«Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение» (комментарий в аспекте культуры)

Протоиерей Николай Погребняк

«Троицы явление во Иордане бысть...»

Заметка об иконографии и географии Богоявления

Приидите, увидим, вернии,
где крестися Христос...
(Седален по полиелеи)

Богоявление... Уже само название праздника, установленного Церковью в память о событии Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане, заключает в себе свидетельство о участии в воспоминаемом событии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, проглаголавшего с небес, Сына Божия, принимающего крещение от Иоанна Предтечи, и Бога Духа Святого, сошедшего в виде голубине на Единородного Сына. Как время установления праздника, так и его иконография относятся к раннехристианскому периоду; уже в Постановлениях Апостольских указывается: Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине показавшу предстоящим Свидетельствованного [16]; первые изображения Крещения Господня в римских катакомбах датируются рубежом I-II вв. [17]. Особую славу Богоявления отмечают и святые отцы IV-V вв., Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. “В рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно”, – эти слова святого Иеронима служат своего рода ключом к пониманию иконографии праздника Святого Богоявления. Само Богоявление – т.е. явление Бога людям – обязывает Церковь не только подробно рассказать о событии, но и показать явившегося людям Бога. Что же старались запечатлеть создатели первых изображений Крещения Господня?

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубине. Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан. Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявшие крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу [17, 12]. Среди мозаик, которыми украсил в VI в. Константинопольскую св. Софию император Иустин II, было и Крещение Господне. К древнейшим из сохранившихся иконописных изображений относится фрагмент коптского триптиха с Рождеством Христовым и Крещением (начало VII в., ГМИИ им. Пушкина) [12]. По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю. Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды... [22, ил. 79]. Монументальное убранство первых храмов на Руси, созданное византийскими мастерами, включало, наряду с другими Евангельскими сюжетами, и Богоявление. Из известных византийских мозаичных изображений Крещения, относящихся к XI в., следует упомянуть монастырь Неа Мони на острове Хиос, основанный императором Константином Мономахом, а также монастырская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Дафни. К первым изображениям Крещения Господня работы собственно русских мастеров относят роспись крещальни Киевского Софийского собора, в апсиде которого имеется фреска Крещения Господня, выполненная в XII в., а также росписи Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, Георгиевской церкви в Старой Ладоге (середина XII в.) и фрески разрушенной в годы Великой Отечественной войны новгородской церкви Спаса на Нередице (конец XII в.) [12].

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”. Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира (ср.: Евр. 7:2). Божественная порфира Царя (т.е. плоть Богочеловека Иисуса), говорит преп. Андрей Критский, соткана Пресвятой Девой: Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася (Канон Великий, песнь 8). Наименование Богоматери Червленицею, кровьми Своими окрасившею порфиру Царя сил, по слову св. Иоанна Дамаскина, взято из книги Песнь песней: “Ты из девственных кровей Твоих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в песнех: заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси, и что усладилася еси?” (ср. Песн. 7:5-6).

Багряное, червленое – два оттенка кроваво-красного цвета – упоминаются в Священном Писании неоднократно: о кроваво-красном цвете риз Господних вопрошает пророк Исаия: Кто Сей, пришедый от Едома, червлены ризы Его... Почто червлены ризы Твоя? (Ис. 63:1); апостол Иоанн Богослов отвечает: ...облечен в ризу червлену кровию; и нарицается имя Его Слово Божие (Откр. 19:13).

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Но вернемся к иконописному подлиннику: “Господь Саваоф во облацех; небеса аки отверсты; ризы на Нем белы; Дух Святый от Него исходит трисиянен на Христа. Подпись: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих” [Покровский]. Иногда композиция бывает весьма сложной, включает элементы иконографии Собора Иоанна Предтечи: “Иоанн Креститель, верхняя риза празелень, испод лазорь. В реце народи, седаты и руси, и млады и отроцы; а иный отрок с горы (т.е. с крутого берега) ринулся в реку низ главою, в порцех, а иный отрок снимает с себя платье на край реки. А за Предтечею стоят жидове...” [17]. Описание, данное в иконописном подлиннике, использовалось не только иконописцами, но и в академической живописи – примером служит известная картина Александра Иванова “Явление Христа народу” (авторское название “Явление Мессии”). Здесь стоит отметить, что то обилие деталей, которое приводится в иконописных подлинниках, иконописец изображал далеко не всегда; по большей части иконы Богоявления достаточно лаконичны.

Если сопоставить византийские и русские иконописные изображения Крещения Господня XV-XVI вв. с западной живописью того же времени (будь то спокойный, статичный Пьеро делла Франческа или экспрессивный Эль Греко), то в работах западных мастеров обращает на себя внимание при живописности изображения, при обилии реалистически написанных деталей отсутствие той глубочайшей символики, которая отличает православную икону. Западный художник может предложить зрителю (хочется сказать: слушателю) изысканную, утонченную мелодию флейты, или обрушить на него целый каскад красок (мощные живописные аккорды Эль Греко напоминают органный концерт) – при этом картиной можно восторгаться, любоваться, рассматривать ее – но молиться пред ней трудно. На картинах западных мастеров – мастерски исполненный, вполне понятный даже мало подготовленному зрителю рассказ о событии из земной жизни Христа; на православной иконе – приглашение зрителя (точнее – молящегося зрителя) к глубокому размышлению о спасительном смысле изображенного события, приглашение к молитве.

И если зритель откликнется на это приглашение, то с дивной глубиной откроется пред его умными очами тайна Богоявления: на иконе при всей лаконичности изображения, при всей простоте бывает не только изображено описанное в Евангелии Крещение Господне, но отражены и ветхозаветные пророчества о нем. С IV столетия, когда празднования Рождества Христова и Богоявления были разделены, на иконах Богоявления появляются пророк Исаия, слова которого приводил Иоанн Предтеча в своей проповеди: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте (в степи) стези Богу нашему (Ис. 40:3; Мф. 3:3; Мк. 1:3; Ин. 1:23). В композиции иконы появляются фигуры ангелов (обычно их три), а в водах Иордана – аллегорические изображения реки Иордан и моря, это те воды, которые по пророчеству Псалмопевца побежали вспять: Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод (Пс. 113:5-8). Эти аллегорические изображения не следует рассматривать как изображения языческих божеств Иора и Дана, хотя такое утверждение иногда можно встретить в литературе [19]. Культ Дана (“бога суда”) существовал в Угарите, финикийском городе-государстве 2-го тыс. до Р.Х., а в древнеиндийской мифологии упоминается демон Дану (“поток”), но считать, что они могут быть изображены на православной иконе, по-видимому, нет никаких оснований.

В Ветхом Завете и о море, и о Иордане нередко говорится так образно, что вполне понятно стремление иконописца к ее персонификации: Огустели пучины в сердце моря, – воспевал Моисей с сынами Израилевыми после перехода через Чермное море (Исх. 15:8); Боже отец наших...связавший море словом повеления Твоего, – восклицал в своей молитве царь Манассия (2 Пар. 36:23б); Где премудрость обретается? – вопрошал праведный Иов. – ...Море говорит: не у меня; был ввергнут в сердце моря пророк Иона (2:4). А слова Псалмопевца из упомянутого выше 113 псалма вошли в состав праздничного богослужения (прокимен на утрени, глас 4) – именно это бывает изображено на иконах Богоявления.

Поскольку Иордан упоминается во всех важнейших песнопениях праздника (“Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...”), следует сказать несколько слов и о самой реке, и о значении ее в жизни народа Божия. Священное Писание упоминает Иордан около двухсот раз...

На берегах этой небольшой, но вместе с тем великой по значению своему реки совершались великие события: именно над Иорданом воссиял впервые тот свет, которому суждено было озарить весь мир; именно в водах Иордана были омыты грехи всего человечества; именно на берегах Иордана раздались первые слова могучей проповеди, которая загремела, как труба Архангела, в мире, погрязшем в пороках, нечестии и суете...[15].

Иордан берет свое начало в предгорьях Ермона. Ее источники – Дан, Баниас (Паниас) и Снир – сливаются в одно русло. Само название Иордан (Иарден) состоит из слова “йеред” (“спускается”, “падает”) и наименования источника Дан.

Иордан оправдывает свое название. Зарождаясь на высоте 323 м над уровнем моря на границе Сирии и Ливана, у южной подошвы горы Ермон (Хермон), он течет, сначала довольно бурным потоком, почти не отклоняясь с севера на юг, протекает через небольшое озеро Мером (Хула), у Вифсаиды впадает в пресноводное Тивериадское озеро (именуемое в Евангелии Галилейским морем) и, вытекая в южном его изгибе, устремляется по Иорданской впадине (по долине Эль-Гор) к Мертвому морю, лежащему меж гор на 392 м ниже уровня Средиземного моря. Быстрое течение, многочисленные мели, водопады, водовороты делают судоходство по Иордану невозможным. Долина его за счет извилистого русла достигает в длину 300 км. Река протекает по глубочайшей на Земле естественной впадине: озеро Мером находится на 71 м ниже уровня моря, Галилейское озеро – на 210 м, а Мертвое море – на 397 м.

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”) при Иордане, где крестил Иоанн (Ин. 1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман. За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

По свидетельству древних паломников, уже в первые века христианства здесь был сооружен храм, на самом берегу водружен крест, а оба берега покрыты мраморными плитами. Сюда притекали больные искать исцеления в водах Иордана, стекались благочестивые странники, принять в священных водах “второе крещение”. Обычно безлюдная Иорданская долина оживлялась дважды в год – ко дню Богоявления и на Святой неделе после Пасхи, когда многие сотни паломников разных христианских исповеданий, особенно русских, стекались сюда, по примеру первых христиан, – омыться от скверн житейских спасительными водами Купели Христовой. Теперь это пограничная зона, и к Иорданским водам православные допускаются только раз в год, на праздник Крещения Господня. Тогда здесь бывает торжественная служба, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. В остальное время паломники совершают погружение в священные воды в Галилее, у выхода Иордана из Галилейского озера. Немного вверх по течению от святого места, недалеко от устья иорданского притока Вади Кельт, стоит четырехугольное, сложенное из каменных блоков здание, наподобие крепости, – греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Обитель, по преданию, сооружена святой Еленой на месте пещеры, где обитал Креститель Господень. До XVI в. этот монастырь был еще действующим, а в 1420 г. русский диакон Зосима прикладывался к мощам преподобного Зосимы, того подвижника Иоанновской обители, который, как свидетельствует житие преподобной, причастил, а потом и предал земле святую Марию Египетскую [15].

Долина у древних евреев название Arabah (“Пустыня” – Втор. 1:1). Ныне так принято называть только южную ее часть; северная часть Иорданской долина называется El-Ghor (“Опускание”), или Окрестность Иордана (Быт. 13:10; Мф. 3:5). В древности здесь проходила восточная граница Обетованной Земли – страны Ханаанской (Числ. 34:12), а потому страна, лежащая восточнее Иордана, в отличие от Ханаанской земли вообще, называлась “страной по ту сторону Иордана”, или “Заиорданьем” (Мф. 4:25; Мк. 3:8). Скрытая глубоко между горными кряжами Иорданская долина отличается сильной жарой, отчего у самого Иордана городов никогда не строили. Когда весной начинают на Ермоне таять снега, в долинах образуются значительные потоки, и Иордан, по слову Писания, переполняется во всех своих берегах: “...перешли Иордан в первый месяц, когда он выступает из берегов своих”, “преидоша Иордан месяца первого; и сей наполнен во всех брезех своих”(1 Пар. 12:15); “...лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан” (Нав. 3:15-17).

Долина Иордана имела пышную растительность: в высоком тростнике и густом ивовом кустарнике водились дикие свиньи; служили эти заросли и прибежищем для львов. Эту зеленую береговую полосу Библия называет гордостью Иордана: “слышно рыкание молодых львов, потому что опустошена краса Иордана” (Зах. 11:3)... Галилейские паломники, отправляясь в Иерусалим, чтобы миновать Самарию, переходили сначала возле Тивериады через Иордан на левый берег и затем, спустившись южнее, снова переходили на правый берег Иордана и через Иерихон шли на Иерусалим...

Чем ближе к устью, тем Иордан становится шире (до 70 м) и мельче (в устье менее метра глубины), течение замедляется... Западная часть Иорданской долины называлась в этой части равнинами Иерихонскими (Нав. 4:13), а восточная – равнинами Моава (Чис. 22:1). Именно здесь переходили Иордан израильтяне – около сорока тысяч вооруженных на брань – под водительством Иисуса Навина; здесь убегали израильтяне в Заиорданье от преследования несметных полчищ филистимлян – тридцати тысяч колесниц и шести тысяч конницы, и народа множества, как песок на берегу моря – во времена Саула (1 Цар. 13:5-7); здесь встретили царя Давида вениамитяне (2 Цар. 19:17) после поражения Авессалома; здесь пророк Илия взял милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда (4 Цар. 2:8) и перешел Иордан вместе с Елисеем посуху; здесь по молитве пророка Елисея всплыл утонувший в реке топор (4 Цар. 6:6)...

По еврейской традиции название Иордана в ритуальном отношении носит та часть реки, которая находится ниже Бет-Иерихо (Бет-Иера)... Когда Израиль пришел к Иордану, поднялся водяной столб высотой 12 миль, оставив посредине сухое пространство, равное занимаемому израильским лагерем, так что весь народ мог одновременно пройти по Иордану. Находящийся у истоков реки город Дан – бывшее хананейское селение Лаиса, или Ласема (Нав. 19:47; Суд. 18:7), упоминаемое в апокрифической иудейской книге Еноха (13,7), был завоеван коленом Дановым; вплоть до времени царя Саула это место было средоточием идолопоклонства; позднее царь Иеровоам установил здесь для поклонения золотого тельца (3 Цар. 12:29) [7].

Но вернемся в те времена, когда Иоанн Креститель крестил в водах Иорданских приходивший к нему народ крещением покаяния. Вода крещения была очищением, избавлением человека от греха, и Христос в таком крещении, будучи чист изначала, нужды не имел. По великому смирению принял Господь крещение от Иоанна, и не Сам освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Как при сотворении мира, Бог касается, очищает и животворит водное естество, так в крещении Своем Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их, и освятить...

Дух Святой, в образе голубя, осеняет воды подобно тому, как было при сотворении мира, когда Дух Божий витал над водой. По изъяснению Василия Великого, не только витал над водой, но как бы сообщал воде способность зарождать жизнь, делал воду живоносной, отеплял ее подобно тому, как наседка теплом своим изводит к жизни цыплят. Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в таинстве Крещения. Прообразовательно голубь, выпущенный Ноем из ковчега и возвратившийся в него с масличной ветвью в клюве, знаменует Духа Святого в Богоявлении над водами Иордана. Иоанн Златоуст так изъясняет образ голубя, который принял Дух Святой в Богоявлении: “Христос, принимая крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду. Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнять правду должны были все люди, но никто от них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, приходя, исполняет эту правду”. Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос исполнил и это. Долг должен был уплатить род наш, но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Христос, пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг. “Мне, Владыке имеющему, надлежит уплатить за неимеющих”, говорит Он. Такова причина Его Крещения. Поэтому Дух нисшел в виде голубя; где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь, знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия, и теперь в виде голубя, а не в телесном виде (это особенно нужно заметить) нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию [11].

На иконах Крещения Господня бывает интересная деталь, которая знаменует собой отверзающую небеса милость Божию. Эта иконография встречается довольно редко, она известна по фрескам (1360-е гг.) церкви Перивлепты в Мистре: над стоящим в Иорданских водах Иисусом изображен сегмент небес со створками врат, которые держат ангелы. Объяснение этому находим в Евангельском тексте: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился; отверзлось небо... (Лк. 3:21) [8].

Так в тайне Богоявления не только Троицы явление бысть, но Бог, Иже небо измеривый пядию, на земли виденный и мир просветивший (стихиры на хвалитех) отверзает и самые небеса, являя Свою благодать спасительную всем человеком (причастен).

Литература и источники:

[1] Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1–2. М., 1963.
[2] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.
[3] Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М.–Л., 1966.
[4] Голубцов А.П. О греческом иконописном подлиннике. – Прибавления к изданию творений св. отцев. Ч. 42. М., 1888.
[5] Грабарь И. История русского искусства. Т.6. М., [1913].
[6] Дмитриевский А. Описание литургических рукописей Востока. Киев, 1895.
[7] Еврейская энциклопедия, тт. 7,8. СПб., Изд. Брокгауз–Ефрон, б.г.
[8] Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998.
[9] Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Редакторы-составители Евсеева Л.М., Сорокатый В.М. М., 2000.
[10] Киевская Псалтирь 1397 года в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. М., 1978
[11] Круг Григорий, инок. Крещение Господне. Богоявление. – Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. М., 1998.
[12] Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
[13] Минея Январь.
[14] Паломничество во Святую Землю. М., 1997.
[15] По Святой Земле. В помощь паломникам. М., 1997.
[16] Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864.
[17] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001.
[18] Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г.Филимонова. М., 1871.
[19] Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
[20] Строгановский иконописный подлинник. М., 1869 (репринт: М., 1993).
[21] Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М.. 1910 (репринт: М., 2002).
[22] Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinai. Athens, 1958.

Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

Форумы