К 600-летию преставления святителя Киприана Московского (комментарий в свете веры)

Святитель Киприан, митрополит Московский
Святитель Киприан, митрополит Московский

С 28 сентября по 1 октября в Москве проходили торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана (1330–1406), митрополита Московского, которые проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В последний день торжеств Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов Русской и Болгарской Православных Церквей совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где почивают под спудом святые мощи святого, обретенные в 1472 году.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, епископ Синопский Афинагор (Константинопольский Патриархат), митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Великотырновский Григорий (Болгарская Православная Церковь), Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь), Мезогайский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь), архиепископы Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, епископ Троицкий Панкратий.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

В богослужении участвовали архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря Святой Горы Афон, священнослужители Константинопольской, Русской, Болгарской, Элладской Православных Церквей, а также Святой Горы Афон.

На богослужении присутствовали архиепископ Миланский кардинал Диониджи Теттаманци (Римско-Католическая Церковь), а также викарий Миланской епархии епископ Франческо Коккопалмерио, епископ Терни-Нарни-Амелия Винченцо Палья и другие члены делегации, сопровождающей архиепископа Миланского.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Среди молившихся были Полномочный представитель Президента России в Приволжском Федеральном округе А.В.Коновалов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Пламен Грозданов и сотрудники Посольства Болгарии в России, члены делегации Болгарской Правослапвной Церкви профессор Н.Дойчева-Панайотова и профессор А.Джурова, представители Посольства Греции в России, участники конференций «Святитель Киприан Тырновский – Митрополит Московский» и «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства».

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

На богослужении пели хоры: Сретенского мужского монастыря в Москве, хор Софийского Патриаршего кафедрального собора-памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского (Болгарской Православной Церкви), хор «Мастера певческого искусства» (Элладская Православная Церковь).

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий совершил молебен у раки с мощами святителя Киприана, 600-летие со дня преставления которого Русская Православная Церковь отмечала 29 сентября. В связи с этой памятной датой 29 сентября -1 октября в Москве состоялись международные торжества.

Затем Его Святейшество обратился к богомольцам и гостям с Первосвятительским словом. От лица делегации Болгарской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия приветствовал митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Слово Святейшего Патриарха Алексия после богослужения и молебна в Успенском соборе

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братия и сестры!

Сегодня мы совершаем празднование 600-летия преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Киприан, честные мощи которого почивают в этом древнем святом храме, является значительной фигурой в истории Церкви. Будучи уроженцем Болгарии, он принял монашеский постриг на Святой Горе Афон, откуда и был призван на святительское служение сначала в Киев, а затем в Москву.

Для Русской Православной Церкви особая заслуга святителя состоит в том, что он сумел воссоединить две дотоле разделенные ее части – северо-восточную и юго-западную. Мы также чтим святого Киприана как основателя московского Сретенского монастыря, выдающегося церковного писателя и богослова, единомышленника и соратника своих великих современников – преподобного Феодосия Тырновского, Константинопольского Патриарха Филофея Коккина, преподобных Сергия Радонежского и Феодора Симоновского.

Служение св. Киприана можно охарактеризовать, прежде всего, как служение объединения. Он всегда находился на стыке культур, традиций, не замыкаясь внутри какой-либо. Святой Киприан – это связующее звено между Византией и Русью, между южными и восточными славянами, между северо-восточными и юго-западными епархиями Русской Церкви. Он стоял выше политических разделений своего времени. Для него Церковь была едина, независимо от государственных границ, разделивших ее паству. Это делает наследие святителя, его подвиг особенно актуальным и для нашего времени.

Знаменательно, что сегодняшним богослужением оканчиваются торжества, посвященные 600-летию преставления святителя Киприана, и начинаются мероприятия, приуроченные к 450-летию со дня кончины преподобного Максима Грека и 10-летию обретения его мощей. Преподобный Максим – это другой великий святой, который соединяет Русскую Церковь с духовным наследием православного Востока, со Святой Афонской Горой и монастырем Ватопед, постриженником которого он был.

Мне доставляет особую радость тепло приветствовать прибывших на эти торжества наших дорогих гостей – иерархов и клириков Константинопольской, Болгарской и Элладской Православных Церквей, а также представителей Святой Горы Афон. Только что, причастившись от единой Чаши Святых Христовых Тайн, мы вновь запечатлели наше единство во Христе, то единство, поборниками которого были святитель Киприан и преподобный Максим Грек.

Дай Бог нам сил и разумения хранить и впредь этот заповеданный нам Господом великий дар – «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) во славу Его всесвятого имени и на благо Святой Церкви.

* * *
Богослужение, на котором присутствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в РФ Пламен Грозданов, сопровождал хор Софийского Патриаршего кафедрального собора-памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Хор, которым в течение уже 28 лет руководит доцент богословского факультета Софийского университета Димитрий Димитров, придерживается традиций русского церковного песнопения.

Святейший Патриарх возглавил пленарное заседание международной конференции «Россия - Афон: тысячелетие духовного единства»

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Святейший Патриарх Алексий возглавил пленарное заседание, которым открылась международная научно-богословская конференцию «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)». Предстоятель Русской Церкви обратился с приветствием к участникам и гостям конференции.

В торжественном заседании приняли участие Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, который выступил с приветственным словом и огласил приветствие руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.С.Собянина. Затем слово взяла первый заместитель Председателя Госдумы Федерального Собрания Л.К.Слиска.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Перед собравшимися с докладом выступил епископ Синопский Афинагор, представитель Вселенского Патриарха, который огласил приветствие Святейшего Патриарха Варфоломея, и настоятель Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Завершили официальную часть пленарного заседания выступления митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Смоленского и Калининградского Кирилла.

Среди присутствовавших на торжественном открытии конференции были Полномочный представитель Президента России в Приволжском Федеральном округе А.В.Коновалов, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл и члены делегации Болгарской Православной Церкви, посол Греческой Республики в РФ Илиас Клис и посол Республики Болгария в РФ Пламен Грозданов, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец.

* * *

Международная научно-богословская конференция «Россия - Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)», открывшаяся сегодня в Москве, проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Конференция призвана внести вклад в осмысление многовековых отношений Афона и Русской Православной Церкви, их многообразных и плодотворных связей, которые не прекращались даже в самые трудные исторические периоды.

Инициатива проведения форума принадлежит двум монастырям, которые сегодня поддерживают постоянную связь между Россией и Афоном – это Ватопедский монастырь на Афоне и Валаамский монастырь в России. Игумены этих знаменитых монашеских обителей предложили Свято-Тихоновскому Гуманитарному университету в Москве взять на себя организацию этой конференции. Инициатива была поддержана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Комитет по подготовке к конференции возглавили два сопредседателя – митрополит минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх всея Белоруссии и Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко.

Среди организаторов конференции – Синодальная богословская комиссия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, московская Духовная академия, Министерство культуры и массовых коммуникаций России, Российская Академия наук, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

В рамках конференции организована работа 8 секций:
1) Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность;
2) Афон и православное богословие;
3) История Афона;
4) Преподобный Максим Грек
5) Русские святогорцы;
6) Искусство Афона;
7) Византия и Древняя Русь: литургические и певческие контакты;
8) Афон и русские монастыри.

В рамках научного форума пройдет в Малом зале Московской консерватории пройдет концерт хора Элладской Церкви «Мастера певческого искусства».

Конференция «Россия - Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)» будет проходить с 1 по 4 октября.

Слово Святейшего Патриарха на открытии международной конференции «Россия и Афон: тысячелетие духовного единства»

Ваши Превосходительства,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас – участников международной конференции «Россия и Афон: тысячелетие духовного единства».

Святая Гора занимает особое место в Церкви Христовой. Она является одним из символов самого Православия.

Вобрав в себя все лучшее из аскетического наследия Церкви, к XIII веку Афон становится оплотом православной духовности и богословия.

Тысячелетние духовные традиции монашества находят здесь свое полное воплощение. Именно с Афоном связано развитие высоких путей духовного созерцания. На Святой Горе расцветает исихазм – кульминация духовной, аскетической и богословской традиции Византийского христианства.

В поздневизантийский период богословское, духовно-аскетическое, иконографическое, культурное, а во многом и церковно-политическое влияние Афона на Вселенское Православие является определяющим. Через афонское монашество Святая Гора оказывает воздействие также и на духовное становление славянских народов.

Прославлен Афон своей верностью Христу и Его Святой Церкви, своей непримиримой борьбой за чистоту Православия, неприятием унии, мученичеством в период жестоких гонений со стороны иноверцев.

В темные века после падения Византии, в тяжелых условиях Афон остается одним из центров хранения и развития церковной традиции, живого аскетического предания. В Новое время Афон оказывает влияние на возрождение монашества и духовной жизни во многих Поместных Православных Церквах.

И ныне Афон пребывает «столицей» православного монашества, богатейшей сокровищницей духовности и аскетического опыта.

Святая Гора сыграла важную роль в формировании русской монашеской традиции.

И основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский, и игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, и многие другие прямо или косвенно испытали благотворное влияние Святой Горы.

Становлению русской духовной традиции способствовали богословские и аскетические произведения, переведенные в XIV веке на Афоне с греческого языка на славянский. Но не только книги, а прежде всего живые люди оказывали влияние на развитие богомыслия на Руси.

Так, мы ныне отмечаем 600-летие преставления святителя Московского Киприана, всея России чудотворца, болгарина по происхождению. Он был духовным преемником великих святых-исихастов — Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников. При содействии Константинопольского Патриарха-исихаста Филофея он немало потрудился на благо единства Русской Церкви и объединения русских княжеств вокруг Москвы. При нем умножается число монастырей, строится множество храмов, развиваются церковные искусства и книжное дело на Руси.

В этом году мы также отмечаем 450-летие кончины преподобного Максима Грека, бывшего насельником Ватопедского монастыря, ученейшего человека своего времени, просветителя, внесшего существенный вклад в становление русского богословия.

Влияние Афона на Русь не было лишь внешним: оно было глубоко и органично усвоено. Самым очевидным свидетельством тому является расцвет русского монашества и церковных искусств.

Начиная с XVII века в жизни России и иных православных народов усилилось влияние Запада, шли процессы секуляризации государства, общества и культуры, при сохранении внешнего благолепия ослабевала монашеская традиция. Однако уже в конце XVIII столетия в России начинается возрождение православного подвижничества. Это возрождение в немалой степени связано с трудами подвизавшегося на Афоне преподобного Паисия Величковского, который внес огромный вклад в дело перевода и распространения древнего аскетического наследия. Эта деятельность преподобного Паисия была продолжена Оптинскими старцами, которые много потрудились ради возрождения святоотеческого предания в Русской Православной Церкви, свидетельствуя о нем как своим личным подвигом, так и посредством издания творений Святых Отцов.

Отношения России и Афона никогда не были односторонними. Свой вклад в духовную историю Афона внесли и русские подвижники-святогорцы. На протяжении вот уже тысячи лет они проходят путь иноческого делания на Святой Горе, являя собой живую связь Русской Церкви и Афона. Особое место в этих отношениях занимает Русский Пантелеимонов монастырь.

Сегодня, после окончания лихолетья богоборчества, восстанавливаются давние связи Афона и России. Но еще очень многое предстоит сделать, чтобы древняя традиция участия России и Русской Церкви в современной жизни и служении Святой Афонской Горы возродилась в полноте.

В силу своей многонациональности Афон традиционно был образом универсальности Святой Церкви, ее кафоличности. На Афоне в общем духовном пространстве и в братском соработничестве подвизались иноки, пришедшие из разных стран и народов: греки, русские, сербы, болгары, румыны, грузины. В самые тяжелые исторические времена и в самых сложных политических обстоятельствах, зачастую вопреки им, святогорское монашеское братство являло собой пример всеправославного духовного единства, преодолевающего этнокультурные границы.

Считаю своим долгом сказать: сегодня ситуация не столь идеальна и безоблачна. Доминирование лишь одной церковно-национальной традиции, своего рода «национализация» Афона может привести к утрате Святой Горой ее уникальной объединяющей роли во Вселенском Православии.

Это обстоятельство вызывает нашу особую озабоченность в связи с тем, что в настоящее время единство Православия серьезно испытывается на прочность. И в этой ситуации Святая Гора Афон должна оказывать всемерное содействие укреплению единства Церкви Христовой. Не сомневаюсь, что таково искреннее стремление большинства святогорцев. Верю в то, что с помощью Божией, водительством Пресвятой Богородицы и предстательством сонма святых, на Святой Горе Афонской подвизавшихся, ныне существующие нестроения будут преодолены.

Возлюбленные архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!

Всем вам, участникам международной конференции «Россия и Афон: тысячелетие духовного единства», от всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов и помощи Божией в предстоящих трудах.

* * *

Свт. Киприан, выходец из знатного рода Цамблак, родился в древней болгарской столице Велико Тырново. Он известен тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы.

В торжествах в Москве по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Максима принимает участие делегация Болгарской Православной Церкви, в которую входят митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий и митрополит Ловчанский Гавриил, а также болгарские ученые профессор Н. Дончева-Панайотова и профессор А. Джурова.

30 сентября в Сретенском монастыре, который был основан при святителе Киприане на месте сретения Владимирской иконы Божией Матери, перенесенной в 1395 году в стольный град из Владимира для защиты Москвы от Тамерлана, прошла международная научно-богословская конференция «Святитель Киприан Тырновский – митрополит Московский».

Сретенский монастырь
Сретенский монастырь

В работе конференции, которая проводилась в библиотеке обители, приняли участие митрополиты Варненский и Великопреславский Кирилл, Великотырновский Григорий, Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь), епископ Бронницкий Амвросий, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон, профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицкое-Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов (Русская Православная Церковь), профессоры из России и Болгарии – И. И. Калиганов, А.Джурова, Н. Дончева-Панайотова, представители российских духовных учебных заведений, сотрудники посольства Республики Болгария.

Конференция открылась молебном свт. Киприану во Владимирском соборе обители. Затем были оглашены приветствия Святейшего Патриарха Алексия и Святейшего Патриарха Болгарского Максима.

В своих докладах участники конференции высоко оценили роль свт. Киприана в истории Русской Православной Церкви, в становлении государственности на Руси. Следуя академику Д.С.Лихачеву, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться и в Болгарии, митрополит Киприан участвовал в создании государства духа, помог спасти многие общеславянские святыни, гибнущие во время многовекового османского ига на его родине. Подчеркивалось непреходящее значение свт. Киприана в деле духовного единения славянских народов, в деле укрепления болгаро-российской дружбы. Многие ученые подарили свои труды библиотеке Сретенского монастыря.

На конференции состоялась презентация красочно иллюстрированной книги московского художника и богослова А.В.Артемьева «Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси», изданной по благословению Святейшего Патриарха Алексия издательством Сретенского монастыря. Она открывает новую серию этого издательства «Великие святители Земли Русской».

Подводя итоги конференции архимандрит Тихон (Шевкунов) выразил надежду, что научное и духовное сотрудничество церковных и светских ученых двух братских православных стран по изучению наследия свт. Киприана, во многом благодаря которому было создано Русское государство, будет плодотворно развиваться. По его словам, имя святого должно быть известно не только в церковно-научных, но и в самых широких слоях российского общества.

(По материалам «Седмица.Ru» и «Патриархия.Ru»)

* * *

Святитель Киприан. Русская Церковь в период его первосвятительства

Владислав Петрушко

(Лекция 10-ая из курса лекций «История Русской Церкви»)

Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси

Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец скончался в 1378 г. Это был один из самых замечательных Предстоятелей Русской Церкви. Однако трагизм той эпохи, в которую совершал свой подвиг св. Алексий, заключался в том, что даже столь выдающийся иерарх уже не мог в сложнейшей политической обстановке остановить начавшийся процесс разделения Русской Церкви. Это было обусловлено прежде всего стремлением литовских и польских государей изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополита всея Руси, прочно обосновавшегося в Москве и ставшего активным приверженцем объединительной политики Московских великих князей. В то же время политические амбиции завоевателей западно-русских земель всякий раз опирались на узкий национальный эгоизм представителей Константинополя, озабоченных прежде всего соблюдением интересов агонизирующей Византии. В результате к моменту кончины св. Алексия Русская Церковь оказалась разделенной на три независимые друг от друга митрополии: Московскую, Литовскую (причем, возглавлявшие обе эти кафедры архиереи именовались «митрополитами Киевскими и всея Руси») и Галицкую.

В Киеве, как уже говорилось, на митрополичьей кафедре пребывал Киприан, поставленный в Константинополе в 1375 г. по просьбе Ольгерда Литовского. После смерти св. Алексия Киприан сразу же вновь заявил о своих притязаниях на возглавление всей Русской Церкви. Однако, хотя Москва постоянно боролась за единство митрополии, безропотно принимая от Константинополя даже не самых желаемых Предстоятелей, Киприана здесь видеть категорически не хотели. В глазах великого князя Димитрия Иоанновича Киприан не только запятнал себя обличением св. Алексия и узурпацией митрополичьей кафедры, но и виделся откровенным ставленником, едва ли не агентом Литвы. После того, как Царьград уважил требования Польши и Литвы об отдельных митрополиях, Москва считала себя вправе иметь угодного ей митрополита. Причем, преемником святителя Алексия св. князь Димитрий хотел видеть русского по происхождению, дабы по возможности избежать влияния Константинополя и Вильны. В то же время великий князь Димитрий уже осознавал себя достаточно могущественным государем, готовым сразиться с монголами и сбросить ненавистное иго. К сожалению, осознание своей силы привело князя к мысли оказать давление на Церковь, принудить ее признать своим Предстоятелем верного князю человека и заставить ее служить политическим интересам государства. Это, пожалуй, первый со времени Изяслава Киевского и Климента Смолятича подобный прецедент. В дальнейшем, к сожалению, почти традиционной для русской истории станет следующая схема: Церковь в самые трудные годы всеми силами поддерживает устроение православной государственности на Руси, но как только благодаря ей государство усиливается, оно всякий раз поддается искушению оказать давление на Церковь и использовать ее в политических целях. Увы, но св. благоверный князь Димитрий Донской, при котором возвышение Москвы стало еще более стремительным, также не устоял перед соблазном наложить свою руку на дела церковные. Пока святитель Алексий подбирал кандидата в митрополиты, руководствуясь духовными критериями, князь сам нашел преемника митрополиту, ориентируясь на совсем иные качества кандидата. Выбор Димитрия пал на священника Михаила, по прозванию Митяй.

Это был, как говорили о нем современники, «коломенский поп», которого великий князь перевел служить в Москву. Димитрий сделал фаворита своим духовником и хранителем государственной печати. Михаил, судя по всему, был человеком богато одаренным. О нем современники отзывались так: «Сей убо поп Митяй бысть возрастом велик зело и широк, высок и напруг (т.е. мускулист – прим. лектора), плечи велики и толсты, брада плоска и долга, и лицем красен, – рожаем и саном (т.е. внешней представительностью – прим. лектора) превзыде всех человек: речь легка и чиста и громогласна, глас же его красен зело; грамоте добре горазд: теченiе велiе имея по книгам и силу книжную толкуя, и чтение сладко и премудро, и книгами премудр зело, и никтоже обреташесь таков: и пети нарочит; и в делех и в судех и в разсужденiях изящен и премудр, и слово и речь чисту и незакосневающую имея и память велiю; и древними повестьми и книгами и притчами духовными и житейскими никтоже таков обреташеся глаголати». Эти выдающиеся способности Митяя расположили к нему великого князя, чрезвычайно привязавшегося к своему любимцу. Вероятно, благоволили к священнику и бояре – приближенные Димитрия, – многие из которых, судя по словам летописца, также избрали Митяя своим духовником.

Эрудит и эстет, Михаил-Митяй, однако, отнюдь не был аскетом. До бесстрастия и духовной глубины ему также было весьма далеко. Известно, что он очень любил пышность в быту и одежде. Отмечали, что он, подобно моднице, по нескольку раз на день менял свои туалеты, блистая «ризами драгими и светлыми». Просто удивительно, как в подобных наклонностях купно с прямо-таки какой-то фобией по отношению к монашеству сходились все такого сорта лица: Феодорец Белый Клобучек, Митяй и, наконец, обновленческий лжемитрополит ХХ в. Александр Введенский. Сибарит Митяй, судя по дошедшим до нас свидетельствам, очень не хотел постригаться в монахи, хотя это было необходимо ради дальнейшего карьерного продвижения. Но в преддверии кончины святителя Алексия Димитрий Донской принудил Михаила принять монашество. В тот же день великий князь сделал своего фаворита настоятелем придворного кремлевского монастыря Спаса на Бору. Это чрезвычайно возмутило русское духовенство и монашество. Летописец писал: «Бяше видети дива плъно: иже до обеда белец сый, а по обеде архимандрит, иже до обеда белец сый и мирянин, а по обеде мнихом начальник и старцем старейшина и наставник и учитель и вожь и пастух».

Естественно, что такому подвижнику и строгому аскету, каким был митрополит Алексий, бездуховный выскочка Митяй был неприятен, как неприятен был и тот факт, что его воспитанник – Димитрий – упорно требовал от старого Первоиерарха благословить Митяя на преемство митрополии. После отказа преп. Сергия Алексий уже не мог более противостоять князю и благословил Митяя, хотя и в достаточно уклончивой форме.

Едва лишь преставился свят. Алексий, как Митяй, вероятно, при поддержке великого князя и Константинопольского патриарха Макария водворился на митрополичьем дворе в качестве нареченного митрополита всея Руси. Михаил-Митяй, еще не будучи хиротонисанным, уже начал управлять Русской Церковью, что было в общем-то еще терпимо с канонической точки зрения. Но дальше – больше: артистическая натура требовала внешних эффектов, и, будучи по сану пресвитером, Митяй надел на себя первосвятительское облачение – мантию, белый клобук, митрополичий параманд с золотым крестом. Он, взяв в руки митрополичий посох, становился на кафедре, восседал в алтаре на горнем месте.

Обласканный князем фаворит с духовенством повел себя необычайно жестоко. Вновь мы видим удивительное совпадение с поведением Феодорца Белого Клобучка, любимца великого князя Андрея Боголюбского. Митяй проявил непомерное властолюбие, карая направо и налево священников, архимандритов и даже епископов. Пафос репрессий Митяя был направлен, главным образом, против монашества и его наиболее ярких представителей – преп. Сергия Радонежского, Дионисия Суздальского и других. Этим противостоянием нареченного митрополита и терроризируемого им духовенства решил воспользоваться митрополит Киприан. Повидимому еще не вполне оценив возросшую силу великокняжеской власти, он решил с помощью великорусского монашества утвердиться в Москве. В расчетах Киприана была своя логика. Хотя он и показал себя с крайне неприглядной стороны в деле св. Алексия, но Киприан все же был известен как представитель монашеских кругов, близких традициям паламитов и афонского исихазма. Высказываемые им идеи монастырского нестяжательства были близки по духу многим русским инокам. Между Сергием и Киприаном существовала оживленная переписка. Писал митрополит и к другим вождям русского монашества, в частности Феодору, игумену Симоновскому. И все же, прибывший в Москву окольными путями, минуя кордоны Димитрия, Киприан не смог добиться своего. По приказу великого князя его ограбили и выпроводили вон из Москвы как незаконного «восхитителя» митрополичьей кафедры. В Царьграде, где накануне гибели Византии уже практически все покупалось и продавалось, он также не смог противостоять усилиям Москвы: ссориться с Димитрием греки не решились, а потому Киприана не поддержали.

Однако, можно думать, что Димитрием Донским двигала не только привязанность к своему любимцу, но и стремление поставить под контроль столь важную для дела объединения Руси силу, какой была Церковь. Логика вмешательства государства в дела Церкви всегда оставалась и остается одинаковой. Согласно ей, первым делом необходимо прежде всего получить автокефалию или, по крайней мере, максимально обширную автономию. Это поможет избежать апелляций к находящемуся вовне духовному центру с целью противостоять давлению государства. Эту схему, скорее всего, избрали Димитрий и Митяй, который стал предлагать совершить свое поставление не в Царьграде, а в Москве, с участием исключительно русских архиереев. Князь и его окружение, естественно, ухватились за эту инициативу нареченного митрополита. В столицу были вызваны епископы для поставления Первоиерарха. Но все же планы Митяя строились на пока еще слишком зыбком основании. Поэтому, когда епископ Суздальский Дионисий обличил перед лицом князя устраиваемую затею, от нее пришлось отказаться. Вновь русское духовенство показало себя на огромной пастырской и нравственной высоте, предпочитая благо Церкви узким национально-тщеславным амбициям и ограждая его от вмешательства государства. Кроме того, великорусское духовенство не могло не понимать, что с поставлением Митяя надолго, а быть может, и навсегда будет похоронена надежда на объединение Литовской и Московской митрополий в единую митрополию Киевскую и всея Руси. С этой точки зрения Киприан при всех его отрицательных моментах опять-таки был предпочтительнее Митяя.

Митяй вынужден был покориться воле русского духовенства, выраженной устами Дионисия, но затаил на Суздальского святителя обиду. Нареченный митрополит не замедлил рассчитаться с архиереем, вставшим у него на пути. Митяй в деле с Дионисием проявил всю свою мелко-честолюбивую натуру. Он гневно упрекнул епископа в том, что тот не явился к нему, Митяю, поклониться и принять благословение как от митрополита. «Разве он не знает, что я имею власть над ним и всей митрополией,» – риторически вопрошал нареченный митрополит. На это епископ Дионисий вполне логично заявлял ему: «Надо мной ты не имеешь никакой власти; а тебе бы следовало явиться ко мне принять благословение и поклониться; я епископ, а ты поп». Далекий от смирения Митяй тут же отпарировал угрозой, что не оставит Дионисия даже попом и собственноручно спорет с его мантии скрижали. Но видимо, все же чувствовал, что чего-то ему не достает для приведения в исполнение обещания, а потому отложил кару до своего поставления в Царьграде.

Дионисий бежал в Константинополь, вероятно, желая обрисовать там истинный облик искателя митрополичьего сана, столь ярко проявившийся за время его администрирования в качестве нареченного митрополита. Сам Митяй отбыл в Царьград летом 1379 г. с огромной свитой и чистыми великокняжескими бланками на случай возможного заема денег для взяток чиновникам. Казалось, что честолюбивый сибарит вскоре прочно утвердится на митрополии. Но Господь судил иначе. Русское посольство уже достигло столицы Византии, и корабль встал на рейде Константинополя, как вдруг Митяй внезапно скончался. Высказывалось предположение, что его отравили. Едва ли это справедливо: иметь дело с великим князем после такого громкого преступления не решился бы ни один, даже самый отчаянный, честолюбец. Тем более трудно предположить, что убийство могли совершить сопровождавшие Митяя монахи.

Тем не менее, Михаил-Митяй скончался, а его спутники вместо того, чтобы известить о случившемся Москву и справиться о дальнейших шагах, предпочли действовать на свой страх и риск. В итоге самочинно был избран новый кандидат в митрополиты – игумен Горицкого, что в Переславле-Залесском, монастыря Пимен. На что он надеялся, самовольно добиваясь митрополии, трудно сказать. Однако в Царьграде в это время находились Киприан и Дионисий, и все дальнейшие действия можно было бы списать на угрозу греков поставить на Московскую кафедру одного из них. Возможно также, что Пимена провоцировали на авантюру и сами греки, не желавшие лишаться возможности обогатиться за счет поставления русского митрополита и, наоборот, при всей щекотливости положения Пимена получившие дополнительный шанс собрать еще более обильные поборы с сомнительного кандидата. Об этом косвенно может свидетельствовать и тот факт, что к привезенным из Москвы деньгам добавились 2 тысяч гривен серебра, которые были заняты под долговые бланки-обязательства, выданные Димитрием Донским Митяю, – сумма по тем временам астрономическая!

В итоге Пимен был поставлен на Москву митрополитом Киевским и всея Руси, хотя Киприан был оставлен митрополитом Литовской Руси. Его притязания на возглавление всей Русской Церкви греки, неслыханно обогатившиеся на поставлении Пимена, отмели, пригрозив, что в противном случае его лишат и юрисдикции над Малой Русью. Реакция великого князя Димитрия на все происшедшее в Царьграде, как и следовало ожидать, была яростной. Он отказался принять Пимена. И здесь неожиданно казавшимся безнадежными планам Киприана суждено было исполниться: он был приглашен Димитрием в Москву вместо Пимена. Ездил за митрополитом от великого князя игумен Феодор Симоновский, племянник преп. Сергия, ставший великокняжеским духовником. Пимен же, дерзнувший появиться на Руси, был схвачен и отправлен в ссылку в Чухлому. Митрополит Киприан вновь объединил под своим омофором всю Русскую Церковь, предпочтя Москву Литве. Но продолжалось это поначалу недолго. Патриарх Константинопольский Нил неоднократно писал Димитрию о необходимости изгнать Киприана, как осужденного соборно за неканоническое поставление при жизни Алексия (как будто Константинополь был здесь ни при чем!), и принять Пимена митрополитом. Однако, решающим поводом для изгнания Киприана, вероятно, стал другой факт. Митрополит, прибывший из Новгорода в Москву за два дня до нашествия на нее Тохтамыша, нашел здесь такую анархию, что счел за лучшее удалиться из города вместе с великой княгиней Евдокией, женой Димитрия. Едва ли упрекать Киприана в оставлении столицы имел право сам Димитрий, при известии о наступлении татар отъехавший из Москвы с традиционной формулировкой: «собирать полки». Тем более, что Киприан по сути спас от верной гибели княгиню, оставленную супругом в Москве. Скорее подлинной причиной было то, что митрополит отъехал во враждебную Москве и союзную Литве Тверь. Да и вообще упрек Киприану выглядит скорее придиркой, поводом, тогда как истинной причиной была, скорее всего, давняя неприязнь Димитрия к ставленнику Ольгерда.

Димитрий прогнал Киприана в Киев, а митрополитом признал вызванного из заточения Пимена. Однако, последнему не долго довелось занимать митрополичью кафедру. В 1383 г. прибывший из Константинополя архиепископ Дионисий Суздальский имел возможность рассказать, каким образом Пимен получил поставление от корыстолюбивых греков. Вновь великий князь воспылал гневом на честолюбца и изгнал его из Москвы. В Царьград снова отправился Дионисий, на сей раз уже как ставленник Димитрия, который просил патриарха поставить Суздальского архиепископа в митрополиты всея Руси. В своем послании великий князь также требовал низложения Пимена, как самовольно восхитившего первосвятительское достоинство. Уличенный в соучастии в афере с поставлением Пимена патриарх Нил, заглаживая вину, согласился на поставление Дионисия, хотя в это время здравствовали два митрополита Киевских – Киприан и Пимен. Итак, к ним добавился третий. Более скандальной ситуации на Руси еще не было.

Стало очевидно, что каноническая зависимость от греков в новых исторических условиях уже работает во вред Русской Церкви. Но удивительно, что даже после таких отвратительных эпизодов, как поставление Киприана при жизни св. Алексия и скандальные поставления Пимена и Дионисия, на Руси, тем не менее, отнюдь не стремятся к автокефалии. Идея Митяя насчет его поставления в Москве – это, пожалуй единственный пример автокефалистских устремлений. Причем, именно в это время на Руси происходит подъем национального сознания, обусловленный победой на Куликовом поле. Русские осознали впервые, что избавиться от ига татар – это вполне реальная и посильная при умелом подходе задача. Русь окончательно встала на путь объединения вокруг Москвы, которая на Куликовом поле бесспорно утвердила свое право быть новым центром собирания русских земель. К концу XIV в. Русь, даже несмотря на такие тяжелые испытания, как нашествие Тохтамыша, находилась в фазе политического и духовного подъема. Это ощущалось всеми с очевидностью. И тем не менее, никакого стремления избавиться от Константинопольской юрисдикции внутри самой Русской Церкви мы не наблюдаем. Конечно, в этом можно в известной степени видеть опасение возможного подчинения Церкви государству – великий государственный деятель и полководец, благочестивый праведник, св. великий князь Димитрий Донской в тоже время (и на солнце бывают пятна!) в области своей церковной политики зарекомендовал себя как сторонник диктата над Русской Церковью. Но, пожалуй, главной причиной отсутствия автокефалистских настроений на Руси все же было то, что это время – II половина XIV – I пол. XV в.в. – было золотым веком русской святости. Эта эпоха дала Руси максимальное количество святых подвижников, в чем нельзя не видеть важнейший показатель высоты общего уровня духовности среди русского народа. А для людей, живущих духовной жизнью проблема автокефалии, почти неизменно связанная с проявлением церковного национализма, не могла иметь существенного значения. Каноническая безупречность для русского православного сознания была столь важна, что воспринималась как неотъемлемое выражение праведности и благочестия. Понадобилось отступничество греков от Православия на Флорентийском униатском соборе, чтобы оказалось пробужденным устремление русских к автокефалии своей Церкви.

Но вернемся к поставлению Дионисия. Ему так и не удалось водвориться на митрополии в Москве. Святитель возвращался в 1384 г. из Константинополя через Киев, где князь Владимир Ольгердович, возможно, не без участия Киприана, взял его под стражу. Через год Дионисий скончался в узах и был погребен в Киево-Печерской Лавре, где некогда начинался его монашеский путь. Позже он был канонизирован. Между тем, прибывшие в Москву от Нила Константинопольского митрополиты расследовал на месте деятельность Пимена и объявили его низложенным. Пимен поехал с апелляцией в Царьград. Сюда же вновь прибыл и Киприан. Началось соборное разбирательство. Пимен, вероятно чувствуя, что правда не на его стороне, бежал вместе с архимандритом Феодором Симоновским к туркам. Заочно они были осуждены и низложены, а митрополитом единой Русской Церкви был, наконец, признан Киприан. Тем не менее, ехать в Москву он не решался, зная, сколь враждебно настроен по отношению к нему Димитрий. Пимен же, напротив, прибыл в Москву и снова стал здесь действовать в качестве митрополита. Феодора он, в частности, поставил епископом Ростовским. Вероятно, Пимен был по натуре откровенным авантюристом. Удивляет, что он, зная крутой нрав своего князя, всякий раз вновь и вновь пытался обманом утвердиться в Москве. Очевидно, что и на этот раз Пимен сумел до поры до времени держать князя в неведении относительно всех подробностей своего Константинопольского путешествия, завершившегося его низложением. Вскоре, однако, Димитрий Донской вновь рассорился с Пименом, узнав обо всем, что произошло с митрополитом в Византии. Пимен в начале 1389 г. решился втайне от князя бежать, причем, почему-то в осудивший его Царьград. Вероятно, причиной было повторное соборное разбирательство его дела при новом патриархе Антонии. Но приговор о низложении был подтвержден вновь. Пимен, так ничего и не добившись, умер в Халкидоне в сентябре 1389 г.

Еще раньше, 19 мая, умер св. благоверный князь Димитрий Донской. Его преемник – Василий Димитриевич – счел, что пора положить конец смуте и принять митрополитом на Москву Киприана, единственного оставшегося к тому времени в живых претендента. В начале 1390 г. Киприан торжественно въехал в Москву, кафедру в которой он занимал уже до конца своих дней. Этим церковная смута на Руси была, наконец, исчерпана.

Однако, она не прошла бесследно для Русской Церкви. Каковы же ее последствия? Во-первых, авторитет греков весьма упал в глазах православных русских людей. И хотя на Руси еще по-прежнему не помышляли о выходе из Константинопольской юрисдикции, но отношение к былому центру восточно-христианского мира было уже достаточно скептическим: денежные аферы с поставлением русских митрополитов сделали свое дело. Поэтому, когда вскоре фактом станет отступничество греков на Флорентийском соборе, для решения о разрыве общения с ними будет налицо уже вполне подспудно подготовленная почва.

Во-вторых, был создан крайне опасный прецедент вмешательства государства в дела Церкви. Однако, при Димитрии власть Московского государя была еще слишком слаба для того, чтобы диктовать свою волю митрополитам. Было очевидно, что все затеи великого князя с поставлением угодного и послушного ему митрополита привели в итоге к жесточайшему кризису в отношениях между Церковью и государством и обернулись смутой на Первосвятительской кафедре. Урок из этого прецедента был извлечен: еще недостаточно сильное государство, нуждающееся в поддержке Церкви, оставило попытки давления на нее вплоть до II половины XV столетия.

К сожалению, имело место еще одно последствие смуты на Московской митрополии – резко негативное. Быстрая смена великокняжеских ставленников на Первосвятительской кафедре, их вражда друг с другом, – все это крайне отрицательно сказалось и на авторитете церковной иерархии среди тех кругов русского народа, которые уже выражали известную долю вольномыслия и скепсиса в отношении Православной Церкви. Подобный образ мыслей был характерен для части новгородцев, которые, будучи преимущественно торговым людом, закономерно тяготели к более материалистическому и рациональному образу мысли. Велико было в Новгороде, ставшем партнером городов Ганзейского союза, и влияние идей, заимствуемых из Западной Европы. В частности – отголосков богумильской и альбигойской ересей, а также антицерковных идей, близких по духу тем, которые впоследствии оформятся в движение Реформации. Полагают, что именно на этом субстрате возникла в Новгороде ересь т.н. «стригольников», начало деятельности которых обычно приурочивают к 1371 г.

О воззрениях стригольников вкратце можно сказать следующее. Наиболее характерной чертой их учения было отрицание благодати за церковной иерархией, ибо еретики считали, что безблагодатность явилась следствием симонии. Иерархия Церкви как якобы зараженная симонией ими отвергается настолько радикально, что они фактически образуют отдельное от Церкви сообщество-секту. Принимать любые таинства от православного духовенства стригольники категорически воспрещали. Вместо священнослужителей они из своей среды поставляли себе «учителей» без какого-либо посвящения. «Таинство покаяния» они совершали, «исповедуясь» земле.

Споры о симонии уже имели место в Русской Церкви, начиная со времен митрополитов Кирилла и Петра. Наиболее резко в мздоимстве новгородцы обвиняли св. Феогноста, который в действительности большую часть собираемых в Новгороде средств расходовал на колоссальное строительство, развернутое им в новой церковной столице Руси – Москве. Так что здесь, помимо чисто умозрительного, примешивался и политический момент неприязни вольного Новгорода к собирающей вокруг себя Русь Москве.

Первое достоверное упоминание о стригольниках относится к 1376 г., под которым упоминается о казни трех ересиархов новгородских, в том числе диакона Никиты и Карпа Простца. Именно Карп, бывший ранее диаконом, а по расстрижении за еретические убеждения освоивший профессию стригольника, дал название этой ереси. Гибель еретиков, утопленных в водах Волхова, однако, не привела к исчезновению ереси. Через 6 лет в Новгород и Псков для борьбы с ересью был послан св. Дионисий Суздальский. Грамоты патриарха Нила, с которыми Дионисий прибыл для выполнения своей миссии, рисуют основные черты учения стригольников. Дионисий лишь на время сумел потушить еретические настроения. В 1394 г. патриарх Антоний присылал своего посланца – архиепископа Вифлеемского Михаила – для искоренения ереси в Новгороде. Митрополит Киприан с той же целью отправил в Псков Полоцкого епископа Феодосия. Тем не менее, ересь существовала долгое время и после этих мер. В 1416 и 1427 г.г. вновь увещевал псковитян-еретиков св. митрополит Фотий, преемник св. Киприана. После последней его грамоты православные псковичи, негодовавшие на стригольников, учинили над ними самую решительную расправу. Все нераскаявшиеся еретики были заключены в темницы, где многие из низ пробыли до конца жизни. После этого ересь, более полувека будоражившая церковную жизнь Пскова и Новгорода, практически прекратила свое существование.

В целом же можно считать стригольническую ересь едва ли не первым проявлением протестантского сознания среди русского народа, что, надо отметить, в целом для Руси мало характерно. На появление ереси повлияли, конечно, обстоятельства смуты на Московской митрополии и недостатки, имевшие место в церковной жизни в целом. Однако, столь крайние формы реакция на них смогла принять лишь там, где духовный уровень населения был много ниже, чем в других землях Руси, а влияние западно-европейских антицерковных идей было наиболее ощутимым, – в Пскове и Новгороде.

Справедливости ради надо отметить, что какое-то влияние на распространение в этих местах стригольничества мог оказать еще один довольно скандальный эпизод времени святительства митрополита Киприана. Речь идет о его неудачной борьбе с жителями Новгорода за право месячного суда. Киприан проявил себя в этом деле как ревностный продолжатель линии своих великих предшественников на митрополичьей кафедре. Став вновь митрополитом на Москве при вел. князе Василии Димитриевиче, Киприан своей активной деятельностью на благо единой Русской Церкви и единого Русского государства полностью реабилитировал себя за свое не самое этичное поведение прежних лет. Ныне имя св. Киприана числится в наших святцах.

Одним из проявлений промосковской политики митрополита стало дело о новгородском суде. В нем столкнулась объединительная линия Московского святителя и традиционно сепаратистский дух новгородцев. Воспользовавшись церковной смутой и полной неразберихой в вопросе о том, кого признавать своим законным Предстоятелем, новгородцы постановили на вече впредь отказаться от услуг митрополичьего суда в Москве, а самого митрополита лишить традиционного права месячного суда в Новгороде, с тем чтобы судиться исключительно у своего епархиального архиерея. Прежде было обыкновением, что раз в четыре года митрополит в течение месяца совершал в Новгороде апелляционный суд. За это соответственно тяжущимися выплачивалась в пользу митрополита определенная пошлина. Она была довольно значительной. Кроме того, митрополиту и его свите необходимо было выплачивать содержание на время пребывания в Новгороде, а со всего духовенства взимался в пользу Предстоятеля Русской Церкви особый сбор. Очевидно, что в этом деле одинаково переплелись политические и имущественные интересы, как со стороны Киприана, так и со стороны новгородцев.

Митрополит Пимен, который был занят единственной целью своей жизни – путем интриг и обмана удержаться на кафедре как можно более долго, – разумеется, не успел отреагировать на своеволие Новгорода. Однако, Киприан решительно взялся за дело вразумления мятежных новгородцев. Его поддержал патриарх Антоний, который отправил в Новгород грамоту с призывом к новгородцам слушаться своего митрополита и вернуть ему право суда. Новгород оставил патриаршую грамоту без внимания. Тогда Киприан прибыл в бунтующую епархию самолично, но не преуспел в деле возвращения права суда. Наложив интердикт на Новгородскую епархию во главе с архиепископом, Киприан уехал. Он писал жалобу на бунтовщиков в Царьград, но новгородцы сделали то же самое, причем, угрожали принять латинство в случае, если патриарх не освободит их от суда Киприана. Этот момент наиболее красноречиво отражает степень духовного оскудения жителей Новгорода. Они также требовали, чтобы их архиепископ был освобожден от обязанности являться в Москву по вызову своего Предстоятеля. Словом, сепаратизм новгородцев и их антимосковские настроения достигли апогея. Новые патриаршие грамоты в защиту Киприана успеха не принесли, и тогда поддержку митрополиту оказал великий князь Василий, оценивший, что за непослушанием церковным неминуемо последует и политический разрыв Новгорода с Москвой. В 1394 г. Василий одолел новгородцев, но приехавший в 1395 г. в Новгород Киприан вновь получил отказ. Так и не удалось митрополиту сломить свою бунташную паству, хотя ему пришлось применить самые крайние меры, вплоть до низложения архиепископа Иоанна.

Как уже отмечалось, Киприан не оправдал надежд Литовских князей: перебравшись в Москву, он стал столь же активным поборником единства Русской Церкви и сторонником Московских князей, как и его великие предшественники. Однако как истинный архипастырь Киприан, совершая поездки по епархиям, не оставлял своим попечением и Западную Русь. Дважды за время своего святительства в Москве он выезжал в Литву (в 1396 и 1404 г.г.), где жил подолгу. В том была насущная необходимость, так как после переезда Киприана в Москву православные в Литовской Руси оказались далеко не в самом лучшем положении. Брак великого князя Литовского Ягайла с королевой Польши Ядвигой (1386 г.) и Кревская уния имели своим следствием объединение Польши и Литвы в одно государство, где господствующим исповеданием признавалось католичество. Притеснения православных в Галицкой Руси начались раньше, чем в других завоеванных западно-русских землях. Уже вскоре после вхождения в состав Польши галичане ощутили, что польское королевское правительство не намерено соблюдать обещанное Казимиром Великим религиозное равноправие. В 1376 г. в Галицкой Руси были образованы Львовская католическая архиепископия и три епископии. В 1381 г. здесь монахами-доминиканами была учреждена инквизиция. При Ягайле в ряде мест Галиции у православных стали отбирать их храмы, которые переосвящали в костелы. Например, подобная участь постигла кафедральный собор в Перемышле, построенный еще Даниилом Галицким. Православные все более стали подвергаться дискриминации. Особенно тяжелым было положение крестьян на землях, пожалованных панам-католикам. В городах же повсеместно вводимое Магдебургское право также ограничивало права православных русских ремесленников, которые не могли быть приняты в цеховые объединения. Даже православной аристократии был весьма ограничен доступ ко двору и государственным должностям, что влекло за собой постепенное совращение галицких бояр в латинство.

После Кревской унии православные подданные Литовского княжества поначалу тоже были существенно ограничены в правах, а Православная Церковь поставлена в весьма стесненное положение. Знать была лишена своих прав, в том числе права на герб. Русским православным боярам и князьям не дозволялось занимать придворные и государственные должности. Однако, в Литве православные составляли подавляющее большинство населения и благодаря этому смогли выступить за свои права. После того, как в ходе конфликта между Ягайлом и его двоюродным братом Витовтом произошла жестокая распря, последний стал великим князем Литовским (1392-1430 г.г.). Поддержавшие его православные подданные смогли вернуть себе большую часть своих прав. Но все же господствующим исповеданием в Литве отныне считалось католичество. Витовт-Александр и большинство последующих великих князей Литовских уже были католиками. Продолжали действовать, хотя почти что не исполнялись на практике, дискриминационные законы в отношении православных. Однако, в 1413 г., в момент усиления польского влияния они были вновь официально повторены на Городельском сейме.

Дипломатический талант Киприана и его умение находить компромисс со всеми много способствовали благу Православия в Литве и Польше. Так, вполне дружественно складывались у Киприана отношения с Ягайлом, который после своего перехода в католичество именовался королем Владиславом II. Между Ягайлом и Киприаном даже была достигнута договоренность по поводу переговоров о возможном соединении Православной и католической церквей, к которым они собирались подключить Константинополь. Однако, едва ли Киприана можно заподозрить в подлинных униональных симпатиях. Скорее, он, как и многие греки, еще верил в возможность реального восстановления общения с Римом без подчинения ему. Эта идея увлекала тогда многих эллинов, чаявших в ее претворении в жизнь спасения гибнущей Византии силами христианского Запада. Не исключено, однако, что это был тактический прием, направленный на то, чтобы разговорами об унии, не имеющими серьезного продолжения, обеспечить православным Польши и Литвы более благоприятные условия существования. Приверженность Киприана традициям афонского паламитского исихазма и поддержка, оказанная ему преп. Сергием и другими отцами русского монашества, свидетельствуют наиболее красноречиво о том, что приверженцем латинства Киприан быть не мог.

С Витовтом у Киприана тоже складывались вполне ровные отношения, так как в отличие от Ягайла Литовский князь был весьма веротерпим, будучи лишь формальным католиком. Кроме того, между Москвой и Литвой на время наступило примирение, так как Василий Димитриевия вступил в брак с Софьей, дочерью Витовта.

Главным достижением Киприана, бесспорно, было воссоединение Литовской и Московской митрополий в единую Русскую Церковь. Однако, ему так и не удалось вернуть под свой омофор Галицкую Русь. Здесь в течение 2 лет митрополитом являлся поставленный еще Казимиром Великим Антоний (1371-1391 г.г.). После его кончины кафедра Галицкая около двух лет была вакантной, и, вероятно, в это время Киприан сумел перевести в свою юрисдикцию ранее подчиненные Галицкому митрополиту епархии: Холмскую и Владимиро-Волынскую, – как относящиеся к Литве, а не собственно Польскому королевству. Однако, кафедры Галицкая и Перемышльская были переданы Ягайлом в ведение Луцкого епископа Иоанна. Последний отправился за поставлением на Галицкую митрополию в Царьград, но туда же пришла жалоба на него от Киприана, так как Иоанн продолжал оставаться епархиальным архиереем в юрисдикции митрополита Киевского и всея Руси. Иоанн, обвиняемый во многих недостойных деяниях, бежал из Константинополя. Луцкой кафедры Киприан его лишил, но в Галиции несмотря на отлучение, наложенное патриархом, Иоанн продолжал вершить все церковные дела властью, полученной от короля Владислава. Митрополитом Иоанн, вероятно, так и не стал, но и сместить его Киприан не мог вплоть до самой своей смерти. Лишь преемник Киприана Фотий сумел добиться упразднения Галицкой митрополии и возвращения ее под свой омофор.

Киприан уже не имел нужды ездить за ярлыком в Орду, где наступил период неразберихи и усобиц. Вместо этого отныне великий князь выдавал митрополитам свои грамоты. Причем, эти грамоты отменяли некоторые прежние льготы, дарованные митрополитам ханами. Так, уже в некоторых случаях Церковь обязывали делать выплаты в пользу княжеской казны, хотя пока еще незначительные. Некоторое ограничение было наложено и на объем церковного суда: например, в случае жалоб от мирских на митрополичьих чиновников, судил их сам князь.

Последние годы своей жизни престарелый Киприан проводил, главным образом, в Москве. Его любимым местом пребывания было село Голенищево. Митрополит много занимался литературными трудами, переводил с греческого. Например, заново перевел Служебник и ряд чинопоследований большинства таинств. Писал и собственные произведения. Много занимался вопросами упорядочения богослужения. В частности, это было связано с переходом на новый богослужебный устав – Иерусалимский Савваитский, – заменивший собою прежний, Студийский. Киприан много выступал против проникшего с Запада обливательного обряда крещения и ряда других новшеств. Он также стремился ужесточить каноническую дисциплину среди духовенства и мирян.

Св. Киприан скончался 16 сентября 1406 г. в своем любимом селе Голенищеве. Погребен он был в Успенском соборе Кремля, где мощи его покоятся под спудом и ныне.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы