«Друг друга тяготы носите…» (Телепрограмма, 08.10.05) (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 08.10.05)

Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 08 октября 2005 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 26 мин., 55 Mb, разр. 320х240)

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Милосердие… Мы постоянно возвращаемся к этой теме, потому что она вечна. Вот и сегодня наш разговор пойдет о добрых людях и добрых делах. Святитель Иоанн Златоуст однажды сказал: «Если каждый из нас в меру своих сил будет исполнять хоть малую часть закона Христова, то мы все вместе исполним Его». Сегодня мы встретимся с человеком, который собрал вокруг себя много людей разных по возрасту, профессии, убеждениям. Объединяет их то, что эти люди поняли в своей жизни самое главное: надо спешить делать добро. Звоните в студию, принимайте участие в нашей беседе.

Кроме того предлагаем поучаствовать в интерактивном опросе: «Может ли доброе дело одного человека изменить нравственную обстановку в обществе?» Ждем вашего мнения.

А сейчас – новости.

Сюжет: Очередное заседание Священного Синода

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

В Патриаршей резиденции в Чистом переулке прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Алексий: – Я сердечно приветствую всех членов Священного Синода на очередном заседании, которое, по традиции, проходит в преддверии дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Поздравляю с наступающим днем праздника Преподобного.

Святейший Патриарх поздравил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с 70-летием и вручил ему орден преподобного Серафима Саровского I степени. На Синоде говорилось о праздновании 60-летия Великой Победы и 625-летнего юбилея Куликовской битвы, о визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Азербайджан и его встрече с Президентом России. Обсуждались и другие вопросы.

Сюжет: Визит в Москву Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

В Москву приехал Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Святейший Патриарх Алексий встретился с ним в своей Патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре. Этот визит состоялся в рамках проводимого сейчас «Года Польши в России».

Предстоятели открыли в Храме Христа Спасителя выставку «Польское Православие: история и современность» и приняли участие в церковно-научной конференции «Православие в Польше».

Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня мы празднуем память самого почитаемого русского святого преподобного Сергия Радонежского. Сейчас в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры начинается Праздничная Божественная Литургия. По традиции ее возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На этот раз сослужить ему будет Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

В начале этой недели в Донском монастыре были перезахоронены останки генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина.

Сюжет: Иван Ильин

Иван Ильин вернулся на родину спустя 83 года. Его перезахоронили на кладбище Донского монастыря вместе с генералом Деникиным, куда более известной и более трагичной для русской истории фигурой.

Деникин – это символ ушедшей «белой» России. Ильин – символ ее будущего. О нем слышали совсем немногие, читал его – один из ста. Тем не менее, ХХ век был веком Ильина, как был веком Шолохова и Прокофьева.

Нет и не было прежде философа с такой любовью вглядывающегося в мир и душу человеческую. Ильин начал как гегельянец, его работа о философии Гегеля до сих пор считается одной из лучших на эту тему. Октябрь он встретил состоявшимся ученым – юристом, философом, литературоведом, политологом. И был назван контрреволюционером. Четыре года новая власть вызывала его на допросы, и когда, наконец, определилась – расстрелять, неожиданно вмешался Ленин.

Миф это или нет, но говорят, сохранилась резолюция Ильича на расстрельном бланке, по которому ценитель той самой гегелевской работы Ленин написал Дзержинскому: «Ильин, хотя и не наш, но талантлив. Отпустите».

Иван Ильин
Иван Ильин

В эмиграции Ильин оказался в вакууме: «белая кость» (тот же Деникин) не понимали, да и не могли понять причин своего поражения, страдали «по потерянной России», отгораживаясь от беспощадного анализа Ильина, почему это произошло – а он шел дальше, отвечая на вопросы, актуальные и через полвека после его смерти: почему большевики обречены, кто будет строить новую Россию, на каких основах, с чего начинается человек, и почему злу нужно противопоставлять силу. Что может быть более актуальным в наше лукавое время, чем его призыв развивать в себе «чутье зла»?!

Талант философа и ученого сочетался в Ильине с редким художественным даром. Сам он считал своей лучшей книгой «Поющее сердце» – сборник стихотворений в прозе. Бесспорно, это одна из вершин русской поэзии.

Ивана Ильина мало понимали и принимали при жизни. И сегодня – при всей простоте мыслей и ясности их изложения – он остается в тени. Но остается актуальным – потому что нет ничего более современного, чем вечные вопросы добра и зла. Разрешению которых философ посвятил всю свою жизнь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В Донском монастыре, где в начале этой недели были перезахоронены останки генерала Деникина и философа Ивана Ильина, планируется создать Мемориал национального примирения. Этого так нелегко достичь после того, как в начале XX века, сразу после Октябрьского переворота, народ разделился на два лагеря. Мы лишились своих корней, своей веры, своих святынь.

Рубрика «Кинохроника ушедшего века»: Вскрытие святых мощей

Двадцатые годы. «Разоблачение церковных чудес» посредством вскрытия святых мощей. Эта идея представлялась большевистским лидерам чрезвычайно привлекательной для антицерковной пропаганды, и лёгкой в исполнении. К тому же, начатая кампания позволяла уничтожить в народе понятие о корнях национальной жизни, её истоках, а народом, не помнящим родства, управлять было проще и легче.

Непосредственное участие в разработке и проведении «мощевой» кампании приняли многие высшие руководители государства – Свердлов, Троцкий… Немалую роль играл в ней и Ленин, ставший инициатором «ликвидации мощей во всероссийском масштабе».

В 1919 и 1920 гг. большевиками было учинено 65 публичных вскрытий мощей святых угодников. Вскрытию подверглись мощи святителей Алексия Московского, Митрофана Воронежского, Питирима Тамбовского, Иоанна Новгородского, преподобного Сергия Радонежского, Александра Свирского, Макария Калязинского, Евфимия Суздальского, Нила Столобенского...

Комиссии «вскрывателей», как правило, состояли, по выражению Пришвина, из странных комсомольцев, которые всеми силами стремились убедить присутствующих, что их веками обманывали простыми человеческими костями с использованием различных фокусов и шарлатанства.

Мощи прославленного в 1903 году святого Серафима Саровского вскрывались трижды – в 1920, 1922 и 1927 годах. Во время последнего осквернения-вскрытия гроб, в котором покоились мощи, изготовленный из цельного дуба и обитый изнутри кипарисом, был сожжён во дворе. Епитрахиль, мантии и вериги святого были отправлены в Пензенский антирелигиозный музей, где их просто потеряли. А сами мощи в простом холщовом мешке послали в ленинградский антирелигиозный музей, разместившийся в Казанском соборе. Там про них забыли, и лишь в 1991 году они были чудесным образом обнаружены на музейном чердаке.

Вскрытие мощей продолжалось и в 30-е годы. Например, в 1930 году в город Кашин приехала комиссия, целью которой было вскрытие мощей преподобной Анны Кашинской, вдовы убитого в Орде тверского князя Михаила. О действиях комиссии был снят подробный фильм, а в газете «Правда» опубликована статья, призывающая и впредь разоблачать поповский обман…

Спустя десятилетия вакханалия надругательств была прекращена и многие мощи вновь обрели покой в тех же самых соборах и храмах. Мощи преподобного Серафима Саровского, хранившиеся ранее в Саровском кафедральном соборе, находятся ныне в Дивеевском монастыре, построенном по его благословению.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Напоминаю о нашем интерактивном опросе. Звоните, высказывайте свое мнение.

Гость нашей программы – хирург, делающий сложнейшие операции у нас в стране и за рубежом. Но это только часть его жизни. А вторая и, возможно, основная часть ее связана совсем с другими заботами. И там Германа Пятова и его друзей называют не по имени-отчеству, а очень по-детски: «мурзики».

Сюжет: «Мурзики» помогают детям

Вчера Герман Пятов как всегда оперировал. А сегодня, в субботу, вместе со своими друзьями он везет в Рыбинский детский дом морозильную камеру, вязальную машину, конфеты и грушу, боксерскую. 350 километров туда и 350 обратно. И так каждые выходные в течение шести лет. Эти люди называют себя «мурзиками». Они опекают три тысячи сирот в 39-ти детских домах. Они, как их принято называть, представители среднего класса, с зарплатой от 600 до 6000 долларов. Не бросая своей основной профессии, они на собственные деньги помогают детям-сиротам. «Мурзики» просчитали, что каждому ребенку на год нужны четыре пары обуви, носки, белье, спортивный костюм и зимняя куртка. И умножьте все это на три тысячи – количество детей.

* * *

Герман вытаскивает из машины клетку с морской свинкой. Вместе с детьми решают отдать ее в 8 группу.

Нина Михайловна Корнюшина, директор Детского дома № 72: – Герман с ребятами завезли нам много сантехники. Нужно успеть поменять. Здание старое, рушится. «Мурзики» проплатили нам замену сантехники.

Герман Пятов: – Здесь будут душевые кабины! Этого в детском доме не было никогда.

Сейчас в команде»мурзиков» несколько сот человек и каждый помогает, чем может. Есть «мурзики специального назначения». Они сами ездят по детским домам. «Мурзики» поддержки» выполняют другую работу: от сортировки подарков до юридической помощи. И есть «мурзики-жертвователи». Они помогают деньгами. Наташа, певица и актриса, может подарить детям музыку.

Наташа: – Моя подруга рассказала мне о телесюжете о благотворительной организации «Мурзиков», которым можно позвонить и вместе с ними помочь детям. Компьютерный класс детям тоже подарили «мурзики».

Люба, член команды «мурзиков»: – Мне об организации рассказал брат. Я приехала, познакомилась с Германом и тоже стала «мурзиком». Мы привыкли осознавать, что кто-то помогает детям. Но каждый должен решить для себя и лично что-то сделать!

Сейчас этому детскому дому очень нужны психологи для работы с детьми и рабочие, чтобы отремонтировать здание и построить мастерские для ребят. И тех и других набирает главный «мурзик» Герман. И платят им зарплату тоже «мурзики».

Воспитанник детского дома: – Эти кровати мы делали сами. «Мурзики» помогли приобрести доски и инструмент и даже освоить профессию, приобрести опыт. Я могу уже быть помощником плотника.

Каждому из этих детей, кроме одежды и обуви, нужна помощь, чтобы найти свое место в этом мире. А для этого необходимы образование, профессия, работа. «Мурзики» и в этом стараются им помочь. Уже несколько выпускников школы с их помощью устроились на работу.

Малыши, воспитанники детского дома: – Мы очень любим «Мурзиков» за то, что они нам очень помогают, много хорошего для нас делают. За то, что они нас любят.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – У нас в гостях главный «мурзик» – хирург Герман Пятов. Здравствуйте, Герман.

Герман Пятов: – Здравствуйте.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Герман, почему такое странное название – «мурзики»?

Герман Пятов: – Если коротко, то потому, что это название совершенно не пафосное и , на мой взгляд, близкое детям.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Шесть лет назад Вы уже были преуспевающим хирургом и вдруг не то, чтобы резко поменяли профессию, но очень большую часть своего времени и своей души стали посвящать совсем другому делу, – помогать детям-сиротам. А разве работа врача это не помощь людям?

Герман Пятов: – Именно этот аргумент лежал в основе моего нежелания продолжать однажды сделанное в отношении помощи сиротам. Моя профессия дает возможность реализовать свои порывы, и я не планировал продолжать помогать детям-сиротам, просто совершил разовую поездку в рыбинский Детский дом. Но вопреки моей воле сложилось так, что люди узнали об этом и стали приходить, предлагать помощь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Что за люди входят в команду «мурзиков»? Предъявляете ли Вы к ним какие-то особые требования?

Герман Пятов: – Особых требований нет. Да и не уполномочен я отбирать людей. Просто они выходят на меня, мы начинаем общаться. Люди должны нести дбро в детский дом, вот, пожалуй, единственное условие.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А как Вы выбираете места, куда нужно поехать?

Герман Пятов: – Выбираем самые нуждающиеся детские дома. Как правило это далеко от Москвы – 300-400 км. Там, в глубинке, совершенно другая жизнь, нужда, нищета.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я обратил внимание, что все «мурзики» это обеспеченные люди, которые, конечно, могут часть своих средств без особого труда отдавать на добрые дела. А что лежит в основе такой благотворительности? Может, обеспеченные люди хотят успокоить свою совесть?

Герман Пятов: – Я бы с этим не согласился. В августе этого года мы проводили акцию по сбору предметов быта и спортинвентаря для детей у стен Новодевичьего монастыря. Приходили даже пенсионеры и жертвовали деньги: 500-1000 рублей от пенсии – это колоссальная для них сумма.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Конечно, очень важно собрать деньги, купить для детского дома что-то необходимое, компьютер, например, причем на свои деньги, отвезти за 400 километров и получить от этого моральное удовлетворение. Но, наверное, не менее важна нравственная помощь этим детям. По силам ли Вам это?

Герман Пятов: – Думаю, да. Так складывается, что приходят к нам лучшие люди, или лучшие качества свои реализуют в этих поездках. На детей такое общение влияет очень положительно. Есть у нас и задачи нравственного характера. Стараемся правильно сориентировать детей в жизни, привлекаем специалистов, психологов, педагогов, корректологов…

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Не кажется ли Вам, что то, что вы делаете, это капля в море и не может в корне изменить ситуацию с брошенными детьми в нашем жестоком мире?

Герман Пятов: – Капля за каплей, вода камень точит. Думаю что нет необходимости размышлять, сможешь ли чего-то изменить. Просто: делай что должен, и будь что будет.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А что, по-вашему, может изменить эту ситуацию с детьми-сиротами? Мы очень часто задаемся этим вопросом, что же должно случиться в нашей стране, чтобы прекратилось такое странное отношение к брошенным детям?

Герман Пятов: – Совокупные усилия общества, государства и бизнеса, то о чем много говорят, но никто не видел, и то что «мурзики» пытаются реализовать, может принести результаты. Мы в своей деятельности уже сотрудничаем с администрацией Президента, с полпредом в Центральном округе Г.С. Полтавченко.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это очень хорошо. Какое самое тяжелое и какое самое радостное впечатление за эти шесть лет?

Герман Пятов: – Самое яркое впечатление осталось от программы «Три желания». Дети писали письма и загадывали три желания. Одно из этих желаний мы выполняли. Исполнить желание ребенка, который и мечтать то ни о чем не мог, это похоже на волшебство.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Есть ли у Вас самое заветное желание, связанное с теми, кому Вы помогаете?

Герман Пятов: – Мое желание связано с этой деятельностью, чтобы за 10-15 лет кардинально изменить ситуацию с «сиротским вопросом» в стране. Бог даст, все это получится.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как Вы сами для себя определяете то, чем вы занимаетесь: христианское служение, нравственная необходимость или просто хобби?

Герман Пятов: – Думаю, для каждого индивидуально. Служение ли это, призвание или только внутренний порыв, видно только Богу. Это может быть вариант полезного времяпрепровождения и порыв души одновременно.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо Вам, Герман. До свидания.

Подведем итоги интерактивного опроса. Вот как ответили на него наши зрители. Более тысячи считают, – что отдельные добрые дела, конечно, могут изменить моральную обстановку в обществе. И 60 наших зрителей в этом сомневаются. Я думаю, что такие дела, которые делает Герман и его «мурзики», как раз и могут изменить нравственную обстановку в обществе.

Спасибо, Герман, за то, что Вы нашли время придти к нам. Я знаю, что сразу после эфира Вы сядете в свою машину, нагруженную подарками, игрушками, и добрыми делами которую Вы оставили у подъезда Останкино и вместе с другими «мурзиками» отправитесь в детские дома Тульской области. Желаю вам помощи Божией и Ангела Хранителя не только в сегодняшнем шестисоткилометровом путешествии, но во всех Ваших добрых делах.

А мы с вами отправимся в Подмосковье, в Рузский район, в семью, которая стала родной для семи чужих детей, брошенных своими родителями.

Сюжет: Семейный детский дом

Шесть лет назад настоятель подмосковного Никольского храма протоиерей Илия создал реабилитационный центр для подростков из детских домов. Через какое-то время к нему стали обращаться детские приюты с просьбой принять и совсем маленьких.

Тогда, три года назад, и возникла большая семья Анны и Валентина Констанди. Валентин, по профессии дирижер-хоровик, преподает в гимназии, Аня – в прошлом пианистка – домохозяйка. У них восемь детей: две девочки и шесть мальчиков в возрасте от трех до восьми лет. Семь из них – приемные, и только один – родной. И вы никогда не догадаетесь – кто, потому что по-настоящему родные все.

Валентин Констанди: – Однажды мы с женой и сыном приехали сюда, как на дачу. Когда жена увидела детей, познакомилась с отцом Илией, у нее по-особенному как-то заиграли глаза, в них появились огоньки. Отец Илия – великолепный психолог – предложил нам идею, которая совпадала с нашей мечтой: иметь свой дом и кучу детишек.

Анна Констанди: – Когда дети только пришли из приюта, они были зажатыми и агрессивными. Вова, например, был очень агрессивным мальчиком. У него нарушения ЦНС. Сейчас это самый ласковый ребенок в семье. Дети стали заботливыми, доверчивыми. Часто я слышу по утрам громкий крик кого-то из них: «Тише, мама спит!!!»

Семья Констанди живет как и любая другая православная семья. Утром – школа, потом –обед, уроки, игры, по субботам и воскресеньям – храм. А еще дети каждый день общаются с батюшкой, который благословил Анну и Валентина создать такую замечательную семью. Это дом счастливых людей, а храм, возвышающийся на холме, как будто оберегает его от всех невзгод.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А сейчас подошло время заглянуть на кухню к батюшке Гермогену. Он как всегда приглашает вместе с ним приготовить и попробовать еще одно очень вкусное блюдо. И не забудьте записать рецепт.

Сюжет: Кухня батюшки Гермогена

Иеромонах Гермоген, келарь Московского Свято-Данилова монастыря: – Доброе утро. Иногда из самых простых продуктов хочется приготовить что-нибудь необычное. Вот например рыба – ее можно просто пожарить, а можно приготовить блюдо, под названием рыба «Орли». Это тоже жаренная рыба, но в воздушном кляре и во фритюре. Готовится просто и быстро, но может стать украшением праздничного стола.

Нам понадобится филе судака, мука, сметана, яйца, соль и перец.

Сначала приготовим тесто для кляра: три столовых ложки муки смешаем со сметаной, разобьем сюда яйца, чуть посолим и хорошо перемешаем, до однородной консистенции.

Рыбу нарежем небольшими кусочками, чуть отожмем и обсушим на салфетке, затем посолим и поперчим.

Настало время жарить нашу рыбу во фритюре. Кусочки рыбы обмакиваем в кляр и погружаем в кипящее масло на считанные минуты.

Рыба «Орли» готова. Ангела вам за трапезой!

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша передача подошла к концу. Благодарим всех, кто включил телевизор в столь ранний час. На нашем сайте «Седмица.Ru» вы сможете прочитать электронную версию всех наших программ, а также задать мне вопросы, на которые я с удовольствием отвечу. Кроме того, там вы найдете самые последние религиозные новости из разных стран мира. Кстати, в нашей следующей программе мы совершим дальнее путешествие – побываем в Японии, «стране восходящего солнца», и узнаем, как живут православные японцы. До встречи через неделю. Всего вам доброго. Храни вас Господь!

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы