2-ая сессия II Ватиканского собора и вопрос о создании униатского Киевского патриархата (комментарий в аспекте культуры)

Протопресвитер Виталий Боровой. Фото - сайт Свято-Филаретовского Православного института
Протопресвитер Виталий Боровой. Фото - сайт Свято-Филаретовского Православного института

А. С. Буевский

Протопресвитер Виталий Боровой

(Статья из VI тома «Православной энциклопедии»)

Виталий Михайлович Боровой родился 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского уезда Минской губернии, ныне Докшицкий район Витебской области, Белоруссия). Из бедной белорусской крестьянской семьи.

После окончания 7-классной народной польской школы по благословению и ходатайству местного священника Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской Духовной Семинарии (1929), с 1936 по сентябрь 1939 г. учился на православном Богословском факультете Варшавского университета, слушал лекции Н. С. Арсеньева, М. В. Зызыкина и др.

После прекращения занятий в университете в связи с оккупацией Польши Германией Виталий Боровой с осени 1939 г. преподавал русский и белорусский языки и историю русской и белорусской литературы в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Виталий Боровой стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в селе Ситцы Докшицкого района.

Переехав в Минск, с ноября 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиепископа (с марта 1942 митрополита) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиепископа Филофея (Нерко).

За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. немецкие власти отстранили митрополита Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский монастырь, после чего Виталий Боровой уехал в Нестеровку. Митрополит Пантелеимон вернулся в Минск в апреле 1943 г., и в октябре того же года Виталий Боровой возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления.

Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Борового вместе с белорусским архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Виталий Боровой с женой тайно покинули железно-дорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных.

Минским архиепископом Василием (Ратмировым) 29 октября 1944 г. Виталий Боровой был рукоположен во диакона, 1 ноября — во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника.

В 1945–1946 гг. по поручению архиепископа иерей Виталий Боровой возглавил организацию богословских курсов в Жировицком монастыре, впоследствии преобразованных в Минскую Духовную Семинарию. В 1945 г. иерей Виталий Боровой был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947–1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

В 1953 г. протоиерей Виталий Боровой экстерном окончил ЛДА со степенью кандидата богословия, в сентябре 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магистерскую диссертация «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484–519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного доктора богословия. 5 октября 1962 г. утвержден в звании профессора богословия ЛДА по кафедре западных исповеданий.

С 1972 г. профессор МДА по кафедре западных исповеданий, с октября 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей».

В июле 1956 г. протоиерей Виталий Боровой выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков Русской Православной Церкви и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС.

С 5 июня 1959 г. протоиерей Виталий Боровой являлся сотрудником ОВЦС (с 28 августа 1960 по 15 февраля 1961 г.— зам. председателя отдела, с 22 февраля 1963 по 23 июня 1966 г.— 2-м зам. председателя, с 15 декабря 1972 г.— консультантом, с 26 декабря 1984 по 14 ноября 1989 г.— зам. председателя, с 2 октября 1997 г.— внештатным консультантом ОВЦС).

28 августа 1960 г. протоиерей Виталий Боровой вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви (с 17 окт. 1963 г. Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства, в наст. время синодальная Богословская комиссия).

Протоиерей Виталий Боровой был активным участником подготовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ доктора В. А. Виссерт-Хуфта в июне — июле 1959 г. Виталий Боровой находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в августе того же года был наблюдателем от Русской Православной Церкви на заседании ЦК ВСЦ на острове Родос; в декабре участвовал в приеме в Москве 1-й официальной делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с которым Боровой плодотворно сотрудничал.

По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (ноябрь 1961, Нью-Дели) в официальные документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христианских конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал протоиерей Виталий Боровой.

Он входил в делегацию Русской Церкви на III ассамблее ВСЦ, был избран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета.

С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) протоиерей Виталий Боровой был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем церкви в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю).

С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». Участвовал в основных конференциях комиссии, проходивших в 1963 (Монреаль), 1967 (Бристоль), 1971 (Лувен), 1978 (Бангалор), 1982 (Лима), 1985 (Ставангер), 1989 (Будапешт) гг., в конференциях «Церковь и общество» (1966, Женева), «Вера, наука и будущее» (1979, Массачусетс), «Справедливость, мир и целостность творения» (1900, Сеул) и др.

В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962–1965).

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в 1-м Всеправославном совещании на острове Родос (24–30 сент. 1961), положившем начало подготовке Великого Собора православной Церкви. Участвовал в работе Родосской богословской комиссии (создана Священным Синодом РПЦ 10 мая 1962), во многих всеправославных и двусторонних форумах и диалогах с инославными Церквами.

На II Всехристианском мирном конгрессе (28 июня — 5 июля 1964, Прага) выступил с докладом «Проблема сосуществования как завет жизни и мира». С 60-х гг. сотрудничал с Конференцией европейских Церквей, Национальным советом Церквей Христа в США и Экуменическим советом Церквей Канады.

В 1973–1978 гг. Боровой в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 28 декабря 1984 г.— почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой. В 80–90-х гг. участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях, в том числе во II Международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси (1987, Москва), «Язык Церкви» (1997, Москва), «Предание Церкви и предание школы» (1999).

В январе— феврале 1995 г. в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) протопресвитер Виталий Боровой прочел курс лекций, посвященных памяти протопресвитера Александра Шмемана. В настоящее время работает над книгой по истории богословской мысли в России в XX в.

Протопресвитер Виталий Боровой имеет степень доктора богословия, Бернского университета (Швейцария), Карлова университета (Прага), Свято-Владимирской семинарии (США). Награжден орденами РПЦ св. кн. Владимира 2-й ст. (1980), прп. Сергия Радонежского 1-й ст. (1986 ), св. кн. Даниила 1-й ст. (1991), государственным орденом Почета (2000). В 2001 г. получил польскую премию имени св. Альберта «за труды по укреплению межцерковных связей».

Архив: Архив ОВЦС.

Cочинения: Символы веры и Соборы // ЖМП. 1956. № 9. С. 58–62; Collectio Avellana как исторический источник: К истории взаимоотношений Востока и Запада в кон. V и нач. VI вв. // БТ. 1960. Сб. 1. С. 113–139; «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» // Православная община. 1991. № 10. С. 3; Об актуальности богословского наследия о. Н. Афанасьева // Афанасьевские чтения. М., 1994. С. 10–25; Миряне и Церковь: Материалы богословской конференции 1995 г. М., 1999. С. 62–67; Боровой В., прот., Буевский А. С. РПЦ и экуменическое движение // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902–1998. М., 1999. С. 21–29.

Форумы