15 лет назад провалилась попытка государственного переворота в России (комментарий в свете веры)

У стен Белого Дома. Москва. Август, 1991г.
У стен Белого Дома. Москва. Август, 1991г.

Трагические события происходили в России 19–22 августа 1991 г. Часть руководителей государства, недовольных политикой реформ, предприняла попытку свергнуть Президента СССР М. С. Горбачева, образовав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Эта попытка окончилась провалом, следствием чего был запрет КПСС и падение коммунистического режима.

«В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г.,— писал 23 августа в своем Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх.— Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!»

Выступления Первосвятителя по самым острым проблемам общественной жизни с высоких христианских позиций сделали его в сознании нашего народа духовным лидером России.

В конце сентября и начале октября 1993 г. Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: противостояние исполнительной и законодательной властей, в результате которого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Государственную Думу и Совет Федерации.

Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, и все-таки не случилось худшего — полномасштабной гражданской войны.

События августа 1991г.
События августа 1991г.

* * *

(По материалам сайта «Радио России»)

В августе 1991 года в России произошел исторический перелом, в ходе которого родилось государство с новым социально-экономическим строем, с новой идеологией, задачами и перспективами. О том, как сегодня оценивают значение для российской истории этого события, мы поговорим с директором Института российской истории РАН Андреем Николаевичем Сахаровым.

Корр.:Я прочитал некоторые опросы общественного мнения. Из них следует, что 49 процентов россиян утверждают, что те события они принимали близко к сердцу, то есть сопереживали тому, что происходит. Почти 2/3 опрошенных Фондом «Общественное мнение» прекрасно помнят, где находились и что делали в те дни. Вы относите себя к тем, кто помнит и кто сопереживал?

Андрей Николаевич Сахаров, директор Института российской истории Российской академии наук, академик
Андрей Николаевич Сахаров, директор Института российской истории Российской академии наук, академик

Андрей Сахаров: – Я прекрасно помню те события. Конечно, сопереживал. Я был в то время на работе в институте, и впервые за долгие месяцы свободы, которая установилась уже в конце 80-х – начале 90-х годов, мне последовал директивный звонок из ЦК КПСС, как в былые брежневско-сталинские времена. Я его прекрасно помню.

– Что это был за звонок? О чем была директива?

– Звонивший строго спросил, чем занимается институт, какие наши планы, что мы предполагаем делать в свете происходящих событий? На что я ответил, какие события и что он имеет в виду? Сказал, что я лично как ученый занимаюсь в данный момент переворотом 1801 года, когда к власти пришел Александр I. В ответ у меня поинтересовались, не шучу ли я. На это я ответил, что серьезно занимаюсь данным вопросом.

И был еще второй звонок из соответствующих органов с вопросом о том, сколько иностранцев в институте и к каким странам они принадлежат? Органы безопасности, принадлежавшие к ГКЧП, хотели знать ориентацию этих иностранцев, кто в институте и что это за люди. То есть, сразу под контроль брался один из крупнейших идеологических центров России – Институт российской истории. И одновременно бралось на контроль состояние контактов с иностранцами в институте. Это было поразительно, ужасно и неприятно. И поскольку я стоял на позициях иных, чем те, кто эти звонки совершал, то мне стало грустно. Я тут же вспомнил времена 1937 и 1940 годов, когда был арестован мой отец, и предполагал, что, вполне возможно, дело кончится для многих из нас печально.

– Это было в первый день, а в последующие дни?

– От следующего дня у меня осталось в памяти такое яркое впечатление. 20 августа, когда было уже очевидно, что ГКЧП и переворот пошли на убыль и что силы демократии, революции и народа берут верх, я шел из института домой обедать. И навстречу мне попался человек отнюдь не интеллигентного вида, немного подвыпивший, который подошел ко мне, обнял и сказал: «Ну, всё, мы победили!» Я был совершенно потрясен, так как это было так неожиданно, красиво и народно. Я почувствовал, что народ, в конце концов, победит в этом противостоянии.

События августа 1991 г.
События августа 1991 г.

– Так было 15 лет назад. Сейчас социологи утверждают, что со времени августовского путча вектор общественного мнения изменился и продолжает меняться прямо на противоположный. Если в 2001 году готовность стать сторонниками ГКЧП и соответственно силовых методов управления государством выражали 14 процентов населения, отстаивать демократические принципы намеревались 28 процентов, а не разобрались в ситуации – 31 процент, то, по данным последних опросов, в случае повторения событий сторонников ГКЧП оказалось бы больше, чем противников (18 против 13 процентов). 39 процентов не стали бы симпатизировать ни одной, ни другой из сторон. И почти половина опрошенных (47 процентов) рассматривают эти события не как перелом в жизни страны, а как эпизод борьбы за власть между различными группами в высшем руководстве страны. Доля тех, кто воспринимает августовский переворот как победу демократии, составляет всего лишь 11 процентов. Чем вызвана такая переоценка ценностей?

– Переоценка ценностей вызвана тем, что идеалы, под которыми совершалась народная революция 1989-1991 годов, потеряли свои очертания, а сама революция не принесла тех плодов, которые люди ожидали от нее увидеть. Любые революции в мире начинались под великими лозунгами, но всегда заканчивались весьма прагматически: собственность перераспределялась, а власть переходила из рук одной элиты в руки другой, и народные массы оказывались, в конце концов, на обочине революционных перемен. Тем не менее, совершались какие-то основополагающие перемены в истории стран и цивилизации, которые навеки входили в анналы развития человеческого общества. И это самое важное!

Август, 1991г. БТР в тоннеле в районе улицы Новый Арбат
Август, 1991г. БТР в тоннеле в районе улицы Новый Арбат

Сегодня нам очень трудно отделить крупные, большие, цивилизационные перемены от наших страстей, неосуществившихся идеалов, которые в настоящее время ощущает общество. А вот вы попробуйте отнять у людей свободу слова, печати, собраний, свободное телевидение, право частной собственности и частного предпринимательства, право свободного выезда за границу и вернуть их в партийное ярмо, когда каждый выезжающий за границу был обязан проходить через партийные собрания, партийные комиссии, иметь хорошие характеристики, разрешение из райкома партии, то будет не 18 процентов тех, кто поддерживает переворот, люди возмутятся, и народ опять подойдет к черте социально-политической революции. Это надо четко помнить. Мы забыли о тех великих свершениях и завоеваниях 1989-1991 годов, которые были даны народу. Они стали привычными, народ в них живет и в них растворился. И не дай Бог, если какая-то сила вдруг посчитает необходимым и возьмет на себя инициативу эти завоевания людей как-то ограничить. Народ покажет себя вновь.

Москва. Август, 1991г.
Москва. Август, 1991г.

Вопрос по телефону:Я только что услышал, что сказал ваш гость по поводу свободы собраний, прессы, свободного выезда за границу. Абсолютно с этим согласен. Всё это прекрасно. Конечно, великолепно, когда можно выехать за границу свободно, когда можно позвонить на радио и высказать свое мнение. Это, безусловно, хорошо. Однако демократия отнюдь не исчерпывается данными атрибутами. Надо сказать, что демократию все-таки ограничили после времен перестройки и 1991 года. Это первое. Кроме того, произошла важная потеря для России. Несмотря на безусловный коммунистический диктат и на то, что по идеологическим соображениям и в силу партийной бюрократичности Компартия Советского Союза ограничивала права своих граждан, она развивала Россию очень хорошо и сильно. В стране была прекрасная космонавтика. Между прочим, Горбачёв абсолютно сознательно закрыл великолепную космическую программу «Энергия-Буран» в интересах США. Но об этом с тех пор больше никто ни слова не говорит. Компартия Советского Союза вооружила Россию настолько, насколько страна не была вооружена за всю свою тысячелетнюю историю. Великолепные ракеты, которые сделали принципиально невозможной агрессию против нашей страны ни со стороны отдельно взятой большой страны, например, США, ни со стороны целого военного блока под предводительством того же Вашингтона. В результате реформ господина Ельцина и, кстати, господина Горбачёва больше половины тяжелых межконтинентальных ракет РС-20 (SS-18 – по американской классификации) были уничтожены. И добиваются теперь остатки того, что еще есть.
Видите, с одной стороны, получается демократия, а с другой стороны, разоружение и технологическое остановка развития Россия. И тут еще неизвестно, какая чаша весов перевесит в будущем для русского народа. В связи с этим хотелось бы узнать, как гость оценивает перспективы развития России? Я, например, читал доклад американского Совета национальной безопасности, вышедший отдельной книгой. В нем до 2015 года рассчитаны на основе статистических выкладок тенденции развития всех стран мира, в том числе и России, которой никаких блестящих перспектив американские специалисты, готовившие доклад, не сулят. А что касается зажима демократии в наши дни, то он безусловен. При Горбачёве демократии было больше. При Ельцине, несмотря на откровенный бандитизм, демократии и то было больше. Сейчас демократию ограничили.

Танки на улицах Москвы в августе 1991г.
Танки на улицах Москвы в августе 1991г.

– Прежде всего, все то, что сказал слушатель, абсолютно правильно. Но все дело в том, как понимать счастье народа и человека в России. До сих пор мы понимали это, как счастье государства. Государство благоденствует, вооружено ракетами, обладает космосом, на него не могут напасть, и это великое счастье не только государства, но и народа. Мы отождествляли народ и государство.

Но в ходе всей истории человечества счастье и прогресс олицетворялись не с развитием государства, не с накоплением оружия, не с могучими победами и войнами, а с личностью человека. Совершенствование личности человеческой, свободы человека, его духовного развития, материального положения, комфорта и качества жизни – этим жила вся история человечества с древнейших времен по настоящее время. И когда мне говорят «ракеты», «бомбы», «танки», я всегда спрашиваю, а в каком состоянии были тогда люди. Да, люди гордились тем, что они нищие, обездоленные, порой голодные, стоящие в очереди за молоком, достающие мясо по блату, живут в государстве, которое ощетинилось со всех сторон ракетами, танками, бомбами, вторгалось в Афганистан, Чехословакию, Венгрию и т.д. Возможно, этих людей всё это удовлетворяло и давало какое-то счастье и самоутверждение. Но, я думаю, что так было не у всех, не у всей страны. И события революционной волны 1989-1991 годов прекрасно показали, что людям этого мало. Конечно, оборона – это прекрасно, самодостаточная безопасность страны необходима, но сейчас нет той безоглядной агрессивности и милитаризма, которые поглощали людские ресурсы, жизни, пенсии. Сегодня пенсии наших людей зарыты в атомных подводных лодках, в тысячах ракет и танков.

Я понимаю всю ситуацию несколько по-иному, чем слушатель, и думаю, что моя точка зрения тоже имеет право на жизнь, как отражение интересов огромного количества россиян.

Августовский путч, 1991г.
Августовский путч, 1991г.

– Но все-таки вопрос слушателя был о том, какими вы видите перспективы России?

– Перспективы России я вижу замечательными, потому что те основы, которые заложены в России в виде, прежде всего, частной собственности как рычага мирового прогресса, основных свобод человеческих как рычага мирового прогресса, и возможности для свободного развития личности в стране – это основа для дальнейшего прогресса и интеграции России в мировую историю.

Но ясно и то, что резкий революционный переход от тоталитарной социалистической системы с диктатурой партии и генсека к демократии – очень сложный и болезненный процесс. Прежде всего, он болезнен психологически и морально. Кроме того, люди, которые сегодня, как мы говорим, являются коррупционерами, теневыми дельцами, которые сегодня воруют и обманывают, все они вышли из советского прошлого. Ведь они не вчера и сегодня родились, а тогда, в ту эпоху. Они, по сути своей, являются родимыми пятнами социализма. И всё это следы той системы, того строя, от которого народ, в конце концов, отказался в ходе выборов 1989 года и последующих выборов.

В условиях закончившейся революции, которая отстаивается, дает результаты, порой хорошие, порой с недостатками, у России хорошие перспективы в плане развития страны по пути движения мировой цивилизации, по которому идут все передовые страны. То есть, у нас есть один путь, одно направление. Конечно, существуют русские особенности, коллективизм и общинность нации. Многие наши порядки и социальные завоевания, которые были при Советской власти, и те элементы равенства, которые после революции 1917 года были введены в жизнь, не пройдут никогда. Лепта, которую вносит советское общество в нынешнее российское, совершенно неоспорима. Но основные ключевые позиции мировой цивилизации были в период с 1917 по 1991 годы в стране утрачены, именно этим объясняется тот огромный застой в развитии страны, несмотря и на ее колоссальные ракетно-ядерные успехи.

Хочу подчеркнуть, что крупные исторические события обычно оцениваются в течение десятилетий. Считать, что через 2-3 года мы все идеалы осуществим и будем вспоминать с восторгом события начала 90-х годов, было бы чересчур оптимистично. Время покажет, и история все точки над «i» расставит.

Август, 1991г. Танки на улицах Москвы
Август, 1991г. Танки на улицах Москвы

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы