Православная мода: возможно ли? (Телепрограмма, 15.01.05) (комментарий в свете веры)

Фото Георгия Розова
Фото Георгия Розова

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 15.01.05)

На вопросы зрителей телепередачи «Православная энциклопедия» отвечает священник Алексий Уминский

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы поговорим о том, какими мы приходим в храм, как мы выглядим.

Одежда играет огромную роль в церковной жизни. Облачения священников наполнены древними символами. Мы расскажем вам об их значении. А еще поговорим о том, как нужно одеваться, идя в храм. Что для верующего человека допустимо в одежде, а что нет? Сегодня мы встретимся с членом Союза художников, знатоком церковной и светской одежды Тамарой Николаевной Соколиной. Ждем ваших звонков в студию с вопросами и мнениями.

Меняются времена, меняется стиль одежды, а традиции Церкви остаются прежними. Как вы считаете, нужно ли Церкви изменить отношение к одежде людей, приходящих в храм? Звоните, оставляйте ответ – да или нет. В конце передачи мы подведем итоги интерактивного опроса.

Одним из главных событий наступившего года станет юбилей Казани. Этому древнему городу исполняется 1000 лет, и в Казанской епархии уже готовятся к празднику.

Казанский Богородицкий монастырь. Открытка 1910-е гг.
Казанский Богородицкий монастырь. Открытка 1910-е гг.

Сюжет: Место обретения чудотворной иконы

По церковному преданию, именно на этом месте 425 лет назад был обретен чудотворный Казанский образ Божией Матери. Раньше к этому святому месту приезжали цари, здесь шли постоянные богослужения, и пахло ладаном. А сегодня тут пахнет табаком: вокруг места явления иконы Богородицы расположились корпуса табачной фабрики.

Но уже к лету этого года здесь все должно измениться. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение властям Татарстана и Казани на воссоздание древнего Богородицкого монастыря, в котором многие века хранился чудотворный образ – одна из главных святынь Русской Православной Церкви.

Проект восстановления Богородицкого монастыря уже готов. Как предполагают, главным местом паломничества станет подземный храм на месте обретения чудотворной иконы.

Гульчича Нугманова, ведущий специалист сектора реставрации Казгражданпроект: – Мы предлагаем возродить пещерный храм, который был здесь с 1913 года. Он был устроен по желанию великой княгини Елизаветы Федоровны в год празднования 300-летия дома Романовых.

Ожидается, что к 1000-летнему юбилею города сюда привезут почитаемый список Казанской иконы Божьей Матери, который недавно был возвращен в Россию из Ватикана.

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий
Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий: – Попробуйте представить себе Сергиев Посад без Лавры, это был бы захудалый провинциальный городок. И так – любой город, он славен своими корнями, духовными центрами. В Казани есть на что посмотреть, а если еще будет воссоздан и такой оазис духовной красоты, как Богородичный монастырь, то, думаю, он будет привлекателен для многих.

Сейчас основные силы брошены не реставрацию Крестовоздвиженского собора, где и будет временно, до постройки подземного храма, храниться список чудотворной иконы. Для «дорогой гостьи» тут уже готовят почетное и надежно защищенное место.

Дмитрий Хафизов, историк, советник мэра Казани по вопросам истории и культуры: – Вот здесь у нас будет храниться икона, здесь будет стоять сейф. В этом месте до революции была ризница, хранились другие ценности, и функционально это место сохранится и сегодня.

Мэр Казани (кстати, мусульманин по вероисповеданию) любит вспоминать, что до революции Казанской иконе Богоматери поклонялись и православные, и мусульмане. Сегодня Камиль Исхаков возлагает большие надежды не только на духовное возрождение столицы Татарстана, но и на ее экономическое процветание после возвращения списка легендарной иконы и восстановления Богородичного монастыря.

Камиль Исхаков, мэр г. Казани: – Мне намного важнее, чем рубли, состояние общества. У нас очень много смешанных браков, смешанных семей, дружеских отношений, ведь население Казани практически пополам делится на мусульман и христиан. Поэтому их толерантное сосуществование намного дороже, чем какие-то деньги.

Казанская епархия уже готовится стать одним из крупнейших центров православного паломничества в России.

(Автор – Александр Мостославский)

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – На этой неделе, 12 января, мы отмечали день памяти Московского митрополита св. Макария. Он жил в середине XVI века, во времена Ивана Грозного, и был духовным писателем и собирателем древних книг. Именно по благословению митрополита Макария на Руси началось великое дело книгопечатания: диакон Иван Федоров выпустил первую печатную книгу «Апостол». В год тысячелетия Крещения Руси митрополит Макарий был причислен к лику святых и теперь считается покровителем просвещения и книгопечатания.

Сюжет: Выставка в музее им. Андрея Рублева

Сразу несколько произведений древнерусского искусства из новгородской мастерской будущего митрополита св. Макария представлены на выставке новых поступлений музея имени Андрея Рублева. У каждого раритета своя интересная история: образ Евангелиста Марка был создан в начале XVI века, а три столетия спустя был вырезан из книги и наклеен на доску. В этой же владычной мастерской была написана икона «Одигитрия», список знаменитого «Корсунского» образа из Софийского собора. В музей им. Рублева икона попала через таможню: древний образ в мешке пытались вывезти за рубеж.

Татьяна Нечаева, зав. научно-фондовым отделом музея имени Андрея Рублева: – Краски более позднего времени на иконе были тусклые, маловыразительные. Мы ее очистили, и после работы, проведенной в музее, образ предстал перед нами в своей первоначальной красоте.

Самая большая древность здесь – образок «Богоматерь с Младенцем» начала ХII века, неизвестного грузинского мастера. Другой редкий иконописный сюжет – образ вологодских святых Евфимия и Харитона Сянжемских, основателей Покровского монастыря на реке Сянжеме.

Фонды музея имени Андрея Рублева пополняются постоянно. Иконы и фрески, рукописные и старопечатные книги, наперсные и напрестольные кресты, деревянная скульптура – два зала вместили только самое ценное из поступлений последнего десятилетия.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Пожалуй, самую древнюю одежду в нашей Церкви носят священнослужители. Облачения наполнены множеством символов. Вопрос викторины сегодня такой: Назовите символы, которые находятся на мантиях митрополитов и патриархов. Ответы, пожалуйста, присылайте на пейджер. Первый, кто пришлет правильный ответ, получит приз – том «Православной энциклопедии».

А чтобы подробнее рассказать вам о церковных облачениях, мы обратились в Московскую Духовную академию, в Церковно-археологический кабинет, где хранится уникальная коллекция древних облачений.

Сюжет: Церковные облачения

Русская Православная Церковь восприняла традиции церковных облачений 1000 лет назад от Византии. И с тех пор, несмотря ни на какие ветры перемен и капризы моды, эта одежда почти не изменилась. У каждого священнослужителя есть два рода облачений. В повседневной жизни носят рясу и подрясник, обычно четного цвета. А в храме надевают особое, богослужебное облачение.

Самая простая – одежда дьякона. Это – стихарь. На правую и левую руку – то есть на десницу и шуйцу – надевают поручи. Они символизируют собой узы Спасителя, идущего на суд. Широкая лента через плечо дьякона – это орарь.

Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий Церковно-археологическим кабинетом МДА: – Когда дьякон поднимает руку вверх и возглашает молитву, то он призывает таким образом всех молящихся к молитве: «Господи, помилуй». И отсюда название: орарь, «оро» – значит «молитва» (греч.).

Когда диакона рукополагают во священники, орарь превращается в епитрахиль. Без неё богослужения совершать нельзя. Она – знак особой благодати, и в то же время – символ тяжелого ярма служения. Сверх всех одежд священник надевает фелонь.

Протодиакон Игорь Михайлов: – Мы можем заметить, что некоторые фелони сейчас имеют спереди вырез, для удобства. Раньше этого выреза не было, фелонь покрывала полностью тело священника, что символизировало смирение, – это образ хламиды, в которую был облачен Христос перед распятием.

Самая ценная часть коллекции Церковно-археологического кабинета – подлинные облачения Митрополитов и Патриархов Русской Церкви.

Эти саккосы были сделаны ровно сто лет назад для будущего Патриарха Тихона. А совсем недавно музею подарили вещи митрополита Питирима (Нечаева).

Лента на плечах архиерея называется омофор. Он напоминает о заблудшей овце, которую Христос, спасая, взял на свои плечи. Набедренник – это символический меч для борьбы со злом.

Оказывается, что соблюдение древних канонов вполне может сочетаться с фантазией в украшениях. Одеяния, расшитые цветами, обычно дарили митрополитам и патриархам их любящие прихожане и почитатели.

Протодиакон Игорь Михайлов: – Святой праведный Иоанн Кронштадский часто говорил, что священник – это лицо Бога, поэтому он должен быть всегда опрятным, всегда аккуратным, и его одежда не должна соблазнять тех людей, которые к нему приходят за Словом Божиим.

В уникальном собрании Церковно-археологического кабинета находятся вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Среди них – куколь, на котором изображаются Серафим и четыре святителя. Уникальная вещь, поэтому я позволю себе показать ее вам поближе. Венчает куколь Патриарший крест.

Традиция пошива церковных облачений была практически прервана в советское время. И только сейчас при монастырях и храмах начинают открываться пошивочные мастерские.

Мастерицы:

– Мы можем менять ткань, мы можем что-то украшать, внедрять какие-то вышивки, но основной крой мы всеми силами стараемся сохранить; это то, что нам досталось из дореволюционного наследия.

– Это духовные вещи, действительно они отличаются от мирских. Каждый раз они получаются по-новому. Капельку души вкладываешь в каждую вещь. И приятно, когда приходит брат и говорит: одел подрясник и как будто для него родился…

Фото Георгия Розова
Фото Георгия Розова

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Напоминаю вам о нашем интерактивном опросе. Нужно ли в Церкви изменить отношение к одежде людей, приходящих в храм? Звоните, оставляйте свои голоса. А вот что об этом думают священники и прихожане.

Сюжет: Одежда в храме

По традиции Русской Церкви, мужчины в храме снимают головные уборы – в знак смирения перед Богом. Женщины, наоборот, покрывают голову косынкой или платком. Этот обычай берет свое начало из Священного Писания – из наставлений св. апостола Павла. Внешний вид и одежда молящихся должны быть неброскими и опрятными. Главное, одежда не должна отвлекать от молитвы и смущать окружающих.

Прот. Максим Козлов
Прот. Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ им.М.В.Ломоносова: – Это вопрос личной свободы и ответственности человека перед Богом, который не нужно выводить на уровень дисциплины, подобной армейской.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Девушка, когда одевается в храм, должна, прежде всего, для себя решить: она одевается для того, чтобы себя показать, как она красива, чтобы привлечь к себе внимание молодых людей, или это – просто благочестивая спокойная одежда, которая не отвлекает других от молитвы.

Одежда ни в коем случае не должна становиться препятствием на пути человека к Богу. Увы. бывают случаи, когда человека, может быть и неподобающе одетого, в храме грубо одергивают или даже выгоняют.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Почему, скажите, нельзя первый раз в храм войти девушке в брюках? У меня подруга зашла в брюках впервые – на нее накинулись, и она сказала, что в храм больше никогда не войдет.

Протоиерей Максим Козлов: – Если ты видишь, может быть и не новопришедшего человека, в храме, который пока всем необходимым критериям вполне не удовлетворяет, запрети себе раз и навсегда делать этому человеку замечания, особенно в состоянии внутренней немирности по отношению к нему.

В отношении новопришедших Святейший Патриарх Алексий однозначно сказал, выступая на недавнем Епархиальном собрании московского духовенства, что если сейчас выгонять всех женщин, которые перешагнут порог храма в брюках, то можно остаться без прихожанок.

Вся наша жизнь, безусловно, накладывает свой отпечаток и на одежду современных прихожанок. Наталья, студентка Медицинского университета, зашла на службу в перерыве между учебой и работой.

Наталья Шиповская, студентка Медицинского университета: – Конечно, я специально перед дежурством не одеваю длинную юбку, тем более, часто бывает, что после этого приходится идти в институт, и это совершенно неудобно. Поэтому одежда у меня обычная, повседневная – джинсы, курточки.

Черные, непомерных размеров, до пола, длинные облачения, – вовсе не есть обязательный атрибут женского костюма в приходском храме. Некоторые почему-то думают, что вызывающе мрачный вид – свидетельство внутреннего благочестия.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Почему черный цвет, я не очень понимаю, если ты не монашествующий. Воскресение – это малая Пасха, почему бы не одеться так, чтобы на тебя было приятно смотреть? Ведь своим видом ты показываешь и свою веру!

Сам Спаситель предупреждал учеников беречься «закваски фарисейской». Поэтому главный критерий в выборе одежды для посещения храма следующий:

Протоиерей Максим Козлов: – Не соблазни! Не соблазни своим внешним видом, и шире – своим поведением.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня на эту же тему мы поговорим с художником, которая шьет не только современную и модную одежду, но и восстанавливает по древним образцам церковное облачение.

Тамара Соколина

Тамара Соколина – член Союза художников России и Союза художников и графиков международной федерации ЮНЕСКО. Занимается ручной вышивкой, росписью по шелку, создает церковные облачения и шьет светскую одежду – для прихожан православных храмов. Её вышитые иконы, покровцы, бисерные пасхальные яйца, священнические пояса и епитрахили есть и в храмах, и в частных коллекциях. И не только в России, но и за рубежом. За участие в выставках православного искусства Тамара Соколина награждена многими дипломами.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Тамара Николаевна. Мы рады видеть Вас в нашей студии. Какие замечательные вещи вы вышиваете. А давно Вы начали заниматься церковным искусством?

Т.Н. Соколина: – Да, я этим стала заниматься больше 20 лет назад, когда по благословению одного московского священника я попала на остров Залит, к отцу Николаю Гурьянову, а потом – в Печоры, к отцу Иоанну (Крестьянкину). У меня был внутренний порыв, желание как-то изменить старую жизнь, журналистскую, на что-то другое, что ближе к Церкви, и я отправилась в Печоры. Там я случайно встретилась с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он меня благословил сразу и сказал, чтобы я занималась церковной вышивкой.

Он мне предложил работу, которую я должна была делать. Одну работу – Напрестольное Евангелие – я завершила только через 20 лет после того, как он меня благословил, потому что к этому тоже надо было прийти.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я очень рад услышать имя отца Иоанна (Крестьянкина), потому что в моей жизни с его именем связаны самые важные события – это и благословение на священническое служение, и благословение на брак с моей матушкой. Я сейчас вспоминаю, что когда мы были в Печорах с моей супругой, тогда еще невестой, и просили его благословить наш будущий брак, он тогда очень строго сказал так: «Ты свою Машеньку обязательно очень красиво одевай!» И с тех пор я стараюсь выполнять все благословения старца, в том числе и это.

Скажите, что такое, по Вашему мнению, православная одежда, или православная мода?

Фото Георгия Розова
Фото Георгия Розова

Т.Н. Соколина: – На сегодняшний день этот вопрос обременяет многих женщин и прихожан, но я думаю, что нет понятия «православной моды» вообще, потому что Православие, Церковь – это данность, а мода – изменяема, и говорить именно о православной моде – это, значит, привязывать мировоззрение к каким-то конкретным вещам. Но исторически всегда люди одевались в зависимости от сословного состояния. Мода – понятие текущее, преходящее, и современные православные женщины часто не в состоянии следить за ней, да это и не резонно, потому что у каждой есть свой стиль, свои соображения по этому поводу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть, вы считаете, что главное – обрести свой стиль?

Т.Н. Соколина: – Конечно, и не только свой стиль, но свое видение и восприятие мира, которое можно передать через одежду в том числе.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вот Вы ходите в храм, какими вы видите прихожан? Что вы можете сказать о внешнем облике современного православного христианина?

Т.Н. Соколина: – Когда входишь в храм, обращаешь внимание на то, что большинство людей одеты так, как будто они только что с огорода, с грядки пришли в храм, не специально на службу, а как-то по пути заскочили… Для них это, похоже, не является праздником души и праздником внутренней жизни, который они старались бы подчеркнуть своей одеждой. В основном это люди, делающие все на ходу, не обращающие внимания на свой внешний вид. Это касается не только женщин, но и мужчин, потому что особенно мужское отношение к своему внешнему виду в Церкви – самое печальное.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я готов с Вами согласиться, тем более что часто вспоминаю, какое сильное впечатление на меня произвела служба в Закарпатье, когда я оказался на праздник Преображения в деревенском закарпатском храме. Люди пришли туда не просто празднично, красиво одетыми, а одетыми в старинные национальные костюмы, которые только в музее увидишь или на концерте ансамблей народной музыки. Это было для меня настоящим потрясением, я никогда ранее не видел, что люди так переживают праздник. Для них это было действительно радостью – прийти в храм, и они всем своим видом показывали, насколько они торжествуют в этот день. Мы, по-моему, это чувство праздника утратили…

Т.Н. Соколина: – Утратили, действительно, и утратили настолько, что, особенно на православных выставках, в начале нашей деятельности, много приходилось объяснять людям, что есть определенные дни, даты, определенные события в церковной жизни, которые человек должен как-то выделять, и человек не должен бояться и комплексовать по поводу того, как он одет.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тамара Николаевна, Вы изучаете историю костюма. А в чем люди ходили в храм в XIX веке, была ли специальная одежда?

Т.Н. Соколина: – Нет, специальной одежды для храма никогда не было, было просто соответствующее отношение к одежде. Если человек шел в храм на воскресные, праздничные службы, он одевался не в ту же одежду, в которой он дома находился, на балы ходил или в гости, это была деликатная, приличная одежда, чистая, нарядная. Например, были обычаи одевать на Рождество – только новую одежду, на Пасху надо было обязательно быть в белом.

“Девушка пела в церковном хоре” – рисунок к стих. А.Блока. Антон Куманьков
“Девушка пела в церковном хоре” – рисунок к стих. А.Блока. Антон Куманьков

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тамара Николаевна, а сегодня как стоило бы одеваться прихожанам, чтобы прийти в храм по-настоящему хорошо одетым?

Т.Н. Соколина: – Мне кажется, что сегодня люди должны больше внимания обращать на свой внешний вид, насколько он чист, опрятен и аккуратен, потому что основной недостаток – это пренебрежение к своему внешнему виду.

Мне кажется, многие люди считают, что если они себя никак не одевают, являют так называемое «смирение в одежде», то это поднимает их духовный статус. Но это пренебрежение к своему внешнему виду выявляет, прежде всего, неуважительное отношение к людям, которые нас окружают. Поэтому если ты идешь в воскресение на службу, ты должен одеть на себя все красивое.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Что бы Вы посоветовали, например, одеть женщине, мужчине, ребенку?

Т.Н. Соколина: – Начнем с мужчин, потому что они стоят у нас в храме на самом видном месте. Мужчина должен одеть светлую рубашку, если он носит галстуки, то должен одеть галстук, должен быть чист, вымыт, опрятен, аккуратен, с чищеными ботинками.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это немаловажно!

Т.Н. Соколина: – Конечно! Женщины на службе обязательно должны иметь головные уборы, с этого начинается вся церковная жизнь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как раз их Вы и принесли, специально чтобы показать нашим женщинам, как можно красиво себя одеть.

Т.Н. Соколина: – Да, я принесла несколько вышитых палантинов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это Ваша работа?

Т.Н. Соколина: – Да, это коллекция шифоновых фантазий, специально сделанная для венчания – ведь для православного человека это очень важно. Потом, есть зеленый шарф, который можно одеть на Троицу. То, что они сделаны таким образом, очень удобно – они не падают. Вот еще один венчальный: лилия – цвет чистоты, поэтому я использовала эту тему в шарфе.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я думаю, что каждая женщина может сама постараться, чтобы сделать что-то для себя своими руками.

Т.Н. Соколина: – Может! И я сторонница того, чтобы все, кто имеют в своем гардеробе какие-то разонравившиеся вещи, их не выбрасывали, к ним серьезнее относились, – переделали, поправили немножко, видоизменили, что-то вышили, ведь рукоделие вообще характерно для наших прихожанок. Пусть украсят себя и осознают, что если они идут в храм, то они идут на праздник. Литургия – это вторая Пасха, и человек должен всегда об этом помнить. И детей надо с детства приучать к тому, что воскресная служба – это праздничная служба, они тоже должны быть соответствующим образом одеты.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Тамара Николаевна, за Ваше мнение и за те работы, которые Вы нам показали. Я желаю Вам успехов в благородном деле украшения наших прихожан и прихожанок. Бог Вам в помощь.

Т.Н. Соколина: – Спаси Вас Господи.

Сюжет: Магазин православной одежды

В православном магазине Ново-Тихвинского монастыря, что в Екатеринбурге, помимо книг – огромный выбор прочих товаров. Женщины, например, интересуются коллекцией одежды, разработанной сестрами обители.

Наталья Шимбирева, менеджер: – Бывает достаточно проблематично человеку, который ходит в храм, подобрать себе одежду, как из-за ее стоимости, так и из-за ассортимента. Поэтому сестры разработали коллекцию, которую вы видите. Часть коллекции поехала в Москву, на православную ярмарку.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Настало время подвести итоги викторины. Как и обещали, мы объявляем победителя викторины прошлой недели. Москвичка Елена Балашова первая правильно ответила на вопрос: в какую сторону света обращен алтарь православного храма? А наш сегодняшний победитель – Ксения из Москвы. Мы Вас поздравляем, Вы получаете приз – том «Православной энциклопедии». А теперь – правильный ответ.

Облачение патриарха Никона (вес - 16 кг)
Облачение патриарха Никона (вес - 16 кг)

Какие символы есть на мантиях митрополитов и патриархов
Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий Церковно-археологическим кабинетом МДА: – На этом облачении мы можем видеть основные детали. Во-первых, это две скрижали – образ Ветхого и Нового Заветов, и источники, которые имеются на этой мантии – это учительная благодать, которая источается из книг Ветхого и Нового Завета. Также имеются две скрижали с инициалами, как правило это инициалы того архиерея, которому мантия принадлежит. Здесь написано «М» и «П» - Митрополит Питирим.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. В интерактивном опросе сегодня приняло участие более тысячи человек, и мнения разделились примерно пополам. 638 человек считают, что Церковь должна отступить от канонов и традиций в отношении к одежде прихожан. Чуть большее число наших телезрителей считают, что церковные традиции должны сохранятся.

Без всякого сомнения, церковные традиции мы должны хранить и культуру нашей церковной жизни мы должны поднимать. Но если даже человек одет не так, как подобает в Церкви, все равно его надо встретить с пониманием и любовью. И только после того, как человек уже пришел в Церковь, его можно научить и воспитать. Но если он останется за порогом храма, он так ничего и не поймет.

Всего вам доброго. Храни Вас Господь.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы