Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития (комментарий в зеркале СМИ)

У Варлаама Керетского
У Варлаама Керетского

Кольский Отелло

А. Жданов

1. Спасавший на море

«Святому Варлаамию молится поморский народ о погоде и об удалении всех опасностей морского пути» (из книги Сергея Максимова «Год на Севере»)

Ничто, никто не напоминает ныне у нас на Севере о преподобном Варлааме Керетском, о чудотворце, которого почитали в Поморье, а также в Российской Лапландии и Карии.

На русском Севере столетиями жила память о святом Варлаамии. В преданиях, легендах, в устных рассказах. О Божьем угоднике была сложена житийная повесть, как и о других русских святых. И все же никто не помнит Варлаама Керетского в тех землях, где именно к этому святому обращались с молитвою о помощи, с мольбой о спасении в тяжелый час.

Наши достославные предки на Севере России верили, что святой Варлаамий, получив от Бога дар чудотворения, помогал и спасал. Северные мореходы, обретшие спасение, рассказывали, что святолепный старец являлся к ним в своей ладье, в те минуты грозной бури, когда никто на судне не мог бороться с ударами волн и ветра, потеряв последние силы, когда смерть уже смотрела им в лицо. Он спасал своим дивным спокойствием, своим чудодейственным словом.

– Не полошитеся!– взывал к страждущим старец, от которого исходило сияние. – Не плошитеся, промышляйте, промышляйте о своем спасении! Бог вам поможет!

И Бог помогал. Свершалось новое чудо. И тогда монахи или иные грамотные люди записывали, где, в каком месте Белого моря и какое бедствие терпели поморы. Одни блуждали в тумане, другие замерзали, голодные и холодные, во льдах, третьи прощались с жизнью в своей ладье, разбитой бурей и захлестываемой ледяной водой.

Конечно, мужественные поморы помогали себе сами, их спасали необычное упорство, храбрость, воля к жизни. Можно сказать и так, и это будет верно. Но ведь и душевные, и телесные силы пробуждала и умножала молитва, вера в Христа, в святых угодников Божьих.

Угодник Божий Варлаамий Керетский, старец и подвижник, священник и мореплаватель, ходил в Баренцевом и Белом море, от Колы и до Керети, вокруг Терского Наволока, как назывался тогда Кольский полуостров.

Святой Варлаамий выплывал из тумана, изо льдов, из сумятицы страшной бури словно «летучий голландец» или, точнее сказать, словно ангел Божий. Его помнили, его чтили, ему поклонялись. Подвиг Варлаамия Керетского, писал доктор наук филолог Л.Дмитриев, – «это тяжкий, повседневный труд на море».

При всем уважении к ученому отважусь заметить, что «труд на море» – лишь часть поразительного подвига северорусского святого, притом не самая главная. Тяжко трудились на северных морях многие, а святого почитания удостоился лишь один удивительный мореход. Варлаамий Керетский – страдалец, познавший великое горе и неутешную любовь к своей жене, молодой женщине несказанной красы, которую он убил из ревности; оскорбленный муж, падший священнослужитель, глубоко несчастный человек, наказавший себя великими испытаниями на море, а затем суровым пустынным подвигом; великий мученик, морской скиталец, а потом и лесной затворник, замоливший страшный грех страданиями, муками, трудами, служением Богу и ближним своим, живший в покаянии, заслуживший искупление, возведенный в святые.

Личностью мифической, легендарной предстает перед нами Варлаамий Керетский. Однако те реалии, которые находим мы, говорят, что это был один из наших предшественников, наш земляк (позволим себе такое выражение, вложив в него первоначальный высокий смысл); колянин, который ступал по тем же крутым тропам, по которым ходим мы; опускал тяжелые весла в упругую воду Кольской губы, отворял тугой парус под свежим северным ветром.

И так важно узнать сегодня о его трагической и высокой судьбе, прочитать историю его падения и просветления, и возвышения до святости. Целые пласты народной жизни были вырублены из русской истории, из памяти последних поколений. Целые поколения были отсечены от своих корней. Один из печальных признаков небрежения историей в наших северных краях – то, что ни в нашей Мурманской области, ни в соседней Карелии не увидишь ни иконы преподобного Варлаамия в церкви, ни экспоната в краеведческом музее, рассказывающего о святом.

...«Повесть о священнике Варлааме, который жил в Коле» высоко оценил замечательный ученый и знаток русской души Василий Ключевский. «Для истории нравственной жизни древнерусского общества, – писал историк, – любопытна повесть о священнике Варлааме, который жил в Коле при царе Иване Васильевиче».

В наши дни былину о Варлааме Керетском опубликовал в сборнике древнерусской литературы сам академик Дмитрий Лихачев. К сожалению, издание это есть не в каждом книгохранилище. Но зато в любой библиотеке найдется книга великого мастера слова Бориса Шергина. И в каждом шергинском сборнике сверкает драгоценным камнем «Старина о Варлааме Керетском». Можно попросить в библиотеке или выписать по межбиблиотечному коллектору монографию доктора филологических наук Л.А.Дмитриева «Житейные повести Русского Севера, как памятники литературы XIII – XVII вв.»

В книгах, выпущенных в Мурманске или в Петрозаводске, рассказывающих об истории края, очень трудно разыскать сведения о Варлаамии Керетском. Словно и не было у нас такой, что называется, исторической фигуры. В лучшем случае в местных книгах можно наткнутся на несколько строк, на пару абзацев. Обнадеживающее исключение – работы И.Ф.Ушакова.

2. Покаяние

«Согрешихо, Господи, согряшихо, Боже Милостиве, помилуй мя падшего» – «Стихи покаянные» из книги «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века»

«...он был, как известно, кольский священник, убил свою жену и с трупом ее поплыл из родины океаном. У Святого Носа заклял он каких-то вредных червей, которые протачивали судна, ходившие мимо, и остановился выше Керети, в лесу, на озере. Часто приходившие сюда ягодницы, с мирскими песнями, заставили его уйти дальше в глубь карельских болот, верст за 20; там он и умер. Тело его принесено в Кереть неизвестным человеком, и то место где оно было погребено, означено (и доныне сохранившемся) деревянным крестом, близ алтаря». Это – из книги Сергея Максимова «Год на Севере».

Замечательный писатель рассказал о Варлаамии Керетском несколько приземлено и упрощенно. Но, может быть, я ошибаюсь? В любом случае, контрастом к этому сухому сообщению, становится поморское предание. Его мы прочтем в книге несравненного Бориса Шерегина, певца русского Севера:

– Иерею Варлаамие, Где твоя молодая жена?
– Она ушла в гости к татеньке, ко родителю – маменьке
– Нет, иерею Варлаамие, твоя жена за гульбой ушла.

Но вот совершилась трагедия. Убита молодая жена иереева.
Поп Варлаамий во гроб госпожу как к венцу снаряжал, космы пьяные ей на челе сплетал:
– Спи, жена иереева, спи, краса несказанная!

Взвалив гроб-колоду на плечо, Варлаамий идет к лодейным причалам, к морю... С той поры, говорит легенда, век прошел за веком. Варлаамий сидит у руля и не спускает глаз с лика жены, красота которой не померкла. Века проходят за веками, но:

Не устал Варлаамий у руля сидеть. Не уснул Варлаамий колыбельну петь:
– Спи, жена иереева, Спи, краса несказанная!

...Борис Шерегин заканчивает старину таким примечанием: Когда весною к тому или другому берегу Белового моря наносило туман, старики говорили: «Варлаамьева ладья подошла». Но все это издано в Москве или Ленинграде. Отец мой, бывший в Северной Норвегии, говорил, что когда с Мурманского берега навалит туман к Варде и Варзе, рыбаки-норвежцы шутят «Русский поп жену привез».

Сегодня память о Варлаамии Керетском едва теплится, но все-таки не угасает совсем в Поморье и на Кольской земле. В селе Кереть, которое находилось на самом севере Карелии, в десятке километров от южной границы нашей области, долгое время жили отголоски преданий о Варлааме. В 1959 г. здесь побывали ученые института русской литературы из Пушкинского дома.

Участник экспедиции, уже упоминавшийся ученый Л.А.Дмитриев пишет в книге «Житийные повести Русского Севера, как памятники литературы XIII-XVII в.в.», изданной в Ленинграде в 1973 г.: «Устные предания о Варлааме Керетском сохранились до наших дней, и в них тяжкий грех Варлаама находит жизненно убедительное объяснение: Варлаам убил жену из ревности».

В слышанном нами в 1959 г. во время археографической экспедиции в Кереть от жительницы Керети рассказе о Варлааме это объясняется так. Однажды, когда Варлаам был в церкви, в его дом пришла нищая старушка, когда Варлаам возвращался из церкви домой, эта старушка попалась ему на встречу. Она сказала ему, что его жена подала ей милостыню и просила за это не проговориться, что она застала у нее любовника. Разгневанный Варлаам бросился домой и убил жену.

Правдоподобно ли сказанное? Могла ли нищенка увидеть любовника, который прятался у попадьи? Ведь убогих не пускали в богатые дома за порог, милостыню им выносили за ворота. Да и можно ли предположить, что священник, пастырь из-за обычной ревности сразу же совершил невероятный для духовного лица поступок? Вряд ли. Тут было какое-то страшное потрясение. Но ученый об этом не пишет.

А вот у Бориса Шергина в его поморской старине мы видим и огромную, до помрачения разума, любовь Варлаама к красавице-жене, и коварство его молодой супруги, и ее прямое надругательство над высокими чувствами мужа. В записи, что сделал Дмитриев в Керети в 1969 г., можно увидеть лишь падение наших нравов, когда в нынешнем объяснении все сводится на самый низкий, даже низменный уровень.

Почитаем же строки жития, мы увидим, во-первых, события в нем предстанут иначе, чем в поморской старине. Во-вторых, услышим голос предков, наш старинный язык, полный красоты и величия. Перед нами сборник «Памятники русской литературы X-XII в.» изданный под редакцией Д.С.Лихачева. Глава «Жизнь и чудеса преподобного Варлаама, Керетского чудотворца».

«Преподобный отец Варлаам в лета те царя и великого князя Иоанна Васильевича Всея Руси самодержца. Рождение и воспитание име в Керетской волости, на море окияне. Научен же бысть книгам, и Божим судом поставлен бысть презвитером в Кольском граде в церкви Николы чудотворца. Видев то диавол простер сеть во уловление праведного, яко же древле на Адама, влобив бо его во убийство супружницы его...

И бе видели праведность труды единого по морю в карбасе ездяща с мертвым телом от Колы около Святого Носа даже и до Керети. И не яко же протчим человецы ожидаху парусного плавания, но он плававше против зельного обуревания и весла из рук своих не выпущаще...»

Иначе говоря, удивительный мореход ходил по морю на веслах в штормовую погоду. День за днем он молил Бога со слезами об отпущении греха. Получив прощение, он стал творить молитвы об избавлении мореходов от бедствий, поджидавших их у Святого Носа, где водилось множество червей морских «уже творяху многи пакости над лодями».

Бог услышал святого и путь мореходам около Святого Носа сотворил чист и до ныне. «И понеже преподобный ... оставляет мир и бывает инок, и в пустыне вселився, и Божьею помощью бесовские полки победив, с миром ко Господу отиде в Чупской губе». Тело Божьего угодника «перенесено быть в Кереть и погребено близ церкви святого великомученика Георгия с восточной стороны за алтарем».

Шли годы, десятилетия. Народ не переставал чтить Варлаамия, со временем его канонизировала Церковь. Произошло, как это раньше называлось, «обретение мощей». В старинной книге профессора Е.Голубинского «Канонизация святых Русской Православной Церкви» можно прочитать, что Варлаамий был похоронен в кережке, в маленькой лодочке, употреблявшейся для езды на оленях по снегу. Святые мощи были перенесены в церковь и оберегались здесь «под спудом», под могильной плитой.

В житии преподобного Варлаамия Керетского содержится описание совершенных им чудес. Начинаются они с истории, поведанной в конце XVII века Петром Буториным. Карбас, на котором промышлял он с отцом, попал в сильную бурю. Суденышко захлестывали огромные валы. В это время рыбаки увидели в своем судне старца «седа бородою». Карбас сразу отнесло в тихое место. «Обретеся судно наше в отишии за каргою. И езда избави нас от потопления, и речи нам: "Потонуть было вам, аще бы не аз, Варлаам ис Керети"».

Далее в «Житии» мы видим подзаголовок «Ино чудо». В том разделе рассказывается, что «правил в Кольском остроге воеводскую власть Гурий Иванов, сын Волынцев. Бысть же ему черная болезнь. И недоумевающеся, како бы ему болезнь тоя избыти. И явился ему святый в той болезни, во образе иноческом, глаголе: "Не скорби, человече, избавит тя Бог от тоя болезни"».

Воевода Волынцев – лицо историческое, о нем можно прочитать в книге И.Ушакова «Кольская старина». В главе «Кольский крест» автор рассказывает, что это самый древний памятник в Мурманской области, установленный в 1635 году: «По рассказу помора П.В.Буторина, записанному в 1664 г., крест с сенью (покрытием) ставил Кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за исцеление от тяжелого недуга».

Одно из северных преданий гласит, что знаменитый поклонный крест в Коле ставил сам Варлаамий Керетский. Сегодня этот памятник находится в Коле, в музее поморского быта. Но почему-то пояснительная подпись под этой реликвией ни словом не говорит о человеке, упоминавшимся виднейшими историками, о святом, в честь которого был поставлен крест.

А как уместны были бы здесь, в музее, слова академика Василия Ключевского из его книги «Древние русские жития святых как исторический источник» о том, что Варлаамий Керетский «наказал себя за убийство жены тем, что с трупом ездил на лодке, не выпуская весла из рук, по океану мимо Святого Носа "дондеже мертвое тело тлению предастся", и потом подвизался иноком в пустыне около Керети».

3. К нему обращались с молитвою

«Любовь есть всему утверждение и корень»

Перелистывая книги о прошлом русского Севера, изданные в давние времена, встречаешь имя Варлаамия Керетского. О нем сложены предания, которые назывались в поморье «старины». Его именем называли суда. Двести лет назад, в 1792 году, газета «Архангельские губернские новости» сообщила о том, что в Северном море у берегов Норвегии потерпел крушение парусник «Святой Варлаамий».

...Сто лет назад в Москве вышла книга В.Н.Харузиной «На Севере: путевые воспоминания». Она писала, что в Коле местными жителями почитаются две святыни – древняя икона Святой Троицы и старинный крест. По кольскому преданию, – рассказывается в книге, – он был поставлен собственноручно Варлаамием Керетским, святым, очень почитаемым на всем Севере. Заметим: «Очень почитаемым...»

Историк церкви П.В.Знаменский опубликовал «Повесть о преподобном Варлааме Керетском». Он напечатал один из семи известных рукописных вариантов жития прп. Варлаамия. Ученый сопроводил публикацию комментарием и вступительной заметкой: «Преподобный Варлаамий один из самых уважаемых на Севере среди поморских промышленников Терского и Мурманского берега Студеного моря. К нему обращались с молитвою при всех опасностях, особенно при плавании вдоль Терского берега и среди страшных сувоев у Святого Носа».

Подтверждением всероссийской известности святого Варлаамия может служить и лаконичная справочная статья о нем в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. В Советское время древнерусские произведения о Божьем угоднике из Керети изучал известный литературовед Л.А.Дмитриев. Он отметил, что большую популярность житий о.Варламия на Севере подтверждает внешний вид рукописей: Все они зачитаны «до дыр». Представляют они собой небольшие книжицы или же тетради дешевой, грубой бумаги.

Ученый считает, что авторами этих произведений нашей древней поморской литературы были не священники, не монахи, а простые рыбаки. Об этом говорит «отличное знание местной топографии, точное и привычное употребление мореходной терминологии (диалектного характера)». Есть исторические свидетельства, говорившие о глубоком почитании нашими предками святых, принявших страдания, совершивших великие труды и подвиги на северной земле.

Вот запись живой речи помора, сделанная 150 лет назад: «Прости, крещеная душа, гостенек дорогой! Пошли тебе Никола Угодник да Варлаамий Керетский счастливое плавание! Едеши ты в сторону дальнюю – всякого горя напринимаешься. Вживе бы тебе, заезжему человеку, вернуться назад и нас бы порадовать. Мы тебя в своих грешных молитвах не забудем. Смотри – неладное что в тебе: поветерья, что ли, долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко – молитву свою Варлаамию Керетскому посылай. Затем он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную воспринял, молись ты ему – пособляет».

В описи книгохранилища Соловецкого монастыря, составленной в 1657 году, 333 года назад, есть запись: «Два канона новым святым Трифону Печенгскому и Варлаамию Керетскому». Показательно, что ученый монах не определил местночтимого святого и того, что был канонирован Православной Церковью. Триста лет назад оба Божьих угодника воспринимались на русском Севере просто как новые святые.

...Рассказывая о Варлаамии Керетском, творя молитву ему, наши предки чувствовали и силу его любви, и глубину его горя, ценили раскаяние, возвышали искупление грехов через страдания, труды и подвиги.

(По материалам Библиотеки Якова Кротова)

Форумы