Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария (комментарий в русле истории)

Биография архиепископа Серафима (Самойловича)

Составил священник Афанасий Гумеров

Исповедник и священномученик Серафим (в миру Симеон Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1881 г. в Полтавской губернии в семье псаломщика из Миргорода.

По окончании в 1902 г. Полтавской духовной семинарии отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон. Симеон Самойлович 1 августа 1902 года был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской школы. 1 июля 1905 г. он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в г. Ситку.

В день памяти преп. Сергия Радонежского 25 сентября 1905 г. епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) постриг Симеона Самойловича в монашество с именем Серафим.

2 октября 1905 года он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1906 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В этом же году (1 августа) назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.

25 марта 1908 г. иеромонах Серафим определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В этот же день за усердие и ревность по службе награжден набедренником.

Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 г. Указом Священного Синода (3 декабря 1908 г.) ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.

Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.

Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе. С 25 мая по 25 августа 1909 г. он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии.

1 сентября отец Серафим назначается духовником Александровской духовной семинарии (в городе Ардон в Осетии) с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора Семинарии (с 16 октября по 5 декабря 1909 г.). [1) РГИА, ф. 796, оп. 439, ед. хр. 787 (Послужной список. 30 января 1914 г.)]

13 апреля 1910 г. отец Серафим был поставлен наместником Могилево-Братского монастыря.

23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудится под началом владыки Тихона. 11 мая 1912 г. отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (5 тыс. рублей) был расширен монастырский странноприимный дом.

С началом войны 1914 г. игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (август 1914 г.). Руководил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел. Для устройства празднования был учрежден комитет под председательством епископа Рыбинского Сильвестра.

Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания.

В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличного Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Он помогал Владыке Агафангелу в управлении епархией.

В 1918 г. во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твердость и мужество.

2 (15) февраля 1920 г. состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. С июля 1922 г. епископ Серафим некоторое время находился в Ярославской тюрьме. До назначения 15 января 1924 г. временно управляющим Ярославской епархией временно управлял Харьковской епархией. 18 мая 1924г. вновь был арестован.[РГИА, фонд 831, оп.1, д.272, илл. 13-14, 25, 89.] В 1924 г. Святейший Патриарх Тихон произвел его во архиепископа.

В 1925-26 гг. в связи с пребыванием Преосвященнейшего Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим несколько месяцев руководил Ярославской епархией. Сохранился документ от 9 (22) марта 1926 г.: «Ответы управляющего Ярославской епархией, архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) на три вопроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) по поводу «григорианского раскола» и его деятелей.[Акты Святейшего Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея России, М., 1994, с.448-49] Владыка Серафим говорил об отсутствии у архиепископа Григория (Яцковского) и его единомышленников канонических прав возглавить Церковь: «в итоге получается явный раскол» (с.448). Архиепископ Серафим признает послание митрополита Сергия к архиепископу Григорию вызывающим восхищение в силу основательного понимания и психологически тонкого истолкования резолюции Патриаршего Местоблюстителя Петра от 19 января (1 февраля) 1926 года на докладе членов ВВЦС. [Там же, с. 449]

Конец 1925 г. в архипастырстве Серафима был особо значим. Промыслом Божием он был поставлен во главе нашей Церкви. Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр 23 ноября (6 декабря) 1925 г. за четыре дня до своего ареста сделал завещательное распоряжение: в случае невозможности ему осуществлять первосвятительскую деятельность в исполнение должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя должен вступить один из трех иерархов: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), митрополит Киевский Михаил (Ермаков), архиепископ Ростовский (будущий митрополит) Иосиф (Петровых). Высокопреосвященнейший Михаил «совершенно отклонил от себя Наше поручение». [Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского) от 1 февраля 1926 г., - «Акты Святейшего Тихона ...» , с. 436] В день ареста митрополита Петра 27 ноября (10 декабря) 1925 г. митрополит Сергий был на свободе и как первый кандидат принял на себя управление церковными делами. 25 ноября (8 декабря) 1926 г. он был арестован. В исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Иосиф (Петровых), и в тот же день подписал Завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или архиепископу Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей.

Волей Божией Владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя, о чем он известил чад Церкви в «Послании» от 16 (29) декабря 1926 г. из Углича: «Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям - епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви». [Там же, с. 490]

Архиепископ Серафим просит собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставляет все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.

В марте 1927 г. архиепископ Серафим был вызван Е.А.Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня освобожден и выслан в Углич.

Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права.

За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный состав ими Синода. [Воспоминания М.Н.Ярославского - «Надежда. Душеполезное чтение. Базель, 1994, вып. 18, с. 164-181.]

Издание «Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти « (26 (29) июля 1927 г.) внесло в церковную жизнь разделения. Болезненное отношение оно вызвало и в Ярославской епархии. Митрополит Агафангел, архиепископ Серафим, митрополит Иосиф, архиепископ Варлаам (Ряшенцев), епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия. Указывая на превышение Заместителем Патриаршего Местоблюстителя канонических полномочий, иерархи выражали глубокое сожаление о избрании такого направления деятельности, при котором «начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному». В заключении подписавшиеся архиереи выражают верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и объявляют о самостоятельном управлении Ярославской епархией.

В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является драгоценным документом, свидетельствующем о его высоких христианских добродетелях бывшего заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

Принципиально расходясь во взглядах с Заместителем Местоблюстителя, он сохраняет глубокое почтение к старшему собрату: «Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце». [Акты Святейшего Тихона ..., с. 571-72.] Письмо дышит любовью и к адресату, и к тем, кого глубоко огорчила Декларация: « Дорогой Владыка, я представляю, как Вы должны страдать! Почему же Вы испытывая эти страдания сами не желаете облегчить их тем, которые в свое время доверились Вам. С какой радостью я передавал Вам свои права заместительства, веря, что Ваша мудрость и опытность будут, содействовать Вам в управлении». [Там же , с. 571.]

Письмо обнаруживает высокий дух исповедничества Владыки. Он запечатлел его всей своей последующей страдальческой жизнью.

Наконец, в письме выражалась принципиальность автора. Он говорит о том, что Декларация лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания. То, что в ней было сказано не совсем явно, открыто было высказано в «Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР...» (2 (15) февраля 1930 г.). На вопрос «Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?» было отвечено: «Гонения на религию в СССР никогда не было и нет». [Там же, с. 682.]

Митрополит Сергий направил в Ярославль четыре дня спустя письмо на имя митрополита Агафангела, умоляя в нем «сохранить общение с нами, потерпев еще немного нашим немощам». Хотя послание было адресовано правящему архиерею, косвенно оно, несомненно, было обращено и архиепископу Серафиму и другим подписавшим «Обращение».

Из переписки митрополитов Агафангела и Сергия (25 марта (7 апреля) и марта 1928 г.) видно, что архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии. Из свидетельств современников можно убедиться, что он был арестован 17 февраля 1928 г. и выслан в Могилев, находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничьском Свято-Духовом монастыре.

29 марта (11 апреля) 1928 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Временный при нем Патриарший Священный Синод в «Постановлении» N 76 объявили прещения непринявшим Декларацию архиереям. Четвертый пункт касался архиепископа Серафима: «уволить от управления Угличским викариатством». [Там же, с. 608.] Постановление N 110, которое предположительно датируется 17 (30) мая 1928 г. усиливает меры в отношении Владыки Серафима и бывшего Пермского архиепископа Варлаама (Ряшенцева): «предать их каноническому суду православных архиереев, запретить им временно священнослужение в Ярославской и Московской епархиях и потребовать от них в месячный срок подать письменное отречение от поданного ими заявления 24 января (6 февраля) с.г. и выразить послушание Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду.

Из Буйничского Свято-Духова монастыря Владыка Серафим направил послание митрополиту Сергию, которое до нас не дошло, по мнению современников оно содержит увещание и повторяет высказанные ранее убеждения. [Там же с. 614.]

Глубокоцерковный по духу человек архиепископ Серафим, по-видимому, болезненно тяготился возникшим разделением с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Есть сведения, что в мае 1928 г. он примирился с митрополитом Сергием.

В марте 1929 г. Владыка Серафим вновь был арестован в г. Могилеве и осужден на три года заключения в лагере. Начинается последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений. Мужественное исповедничество заканчивается святым мученичеством.

Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломорканала. Протопресвитер М. Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение. Приведем свидетельства из этого драгоценного документа: «Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима - высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом ... мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки - дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру ..., я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима, - «На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов; я стою с 12 дня и меня не сменяют (Было около 6-ти часов вечера)». [М. Польский, протопресвитер, Новомученики российские, с. 12, 13.] Тот же свидетель рассказывает, что в марте 1932 г. Владыку освободили и направили этапом в ссылку в область Коми-зырян к северу от Вятки. «Он слабел телесно, но духом был тверд ... Больной - Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку». [Там же, с. 16.]

В 1933 г. архиепископ Серафим вновь был осужден: 3 года ссылки. Но через год мера преследования ужесточилась. Он приговаривается к 5 годам лагеря. Заключение исповедник отбывал в лагерях. 9 ноября 1937 г. священномученик Серафим был расстрелян в лагере.

Закончилась святым подвигом необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего издыхания отданная Богу и людям.

Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. День памяти - 14 (27) ноября.

(По материалам сайта »Православие.Ru»)

Форумы