О Русском Православии в Бельгии (комментарий в аспекте культуры)

Архиепископ Василий (Кривошеин)
Архиепископ Василий (Кривошеин)

М. В. Никифоров

Архиепиcкоп Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин)

Статья из VII тома «Православной энциклопедии»

Василий (Кривошеин Всеволод Александрович; 17.07.1900, С.-Петербург — 22.09.1985, там же), архиеп. Брюссельский и Бельгийский, богослов, патролог. Его отец, А. В. Кривошеин (1858–1921),— министр землеустройства и земледелия (1908–1915), один из сподвижников П. А. Столыпина в проведении земельной реформы, премьер-министр правительства Юга России адмирала П. Н. Врангеля (1920), мать — Е. Г. Кривошеина (урожд. Карпова). В 1916 г. В. А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отделение историко-филологического фак-та Петроградского ун-та. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом фак-те Московского ун-та. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери 2 пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1921 г. окончил филологический фак-т Сорбонны. В 1924 г. записался студентом в только что основанный митр. Евлогием (Георгиевским) Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже. В 1924–1925 гг. В. А. Кривошеин принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Хоповском мон-ре в Югославии, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы того же года он был принят послушником в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 24 марта 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 5 марта 1927 г.— в мантию с именем Василий. В 1927–1929 гг. учился греч. языку сначала в мон-ре, а затем в Карее, адм. ц. Афона. Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 г. Василий исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по греч. переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время. В совершенстве овладев греч. языком, исполнял канцелярские обязанности в мон-ре и, получив доступ в книгохранилище обители с богатейшими архивами древних рукописей, начал изучать святоотеческое наследие, написал ст. «Аскетическое и богословское учение св Григория Паламы» (1936). Будучи в 1937 г. избран «соборным старцем», т. е. членом монастырского Совета, почти ежегодно назначался вторым чрезвычайным представителем мон-ря на общеафонских собраниях 20 мон-рей, где обсуждались и решались наиболее важные святогорские вопросы. В 1942–1945 гг. был представителем (антипросопом) Свято-Пантелеимонова мон-ря в Свящ. Киноте Святой горы, а в 1944–1945 гг. также членом Свящ. Эпистасии (адм. органа Афона). В то время мон-рь переживал острый кризис из-за непрерывного уменьшения числа братии в результате кончины ее престарелых членов и отсутствия пополнения по причине жестких ограничительных мер греч. властей, направленных против притока на Афон иностранцев, особенно русских. Василию, как монастырскому секретарю и представителю в Киноте, пришлось вести напряженную борьбу против таких ограничений, что вызвало резкое недовольство гражданской власти и высылку Василия в сент. 1947 г. со Святой горы. При этом формально он оставался в составе братии Свято-Пантелеимонова мон-ря. В февр. 1951 г. по приглашению настоятеля домового храма во имя свт. Николая Чудотворца в Оксфорде (РПЦ), окормлявшего православных разных национальностей, архим. Николая (Гиббса) и с благословения игумена Свято-Пантелеимонова мон-ря Василий поселился в Оксфорде. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) он был рукоположен еп. Далматинским Иринеем (Джорджевичем) (Сербский Патриархат) 21 мая 1951 г. в иеродиакона, а на др. день — в иеромонаха и назначен священнослужителем Свято-Никольского храма.

В период жизни в Оксфорде Василий занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св и прп. Сергия содружества, выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 — в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) Василий был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая (Еремина; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамский и пребыванием в Париже. Хиротония Василия, однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресвятой Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония Василий архиеп. Николаем (Ереминым) и еп. Сергиевским Антонием (Блумом; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. № 9. С. 27–32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. Василий переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11–15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. № 2. С. 72–80).

После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода Василий был назначен на Брюссельскую кафедру, на которой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения Василий посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп. Брюссельского и Бельгийского. За время управления Брюссельской и Бельгийской епархией стараниями Василия были открыты 2 храма в Брюсселе и мон-рь в Первейзе. В новооткрытых храмах служба совершается на франц., в мон-ре — на фламанд. языке.

Василий много лет возглавлял редакционный комитет Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (ВРЗЕПЭ), в котором опубликовал множество своих статей. Активно участвовал в общественной жизни РПЦ: входил в состав делегации Московского Патриархата на трех Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей на о-ве Родос (1961–1964) и на 4-м Совещании (1968) в Шамбези (Швейцария); решением Свящ. Синода от 5 авг. 1965 г. был назначен членом Межправославной богословской комиссии от Русской Православной Церкви по диалогу с Англиканской Церковью. Василий принимал активное участие в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ): летом 1963 г. работал на IV Всемирной конференции «Вера и церковное устройство» в Монреале (Канада), был членом делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале в 1968 г. Присутствовал на XIX Международном конгрессе старокатоликов в Вене в сент. 1965 г. и на ежегодных богословских собеседованиях в Шевтони, а также на целом ряде богословских и экуменических форумов.

В сент. 1963 г. Василий участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне, однако вновь побывать на Святой горе он смог только в апр. 1977 г. В июне 1966 г. Василий посетил Святую Землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. № 56. С. 238–252).

Василий принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г., проходившем в Москве, на котором высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно которым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая — 2 июня, на котором был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Василий подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове.

Василий неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и монастыри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Василий совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней Василий мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле.

Сочинения. В период пребывания на Святой горе Василий написал ст. (по сути небольшую монографию) «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (впервые издана в Праге в 1936 в ежегоднике «Seminarium Kondakovianum»). Это первая работа на рус. языке обобщающего характера, написанная на основе всех изданных к тому времени творений свт. Григория Паламы. Она может рассматриваться как ответ на нападки на свт. Григория нек-рых католич. ученых (М. Жюжи и др.). Миросозерцание свт. Григория Паламы в работе Василий представлено как единое, целостное учение. Исходной точкой для него служит гносеология, антропология и аскетика святителя. Значение свт. Григория Василий видит в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях... подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви» (С. 150). Споры, разгоревшиеся вокруг него, согласно Василий, объясняются различиями между преобладающими типами богословствования и богопознания, свойственными католич. Западу (катафатическое богословие) и правосл. Востоку (апофатическое богословие) (С. 128–130). В 1960 г. Василий вновь возвращается к осмыслению личности и богословия свт. Григория Паламы в одной из небольших работ «Святой Григорий Палама — личность и учение (по недавно опубликованным материалам)» (ВРЗЕПЭ. 1960. № 33–34. С. 101–114). В ней он особенно подчеркивает монашеские истоки учения святителя, к-рое «может быть резюмировано как богословское оправдание возможности непосредственного общения человека с Богом», сделавшегося возможным благодаря Воплощению (С. 107).

Пребывая в Оксфорде, Василий принял участие в составлении «Греческого патристического словаря» (A Patrisric Greek Lexicon / Ed. G. W. H. Lampe. Oxf., 1961), написал ряд статей для научных журналов Англии, Германии, Греции, Италии, Франции. Начиная с 50-х гг. много работал над изучением жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова. Помимо многочисленных журнальных статей, посвященных прп. Симеону, Василий подготовил 3-томное научное издание его «Огласительных слов» во франц. патристической сер. «Sources Chretiennes». В 1964 г. за этот труд Ученым советом ЛДА Василий был удостоен степени д-ра богословия. Результатом многолетних исследований явилась фундаментальная монография «Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022)», вышедшая в 1980 г. в Париже одновременно на рус. и франц. языках — первое в рус. церковной науке систематическое изложение мистического и догматического богословия прп. Симеона. В предисловии Василий отмечает, что целью данного труда было «дать живой, объективный, хорошо документированный словами самого прп. Симеона и, в особенности, правдивый образ великого святого, доступный широкому кругу образованных читателей... а не только профессиональным византологам, или, тем более, только конфессиональным полемистам» (цит. по изд.: Н. Новг., 1996. С. 10–11). Несомненная заслуга Василия состояла в том, что ему удалось представить теснейшую связь непосредственного духовного опыта прп. Симеона с догматическим учением правосл. Церкви, а также внутреннее единство его умозрения. Василий приходит к выводу, что в центре богословского видения прп. Симеона находится Воплощение, которое «является главным источником обожения человека, оно также основа Евхаристии, которая получила у пр. Симеона то место в монашеской жизни, которого», по мнению Василия, «не имела у древних аскетических писателей» (С. 433–434).

Др. важное научное исследование Василия — «Символические тексты в Право-славной Церкви» (1964) — было предложено им для обсуждения в рамках программы несостоявшегося Всеправославного Предсобора, подготовка к которому проводилась в 60-х гг. XX в. Василий считал, что «задачей грядущего Предсобора и последующего за ним, если Богу угодно, Вселенского Собора явится... выяснение, что именно среди всех многочисленных догматических текстов может рассматриваться как символический текст, выражающий веру и учение Церкви, как Церковь должна к нему относиться и какою степенью авторитетности и обязательности тот или иной текст обладает» (БТ. 1968. Сб. 4. С. 6). Василий анализирует и дает богословскую оценку символическим памятникам правосл. Церкви, начиная с Символа веры свт. Григория Чудотворца (III в.) и заканчивая Катехизисом свт. Филарета (Дроздова) (XIX в.); особенное внимание уделяет символическим текстам XVII в., в первую очередь «Православному исповеданию Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1662), в которых вслед за прот. Г. Флоровским видит образцы «западного пленения» Православия в тот период; приходит к выводу, что все символические памятники и тексты эпохи после Вселенских Соборов следует оценивать и определять по степени их авторитетности «при свете святоотеческого предания, верности ему не по букве, но по духу... Никакой абсолютный критерий здесь... невозможен, да и не нужен» (Там же. С. 33).

В др. многочисленных научных статьях Василия нашли отражение разнообразные вопросы церковной традиции: от обобщающего анализа восточно-христ. духовной жизни («Православное духовное предание») до специальных проблем («Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов», «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»», «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого», «Экклезиология св. Василия Великого», «Простота Божественной природы и различия в Боге по св.Григорию Нисскому» и др.). В 1982–1983 гг. Василий опубликовал переводы на рус. язык 3 новооткрытых «Слов» прп. Макария Египетского из собрания типа III и 8 «Слов» из собрания типа I.

Особый интерес в лит. наследии Василия представляют его воспоминания, посвященные революционным событиям в России (Февральские дни в семнадцатом году // Воспоминания. С. 2–28 ), гражданской войне (Девят-надцатый год // Там же. С. 29–197), событиям из истории Русской Православной Церкви и ее деятелям в XX в. (Там же. С. 199–473).

Ссылки по теме
Форумы