«Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный» (комментарий в аспекте культуры)

Св. ап. Андрей Первозванный, икона конца XX в.
Св. ап. Андрей Первозванный, икона конца XX в.

Из статьи «Андрей Первозванный»
(«Православная энциклопедия». Т.2. М., 2001. СC. 370-377)

Гимнография.

Андрей Первозванный часто упоминается в святоотеческих гомилетических текстах, византийской гимнографии и эпиграмме, латинской поэзии, а также в службах апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»). Андрею Первозванному приписывается составление литургии.

Память Андрея Первозванного отмечается во всех восточных и западных календарях. По Типикону Великой церкви в день памяти Андрея Первозванного совершалась лития в храм Святых апостолов, где находились мощи Андрея Первозванного, совершалась его служба. Андрей Первозванный имел свой тропарь, что свидетельствует о его особом почитании. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. указана служба Андрею Первозванному по составу аналогичная шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), причем Евергетидский Типикон допускает возможность пения на паннихис канона Андрею Первозванному вместо рядового канона Октоиха. По южноитальянской редакции Студийского устава — Мессинскому Типикону 1131 г. — в службе Андрею Первозванному вечерня схожа с совершаемой при славословном богослужении, а утреня аналогична полиелейной — с чтением Евангелия, а также с заменой кафизм антифонами (Пс 18, 19, 20). По иерусалимским Типиконам — первопечатному русскому 1610 г., используемому ныне в Русской Православной Церкви (Типикон. Т. 1. С. 297), а также тому, что принят в настоящее время в греческих Церквах,— Андрею Первозванному совершается полиелейная служба.

Последование Андрею Первозванному, помещенное в современной греческой служебной Минее, полностью совпадает с современным славянским. Тропарь Андрею Первозванному 4-го гласа «Яко апостоловъ первозванный», кондак 2-го гласа «Мужества тезоименитаго Богоглагольника» и канон 1-го гласа Андрею Первозванному, составленный Иоанном монахом (дополнения к нему и разночтения изданы по рукописям Венской Национальной библиотекики К. Ханником, указаны уже в студийских Типиконах и Минеях, как греческих, так и славянских. Корпус стихир и седальнов восходит ко времени действия Студийского устава, однако многие стихиры и седальны появляются только в иерусалимских Минеях; среди стихир есть самогласны, надписываемые в печатных богослужебных книгах именами Андрея Иерусалимского, Анатолия, Германа. В иерусалимских Минеях, среди текстов службы Андрею Первозванному, память которого совершается в дни Рождественского поста, помещено нескольких стихир предпразднства Рождества Христова, не указываемых в памятниках студийской традиции. Иерусалимские Минеи содержат также 2-й канон Андрею Первозванному и канон Божией Матери 1-го гласа, анонимные, без акростиха.

В Типиконе Великой церкви, студийских и иерусалимских Типиконах, следующих константинопольской системе литургийных чтений, на литургии, как и в наст. время, указаны прокимен, апостольское чтение, аллилуиарий и причастен общие апостолу, евангельское чтение — особое, о призвании Андрея Первозванного. Господом (Ин 1. 35–51); Типикон Великой церкви указывает чтение из Мф 4. 18–23.

Согласно Иерусалимскому Канонарю VII в. (Кекелидзе. Канонарь. С. 54, 111, 121, 124, 136) память Андрея Первозванного совершалась 5 раз в год: 2 октября (вместе с апостолами Петром, Павлом, Филиппом, Фомой), 5 марта, 29 апреля и 22 июля (положение мощей), а также 18 августа (вместе с пресвитером Савином). Под 29 апреля указываются чтения Андрею Первозванному: 1 Кор 12. 7–11 и Ин 1. 29–42.

Из рукописей христианского Востока XI–XIV вв. известны 4 канона, не вошедших в печатную Минею, гимнографов Германа, Георгия, Андрея и анонимный. В сербской служебной Минее (Афон, Зографский монастырь, № 53 (88), 1-я половина XIII в.) помещен канон Андрею Первозванному 4-го гласа, написанный св. Наумом Охридским (ум. 910), с акростихом: «Првоаго Хрстова сла хвали нишчии Наоум» Тропарь А. П. 3–го гласа, обозначенный в Типиконе Великой церкви и переведенный на слав. язык в составе Пролога 1-й редакции — «Отъ мысльнаго моря. человекоядныя рыбы оуловилъ еси» не вошел в печатные богослужебные книги.

В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист Андрею Первозванному (Пономарев С. И. Акафисты (библиографические заметки). СПб., 1890. С. 11; Акафистник. М., 1994. Т. 1. С. 117–125).

В гимнографических текстах (Минея (СТ). Ноябрь. Л. 282–294 об.) Андрей Первозванный называется сродником апостола Петра, учеником св. Иоанна Предтечи, впоследствии сделавшимся учеником Господа Иисуса Христа.
Обыгрывается значение имени «Андрей» (греч.— мужественный): «Мужества тезоименитаго Богоглагольника... восхвалимъ» (кондак). Описывается призвание Андрем Первозванным Петра: «Неизреченную твою доброту Андрей предувидевъ, Иисусе, сродника призва светле: Петре единокровне, обретохомъ Мессiю» (тропарь 4-й песни 2-го канона), апостольская проповедь Андрея Первозванного, особенно среди язычников. Описывается смерть Андрея Первозванного на кресте: «На древе повешенъ бысть крестнемъ Андрей великий» (тропарь 8-й песни 2-го канона Андрею Первозванному), отмечаемая и в эпиграмме на апостолов Иоанна Мавропода, митрополита Евхаитского (XI в.). Упоминаются исцеления по молитве Андрея Первозванного и чудеса от его честных мощей. Андрей Первозванный назван небесным покровителем города Патры: «Патрский тя градъ пастыря стяжа, и градодержца Божественнаго» (4-я стихира на Хвалитех).

А. Ю. Никифорова, О.В. Лосева

Иконография.

Наряду с апостолами Петром и Павлом, Андрей Первозванный представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов. Наиболее ранние его изображения сохранились на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.; редкие единоличные образы — на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина). В византийской агиографической литературе встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного: по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе, образ апостола находился в часовне в Синопе.; др.— над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополе.

Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода; как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий. Согласно описанию Епифания Монаха, «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен».

Андрей Первозванный представлен в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V в.,— с венком в руках; в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494–-519 гг.,— погрудно, в медальоне; в церкви Сан Витале (Равенна), около 547 г.; в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.; во фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI в.,— с Евангелием; в апсиде церковь Санта Мария Антиква (Рим), 705–707 гг., и др. В послеиконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался со свитком в руке, напр., в мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в., или с крестом на длинном древке — на мозаике апсиды церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 г.; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, около 1148 г.

Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях «Евхаристия», «Тайная вечеря», «Вход Господень в Иерусалим», «Уверение Фомы», «Вознесение Господне» (напр., в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресвятой Богородицы» и другие, а также — «Умножение хлебов и рыб» (мозаика Сант–Аполлинаре–Нуово (Равенна), около 520), «Крещение Господне» (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), конец XII в.); на иконах «Собор 12 апостолов» (1-я треть XIV в.; ГМИИ; около 1432; НГОМЗ).

Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившего название андреевский крест), представлено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976–1025 гг.); на иконе «Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь», XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) помещено Распятие Андрея Первозванного на древе. В XVII–XIX вв. эта иконография получила развитие в русской иконописи (например, «Апостольские деяния и страдания» XVII в. (ГММК)). Эта тема была распространена в католическом искусстве.
Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в изображении на миниатюре Радзивиловской летописи.

Наряду с образами первоверховных апостолов образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался обычно напротив апостола Иоанна Богослова: на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ); на иконе из деисуса 1444–1445 гг. церкви Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ) — в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках; на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»), на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК),— со свитком в руке. На иконе сер. XVI в. (ЦАК МДА) он представлен вместе с арх. Михаилом; на образе из Николо-Коряжемского монастыря (до 1661; СИХМ) — в рост, в молении Христу; на вологодской иконе «Апостол Андрей Первозванный в житии» 1717 г. (ВГИАХМЗ). Полный цикл из 80 миниатюр с житием А. П. содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1–96 об).

Н. В. Квливидзе

Форумы