Христиане Сирии в поисках единства (комментарий в свете веры)

Ворота святого Павла. Дамаск
Ворота святого Павла. Дамаск

Сергей Путилов

Московская Патриархия объявила о возобновлении прерванного несколько лет назад диалога с родственными Восточными Церквами – Армянской, Коптской, Сиро-Яковитской (их еще называют дохалкиданитами или монофизитами). Однако, как видно на примере Сирии, разговор ожидается не из легких.

Знаменитая «Прямая улица» в Дамаске, по которой ходил еще апостол Павел - это настоящая «улица церквей». Шагая по ней от великолепного греческого собора Пресвятой Богородицы, словно совершаешь путешествие в историю нескончаемых разделений и уний, которыми, к сожалению, изобиловала история сирийского Христианства. Иссохшая земля Сирии в этом случае дала обильный урожай.

Вот, например, яковитский храм святого великомученика Георгия Победоносца. Громадный белокаменный собор с лепным изображением святого в обрамлении арабской вязи над входом. В огромном зале, озаренном светом хрустальных люстр, толпится народ. Я попал на крестины младенца. Родственники сидят на скамейках. Счастливая мамаша принимает дитя из рук священника. Мальчишка одет в атласную белую распашонку с золотым крестиком на красной ленте поверх. Девушка с подносом обходит всех, предлагая сладости. Мне достается большая шоколадная конфета. «Шукран!» (сир. – «Спасибо»). Христос с высоты огромного купола строго смотрит на меня. Сегодня пятница – постный день... Путешествующим - можно? Господь держит руку в благословляющем жесте. Читаю про себя молитву, с удовольствием съедаю яковитский гостинец и, перекрестившись по-русски (а не от левого плеча к правому, как они) выхожу на улицу.

Выделяется великолепием армянская церковь святого Месроба. Прямо посередине двора памятник: расколотая дуга, напоминающая купол храма из серого гранита. Две ее части символизируют трагедию древнего народа. Древняя земля Армении оказалась разделенной на две части между Турцией и Россией. Армяне, спасая свои жизни, бежали в Сирию, в основном в Алеппо и Дамаск. Так в стране появилась вторая по численности после греческо-арабской по составу Антиохийской Православной Церкви община христиан. А в начале ХХ века турецкие власти уничтожили более миллиона армян. Под навесом сидит каменный Святой Месроб, просветитель армян. На коленях у него свиток, испещренный узорами армянских букв, которые он же и придумал.

Православный, армянский, сиро-яковитский храмы, чуть поодаль утопает в цветах белая униатская церковь Ордена лазаритов с уютным двориком и фонтаном. Женщина – католичка в черном платье и платке положила руку на старинную кованую ограду церкви и закрыла глаза. Молится. Недалеко от этой церкви в 1982 году произошло чудесное событие. В доме молодой девушки по имени Мирна вдруг замироточила привезенная из России икона Казанской Богородицы. За этим последовало множество исцелений: парализованные, больные полиомиелитом, слепые люди выздоравливали от одного прикосновения к чудотворной иконе. Среди исцеленных не только христиане, но и много мусульман. Последователи Магомета вообще очень почитают «Мариам, мать «пророка» Исы (Иисуса)» – Пресвятую Богородицу.

В одном из откровений Мирне Богородица сказала: «Церковь Христа – одна. Потому, что Он – один. Кто разделяет, тот грешник, в нем нет любви. Собирайте!». Эта животворящая идея сейчас разлита по всему истерзанному исламским экстремизмом Ближнему Востоку. В беседе с автором этих строк погибший в прошлом году при трагических обстоятельствах Патриарх Александрийский Петр VII подчеркнул: «Тот факт, что мы находимся в мусульманском окружении сильно сближает нас, так что не удивляйтесь, но коптский Патриарх Шенуда мой большой друг. Христос основал одну Церковь. Давайте будем молиться, чтобы наконец настал тот день, когда Церковь станет единой, каковой она была основана в самом начале».

Фары автобуса выхватывают из черноты арабской ночи острые как сабли листья пальм, лужи на асфальте, обшарпанные фасады домов. Двухчасовое ралли на скрипучем «пазике» по Сирийской пустыне и вот мы уже въезжаем в город Хомс. Просыпаюсь в гостинице от того, что в номер врываются оглушительные звуки утреннего намаза. Главная цель моего визита в этой провинциальный сирийский город – церковь Умм Зуннар, где хранится величайшая реликвия Христианства – пояс, сплетенный руками Богородицы.

Умм Зуннар - храм пояса Пресвятой Богородицы
Умм Зуннар - храм пояса Пресвятой Богородицы

Дверь сложенной из кубиков «ракушечника» церкви украшена рельефами херувимов. Над ней – большая икона, изображающая сцену передачи Богородицей пояса апостолу Фоме. Ученик Христа стоит на коленях, воздев руки. Дева Мария в окружении ангелов спускается к нему с неба на облаке. В руках у Нее пояс золотого цвета.

Небольшая комната разделена на две части. В первой – два ряда деревянных скамей. Множество икон Богородицы на крашеных белой краской стенах. Прямо передо мной – ниша, обрамленная фронтоном на колоннах. Удивительный серебряный цветок на ножке-подставке помещен за решетку.

Пояс Богородицы
Пояс Богородицы

В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок. Колючая верблюжья щетина слегка взъерошилась по краям. Смотритель церкви, преклонных лет мужчина с седыми волосами, включил свет, чтобы я мог получше разглядеть реликвию.

Вот, что рассказал хранитель святыни. Весной 1953 года в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. Когда монахи расшифровали текст, то обомлели. Из рукописи следовало, что в хомской церкви хранится пояс Богородицы. Указывалось даже конкретное место, где нужно искать. Под алтарем. Теплым весенним днем в храме яблоку было негде упасть. Собралось все высшее духовенство двух христианских общин – православной и яковитской. Празднично одетые горожане толпились за оградой церкви. Во избежание волнений даже была вызвана полиция. Лопата вонзилась в каменистый грунт. «На небольшой глубине, - поведал старик, - находилась вот эта могильная плита». В углу, под иконой Богородицы на столике, покрытом красной бархатной скатертью, лежит квадратный камень черного цвета. Он испещрен строчками арамейского письма с характерным наклоном букв влево. Надпись гласит: «Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова». То есть всего два десятка лет после Воскресения Христова.

«Когда плиту подняли, - продолжил староста, – под ней оказался вот этот маленький «гроб». Его узловатый указательный палец медленно движется в сторону истертого временем мраморного куба с круглой выемкой внутри. Там оказался серебряный ковчежец. Внутри лежал скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. Из пергамента явствовало, что изумленные «археологи» обрели пояс, собственноручно сплетенный самой Богородицей. Анализ, проведенный учеными, показал, что находка пролежала в земле около тысячи лет. Пояс спрятали то ли от арабов во время штурма Хомса в 636 году, или же во время нашествия крестоносцев.

К реликвии потянулись паломники, немощные и убогие, стремившиеся к исцелению. Чудеса начались практически сразу. В пределе храма кучей свалены костыли, ортопедические аппараты, трости. Бывшие инвалиды оставили их здесь за ненадобностью. Постепенно так образовался целый «музей». Чудеса продолжаются и по сей день. Даже в Индии. От части пояса, обретенной в Хомсе, в 1982 году отделили небольшой отрезок, и перенесли в «вотчину» апостола Фомы, индийскую провинцию Маланкар. Здесь к настоящему времени проживает огромная община сирийских христиан-яковитов, численностью более миллиона человек. Только в прошлом году там было зарегистрировано несколько случаев исцелений от «суноро» (так индийские христиане называют пояс Богородицы).

Тех, кто отрицает роль личности в истории надо приводить сюда, к гробнице Халеда ибн аль Валида в Хомсе. Человек, бренные останки которого покоятся за зелеными окнами небольшого мраморного мавзолея, предопределил ход ближневосточной истории на века вперед. Именно он положил конец безраздельному господству Византии и Христианства в этом обширном регионе мира. Современники дали аль Валиду прозвище «Меч ислама». Современные экстремисты, раздувающие по всей планете пламя «джихада»,охотно присваивают себе имя знаменитого полководца как псевдоним. Одного из таких самозванцев – араба, командовавшего бандформированием в Чечне, недавно ликвидировал российский спецназ. Другого ловят американцы в Ираке. И таких, к сожалению, много еще бегает по горам, лесам и пустыням. Очевидно, этим «халидам» плохо известно, что сподвижник пророка Мухаммеда никогда не обращал оружия против мирных жителей. Так что они совершенно напрасно тревожат прах великого военачальника.

Мечеть Омейядов (бывший храм св. Иоанна Крестителя). Дамаск. <BR>Фото А. Путилова
Мечеть Омейядов (бывший храм св. Иоанна Крестителя). Дамаск.
Фото А. Путилова

В анналы мировой истории аль Валид вошел благодаря тому, что в 636 году на речке Ярмук, близ Хомса, наголову разбил сорокатысячную византийскую армию. Численность арабского войска, при этом, была вдвое меньшей. Результатом разгрома стало стремительное распространение ислама на территории христианской Сирии, Месопотамии, Египта.

История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Однако, справедливости ради следует отметить, что если бы не раскол среди христианского войска, то не видать аль Валиду победы при Ярмуке как своих собственных ушей. Даже несмотря на несомненное личное мужество и полководческий талант. Исход битвы решило предательство 12 000 воинов союзного Византии гассанидского войска. Перед началом сражения византийский полководец Сацелларий имел неосторожность бросить фразу, что после победы над арабами он, мол, разделается со всеми еретиками – монофизитами. Об этом узнали воины-гассаниды. По своему вероисповеданию они, как и многие жители Сирии, были теми самыми «еретиками». Что произошло дальше – известно. Большинство сирийцев восприняло арабское нашествие как избавление от ненавистного ига Византии. И это не удивительно.

На протяжении целых двух столетий, предшествовавших битве при Ярмуке, византийские императоры пытались «вырвать с корнем» монофизитскую ересь в своих восточных провинциях. Прежде всего, в Сирии и Египте. Не останавливались и перед насилием. Древние хроники донесли скорбные картины братоубийственных событий. Вот свидетельство Иоанна Эфесского: «Во многих частях Антиохии, во всей Аравии и Палестине, во многих южных и северных городах и в пустыне анахоретов и даже до границ Персии и в прочих городах Востока население изгнано с мест жительства и рассеяно; тех, кого удавалось захватить, сажали в кандалы, и запирали в темницы, и подвергали всяческим наказаниям и мучениям. У всех церквей и монастырей, у городов и деревень с жадностью и жестокостью расхищено имущество. Ефрем, сын Аппиана из Амиды, обходя все земли и города опустошил малые и большие монастыри, поверг на землю и самое столпы, с которых согнал подвижников, других выгнанных варварской силой из затворов, мечом и бичами принуждал принять причащение...»

Ожесточение было столь велико, что даже наступление мусульман на Сирию не привело к прекращению репрессий. Михаил Сириец рассказывает о трагической судьбе монофизитского епископа Епифания. При приближении бедуинской конницы он бежал в Киликию. Там византийский военачальник Григорий потребовал, чтобы он признал Халкидонский Собор. Тот отказался и был казнен. Нашествие арабов на Византию было расценено сирийцами как наказание свыше за причиненные собратьям-христианам обиды. «Бог, видя злодеяния ромеев, которые повсюду, где они властвовали, жестоко грабили наши церкви и наши монастыри и нас осуждали без жалости, вызвал с Юга сынов Исмаила, чтобы спасти нас», – сообщает яковитский манускрипт.

Нанесенная под предлогом борьбы за истинную веру рана оказалась столь глубокой, что даже сейчас, когда я общался с коптскими монахами в Египте и сирийскими монофизитами, они готовы были готовы обсуждать любые темы. Кроме одной – объединения в какой бы то ни было форме с «халкидонитами». В итоге, слабые материально, оторванные от Вселенской Матери-Церкви яковиты не имеют ни сил, ни средств, чтобы отразить активный натиск католической пропаганды.

Численность национальной Церкви Сирии неуклонно уменьшается. Если в начале прошлого века общее количество сиро-яковитов определялось в 150 000 человек, то сейчас древнейшее течение в христианстве насчитывает здесь не более 80 000 верующих. Одна из причин этого – растущее влияние католицизма. Причем, как сообщил автору статьи архимандрит Александр (Елисов), представитель Патриарха Московского и вся Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, ему «не приходилось слышать ни об одном случае обращения сиро-яковитов в Православие. Каждая их этих Церквей живет компактной общиной, сохраняя свои традиции». Трагическое разделение двух Церквей-Сестер происшедшее еще в V веке сохраняется и по сей день. Поэтому даже храм пояса Богородицы - Умм Зуннар, разделен сейчас стеной на две части. Две Церкви владеют общехристианской святыней раздельно.

Дамаск-Хомс-Москва

Ссылки по теме
Форумы