Памяти отца Павла Флоренского (Телепрограмма, 12.08.06) (комментарий в свете веры)

Священник Павел Флоренский
Священник Павел Флоренский

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Эфир на канале ТВЦ 12.08.06)

Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 12 августа 2006 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 26 мин., 58 Mb, разр. 320х240)

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня вся наша передача посвящена священнику Павлу Флоренскому. Это был человек выдающийся. Его называли русским Леонардо да Винчи. Священник, философ, ученый, искусствовед. В будущем году исполняется 125 лет со дня его рождения и 70 лет со дня его мученической кончины.

Сюжет: Павел Флоренский

Родился Павел Флоренский в 1882 году возле местечка Евлах (сейчас это территория нынешнего Азербайджана). Отец – русский, инженер путей сообщения. Мать – из древнего армянского рода, поселившегося в Грузии. Крестили мальчика по настоянию отца в православной церкви в Тифлисе, имя дали в честь апостола Павла. Семья, где, кроме старшего Павла, было еще шесть детей, жила замкнуто. О религии не говорили, в церковь детей не водили. Гимназию Павел окончил с золотой медалью. «Но все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, – признавался он много позднее, – получено не от школы, а скорее вопреки ей. Главным образом, я учился у природы».

В 17 лет Павел Флоренский пережил глубокий душевный кризис, когда вдруг ясно осознал ограниченность физического знания и понял, что без веры в Бога познание Истины невозможно. В 1904 году Флоренский блестяще оканчивает физико-математический факультет Московского университета.

Храм св. мч. Татьяны при МГУ им. М.В.Ломоносова
Храм св. мч. Татьяны при МГУ им. М.В.Ломоносова

Тогда же он знакомится с епископом Антонием (Флоренсовым), живущим на покое в Донском монастыре, и просит у него благословения на принятие монашества. Но опытный старец советует молодому ученому не торопиться, а поступить Московскую Духовную Академию для продолжения духовного образования и испытания себя. Флоренский переезжает в Сергиев Посад и на многие годы связывает свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Он оканчивает Академию, затем в ней преподает. Пишет книги по философии культа и культуры. Здесь у него появляется семья, рождаются дети, здесь он становится священником. В первые годы после революции работает в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры.

Троице-Сергиева Лавра. Фото - С. Мотылев
Троице-Сергиева Лавра. Фото - С. Мотылев

После закрытия Лавры Флоренского как крупного ученого приглашают на работу в ВСНХ и в Главэлектро. Здесь он делает ряд крупных научных открытий, разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит – которую стали называть «пластмассой Флоренского». На службу в советские учреждения, не боясь недовольства властей, отец Павел ходит в священническом подряснике.

Первый раз его арестовывают в 1928 году. На этот раз его вскоре отпускают. Но в 33-м арестовывают снова и приговаривают к 10 годам лагерей и ссылают на Дальний Восток.

Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты. (Через много лет, когда его уже давно не будет в живых, по его методу построят Норильск и Сургут). В 1934-м году отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей. «Умный йод» Павла Флоренского, который мы с вами сегодня можем купить в любой аптеке, пришел к нам из Соловецкого лагеря особого назначения.

Соловецкий монастырь на закате. Фото - О. Глебов
Соловецкий монастырь на закате. Фото - О. Глебов

Расстреляли Павла Флоренского 8 декабря 1937 года. За полгода до этого он писал своей жене: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…» Реабилитировали отца Павла в 1959 году – «за неимением состава преступления».

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В завещании своим детям отец Павел писал: «Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями». Уже много лет внук отца Павла игумен Андроник (Трубачев) любовно и тщательно собирает документы, архивные материалы, свидетельства очевидцев о Павле Флоренском, публикует его работы. А десять лет назад он создал в Москве музей своего деда священника Павла Флоренского.

Сюжет: Музей Павла Флоренского

В 1915 году в Новоконюшенном переулке поселилась приехавшая из Тифлиса Ольга Павловна Флоренская с многочисленным семейством. Она перебралась поближе к старшему сыну Павлу. В Москве отец Павел бывал наездами и обычно останавливался у матери. Здесь, в этой квартире, до самой своей смерти жила жена отца Павла, Анна Михайловна. Она-то и сохранила уникальный архив мужа.

В этом необычном музее нет стеклянных витрин и привычных табличек. Такое ощущение, что хозяева вышли на минутку и вот-вот вернутся. Здесь все живо, все со смыслом.

Портрет старца Исидора, иеромонаха Гефсиманского скита. Под его духовное руководство поступает отец Павел, приехав в Лавру. От него получает первые уроки терпимости, добра и любви. После смерти любимого Аввы Флоренский пишет о нем книгу «Соль земли».

Гефсиманский Черниговский скит, храм в честь Черниговской иконы Божией Матери. Фото - сайт
Гефсиманский Черниговский скит, храм в честь Черниговской иконы Божией Матери. Фото - сайт "Дом Живоначальной Троицы"

Вот уголок семейный. Здесь царила неподдельная любовь… Часто музицировали. Любимым композитором отца Павла был Моцарт. «Бах как праведник постоянно поднимается к вершинам, а Моцарт в них постоянно пребывает» – говорил он.

Уже в первые годы после женитьбы Павел Флоренский начал подумывать о приобретении дома для своей увеличивающейся семьи, где можно было бы еще разместить и лабораторию для опытов, и библиотеку. Такой дом, выходящий окнами прямо на Успенский Собор Лавры, наконец, нашли на Дворянской улице Сергиева Посада.

После рукоположения во священники, Павел Флоренский служил здесь же, в Сергиевом Посаде, в храме Марии Магдалины – домовом храме Общины сестер милосердия и Красного Креста. Его построили по велению Великой княгини Елизаветы Федоровны. Она хорошо знала отца Павла. В семье хранили ее подарки: Толгскую икону Божией Матери и памятный лист в честь принятия ею Православия.

В сергиево-посадском доме располагалась обширная библиотека отца Павла. Ее конфисковали, когда он был уже в заключении. Узнав об этом, он написал начальнику лагеря: «Вся моя жизнь была посвящена научной и философской работе. Я собрал материалы, которые должны были дать ценные результаты. Но труд всей моей жизни пропал…»

Сохраняются в сергиево-посадском доме-музее крест отца Павла, отобранный при аресте. Печать для просфор, которые удавалось печь в заключении. Он насадил возле своего дома в Сергиевом Посаде более тысячи растений. Знал название каждого. В письмах из заключения просил за садом ухаживать. Именно здесь отец Павел и Сергий Булгаков позировали Нестерову для его знаменитой картины «Философы».

Философы. Худ. М.В.Нестеров, 1917 г.
Философы. Худ. М.В.Нестеров, 1917 г.

Здесь, в этом доме у стен Лавры писал в завещании своим детям: «Почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится».

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Гость нашей программы – внук отца Павла кандидат богословия игумен Андроник (Трубачев). Беседу с ним мы записали заранее в гостиной «Православной энциклопедии».

Игумен Андроник (Трубачев)

Игумен Андроник (Трубачев Александр Сергеевич) родился 7 ноября 1952 года в Москве. С 1970 по 1975 гг. обучался в Московском государственном историко-архивном институте. В 1975 году работал в Государственном архиве Московской области. С 1976 по 1983 гг. работал литературным редактором в ЖМП. В 1980 году окончил МДС. С января 1984 года – лектор Московских Духовных школ. В 1984 году окончил МДА. Кандидат богословия. С сентября 1984 года – преподаватель Нравственного богословия в Семинарии. 20 апреля 1989 года утвержден в ученом звании доцента. Является директором музея священника Павла Флоренского в г. Сергиев Посад. Научные интересы: изучение посланий св. ап. Павла и книги Откровения св. ап. Иоанна Богослова, изучение наследия священника Павла Флоренского.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте отец Андроник.

Игумен Андроник (Трубачев)
Игумен Андроник (Трубачев)

Игумен Андроник (Трубачев): – Здравствуйте.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Павел Флоренский был ученым очень разносторонним. Круг его интересов по широте своей проиближается к кругу интересов Леонардо да Винчи. Скажите, что в его наследии – научном и богословском – вы считаете наиболее важным?

Игумен Андроник (Трубачев): – Прежде всего, сама жизнь отца Павла представляется мне как большое художественное произведение. Для сегодняшнего дня наиболее интересным, думаю, является то, что он написал в 20-годы прошлого столетия. Это эпоха, когда в нашей стране рушатся церкви, из икон делаются костры, мощи свозятся в музей или уничтожаются. В это время атеистическая пропаганда говорит, что икона это дурман для народа, а отец Павел пишет о том, что икона является окном в Царствие Божие, что через икону действует благодать Божия, подаваемая людям.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Кстати, его работа по этой теме «Иконостас» в свое время для меня была потрясающим открытием. И это отношение к иконе, как к окну в иной мир я сохраняю до сих пор благодаря во многом этой книге.

Игумен Андроник (Трубачев): – Или, например, его небольшая книга «Имена», где он пишет о значе6нии имен и названий. Там он, в частности, говорит о переименовании г.Благовещенска и спрашивает, случайно ли такое переименование и в чем смысл этого действия. То есть в 20-е годы его литературное творчество было глубоко «идеологизировано» – направлено против набирающей силу коммунистической и нигилистической идеологии. Сейчас, думаю, это наиболее интересно.

Московская Духовная академия. Фото XIX в.
Московская Духовная академия. Фото XIX в.

Сюжет: Труды в Московской духовной академии

Павел Флоренский пишет магистерскую диссертацию и знаменитую книгу «Столп и утверждение Истины». Очень высоко оценил книгу ректор Московской духовной Академии епископ Феодор (Поздеевский): «Автор прекрасно знает философию. Он показал себя филологом и математиком, проявил громадную начитанность и в святоотеческой литературе, и в современной богословской, и в иностранной, и в русской. Читая книгу, чувствуешь, что вместе с ней растешь духовно».

За магистерскую диссертацию Флоренского награждают премиями Митрополитов Московских Филарета и Макария. Он получает степень магистра богословия и звание экстраординарного профессора Московской Духовной Академии.

Иеромонах Дионисий (Шленов), зав. Греко-латинским кабинетом Московской духовной академии: – В одном из номеров мы опубликовали докладную записку отца Павла Флоренского о студенческом совете. Там он писал: «Я хочу сказать, что задачи Академии заключаются не в возне с каким-нибудь ленивым или небрежным студентом, а забота об обогащении «насыщенным кислородом» академической атмосферы, обогащении ее серьезной духовной и умственной жизнью».

После окончания Академии и вплоть до ее закрытия в 1919 году Флоренский преподает здесь историю философии. Студенты его очень любят. Вот что пишет один из них: «Самая большая аудитория переполнена. Стоят в проходах, вдоль стен, сидят на подоконниках, толпятся у двери. Его речь можно было слушать часами без всякой усталости. Содержание и форма сливались в нечто целостное».

Протоиерей Павел Великанов, секретарь ученого Совета Московской Духовной Академии: – Для нас отец Павел интересен, прежде всего, как яркий пример жертвенного служения Церкви, пример, который достоин подражания. Хочется, чтобы все студенты помнили о его нелегком, но правильно и твердом пути, которым он шел после того, как он пришел к вере.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Андроник, какие из богословских идей отца Павла Вы считаете наиболее ценными, весомыми?

Игумен Андроник (Трубачев): – Важнейшей идеей, которую он обосновал в рамках философии культа, это идея о происхождении культуры из культа, то есть из религиозной практики и обряда. Согласно этой теории, культура после своего появления какое-то время остается связанной с культом и питается от него. По мере же отпадения культуры от религиозной жизни и практики, она приобретает вектор не только антибожественный, но и античеловеческий.

Кроме того, необходимо указать на концепцию отца Павла о двух типах культур. Два этих типы он называл условно «средневековым», когда Бог стоит в центре культуры, и «возрожденский», когда все внимание уделяется человеку, хотя на определенном этапе этот последний тип тоже может оставаться христианским. При этом последний тип культуры – «возрожденский» – в конце концов, разрушает нравственные ценности.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Еще в своей молодости отец Павел задался целью создать синтез церковного опыта и культуры. Что ему удалось в этом направлении сделать?

Игумен Андроник (Трубачев): – Во-первых, так как отец Павел был человеком с глубоким философским мышлением, а, вместе с тем, обладал и навыками ученого-естественника, то он обратил внимание на то, что в философии и науке говорят на разных языках. Однако эти языки могут быть переводимы один с другого. И он делал попытки соотнести уже существующие понятия и символы, например, математики, с языком богословия или философии. Это не является стремлением создать некий искусственный универсальный язык для всех отраслей знания, а просто желание показать и, в какой-то мере, доказать, что во всех пластах и аспектах культуры есть что-то общее, общезначимое для людей, независимо от того, чем они занимаются и что изучают. У всех проявлений человеческой жизни и культуры – один корень, хотя плоды могут быть разными и даже диаметрально противоположными.

Преподобный Сергий Радонежский. Современная икона.
Преподобный Сергий Радонежский. Современная икона.

Сюжет: Глава преподобного Сергия

С первых же дней после революции, как и повсюду, в Лавре началось изъятие церковных ценностей. Разграбление шло полным ходом. Опасаясь, что многие вещи могут просто исчезнуть, власти решают создать комиссию по охране памятников искусства и старины. Председателем назначили графа Олсуфьева, Ученым секретарем и хранителем ризницы стал Павел Флоренский.

Людмила Воронцова, зам. директора музея «Ризница» Троице-Сергеевой Лавры: – У нас сохранились документы об изъятии памятников старины. Если бы не усилия комиссии и, главным образом, отца Павла Флоренского, то изъятий было бы гораздо больше. Удалось сохранить, например, потир, подаренный Иваном Грозным. Он был предназначен для изъятия. Удалось сохранить почти всю древнерусскую часть коллекции. Несколько уникальных покровов преподобного Сергия Радонежского. Один из этих покровов был подарен так же Иваном Грозным.

Два года Павел Флоренский и члены комиссии разбирали и тщательно описывали монастырские собрания: драгоценные оклады, кресты, панагии, кадила, книги. Этот старинный покров XV-го века шили всего через тридцать лет после кончины Сергия Радонежского, когда людская память еще хранила его черты. Он тоже был предназначен к изъятию. Как и этот оклад XVI-го века на рублевскую «Троицу», – подарок Бориса Годунова. Всего на тот момент в монастыре, выражаясь языком музейщиков, было десять тысяч единиц хранения. Члены комиссии пытались убедить власти создать «живой музей», в котором художественные памятники могли бы сохраняться в естественной церковной среде, – в действующем монастыре. Музей власти создали, но Лавру все равно закрыли.

Изъятие церковных ценностей
Изъятие церковных ценностей

В апреле 1919-го были вскрыты и выставлены, как экспонат, на всеобщее обозрение мощи Преподобного Сергия. Комиссию по охране памятников вскоре расформировали. Тогда никто и не подозревал, что главный итог работы Комиссии остался в величайшей тайне. В нее были посвящены лишь несколько человек. В 1920-м году появилась реальная опасность, что мощи преподобного увезут в один из московских музеев. И тогда, по благословению настоятеля, ночью Павел Флоренский вместе с графом Олсуфьевым тайно прошли в ризницу, изъяли честную главу преподобного Сергия и заменили ее головой князя Трубецкого. Захоронения Трубецких до сих пор находятся под Троицким собором.

Одно время главу преподобного Сергия прятали в доме самого графа Олсуфьева в двух шагах от Лавры. Вернули главу к мощам в Великую Субботу 1946 года.

Вся жизнь Павла Флоренского была связана с Троице-Сергиевой Лаврой. «Есть тонкое очарование Лавры, – писал он. – Самые богатые впечатления на стороне делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет к Дому преподобного Сергия. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности»

Троице-Сергиева Лавра. Фото - О. Саломакин
Троице-Сергиева Лавра. Фото - О. Саломакин

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Отец Павел Флоренский, подобно многим христианам своего времени, был арестован в 1937 году, сослан в Соловецкий лагерь и расстрелян. Отец Андроник, сохранились ли воспоминания о последних днях жизни отца Павла?

Игумен Андроник (Трубачев): – Прежде всего, сохранилась его обширная переписка, которую он вел из лагерей Сковородинского и Соловецкого. Она вся издана. Есть воспоминания последних месяцев его пребывании в лагерях. Существуют точные данные, как и почему он был расстрелян.

В то время как раз, начинался большой ленинградский террор, согласно которому должны были быть репрессированы все, находящиеся в лагере на Соловках по статье 58 (пункты 10 и 11), то есть политические заключенные. Они все подлежали расстрелу, а те, кто уже освободился, отсидев срок по этой статье, должны были быть арестованы снова.

В связи с этим в Соловецкий лагерь была направлена инструкция о приготовлении принятия еще 2000 заключенных. Соответственно, для освобождения им места необходимо было расстрелять как минимум 1500 человек. Эти казни были проведены в два этапа. Сначала должны были расстрелять около 1000 человек в местечке Сондармох в Карелии. Во время конвоирования к месту расстрела некоторые заключенные, хотя и были связаны проволокой, предприняли попытку к бегству. Поэтому следующий этап подготовили очень тщательно и конвоировали только 500 человек. 1 и 2 декабря их переправили в Кемь, затем – в Ленинград. 8 декабря большую часть этой партии заключенных расстреляли. Закопали их на Левашевской пустоше, находящейся практически в черте Ленинграда, почти как Бутовский полигон в Москве. Там захоронено всего более 45 000 расстрелянных. Среди них, судя по всему, и отец Павел.

Существуют интересные воспоминания об отце Павле. Одна из духовных его дочерей Т.А.Шауфус, ставшая секретарем президента Чехословакии Томаша Масарика и умершая уже 1986 году в Америке, обратилась через президента Чехии с просьбой выезда отца Павла из СССР. Разрешение на выезд было получено, при этом позволено было эмигрировать со всей семьей, но отец Павел отказался, и отказался дважды. На первое предложение он отозвался, ссылаясь на слова апостола Павла, что надо довольствоваться тем, что есть (Фил 4:11). А во второй раз он просто попросил прекратить какие-либо хлопоты, касающиеся выезда.

Игумен Андроник (Трубачев): – И эти данные подтвердились. В архиве Института русской литературы обнаружена записка Пешковой о том, что действительно через посла Чехии поступила просьба о Флоренском. Но отец Павел передал через Пешкову, чтобы его просители не беспокоились на счет него.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо Вам большое отец Андроник за такую интересную беседу, в которой было много нового, думаю, и для телезрителей и для меня лично. Помощи Вам Божией и всего доброго.

Игумен Андроник (Трубачев): – Всего доброго.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Павел Флоренский оставил после себя огромное научное наследие, которое до сих пор еще все не исследовано. Но главное, он оставил нам пример служения Богу и людям. В своей жизни он держался тех принципов, которые завещал своим детям: «Самое главное, о чем я вас прошу, – писал он в своем завещании, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю все, что имею сказать. Остальное – либо подробности, либо второстепенное».

Наша передача подошла к концу. Всего вам доброго. Храни вас Господь.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы