«О благоукрасителях святых Божиих церквей...» (Телепрограмма, 01.10.05) (комментарий в аспекте культуры)

Феодоровский собор
Феодоровский собор

Феодровский Государев собор и Феодоровский городок

После того, как в 1895 году Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, в возведенных рядом с Египетскими воротами комплексе зданий, выстроенных в стиле русского зодчества XVII – XVIII веков, были расквартированы Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк. На них возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи.

Вот каким наставлением руководствовалась охрана царя:

«Становясь па службу, полк и конвой принимают па себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря».

Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”.

К началу 1900-х годов в Царском Селе были две крупные церкви: Софийский собор, расположенный в удаленном от дворцов районе Софии, и Екатерининский собор, возвышавшийся в самом центре города. Собор Святой Екатерины, несмотря на близкое расположение к дворцу, был не очень удобен для членов царской семьи, т. к. на богослужения туда приходили сотни верующих царскоселов, и к тому же рядом находился Гостиный двор с его суетой и большой массой народа.

Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати, и нашло живой отклик у Николая II и его супруги Александры Федоровны, известных своей ревностью к Богу и Православной Церкви.

Часто совершая конные и пешие прогулки, Николай II для нового храма выбрал место неподалеку от Александровского дворца и казарм своего конвоя. На сравнительно небольшом участке Фермерского парка зимой 1908 года он собственноручно сделал разметку нового храма. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом.

С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна приняла самое непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. – основная сумма расходов.

Николай II «высочайше» утвердил состав Строительного комитета. Его председателем был назначен командир Собственного Его Императорского Величества Сводного полка генерал-майор В. А. Комаров. Членами комитета стали полковник В. В. Перепеловский, капитаны Д. Н. Ломан и Н. В. Шереховский, штаб-капитан Н. Н. Андреев и подъесаул А. Д. Тускаев. Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.

Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание. Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея – соорудить храм в стиле церквей XVII – XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. В петербургском журнале «Аполлон» об этом проекте была помещена разгромная статья под названием «Уродство».

Был назначен новый архитектор – академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.

Был назначен новый архитектор – академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов. Среди них – выступающие вперед наружные входы, паперти и переходы, украшенные характерными для древнерусской архитектуры шатровыми завершениями. При этом для стен основного объема здания Покровский использовал уже имеющиеся фундаменты, заложенные по проекту А. Н. Померанцева.

Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола.

Ровно через три года строительство собора было завершено и 20 августа 1912 года состоялось его торжественное освящение, в котором приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви.

Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства о. Шавельским с собором прибывшего духовенства и особо назначенных священнослужителей. После крестного хода и литургии происходило подношение даров. К каждому из представленных лиц подходил Император и вручал ему золотой жетон в память о событии.

Жетоны были вручены всем лицам, потрудившимся при сооружении храма, а также жертвователям. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность «архитектора Высочайшего двора».

Высота Феодоровского Государева собора – сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.

Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.

Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской – родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.

Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора – Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.

Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского. Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.

В соборе есть еще один – Нижний – Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым. Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, – в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.

Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI –XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.

Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.

В этом храме имелась особая Царская комната, вся обитая трехцветной тканью с красными цветами. Потолок был раскрашен фресковой живописью художниками Пашковым и Щербаковым в стиле фресок XVII века. Пол также покрыли ковром. В комнате разместили пятьдесят древнерусских икон из Москвы и Новгорода. Вдоль стен стояли резные скамьи и в том же стиле резные столы были покрыты старинными скатертями и парчей. Все церковные предметы были подлинными старинными, в том числе в Пещерном храме находилось уникальное Евангелие 1677 года и икона XVI века «Николай Чудотворец».

Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Наряду с ним, здесь также часто бывал воспитатель Наследника Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, в период «ленинских расстрелов» он был расстрелян большевиками.

На богослужениях в Феодоровском соборе пел хор царской капеллы под руководством Климова. Службами в соборе руководил ктитор Дмитрий Николаевич Ломан, расстрелянный большевмками в 1918 году. По словам его сына Юрия: «вспоминая службы в Феодоровском соборе, я теперь с полным основанием могу их сравнить с лучшими спектаклями Мейерхольда или Станиславского. Должен сказать, что отец был блестящим режиссером, и службы в Государевом соборе были своего рода шедеврами. Залитый светом Верхний храм, то утопающий в белых хризантемах, то в сирени, то в цветущем миндале или мрачный, маленький... Пещерный храм, создавали нужное молящимся настроение».

В Феодоровском соборе неоднократно бывал, служивший санитаром в 1916-1917 гг. в Феодоровском городке, Сергей Есенин. Определенный в канцелярию при соборе, он его неоднократно упоминает в своих письмах, отправленных из Царского Села.

После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.

Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии «Ленфильм». Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.

Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть. После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.

В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора. Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. – в верхнем храмах.

В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей, ныне возвышается бюст Императора Николая II (работы петербургского скульптура В.В. Зайко). Заложен памятник 19 мая 1993 года, а церемония его открытия и освящения состоялись 16 июля 1993 года, в 75 годовщину екатеринбургского расстрела.

Феодоровский городок. Современный вид
Феодоровский городок. Современный вид

О Феодорвском городке.

Во время строительства Феодоровского Государева собора возникла идея возведения Феодоровского городка – уникального комплекса зданий в древнерусском стиле. Инициатором и активным участником строительства был ктитор (церковный староста) Феодоровского собора – полковник Дмитрий Николаевич Ломан.

В создании архитектурного облика Городка в стиле древнерусского зодчества важную роль сыграло «Общество возрождения художественной Руси». Проектировал комплекс зданий Феодоровского городка академик архитектуры Степан Самойлович Кричинский. Строительные работы начались 26 августа 1913 года. Дмитрию Николаевичу Ломану удалось увлечь своей идеей многих весьма зажиточных петербуржцев, и весь комплекс зданий Феодоровского городка был построен на их средства. Первым свой благотворительный взнос внес действительный статский советник А. Н. Заусайлов, затем перечислили деньги купцы Елисеев и Воронин.

Как впоследствии вспоминал С. С. Кричинский, одной из самых сложных задач явилась необходимость соединения стиля древнерусского зодчества с требованиями современного для него времени. И именно после начала строительных работ, когда были утверждены чертежи фасадов зданий и планировка помещений, начался поиск художественно-исторических разработок интерьеров. Для решения этих вопросов и воплощения их в жизнь, Д. Н. Ломан пригласил князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова, художника Виктора Михайловича Васнецова (с которым, по словам, Ю. Д. Ломана, ездил по старинным волжским городам), архитекторов Владимира Васильевича Суслова и Петра Петровича Покрышкина. Подлинные образцы старинной утвари удалось получить в музеях и хранилищах древностей.

По замыслу членов «Общества возрождения художественной Руси», чья деятельность должна была широко развернуться в Городке и за его пределами, этот уникальный комплекс должен был стать не просто собранием предметов народного искусства, музеем старинного зодчества, а еще и центром духовного и нравственного возрождения исторических русских национальных традиций.

В состав Особого комитета по строительству Феодоровского городка, «Высочайше» утвержденного Императором, вошли: А. А. Ширинский-Шихматов (председатель), В. В. Суслов, П. П. Покрышкин, С. С. Кричинский, В. А. Покровский, Д. Н. Ломан и другие.На одном из заседаний «Общества возрождения художественной Руси» автор проекта С. С. Кричинский сказал:

«Мною взяты за образец памятники русского зодчества XVI, XVII и начала XVIII веков... Главные здания, выходящие фасадами к собору, были проектированы в русском стиле XVII столетия, а второстепенные и служебные постройки – в духе гражданских сооружений Новгорода и Костромы».

В комплекс зданий Феодоровского городка входили: Белокаменная палата, Трапезная палата, дома казарм для нижних чинов, дом для «нижних служащих», стены ограждения, шесть угловых башен, ворота, дом диаконов (Розовая палата), дом причетников (Желтая палата), здание офицерского собрания, прачечная (Белая палата).

Огромную художественную ценность представляет великолепная резьба по камню (Старицкому известняку) на входных воротах у северной башни ограждения Городка. Это блестящее воплощение искусства древнерусских камнерезов. Специальное производство по добыче и обработке известковых камней было налажено в приволжском городе Старицы для отделки не только ворот, но и облицовки фасадов зданий Феодоровского городка.

Большой интерес представляют самые разнообразные крыши домов Городка. Они были покрыты либо поливной зеленоватой черепицей, либо фигурным деревянным гонтом (дранкой оригинальной формы).

Своим внешним видом Городок напоминает Кремль: здания обнесены каменной зубчатой оградой с «кремлевскими» бойницами шестью «сторожевыми» башнями по углам.

Почти сразу после начала Первой мировой войны, назначение зданий несколько изменилось: церковнослужителям и служащим собора пришлось потесниться. В двух палатах Городка разместились госпитали. Священнослужители обосновались в Розовом павильоне, находившемся внутри двора.

В одноэтажной пристройке к Белой палате находились конюшни и каретный сарай. Эта пристройка примыкает к двухэтажному зданию метеостанции с восьмигранной башней. В одноэтажной пристройке к нему жили санитары и среди них, проходивший здесь военную службу, Сергей Есенин.

По протекции Д.Н.Ломана и своих друзей в начале 1916 года С.Есенин был зачислен санитаром «Полевого Царскосельского военно-санитарного поезда №143 Ея императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.» , канцелярия которого находилась в Феодоровском городке. В июне 1916 года он был определен в канцелярию при Феодоровском Государевом соборе, исполняя одновременно обязанности санитара лазарета № 17 Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны, который был открыт летом 1916 года в здании Белокаменной палаты Феодоровского городка.

Концерты в лазаретах Феодоровского городка

По инициативе полковника Д.Н.Ломана в лазаретах Феодоровского городка усраивались концерты для раненых. Знаменательный концерт в честь тезоименинства (именин) вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и ее внучки Великой княжны Марии Николаевны состоялся в лазарете №17 Феодоровского городка 22 июля 1916 года.

Вели концерт Сергей Есенин и чтец-импровизатор, любимец петроградской публики Владимир Сладкопевцев, заведовавший делопроизводством в канцелярии лазарета. Есенин прочитал приветствие именинницам, а затем стихотворение «Царевнам», написанное специально к этому дню.

После Есенина Владимир Сладкопевцев с блеском прочитал свои юмористические рассказы. Во втором отделении выступил оркестр балалаечников под руководством легендарного Василия Андреева. Третье отделение концерта состояло из мозаичных сцен пьесы «Вечер в тереме боярышни VII века». Одну из ролей в пьесе играла жена Александра Блока Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок.

После концерта Д.Н.Ломан представил Императрице и Великим княжнам Есенина, Сладкопевцева, артиста Театра музыкальной драмы Н. С. Артамонова, служившего санитаром и режиссера Арбатова. После этого Есенин был награжден золотыми часами с гербом и золотой цепочкой, Сладкопевцев золотым кулоном.

28 декабря 1916 года в Трапезной палате Феодоровского городка состоялся концерт, названный «Вечер народного искусства». На нем выступали певцы, артисты, музыканты, тяготеющие к народному искусству. По архитектуре здание Трапезной палаты напоминает Грановитую палату в Московском кремле. В нем несколько сводчатых помещений, которые были ярко расписаны старинным русским орнаментом и гербами российских губерний.

Концерт состоялся в самом большом помещении Трапезной – Столбовой палате. Ее интерьеры как нельзя лучше соответствовали духу концерта. Вдоль стен разместили экспозицию русского декоративно-прикладного искусства: бытовую утварь из дерева, керамики и металла, резные пасписные прялки, старинную русскую женскую одежду и многое другое.

(По материалам сайта «Страница Кирилла Финкельштейна»)

Форумы