Ко дню памяти святых отцов VII Вселенского Собора (комментарий в интересах нации)

VII Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1502 г.
VII Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1502 г.

Определение Седьмого Вселенского (Второго Никейского) Собора:

Кратко сказать, мы неприкосновенно сохраняем все Церковные предания, утвержденные письменно или не письменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения. На таком основании мы, шествующие царским путем со всяким тщанием и осмотрительностию, определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок, или мозаических плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое по вере нашей приличествует одному только Божественному естеству. Взирающие на сии иконы возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения Честнаго и Животворящего Креста, святых Ангелов и других священных изображений, и как по благочестивому стремлению делалось это обыкновенно и в древности, потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть в предании кафолической Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. Таким образом, мы следуем Павлу и всему сонму Божественных апостолов и святых отцов, содержа принятые нами предания. Таким образом, мы пророчески воспеваем Церкви победные песни: «Радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иеру-салимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего: отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих; воцарится Господь посреде тебе и не узриши зла к тому» (Соф 3:14–15).

Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать Церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение Креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно дерзающие с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической Церкви законных преданий и, наконец, дерзающие давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям,– определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы.

(Из книги: Иоанн, еп. История вселенских соборов. М., 1995. СС. 406–407)

Форумы