (во главе с протоиереем Н. Македонским) оставить ее в Риге.

По сообщению прот[оиерея] Кудринского (г. Врацлава), переданному А. Ф. Шишкину, епископ Иоанн находится сейчас в Мюнхене, в ориентации митр[ополита] Анастасия и хранит эту икону у себя как некую свою «семейную святыню» и не собирается ее возвращать иначе, как если сам возвратится в СССР.

Вот все, что я мог узнать об этой иконе. Я очень извиняюсь пред Георгием Гри-горьевичем, что, может быть, не все расслышал из его слов и не вполне удовлетворил его желание вследствие плохой слышимости.

Вашего Святейшества усерднейший слуга и богомолец митрополит Григорий.

№ 13 [33]

1949 г., Рига.— Справка о Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, подлинная, чудотворная, была привезена в г. Ригу из Пскова в начале 1944 г. протоиереем К. Зайцем, который был начальником миссии во Пскове при Преосвященном экзархе митрополите Сергии. (Прот[оиерей] К. Зайц умер в конце 1948 г.) Икона была в ризе, украшенной драгоценными камнями, на которые немцы обращали свое внимание. Икона находилась в Рижском женском монастыре, и к ней стекалось много верующих, и совершались постоянно молебны и читались акафисты.

Немцы вывезли икону из Риги в конце сентября 1944 года вместе с Рижским епископом Иоанном (Гарклавом) и др[угим] духовенством в Германию. По имеющимся в Риге сведениям, епископ Иоанн вместе с иконой находится еще в Германии, в Английской зоне.

Протоиерей Смирнов Н. А.

№ 14 [34]

9 февраля 1949 г.— Письмо управляющего Ростовской епархией епископа Ростовского и Новочеркасского Сергия (Ларина) Г. Г. Карпову

Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР Георгию Григорьевичу Карпову.

Согласно Вашему запросу о моем посещении и пребывании в Большом Успенском первоклассном мужском монастыре г. Тихвина Ленинградской области и епархии (б[ывшей] Новгородской епархии), имею долг сообщить нижеследующее.

Впервые я посетил Тихвин в 1927 году, будучи студентом Ленинградского богословского института. В то время настоятельствовал в Тихвинском монастыре архимандрит Феодосий. Состав братии был небольшой — 18 человек. Монастырь принадлежал обновленческой (раскольничьей) ориентации. Второе мое посещение состоялось в 1928 году 9 июля (по ст[арому] ст[илю] 26 июня) в праздник иконы Божией Матери «Тихвинской». Я был в свите митрополита Ленинградского Серафима [35]. В 1929 году в тот же праздник мне довелось снова сопутствовать митрополиту в гор[од] Тихвин для богослужения в монастыре и участвовать в таковом. Настоятельствовал все тот же архимандрит Феодосий.

18 января 1933 года по благословлению митрополита Ленинградского Серафима я был пострижен в монашество в Тихвинском Успенском монастыре настоятелем монастыря епископом Николаем (Строгановым). В то время братия была малочисленная; нас было 8 чел[овек]. Из старожилов монастыря были иеромонах Варсонофий (казначей), иеродиакон Дионисий, иеромонах Филипп и монах Агафон.

Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, помещавшаяся на первом правом столпе (колонне) от входа в Успенский собор, находилась в богатом вызолоченном киоте с балдахином в готическом стиле с орнаментами ордена Мальтийских рыцарей. Этот киот был пожертвован в 1802 году императором Павлом I [36]. Сама икона большого размера — в один или около одного метра высоты (точно не помню). Была одета в богатую серебряную вызолоченную ризу XVI века русской работы. Риза была осыпана драгоценными камнями, русскими самоцветами и на ней — у лика и рук — был одет богатый жемчужный убрус (убор) с алмазными зографами (звездами-пряжками). Риза была окаймлена богатым орнаментом византийского стиля.

Как мне передавал ризничий иеромонах Варсонофий, а раньше сам покойный архимандрит Феодосий, эту ризу пожертвовал в монастырь царь Борис Годунов. Как передавали те же лица, а также бывший ризничий, в 1928 году игумен Клавдий и бывший пономарь (эклессиарх) монах Михаил, до войны 1914 года на иконе была одета драгоценная золотая риза, оцененная в сотни тысяч рублей в золотом исчислении. Эта риза была пожертвована также императором Павлом I. Эту ризу в период войны в 1914–1918 гг. царское правительство вывезло из г. Тихвина в Петроград в период эвакуации, а затем направило вместе с другими государственными ценностями в гор[од] Ейск. Достоверность этих данных я не берусь утверждать, так как пишу это на основании слов вышеупомянутых лиц.

Кроме этой ризы, имелась еще риза серебряная, вызолоченная, с драгоценными украшениями, оцененная в несколько десятков тысяч рублей. Очевидно эта вторая риза была одета на копию чудотворной иконы — «Ополченную». Копия чудотворной иконы в 1812 году была сооружена и находилась при Тихвинском ополчении на фронте первой Отечественной войны в 1812–1813 гг. Затем эта икона находилась в войсках в Крымскую войну. После того как первая риза была снята, была одета вторая риза с упомянутой «Ополченной» иконы–копии. В 1922 году, согласно постановлению правительства об изъятии церковных ценностей [37], эта вторая риза была снята с чудотворной иконы, изъята органами государственной власти, и одета уже третья риза, о которой писал выше. Об этом мне говорил тогдашний настоятель монастыря архимандрит Феодосий, бывший в 1922 году наместником монастыря. Дальнейшая судьба чудотворной иконы и риз на ней мне не известна. Я состоял в братии монастыря с января по март месяц 1933 года фактически, а формально – по ноябрь месяц того же года, будучи в церковной командировке в гор[оде] Волховстрое.

Тихвинский монастырь основан в 1560 году царем Иоанном Грозным. Успенский Собор построен раньше — в 1520-х годах, великим князем московским Василием III. В ризнице монастыря было много интересных предметов богослужения, имеющих историческое и художественное значение церковной русской старины. В библиотеке монастыря находилось немало рукописей XVI и XVII вв. и книг издания XVIII и XIX вв., по преимуществу богослужебных и богословских.

Лица, которые могли бы более подробно рассказать об истории названной чудотворной иконы и оставались в Тихвине после меня,— это родственники покойного настоятеля монастыря епископа Антония [38], бывшего настоятелем до 1922 года, а также местный адвокат гор[ода] Тихвина Николай Николаевич Руднев и член церковного совета при монастыре от прихожан б[ывшая] баронесса Менгден-фон-Альтенвога София Иринеевна, урожденная Туровская, вдова адмирала русской службы. Мне не известно, живы ли эти люди и живут ли они там теперь, но если кто-либо из названных лиц там ныне проживает, то им хорошо известны все перипетии с ризами иконы и с самой иконой. Из монашествующей братии монастыря ныне я никого назвать не могу и ни с кем переписки не поддерживаю.

Сама чудотворная икона Божией Матери Тихвинской византийского письма XI или XII века, имеющая на голове живописную корону. Икона довольно хорошей сохранности. Я не ручаюсь, что я бы точно узнал эту икону, но думаю, что мог бы отличить ее при нескольких копиях.

Вот все, что мне известно о чудотворной иконе и монастыре. Прошу принять мои уверения в искреннем уважении, почтении и совершенной преданности.

Сергий, епископ Ростовский и Новочеркасский.

№ 15 [39]

12 февраля 1949 г.— Прошение причта, исполнительного органа, двадцатки и церковного актива Тихвинской церкви на имя Патриарха Алексия I о возвра-щении чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери

Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси, причта, исполнительного органа, двадцатки и церковного актива Тихвинской церкви г. Тихвин Ленинградской области

Прошение

Ваше Святейшество!

Скорбь о нашей святыне — чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери,— похищенной захватчиками немцами, ни на минуту не оставляла нас. Было немало попыток со стороны настоятеля нашего о[тца] протоиерея Дьяконова к розыску иконы, но безрезультатно. В сердцах же верующих г. Тихвина всегда таилась надежда, что Вы, Ваше Святейшество, Священный Синод предпринимаете все, чтоб обнаружить дорогую святыню, и слава Заступнице Усердной, а Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду земной поклон.

Просим Вас, Ваше Святейшество, о возвращении чудотворной иконы Божией Матери в г. Тихвин.

Настоятель протоиерей Иоанн Дьяконов, протоиерей Михаил Ратковский, испол[нительный] орган (всего 40 подписей).

№ 16 [40]

16 февраля 1949 г.— Письмо председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова заместителю министра иностранных дел СССР В. А. Зорину по поводу Тихвинской иконы Божией Матери

Секретно. № 166 /с. На № 126/3ео от 5.II.1949 г.

Министерство иностранных дел СССР. Товарищу Зорину В. А.

В связи с сообщением и предложением т. Соколовского из Берлина о т[ак] н[азываемой] «чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери» сообщаю, что, по наведенным справкам, самая ценная (золотая) риза с данной иконы с большим количеством драгоценных камней была снята еще в период войны 1914–1918 гг. и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями — в г. Ейск. Описание этой ценной ризы и приводит в своем сообщении т. Соколовский на основании посланной Совету 3 декабря 1948 г. члену Коллегии МИД СССР т. Смирнову А. А. справки (описание иконы «Тихвинской Божией Матери» из книги «Тихвинские монастыри» издания 1854 года).

В связи со снятием и эвакуацией золотой ризы на икону была одета риза меньшей ценности — серебряная, вызолоченная, с драгоценными украшениями, до этого находившаяся на копии иконы «Тихвинской Божией Матери». В 1922 году якобы была снята и эта риза (в период изъятия церковных ценностей) и на икону была одета тоже богатая (но все же меньшей ценности) серебряная вызолоченная риза XVI века русской работы, имевшая также драгоценные камни и русские самоцветы. Последняя риза имела также историческое значение, так как была пожертвована в монастырь Борисом Годуновым.

Находясь в Успенском соборе Тихвинского монастыря, икона помещалась в богатом вызолоченном киоте с балдахином готического стиля с орнаментом ордена Мальтийских рыцарей. Киот был пожертвован монастырю в 1802 году Павлом I. Описание легенд, связанных с этой иконой, и другие данные даны в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 65, стр. 278).

Выяснено также, что икона «Тихвинской Божией Матери» была вывезена немцами в период их нахождения в Тихвине (ноябрь-декабрь 1941 года). В книге «Правда о религии в России», изданной Московской Патриархией в 1942 году, напечатан «Акт о разрушениях и ограблении немецкими фашистами Тихвинского монастыря», подписанный четырьмя старожилами города Тихвина (стр. 378–385), и там же помещено 10 фотографий о разрушениях в монастыре. В указанном акте говорится и о похищении иконы «Тихвинской Божией Матери». Из числа четырех подписавших данный акт (старожил[ов] г. Тихвина) может быть послан в Германию гр[аждани]н Проскуряков Константин Николаевич, зав[едующий] Музеем Римского-Корсакова в г. Тихвине, хорошо знающий икону. Вопрос о Проскурякове согласован мною с председателем Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР т. Лебедевым и председателем Тихвинского горсовета.

Известно также, что из Тихвина икона была привезена в г. Псков, где кто-то из высшего командования (по одним сведениям, даже сам Розенберг) с большой церемонией передал икону в местный собор, а начальник Псковской духовной миссии протоиерей К. Зайц (умер в 1948 г.) принимал эту икону, и он же в начале 1944 года привез икону из Пскова в г. Ригу к митрополиту Сергию (убит немцами в апреле 1944 г.). Икона была помещена в Рижском женском монастыре, и, как сообщают, в тот период времени к иконе, у которой совершались молебны и читались акафисты, стекалось много верующих, а немцы обращали свое внимание на драгоценность ризы.

22 сентября 1944 года немцы вывезли икону из Риги в Германию, тогда же в Германию бежали Рижский епископ Иоанн (Горклав), в руках которого сейчас и находится икона, епископ Митавский Иоаков, епископ Ковенский Даниил (последний вернулся в СССР в 1946 году).

В связи с предложением т. Соколовского о командировании в Германию «авторитетного и высококвалифицированного представителя Церкви», сообщаю, что кроме Патриарха знает икону из всего епископата только один епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий, который в 1933 году был пострижен в монашество в Тихвинском Успенском мужском монастыре и в том же году последний раз видел икону «Тихвинской Божией Матери».

В г. Тихвине существует только одна церковь «во имя Тихвинской Божией Матери» постройки 1791 года, от имени общины которой сейчас и составляется обращение к Патриарху с просьбой ходатайствовать о возвращении иконы. Такое же обращение будет и от лица митрополита Ленинградского и Новгородского Григория.

С иконы «Тихвинской Божией Матери» было снято большое количество копий, но самая точная копия, включая точный размер, с этой иконы находится в «крестовой» (домашней) церкви Патриарха Московского Алексия.

В связи с тем, что Патриархия ранее ставила вопрос перед Советом о целесообразности кратковременной поездки в Советскую зону Германии церковной делегации от Патриархии для службы в русских церквах гг. Берлина, Лейпцига и Дрездена и принимая во внимание многократные просьбы Управления информации СВАГ о необходимости приезда представителей Патриарха в Германию, Совет входит с предложением соединить эти две задачи (служба в церквах Советской зоны Германии и получение иконы в Американской зоне — г. Херсбрук) и для этого срочно командировать на двухнедельный срок в Берлин (с поездкой в указанные выше города) церковную делегацию в следующем составе: 1. Епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий (Ларин Сергей Иванович, рождения 1908 года, в 1945 и 1946 гг. ездивший в Югославию); 2. Управляющий делами Московской Патриархии, настоятель Патриаршего Богоявленского Собора протопресвитер Николай Федорович Колчицкий (рождения 1890 года, ездивший в 1945 г. в Германию, а также в Сирию, Палестину, Египет и Англию, в 1946 г. вторично в те же страны Ближнего Востока и в 1948 г. в Болгарию); 3. Наместник Троице-Сергиевской лавры архимандрит Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович, рождения 1898 года, ездивший в 1945 и 1946 гг. в Болгарию). Все трое хорошо выполнили во всех случаях возложенные на них задачи. 4. Гр[аждани]н Проскуряков Константин Николаевич, рождения 1890 года, зав[едующий] Музеем Римского-Корсакова в г. Тихвине.

На расходы, связанные с поездкой, будут выданы командировочные в сумме 2400 немецких марок (из расчета установленной нормы 40 марок в день на человека) и такая же сумма представительских, а всего 4800 немецких марок.

Принимая во внимание, что оформление вопроса о поездке займет известное время, Совет такое же письмо написал в Совет Министров СССР т. Ворошилову с представлением проекта распоряжения Совета Министров СССР [41].

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпов.

№ 17 [42]

24 февраля 1949 г.— Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) Патриарху Алексию I о просьбе православных верующих Тихвина возбудить ходатайство о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвин

Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси, Григория, митрополита Ленинградского и Новгородского

Доклад

С давних веков в древнем Тихвине Новгородской области сияла и своим благодатным светом озаряла весь северный край святой Руси чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, и православные русские люди глубоко чтили и текли на поклонение этой святыне. Попущением Божиим в дни последней Великой Отечественной войны во время отступления вражеских войск эта великая и дорогая для нас святыня была увезена из Тихвина немцами, прельстившимися, очевидно, ее драгоценностями. По мере отступления немцев эта святая икона оказалась сначала в г. Пскове, а потом в г. Риге, привлекая к себе молитвенное поклонение верующих. В сентябре 1944 г., с отступлением немцев из Риги, пред приходом Красной армии, эта св[ятая] икона была увезена немцами в Германию, где и находится доселе.

Верующие г. Тихвина и всей Северной области душевно скорбят, что лишены этой своей родной древней святыни, под благодатной сенью которой столько поколений их отцов и дедов находили утешение и радость; и теперь, узнав о местонахождении этой святой иконы, усиленно просят Ваше Святейшество возбудить ходатайство о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери на место ее прежнего нахождения в г. Тихвине.

Вашего Святейшества покорнейший слуга и богомолец Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский.

№ 18 [43]

1949 г.— Справка о Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери, подготовленная в Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР

Икона Божией Матери, подлинная, чудотворная, в конце 1942 г. была взята немцами из горевшего храма в Тихвинском монастыре и привезена в г. Псков, а в начале 1943 г. передана православной миссии и помещена в псковском кафедральном соборе. В феврале 1944 г. икона была немцами изъята из псковского собора, доставлена в Ригу и помещена в один из музеев. По ходатайству экзарха митрополита Сергия икона была выдана из музея и перевезена 4 марта 1944 г. в рижский кафедральный собор, причем был составлен специальной комиссией акт приема иконы с описанием находившихся на ней драгоценных камней, так как было видно, что на ризе не все драгоценности были в целости. 31 июля того же года икона была перевезена в Рижский женский монастырь, а 27 сентября немцы, уложив икону в ящик и забив его, погрузили на подводу и отправили в Либаву. Из Либавы в середине октября икона вместе с Рижским епископом Иоанном (Гарклавом) и другим вывезенным из Риги духовенством была отправлена в Чехословакию под Прагу. По имеющимся в Риге сведениям, в 1945 г., перед самым заключением мира икона вместе с рижским духовенством была перевезена в Американскую зону в неизвестном направлении.

Икона размером приблизительно 90 сантиметров высотой и 65 сант[иметров] шириной, вставленная в массивный металлический киот, украшена серебряной позолоченной ризой художественной ручной чеканки, которая унизана следующими драгоценными камнями: 1 смарагд приблиз[ительно] в 1/4 карата; 5 смарагдов шлифованных, в общей сумме приблиз[ительно] в 5,5 карата; 1 аметист 2 гр.; 2 бриллианта по 1 карату; 2 корнеола нешлифованных; 20 альмандинов в 20 гр.; 18 шт[ук] бирюзы 9 гр.; 11 шт[ук] кальцедонов 10 гр.; 1 золотой крестик 2 гр.; жемчуг в общей сумме 86 гр.

№ 19 [44]

2 апреля 1949 г.— Письмо Г. Г. Карпова министру иностранных дел СССР А. Я. Вышинскому [45] по вопросу о целесообразности опубликования в печати заявления Патриарха Алексия I по поводу отказа американских властей возвратить Тихвинскую икону Божией Матери

№ 339/с. Секретно.

Министру иностранных дел СССР Товарищу Вышинскому А. Я.

В связи с предложением тт. Дратвина [46] и Семенова [47] (из СВАГ) о целесообразности опубликования в газетах заявления Патриарха Алексия или его заместителя по поводу отказа американских властей возвратить икону «Тихвинской Божией Матери» и отказа во въезде в Американскую зону Германии представителей Русской Православной Церкви, Совет сообщает свое мнение по затронутому вопросу.

1) Опубликование в газете заявления по затронутому вопросу Совет считает целесообразным, но от имени митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, являющегося непременным (постоянным) членом Св[ятейшего] Синода и в состав епархии которого входят тихвинские церкви, при этом, по мнению Совета, опубликовывать следует только в газете «Известия».

2) Опубликовывать заявление от имени Патриарха Алексия Совет считает нежелательным, также нежелательным опубликование заявления от имени его заместителя митрополита Крутицкого Николая [48], поскольку последний выезжает на Всемирный конгресс сторонников мира.

3) По проекту заявления, присланного тт. Дратвиным и Семеновым49, церковные руководители, в частности митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, вероятно, будут просить внести свои исправления и дополнения.

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР [Карпов].

№ 20 [50]

9 апреля 1949 г.— Письмо Г. Г. Карпова А. Я. Вышинскому по поводу обраще-ния митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в связи с отказом американских властей вернуть Тихвинскую икону Божией Матери



Секретно. 19 апреля 1949 г. № 382/с

Министру иностранных дел СССР товарищу Вышинскому А. Я.

Совет при этом направляет текст обращения Ленинградского митрополита Григория по вопросу о иконе «Тихвинской Божией Матери» для опубликования в берлинской печати и просит сообщить замечания МИДа по тексту обращения. Со своей стороны Совет полагал бы целесообразным на второй странице после слов «похитивший икону» вставить «изменник Родины и Матери-Церкви бывший епископ Рижский и т. д.». По получении от Вас ответа по рекомендации Совета Патриарх Алексий поручит своему экзарху в Берлине архиепископу Сергию [51] опубликовать обращение в печати.

Приложение: по тексту.

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпов.

Обращение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова)

Г[осподин] редактор!

Позвольте чрез Вашу уважаемую газету [52] сделать достоянием широкой гласности приводимые ниже факты недостойного отношения представителей американской военной администрации в Германии к религиозным нуждам и чувствам верующих людей Православной Русской Церкви.

Всем известно, какие неисчислимые бедствия принесло нашей стране нашествие гитлеровских банд, варварски уничтожавших на своем пути драгоценные памятники русской старины, культуры, искусства, живописи, зодчества… Не пощадили они и священных памятников Русской Православной Церкви, кощунственно уничтожив или разграбив много искони чтимых народом монастырей, огромное количество храмов, святых икон, церковной утвари.

К числу таких памятников священной старины и древнего русского искусства относится и всему православному миру известная и высокочтимая Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. С давних веков в древнем г. Тихвине Новгородской области эта святая икона сияла и своим благодатным светом озаряла весь северный край Святой Руси, и православные русские люди глубоко чтили и текли на поклонение этой святыне.

Попущением Божиим в дни последней Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровской Германии, во время отступления вражеских войск эта великая и дорогая для русского народа святыня была увезена из Тихвина немцами, прельстившимися, очевидно, ее большими драгоценностями, принесенными в дар чтимой иконе миллионами верующих на протяжении ряда веков. По мере отступления немцев эта святыня оказалась сначала в г. Пскове (в 1943 г.), потом в г. Риге (в 1944 г.) и, наконец, (в 1945 г.) вместе с небольшой группой рижского духовенства, бежавшего с немцами, была перевезена в Американскую зону в неизвестном направлении.

С неизъяснимым чувством радости была нами воспринята весть о том, что Управлением репараций и реституции Советской военной администрации в Германии эта святыня была найдена и что 28 сентября 1948 г.[53] на нее предъявлено было американским властям официальное требование об ее возвращении. Однако, вместо того чтобы возвратить икону, американские власти сначала стали отрицать факт нахождения ее в Американской зоне; когда же и свидетельские показания, и фотографические снимки, и, наконец, специальная брошюра, выпущенная в Американской зоне, с одобрения ЮНРА [54], явно подтвердила нахождение иконы в Американской зоне, отрицать далее этот факт уже не представляется возможным. При этом точно установлено, что икона находится в г. Херсбрук, по Амбергерштрассе, в доме № 64, принадлежащем самим американским властям, у которых укрывается и похитивший икону бывший епископ Рижский Иоанн Гарклав, перешедший в ориентацию митрополита Анастасия, отколовшегося от Русской Православной Церкви.

Тогда высшие официальные лица Американской зоны оккупации Германии стали заявлять, что они не возвращают икону потому, что якобы этим они защищают интересы верующих и способствуют удовлетворению их религиозных потребностей. Однако поведение американских властей явно обнаруживает лживость их заявлений. На просьбу допустить представителей Русской Православной Церкви в Американскую зону к месту нахождения иконы они отвечают отказом.

По благословению главы Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и от имени верующего народа всего северного края нашей Родины как митрополит Ленинградский и Новгородский, в области которого находится г. Тихвин — место исконного нахождения и почитания чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери — я решительно и настойчиво протестую против таких незаконных и произвольных действий американских властей, насильно задерживающих возвращение на Родину нашей родной великой святыни, прикрываясь всякого рода формальными отговорками, и уверен, что все православные верующие нашей великой Родины и самой Америки, равно как и всех других стран мира, присоединят свой голос к моему справедливому протесту и вместе с нами осудят не-законные действия американских властей.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий.

№ 21 [55]

24 июня 1949 г.— Справка по вопросу о вывозе иконы Тихвинской Божией Матери за пределы СССР и об отказе в ее возвращении

Маршал СССР тов. Соколовский, в бытность его Главноначальствующим Советской военной администрации в Германии сообщил в МИД СССР о том, что в период немецкой оккупации гор[ода] Тихвина немецкими захватчиками была вывезена так называемая икона «Тихвинской Богоматери», которая находится в Американской зоне оккупации Германии, гор[оде] Херсбрук, у бывшего Рижского епископа Иоанна. В осмотре и реституции этой иконы американцы ответили отказом по мотивам, что якобы эта икона не является Тихвинской, а вывезена из Латвии.

Тов. Соколовский поставил вопрос подобрать авторитетных в церковных кругах высококвалифицированных представителей Церкви, которые могли бы по первому требованию прибыть в Берлин для последующего выезда в Американскую зону для опознания и в случае возможности получения самой иконы. В связи с этим Советом были собраны необходимые документы, подтверждающие факт вывоза немцами из г. Тихвина указанной иконы и место ее нахождения.

В качестве представителей Московской Патриархией были намечены епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий (Ларин Сергей Иванович), управляющий делами Московской Патриархии Николай Федорович Колчицкий и наместник Троице-Сергиевской лавры архимандрит Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович), видевшие лично эту икону и могущие опознать ее.

О командировании в Германию указанной делегации Совет вошел с ходатайством в правительство 16 февраля 1949 года. Позже были получены из МИД СССР данные о том, что американцы не отрицают факта нахождения «Тихвинской иконы» в зоне их оккупации, но отказывают в самой выдаче иконы по причинам необходимости ее для религиозных нужд местного населения.

Член Совета Уткин.

Примечания:

[1] ГА РФ, ф. Р–7021, оп. 30, д. 1850, л. 1–1 об. Подлинник. К Акту приложены фотографии, свидетельствующие о разрушениях, причиненных немецко-фашистскими оккупантами Тихвинскому Богородицкому монастырю в 1941 г., в том числе Успенской церкви, в которой располагалась Тихвинская икона (см.: ГА РФ, ф. Р–7021, оп. 30, д. 1850, л. 2, 15). В сокращенном виде документ опубликован: Правда о религии в России. М., 1942. С. 378–385.

[2] ГА РФ, ф. Р–7021, оп. 30, д. 1564, л. 15–16. Подлинник. Содержит помету: «Настоящее экспертное заключение рассмотрено и утверждено оценочно-экспертным бюро Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков 22 сентября 1944 г. (протокол № 59). Член оценочно-экспертного бюро, инженер Броницкий».

[3] ГА РФ, ф. Р–7021, оп. 121, д. 29, л. 1, 4, 8. Подлинник.

[4] Полное название документа: «Из отчета Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков… и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, коллективным хозяйствам (колхозам), общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК) о количестве и качестве ущерба, причиненного немецкими оккупантами Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., составленного преподавателем Московской Духовной академии (МДА) А. В. Ведерниковым».

[5] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 143–144. Копия. Перевод с латышского языка. На акте имеется помета: «Копия с копии перевода с латышского».

[6] Там же, л. 189. Подлинник. Копия документа (отпуск) хранится в Библиотеке Московской Духовной академии. Инв. № 219098.

[7] См. примеч. 28 к вступительной статье.

[8] См. примеч. 29 к вступительной статье.

[9] Имеются в виду обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I к архипастырям и клиру РПЦЗ от 10 августа 1945 г., а также обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I к русским православный братьям и сестрам, пребывающим за рубежом нашей страны (15 декабря 1945 г) (ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 140, л. 27–27 об.).

[10] Белышев С. К., с марта 1945 г. заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.

[11] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 64, л. 228–229. Подлинник. Машинопись. Доклад заверен личной подписью епископа Рижского Иоанна.

[12] Имеется в виду г. Яблонец.

[13] Августин (Петерсон; 1873 — 4 октября 1955), митрополит Рижский и всей Латвии в юрисдикции Константинопольского Патриархата, затем Московского Патриархата, после 1946 г.— в юрисдикции РПЦЗ. 29 марта 1936 г. хиротонисан во епископа Рижского и всей Латвии, в тот же день Константинопольским Патриархом Фотием II возведен в сан митрополита. В нач. 1941 г. присоединился к Русской Православной Церкви, вскоре ушел на покой. В июле 1941 г. объявил о своем возвращении к управлению Автономной Латвийской Церковью в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Летом 1944 г. уехал из Риги вместе с немецкими войсками.

[14] Иаков (Карп), епископ Елгавский (Митавский), хиротонисан 27 сентября 1936 г., с 1942 г. в сане архиепископа. Скончался 13 октября 1943 г.

[15] Александр (Витол; 1876–1942), епископ Ерсикский с 1938 г., затем епископ Мадонский. Скончался 30 июля 1942 г.

[16] Даниил (Юзьвьюк; 2 октября 1880 — 27 августа 1965), в апреле 1942 г. хиротонисан во епископа Ковенского, с 29 апреля 1944 г. временно управляющий Литовской епархией и Экзархатом Латвии и Эстонии в сане архиепископа. В мае—октябре 1945 г. пребывал на территории Чехословакии. С 30 декабря 1945 г.— архиепископ Пинский и Брестский, в 1950–1954 гг. находился в заключении.

[17] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 138–141. Заверенная копия. Документ написан на бланке Рижского женского Троице-Сергиева монастыря.

[18] См. примеч. 25 к вступительной статье.

[19] Имеется в виду г. Иоганнесберг близ Яблонца (Чехословакия).

[20] Православная Русь. 1947. 15–28 ноября, № 19; ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 439, л. 114–115. Копия.

[21] См. примеч. 46 к вступительной статье.

[22] Чудотворная Курская икона Божией Матери («Коренная»), по преданию, написана евангелистом Лукой; была вывезена из России во время эвакуации Добровольческой армии в годы Гражданской войны за границу, где и находится в настоящее время. Имеются сведения, что во время Второй мировой войны она находились у митрополита Анастасия (Грибановского). См.: ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 140 («Материалы по Карловацкой церкви»), л. 33–34 (выписка из газеты «Русские новости», № 3 от 28 декабря 1945 г.).

[23] Серафим (Ляде; 1893–1950), с 1942 г. митрополит Берлинский, Германский и Среднеевропейского митрополичьего округа РПЦЗ.

[24] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 439, л. 126–127. Подлинник. Заверенная копия.

[25] Киселев Евгений Дмитриевич (1908–1963), с июля 1945 г. по апрель 1948 г. политический советник советского военного/верховного комиссара в Австрии, с мая 1947 г. политический представитель СССР в Австрии, в 1948–1949 гг. начальник Отдела балканских стран Министерства иностранных дел СССР.

[26] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 439, л. 128–130. Копия.

[27] Смирнов Андрей Андреевич (1905–1982), в 1943–1949 гг. начальник 3-го европейского отдела Наркомата МИД СССР.

[28] В приложении приведена выдержка из книги: Тихвинские монастыри. Ч. 1. Тихвинский Богородицкий Большой мужской монастырь. СПб., 1854. С. 67–69,— с описанием чудотворной иконы.

[29] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 115. Подлинник.

[30] Там же, л. 116. Подлинник.

[31] На самом деле Ленинградской области.

[32] Здесь и далее ошибочное написание фамилии Рижского епископа Иоанна дается, как в оригинале.

[33] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 117. Подлинник.

[34] Там же, л. 121–124. Подлинник.

[35] Серафим (Чичагов; 1856–1937), священномученик, митрополит Ленинградский в 1928–1933 гг.

[36] Вероятно, ошибка в дате: император Павел I был убит 1 марта 1801 г.

[37] См. Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей. СУ. 1922 г. № 19. С. 217.

[38] Антоний (Демянский; 1866 — ок. 1926), с 11 ноября 1923 г. епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии. В 1913–1922 гг. настоятель Тихвинского монастыря.

[39] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 167. Подлинник. Рукопись.

[40] Там же, л. 125–128. Копия.

[41] Копия письма Г. Г. Карпова в Совет Министров СССР К. Е. Ворошилову № 163/с от 16 февраля 1949 г. и проект распоряжения Совета Министров СССР о поездке церковной делегации в Германию сохранились в фонде Совета по делам религий при Совете Министров СССР (ф. Р–6991, оп. 1, д. 451, л. 129–133). Подлинник письма хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) (см.: Васильева О. Ю. Нетленный пленный образ... С. 34–35.

[42] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 156. Подлинник.

[43] Там же, л. 136. Заверенная копия.

[44] Там же, л. 159. Копия.

[45] Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1954), советский государственный деятель, юрист, дипломат, в 1949–1953 гг. министр иностранных дел СССР.

[46] Дратвин Михаил Иванович, генерал-лейтенант, с 17 ноября 1945 г. начальник Штаба СВАГ, с 22 мая 1947 г. по 1949 г. первый заместитель Главноначальствующего СВАГ.

[47] Семенов Владимир Семенович (1811–1992), дипломат, с 31 мая 1946 г. политический советник СВАГ, в 1949–1953 гг. политический советник председателя Советской контрольной комиссии в Германии, а после ее упразднения в 1953 г.— верховный комиссар СССР в Германии.

[48] Николай (Ярушевич; 1892–1961), с 28 января 1944 г. по 19 сентября 1960 г. митрополит Крутицкий.

[49] Проект заявления от Русской Православной Церкви в связи с отказом американских властей вернуть Тихвинскую икону Божией Матери, подготовленный СВАГ, см.: ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 160–162.

[50] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 163–165. Копия.

[51] См. примеч. 54 к вступительной статье.

[52] По всей видимости, имеется в виду газета «Советское слово», издававшаяся в Германии в 1947–1949 гг. на русском языке, либо газета «Теглихе Рундшау», издававшаяся в 1945–1950 гг. на немецком языке.

[53] В действительности официальное требование СВАГ на возвращение Тихвинской иконы было подано американским властям 28 октября 1948 г.

[54] United Nations Relief and Rehabilitation Administration (UNRRA, или ЮНРРА) — Администрация ООН по оказанию помощи и восстановлению. Учреждена 9 ноября 1943 г. в Вашингтоне 44 странами, в том числе СССР. Задачей ЮНРРА являлась опека над беженцами и другими перемещенными лицами из стран-членов ООН, находившимися на вражеской территории, и помощь в их возвращении на родину или в воплощении иного определяющего их жизнь решения. См.: Полян П. Жертвы двух диктатур... С. 374.

[55] ГА РФ, ф. Р–6991, оп. 1, д. 582, л. 166. Копия.

Форумы