Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)

   
 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 
 
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 

5 февраля 2006г., по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), чьи письма и слова обратили ко Господу сердца множества людей. Своей кроткой проповедью христианской любви и «малого доброделания» о.Иоанн предостерегал своих чад от принятия скоропалительных и необдуманных решений, чреватых раздорами и нестроениями, от подмены жизни духовной «игрой в духовную жизнь», от самости, от соблазнов и искушений современности, – от искажения учения Церкви Христовой. Его называли всероссийским старцем, прозорливцем, но сам о.Иоанн не считал себя пророком, который выписывает людям рецепты правильных поступков. «Господь даровал человеку духовную свободу, – учил о.Иоанн, – и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее — этой свободы». А «назначение духовничества – взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств». В своем духовническом подвиге о.Иоанн был верным служителем Того, Кто говорил о Себе: «Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь» (Ин. 10, 14.16).

Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)

Составлено 25 июня 2005 г. и оглашено на отпевании старца в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря иеромонахом Иосафом (Швецовым)

Дорогие мои, родные и близкие, к закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. Первый раз десять лет назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности. И, как благодарность Богу и Святой Матери Церкви, а главное же свидетельство о том, что Промысел Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину.

Мои разрозненные эпизодические повествования записывались с 1981 года, и это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций. Теперь же, когда это лоскутное одеяло сложилось, и я переписал, перелистал, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге новой жизни стою с замиранием сердца в ожидании встречи с Господом моим, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне оставляю эти записи о жизни в Боге, и, проверенное самой моей жизнью завещание.

Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.

* * *

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил послание с выражением соболезнования архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию, наместнику, братии Псково-Печерского монастыря и всем духовным чадам архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в связи с кончиной старца:

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Евсевию архиепископу Псковскому и Великолукскому

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка!

Весть о кончине старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо любимого и почитаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) болью отозвалась в моем сердце.

Вознося молитвы ко Господу о упокоении его души в селениях небесных, выражаю искреннее соболезнование Вам, дорогой Владыка, о. наместнику и братии монастыря, родным, близким и всем многочисленным духовным чадам покойного дорогого батюшки.

В праздник Собора новомучеников и исповедников Российских Пастыреначальник Христос Господь призвал к Себе верного и усердного служителя, через всю свою продолжительную и нелегкую жизнь пронесшего неугасшим огонь веры Христовой, сохранившим целым и невредимым даже до последнего своего издыхания залог Церкви, преподанный ему более шести десятилетий тому назад в таинстве священства. Он, как и многие его современники, немало пострадал за Святую Церковь и воистину стал живым свидетелем обетования Христова: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

Горячая вера, постоянный молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к славе Божией снискали о. Иоанну общеправославную известность и глубокое почитание. Все, что он делал, было посвящено единому на потребу — живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Теплотой и заботой о спасении были наполнены его пастырские слова, обращенные как к приходящим к нему, так и к людям, живущим далеко от обители.

Бывая в его монастырской келье и беседуя с ним о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни, я видел, насколько взвешены, в русле святоотеческих традиций духовного трезвения, были его суждения. К его провидческому голосу прислушивались не только люди Церкви – он был знаем и почитаем многими светскими людьми. Он стал истинно народным печальником и молитвенником. Вот почему скорбят ныне тысячи его духовных чад. Но вместе с тем торжествует Правда Божия, столь убедительно открывшаяся православному миру в жизни и пастырских трудах о. Иоанна.

Мысленно даю последнее целование почившему и выражаю надежду, что по слову Спасителя он услышит желанный глас: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего».

Да сотворит Господь новопреставленному о. Иоанну вечную память!

С любовью во Христе,

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

   
 Отец Иоанн (Крестьянкин) 
 
Отец Иоанн (Крестьянкин)
 
 

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

Книга о. Иоанна на сербском языке «Оживим сердца для Бога», изданная в Белграде в 2004 г.

11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.

   
 Священник Иоанн Крестьянкин в день рукоположения во иерея, 25 октября 1945г. 
 
Священник Иоанн Крестьянкин в день рукоположения во иерея, 25 октября 1945г.
 
 

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 – в сан архимандрита.

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

   
 Свято-Михайловский собор Псково-Печерского монастыря 
 
Свято-Михайловский собор Псково-Печерского монастыря
 
 

Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

Вечная ему память!

«Православие.Ru»

Фото - «Православие.Ru», «Саратовская епархия»

   
 О.Иоанн (Крестьянкин) с братией Псково-Печерского монастыря 
 
О.Иоанн (Крестьянкин) с братией Псково-Печерского монастыря
 
 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

О духовничестве

Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. (Евр.13, 8)

Духовничество - одно из сокровищ спасения, дарованное и благословленное Христом Своей Святой Церкви.

Аз есмъ Пастырь добрый; и знаю Моя, и знают Мя Моя. ...И глас Мой услышат и будет едино стадо, и един Пастырь (Ин. 10, 14.16).

И шли, и идут поныне, и спасаются, воплощая Божии веления в жизнь, и созидались Церковь Божия и мир Божий учительством, проповедничеством, духовничеством. И жила Церковь Божия в единстве духа и в союзе мира.

Возросла и процвела Церковь в веках великими вселенскими учителями, Святыми отцами, Святыми старцами, мучениками, народом Божиим. Послушание Церкви и отцам созидало великое дело спасения человечества. Глас истины, услышанный и воспринятый сердцем, порождал правду жизни, а ответом и наградой этой правде был дар Божий - благочестие, являвшееся в великой своей силе. И вырос образ Святой Руси Православной пред народами, пред целым светом, привлекая и проповедуя благословение мира и правды.

Что же питало правду жизни? Что вскармливало и взращивало людей духа, силы и мужества?

Во-первых, вера Богу - Творцу и Промыслителю, во-вторых, любовь к Богу и осознание Его беспредельного величия и благости, и рядом с этим являлось смиренное сознание своей крайней немощи и недостаточности.

И великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов, а смирение вознаграждало тружеников силой от Бога к свершению их.

Вера, любовь и смирение были безошибочными путеводителями людей в бушующем житейском море и вели за собой в жизнь истину, искренность и простоту.

Духовники и народ Божий жили единым духом, едиными понятиями и стремлением ко спасению. А власть вязать и решать, данная Спасителем духовникам, связывала их великой ответственностью за души пасомых, способствуя созиданию, а не разорению.

Грозные же слова Апостола: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" (2 Тим. 3, 1) - были некой образной аллегорией, еще не вторгшейся в жизнь во всей своей силе и бедствии. Но вот появились и с невероятной быстротой разрослись во всех сферах жизни и, главное, в душе человека, неверие, ненависть и бесовская гордыня, и они привели за собой свои исчадия: ложь, лукавство и фальшь, которые исказили жизнь. И как следствие этих новых норм явились в жизни смятение, смущение и неразбериха. Коснулись они и Церкви в виде ересей и расколов, вторглись и в отношения духовников и паствы, являя доселе неведомые духовные болезни.

Глядя на все, происходящее в мире, в государстве нашем, в Церкви и в нас самих, было бы отчего прийти теперь в уныние, если бы не вечно живые, неизменяемые и жизнеутверждающие обетования и истины Божии не указывали нам цель жизни - искание вечного живого Бога. Неизменна цель, неизменно и служение Богу, Его святой Церкви, неизменно духовничество.

Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели - для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства.

В школу жизни всякий человек вступает с рождения и идет по жизни, ведомый родителями, учителями, наставниками. Школа же духовной жизни настолько выше, важнее и сложнее, насколько несоизмеримо величественнее конечная цель духовного воспитания, - познание Бога, единение с Богом и утверждение в Боге. И в школу духовной жизни приходит каждый в свое время в зависимости от своего обращения к истине, но есть опасность миновать ее совсем.

Назначение духовничества - взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами Таинств.

Духовничество - отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию.

Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого послушания - воспринять великое наследие - образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (Тим. 4,12).

Нелегка задача и духовного чада, и она предъявляет ему многие требования, из которых самое основное - это произволение своего спасения. Путь ко спасению начинается с момента обращения к Богу с чувством и сознанием своей погибели. Это сознание заставляет искать Спасителя и многих приводит теперь в Церковь. Вот тут на пороге Церкви у источника спасения и лежит первый камень преткновения для пробуждающегося к духовной жизни человека и для духовника, принимающего духовного младенца к детоводительству. Окрыленный новыми ощущениями, человек, входя в Церковь, своим сознанием устремляется прямо в Царство Небесное, к высоте тайн, сокрытых под непроницаемой завесой Божия откровения. И в этот момент духовник и духовное чадо вступают в единоборство с темной силой, которая готова лестью свернуть новообращенного со спасительного пути.

Прелесть вражья будет преследовать человека и потом всю жизнь, предлагая ему вражью сладость, но особенно опасна она в этот период становления, ибо она еще очень созвучна и сродна плотскому человеку и находит в глубине его души сочувствие и отклик. Сила духовника в этой брани - в молитве и в любви к возжелавшей спасения душе чада. Покров же чада - в доверии духовнику и в сознании своей греховности и в недоверии себе.

Нынешние чада Церкви совершенно особые, порождение всеобщей апостасии, они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной. И две эти правды по сути своей совершенно различны и непримиримы. На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту.

Активно противится духовной жизни и лжеименный разум земной, ставший путеводителем современного человека. Слыша слова наставления от духовников, такие простые и, казалось бы, доступные, слыша Слово Божие, они не могут принять того, что усваиваются и понимаются эти жизненные истины лишь тогда, когда они исполняются самой жизнью, иначе Слово будет искажено и поругано.

И опять камень преткновения - до исполнения жизнью слышанного слова дело не доходит. Исполнение требует многих трудов и усилий над собой.

Слово Божие, проникшее в сердце и прижившееся там, дарует самоотверженной душе мужество, крепость и силу для перенесения искушений. А слово духовника - духовный меч, силящийся отсечь нечистоту, рождает муку и боль сердца чада и требует смиренного отречения от себя и многого терпения.

И все эти трудности - необходимость трудиться, терпеть, смирять свою самость - становятся для многих, привыкших искать в жизни только радости и удовольствия, препятствием к продолжению духовной жизни.

Спасительный же крест, который каждый человек должен взять и понести сознательно и с любовью, крест, которым только и можем мы оторваться от земных привязанностей и пристрастий, отвергается, как бремя неудобоносимое.

И внешне поклоняясь великому Кресту Христову и Его Страстям, воспевая орудие нашего спасения, человек ловко и изобретательно будет сторониться своего личного спасительного креста.

И тогда как часто начинается страшнейшая подмена духовной жизни - игрой в духовную жизнь.

Эта игра, рождая ложные понятия о духовности, начинает захлестывать мир лжедуховностью. И все труднее Церкви противостать этому современному бедствию, которое, отвечая внутренним стремлениям людей, уводит их со спасительного крестного пути следования за Богом на поиски своего "Я", уже разросшегося в душе и теперь заслоняющего от нее Бога.

Не перечесть трудностей, преткновений на пути духовной жизни. Это наука из наук, которой учат нас Святое Евангелие и обстоятельства жизни, посылаемые Господом.

Сколько надо терпения духовному чаду, сколько времени пождания, чтобы понять и примириться со своей духовной немощью и с сознанием, что взращивает добро его души Един Господь, не сам (труждающийся), не духовник, но Бог. Вот в чем сокрыта истинно духовная жизнь - в глубине смирения.

Но путь к смирению долог и крайне болезнен, особенно в нынешнее поглощаемое гордыней время. А сколько надо духовнику духовного такта и любви и опять же терпения, чтобы не опередить событий своей самостью, видеть плод жизненный своих трудов в чаде, чтобы не дать и чаду изнемочь в ожидании и надежде. Да и что ждать, если Царствие Божие не приходит приметным в душе образом.

Дело духовное зреет и спеет, и это дело всей жизни, нет конца и предела ему, ведь и стремление наше и любовь - к бесконечному и всесовершенному и вечному Богу.

Да, великое дело духовничества продолжается и будет до конца дней. Но опыт духовничества древних отцов и даже нового времени нельзя перенести в новейшее. И верим, несомненно, благости Божией, что как приводит Он ныне овец духовных, пусть больных и израненных, на пажити Свои, так даст и дает уже и пастырей, в которых духовная благодать уврачует их болезни, и вразумит, и восполнит оскудевшие духом сосуды душ. В руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду на Бога.

Древние отцы великими своими подвигами дошли до этой истины. Они сознательно брали на себя тяжести и горечи подвигов болезней и самоотречения. Нашему времени эта истина дается от Бога без нашего вмешательства, дается очевидно, зримо.

Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к Стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос.

   
 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 
 
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 
 

Как жить?

(Из писем к духовным чадам)

Дорогой о Господе В.!

Не спешите. Что смотрите на окружающих, в себя больше заглядывайте и живите по совести. А лечить больных везде надо: и в Кремле, и в деревне, - везде люди, Вот и трудитесь, где Господь приводит. Молитесь св. муч. Трифону.

Умудри Вас Господь!

* * *

С., а ведь выбор жизненного пути непременно делать должен каждый человек сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину.

Продумай все хорошо. Ведь только два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский.

И оба эти пути крестные. Вот и выбери, какой крест тебе подходит для спасения больше.

Умудри тебя Бог!

Первое благословение после твоего выбора должно быть родительское, а второе - духовника твоего.

* * *

Дорогой М.!

Тебе хорошо бы поработать поваром и до 25 лет укорениться в православной жизни и в Церкви, познавая себя. Ни о монашестве, ни о женитьбе речи вести сейчас не надо. Всё: и то, и другое -- преждевременно. Повзрослеть надо тебе, М., чтобы выбрать свой Крест жизни сознательно и ответственно. Да еще помни, что без родительского благословения ни в монастырь идти нельзя, ни семью создавать. Вот и потрудись еще над тем, чтобы через тебя и родители твои пришли к Богу. Иначе нельзя.

Умудри тебя Господь!

* * *

Дорогая о Господе А.!

Живите дома и трудитесь во славу Божию на том поприще, что дал Господь. Наше дело - с молитвой делать свое дело, а результат - от Бога. Вот и с квартирой вопрос решился - в подтверждение того, что Вам надо оставаться дома.

Умудри Вас Бог!

Массажисты везде нужны.

А больная умерла оттого, что ее время пришло, Бог позвал.

* * *

И.!

Молись св. мученику Трифону и его предстательством будешь всегда с работой. В церковь ходи молиться и помогать всем можешь, но основная работа должна быть у тебя по специальности в миру.

Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.

Вперед не заглядывай далеко, а если каждый день будешь жить с Богом и с молитвой, Господь проведет твою ладью по жизни и управит ее во спасение.

Храни и умудри тебя Господь!

* * *

Р.!

Бог благословил твое поступление в семинарию - вот и учись старательно, и в ней пока взрослей и телесно, и духовно. За годы учебы проверишь себя, куда склоняться будет твое повзрослевшее сердечко. Только непременно береги чистоту души и тела и избегай всяческой "романтики". Богу нужна жертва чистая.

В последнем же классе семинарии Господь узрит, каковы плоды твоих трудов, и определит дальнейший жизненный путь.

Божие благословение тебе!

* * *

Дорогой А.!

Помолиться о тебе не откажусь, а вот выбор за тебя ни мама, ни духовник, ни я делать не можем.

Только сам обдуманно и с молитвой загляни в свое сердце. И не спеши. Нынче, когда люди утратили страх Божий, они часто дерзают попирать свои обеты: и супружеские, и монашеские, и священнические - это знамение времени. И именно поэтому каждый человек ответственен пред Богом и людьми в том, что он избирает. Почитай творение св. Иоанна Златоуста о семье и браке, познакомься и с подвигами монашеской жизни из писаний Отцов и вдумайся в то и в другое. Те, кто отговаривают тебя, не знают радостей и скорбей монашеского жития и судят односторонне только о том, что знают сами. Не спеши, но с теоретическим познанием того и другого не медли.

Будем о тебе молиться!

* * *

Дорогая К.!

И А. еще не сделал выбор жизненного пути, и ты еще свободна, и у тебя это еще все впереди. А выбор обязательно делает каждый человек сам. Поэтому пока радуйся жизни, с любовью и желанием делай то, что тебе Богом благословлено: согревай души болящих и страждущих и пиши иконки. Молись об А. и о себе, не заглядывая вперед. Господь в свое время решит ваше будущее. Он ведь зрит сердца ваши. Только будь постоянна в своем избрании.

Умудри тебя Господь!

* * *

Дорогая о Господе М.!

Обет твой не имеет силы, ибо дан бессознательно и, можно сказать, совсем без понятия о Промысле Божием, действующем в мире. Выбор жизненного пути придется делать тебе самой, и выбор станет обетом, когда ты принесешь его пред Богом в Таинстве.

Пути спасительных два - семья и монашество. Загляни в свое сердце и спроси его, куда влечется оно.

Умудри тебя Бог!

* * *

Дорогая о Господе Н.!

Вы о Боге-то не забывайте, с Ним ведь и трудности переживать нетрудно, и одиночества нет, и бессилие Ваше силой Божией укрепится. Житейская смута нас и охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя. И вот теперь многие переступили порог церкви, но только внешне, а внутри все еще надежда на себя, на людей, а Господь-то ждет, когда мы сердцем и по-детски прильнем к Нему. Тогда только все в жизни будет меняться. Божие благословение Вам и дочурке, и, конечно, просьбу о молитве выполню.

* * *

Дорогой о Господе К.!

Ты несешь в себе некоторое повреждение от занятий оккультизмом, а потому не спеши брать на себя дополнительного креста женитьбой.

Занимайся столярными работами, резьбой, воцерковляйся, молись. Придет такое время, когда ты и духовно, и физически повзрослеешь, выровняешься и почувствуешь, что можешь быть опорой и другому человеку.

А сейчас ты еще и сам-то колеблешься, потому повремени с женитьбой. Умудри тебя Бог!

* * *

Дорогая о Господе Е.!

Божие благословение семье Вашей.

Вы по своей жизни знаете, что совершается по молитве к Господу. Вот и продолжайте жить, реально ощущая присутствие Божие в своей жизни. Молитесь!

Испытания экзамены будут непременно, и в них увидим себя, чтобы иметь живое чувство к Богу и живое покаяние.

Умудри Вас Бог!

* * *

Дорогая о Господе Е.!

Имя батюшки, Вас отчитывающего, было архимандрит А., теперь уже покойный (схиархимандрит, а послушница его монахиня Н.). Имени батюшки, Вас соборовавшего, сказать не могу, как не могу сказать, на меня ли Вам роптать или на кого другого. А лучше бы ни на кого не надо, ведь теперь-то, дорогая моя, Вы бы уже должны знать, что жизнь наша идет в Потоке Промысла Божьего, и без Его святой воли ничего не бывает.

Добавлю только еще, что навстречу Промыслу Божию выходит каждый человек, и сам он - сотворец своей жизни. Так и у Вас получилось,-дал Господь дар Божией благодати почувствовать Вам, но Вы не потянулись за ним еще, и сошла жизнь в прежнее русло. Да еще и разговорами расхитили Вы все, что получили, вот и окрадены врагом. А теперь на кого сетуете? Если отец А. взялся отчитывать, то, верно, было от кого. Он был старец Божий.

Но теперь что же вспоминать? Локоть близок, а не укусишь.

Слава Богу и за то, что Вы при Церкви и хоть с ропотом, но несете свой нелегкий жизненный крест.

Враг сторожит Ваши благие желания, но Вы не окрадены, в этом я уверяю Вас. Ваше покаяние и непрерывная борьба вменятся Вам в делание ради Бога. Таков Ваш жизненный крест.

Не отчаивайтесь. Причащайтесь, по возможности, через две недели, не реже, и, конечно же, ежегодно соборуйтесь.

Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостола и предайте жизнь свою Господу - без ропота и самоцена склонив главу на своем жизненном кресте.

Укрепи Вас Господь!

* * *

Дорогая Е.!

Божие благословение тебе на учебу поступать в институт и с прилежанием его окончить. О дальнейшем выборе жизненного пути разговор преждевременный.

Греховное болото и в монастырях для желающих разлито и с неменьшей трясиной, чем в миру, так что все будет зависеть от тебя.

Научившись миновать пагубу в миру, ты не впадешь в нее и во всяком другом месте.

* * *

Дорогая о Господе М.!

Бог-то Один везде: и в Оптиной, и в Дубне, - и грех всюду находит человека. Потому не смущайтесь помыслами и живите там, где сейчас Бог привел, да С. с работы не срывайте.

Если есть у нее расположение к созданию семьи, то надо об этом и ей, и Вам помолиться, чтобы не повторить ошибку Вашей молодости, чтобы и самой ей была по душе избранная стезя жизни и дочери должное воспитание.

А в жизни кому не пришлось ошибаться. Не надо клейма ставить, покаялись и, слава Богу, прощены, но из ошибок надо извлекать опыт, чтобы на будущее быть умудренным.

Помоги Вам Господь!

* * *

Дорогой о Господе В.!

Об И. молимся с надеждой, что ее страдания исходатайствовали ей радость. Вам сочувствуем и о Вас молимся тоже.

Не спешите переходить на новые жизненные рельсы. Продолжайте свои дела, начатые при жизни супруги, а будущее будет в будущем. Вы же живите настоящим, но в Боге.

Умудри Вас Господь!

* * *

Раб Божий В.!

Сразу скажу тебе о главном - помышлять о принятии сана тебе нельзя никак. Этот шаг будет для тебя гибельным, а в отношении устройства жизни не спеши, в тебе еще ничего не определилось. В настоящий момент ты ни к семейной жизни, как того требует Закон Божий, ни к монашеской не готов.

А потому трудись в церкви и молись, да начинай помаленьку жить по-христиански, связывая греховное своеволие.

Укрепи тебя Бог!

* * *

Дорогая о Господе О.!

Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, но так сложились обстоятельства, молиться же о Вас я начал сразу. Да, трудно и болезненно одевать на себя узду Закона Божия, где неминуемо должно окончиться играние в жизнь и должна начаться жизнь - крестоношение. А Вы с супругом, видимо, пока вошли лишь во внешнюю скинию христианской жизни и оттого так легко и безответственно колеблются Ваши желания. Страх Божий еще не коснулся сердца, а понятия о вечной жизни у Вас нет совсем. Потому и я могу лишь говорить пока о внешнем. Не знаю, чем закончился у Вас суд. Знаю одно, что Вы не должны были соглашаться на развод.

Нельзя всю жизнь начинать сначала, скользя по ее поверхности. Пора, давно пора углубиться и копать с усердием и многими потами вглубь. Продолжайте молиться о муже, просите св. ап. любви Иоанна Богослова помощи. Себя же предайте воле Божией, не строя никаких планов на будущее. Учитесь осмысливать каждый свой шаг по-христиански.

Умудри Вас Бог!

* * *

Дорогая С.!

Божие благословение тебе окончить начатую учебу, а художники нужны ведь не только в театре. Но это в будущем определит Господь. А пока учись и делай успехи, учись с любовью и отдачей, учись, как на послушании. Не терзай себя отвлеченными думами. Главное - жить для Бога, ради Бога и все делать во славу Божию. Помни, что всегда и везде главное для нас - быть христианами по жизни своей.

Умудри тебя Бог!

* * *

Дорогая о Господе Н. Н.!

Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни. Господь один везде, и в Орле, и в Дивееве, а время сейчас такое, что и в Дивееве найдете то, что смутит и расстроит. Так что живите с Р. дома, в богоспасаемом граде Орле. Поездками-то не очень увлекайтесь: раз в год и можно, а чаще не надо. А над душой надо трудиться самим и не ждать, что само взрастет то, чего не сеяли. Умудри Вас Бог! Божьего благословения на переезд Вам нет. Ваше стремление к переезду диктуется духовным сластолюбием.

Форумы