О житии иноческом (Телепрограмма, 31.12.05) (комментарий в цифрах и фактах)

Венев монастырь. Фото А.Илюхина
Венев монастырь. Фото А.Илюхина

Один день в Венев-монастыре

Юлия Гаврилова и Сергей Киреев

В Свято-Никольском женском монастыре близ Венева живут 15 монахинь и послушниц. Корреспондентам семейной интернет-газеты «Слобода» удалось заглянуть за толстые монастырские стены и на один день окунуться в атмосферу спокойствия и благодати.
От Тулы до знаменитого Свято-Никольского женского епархиального монастыря можно добраться на автомобиле или «маршрутке» минут за сорок (37 километров от Тулы).

Предыстория: как все начаналось

Когда монахини и послушницы приехали в монастырь, из построек была только маленькая сторожка. Та первая зима была настолько холодная, а домик настолько древний, что ночью у спящих сестер примерзали волосы. Рядом был небольшой коровник, который сейчас снесли. На этом месте посадили кабачки и капусту.

Дома, в которых живут сестры, строили «шабашники», работу они выполнили некачественно. Из плохо проконопаченных щелей выглядывает пакля. Сестры живут в маленьких, скромно обставленных комнатках: кровать, стол, сервант с иконами. В прихожей висит график дежурств: кто когда убирает домик.

Трапезной тоже не было. Устроили ее в подвальчике, где хранился уголь. Разбирали и чистили помещение девушки вручную.
Окружен монастырь кладбищем. На этой земле захоронено 5 тысяч монахов. Недалеко от монастыря сохранились пещеры, в которых жили монахи-отшельники.

«Затворницы»

Говорят, в монастырь уходят от безысходности, когда приходится совсем туго. В Венев-монастыре мы ожидали увидеть несчастных женщин, у которых нет ни семьи, ни родных, услышать пару историй о тяжелой женской судьбе, которая заставила молодых девчонок стать добровольными затворницами.

Настоятельница женского монастыря монахиня Алексия улыбнулась нашим словам.

– Люди, которые не нашли себя в мирской жизни, уйдут и отсюда. Прятаться в монастыре от самого себя – дело пустое. Конечно, мы никого не прогоним. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, могут продержаться не больше недели. А потом возвращаются в мир.

Монашеский постриг происходит не сразу, поначалу девушки живут в монастыре послушницами. Монахиней может стать женщина не моложе 30 лет, которая осознает все последствия своего поступка.

У молоденьких послушниц Венев-монастыря есть родители и вполне благополучные семьи. Время от времени они общаются и встречаются с родными.

За пределы монастыря девушки могут выходить «только по делам монастырским», например, на веневский рынок за семенами. И только в монашеском облачении – посторонним взорам открыты лишь лицо и руки. Настоятельница призналась нам, что реагирует на них народ по-разному.

– О плохом говорить не хочется. Бывает, и гадости вслед кричат...

Одна из послушниц ходит в Дедиловскую школу, учится в обычном классе, общается с ребятами, а после занятий возвращается в монастырь. В прошлом году другая девушка окончила 9-й класс той же школы. На уроки она ходила в монашеской одежде. Ей было позволено сходить и на выпускной бал.

Главное – послушание

Послушанием называют любую работу: ставить свечки в храме, готовить еду и мыть посуду, работать на огороде, ухаживать за скотиной, косить сено. Никаких «хочу – не хочу» в монастыре не существует.

– Человек, который переступил порог монастыря, отрекается от собственной воли, – рассказывает настоятельница монахиня Алексия. – Ты не можешь выбирать себе занятие или лениться. Тебе сказали – ты идешь и делаешь. Послушание – это главный жизненный принцип. Слушаться надо абсолютно во всем: велено родителям письмо написать – садись и пиши.

День в монастыре начинается в 6.00, через полчаса в храме молитвы, потом литургия. Завтрака нет, в 11.00 колокольчик собирает монахинь и послушниц на обед. И до вечерней трапезы: работа, работа, работа... После вечерней молитвы девушкам отводят время на свои дела. В монастыре не читают газет и журналов, в здешней библиотеке только духовная литература, здесь нет телевизора и радио. Есть магнитофон, правда, на всех кассетах только духовная музыка. Зимой времени у девушек больше, поэтому они вышивают иконы.

– Неужели молодым девчонкам здесь не скучно? – допытывались мы у настоятельницы. – Неужели им не хочется шумных тусовок, громкой музыки, общения?

– У нас другая жизнь, которая совсем не похожа на вашу. То, о чем вы говорите, нам просто не нужно! Эти девчонки не хотят идти в мир. Здесь спокойно, здесь мы под покровом Божией Матери. Здесь свой круг общения.

Настоятельница Алексия

Настоятельница монастыря монахиня Алексия в монашестве 4 года, а в монастыре живет уже 12 лет. На наш вопрос, почему пошла в монастырь, монахиня пожимает плечами:

– В нашей семье глубокие духовные корни. Дедушка, мамин папа, был священником. Когда бабушка умерла, он принял монашество на Белой горе (это на Урале в Пермской области, мы оттуда родом). С детства я при храме. И иной жизни уже не представляю. Был период, когда открывались монастыри, и девушки моего возраста уходили в монашество. Ушли в монастырь три мои двоюродные сестры, собралась и я. Мама была согласна, а отец долго не отпускал. Я поехала в гости в монастырь в Пензенскую область, а оттуда прислала длинное стихотворение о том, как мне нравится монастырская жизнь, что это мое и я не смогу жить иначе. Папа был тронут и позволил.

Некоторое время я жила в монастыре в Иванове через стенку с известной старицей Блаженной Любушкой (блаженные – это те, кто ради Христа юродствует. – прим. авт.). В Тулу, в Щегловский женский монастырь, приехала на 2 недели, чтобы помочь пошить облачение к Рождеству. И осталась.

Кстати, в Венев-монастыре живут три родные сестры настоятельницы.

– Нас у мамы 10 детей. Наша семья очень дружная. Мы жили далеко от города, и мама всегда нас очень оберегала.

Одна из сестер играет на пианино и пишет песни. Музыкальный инструмент стоит в трапезной (то есть, по-мирски, столовой).

– Она никогда не ходила в музыкальную школу, – рассказывает настоятельница Алексия. – Научилась как-то сама. Она знает ноты и пишет замечательные стихи и музыку.

Специально для нас девушки спели одну из песен. Чистые девичьи голоса звучали в храме так проникновенно, что у нас мурашки побежали. Кстати, все девушки умеют звонить в колокола. А на Пасху попробовать себя в роли звонаря разрешается всем без исключения прихожанам.

Хозяйство

На плечах нескольких хрупких девчонок держится большое хозяйство: коровы (самая маленькая черная телочка появилась на свет перед Пасхой), бычки (кстати, бычков здесь выращивают только на продажу – монахини не едят мяса), овцы английской породы (их стригут и прядут шерсть), козочки, огород, на котором посажено столько овощей, чтобы хватило до следующего сезона.

Есть среди скотины и особая козочка, которая удостоилась чести сфотографироваться однажды с Патриархом и появиться на страницах «Комсомольской правды». Относится она к редкой английской породе молочных коз. Посмотришь на такую козу: кожа да кости, в чем душа держится. А молока дает очень много.

Одно время ходили слухи, что в монастыре растут бананы.

– Да не бананы это! – объясняет настоятельница. – Это тростник, который относится к семейству банановых. За лето у монастырской калитки вырастают растения с огромными листьями, цветочками и маленькими, похожими на каштаны, плодами. Осенью мы их вырубаем, а по весне они опять вылезают на свет.

А еще в монастыре есть пчелы. Два улья настоятельница привезла из Тамбова.

– Я не знала, можно ли перевозить пчел, но решила рискнуть. Поместили два улья в грузовую машину и повезли. Стояла осень, и пчелы еще не спали. Они перенесли такую дорогу, перезимовали, а весной погибли от какой-то болезни! Правда, наши ульи пустовали недолго. В один пчелы заселились сами. А другой мы заселили роем, подобранным в лесу.

Кстати, с пчелами и Венев-монастырем связана история, которую и сейчас можно услышать от местных старожилов. В 70-е годы ХХ века ремонтировали купол храма. И когда его вскрыли, обнаружилось большое пчелиное гнездо. Рабочие спустили оттуда почти 16 ведер сот с душистым медом.

Вместо вырубленных богатых монастырских садов возле храма растут молоденькие деревца.

– Саженцы плодовых деревьев нам привез один садовод-любитель, дедушка 90 с лишним лет, – говорит настоятельница. – Мы высадили их, стали ухаживать. Но больше половины саженцев выкопали! Люди без зазрения совести воровали деревца прямо средь бела дня.

Церковь

И сама настоятельница монастыря, и все сестры знают нотную грамоту и очень любят петь.

Показав нам хозяйство, настоятельница повела нас по старинным каменным ступеням в храм. Во второй половине XVII века монастырская церковь во имя Святого Николая Чудотворца стала приходской. Сохранилась она практически в своем первоначальном виде: каменный двухэтажный храм (первый этаж построен и освящен во имя cвятого Николая Чудотворца в 1696 году, второй – во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1701 году). Первый этаж темный, с низкими сводами, очень похож на монастыри, которые показывают в кино. Второй – светлый и радостный, сюда обитатели монастыря перебираются после Пасхи.

Слева от входа на первом этаже настоятельница показала нам икону Божией Матери.

– Ее подарили нам не так давно, – рассказала она. – Долгое время она пролежала в антикварном магазине. А когда ее выкупили и поместили в храм, икона, словно в благодарность, стала мироточить (светлые следы от мира сохранились и сейчас. – Прим. авт.). В то лето у нас в монастыре жила 14-летняя девочка из Венева. С детства она страдала диатезом. Вся кожа была покрыта зудящими пятнами. Девочка стала утром после молитвы мазать болячки миром, и через месяц излечилась.

Простоявший века храм сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Прошлой осенью, когда начались дожди, крышу сорвало напрочь. Стали мокнуть стены толщиной более 2 метров! Сейчас строители латают крышу – деньги выделил один московский предприниматель. Сам храм тоже требует реставрации.

– Ремонтируя после революции церковь, строители допустили грубейшую ошибку, – рассказывает настоятельница. – Стены здесь сделаны из знаменитого веневского известняка. И эти стены просто закрасили масляной краской! Они перестали «дышать», их стал есть грибок. Разрушение стен продолжается и по сей день.

– Однажды мы видели в тульском переходе монахиню, которая собирала деньги на восстановление Веневского монастыря.

– Эти «монахини» не имеют к нам никакого отношения! Да и не монахини они вовсе! Нам разница сразу в глазах бросается. Например, платок, заколотый булавкой под подбородком, не носят ни в одном монастыре!

P.S. На прощание монахини накормили нас обедом. «Отказываться от трапезы в монастыре не принято, – говорили девушки, усаживая нас за длинный стол. – У нас день сегодня постный, не обессудьте». И поставили на стол кастрюльку рыбного супа, кашу, тушеные овощи и парное молоко.

(Статья опубликована на сайте «Веневский уезд»)

Ссылки по теме
Форумы