325 лет назад был казнен протопоп Аввакум (комментарий в интересах нации)

В. А. Федоров

Алексей Михайлович, Тишайший

(10.03(21.03 н.ст.).1629–29.01.1676)

Статья из I т. «Православной энциклопедии»

Рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. В младенчестве А.М. находился под надзором «мамок», а с 5 лет — «дядьки» Б.И. Морозова, к-рый оказал на него значительное влияние. В пятилетнем возрасте А.М. под руководством Морозова обучался чтению (сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтири), с 7 лет — письму, а с 9 — церковному пению (столповому знамени, а также строчному и демественному пению — у певчих дьяков Луки Иванова, Михаила Осипова, Ивана Семионова). К 12 годам у А.М. составилась б-ка из духовных и светских книг, благодаря разносторонней начитанности он был одним из самых образованных людей своего времени. Чтение способствовало глубокой и сознательной религиозности, А.М. был набожен, не пропускал ни одного богослужения, часто вставал ночью и молился до утра, прекрасно знал церковный устав; по праздникам сам отправлялся в тюрьмы и богадельни и лично раздавал милостыню, кормил нищих. Внимательно выслушивал челобитчиков, по преданию, в царском с.Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя. Требовал во всем соблюдать порядок («чин») и строго взыскивал за его нарушение, был вспыльчив, но отходчив. В характере А.М. соединялись склонность к размышлению и наблюдению, исключительная любознательность. А.М. страстно увлекался соколиной охотой и даже составил ее правила — «Урядник сокольничья пути», любил театральные представления.

В 14 лет А.М. был объявлен наследником престола. Рано лишился родителей. В 16 лет, после смерти отца, А.М., по существовавшему правилу, был избран на царство земским Собором из представителей духовенства, бояр, служилых, торговых «и всяких чинов людей». При этом молодой царь не взял на себя никаких письменных обязательств, «что прежние цари выдавали», да с него их «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим». В первые годы царствования юный А.М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А.М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М.И.Милославской А.М. имел детей: Дмитрия (1649–1651), Евдокию (1650–1712), Марфу (1652–1707), Алексея (1654–1670), Анну (1655–1707), Софью (1657–1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682–1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658–1718), Марию (1660–1723), Феодора (1661–1682, царь с 1676), Феодосию (1662–1713), Симеона (1665–1669), Ивана (1666–1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М.И.Милославской (4 марта 1669) А.М. женился на Н.К.Нарышкиной, от брака с ней имел: Петра (1672–1725, царь с 1682, имп. Всероссийский с 1721), Наталью (1673–1716) и Феодора (1674–1678).

А.М. столкнулся с необходимостью решения важных вопросов: преобразования гос. управления, переустройства армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией).

Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А.М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь. После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.М. более не нуждался в его опеке.

Городские восстания, вызванные ростом косвенных налогов, в 1648–1650 гг. прокатилась по всей стране, затронув и Сибирь. Соляной налог пришлось отменить. Восстания повлияли на ускорение кодификации законодательства. По приговору царя с Боярской думой в июле 1648 г. комиссии из 5 лиц было поручено составить проект нового Уложения. 1 сент. 1648 г. в Москве собрался земский Собор из «выборных людей разных чинов государства», к-рый в 1649 г. принял Уложение (см. Соборное Уложение 1649 г.). Для укрепления власти и авторитета самодержавного монарха в Уложение были введены статьи, по к-рым даже «умысел» на здоровье, жизнь и честь государя были возведены в ранг тягчайших гос. преступлений. Уложение окончательно закрепило крестьян за помещиками, прикрепило посадское население городов к тяглу. В дальнейшем Соборное Уложение пополнялось «новоуказными статьями» — «о татебных, разбойных и убийственных делах», «о вотчинах и поместьях», о смертной казни за самовольный выход тяглых людей из посада и др. Уложение в главе «О богохульниках и о церковных мятежах» ужесточило кары (вплоть до сожжения) против еретиков. Уложение поставило духовенство под юрисдикцию светского суда по гражданским делам, тем самым ограничивалась компетенция церковного суда. Судебные дела (исключая собственно церковные) духовных лиц были переданы светским судебным учреждениям и созданному в 1650 г. Монастырскому приказу, к-рый занимался также определенными административными вопросами жизни Церкви. Статьи Уложения 1649 г. не распространялись на Патриарха и находящихся в его вотчинах людей, к-рых судил сам Патриарх (из Патриаршего суда исключались лишь дела о «душегубстве и разбоях»). Уложение 1649 г. легло в основу последующего законодательства. Одновременно проводилась кодификация церковного права. В 1650 г. была издана новая Кормчая книга, а также ряд царских и Патриарших указов, регламентировавших духовную жизнь об-ва.

При А.М. проходила централизация местного и центрального управления, расширение самодержавной власти царя и угасание значения земских Соборов: после Собора 1653 г., принявшего решение о воссоединении Малороссии с Россией, земские Соборы в царствование А.М. уже не собирались. А.М. рассматривал царскую власть как установленную Богом, считал монарха источником «права и милости». Называя себя «государем Святой Руси», А.М. рассматривал ее как оплот вселенского Православия. При А.М. продолжался рост приказной бюрократической системы. Количество приказов к концу его царствования возросло вдвое (с 40 до 80), а число приказных людей — более чем в 3 раза (с 800 до 2800). Приказы учреждались как для новых отраслей управления, так и для управления вновь приобретенными территориями (Смоленский, Сибирский, Малороссийский, Литовский). В 1654 г. был учрежден Тайный приказ (действовал до 1676), служивший личной канцелярией царя: через него проходили разнообразные дела, касавшиеся как вопросов гос. управления, так и частного хозяйства и личного обихода царя.

При А.М. значительную часть рус. войска составили организованные на западноевроп. лад «полки иноземного строя», первый опыт создания к-рых был предпринят при царе Михаиле Феодоровиче. Это были регулярные конные (драгунские и рейтарские) и пехотные (солдатские) полки, устройством к-рых занимались приглашенные иностранные специалисты. Из Европы приглашались также техники, мастеровые, архитекторы, живописцы, лекари, аптекари. В 1652 г. их поселили в московской пригородной Немецкой слободе, к-рая стала проводником зап. культурного влияния в России. Правительству А.М. и правосл. Церкви приходилось вести борьбу против усилившейся в то время экспансии католичества, лютеранства, кальвинизма и прочих «еретических учений». Ограничивались контакты правосл. рус. людей с католиками, лютеранами и кальвинистами. Православным запрещалось посещать костелы и кирхи, а иноземцам в России — правосл. храмы. Был установлен запрет на ввоз книг иностранной печати, кроме напечатанных Греческой Церковью.

В 1647 г. А.М. сблизился с кружком «ревнителей благочестия», возглавлявшимся царским духовником, настоятелем Благовещенского собора протопопом Стефаном Вонифатьевым. Деятели кружка стремились к упорядочению церковной жизни, богослужения, распространению проповеди. Первым заметным достижением боголюбцев стало отстаивание «единогласия». При А.М. было запрещено одновременное совершение неск. чинопоследований или частей одного чинопоследования («многогласие»), широко практиковавшееся с целью сокращения богослужения. Постановление о «единогласии» было принято еще Стоглавым Собором (1551), однако «многогласие» в богослужении продолжало существовать и даже распространялось, службы совершались быстро и «со всяким небрежением». Патр. Иосиф, несмотря на письменные и словесные просьбы боголюбцев и самого царя, не осмеливался исправить положение. В февр. 1651 г. состоялся по этому вопросу Собор, на к-ром по настоянию А.М. и Стефана Вонифатьева было решено держаться «единогласия» при чтении. В следующем 1652 г. А.М. предпринял меры против «раздельноречного» пения (хомонии). Была составлена комиссия из 14 лучших дидаскалов (музыкальных учителей), но ряд обстоятельств помешал ей исполнить поручение. Окончательно этот вопрос был решен комиссией из 6 дидаскалов в 1667 г. Предпринимались меры по искоренению язычества и суеверия в народе. Указы 1648–1649 гг. запрещали принимать в домах скоморохов, исполнять «бесовские игры» и песни, гадать, «праздновать купалу, прыгать через костры», запрещались святочные игры ряженых, гадания, «волшебство».

В 1653–1655 гг. была проведена церковная реформа. Реформа ставила цель упорядочить связи РПЦ с К-польским Патриархатом, правосл. Церквами укр., белор. земель, Молдавии и Балканского п-ова, что способствовало бы укреплению авторитета Рус. гос-ва. Все это требовало унификации церковной обрядности, богослужебных книг, иконописания, даже церковной архитектуры. Особое место в реформе заняла справа церковных книг, задачей к-рой было установление правильного текста, искаженного при переписке. Приглашены были справщики — ученые греч. и укр. монахи, к-рые проводили сравнение рус. богослужебных книг с совр. греческими. В 50–60-х гг. происходила подготовка к реформе певч. искусства (см. Истинноречие, Раздельноречие). На службу в столицу приглашались украинские «спеваки», что способствовало распространению здесь партесного пения, а также новшеств в области нотации и теории музыки. А.М. и сам проявил себя как распевщик и переписчик певч. сборников: сохранились его авторские распевы песнопения «Достойно есть» (ГИМ. Син. певч. № 52. Л. 185), богородична «На Тебе, Пресвятая Богородице Дево», а также записи нек-рых стихир с правкой, сделанной рукой царя («Марьины слезы» и др. — РГАДА. Ф. 27. Оп.1. №337. Л.12, 13). Не сохранились, но известны по описи царской библиотеки 1682 г. 6 тетрадей, 13 отдельных листов, 25 «столпчиков» и др. муз. рукописи, выполненные А.М. (Протопопов. С.130).

Для проведения богослужебной реформы был призван энергичный и деятельный Патриарх Никон (Минов), к-рый обратил на себя внимание царя в 1646 г., когда приехал в Москву за «милостыней» для Кожеезерского мон-ря, где был тогда настоятелем. Никон так понравился царю, что тот оставил его в Москве, сделав настоятелем Новоспасского мон-ря. В 1649 г. Никон был поставлен митр. Новгородским, а в 1652 г. по настоянию царя — Патриархом Московским и всея Руси. Он пользовался полным доверием царя, к-рый советовался с ним не только по духовным вопросам, называя его «собинным другом». Никон энергично взялся за проведение реформы, применяя жесткие меры. Церковная реформа встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства, знати и простонародья — ревнителей «древлего благочестия», в значительном числе отделившихся от Церкви в раскол старообрядчества и подвергшихся суровым преследованиям. Властный и честолюбивый, присвоив себе титул «великого государя», Никон активно вмешивался даже в ход гос. дел, при этом стремясь поставить власть Патриарха выше царской. Себя он сравнивал с солнцем, а царя — с луной. Из-за непомерных амбиций Никона возник конфликт между А.М. и Патриархом, завершившийся разрывом в 1658 г. Никон демонстративно снял с себя Патриаршее облачение, облачился в скромное монашеское одеяние и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь в надежде, что царь придет к нему с повинной. Однако эти надежды не оправдались. В 1664 г. Никон вернулся в Москву, но при попытке занять Патриаршую резиденцию его по приказу царя выслали обратно. В 1666–1667 гг. в Москве был созван церковный Собор при участии Восточных Патриархов, к-рый утвердил церковные нововведения, осудил действия Никона и лишил его сана Патриарха. Никон в защитительном трактате «Разорение» обвинял А.М. и его правительство в покушении на церковную свободу и независимость.

На Соборе А.М. столкнулся с оппозицией иерархов, указавших на ряд недостатков в церковном управлении. Архиереи высказали недовольство несоблюдением в России «древнего апостольского и соборного правила» — собираться дважды или по крайней мере 1 раз в год Архиерейским Соборам «для исправления церковных дел»; отрицательно отнеслись к положению, что в церковном управлении как у Патриарха в его приказах, так и у прочих архиереев, епархиальные дела решают преимущественно светские чиновники, а все духовенство, начиная с митрополитов, во всех делах судится по Уложению А.М. в Монастырском приказе. Собор запретил привлекать священников и монахов «в мирские судилища», суд над духовенством в епархиях должны были осуществлять назначенные архиереями духовные лица. Светские вассалы епископа (владычные бояре) могли вершить свой суд лишь над светскими людьми во владениях Церкви. Если Стоглавый Собор сохранил суд светских чиновников над духовными лицами, совершившими тяжелые уголовные преступления, то решения Собора 1666–1667 гг. передавали и этот вид суда архиерею, к-рый должен был наказать «по священным правилом»; лишь при повторном совершении такого преступления священник, предварительно лишенный сана, мог быть передан в руки светских судей. Дела о спорах между духовенством и мирянами должен был также рассматривать духовный суд. Архиереи постановили созывать дважды в год епархиальные соборы духовенства.

Важной основой отношений светской власти к духовной послужило покаянное обращение («Молебное послание») А.М. к мощам сщмч. митр. Московского Филиппа (Колычёва), убитого в 1569 г. по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В послании осуждался царский произвол и заявлялось о необходимости следовать законным установлениям во взаимоотношениях между царем и духовной властью.

При А.М. сложились следующие принципы взаимодействия Церкви и гос-ва. Царь имел право «предложения» кандидата на Патриарший Престол, влиял на избрание епархиальных архиереев и утверждал настоятелей мон-рей. Он часто издавал указы относительно церковных дел от своего имени и от имени Патриарха, созывал Соборы. К царю обращалась церковная власть за содействием в борьбе с противниками Церкви и в ограждении своих прав, нарушаемых влиятельными лицами. Царь также обращался за содействием к Церкви. Он совещался с Патриархом не только по церковным, но и по гос. делам. Представители духовенства присутствовали на всех земских Соборах, где решались важные внутри- и внешнеполитические вопросы. Патриарх имел право печалования — ходатайства перед царем за осужденных и опальных лиц. Церковь активно привлекала светскую власть для борьбы с расколом. При этом А.М. был сторонником преимущественно нерепрессивного разрешения конфликта со старообрядчеством, при нем лидеры раскола приглашались ко двору, призывались на церковных Соборах к покаянию и примирению с Церковью.

В царствование А.М. значительно расширилась территория страны. В 1654 г. в состав России добровольно вошла Левобережная Украина (Малороссия). В связи с начавшейся войной с Польшей (1654–1667) А.М. издал воззвание ко всем сынам правосл. Церкви, духовным и мирским людям царства Польского и княжества Литовского, в к-ром призывал их переходить на сторону рус. государя. После вступления московских войск в пределы Белоруссии Могилев, Полоцк, Гомель, Витебск и др. города сдались им без боя. В нач. 1655 г. были взяты Вильна, Ковно, Гродно и Пинск. Под власть рус. царя перешли вся Белоруссия и многие местности Литвы. В освобожденном крае восстанавливалось Православие: освящались оскверненные, запустелые, вновь построенные правосл. церкви и мон-ри, была учреждена Полоцкая (1656) епархия, к-рой, также как и Могилевской епархии, было предписано «иметь повиновение и послушание» Патриарху Московскому. В результате рус.-польск. войны к России отошли Киев с прилегающей к нему областью по правому берегу Днепра, Северская земля с Черниговом и Стародубом, Смоленская земля со Смоленском. За период царствования А.М. число епархий Русской Церкви возросло с 12 до 20. Во время войн с Польшей и Швецией А.М. молился о победе рус. войска в Троице-Сергиевом и Саввином-Строжевском мон-рях, лично участвовал в походах. Во время военных действий А.М. побывал в Витебске, Полоцке, Могилеве, Гродно, Ковно, Вильне, ознакомился там с новыми порядками и обычаями. По возвращении в Москву он внес перемены в придворный обиход, заимствовав нек-рые черты укр.-польск. уклада.

А.М. оказывал значительную помощь вост. Патриаршим Престолам и мон-рям, принимал многочисленные правосл. посольства. Царь неоднократно обращался к правосл. Патриархам за консультациями и помощью в решении проблем внутрицерковной жизни, в частности в «деле Патриарха Никона». Активная церковная политика А.М. в вост. направлении позднее привела к конфликту между отечественной богословской традицией и зарубежными (преимущественно юго-западнорус.) влияниями.

При А.М. выросло число рус. городов, развивалось мануфактурное производство, большого размаха достигла внутренняя и внешняя торговля, проходила активная колонизация Вост. Сибири и Дальн. Востока. Промышленники и искатели добычи доходили до берегов Ледовитого и Тихого океанов и до границ Китая. Правительство закрепляло приобретение новых земель постройкой городов и крепостей-острогов: были основаны Нерчинск (1653), Иркутск (1652), Селенгинск и ряд др. городов. Установились дипломатические отношения с Персией и Китаем, развивались регулярные торговые и дипломатические связи с западноевроп. гос-вами. Значительных успехов Россия при А.М. достигла в культурном развитии. Увеличилось число грамотных людей, появились первые школы и учебники. Построены великолепные храмы (св. прор. Ильи в Ярославле, ансамбли Нового Иерусалима под Москвой, царские дворцы в Кремле и с. Коломенском). В архитектуре сформировался новый стиль — нарядное московское «нарышкинское барокко». В изобразительном искусстве получила распространение «парсунная» (портретная) живопись. Выдающимся живописцем был Симон Ушаков, стремившийся к реалистическим формам в иконописи и портрете. При дворе А.М. появился первый драматический театр, к-рый ставил пьесы в основном на библейские сюжеты.

1 сент. 1674 г. А.М. объявил сына Феодора наследником престола. А.М. похоронен в кремлевском Архангельском соборе, его царствование А.М. заложило основу для преобразований Петра I.

Соч.: Молебное послание государя Алексея Михайловича к мощам святого митрополита Филиппа// СГГД. М., 1822. Ч. 3; Собрание писем царя Алексея МихайловичА.М., 1856; Сказание об Успении Пресвятой Богородицы, правленное царем Алексеем Михайловичем / Изд. С. А. Белокуровым // ЧОИДР. 1894. Кн. 3; Письма русских государей и других особ царского семействА.М., 1896. Т. 5: Письма царя Алексея Михайловича.

Лит.: Мейерберг А. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 г. М., 1874; Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея МихайловичА.М., 1882; Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович // ИВ. 1886. № 5. С. 265–275; Забелин И. Е. Черты русской жизни в XVII-м столетии: (По поводу кн.: «Собрание писем Царя Алексея Михайловича» // Отечественные записки. Т. 110. Янв. С. 325–378; он же. Домашний быт русских царей в XVI–XVII ст. М., 1915. Т. 1. Ч. 2; Эйнгорн В. О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 4. С. XIV, 370; Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // он же. Российские самодержцы. М., 1900; Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 19064; Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. М., 1906; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909–1912. М., 1996р. Т. 1–2; он же. Характер отношений России к православному Востоку в XVI–XVII вв. Серг. П., 1914; Кореневский Н. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона. К., 1912; Тихомиров Н. M., Епифанов П. П. Соборное Уложение 1649 годА.М., 1961; Душечкина Е. В. Царь Алексей Михайлович как писатель: (Постановка проблемы) // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 184–188; Шульгин В. С. Религия и Церковь // Очерки русской культуры XVII в. М., 1979. Ч. 2. С. 288–312; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер роспева // ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131–137; Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1988. Т. 3; Волков М. Я. Русская Православная Церковь в XVII веке // Русское Православие: вехи истории. М., 1989. С. 153–229; Кристенсен С. О. История России в XVII в.: Обзор исследований и источников. М., 1989; Кротов М. Г. Послание царя Алексея Михайловича о смерти Патриарха Иосифа // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 2. С. 149–178; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 10–12 // Соч.: В 18 кн. М., 1990. Кн. 5; 1991. Кн. 6; Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 283–293; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992. Кн. 3; Демидова Н. Ф., Морозова Н. Е., Преображенский А. А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича // ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107–110.


Ссылки по теме
Форумы