Каким будет кино завтра? (Телепрограмма, 11.02.06) (комментарий в зеркале СМИ)

Ирина Купченко
Ирина Купченко

«Сниматься в телефильме «Земное и небесное» – большая честь и большая радость…»

Григорий Заславский. Интервью с Ириной Купченко, 2004г.

Григорий Заславский: – В минувшее воскресенье, насколько я знаю, на канале "Россия" закончился документальный сериал, посвященный истории Русской Православной Церкви, сериал, который называется "Земное и небесное". Ведущими в этом сериале, если можно в данном случае употребить это слово, были одни из лучших актеров России: Алексей Петренко, Вы, и еще несколько человек. Расскажите, как Вы пришли в этот проект?

Ирина Купченко: – Я пришла, как приходят актеры в любой проект – их приглашают. Мы сами не выбираем проекты, к сожалению. Мне позвонили и предложили быть ведущей одной из серий, самой последней. Причем, это было довольно скоропалительно – буквально через несколько дней начались съемки. Долго утверждали именно женскую кандидатуру, в смысле того, чтобы женщина вообще была ведущей в этом сериале. Для меня вопроса не было. Я не читала сценарий, прежде чем согласиться.

Григорий Заславский: – То есть вы сначала согласились, а потом уже увидели, что вам придется рассказывать?

Ирина Купченко: – Да, потом я уже прочитала сценарий. Потому что в любом случае, я считала, что для меня это и честь большая, и большая радость. Я считаю, что это очень важно. Ведь история государства едина: из нее нельзя вычленить ни историю Церкви, любой Церкви, ни историю культуры. Я до этого времени на моей памяти такого многосерийного, последовательного, подробного фильма не было.

Григорий Заславский – Я помню, в одной из серий большого сериала о Великой Отечественной войне был очень большой фрагмент об участии Русской Православной Церкви в этой войне. А здесь, в вашем сериале, чуть ли не целой серией становится рассказ истории, когда государственная власть, в данном случае Сталин, начинает обращаться к священноначалию Русской Православной Церкви, когда кого-то из духовенства освобождают из заключения.

Ирина Купченко: – Собственно говоря, сам перелом в отношении государства к Церкви случился именно во время Великой Отечественной войны. (Я не хочу сейчас повторяться и пересказывать фильм.) В те времена, когда отношение к Церкви было отрицательным у власти, о значении Русской Православной Церкви в Победе, все же всегда упоминалось. Именно с этого момента отношение власти, отношение в частности Сталина, резко изменилось, и во власти началось медленное, постепенное движение к диалогу с Церковью.

Григорий Заславский: – А кто автор текста фильма? Важно ли было для вас соучастие в сочинении этого текста?

Ирина Купченко: – Автор текста, безусловно, есть, это – автор сценария. Я не могу сказать точно, может быть, их несколько. Тот текст, который озвучивала я, – это текст Олега Кавуна. Но сценарий переписывался. Я ведь впервые столкнулась с документальным кино. В художественном фильме все просто: существует сценарий, мы его снимаем. Конечно, по ходу съемки может все измениться, режиссер может изменить какую-то сцену. Но в документальном кино просто снимают и снимают. Снято было раз в пять или десять больше того, что зритель увидел. Это метод документального кино – снимают много материала, а потом смотрят, что войдет, где какая-то эмоциональная точка, какой эпизод производит более яркое впечатление. Для меня это было очень странно и, в общем-то, любопытно. Если в художественном фильме тоже какие-то сцены, текст, сокращают, то здесь иногда выпадают целые сюжеты, целые линии в момент монтажа и отбора. Поэтому сценарий переписывался, придумывались новые сюжеты, новый текст. Дальше этот текст снимался, потом режиссер думал, а какой у него есть на этот текст документальный материал, который нужно подложить, который можно проиллюстрировать. Все-таки это же история Православной Церкви, это именно история. Мы не можем перейти просто в собственные ощущения. Поэтому писали этот сценарий, я думаю, многие, а основу создал Олег Кавун.

(По материалам сайта Радио МАЯК)

Ирина Петровна Купченко родилась 1 марта 1948 года. В детстве она занималась в театральном кружке Дворца пионеров и в кружке кинооператоров. После окончания школы она в 1965-1966 годах училась на факультете иностранных языков Киевского университета имениТараса Шевченко, а потом поехала в Москву и подала документы в Театральное училище имени Щукина. Окончив училище в 1970 году, Ирина Купченко стала актрисой Академического театра имени Евгения Вахтангова. В кино она дебютировала, будучи студенткой второгокурса, в 1969 году, сыграв роль Лизы в фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо». Через два года тот же режиссер пригласил Купченко на роль Сони в экранизации «Дяди Вани» А.П.Чехова. Драматический талант актрисы, ее способность создаватьпсихологически убедительные образы ярко проявились в таких картинах, как «Романс о влюбленных», где она сыграла Люду, «Чужие письма» (роль учительницы Веры Ивановны), «Странная женщина». Наибольший успех актрисе принесла главная роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться», в котором она вместе с Александром Збруевым составила запоминающийся актерский дуэт. На счету актрисы работы в картинах различных жанров - от историко-биографических до сказочно-фантастических, она с успехом играла у такихразных режиссеров, как Марк Захаров и Игорь Масленников, вместе с Олегом Янковским, Андреем Мироновым, Василием Ливановым, Михаилом Ульяновым и многими другими прекрасными артистами.

Снималась в фильмах:

Дворянское гнездо (1969)

Дядя Ваня (1970)

Романс о влюбленных (1974)

Звезда пленительного счастья (1975)

Чужие письма (1975)

Странная женщина (1977)

Обыкновенное чудо (1978)

Поворот (1978)

Отпуск в сентябре (1979)

Путешествие в другой город (1979)

Назначение (1980)

Последний побег (1980)

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1981)

Домой! (1982)

Без свидетелей (1983)

Берега в тумане («Мглистые берега») (1985)

Одинокая женщина желает познакомиться (1986)

Последняя дорога (1986)

Забытая мелодия для флейты (1987)

Другая жизнь (1987)

Николай Вавилов (1990)

Хомо новус (1990)

Вне (1991)

Ближний круг (1992)

Танцующие призраки (1992)

Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» ТВ) (1994)

Дом на камне (1994)

Жестокая фантазия (1994)

Роман «alla russа» (1994)

Летние люди («Дачники») (1995)

Старые клячи (2000)

Послушай, не идет ли дождь... (2000)

Приходи на меня посмотреть (2000)

Старые клячи (2000)

Любовь императора (2003)

Благословите женщину (2003)

Московская сага (2004)

Форумы