Церковная археология Крыма (Телепрограмма 09.09.06) (комментарий в русле истории)

Источник Космо-Дамиановского монастыря в Крыму
Источник Космо-Дамиановского монастыря в Крыму

Главы из книги «Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму. Исторический очерк»

Рождение монастыря

По окончании Крымской войны у у архиепископа Херсонского Иннокентия начались новые заботы о возобновлении и устройстве храмов и монастырей в Тавриде. В 1856 году дело, давно начатое святителем, – устройство киновии у источника свв. Косьмы и Дамиана – пошло быстрым ходом.

Вскоре после окончания военных действий в Крыму, в июле 1856 года, из Бахчисарайского Успенского скита сюда был командирован первый строитель киновии иеромонах Макарий с монахом Игнатием для строительства здесь церкви, других необходимых зданий, а также для удовлетворения религиозных нужд богомольцев.

По прибытии к источнику иеромонах Макарий и монах Игнатий сразу же принялись за устройство малой деревянной церкви по рисунку, переданному владыкой Иннокентием. Пока церковь еще не была устроена, братия сходилась для пения вечерни и повечерия, полунощницы, утрени и часов в одну из комнат существовавшей странноприимницы. Несмотря на трудность и продолжительность работ, производившихся ежедневно по устройству обители, правило это соблюдалось постоянно и неизменно. Только в праздничные и воскресные дни братия грустила без служения литургии. Это обстоятельство очень беспокоило отца Макария, и он направлял все свои усилия к скорейшему устройству церкви в обители. Нашлись и благоспешники в этом святом деле; многие из жителей г. Симферополя помогли будущему монастырю своими пожертвованиями в деле храмоздательства, и уже через год над источником, вместо бывшей часовни, была построена маленькая деревянная церковь.

К сожалению, архиепископ Иннокентий не дождался этого желанного события. Скорая смерть лишила его утешения увидеть созданную им киновию в этом особенно любимом им месте. 26 мая 1857 г., вдень Святой Троицы, владыка коленопреклоненный тихо скончался. В своем завещании он оставил крымским обителям 100 акций Общества пароходства и торговли по Черному морю, которые были разделены между Бахчисарайским Успенским скитом и киновиями. На долю Косьмо-Дамиановской киновии пришлось девять акций, которые были проданы, а на вырученные от продажи пять тысяч рублей приобретены 5-процентные государственные билеты. Процентные отчисления с этого капитала и шли на содержание обители.

В 1997 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий причислен к лику святых. Он был основателем новых и восстановителем древних монастырей и храмов, строгим аскетом и подвижником, постоянно заботившимся о процветании монашества. Ныне предстоит угодник Божий Иннокентий в лике святительском, в незаходимой славе Небесной, ходатайствуя пред Господом за те обители, которым он при своей земной жизни уделял так много сил и внимания.

Продолжил дело владыки Иннокентия на Херсонской кафедре архиепископ Димитрий (Муретов). 31 июля 1857 года настоятель Бахчисарайского Успенского скита архимандрит Николай сообщил новому владыке о том, что малая деревянная церковь во имя свв. Косьмы и Дамиана при источнике с Божьей помощью построена и испрашивал разрешения на освящение сего храма, добавляя при этом, что по усердию получивших исцеление при источнике, церковь эта утварью будет очень богата. 7 августа 1857 года разрешение на освящение новоустроенного храма в Косьмо-Дамиановской киновии было получено и уже 5 сентября того же года он был освящен тем же архимандритом. 10 сентября 1857 года первым настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии назначается иеромонах Макарий, тот самый, который командировался туда в прошлом году для благоустройства этой киновии, и, таким образом, обитель свв. Косьмы и Дамиана получила окончательное административное устройство. С этого времени для иеромонаха Макария начинаются особенные труды и подвиги, приобретшие ему большое уважение и любовь всех, кто его знал. Ведь кроме небольшого домика для приюта богомольцев, в котором временно разместились первые поселенцы, и храма Косьмы и Дамиана, устроенного им в первую очередь, в киновии не было ни денежных средств, ни провизии, ни лошадей, ни келий для братии.

Необходимо было не только рубить лес, но и сравнивать значительные части гор, киркой и заступом завоевывать необходимые места для возведения на них нужных обители зданий. Срубленные же в лесу деревья для построек доставлялись самими насельниками обители большей частью на своих плечах, потому что теснота ущелий и крутизна гор не позволяли использовать для этого лошадей или волов.

Становление киновии

Кто был поистине подвижнический труд. Стоит только на минуточку задуматься, каких усилий требовала такая работа. Братия монастыря полагали свои силы, свое здоровье, сознавая, что сейчас на их плечи возложена вместе с этими вековыми деревьями высокая миссия – основать на крымской земле у священного источника монашескую обитель.

Кругом монастыря, на расстоянии более 10 верст, не имелось никаких селений и никакого человеческого жилья. Дороги же, которые шли в монастырь, были чрезвычайно неудобны и пролегали через густые леса и высокие горы. Две из них – одна на деревню Дегерменкой (ныне с. Запрудное) и другая на деревню Биюк-Ламбат (ныне с. Малый Маяк) – были пригодны только для пеших паломников, фактически являясь тропинками. Третья дорога, более удобная, шла из Алушты – по ней в монастырь приезжали в основном верхом на лошадях, иногда прибывали и на татарских мажарах, но большинство богомольцев шли по этой дороге пешком. Четвертая дорога, относительно других самая удобная, шла по берегу реки Альмы и выходила через село Саблы (ныне с. Партизанское) в Симферополь. По этой дороге можно было ехать уже и экипажем, но тоже не без трудностей. Река Альма многократно пересекала дорогу, а в русло при проливных дождях скатывались с гор большие камни, что делало путь очень опасным, препятствовали свободному проезду частые выбоины и топкие места по берегам. В летнее время, особенно после проливных дождей, монахи киновии постоянно занимались поправкой дороги: очищали от больших камней переезды через Альму и устраивали гати из хвороста и валежника на топких местах и выбоинах по берегам реки и краям опасных спусков. Без такого ухода доступ к монастырю в экипажах был бы совсем невозможен. Благодаря такому попечению, с мая по август, если только не шли в горах проливные дожди, можно было без особых путевых происшествий посетить Косьмо-Дамиановскую киновию.

Монастырь, как мы уже писали, расположился в живописном месте: высокие, самых причудливых форм горы, густой лес, шумящий день и ночь, источник свв. Косьмы и Дамиана и чистейший воздух. Угодий же в то время у киновии не было. Почва в этих местах малоплодородная, не пригодная для выращивания каких-либо культур. Из-за густоты леса пастбища вблизи монастыря также отсутствовали, поэтому поначалу держать какой-нибудь рогатый скот не представлялось возможным. Для поездок же в город и других насущных потребностей монастырь имел пару лошадей, но содержание их обходилось очень дорого. Овес покупали в городе, а для заготовки сена приходилось ежегодно арендовать в управлении государственным имуществом Таврической губернии горные поляны, располагавшиеся среди леса на значительном расстоянии от обители. Доставлять сено с этих полян в монастырь было весьма трудно. Поляны находились высоко в горах, доступ на них не только конному, но и пешему был затруднителен. Поэтому накошенное там сено монахи скатывали или сволакивали с гор в долины собственноручно, а потом уже собирали на гарбу (немецкая арба) и привозили в обитель.

Не было в монастыре и своего огорода. "...В этом горном поясе практически невозможно возделывать даже огородные овощи. А зимой снега до такой степени заносили монастырь и все подступы к нему, что иногда по несколько недель он оставался без сообщений с миром, погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин замечали, что уже давно не приезжал верховой монах из скита за покупками в город, поднималась тревога, и шли с лопатами откапывать монастырь, осведомиться, цел ли он." В короткие зимние дни солнце редко гостит в этом ущелье, и даже летом оно показывается не ранее семи утра и в пять часов вечера уже заходит. Ранее семи часов утра и позже пяти часов вечера его можно увидеть только взобравшись на вершины гор, окружающих обитель. А потому даже в июне и июле по утрам и вечерам в монастыре бывает довольно прохладно и иногда не обойдешься без теплого одеяния. Летом здесь часто шли сильные ливни, и нередко в монастырь приходили путники-пешеходы, промокшие до нитки. С августа становилось уже прохладнее – чаще шли дожди, холоднее были ночи. Снег здесь выпадал рано, – в октябре и лежал до марта, иногда до апреля. Часто снег бывал в горах до того глубок, что сообщение киновии с Симферополем и с Южным берегом или прекращалось совсем, или вызывало большие трудности. Вследствие этого, обитель свв. Косьмы и Дамиана с ноября по апрель включительно как бы совсем была оторвана от мира, и монахи вели в полном смысле одинокую, замкнутую, никем и ничем не нарушаемую пустынную жизнь. Но уже с мая и по ноябрь отправлялись в нелегкий путь и приходили сюда многочисленные богомольцы.

Наибольшее количество паломников посещало киновию в дни великих и храмовых праздников: 6 августа (Преображение Господне), 15 августа (Успение Пресвятой Богородицы), а при хорошей погоде и 14 сентября (Воздвижение Животворящего Креста Господня). Немало богомольцев бывало и 29 июня, в день свв. апостолов Петра и Павла, а также в конце июля, во время ежегодного крестного хода из Севастополя. С октября они начинали появляться реже. Лес постепенно обнажался от листвы, а горы покрывались снегом. Крайне редко наиболее смелые богомольцы пешком заходили в монастырь и зимой, но только в бесснежные или малоснежные зимы.

Особенно же много паломников собиралось, как и прежде, к 1 июля, – престольному празднику. Гостиница в обители тогда была одна и небольшая, а богомольцев к этому дню со всего Новороссийского края, из Черноморья и Кавказа прибывало множество, в том числе приезжали на своих мажарах целыми семействами крымские татары. Привозили своих больных и погружали их в святую воду для исцеления. А в благодарность несли к источнику свечи желтого воска собственного изготовления. Богомольцы в большинстве своем располагались табором ниже киновии, где Косьмо-Дамиановский источник впадает в реку Альму, на ровной площадке, носившей народное название "Базарчик".

Такое путешествие часто принимало характер семейного события, к которому долго готовились. Задень, за два до 1 июля по всем дорогам, ведущим в киновию, можно было встретить различные экипажи и телеги: передвигались в фаэтонах, в татарских мажарах, ехали верхом; шли пешком пожилые и молодые, группами и в одиночку.

Приготовление к поездке состояло в том, что повозки сверху накрывались высокими балдахинами для защиты от палящих лучей солнца и сильных горных ливней. Хозяйки складывали в ящики посуду, провизию и другие необходимые вещи, постельные принадлежности, одеяла и подушки. Укладывалось все это в готовые к путешествию повозки. Редко когда в путь этот выезжала одна повозка, чаще устраивалось так, что несколько семейств собирались за городом в назначенный пункт и оттуда уже отправлялись в путешествие.

Подъехав через некоторое время к киновии, паломники размещались на Базарчике, расставляли рядами по обоим берегам Альмы свои повозки и располагались здесь на несколько дней. Переодевшись в праздничные одежды, они спешили к святому источнику, который находился на расстоянии не более одной версты.

Спрятанный в горах скромный монастырь 30 июня и 1 июля представлял собой оригинальное картинное зрелище: не только весь монастырский двор. но и вся округа – дорога, небольшие полянки, склоны гор – были усеяны фургонами и палатками. Всюду царила суета, оживление: детские игры, музыка, пляски... Оригинальность картины увеличивалась еще разнообразием типов костюмов, представляя для этнографа живой интерес – тут можно было увидеть и степенного русского купца из Симферополя, и грека из Ялты, и рабочих-каменотесов из Евпатории; и малороссийских девушек из аутских табачных плантаций, пришедших пешком через горы на богомолье или ради исцеления от своих недугов. Тут же предпринимателями, прибывшими на торжество, открывались лавчонки и устраивались буфеты, в которых продавались чай, лимонад, буза, хлеб, яйца, фрукты, вино, ликеры и другие продукты. Торговля шла чрезвычайно оживленно; музыка, песни и крики разносились по горам и замирали в отдаленных ущельях. Кругом бродили стада волов, между которыми шныряли и кричали мальчишки, кое-где охотники ловили форель в реке, повсюду горели костры и вились столбы дыма. Ночевали паломники под открытым небом, так как монастырская гостиница могла вместить самую незначительную часть прибывших.

В положенное время в обители происходило богослужение, приличное кануну празднования церковью памяти свв. Косьмы и Дамиана. После праздничной литургии паломники возвращались к своим повозкам и располагались обедать. После обеда хозяйки укладывали имущество и через некоторое время все трогались в обратный путь. И там, где несколько часов назад было шумно и весело, опять царила тишина и разве только несколько волков недоверчиво подкрадывались к остаткам праздничных обедов.

Многотрудной была жизнь братии в Косьмо-Дамиановской киновии. Величественная природа, окружающая монастырь, ничего не давала легко, кроме воды и воздуха. Остальное – хлеб, овощи и другие продукты, какие-либо вещи покупали и привозили за 45 верст, из Симферополя.

На 6 месяцев, с ноября по апрель включительно, братия запасалась всем необходимым для своего пропитания и содержания. Хотя иногда бывало и так, что и зимой по крайней монастырской необходимости кого-то посылали в Алушту пешком или верхом. Он выполнял поручение и вновь возвращался в обитель, где опять наступала та же привычная монастырская жизнь. Бывали, однако, и несчастные случаи. Зимой 1865 года один из послушников был послан в Алушту по срочному делу. Все тропинки в лесу засыпало снегом, день был пасмурный. Он не нашел дороги и замерз.

Нужно было обладать истинно доброй волей и большим призванием к уединенной жизни, чтобы жить в такой суровой местности среди гор и леса. И если есть истинные отшельники от мира сего, то те немногие первые иноки Косьмо-Дамиановской киновии принадлежали к их числу, потому что поселились в таких местах, куда редко проникал радостный луч солнца, где вечные туманы, где ранние снега не давали пройти и десятка шагов от убогого жилища, где они редко видели лица людей.

Как-то один из богомольцев спросил настоятеля киновии отца Макария: "Как можно жить в такой суровой пустыне и по полугоду не иметь связи с миром? Вероятно, братия зимой скучает и предается унынию?" – "Нет, – отвечал отец Макарий. – Летом мы служим другим, для богомольцев; так что о себе нет времени и подумать. Братия же занята то постройками или ремонтом монастырских зданий, то приемом и удовлетворением религиозных нужд паломников, то исправлением дорог, гатей и переездов, ведущих в монастырь; а зимой братия занята исполнением положенного по уставу монастырского правила, чтением Св. Писания и Св. отцов церкви, а также келейным рукоделием. Много времени отнимает и расчистка от снега тропинок, ведущих из келий в церковь и к хозяйственным постройкам. В киновии все делается руками братии, за исключением каких-либо работ, требующих специальных знаний. Посему ни скучать, ни унывать у братии нет времени".

Несмотря на различные лишения, скудность и неудобства жизни в Косьмо-Дамиановской киновии, иноки этой обители были крепко преданы ей и очень любили ее. Большинство и не помышляло о переезде в другие, более богатые монастыри. Кто пришел в монастырь поработать Господу ради спасения своей души, для того лучшего располагающего к молитве, богомыслию и другим духовным деланиям места было не найти. Батюшка Макарий часто говаривал: "Правда, трудна наша жизнь в этой обители в зимние месяцы; никто к нам и мы ни к кому. Ни ограды, ни запоров в нашем монастыре нет; и несмотря на то, зимой мы находимся в нем, как бы заключенные в крепости, или как бы заживо погребенные во гробе. Но и при такой жизни мы не остаемся без утешения; утешением нашим служит неопустительно совершаемое по уставу богослужение, а особенно литургия. Перед глазами только высокие горы, окружающие монастырь, да обнаженный лес. Невольно ум обращается к Богу, все создавшему словом Своего Всемогущества, Премудрости и Благости..." Один из иноков обители также рассказывал: "Во время суровой зимы с какой радостью мы ожидаем весны и воскресения природы к жизни. До слез умиляешься, когда повеет теплым живительным дыханием весеннего воздуха, когда увидишь распустившуюся на деревьях первую зелень. С не меньшей радостью по наступлении весны встречаем и первых приходящих в монастырь богомольцев. Вся братия приветствует их с особенным радушием и любовью".

Труд первых насельников Косьмо-Дамиановской киновии был поистине подвижническим, и все достигнутое ими поражало жителей Тавриды. Проживало здесь всего лишь 4-5 человек вместе с послушниками. Определенное время братия уделяла богослужению, остальное шло на подготовку стройматериалов для различных построек, а также на обустройство территории. Скромные приношения от богомольцев, получаемые в летнее время, едва покрывали расходы на проживание и на украшение киновии, и лишь весьма небольшие сбережения откладывались для найма в обитель строителей-мастеров.

Быстрые успехи в строительстве и благоустройстве киновии, несмотря на малое число братии, достигнуты были, разумеется, благодаря неиссякаемой энергии и умению настоятеля о. Макария вести дело. Строго соблюдая правила монастырской жизни, он старался во всем служить примером для своей братии. Так, например, если требовалось приступить к какой-либо работе, то наряда или приказа об этом братии о. Макарий вообще редко делал. Братия обыкновенно узнавала, что нужно делать по тому, чем занят был настоятель. Если он взял топор и пошел в лес, это значило, что нужно было заготовить лесоматериал для какой-либо постройки; поэтому и братия брала с собой топоры, шла за настоятелем и делала то, что делал он. Когда же настоятель брал лопату или кирку и шел поправлять дорогу, то и братия с теми же орудиями следовала за ним.

Отец Макарий с братией устроили улучшенную дорогу при подъеме в киновию по правому берегу Альмы на протяжении около восьми верст. По ней можно было проехать если не в экипаже, то хотя бы на татарской мажаре.

Постепенно число братии стало увеличиваться. Необходимо было строительство дополнительных келий, а также хозяйственных помещений – поварни, кладовых для запасов на зиму, погреба. трапезной. О чем и заботился о. Макарий, не зная покоя ни днем, ни ночью. Нужны были кирпичи для печей, стекла для окон, железные и чугунные предметы для дверей, другие материалы, которые можно было приобрести только в Симферополе. Братия во главе с о. Макарием переносила их на своих плечах, а если же ноша была не по силам, тогда уж для ее доставки нанимались подводы.

Заметно выросло и число богомольцев и для них нужен был новый корпус (так как устроенный в 1855 году стал теперь очень мал). В 1863 году построили деревянный, более вместительный корпус для посетителей под железной крышей, 8 саж. в длину и 3 саж. в ширину.

Заботясь о благоустройстве вверенной ему обители, о. Макарий совершенно забывал о себе. После смерти родителей ему по наследству осталось около семи тысяч рублей (весьма значительная по тем временам сумма). Всю ее, до последней копейки, Он употребил на устройство киновии и на пособие бедным. Отказа в приеме в обитель не было никому, лишь бы имел законный документ на прожитие. Но оставался здесь только тот, кто мог работать и трудиться в этой суровой местности. Ленивые и не способные к труду, обличаемые своей совестью, сами оставляли монастырь без всяких напоминаний со стороны настоятеля.

Храм Косьмы и Дамиана, находившийся при источнике, был слишком мал. В нем могла поместиться только братия и небольшая часть богомольцев. А когда число посетителей было значительным, большая их часть, из-за тесноты храма, во время богослужения вынуждена была оставаться снаружи. Поэтому о. Макарий решил соорудить другой, более вместительный храм.

В 1869 году на средства доброхотных жертвователей построили новый большой деревянный храм под железной крышей. Новоустроенный храм был крестообразной формы, стоял он на каменном фундаменте, окрашенный краской. 13 саж. в длину и 5,5 саж. в ширину. В одной связи с ним находилась деревянная же, крепкая колокольня, в которой помещалась ризница. В храме был двухъярусный иконостас. 20 июня 1870 года новый храм освятили также во имя свв. Косьмы и Дамиана. Бывшую же маленькую церковь разобрали, а на ее месте, над источником, устроили деревянную часовню. А рядом, ниже по течению источника расположили купальню, разделенную на мужскую и женскую половины.

В 1872 году по ходатайству бывшего благочинного монастырей Таврической епархии архимандрита Евгения, по высочайшему повелению императора Александра II Косьмо-Дамиановской киновии из казенной лесной дачи было отмежевано еще 19 десятин земли. Таким образом, при киновии стало 23 десятины земли под лесом и горами, на которую имелся план, а на 4 десятины еще и межевая книга, выданные управлением государственным имуществом Таврической губернии.

В октябре 1873 года киновия была два раза осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича, – в первый раз он пробыл недолго. Посетив же киновию вновь 28 октября, прожил в ней 29 и 30 октября, бывая в эти дни на охоте, 31 октября отбыл, пожертвовав обители 500 рублей.

Вновь выстроенная церковь свв. Косьмы и Дамиана была достаточно просторной и высокой и вполне соответствовала своему назначению во время массового притока паломников в летние месяцы. Но из-за тонких деревянных стен она была неудобна для проведения богослужений в холодное зимнее время, потому что не отапливалась. Поэтому игумен о. Макарий, по совету со своей братией, предпринял постройку еще одной небольшой теплой деревянной церкви, во имя Преображения Господня, в которой можно было бы совершать богослужение зимой, и чтобы, кроме того, в летнее время, при значительном стечении богомольцев, можно было бы совершать две литургии: раннюю и позднюю.

Она возводилась на средства доброхотных жертвователей. И к 1874 году была фактически закончена, неоформленным оставался только иконостас. Но здоровье о. Макария сильно пошатнулось и стало совершенно ослабевать. Поэтому строительство храма приостановилось, а окончить его и освятить престол Господь судил уже преемнику о. Макария – иеромонаху, впоследствии игумену Парфению. Произошло это лишь через 4 года, 14 сентября 1878 года, когда новый храм был полностью закончен.

Храм Преображения Господня, расположенный чуть повыше соборного храма киновии Косьмы и Дамиана на противоположном склоне ущелья, тоже был устроен на каменном фундаменте и крыт железной крышей, размером 8 саж. длиной и 7,5 саж. шириной. В нем находился двухъярусный иконостас, вполне удовлетворительно снабженный церковной утварью. Теперь обитель уже смогла вмешать богомольцев, прибывающих в большом количестве в летнее время, особенно в престольный праздник.

Непосильный труд по устройству Косьмо-Дамиановской киновии быстро начал истощать здоровье ее настоятеля о. Макария. Иногда он так ослабевал, что не мог ходить. Несколько дней отдыха восстанавливали его силы, и он опять принимался за работу. Но надломленный организм скоро ослабевал, и болезнь возвращалась с еще большим ожесточением. С начала 1876 года отец Макарий совершенно ослабел и почти не мог ходить. Кашель и отдышка мучили его и не давали покоя ни днем, ни ночью. Отправлять богослужение в церкви он уже не мог, даже говорил с большим трудом. Чтобы не доставлять больших хлопот братии, он в августе того же года поступил в больницу странноприимного дома Таранова-Белозерова в Симферополе. Сейчас там, на улице Карла Маркса, расположилось медицинское училище. 15 сентября, почувствовав себя хуже, отец Макарий после соборования исповедовался и причастился Святых Христовых тайн. Через три дня. 18 сентября 1876 года в 4 часа утра он с миром почил о Господе. Отпевание тела почившего о. Макария было совершено в кафедральном соборе Александра Невского архимандритом Арсением, откуда, по совершении чина погребения, отправлено для предания земле в Косьмо-Дамиановскую киновию. Здесь же он был похоронен справа от западных дверей, в притворе храма Преображения Господня.

Настоятели мужской обители

Косьмо-Дамиановская киновия как мужская обитель просуществовала 43 года – с 1856 по 1899 год. За это время в ней всего было 8 настоятелей, из которых наибольшей памяти достоин первый из них – игумен Макарий. С его именем связана история строительства и становления обители в течение первых 20 лет.

Мы считаем своим долгом рассказать вам кратко биографию людей, избравших своей судьбою эту обитель. И первым среди них будет большой подвижник – отец Макарий.

Игумен Макарий (в миру Михаил Пруцкий) – родился в 1816 году, в г. Белгороде Курской губернии, в дворянской обер-офицерской семье. Образование получил в Белгородском уездном училище. С ранних лет он сознавал в себе призвание к пустынножительству. Особенно ему полюбилась Глинская пустынь в Курской губернии, куда он и поступил послушником 17 февраля 1845 года. Узнав о намерении Херсонского архиепископа Иннокентия основать в Крыму несколько киновий, Михаил Пруцкий немедленно подал прошение о переводе его в Херсонскую епархию, чтобы поступить в одну из должных открыться там обителей. 1 июня 1848 года он был принят в Херсонскую епархию и до времени открытия Бахчисарайского скита с киновиями временно помещен в число братии Корсунского Богородичного монастыря Днепровского уезда Таврической губернии, где 6 августа 1849 года посвящен в иподиакона.

15 апреля 1850 года последовало высочайшее соизволение на открытие Успенского скита, а уже 30 апреля в него был перемещен послушник Михаил Пруцкий, где для него начались особенные труды. Он успевал быть и в клиросном послушании, и на земляных работах; в одно и то же время нес послушания пономаря, повара, свечника и просфорника; умел и камень наломать из скалы, и обтесать, и положить его в стену. 4 апреля 1853 года он был пострижен в монашество с наречением имени Макария, 27 июля того же года рукоположен в иеродиакона, а 8 сентября 1854 года – и в иеромонаха. Во время Крымской войны иеромонах Макарий был командирован во временные госпитали, находившиеся в Бахчисарае, для исполнения христианских треб. Обязанности свои он исполнял с полным усердием, доходившим до самоотвержения, то напутствуя больных и раненых таинствами исповеди и святого причастия, то утешая многих словами веры, любви и надежды, то отпевая по христианскому обряду преставившихся от жития сего в мир иной. За труды свои на этом нелегком поприще о. Макарий был 29 декабря 1855 года награжден набедренником.

После окончания войны он вновь возвращается к своим обычным послушаниям в Бахчисарайский скит. Через некоторое время, в июле 1856 года, как мы уже писали, иеромонах Макарий с монахом Игнатием были командированы к источнику свв. Косьмы и Дамиана для устройства киновии, на что они положили все свои силы и умение, все свое здоровье и средства. О. Макарий ко всем относился с кротостью и любовью. К нему тянулись сердца людей; и богослужения он совершал всегда с полным благоговением; и его внятное, толковое чтение шестопсалмия, канонов, акафистов, и его строгоподвижническая жизнь, и его совершенное бескорыстие снискали ему большое уважение не только современников, но и потомков.

Двадцать долгих лет посвятил о. Макарий становлению и обустройству Косьмо-Дамиановской киновии. За свои старания он неоднократно награждался и поощрялся – 1 июля 1862 года получил от Св. Синода благословение, 1 июля 1863 года – награжден золотым наперсным крестом, а 1 июля 1866 года возведен в сан игумена и награжден палицею. Были у него и светские награды – 3 августа 1856 года получил серебряную медаль "За защиту Севастополя", 10 сентября 1859 года – бронзовый крест на Владимирской ленте, а 1 декабря того же года и бронзовую медаль на Андреевской ленте за участие в Крымской войне.

Будучи уже сильно больным туберкулезом, о. Макарий к 1876 году совсем ослабел, поэтому в августе того же года он поступил в больницу странноприимного дома Таранова-Белозерова в Симферополе, 15 сентября исповедался, причастился Святых Христовых Тайн и особоровался, а 18 сентября скончался. Отпет был в кафедральном соборе и погребен в Косьмо-Дамиановской киновии, в Преображенской церкви, у западных дверей. Живым памятником доброй и благочестивой жизни о. Макария навсегда останется Косьмо-Дамиановская киновия, устроенная его многолетними неусыпными трудами.

Расскажем вам и о других настоятелях монастыря.

Игумен Парфений (в миру Симеон Калинин) – родился в 1832 году, в г. Николаеве Херсонской губернии, в мещанской семье. Образование получил в Николаевском казенном морском училище. По увольнении из общества мещан 18 августа 1857 года поступил в Кизилташскую киновию, в которой 29 октября 1859 года определен послушником, 2 августа 1861 года облечен в рясофор, 16 сентября 1866 года пострижен в монашество и уже 1 декабря 1866 года рукоположен в иеродиакона.

28 февраля 1869 года был перемещен в штат Таврического Архиерейского Дома, где 17 апреля того же года рукоположен в иеромонаха. Здесь он выполнял послушания ризничего (1869-1974), смотрителя епархиального женского училища, смотрителя по строительству семинарии, помощника эконома, позже был назначен казначеем. 24 декабря 1871 года награжден набедренником.

По распоряжению владыки Гурия 2 июля 1874 года назначен управляющим Инкерманской киновией; 12 апреля 1875 года награжден наперсным золотым крестом от Св. Синода, а 4 декабря по прошению, вследствие болезни, перемешен в число братии Корсунского Богородичного монастыря. По распоряжению епархиального начальства 16 августа 1876 года командирован в Ливадию на богослужение, а 30 ноября того же года назначен управляющим Косьмо-Дамиановской киновией, которой он и руководил в течение двух с половиной лет. В мае 1879 года по прошению, вследствие болезни, освобожден от занимаемой должности и перемещен в число братии Балаклавского монастыря. Также как и его предшественник, при усилении болезни был принят в больницу странноприимного дома Таранова-Белозерова, где и скончался 19 февраля 1882 года, а погребен в том же Балаклавском Георгиевском монастыре.

Иеромонах Василий (в миру Владимир Раевский) – родился в 1834 году, из духовного звания, сын дьякона села Маркино Городище Тверской губернии. Образование получил в Тверской духовной семинарии, где прошел полный курс богословских наук.

По окончании Тверской духовной семинарии в 1857 году поступил в число певчих Тверского Архиерейского хора, где 27 марта 1860 года был посвящен в стихарь. 12 июля 1860 года принят послушником в Нилову пустынь Тверской губернии Осташковского уезда и назначен на послушание канонарха. Здесь 17 марта 1863 года был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. 13 октября 1865 года вызван в свиту архиепископа Тверского Филофея, где исправлял обязанности иподиакона, 21 ноября 1872 года рукоположен в иеромонаха и 13 декабря того же года вновь перемещен в Нилову пустынь.

29 мая 1876 года переведен по прошению в Таврическую епархию и принят в штат Таврического Архиерейского Дома, где исполнял послушание эконома и смотрителя семинарии, богослужения проводил в семинарской церкви. 9 октября 1877 года был награжден набедренником.

31 мая 1879 года назначен настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял в течение пяти лет. Указом Таврической духовной консистории от 21 апреля 1884 года освобожден от должности настоятеля и перемещен в число братии Херсонесского Владимирского монастыря.

Иеромонах Иоанн (в миру Иаков Азбуков) – родился в 1843 году в Харьковской губернии, из духовного звания, сын священника Харьковской епархии. Образование получил в Харьковской духовной семинарии, где прошел полный курс богословских наук. 12 января 1877 года принят в Корсунский Богородичный монастырь на испытание способности к иноческой жизни, где 5 августа был пострижен в монашество, 15 августа рукоположен в иеродиакона и уже 22 августа того же года – и в иеромонаха. 12 апреля 1880 года был перемещен в число братии Херсонесского монастыря, где 15 июля 1881 года награжден набедренником.

По указу Таврической Духовной Консистории от 21 апреля 1884 года назначен управляющим, а 10 октября 1885 года – настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял в течение четырех лет. Здесь 30 мая 1887 года от Св. Синода был награжден наперсным золотым крестом.

Иеромонах Павел (в миру Иоанн Козловский) – родился в 1836 году в Харьковской губернии: из вдовых священников. Образование получил в Харьковской духовной семинарии, где прошел полный курс богословских наук. После окончания семинарии, 29 августа 1860 года рукоположен в дьякона в Александро-Свирской церкви слободы Александровки Старобельского уезда; 26 августа 1864 года перемешен в слободу Штормовую того же уезда к Рождествобогородичной церкви. По прошению 16 октября 1877 года принят в Таврическую епархию и здесь рукоположен в священника к Параскевской церкви в Топловском женском монастыре, 13 декабря 1878 года перемещен в Скорбяшенскую церковь в селе Насыпкой Феодосийского уезда, а 6 июля 1882 года назначен настоятелем Александроневской церкви в село Троян Бердянского уезда и здесь 25 ноября 1883 года награжден набедренником. 28 июня 1885 года переведен к Успенской церкви г. Старый Крым, откуда по прошению 29 ноября 1887 года был уволен за штат. В монашество пострижен 9 апреля 1888 года в Крестовой церкви Таврического Архиерейского Дома. По указу Таврической духовной консистории 25 мая того же года назначен управляющим, а 7 сентября – настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял полтора года. По прошению 12 декабря 1889 года освобожден от должности настоятеля киновии и 30 декабря того же года уволен в отпуск. Впоследствии, видимо, принял схиму, о чем в деле Консистории написано неразборчиво, так как внесено в ведомость несколько позже.

Игумен Серапион (в миру Симеон Лещенко) – родился в 1838 году, в дворянской семье Полтавской губернии Золотоношского уезда. Образование получил в Золотоношском уездном училище.

28 января 1862 года поступил в Виноградский Успенский монастырь Киевской епархии, где 6 октября 1867 года определен послушником, 20 мая 1868 года пострижен в монашество, 28 июля того же года рукоположен в иеродиакона, а 23 сентября 1872 года – и в иеромонаха. С 1868 по 1873 год исполнял в этом монастыре послушания казначея и ризничего. 23 июня 1873 года перемешен в Киево-Софийский Митрополитский дом, где находился на послушании письмоводителя и 13 июня 1882 года награжден набедренником.

По прошению 13 декабря 1889 года перемещен в Таврическую епархию и по указу Таврической духовной консистории назначен настоятелем Косьмо-Дамиановскй киновии, которой руководил в течение пяти с половиной лет. Здесь 1 июля 1891 года был возведен в сан игумена. Резолюцией архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана от 7 июля 1895 года уволен от должности настоятеля киновии с разрешением вступить в число братии Инкерманского монастыря. Настоятелем киновии поначалу был определен Инкерманский настоятель иеромонах Иаков, но он не смог принять назначение и тогда выбор владыки пал на заштатного игумена Андрея, состоящего в то время в числе братии того же Инкерманского монастыря.

Игумен Андрей (в миру Иоанн Балдинский) – родился в 1828 году, из вдовых дьяконов. Образование получил в Елизаветградском духовном училище. 28 ноября 1846 года посвящен в стихарь. 25 июля 1848 года вызван в Архиерейский хор, а уже 13 августа того же года определен послушником в Корсунский Богородичный монастырь. 18 октября 1850 года переведен дьячком в Успенский Собор в Херсонесе, откуда 18 октября 1863 года, согласно прошению, поступил в Херсонесский монастырь, в котором 23 февраля 1864 года облечен в рясофор, 16 апреля того же года пострижен в монашество и 7 марта 1866 года рукоположен в иеромонаха. Здесь же 15 июля 1869 года награжден набедренником, 15 апреля 1872 года – наперсным крестом, а 20 сентября 1878 года – бронзовой медалью. С 6 июня 1877 года по 22 января 1879 года был управляющим Херсонесским монастырем. Вследствие болезни по прошению освобожден от этой должности, но по резолюции владыки Мартиниана с 12 октября 1885 года по 8 сентября 1887 года вновь назначен наместником Херсонесского монастыря, с 8 сентября 1887 года по 7 сентября 1888 года – временно управляющим Балаклавским монастырем, а с 7 сентября 1888 года по 31 января 1890 года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. 22 июня 1888 года был возведен в сан игумена и 30 ноября того же года награжден жезлом. 5 декабря 1890 года перемещен в Косьмо-Дамиановскую, а 22 декабря того же года – в Инкерманскую киновию. Резолюцией владыки Мартиниана от 10 июня 1895 года назначен настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял чуть более года. Указом Таврической Духовной Консистории от 23 сентября 1896 года уволен от должности настоятеля киновии с разрешением ему избрать место жительства по своему усмотрению. Пробыв некоторое время в киновии, он 5 февраля 1897 года отправился к своему новому месту служения – в Топловский женский монастырь.

Иеромонах Филадельф (в миру Флавиан Топорков) – родился в 1840 году, в крестьянской семье Курской губернии. Грамоте обучался в доме родителей.

6 марта 1862 года поступил в Глинскую пустынь, в которой в 1864 году определен послушником. В том же году переведен в Белогорскую пустынь, где 1 сентября 1870 года пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а 1 августа 1876 года – в иеромонаха и назначен на послушание казначея обители. Здесь же 29 августа 1881 года награжден набедренником. В марте 1891 года переведен в Рыльский монастырь, а через год, в феврале 1892 года, по прошению принят в Таврическую епархию и определен в число братии Корсунского Богородичного монастыря, в котором также исполнял послушание казначея.

По распоряжению владыки Мартиниана 23 сентября 1896 года назначен настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял без малого три года. Здесь 30 ноября 1896 года был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память о царствовании императора Александра III.

По указу Таврической духовной консистории от 23 июля 1899 года, в связи с преобразованием мужской Косьмо-Дамиановской киновии в женский одноименный монастырь, о. Филадельф был освобожден от должности настоятеля и, после передачи всех дел и имущества обители законным порядком, отбыл по своему желанию обратно, в число братии Корсунского Богородичного монастыря.

Настоятели мужской обители



Косьмо-Дамиановская киновия как мужская обитель просуществовала 43 года – с 1856 по 1899 год. За это время в ней всего было 8 настоятелей, из которых наибольшей памяти достоин первый из них – игумен Макарий. С его именем связана история строительства и становления обители в течение первых 20 лет.

Мы считаем своим долгом рассказать вам кратко биографию людей, избравших своей судьбою эту обитель. И первым среди них будет большой подвижник – отец Макарий.

Игумен Макарий (в миру Михаил Пруцкий) – родился в 1816 году, в г. Белгороде Курской губернии, в дворянской обер-офицерской семье. Образование получил в Белгородском уездном училище. С ранних лет он сознавал в себе призвание к пустынножительству. Особенно ему полюбилась Глинская пустынь в Курской губернии, куда он и поступил послушником 17 февраля 1845 года. Узнав о намерении Херсонского архиепископа Иннокентия основать в Крыму несколько киновий, Михаил Пруцкий немедленно подал прошение о переводе его в Херсонскую епархию, чтобы поступить в одну из должных открыться там обителей. 1 июня 1848 года он был принят в Херсонскую епархию и до времени открытия Бахчисарайского скита с киновиями временно помещен в число братии Корсунского Богородичного монастыря Днепровского уезда Таврической губернии, где 6 августа 1849 года посвящен в иподиакона.

15 апреля 1850 года последовало высочайшее соизволение на открытие Успенского скита, а уже 30 апреля в него был перемещен послушник Михаил Пруцкий, где для него начались особенные труды. Он успевал быть и в клиросном послушании, и на земляных работах; в одно и то же время нес послушания пономаря, повара, свечника и просфорника; умел и камень наломать из скалы, и обтесать, и положить его в стену. 4 апреля 1853 года он был пострижен в монашество с наречением имени Макария, 27 июля того же года рукоположен в иеродиакона, а 8 сентября 1854 года – и в иеромонаха. Во время Крымской войны иеромонах Макарий был командирован во временные госпитали, находившиеся в Бахчисарае, для исполнения христианских треб. Обязанности свои он исполнял с полным усердием, доходившим до самоотвержения, то напутствуя больных и раненых таинствами исповеди и святого причастия, то утешая многих словами веры, любви и надежды, то отпевая по христианскому обряду преставившихся от жития сего в мир иной. За труды свои на этом нелегком поприще о. Макарий был 29 декабря 1855 года награжден набедренником.

После окончания войны он вновь возвращается к своим обычным послушаниям в Бахчисарайский скит. Через некоторое время, в июле 1856 года, как мы уже писали, иеромонах Макарий с монахом Игнатием были командированы к источнику свв. Косьмы и Дамиана для устройства киновии, на что они положили все свои силы и умение, все свое здоровье и средства. О. Макарий ко всем относился с кротостью и любовью. К нему тянулись сердца людей; и богослужения он совершал всегда с полным благоговением; и его внятное, толковое чтение шестопсалмия, канонов, акафистов, и его строгоподвижническая жизнь, и его совершенное бескорыстие снискали ему большое уважение не только современников, но и потомков.

Двадцать долгих лет посвятил о. Макарий становлению и обустройству Косьмо-Дамиановской киновии. За свои старания он неоднократно награждался и поощрялся – 1 июля 1862 года получил от Св. Синода благословение, 1 июля 1863 года – награжден золотым наперсным крестом, а 1 июля 1866 года возведен в сан игумена и награжден палицею. Были у него и светские награды – 3 августа 1856 года получил серебряную медаль "За защиту Севастополя", 10 сентября 1859 года – бронзовый крест на Владимирской ленте, а 1 декабря того же года и бронзовую медаль на Андреевской ленте за участие в Крымской войне.

Будучи уже сильно больным туберкулезом, о. Макарий к 1876 году совсем ослабел, поэтому в августе того же года он поступил в больницу странноприимного дома Таранова-Белозерова в Симферополе, 15 сентября исповедался, причастился Святых Христовых Тайн и особоровался, а 18 сентября скончался. Отпет был в кафедральном соборе и погребен в Косьмо-Дамиановской киновии, в Преображенской церкви, у западных дверей. Живым памятником доброй и благочестивой жизни о. Макария навсегда останется Косьмо-Дамиановская киновия, устроенная его многолетними неусыпными трудами.

Расскажем вам и о других настоятелях монастыря.

Игумен Парфений (в миру Симеон Калинин) – родился в 1832 году, в г. Николаеве Херсонской губернии, в мещанской семье. Образование получил в Николаевском казенном морском училище. По увольнении из общества мещан 18 августа 1857 года поступил в Кизилташскую киновию, в которой 29 октября 1859 года определен послушником, 2 августа 1861 года облечен в рясофор, 16 сентября 1866 года пострижен в монашество и уже 1 декабря 1866 года рукоположен в иеродиакона.

28 февраля 1869 года был перемещен в штат Таврического Архиерейского Дома, где 17 апреля того же года рукоположен в иеромонаха. Здесь он выполнял послушания ризничего (1869-1974), смотрителя епархиального женского училища, смотрителя по строительству семинарии, помощника эконома, позже был назначен казначеем. 24 декабря 1871 года награжден набедренником.

По распоряжению владыки Гурия 2 июля 1874 года назначен управляющим Инкерманской киновией; 12 апреля 1875 года награжден наперсным золотым крестом от Св. Синода, а 4 декабря по прошению, вследствие болезни, перемешен в число братии Корсунского Богородичного монастыря. По распоряжению епархиального начальства 16 августа 1876 года командирован в Ливадию на богослужение, а 30 ноября того же года назначен управляющим Косьмо-Дамиановской киновией, которой он и руководил в течение двух с половиной лет. В мае 1879 года по прошению, вследствие болезни, освобожден от занимаемой должности и перемещен в число братии Балаклавского монастыря. Также как и его предшественник, при усилении болезни был принят в больницу странноприимного дома Таранова-Белозерова, где и скончался 19 февраля 1882 года, а погребен в том же Балаклавском Георгиевском монастыре.

Иеромонах Василий (в миру Владимир Раевский) – родился в 1834 году, из духовного звания, сын дьякона села Маркино Городище Тверской губернии. Образование получил в Тверской духовной семинарии, где прошел полный курс богословских наук.

По окончании Тверской духовной семинарии в 1857 году поступил в число певчих Тверского Архиерейского хора, где 27 марта 1860 года был посвящен в стихарь. 12 июля 1860 года принят послушником в Нилову пустынь Тверской губернии Осташковского уезда и назначен на послушание канонарха. Здесь 17 марта 1863 года был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. 13 октября 1865 года вызван в свиту архиепископа Тверского Филофея, где исправлял обязанности иподиакона, 21 ноября 1872 года рукоположен в иеромонаха и 13 декабря того же года вновь перемещен в Нилову пустынь.

29 мая 1876 года переведен по прошению в Таврическую епархию и принят в штат Таврического Архиерейского Дома, где исполнял послушание эконома и смотрителя семинарии, богослужения проводил в семинарской церкви. 9 октября 1877 года был награжден набедренником.

31 мая 1879 года назначен настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял в течение пяти лет. Указом Таврической духовной консистории от 21 апреля 1884 года освобожден от должности настоятеля и перемещен в число братии Херсонесского Владимирского монастыря.

Иеромонах Иоанн (в миру Иаков Азбуков) – родился в 1843 году в Харьковской губернии, из духовного звания, сын священника Харьковской епархии. Образование получил в Харьковской духовной семинарии, где прошел полный курс богословских наук. 12 января 1877 года принят в Корсунский Богородичный монастырь на испытание способности к иноческой жизни, где 5 августа был пострижен в монашество, 15 августа рукоположен в иеродиакона и уже 22 августа того же года – и в иеромонаха. 12 апреля 1880 года был перемещен в число братии Херсонесского монастыря, где 15 июля 1881 года награжден набедренником.

По указу Таврической Духовной Консистории от 21 апреля 1884 года назначен управляющим, а 10 октября 1885 года – настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял в течение четырех лет. Здесь 30 мая 1887 года от Св. Синода был награжден наперсным золотым крестом.

Иеромонах Павел (в миру Иоанн Козловский) – родился в 1836 году в Харьковской губернии: из вдовых священников. Образование получил в Харьковской духовной семинарии, где прошел полный курс богословских наук. После окончания семинарии, 29 августа 1860 года рукоположен в дьякона в Александро-Свирской церкви слободы Александровки Старобельского уезда; 26 августа 1864 года перемешен в слободу Штормовую того же уезда к Рождествобогородичной церкви. По прошению 16 октября 1877 года принят в Таврическую епархию и здесь рукоположен в священника к Параскевской церкви в Топловском женском монастыре, 13 декабря 1878 года перемещен в Скорбяшенскую церковь в селе Насыпкой Феодосийского уезда, а 6 июля 1882 года назначен настоятелем Александроневской церкви в село Троян Бердянского уезда и здесь 25 ноября 1883 года награжден набедренником. 28 июня 1885 года переведен к Успенской церкви г. Старый Крым, откуда по прошению 29 ноября 1887 года был уволен за штат. В монашество пострижен 9 апреля 1888 года в Крестовой церкви Таврического Архиерейского Дома. По указу Таврической духовной консистории 25 мая того же года назначен управляющим, а 7 сентября – настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял полтора года. По прошению 12 декабря 1889 года освобожден от должности настоятеля киновии и 30 декабря того же года уволен в отпуск. Впоследствии, видимо, принял схиму, о чем в деле Консистории написано неразборчиво, так как внесено в ведомость несколько позже.

Игумен Серапион (в миру Симеон Лещенко) – родился в 1838 году, в дворянской семье Полтавской губернии Золотоношского уезда. Образование получил в Золотоношском уездном училище.

28 января 1862 года поступил в Виноградский Успенский монастырь Киевской епархии, где 6 октября 1867 года определен послушником, 20 мая 1868 года пострижен в монашество, 28 июля того же года рукоположен в иеродиакона, а 23 сентября 1872 года – и в иеромонаха. С 1868 по 1873 год исполнял в этом монастыре послушания казначея и ризничего. 23 июня 1873 года перемешен в Киево-Софийский Митрополитский дом, где находился на послушании письмоводителя и 13 июня 1882 года награжден набедренником.

По прошению 13 декабря 1889 года перемещен в Таврическую епархию и по указу Таврической духовной консистории назначен настоятелем Косьмо-Дамиановскй киновии, которой руководил в течение пяти с половиной лет. Здесь 1 июля 1891 года был возведен в сан игумена. Резолюцией архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана от 7 июля 1895 года уволен от должности настоятеля киновии с разрешением вступить в число братии Инкерманского монастыря. Настоятелем киновии поначалу был определен Инкерманский настоятель иеромонах Иаков, но он не смог принять назначение и тогда выбор владыки пал на заштатного игумена Андрея, состоящего в то время в числе братии того же Инкерманского монастыря.

Игумен Андрей (в миру Иоанн Балдинский) – родился в 1828 году, из вдовых дьяконов. Образование получил в Елизаветградском духовном училище. 28 ноября 1846 года посвящен в стихарь. 25 июля 1848 года вызван в Архиерейский хор, а уже 13 августа того же года определен послушником в Корсунский Богородичный монастырь. 18 октября 1850 года переведен дьячком в Успенский Собор в Херсонесе, откуда 18 октября 1863 года, согласно прошению, поступил в Херсонесский монастырь, в котором 23 февраля 1864 года облечен в рясофор, 16 апреля того же года пострижен в монашество и 7 марта 1866 года рукоположен в иеромонаха. Здесь же 15 июля 1869 года награжден набедренником, 15 апреля 1872 года – наперсным крестом, а 20 сентября 1878 года – бронзовой медалью. С 6 июня 1877 года по 22 января 1879 года был управляющим Херсонесским монастырем. Вследствие болезни по прошению освобожден от этой должности, но по резолюции владыки Мартиниана с 12 октября 1885 года по 8 сентября 1887 года вновь назначен наместником Херсонесского монастыря, с 8 сентября 1887 года по 7 сентября 1888 года – временно управляющим Балаклавским монастырем, а с 7 сентября 1888 года по 31 января 1890 года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. 22 июня 1888 года был возведен в сан игумена и 30 ноября того же года награжден жезлом. 5 декабря 1890 года перемещен в Косьмо-Дамиановскую, а 22 декабря того же года – в Инкерманскую киновию. Резолюцией владыки Мартиниана от 10 июня 1895 года назначен настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял чуть более года. Указом Таврической Духовной Консистории от 23 сентября 1896 года уволен от должности настоятеля киновии с разрешением ему избрать место жительства по своему усмотрению. Пробыв некоторое время в киновии, он 5 февраля 1897 года отправился к своему новому месту служения – в Топловский женский монастырь.

Иеромонах Филадельф (в миру Флавиан Топорков) – родился в 1840 году, в крестьянской семье Курской губернии. Грамоте обучался в доме родителей.

6 марта 1862 года поступил в Глинскую пустынь, в которой в 1864 году определен послушником. В том же году переведен в Белогорскую пустынь, где 1 сентября 1870 года пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а 1 августа 1876 года – в иеромонаха и назначен на послушание казначея обители. Здесь же 29 августа 1881 года награжден набедренником. В марте 1891 года переведен в Рыльский монастырь, а через год, в феврале 1892 года, по прошению принят в Таврическую епархию и определен в число братии Корсунского Богородичного монастыря, в котором также исполнял послушание казначея.

По распоряжению владыки Мартиниана 23 сентября 1896 года назначен настоятелем Косьмо-Дамиановской киновии, которой управлял без малого три года. Здесь 30 ноября 1896 года был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в память о царствовании императора Александра III.

По указу Таврической духовной консистории от 23 июля 1899 года, в связи с преобразованием мужской Косьмо-Дамиановской киновии в женский одноименный монастырь, о. Филадельф был освобожден от должности настоятеля и, после передачи всех дел и имущества обители законным порядком, отбыл по своему желанию обратно, в число братии Корсунского Богородичного монастыря.

Форумы