Предстоятель совершил наречение и хиротонию архимандрита Панкратия во епископа Троицкого (комментарий в свете веры)

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

1 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Даниловом монастыре Москвы Чин наречения Панкратия (Жердева), игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, во епископа Троицкого, викария Московской епархии

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 20 апреля 2005 года, постановил: «Викарием Московской епархии с титулом Троицкий избрать архимандрита Панкратия (Жердева), игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Наречение и хиротонию архимандрита Панкратия во епископский сан совершить в Москве» (см. Журналы заседания Священного Синода от 20 апреля 2005 года, Журнал № 30).

Во исполнение этого постановления 1 июня 2005 года в крестовом храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Чин наречения архимандрита Панкратия (Жердева), игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, во епископа Троицкого, викария Московской епархии.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

При наречении архимандрит Панкратий обратился к Предстоятелю Церкви и его Преосвященным сослужителям со ставленническим словом.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Слово архимандрита Панкратия при наречении во епископа Троицкого, викария Московской епархии

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО,
МИЛОСТИВЫЙ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ И ОТЕЦ,
ВАШИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА И ПРЕОСВЯЩЕСТВА,
БОГОМУДРЫЕ АРХИПАСТЫРИ!

В сей великий и священный для меня день предстою пред вами и в вашем лице пред всею Церковью Христовой и Самим Господом нашим, чтобы принести исповедание мое и подобающий ответ дать на призвание мое к служению архиерейскому.

Этого призвания страшились и всячески уклонялись от него великие отцы, светильники Церкви Христовой, почитая себя недостойными вступить на путь святительского служения в образе Христа, Архиерея истинного, принесшего Себя Богу и Отцу на алтаре крестном жертву живу, непорочну. В час сей взываю по немощи человеческой «да мимоидет от мене Чаша сия», но «обаче не яко аз хощу, но якоже Ты, Боже», и, преклоняя главу под преподобными руками вашими, хочу, смирив себя, быть послушным Отцу Небесному даже до смерти (Фил.2,8), посему подаемый мне ныне Крест приемлю и ничтоже вопреки глаголю.

И да запечатлеет Дух Божий в сердце моем непостижимый Образ истинного Архиерея «преподобного, незлобивого, безскверного, отлученного от грешник и выше небес бывшаго». (Ев. 7,26), да будет всегда предо мною сей Образ Великого Архиерея - страждущего Бога и истинного Человека, да будет Он высшим критерием предстоящего мне служения и источником терпения и вдохновения во всех путях служения моего. И поскольку «несть раб болий Господа своего, ни посланник больше пославшего его», хочу сейчас настроиться не на почести, торжества, знаки любви и почитания, которыми благочестивый наш народ окружает носителей архиерейского сана, но по слову Христа: «Болий в вас, да будет яко мний и старей яко служай» (Лк. 22,26) желаю углубиться благодатью Божией в тайну служения Христова, в тайну жертвенной любви, открытой нам во Христе: «Больше сея любве никтоже имать да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15,13), да укрепит и меня благодать Божия отдать свою жизнь, свои силы, свой покой, чтобы жили другие, ибо «пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя» (Ин.10,14).

Пример такого самоотверженного, жертвенного служения Церкви и Отечеству явил нам великий святитель Русской Церкви митрополит Московский Алексий. Сего «апостольских догмат опасна хранителя, церкви Российския пастыря и учителя» я издавна благоговейно почитал и любил, и то что в этот день у раки его святых мощей совершится моя епископская хиротония, для меня является великим благословением и утешением.

Однако даже самые великие подвиги святых времен древних отделены от нас прошедшими столетиями и мы не можем воспринимать их так ярко и непосредственно, как подвиг, совершаемый на наших глазах.

Поэтому так важен для нас пример того самоотверженного служения, которое совершает наш Святейший Владыка и Отец и которое для служителей Церкви Христовой служит неизсякаемым источником вдохновения. Благодаря Первосвятительскому подвигу и великим трудам Его Святейшества, вопреки небывалому напору сил тьмы, на наших глазах происходят благодатные перемены в духовной жизни Отечества, лучшие представители современного общества возвращаются к Православию, в котором видят духовную основу возрождения России.

В наше время «собирания камней» восстановление и созидание монастырей и храмов, порушенных святынь становится одной из главных забот современного архипастыря и потому на него в наши дни иногда смотрят в первую очередь как на администратора, на внешнего смотрителя и благоукрасителя. Разумеется и эти качества ныне, когда Церковь наша восстает из пепла нужны. Однако еще нужнее истинные отцы, утешители, печальники, добрые пастыри.

Как говорил преподобный Серафим Саровский «у игумена, (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце». Должен он совмещать строгость соблюдения церковных правил с мягкостью сердечною, отзывчивостью и сострадательностью, чтобы теплота лучей Христовой любви согревала сердца людей. Мы видим, с какой жаждой приникают люди к чистому источнику церковного предания и мы должны облегчить им путь к Православию, раскрыть им красоту и глубину нашей веры.

Современные люди приходят в церковь, и в частности в нашу обитель, с такими глубокими душевными, духовными и часто телесными повреждениями, что мы должны подобно доброму самарянину лечить их прежде всего елеем милосердия и молитвы сострадательной и вином целительного слова ободрения и утешения и наставления. Но мы знаем, что стяжать милующее, сострадательное сердце можно только путем глубочайшего покаяния, многими молитвами, терпением и скорбями, через которые вселяется в нас смиренный и кроткий Дух Христов, который делает наше сердце милостивым, способным воистину плакать с плачущими, по слову преподобного Силуана Афонского: «На епископов ложатся скорби всей земли и души их влекутся любовью Божией и непрестанно молятся, чтобы испросить людям утешение в скорбях и мир всему миру. За их смирение и любовь, любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге, и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим... Епископам дана великая благодать Святаго Духа... Они, как орлы, восходят на высоту и оттуда зрят бесконечное пространство и разумом богословия пасут стадо Христово» (Слово XIII. О пастырях).

Услышав эти слова, как мне не устрашиться и не считать каким-то безумием, дерзким самомнением брать на себя крест такого служения, но вот воистину я верую от всего сердца и устами исповедую, что если столь великое событие совершается помимо моей воли, в духе послушания, смиренного повиновения воле Отца Небесного, подаваемой через Священноначалие, через отцов и наставников наших духовных, то благодать Божия, «немощныя врачующая», может восполнить многие недостатки, исправить возможные ошибки и все исправить, в конце концов, во спасение наше и спасение вверенных нам душ. Ибо Бог мне свидетель, что с первых шагов моей жизни в Церкви я никогда не помышлял ни о каких степенях священства, но душа моя стремилась к уединению и молитве, к совершению в безвестности монашеского подвига, к борьбе со страстями и очищению сердца. Но судьбы Божии «бездна многа» и воистину непостижимы пути Промысла Божия. Когда произнесены были мною у мощей преподобного аввы Сергия обеты монашеские, то вопреки моим чаяниям, по прошествии недолгого времени я был призван к священству и к несению весьма ответственных и нелегких послушаний сначала в Лавре, а затем, на протяжении уже 12 лет, на Валааме. Здесь, посильно трудясь с данными мне братиями, под мудрым руководством Вашего Святейшества над духовным и материальным возрождением столь значимой для нашей страны и для всего мира великой Валаамской обители, я на опыте познал, что Господь дает Свои дары не за самочинное подвижничество, каким благовидным оно не было бы, а за болезнь отречения своей воли, за принесение в жертву своих собственных святых желаний в смиренном подвиге послушания, которое смягчает и утончает сердце, и творит его способным воспринять и удержать благодать Божию. Потому в своем будущем служении желаю поставить в краеугольный камень послушание Богу, так чтобы заповеди Его стали законом всего бытия моего, послушание Церкви через неукоснительное исполнение ее священных канонов и правил, и основанное на них послушание Вашему Святейшеству и Священноначалию.

Апостол Павел повелевает нам: «Помните наставники ваши, иже глаголаша вам слово Божие», и мне хочется в сей час помянуть благодарным словом и принести дань смиренной любви всем, кто помогал мне в моем становлении на путь христианина, монаха и священнослужителя. В первую очередь приношу благодарность почившей матери моей монахине Сергии, давшей мне незабываемые уроки самоотверженной любви, благословившей меня на путь монашества. Благодарю духовно возрастившего меня старца, дорогого батюшку архимандрита Кирилла за любовь, за святые его молитвы, за преподанное ныне благословение и доброе напутствие на предстоящее мне служение.

Приношу сердечную благодарность Владыке Феогносту и братии родной Лавры Сергиевой, братии моей любимой обители Валаамской и прежде всего и больше всего нашему Святейшему Владыке и Отцу, который в течение вот уже стольких лет окружает меня своим благоволением, отеческой заботой, терпением и любовью, доверием и действенной поддержкой, без которых ничего из того, что сделано на Валааме за эти годы, не могло совершиться.

Поэтому оставление меня на Валааме, на месте освященном подвигами многих поколений отцов, в труды которых мы вошли и предстательством которых мы живем, где молитвами святых за прошедшие годы уже много сделано, и где милостью Божией преодолено немало искушений и разных напастей, оставление меня среди любимой и любящей братии моей монашеской с возможностью и дальше посвятить себя пастырскому служению и иноческому деланию является для меня великим благодеянием и источником новой радости и вдохновения, за которое приношу Вашему Святейшеству смиренное и теплое благодарение.

Теперь же смиренно прошу Ваше Святейшество и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне усердную молитву и благословить на предстоящий мне подвиг, чтобы даруемую мне ныне благодать мог я сохранять и возгревать, чтобы мог совершать служение мое Церкви и Отечеству неосужденно и непреткновенно, чтобы было оно Богу угодным, народу полезным и мне спасительным.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

1 июня, накануне праздника обретения мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

По окончании Всенощного бдения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх, в частности, подчеркнул, что святителя Алексия называют одним из духовных отцов Куликовского сражения и объединения Руси. За малолетством святого благоверного князя Димитрия Донского Предстоятель Церкви в течение ряда лет управлял государством и подготовил объединение русских княжеств вокруг Москвы.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Слово Святейшего Патриарха после совершения Всенощного бдение в канун праздника Обретения мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца

Дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех вас с днем Обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского.

Богоявленский кафедральный собор имеет великую святыню – честные мощи святителя Алексия, перед которыми мы молимся, обращаясь к этому великому светильнику Церкви Русской.

Святитель Алексий жил в трудное для Руси время. За малолетством святого благоверного князя Димитрия Донского он фактически управлял Русским государством в течение целого ряда лет. В истории он иногда называется отцом Куликовского сражения, потому что именно он воспитал и подготовил благоверного князя Димитрия Донского к Куликовскому сражению. Тогда было положено начало единой Руси: разрозненные удельные русские княжества стали объединяться вокруг Москвы.

Своими молитвами святитель Алексий укреплял наших соотечественников в то непростое время. Но и сегодня, когда мы прибегаем к его молитвенному предстательству, он слышит наши молитвы и является молитвенником сильным пред Господом Богом. Мы счастливы, что на нашем жизненном пути у нас есть такие молитвенники и предстатели, как святой Алексий, которые укрепляют нас, испрашивают для нас у Господа силы и мужество совершать наш жизненный путь, нести наш жизненный крест.

Сегодняшний праздник – сугубый праздник для столицы России, потому что святитель Алексий был Первосвятителем Московским. И мы верим, что как тогда, в XIV веке, так и сейчас его молитвы сопутствуют и помогают нам.

С праздником всех вас! Да хранит вас всех Господь по молитвам святителя Алексия Митрополита.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

2 июня, в день памяти св. Алексия Митрополита, Московского и всея России Чудотворца, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. За Божественной литургией Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева), наместника Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, во епископа Троицкого, викария Московской епархии.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Его Святейшеству сослужили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

На богослужении присутствовали Глава республики Карелия С.Л.Катанандов, заместитель председателя Комитета по делам СНГ Совета Федерации ФС РФ В.Н.Степанов, заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия В.Д.Бойнич, судья Конституционного Суда РФ М.В.Баглай, советник Председателя Государственной Думы ФС РФ, учредитель НФ «Связь поколений», председатель благотворительного общества «Друзья Валаама» А.И.Котелкин, руководитель некоммерческого фонда «Связь поколений» С.В.Машин.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий напутствовал новохиротонисанного епископа Троицкого Панкратия на архиерейское служение и вручил ему архипастырский жезл.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Троицкому Панкратию в Богоявленском кафедральном соборе г.Москвы

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Преосвященный епископ Панкратий! Приветствую и с любовью поздравляю тебя с принятием благодати архиерейства. Думаю, ты знаешь о бремени той ответственности, которая ныне на тебя возлагается. Прими свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием, как волю Божию, ибо, как говорит святой апостол «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере» (1 Тим. 3, 13).

Твердо верь в то, что вседетельная благодать Святого Духа через возложение святительских рук укрепит тебя на новое служение Церкви Божией, помогая ходить достойно звания, в которое ты призван (Еф. 4,1).

Чаще вспоминай слова пастырских посланий святого апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив…, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9).

В сослужении Богу и людям все делай с любовью, ибо, по словам апостола Павла «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 1-7).

Мы живем в непростое время. Яростные атаки на благотворительные начала веры не проходят бесследно. Многие недугуют слепотой, многие погружены в сумрак неведения путей Божиих. Оттого человеческие души обуревают опасности, служа причиной разделения и вражды, оттого людям дано узнать многие скорби и неведомые ранее испытания.

Мы призваны жизнью своей напоминать о присутствии Христовым в мире, мы должны оказаться способными открыть славу Божию людям: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16). Когда жизнь приносит нам испытания, мы должны показать миру, как христиане могут жить, и как могут переносить трудности.

Подвиг исповедничества веры православной ожидает от тебя, как каждого призванного к архипастырскому служению. Утверждай веру, укрепляй благочестие, возвещай истину, воспитывай в пастве преданность Святой Церкви и деятельную, созидательную любовь к Отечеству.

Большим утешением для тебя пусть является то, что на высоту епископского служения ты призван из дорогого моему сердцу Валаамского Преображенского мужского монастыря.

Впервые на Валаам я вступил еще в раннем детстве вместе со своими родителями. Обитель произвела на меня неизгладимое впечатление. Как радостно было насыщаться от сладостной трапезы бесед со старцами Валаама, исполненными глубокой мудрости, огромного жизненного опыта и высокого духовного авторитета. Я не раз говорил, что мои первые посещения Валаамского монастыря во многом определили мой жизненный пусть служения Христовой Церкви от первого прихода до Всероссийского Патриаршего Престола.

За пятнадцать лет патриаршества я много раз бывал на Валааме. Я видел как постепенно, словно птица феникс, возрождалась святая обитель, как возвращалось ее былое благолепие и духовное значение для России. Должен сказать, что в этом твоя, Преосвященный епископ Панкратий, большая заслуга. Еще очень много предстоит сделать из намеченного, ибо тебе поручается и далее нести высокое и ответственное послушание игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.

Нас не могут не радовать те изменения, которые происходят на Валааме за 12 лет твоего игуменства. Восстанавливается то, что было разрушено, вновь возрождаются скиты обители, как места подвигов, завершается реставрация величественного Спасо-Преображенского собора. Много сделано для духовного возрождения Обители и этому возрождению следует уделять особое внимание, чтобы братства Обители укреплялись духовно и были бы носителями духовной силы, как приснопамятные насельники Обители первой половины ХХ века, как схиигумен Иоанн, иеросхимонах Ефрем, схимонах Николай, монах Иувиан и многие другие подвижники, в смирении совершавшие свой подвиг и открытые для мира, паломникам которого они передавали свой богатый духовный опыт и служили примером глубокой веры и любви Христовой.

Будь тверд, непоколебим, всегда преуспевай в деле Господнем, зная, что труд твой не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58).

Долгое время твоя жизнь была тесно связана с Лаврой преподобного Сергия. Для тебя это было время духовного возрастания и обретения радости, ощущаемой только иноками. Верь, что великий авва Сергий не лишит тебя своего предстательства и помощи в предстоящем тебе служении.

На путях твоего епископского делания да вдохновляет тебя сознание о том, что хиротония твоя совершена в Богоявленском кафедральном соборе, столь богатом святынями и воспоминаниями о радостных и горестных событиях недавнего прошлого и о тех молитвах, которые возносились здесь первоиерерхами нашей Церкви вместе с московской паствой.

Хочу обратить внимание и на значение дня твоей хиротонии. Он совпал с празднованием памяти богомудрого чудотворца, святителя Московского Алексия, первопрестольника Российского. Мы верим, что в твоей хиротонии принимали участие не только святители нашей земной Церкви, но своим предстательством пред Престолом Божиим и молитвой о тебе участвовал и святитель Алексий.

Мощи зде почивающего великого архипастыря Церкви да источают благословение на твое епископское делание.

В знамение твоего служения в епископском сане тебе вручается этот жезл, который да будет тебе опорой в препобеждении трудностей архипастырского подвига.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы