Пасха на Святой Земле (комментарий в русле истории)

Вид с Елеонской горы на мечеть Аль-Акса, Соломоновы конюшни. Фото - А. Сергеев
Вид с Елеонской горы на мечеть Аль-Акса, Соломоновы конюшни. Фото - А. Сергеев

Иерусалим в мировой истории

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор,... и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню..., и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис 2:2,3)

«И я Иоанн увидел святый город Иерусалим.... И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его.... Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр 21:22-24)

Иерусалим – город неповторимый. В мире есть города красивее, больше и богаче, но ни один из них не обладает таким очарованием. Иерусалим, возраст которого около 4000 лет, – духовная столица иудеев, христиан и мусульман. Город называют «Золотым Иерусалимом»,о нём пишут стихи и песни, о нём говорят:«увидеть Иерусалим и умереть».

Иерусалим изначальный

Иерусалим – не самый древний город на Земном шаре. И стоял он в стороне от главных торговых путей, и воды в нем всегда было мало, так что приходилось заботиться о водоснабжении, и холм, на котором он вырос, был не самым благоприятным местом для защиты, и земель, пригодных к обработке, было немного. А полезных ископаемых и вовсе не было. И при всем при этом ни один город на земле не может сравниться с Иерусалимом.

Во все времена поэты и пророки наделяли Иерусалим эпитетами, выражающими любовь, надежду и глубочайшее почтение: «святой город», «город Бога», «город справедливости», «гора мира», «вершина красоты», «прекрасный город».

Иерусалим считается центром, на котором зиждется весь мир.

Создавая мир, Бог заложил краеугольный камень на горе Мория. По велению Бога к этому камню отправился еврейский патриарх Авраам принести в жертву своего сына Исаака. На этом камне он устроил жертвенник, но в момент, когда он занес нож над Исааком, посланный Богом ангел остановил его руку, и нарек Авраам то место «Иегова ире» (Господь усмотрит), поэтому считается, что Бог видит всех, приходящих в город.

В древности же Иерусалим назывался на иврите Шалем (полный, совершенный). А в Библии сказано, что здесь Авраам встретил Малки-Цедека (царя справедливости), который был «... священник Бога всевышнего» (Быт., 14:18), и вынес ему хлеб и вино. Кто был этот царь и какому «Богу всевышнему» служил, неизвестно. Но с тех пор справедливость и совершенство стали чуть ли не синонимами Иерусалима. С библейских же времен Иерусалим называется на иврите Иерушалаим. Таким образом, оба древних его значения: – «Господь усмотрит»и «полный, совершенный» вошли в его название.

С веками не только краеугольный камень, на котором разыгрывалась великая драма веры, но и все камни города стали священными для трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Они, эти камни, пропитаны кровью жертвенных животных. На этих камнях пролилась кровь Иисуса Христа и первых мучеников. На этих камнях не раз текла кровь жителей города, смешиваясь с кровью захватчиков. Течет она и сегодня.

Борьба за Иерусалим началась 30 веков тому назад и продолжается по сей день. По крайней мере дважды завоеватели сравняли город с землей. Но он снова воскресал и никогда не терял своей святости для всех трех религий. Все три не перестают притязать на него потому, что их история началась здесь, хоть и в разное время.

Первой началась история иудаизма. Для него Иерусалим – центр земли, которую Бог обещал евреям. Три тысячи лет тому назад двенадцать колен Израилевых вышли из Египта и после сорокалетних скитаний по пустыне отвоевали у ханаанеев обещанную им землю. Но Иерусалим они не сумели взять. Город к тому времени существовал более 1000 лет. Он был расположен у источника Тихон. Город населяли иевусеи. Он был сильно укреплен. Когда еврейский царь Давид решил его завоевать, иевусеи насмехались над ним. Но бастион иевусеев превратился в город Давида. Давид велел перенести в город Ковчег Завета, в котором хранились каменные Скрижали с Десятью Заповедями, полученными Моисеем от Бога на горе Синай. Это было в 995 г. до н.э. Когда Ковчег был внесен в Иерусалим, город стал местом Божественного присутствия.

Мысль соорудить на горе Мориа над краеугольным камнем Храм для Ковчега пришла к Давиду сразу после торжественного внесения Ковчега в Иерусалим, и он начал подготовку к строительству. Но построил Храм его сын Соломон. В Израиле не было ни искусных ремесленников, ни умелых строителей, и Соломон выписывал мастеров из Финикии. Всех работников было «…семьдесят тысяч носильщиков, и восемьдесят тысяч каменотесов на горах, и три тысячи надзирателей…

Хотя Храм по площади был около 300 кв.м, он отличался величием и благородством. Он был сложен из тесаных камней, внутри обшит кедром и кипарисом и отделан чистым золотом. У каждой стены стояло пять золотых светильников и столы для «святого хлеба». Золотые светильники символизировали звезды, два медных столба с узорными капителями – плодородие, карнизы украшены были барельефами цветов, плодов, животных, херумивов. Во дворе храма стояли жертвенник и огромная бронзовая чаша. Она называлась «медным морем» и, очевидно, обозначала мировой океан. В Двире (внутренняя часть Храма, представлявшая собой полутемный зал), или в «Святая Святых», стоял Ковчег Завета. В Святая Святых было темно, на полу лежал неотесанный камень (эвен штия) – краеугольный камень мироздания. Никто не смел туда входить. Только один раз в году, в Судный день, в Святая Святых входил первосвященник и называл Бога по имени, и весь народ, преклоняя колени, опускал голову в страхе перед Богом, потому что даже попытка произнести имя Бога не первосвященником и не в этот день каралась смертью.

После освящения Храм стал главной святыней для народа Израилева, гора Мория – Божьей горой, а Иерусалим – не только политическим, но и религиозным и духовным центром евреев. Рядом с Храмом Соломон соорудил царский дворец, обширный и роскошный. Соломон царствовал 40 лет. После его смерти в 928 г. до н.э. царство раскололось на два: Израильское – на севере и Иудейское – на юге. Иерусалим стал столицей Иудейского царства.

Более 300 лет этими царствами правили разные цари. Одни отходили от иудаизма, возводили капища, поклонялись деревьям и камням, доходили до того, что вносили в Храм статуи разных богов. Другие, наоборот, пытались укрепить веру в единого Бога, объединить народ и занимались строительством. И при тех, и при других неприятель часто занимал Иерусалим, и те, и другие всякий раз откупались сокровищами из Храма и царского дворца.

Так продолжалось до января 597 г. до н. э, когда войска вавилонского царя Навуходоносора подошли к стенам Иерусалима. Правивший в то время Иехония сдался на милость вавилонского царя. Навуходоносор вывез в Вавилон все сокровища, самого Иехонию и всю знать и поставил в Иерусалиме другого царя – Седекию (Цидкияху). Седекия очень скоро перестал подчиняться Навуходоносору, и тогда в январе 588 г. до н.э. Навуходоносор вновь осадил город. Начался страшный голод, вспыхнули эпидемии. После штурма Селекия пытался бежать, но был схвачен, на его глазах убили сыновей, а самого, ослепленного, увели в Вавилон. Иерусалим, после изнурительной двухлетней осады. Девятого Ава 586 г. до н. э. был взят и разрушен. Население угнали в вавилонский плен на целых 50 лет. С тех пор день Девятое Ава стал траурным для евреев.

Когда в 539 г. до н. э. Вавилонскую империю завоевали персы, персидский царь Кир Великий разрешил евреям вернуться на свою землю, приказал отдать храмовую утварь, а наместнику Иудеи – выдать средства для восстановления Храма. Однако не все евреи вернулись, потому что в Вавилоне они жили свободно и некоторые разбогатели.

В 521 г. до н.э., после воцарения в Персии царя Дария началась постройка второго Храма. Строительство шло медленно. Северные соседи – самаритяне – ему препятствовали. К тому же состояние персидской провинции Иудеи было плачевым. Иерусалим стоял опустошенный и запущенный. Стены были разрушены, ворота сожжены огнем. О таком положении стало известно евреям, остававшимся в Вавилоне. Когда в Персии стал править царь Артаракес, он назначил своего советника – еврея Нехемию наместником Иудеи. В 445 г. до н.э. Нехемия прибыл в Иудею. Ночью он объехал город, осмотрел разрушенные стены, собрал евреев и предложил им приступить к восстановлению города. Для восстановления персидский царь выделил деньги и другие ресурсы.

Когда соседние народы увидели, что Иерусалим восстанавливается, они пригрозили пойти войной. Приходилось одной рукой строить, а другой держать копье. Стена была отстроена, Иерусалим защищен.

В период первого Храма в Иерусалиме жило до 50 тысяч человек. После возвращения из вавилонского плена в 5 раз меньше. Поэтому Нехемия велел десятой части от каждого колена поселиться в Иерусалиме.

В 332 г. до н. э. Александр Македонский занимает Иудею. Иерусалим сдается ему без боя.

Когда до Иерусалимского первосвященника Шим'она ха-Цадика (Симона Праведника) дошли слухи, что греки хотят разрушить Храм, он облачился в первосвященническое одеяние и пошел к Александру. Едва взглянув на Шим'она, Александр Македонский сошел с колесницы и поклонился ему. Тогда приближенные Александра воскликнули: «Тебе ли, великому царю, кланяться иудею этому?!» «Лицо этого человека, – отвечал полководец, – живое подобие лика ангела победы, в битвах предшествующих мне».

Евреям было даровано политическое и религиозное самоуправление. После смерти Македонского разыгралась борьба за Иудею между преемниками: Птолемеями, правившими в Египте, и Селевкидами, правившими в Сирии. Селевкиды победили, а евреи помогали им и поэтому сохранили свои привилегии. Но в 169 г. до н. э. Престол занял Антиох Эпифан. Он захватил Иерусалим, разрушил стены, присвоил храмовые сокровища. В Святая Святых были установлены статуи греческих богов. Для евреев осквернение Храма было равносильно концу светаи они подняли восстание. Его возглавила семья еврейского священника Маттитьяху из рода Хасмонеев.

Старший сын Маттитьяху – Иехуда Маккавей – победоносно вступил в Иерусалим. Евреи принялись за реставрацию Храма, а затем провели восмидневное освящение – Хануку. С тех пор и празднуется Ханука.

После гибели Иехуды Иерусалим вновь оказался во власти греков, Йонатан, младший брат Иехуды, однако, отвоевал его, и при нем город начали отстраивать. Иерусалим теперь стал столицей царства Маккавеев (или Хасмонев), включающего земли от Идумеи на юге до Галилеи на севере, от Иордана на востоке до Средиземного моря. Спустя 471 год после возвращения евреев из вавилонского плена Аристобул (правнук Маттитьяху) надел на голову царский венец. Но через 80 лет, из-за интриг и гражданской войны, при внуках Аристобула наступил конец политической самостоятельности еврейского государства.

Иерусалим в период римского и византийского правления

В 63 г. до н. э., когда римский полководец Помпей подошел к стенам Иерусалима, город раскрыл перед ним ворота. Иудея превратилась в римскую провинцию, разделенную на 5 округов, а Иерусалим – в столицу одного из них. В 41 г. до н. э. Царем этого вассального царства римский сенат назначил Ирода Великого, сына обращенного в иудаизм идумея. Но евреи не хотели признать Ирода царем, и он взял Иерусалим штурмом. При Ироде облик Иерусалима изменился. Расположенный на холмах город разделялся на Верхний и Нижний. Верхний назывался Твердыней царя Давида, а Нижний – Акрой. В Верхнем городе жили аристократы и богатые. Здесь находился и дворец первосвященника, а на самой вершине северо-западного холма возвышались башни дворца Ирода. Две стены окружали город. На первой было 60 башен, на второй – 14. Ирод расширил и укрепил город, перестроил старую городскую крепость Акра и назвал ее Антонией (в честь Марка Антония – римского триумвира), построил новую крепость, от которой уцелела башня Ицаэла (Фасаэла), названная в честь погибшего брата Ирода, великолепные дворцы и форумы. Особой роскошью отличался дворец самого Ирода. Там были разбиты сады с мраморными портиками и множеством статуй, искусственными прудами, галереями и колоннадами. Огромные залы на несколько сот пирующих были роскошно убраны.

Второй Храм был отстроен заново, и его площадь удвоена.

Южный комплекс зданий на Храмовой горе был построен на искусственном основании. Для укрепления храмовой площади древние инженеры соорудили систему арочных перекрытий, которые позже крестоносцы назвали «Конюшни Соломона». Эта система существует и сейчас.Все помещение разделено на 12 рядов 88 квадратными колоннами. Над перекрытием выполнена дренажная система.

Площадь Храмовой горы тоже была увеличена вдвое. Ирод обнес ее стеной из огромных тесаных камней, пригнанных друг к другу и обработанных настолько тщательно, что их не понадобилось даже скреплять и между ними не проходило даже тонкое лезвие. В подражание римлянам и вопреки обычаям евреев, Ирод построил в Иерусалиме театр, а за городом амфитеатр. Неподалеку от Второго Храма был ксист (форум с колоннадой, предназначенный для гимнастических упражнений) и ратуша, где заседал Синендрион (верховный орган власти).

После смерти Ирода римская провинция Иудея управлялась римскими прокураторами. Но для евреев Иерусалим оставался центром. В праздники город заполнялся евреями не только со всех концов страны, но и из других стран. В такие дни римский прокуратор Иудеи прибывал в Иерусалим. В 66 г. во время праздника Песах очередной римский прокуратор Флор вырядился в одежды еврейского первосвященника и потребовал от евреев 17 талантов золота (приблизительно 500 кг). Это послужило началом Великого восстания, или Иудейской войны. В том же году отряд повстанцев напал на римские легионы возле Иерусалима и обратил их в бегство.

Примечательно, что Александру Македонскому понадобилось 32 тысячи солдат, чтобы основать свою империю. Римлянам же понадобилось 80 тысяч, чтобы сломить защитников Иерусалима.

В середине 67 г., как раз во время Песаха римляне подтянули свои войска и приступили к осаде Иерусалима. Осада продолжалась 3 года. Люди тысячами умирали от голода, выход из города был запрещен, так как римляне сделали насыпь вокруг города и на ней поставили кресты, на которых распинали евреев, тайком выходивших из города. Когда, наконец, римляне ворвались в город, они жгли все на своем пути, «загромоздили узкие улицы трупами и запрудили весь город кровью, так что кровь потушила даже многие из пожаров»( Иосиф Флавий, Иудеская Война).

Девятого Ава 70 г. римляне захватили Второй Храм, который стал добычей огня и грабителей. Войдя в город, римский командующий Тит был поражен мощью укреплений. По его приказу город был разрушен, стена снесена, но башни оставлены, «дабы свидетельствовать перед потомками о том, сколь величественным и сильно укрепленным был город» (И. Флавий).

Была оставлена и часть опорной стены Храма с западной стороны, называемая сегодня Стеной плача. Самые рослые и красивые юноши были отобраны для триумфального шествия римлян, остальные – отправлены в оковах в Египет на каторгу, либо в Рим, где они погибали от меча гладиаторов, либо продавались в рабство. В честь своей победы римляне выпустили специальные медали, а в Риме соорудили триумфальную арку, которая сохранилась и поныне. Для охраны в Иерусалиме был оставлен десятый римский легион. В 130 г. римский император Адриан пообещал евреям восстановить город и Храм, но оказалось, что он решил посвятить его себе и поставить там статую Юпитера, а Иерусалим переименовать в Элию-Капитолину (имя Адриана – Публий Элий, Капитолий – святилище Юпитера). Его решение послужило основной причиной восстания Бар-Кохбы (132-135гг.), после которого евреям было запрещено жить в городе. Иерусалим переименовали в Элию-Капитолину, а всю Эрец-Исраэль – в Палестину, и это название оставалось до 1948г.

Весьма примечательно, что римлянам для покорения маленького строптивого государства евреев понадобилось приложить гораздо больше усилий, чем для покорения Британии. И они решили отомстить евреям, вытравив их из истории. Поэтому название покоренной страны – Палестина – они взяли от названия ранее жившего там народа – плиштим, к тому времени давно уже не существовавшего. Сведения об этом народе и его название римляне взяли из Торы. Этот термин затем вошел и в историю, и в языки. Название же Элия-Капитолина продержалось несколько столетий.

Память об истинном названии Иерусалима была настолько стерта, что один из губернаторов провинции не мог сказать, где находится город. На горе Мория на месте Второго Храма был воздвигнут храм Адриана. Появились храмы Венеры, Юноны и Минервы, сооружены две триумфальные арки, термы, театр. Город обнесли стенами с воротами, и над одними из них установили голову свиньи – символ 10 римского легиона. Население в 10-15 тысяч человек состояло, в основном, из язычников. Была и небольшая христианская община. Еврейским паломникам разрешалось посещать город, но не жить в нем. Однако как бы захватчики не называли Иерусалим, что бы они в нем не строили, для евреев он оставался святым городом, центром их духовности, и они всегда стремились вернуться в Иерусалим.

Еще в начале 1 в. н. э. в Палестине зарождается новая религия – христианство.

В Назарете, как сказано в Евангелии от Матфея, Ангел Господень принес благую весть о чудесном рождении сына, имя которому будет Иисус (на иврите Иисус – спаситель).В 30 лет Иисус начал проповедовать в синагогах обновление иудейской веры. У него появились последователи. Но во многих городах его не признавали и он отправился в Иерусалим. Здесь он продолжает проповедовать, собирает своих учеников на пасхальный ужин, который вошел в историю под названием Тайная Вечеря. Здесь, согласно христианскому преданию, от него отступились ученики, здесь его судили и распяли, здесь он воскрес. Но так как римляне, правители Палестины, были язычниками, первые христиане подвергались жестоким гонениям почти 300 лет. Только в начале 4 века, когда Римская империя разделилась и восточная стала самостоятельной Византийской империей со столицей Константинополь, официальной религией в обеих империях стало христианство. Когда в 324 г. Палестина попала под власть Византийской империи, в Иерусалиме начало преобладать христианское население, и он приобрел христианский облик. Византийский император Константин послал в Палестину свою мать царицу Елену отыскать места, связанные с жизнью и смертью Христа. Она заложила основы первых церквей: Гроба Господня и Елеонской. Иерусалим превратился в крупнейший центр христианства. В нем было более 300 христианских религиозных заведений. Началось паломничество христиан. Были паломники, которые оставались в городе, образуя различные общины (греческую, сирийскую, латинскую, армянскую, грузинскую и другие). Когда в христианстве зарождается монашество, Иерусалим становится одним из его важнейших центров. Привлеченные святостью Иерусалима, монахи поселяются в нем и в его окрестностях. Их аскетизм и вера вызывают удивление и благоговение христианского населения. Евреям по-прежнему запрещено посещать Иерусалим, за исключением Девятого Ава, когда они могли на Масличной и Храмовой горах оплакивать разрушение Храма – Первого и Второго. Девятого Ава евреи в лохмотьях приходили в Иерусалим оплакивать его, а христиане видели в унижении евреев проявление гнева Божьего. Христианские теологи полагали, что Бог отверг не только народ свой, но и покинул свое жилище: Храм сгорел, и Храмовая гора была превращена в городскую свалку. Они были уверены, что сбывается пророчество Иисуса о том, что в Иерусалиме не останется камня на камне и что город будет разрушен. С другой стороны, христиане верили в еврейских пророков, а в частности, Исайя говорил, что из Сиона выйдет Тора (первые пять книг Священного писания), и Слово Божье – из Иерусалима. Христианские теологи нашли способ избежать этой неувязки: они объясняли, что победа христианства проявляется не только в поверженности евреев, но и в переходе Иерусалима в руки истинных наследников истинного Израиля (verus Israel) – христиан. И если для евреев местом пребывания Бога был Храм на горе Мория, то для христиан таким местом стала церковь Гроба Господня.

Поэтому ее освящение они совершили наподобие освящения Первого Храма. Таким образом они подвели теологическую основу под святость Иерусалима для христиан и под лишение евреев всяких прав на него. Понятны и опасения христиан во время правления Юлиана Отступника (IV в.),который объявил христианство вне закона, восстановил в Византийской империи язычество и сделал попытку вернуть евреям Иерусалим и отстроить Храм. Он и сам был близок к тому, чтобы принять иудаизм, но смерть помешала ему. В те годы Иерусалим получает статус патриархии – высший статус христианского города. В южной части появляется стена вокруг горы Сион и окрестностях источника Шилоаха (Силоама). На стене с шестью воротами стоят башни. Иерусалим продолжает отстраиваться как римский город. В 614 г. христианский Иерусалим был захвачен зоорастрийцами-персами. Захват города сопровождался беспощадной кровавой резней, пожарами и разрушением церквей. Иерусалимский патриарх был взят в плен и вместе с крестом церкви Гроба Господня и другими реликвиями переправлен в Персию. Евреи помогали брать город, так как видели в персах избавителей. Но персы быстро поняли, что в союзники надо брать основное население Палестины – христиан. Тогда персы издали указ об изгнании евреев из Иерусалима и позволили христианам реставрировать разрушенные церкви. Часть евреев, тем не менее, в Иерусалиме осталась.

В 630 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и собственноручно вернул крест церкви Гроба Господня на прежнее место. Византийцы учинили беспощадную расправу над евреями за союз с персами и окончательно изгнали их из города.

Иерусалим мусульманский

В начале VII в. в Аравии зарождается ислам – новая религия, возвещенная пророком Мухаммадом. Она начинает распространятся с арабскими завоеваниями Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. На пути этих завоеваний лежал и Иерусалим.

В 638 г. после двухлетней осады иерусалимский патриарх сдал город мусульманам на почетных условиях. Предводитель мусульманского войска халиф Омар ибн ал-Хаттаб торжественно вошел в Иерусалим. Одетый в потертый плащ из верблюжьей шерсти, он въехал в город на ничем не украшенном верблюде. Халиф огромного мусульманского государства всегда отличался простотой и воздержанностью.

Согласно ряду свидетельств, в свите Омара были советники-евреи и он попросил показать ему краеугольный камень. Камень, как известно, был завален мусором. Омар приказал очистить Храмовую гору и молился на ней. По преданию, Омар спросил у еврея, где следует построить мечеть. Еврей посоветовал построить ее севернее краеугольного камня, чтобы, обращаясь на юг, мусульмане молились и Мухаммаду в Мекке и краеугольному камню, где стоял когда-то Ковчег. Но халиф понял уловку и выбрал место южнее краеугольного камня.

В 614 г. в южной части Храмовой горы Омар велел построить деревянную мечеть. Христиане поняли, что это может послужить началом превращения Иерусалима в святой город ислама, и Храмовую гору, превращенную ими же в свалку, объявили своей святыней.

Через несколько десятилетий к власти пришла мусульманская династия Омейядов, которая перенесла свою столицу из Медины в Дамаск. Ее основатель Муавия 1 – провозглашен халифом в Иерусалиме. Омейядские халифы построили на Храмовой горе две великолепные мечети: одну на месте деревянной – ал-Акса (ал-Акса – крайняя, удаленая). Мечеть была названа так потому, что в 17 суре Корана сказано, что перед своим таинственным ночным путешествием на небо Мухаммад молился в самой удаленной от Мекки и Медины мечети, которую мусульмане отождествляли с выстроенной мечетью на Храмовой горе. Вторая мечеть – Омара – была названа в честь завоевателя Иерусалима. По-арабски ее еще называют Куббат ас-Сахра – купол над скалой, а эта скала, как стали утверждать мусульмане, и есть краеугольный камень, с которого Мухаммад отправился на небо.

С тех пор мусульмане показывают на этой скале углубление, объясняя, что это след от ноги пророка. Иерусалим становится третьим по святости городом ислама. Мусульмане начинают связывать и другие места в Иерусалиме с Кораном. Так, они утверждают, что от Масличной горы к восточной стене Храмовой горы после конца дней будет перекинут мост, по которому пройдут все судимые грешники попадут в Кидронскую долину и оттуда прямо в ад, а праведники взойдут на Храмовую гору и оттуда – прямо в рай. Другими словами, они, как евреи и христиане, связывают Масличную гору с концом света.

С 750 г., Когда Палестина попадает под власть новой династии Аббасидов со столицей в Багдаде, Иерусалим приходит в упадок. К 800 г. Харун ар-Рашид отдал христианские святыни Иерусалима на попечение императора Священной Римской империи Карла Великого, который щедро одарял школы, монастыри, библиотеки и госпитали. Христиане жили в районе церкви Гроба Господня, и вся северная часть города была застроена церквами и монастырями. В это время в Иерусалиме было более 20 тысяч жителей разных вероисповеданий. Религиозная вражда между ними не раз приводила к открытым столкновениям.

В 1071 г. Иерусалим захватили турки-сельджуки (тюркские кочевые племена) и присоединили его к великой империи султана Ирака и Персии. Сельджуки ужесточили контроль над святыми местами и обложили население тяжелыми налогами. Христианскую Европу это возмутило и послужило причиной крестовых походов.

В 1099 г. после 40-дневной осады Иерусалим был взят крестоносцами, которые безжалостно вырезали почти всех евреев, мусульман и караимов. Еврейской общине Иерусалима пришел конец. Так прерывается 400-летнее правление мусульман.

Крестоносцы создали свое королевство со столицей в Иерусалиме и назвали его Иерусалимское Латинское королевство или Королевство Давида. Так как при взятии Иерусалима была вырезана большая часть населения, король Балдуин I издал указ, по которому все христианское население королевства обязано было направлять в Иерусалим на жительство десятую часть от своего общего числа. Теперь большинство населения начали составлять христиане восточного происхождения (сирийцы, эфиопы, копты). Им были выделены опустевшие еврейские и мусульманские кварталы. На юге, возле церкви Святого Иакова, поселилась армянская община. Юго-западнее от нее обосновались крестоносцы из Германии.

В XII в. крестоносцы позволили еврейским ремесленникам-красильщикам селится вблизи Иерусалима. За право заниматься своим ремеслом евреи платили налоги. Крестоносцы усиленно строили церкви. Мечеть Омара они тоже превратили в великолепную христианскую церковь Храма Господня. На месте мечети ал-Акса поставили церковь Храма Соломона, ставшую центром ордена тамплиеров (храмовников). В южной части Храмовой горы крестоносцы построили дом Марии, там, где, по их представлению, жила Божья Матерь с Иисусом. Особый блеск крестоносцы придали церкви Гроба Господня. Рядом с ней была построена церковь Девы Марии, ставшая центром ордена госпитальеров. На месте дворца Ирода построили королевский и патриарший дворцы. На Сионской горе показывали зал, где проходила Тайная Вечеря, а рядом дом, где доживала последние дни Дева Мария.

В XII же веке возникает целый ряд христианских традиций, связанных с Иерусалимом и его окрестностями. Эти традиции основывались на удивительной смеси исторической памяти, христианских легенд и библейских сюжетов. Так возникает обычай паломников следовать по Крестному пути (Via Dolorosa). Число христианских паломников росло с каждым годом. В южной части города появилось кладбище, где хоронили паломников.

Крестоносцам не удалось продержатся в Иерусалиме и 100 лет. В 1187 г. его захватили мусульманские войска Саладина. Христиан, за исключением восточных, изгнали из города, и крестоносцы перенесли свою столицу в Акко. Там они тоже начали строить церкви. Неоднократные попытки крестоносцев отвоевать Иерусалим проваливались, но по договору с мусульманами они в 1229 г. вернулись в Иерусалим, но только на 15 лет.

В 1244 г. мусульмане обвинили крестоносцев в том, что, в нарушение договора, они восстановили крепостные стены, и отняли у них Иерусалим. Часть христиан мусульмане вырезали, а часть сбежала.

Из-за непрерывных междоусобных войн между мусульманскими правителями Египта и Дамаска нельзя было понять, ни в чьем ведении находится Иерусалим, ни каков его политический статус. Паломники тех лет описывают опустевший город, превращенный в груду развалин.

Начало перемен пришлось на 60-е гг. XIII в. После того как предводитель мамлюков (наемные воины египетских султанов из рабов тюркского и арабского происхождения) Бейбарс приостановил нашествие монголов на Святую землю, мамлюки завладели страной. Они были профессиональными воинами, которых обращали в ислам. Как всякие неофиты, мамлюки были ревностными мусульманами. И поскольку в исламе Иерусалим уже считался святым городом, они, всячески стремясь подчеркнуть его мусульманский характер, стирали все следы пребывания крестоносцев беспощадно уничтожали церкви, кресты, статуи, строили мечети, ханы(заезжие дворы), медресы, бассейны для омовения перед молитвой. Иерусалим заселяется мусульманами из Персии, Афганистана, Испании и Северной Африки. Евреям также было дозволено селиться в Иерусалиме. К XV в. в Иерусалиме жило 10000 мусульман и 70 еврейских семей. К началу XVI в. 250-летнее правление мамлюков сменилось оттоманским господством, которое длилось почти 400 лет. Центр власти переместился из Каира в Стамбул. Иерусалим оставался провинциальным городом Оттоманской империи. Первые наместники в Иерусалиме старались улучшить жизнь в городе и обеспечить его безопасность. В Иерусалиме оживляется строительство, расширяются рынки, туда чаще заходят торговые караваны. В годы правления Сулеймана Великолепного (1520-1566 гг.) старую стену вокруг Иерусалима заменили новой. По его приказанию мозаичная облицовка мечети Омара была заменена полихромными образцами. Был починен водовод, построено 5 водохранилищ и восстановлены цитадели у Яффских ворот.

Увеличивается еврейская община города в основном за счет евреев изгнанных из Испании, которым было дозволено селиться в Оттоманской империи. В Иерусалиме Сулейман Великолепный официально отвел площадку длиной 22 м и шириной в 3 м у Западной стены для молитв евреев (с тех пор место у Западной стены и называется Стеной Плача.

К концу XVIII в. в Иерусалиме проживали мусульмане, евреи и христиане. Мусульманское население Иерусалима оставалось почти целиком арабским. Иерусалим остается малозначительным городом как с точки зрения экономической, так и стратегической. И даже когда в 1799 г. Наполеон входит в Палестину, он не предпринимает ни одной попытки войти в Иерусалим.

Иерусалим в XIX-XX вв.

В самом начале XIX в. Иерусалим был небольшим городом, окруженный стеной и разделенный на 4 квартала, которые назывались (и сейчас называются ): Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. С 30-х гг. XIX в. в Эрец-Исраэль начались политические и экономические перевороты, которые привели к большим переменам.

В 1831 г. в Палестине произошла кратковременная смена власти: вместе с Палестиной египтяне захватили Иерусалим. Египетский правитель Мухаммад-Али, поддерживаемый Францией, победоносно двигался к Стамбулу. Тогда на помощь туркам пришли Англия, Россия, Австрия и Пруссия. Сообщество европейских стран заставило египетского наместника подписать соглашение, по которому только Сирия и Палестина оставались в его владениях. Мухаммад-Али, правивший около 10 лет, оказался либеральней турок. Он разрешил евреям строить синагоги, покупать земельные участки. В Иерусалим начинают прибывать евреи из Англии, Германии, Голландии и Швейцарии.

В 1837 г. тяжелое землятресение разрушило города Цфат и Тверию, и большая часть еврейского населения этих городов бежала в Иерусалим. В том же году европейские страны помогли туркам отобрать власть у Мухаммада-Али, но за это потребовали от них отменить дискриминационные меры по отношению к немусульманам. Поэтому христианам было разрешено строить церкви, евреям – синагоги, свидетельствовать в судах, но покупать землю можно было только турецким подданным.

Так начался тот период турецкой власти, который получил название реформ. Европейцам был открыт доступ в Палестину, их влияние проникает в страну. В Иерусалиме открывается 10 консульств, и среди них британское, французское, русское, прусское и американское. Почти все они установили связь с Европой, а в 1865 г. и телеграфную связь между Иерусалимом и Яффо. Турки предоставили особый статус католической, православной и протестантской церквам: римской патриархии разрешалось заново утвердиться в Иерусалиме, патриарх греков-ортодоксов переехал из Константинополя в Иерусалим, а протестанты образовали в Иерусалиме свою епископию. В 1841 г. глава палестинской еврейской общины был официально признан главным раввином Палестины, а евреям Оттоманской империи гарантировались равные с другими подданными права. Проникает в Палестину и технический прогресс. Появились пароходы, открылся Суэцкий канал, строятся дороги. Значительно увеличилось количество паломников в Иерусалим. Иногда их число вдвое превышало число жителей. Строятся гостиницы. Царская Россия выстроила несколько гостиниц на 900 мест, церковь, здание консульства, тюрьму, больницу – все это окружили стеной и назвали Новым Иерусалимом, который иерусалимцы называют Русским подворьем. Католики построили гостиницу Нотр-Дам де Франс на 400 человек. Христиане совершали паломничество и уезжали.

Иначе обстояло дело у евреев, Иерусалим, как и во все века, оставался для них духовным центром, и они приезжали туда жить, изучать Тору * и быть похороненными на Масличной горе. Новоприбывшие селились в Иерусалиме, и постепенно в нем стало не хватать места.

В 1857г. знаменитый филантроп сэр Моше Монтефиоре на свои средства и на пожертвования богатого еврея из Америки Йосефа Туро построил несколько домов и фабрику вне стен города. Район назвали Керем-Моше и Иехудит. Но евреи не приняли его начинание: они привыкли жить под защитой крепостных стен. Тогда иерусалимским нищим стали платить за то, чтобы они жили в этих домах. Но нищие жили там только днем, а ночью прокрадывались в город. Так продолжалось несколько лет. Иерусалимцы дали этому району второе название – Мишкот-Шаананим (пристанище бездомных).

В 1868г. в Иерусалиме разразилась эпидемия, которая унесла сотни жертв, а из обитателей Мишкот-Шаананима никто не пострадал, так как в этом районе были чистые водоемы. Люди восприняли это как чудо и знак того, что за пределами города можно уберечься от болезней. Вскоре был построен еще один район – Махане-Исраэль (лагерь Израиля) и квартал Нахалат-Шэва (надел семерых). Постепенно евреи перебираются в Новый город, как стали называть районы вне стен Иерусалима.

В конце 70-х гг. XIX в. Новый и Старый город слились в единый Иерусалим. Большинство евреев перебралось в Новый город, в старом осталось всего 2000, в основном старики, женщины и дети.

За пределы Старого города вышли не только евреи. Строительство христианских кварталов в Новом городе начали немцы. В 1873г. секта темплеров основала Немецкую колонию. Они проложили одну из самых первых в городе мощенных улиц. Еще одна группа христиан – выходцы из Америки и Швеции – основала Американскую колонию. К концу XIX в. еще несколько христианских групп (эфиопы, греки, армяне) приобрели участки в Новом городе. Так возникли кварталы хабашей (эфиопов), Катамон, Сен-Симон. В Новом городе главная дорога из Иерусалима в Яффу начиналась от Яффских ворот и доходила до Яффского порта. Постепенно вдоль дороги выстроились магазинчики и Яффская дорога превратилась в первую улицу Нового города. По ней ездили на осликах и верблюдах, шли вереницы паломников, катались на первых извозчиках. В 1892 г. иерусалимцы услышали гудок первого поезда.

К концу XIX в. Иерусалим приобретает вид европейского города. Когда началась Первая мировая война, турки вошли в союз с Германией. Связь с Европой прервалась. Начался голод. Прекратилась алия (переселение евреев в Эрец-Исраэль). Население Иерусалима сократилось. Турки потерпели поражение, и Палестина стала по решению Лиги Наций подмандатной территорией Британии.

В ноябре 1917 г. английские войска под предводительством генерала Алленби вступили в Иерусалим. Город стал центром английской администрации. За 30 лет правления англичан площадь Иерусалима увеличилась в 3 раза, а население – почти в 8 раз. Еще в начале своего правления англичане издали знаменитую Декларацию Бальфура, в которой обещали евреям помощь в создании национального очага в Палестине. Арабы усмотрели в этом покушение на свои права.

Первые беспорядки вспыхнули в 1920 г. Вооруженные арабы вошли в Еврейский квартал Старого города и учинили погром. Спустя два года иерусалимский муфтий Хадж Амин ал-Хусейни, тот самый, который в годы Второй мировой войны будет сотрудничать с нацистами и которого после войны будут разыскивать для суда как военного преступника, призывал весь арабский мир объединиться для защиты святынь ислама. В 1929 г. арабы устроили погром у Стены Плача.

В 30-е годы с приходом Гитлера к власти увеличилась алия в Палестину. Потоки новых репатриантов устремились в новые города – Тель-Авив и Хайфу и в еврейские поселения. Увеличение алии привело к спорам среди арабов. Одни арабы считали, что главное – защищать святыни ислама в Иерусалиме, другие – бороться с алией. Победили последние, и борьба, превратившись из религиозной в национальную, распространилась на всю страну. Англичане, избегая конфликтов с арабами, препятствовали алие даже тогда, когда появилась угроза физического истребления евреев в Европе. Это привело к подпольной борьбе с английскими мандатными властями.

В 1936 г. вспыхнуло арабское восстание. Арабы заявили англичанам, что не будут платить налоги, пока не прекратится алия. Они захватили Старый город и закрыли все городские ворота. В ответ англичане отключили электричество и телефон. Только вмешательство армии помогло отбить Старый город. Хадж ал-Хусейни, спасаясь от ареста, бежал в Ливан.

29-го ноября 1947 г. в ООН было принято решение о разделе Палестины на два государства: еврейское и арабское. Иерусалим должен был находиться под международным контролем, а большая часть Иудейских гор – отойти к арабам.

На следующий день после принятия решения арабская толпа напала на еврейский торговый центр и принялась грабить и жечь магазины, при полном невмешательстве англичан. Через несколько дней арабские снайперы начали обстреливать городской транспорт и еврейские кварталы Нового города. 14-го мая 1948 г., когда закончился срок английского мандата, Иерусалим превратился в поле боя. Почти никто не обратил внимания на спуск английского флага и на то, как потянулась колонна британских войск и чиновников по улице Пророков, покидая Иерусалим. Евреи и арабы остались один на один.

К этому времени в Иерусалиме проживало 165000 человек, из них – 100 тысяч евреев, 40 тысяч мусульман и 25 тысяч христиан. Большая часть евреев жила в новой части города. В Старом городе жили 24 тысячи мусульман, 4,5 тысячи христиан и 2 тысячи евреев, в основном – старики, женщины и дети.

14-го же мая Бен-Гурион провозгласил создание Государства Израиль. А на следующее утро, 15-го мая 1948 г., пять арабских стран напали на него, началась Война за Независимость. Вооруженные силы Египта и Ирака подошли к Иерусалиму и соединились с войсками Арабского легиона Трансиордании. 18-го мая Иерусалим был окружен.

Евреи не мыслили Государства Израиль без столицы Иерусалима, к которому тридцать веков обращали свои молитвы, где бы они ни жили. Арабы не хотели лишаться третьего по святости для ислама города, которым они владели почти 13 веков. Полагая, что евреи должны превратить Иерусалим в неприступную крепость, арабы были уверены, что в нем не менее 100 тысяч солдат. На самом деле у евреев их было 2,5 тысячи, но и у тех было мало оружия. Решив уморить Иерусалим голодом и жаждой, арабы вывели из строя водовод. Кончалось продовольствие. В день выдавали по 160 г хлеба на человека. Положение усугублялось бесконечными артобстрелами. 19-го мая Арабский легион начал наступление на город, направив всю силу удара на Еврейский квартал Старого города, который был в окружении уже 6 месяцев. Запасы воды истощились, негде было хоронить мертвых, в больнице не было лекарств, не было электричества, и операции проводились без наркоза при свете фонариков. 28-го мая два престарелых раввина вышли с белыми флагами. Евреи Старого города сдались, но, войдя в Старый город, арабы разрушили еврейский квартал. Судьба Новой части тоже висела на волоске, но город не сдался. Летом начался перелом. Вместо блокированной старой дороги в Иерусалим за месяц проложили новую, а вдоль нее новый водовод. Блокада была снята. Армия Обороны Израиля перешла в наступление. В ноябре 1948 г. прекратились военные действия в Иерусалиме. Официальное соглашение о прекращении огня было подписано в апреле 1949 г. По нему Трансиордания установила контроль над большей частью Иудейских гор, а Иерусалим был разделен на Восточный (иорданский) и Западный (израильский). Граница, проходя по домам и улицам, «по живому» разрезала город на 19 лет. На границе были сооружены бетонные стены и протянута колючая проволока.

К 1967 г. военная угроза Израилю со стороны арабских стран стала настолько ощутимой, что пришлось нанести превентивный удар. Началась война, которая вошла в историю под названием Шестидневной. Израильские ВВС разбили египетские самолеты на их аэродромах, не дав им подняться в воздух. В то же время премьер Израиля предупредил Иорданию, что Израиль не предпримет против нее никаких действий, если она не присоединится к Египту и Сирии. Несмотря на это предупреждение, иорданцы открыли огонь по всей границы, разделявшей Иерусалим, и снаряды начали рваться в израильской части города.

В сражениях за Иерусалим и его окрестности пала треть израильских солдат и офицеров, погибших за всю Шестидневную войну, потому что израильское правительство отдало приказ не обстреливать Старый город, чтобы не повредить святые места. Через 3 дня после ожесточенных боев Иерусалим был освобожден.

Для всего еврейского народа это был великий день. Через 20 дней после победы декретом израильского правительства юрисдикция Государства Израиль была распространена на весь Иерусалим. Тогда же израильский премьер-министр пригласил к себе глав всех религиозных общин и заверил их, что израильское правительство гарантирует им сохранение всех прав. Разделявшие Иерусалим заграждения были уничтожены, и жители Иерусалима после 19-ти летнего перерыва смогли свободно передвигаться по городу. Правительственные учреждения стали размещаться как в западной, так и в восточной части города.

Вокруг Иерусалима выстроили четыре новых города: Маале Адуммим, Гиват Зеев, Эфрат и Бетар. Многие районы были выстроены на месте бункеров и пограничных застав. Сегодня эти районы превратились в центральные. В 1980 г. Кнесет принял закон, согласно которому объединенный Иерусалим является столицей Государства Израиль. Большинство стран мира этот закон не приняло и их посольства остались в Тель-Авиве.

За всю историю Иерусалим не был таким многолюдным и большим, как сегодня. Объединенный, он стал и многонациональным. 75% его полумиллионного населения составляют евреи. Кроме евреев, здесь живут: арабы-мусульмане, арабы-христиане, армяне, копты, сирийцы, греки, русские, итальянцы, французы, эфиопы. Здесь корни разных народов, здесь начало всех начал, здесь краеугольный камень мира. Здесь, как сказано в Библии, пересекутся дороги всех людей в день Страшного Суда. Здесь начнутся новые времена после конца дней.

(Материалы взяты с интернет-сайта «Мой Израиль»)

Ссылки по теме
Форумы