Каким будет кино завтра? (Телепрограмма, 11.02.06) (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 11.02.06)

Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 11 февраля 2006 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 26 мин., 58 Mb, разр. 320х240)

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». Почти 100 лет назад кино было названо важнейшим из искусств. Таким оно остается и поныне. К нему присоединилось телевидение. Социологи подсчитали, что средний житель России проводит у телеэкрана в неделю 25 часов – больше суток.

Но новые времена диктуют новые нравы. Недавно вручали награды кинопремии «Золотой глобус-2006». Результаты шокируют: лучшими были названы фильмы о гомосексуалистах, транссексуалах и террористах-смертниках. О том, как воплощаются сегодня на экране нравственные и безнравственные идеи, почему смешивают понятия добра и зла, мы поговорим сегодня с нашими гостями – актрисой Ириной Купченко и кинорежиссером Владимиром Грамматиковым. Наш интерактивный вопрос звучит так: «Как вы считаете, нужно ли вводить нравственную цензуру в кино и на телевидении.

А нашу программу мы начнем с главной новости прошедшей недели: православный мир простился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Фото - сайт Псково-Печерского монастыря.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Фото - сайт Псково-Печерского монастыря.

Сюжет: Кончина архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников российских, отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Отец Иоанн родился в 1910 году в городе Орле. С детских лет он нес послушание в храме. Учился в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. В 1950 году, уже будучи священником, он был арестован и приговорен к 7 годам лагерей. Отец Иоанн принял монашество в 1966 году, а через год стал насельником Псково - Печерского монастыря. В течение многих лет к нему за советом и духовной помощью приезжали паломники из самых удаленных уголков России и зарубежья.

Духовный сын архимандрита Иоанна (Крестьянкина): – Я приезжал к нему с женой и с детьми, привозили подарки, дефицитные в советское время продукты, а уезжал с теми же подарками, только он благословлял их.

Священник Евгений Пелешев познакомился с отцом Иоанном в 1955 году, более полувека назад.

Священник Евгений Пелешев: – К отцу Иоанну всегда было возможно подойти, побеседовать. Он был доступен для всех. Наставлял нас, молодых священников.

7 февраля в день погребения старца, отец Евгений был среди сотен верующих, пришедших и приехавших проводить псково-печерского старца в последний путь.

Успенский пещерный храм, Псково-Печерский монастырь. Фото - сайт Псково-Печерского монастыря.
Успенский пещерный храм, Псково-Печерский монастырь. Фото - сайт Псково-Печерского монастыря.

Священник Евгений Пелешев: – Конечно, я и поплакал немножко. Ведь вся жизнь моя была проведена с ним.

В последние годы из-за болезни, отец Иоанн не мог принимать всех нуждающихся. Но он продолжал отвечать на письма людей со всех концов мира. Многие письма и проповеди отца Иоанна, произнесенные им в храме, были изданы. В них он продолжает открывать новый, духовный мир и приводить истосковавшиеся души к Богу. Давайте, еще на мгновение услышим голос дорогого батюшки отца Иоанна.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): – Надо нам жить истиной каждую минуту. Надо постоянно освящать свою жизнь присутствием живого Бога. Вот Он здесь, со мною. Он видит мои поступки, Он предвосхищает чувства моего сердца, Он зрит движения моего ума – Господь мой и Бог мой. Мой Господь!

Отец Иоанн (Крестьянкин) был похоронен в знаменитых монастырских пещерах.

Меркурий, епископ Зарайский, управляющий Патриаршими приходами в США: – Сегодня нам всем время молиться о упокоении дорогого батюшки отца Иоанна. И конечно, припадая к его гробу, просить его предстательства перед Господом и его святых молитв.

Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский

Ведущий – священник Алексий Уминский: – 9 февраля исполнилось 125 лет со дня смерти Достоевского. Образ великого писателя традиционно связывают с Петербургом. Но родился Федор Михайлович в Москве. И Москва всегда была для него точкой отсчета. Здесь, еще в юности он решил, что посвятит жизнь постижению тайны, имя которой – человек.

Сюжет: Москва Достоевского

Внук священника, будущий писатель родился в Мариинской больнице для бедных и неимущих, где лекарем работал его отец. Здесь же в больничном храме Федю крестили в честь святого мученика Феодора Стратилата. Но сам Достоевский своим покровителем считал другого святого воина – Феодора Тирана.

Детство писателя прошло во флигеле при больнице. До сих пор сохранились его игрушки и азбука с картинками.

До 16 лет Федя Достоевский спал на сундуке. За окнами была Божедомка – беднейший квартал на окраине Москвы. Район получил свое название от кладбища, где хоронили нищих и бездомных. Писатель не раз признавался потом, что именно детские впечатления определили его детскую творческую биографию.

Хранитель музея-квартиры Достоевского в Москве: – За окном – городская окраина и Мариинская больница, наполненная страданием и болью. Внутри дома, с одной стороны купеческие традиции, потому что мать была из купеческого сословия, и в доме часто появлялись купцы, которые приносили с собой образ хлебосольной, православной, широкой Москвы, а с другой стороны – жизнь полная страданий за окном. Характер отца был очень сложный: деспотичный, жестокий и жесткий.

Все в семье держалось на матери. Мария Федоровна умерла от чахотки, когда Феде шел 17-й год. Трагедия перевернула их дом. Отец уехал в поместье. Младших детей забрали к себе богатые рдственники. Старшие – Федор и Михаил – отправились в Петербург.

Достоевский никогда больше не будет жить на Божедомке, но до последних своих дней не забудет родительский дом и придет сюда еще раз незадолго до смерти.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Достоевский умер до начала эпохи кино, но был и остается одним из самых экранизируемых авторов. Даже в Японии знаменитый Акира Курасава снял свою версию «Идиота». Недавно появился и наш сериал.

Слова писателя: «Красота спасет мир», «Если Бога нет – то все позволено», – созвучны самому языку кино. Во всяком случае, были созвучны, пока кино называло добро и зло своими именами. В этом году русский кинематограф отмечает 110-летие. Об этом – наша постоянная рубрика и кадры из архива «Православной энциклопедии».

Коронация Николая II. Май, 1896 год.
Коронация Николая II. Май, 1896 год.

Рубрика: «Кинохроника ушедшего века»: История кино

Кинематограф пришел в Россию весной 1896 года. Французский оператор Камил Серф приехал в Россию и запечатлел коронацию последнего русского Царя. Операторы, или, как их тогда называли, съемщики, выглядели весьма экстравагантно: на этих кадрах они даже в цилиндрах. Первые фильмы были хроникальными и производили ошеломляющий эффект на публику. При виде на экране приближающегося поезда, зрители порой норовили даже убежать из кинотеатра.

Русское игровое кино дореволюционной поры развивалось невиданными темпами. Роковые страсти, атмосфера роскоши и соблазна подкупали публику, которая ломилась в кинотеатры. В Царском Селе кино с удовольствием смотрела императорская семья. А в балагане на Нижегородской ярмарке понаблюдать за «мелькающими серыми тенями»,как выражался Максим Горький, собирались волжские босяки.

Вера Холодная
Вера Холодная

До 1917 года успели создать несколько тысяч художественных фильмов. До сегодняшнего дня сохранилась едва десятая часть снятых тогда лент. Русское кино обрело и своих первых звезд – Веру Холодную и Ивана Мозжухина.

Иван Мозжухин
Иван Мозжухин

Любовь в то время на экране изображалась очень целомудренно, например в фильме «Миражи». В кинематографе той поры цензура была обязательна, не говоря о запрете различных фривольностей. О каком либо обнажении не могло быть и речи. Святейший Синод запрещал так же показывать богослужения и различные церковные таинства, дабы не происходило профанации веры и церковных обрядов. Поэтому так редки в дореволюционной хронике кинокадры со священниками и архиереями. Разрешалось показывать только официальные церемонии, вроде Крестных ходов и водоосвящения на Крещение.

 Человек с киноаппаратом Дзига Вертов (Давид Кауфман)
Человек с киноаппаратом Дзига Вертов (Давид Кауфман)

В 1919 году кинематограф национализировали, и буржуазная драма практически закончила свое существование. Пришла пора агиток и строго национализированного кино. Но с другой стороны изменились и морально-этические нормы. Дзига Вертов смело показывал рождение человека новой эпохи, а Сергей Эйзенштейн в компании своих единомышленников легко и играючи «раскачивал» устои царизма. Размах съёмок при этом, носил грандиозный характер. То, что мы сейчас видим – это съёмки одного из первых фильмов про революцию, «Октябрь», в котором рабочий Никандров впервые изобразил Ленина на броневике.

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

Церковь и Православие в кино того периода попали под самый разнузданный огонь критики, граничащей со святотатством. Агрессивность нападок не знала предела. «О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне» – сценарий этого фильма придумал Демьян Бедный. В фильме «Чудотворец» – ушлому солдату чудотворная икона дарила бриллиант.

Регулярно снимались документальные и игровые фильмы, где различные режиссёры норовили посрамить веру и утвердить культ здорового тела и «естественных человеческих чувств».

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – За сто лет многое изменилось. Сейчас качество фильма оценивают не столько по художественным достоинствам, сколько по величине бюджета и сборам в кинотеатрах.

Сюжет: Кинофильм «Дневной дозор»

Самая громкая кинопремьера сезона продолжает бить рекорды популярности. За первый месяц года только по официальной статистике кассовые сборы Дневного дозора превысили 30 миллионов долларов. Мистическая история с участием упырей, колдунов и ведьм, трагифарс о заклятой дружбе добра и зла вызывает у зрителей самые противоречивые чувства. Однако, равнодушных нет.

Зрительница: – Отличные спецэффекты! Все понравилось, хороший фильм.

Зрительница-пенсионер: – Билеты для пенсионеров стоят 120 рублей, а фильм ужасный. Жалко времени и денег.

Среди первых семи миллионов зрителей Дозора были и православные священники.

Священник Георгий Докукин: – Я боялся идти на «Дневной дозор», но в конце фильма вдруг оказалось, что в нем присутствует идея покаяния. Человеку хочется изменить то, что он натворил. Но судьбу изменить нельзя, необходимо стать другим человеком.

Дозор – это только самый показательный пример. Мистика – сюжетная основа почти всех популярных фильмов: от «Гарри Поттера» до «Мастера и Маргариты»

Ирина Медведева, детский психолог: – Такие книги и фильмы дают ребенку чувство сверхчеловека, который может владеть миром, может занять место Бога.

Мистика – непременное условие кассовых сборов, а деньги – неумолимый диктатор. С другой стороны – по опросам, которые проводят участники проекта «Нравственное кино» – зрители устали от злых фильмов.

Священник Александр Ильюшенко, создатель проекта «Нравственное кино»: – В анкетах есть вопрос о критериях современных фильмов. Респонденты пишут, что фильмы должны быть добрыми, нравственными, о подвигах, о патриотизме, о любви к Родине, о настоящей чистой любви. Только не кровь, не секс, не насилие. Современный рынок забит продукцией, наполненной спецэффектами на самом высоком уровне, но совершенно лишенной какого бы то ни было идейного содержания, а ниша нравственного кино совершенно свободна.

В кинотеатрах такое кино давно не показывают, да и самих кинотеатров с каждым годом становится все меньше.

Зритель: – У нас на весь Кольский полуостров, а я живу в городе Апатиты, где 11 академических институтов, – нет ни одного кинотеатра!

Среди тех фильмов, которые наши зрители считают лучшими, по данным статистики – 81% отечественных, и почти все из них – это золотой фонд советского кино. Но увидеть их сегодня может только тот, у кого есть домашнее видео. И кто не пожалеет денег и времени, чтобы найти добрый и светлый фильм.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я хочу напомнить, что наш интерактивный вопрос сегодня звучит так: «Считаете ли вы, что нужно вводить нравственную цензуру в кино и на телевидении?». Тема нашей программы – нравственное кино. Наши гости: народная артистка России Ирина Купченко и кинорежиссер Владимир Грамматиков. Здравствуйте!

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Скажите, а правомочно ли говорить о нравственном кино сегодня – или это все в прошлом?

В. Грамматиков
В. Грамматиков

Владимир Грамматиков: – Говорить об этом конечно правомочно, более того, сегодня отсутствие нравственного кино уже даже пугает. Виртуальный мир вошел в виртуальное сознание. И самое ужасное то, что он вошел в сознание детей. Телевидение пропагандирует это условное нечто, игровые программы, которые уводят из реалий жизни. Я думаю, что это делается осознанно, потому что эта экспансия слишком мощная.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Ирина, Вы тоже считаете, что сегодня нравственного кино не существует?

Ирина Купченко: – Сегодня просто невозможно говорить о функции кино, которая была ранее, и о его роли в жизни страны. Кино разрушено. И, в этом я согласна с Владимиром, разрушено осознанно, целенаправленно. И вернуть его усилиями отдельных художников или даже студий очень сложно. Должна быть национальная программа.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как вы считаете, с чем связана такая популярность мистики на экранах во всем мире?

Ирина Купченко: – Человек всегда тянулся к таинственному. Все сказки полны мистических смыслов. Но если жизнь человека ясна, организованна, понятна, если у него есть работа, он понимает зачем и для чего он работает, для кого работает, есть дом, дети, семья… Человек понимает смысл существования страны, осознает в какой стране он живет, то роль мистики сокращается, умаляется.

Но если человек потерян, его жизненные ценности разрушены или утрачены, если он отпал от Церкви, где как раз и существует эта упорядоченная жизнь, то у человека создается внутренний вакуум.
Потому что именно в Церкви определена система ценностей, есть четкое понимание греха и добродетели, есть календарные циклы, праздники,– все ясно. Внутренний вакуум человека, отпавшего от Церкви, начинает заполняться низкопробной мистикой, которая есть лишь имитация чуда. А человеку все равно хочется соприкоснуться с чудом, но хочется бесплатно, ни за грош, без молитвенного труда, подвига. А ведь часто бывает, что человек даже не знает, как нужно молиться, как это чудо обрести.

Владимир Грамматиков: – Абсолютно согласен. В Церкви есть четкие границы добра и зла. То что эти границы размываются – это величайшая опасность. Если человек, переступая, осознает, что он совершил, тогда он покается. А если границы размыты, то он даже не осознает, что совершил грех.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я все-таки решился сходить в кинотеатр на «Дневной дозор», чтобы составить собственное мнение. Вы знаете, по-моему, «Дневной дозор» – это зеркало современной культуры, того хаоса, который царит сейчас в головах наших современников. Герои «Дозора» – и светлые и темные – стремятся преодолеть притяжение зла, но при этом очень смутно представляют, чем же добро от него отличается. Может быть современный человек утерял критерии добра и зла, или они стали старомодными?

И. Купченко
И. Купченко

Ирина Купченко: – В каком бы хаосе ни находился человек, его сознание, и в какой бы материально сложной ситуации он ни находился, он всегда делает усилия чтобы подняться. Стремится найти выход к свету. И миссия культуры заключается в том, чтобы указать человеку, откуда этот свет исходит. Та культура, в которой эта миссия есть – живет, а культура, утратившая эту миссию уничтожается, на ее смену приходит другая, третья… Человеку нужно предлагать то лучшее, что было в различные периоды истории. И эту функцию ранее на себя всегда брала Церковь, государство. Человеку, у которого нет способности селекции, отбора, нужно показать, что – хорошо, а что – плохо. Этой мисии сегодня у культуры нет.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Существуют режиссеры с большим опытом теле- и кино-жизни, существует багаж великой русской культуры, который подсказывает человеку нравственные критерии. Но сегодня, мне кажется, сознательное смешение понятий закладывается самими режиссерами, разве не так?

Владимир Грамматиков: – Согласен, и приведу конкретный пример в этой связи. Год назад я сделал первую экранизацию одного из произведений Лидии Чарской, очень нравственной писательницы. Это был заказ канала «Культура». Был сделан 10-и серийный семейный фильм. Но ни один центральный канал не взял на второй показ. Причем «1-й канал» объяснил, тем, что занята сетка. Если мы не можем поставить собственный национальный продукт в наш эфир, возникает вопрос: что это за телевидение такое?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У Вас как у режиссера был заказ на нравственный фильм, и фильм не прошел. Но часто бывает, что актер, лицо зависимое, стоит перед проблемой выбора. Скажите, Ирина, у Вас бывали ситуации на съемочной площадке, когда приходилось делать нравственный выбор, отказываться от ролей, которые были нравственно недопустимы?

Ирина Купченко: – Таких случаев гораздо больше, чем тех, когда я соглашалась. Бывает, предлагают такие сценарии, что и сомнений не возникает принимать в этом участие или нет. И не потому, что это слабое в художественном смысле произведение, а просто в этом не хочется участвовать.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Но ведь тогда существует опасность для актера лишиться профессии.

Ирина Купченко: – Да, это опасно, и можно лишиться профессии. Но все равно делаешь выбор, потому что понимаешь, что важнее профессии, нечто другое, большее.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Существует же огромная ответственность за то, что ты делаешь. Есть старый анекдот про двух маститых актеров, где один спрашивает другого о том, правда ли, что тот снимался в порно-фильме. «Да,– отвечает другой, – но я играл в нем положительную роль». Такого самооправдания нет, ведь актер – лицо зависимое, от режиссера, продюсера, ему надо выполнять профессиональную функцию.

Ирина Купченко: – К сожалению, это сегодня самая страшная проблема. Актерам нужно выбирать. А ведь им нужно жить, это их способ заработать на жизнь. Не говорю об участии в рекламе, в этом ничего дурного нет, но нравственный выбор зависит от человека.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Все мы помним скандалы, связанные с демонстрацией фильма «Последнее искушение Христа». Уже сейчас можно прогнозировать, что фильм «Код да Винчи» тоже будет антихристианским и вызовет протесты. Как вы думаете, конфликт между свободой творчества и религией – естественное явление?

Владимир Грамматиков: – Во-первых, это выбор самого художника. Участвовать в такого рода проектах, на мой взгляд опасно. Инерция восприятия общества, взгляд новизны, он тоже опасен. Каждый делает выбор сам.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вы знаете, на интернет-форуме фильма «Дневной дозор» большинство участников регистрируются на стороне темных. А что зло так привлекательно? Отрицательного героя играть легче и интереснее?

Ирина Купченко: – Образ отрицательного героя привлекательнее, выразительнее. Каждый актер, художник режиссер, писатель, он является судией того, кого изображает. Даже играя отрицательный образ, можно рассудить по совести и в таком ключе преподнести героя.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сможет ли современное кино потрясти человека не спецэффектами, а глубиной поставленной проблемы, драматизмом сюжета, красотой человеческой души, нравственным императивом?

Владимир Грамматиков: – Лучшие российские и советские фильмы имели именно эту традицию. Не в плане идеологии или контроля. Например, убрали редакторов из кино и телевидения, и с экрана иногда звучит уже не русский язык.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Двадцать лет назад вышел фильм Абуладзе «Покаяние». Вся страна была оклеена его афишами, как сегодня «Дневным дозором». Зачем нужна дорога, которая не ведет к храму – это был лейтмотив целого поколения. Сегодня таким лейтмотивом стал договор, заключенный добром и злом в «Дневном дозоре». Скажите, а наше кино способно вернуться на дорогу, ведущую к храму?

Владимир Грамматиков: – Думаю, что стремиться к этому нужно обязательно.

Ирина Купченко: – Да, я тоже думаю возможно и нужно. Потому что конфликта свободы творчества и религии нет, этот конфликт в сердце человека.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо за интересную беседу. Пора подвести итоги интерактива. Большинство наших зрителей, более 5000 человек, считают, что нравственная цензура, конечно, необходима. Менее 100 считают, что цензура не нужна. Это говорит о том, что все мы устали от натиска злобы и безнравственности.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял решение об учреждении Премии за лучшее произведение теле- и киноискусства, способствующее духовно-нравственному возрождению. Мы надеемся, что эту премию будет кому вручить. У нас все-таки так много талантливых актеров, режиссеров и сценаристов.

Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте «Седмица.Ru», где всегда помещаются самые последние новости жизни Русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. А я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

Фото сайта Псково-Печерского монастыря

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы