• Автор:
  • Инга Казакова, преподаватель уголовного права и криминологии, г. Кемерово

Обстановка в семье и детская преступность

     
  Колония для малолетних преступников в Раифском монастыре. 1930-е годы  
 
Колония для малолетних преступников в Раифском монастыре. 1930-е годы
 
 



«Дети — наши будущие слезы или будущая радость». Ш. Амонашвили


Детская преступность.

Наше общество находится на определенном этапе своего развития. Распад СССР, переход к рыночной экономике, смена идеологии, резкие перемены во всех сферах социальной жизни не могли не сказаться на состоянии преступности в нашей стране. Еще в большей степени эти процессы сказались на состоянии детской преступности.

Криминологическая характеристика детской преступности такова. Структура данного вида преступности стабильно характеризуется следующими особенностями: большинство всех преступлений подростков составляют кражи (60%), грабежи (8-9%), хулиганства (7%).

Преступления несовершеннолетних носят преимущественно групповой характер (65%). Вместе с тем, до недавнего времени такие группы были малочисленными: по 2-3 человека и, как правило, после совершения преступления распадались, т. е. были неустойчивыми. В 1990-е гг. появилась тенденция формирования организованных группировок несовершеннолетних. Утяжеляется общественная опасность совершаемых преступлений. Возрастает вооруженность, наркотизация.

Возросло вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми. Усилилась виктимность подростков (victim — жертва, лат).

Произошло изменение мотивации преступлений несовершеннолетних. Так, если раньше лишь 25-30% краж совершалось только из корыстных мотивов, в остальных случаях преобладали мотивы ложно понятой солидарности, желание самоутвердиться и т. п., то в настоящее время корыстная мотивация превалирует. Предмета­ми посягательств становятся различные виды техники, деньги, золото, оружие, наркотики.

Динамика преступности несовершеннолетних за последние пятнадцать лет неблагоприятна: она обгоняет темпы прироста преступности взрослых в 2-2,5 раза. Это означает, что криминогенная активность подростков растет быстрее, чем у взрослых.

Ребенок-преступник.

По данным криминологов, личность несовершеннолетнего преступника характеризуется рядом обстоятельств. Подавляющее большинство несовершеннолетних преступников составляют мальчики и юноши; девочки составляют лишь 10% .

Высока доля детей-преступников из неполных семей. Как правило, это дети, растущие без отца.

Неуклонно растет количество ранее судимых подростков. До привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетние успевают совершить от двух до семи общественно опасных деяний.

Происходит омоложение преступности несовершеннолетних за счет 14-15-летних. Участие в совершении преступлений малолетних, то есть лиц, не достигших 14 лет, является очень настораживающей особенностью последних лет.

Большинство несовершеннолетних преступников росли в семьях с ограниченными возможностями воспитания детей либо в семьях, где непосредственно оказывалось отрицательное влияние взрослых. Около 20% несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях с очень низким жизненным уровнем.

Культурно-образовательная характеристика большинства несовершеннолетних преступников существенно снижена по сравнению со сверстниками. Значительна доля неуспевающих, а также лиц, оставивших школу. Неработающие и не учащиеся составляют 30% от числа подростков, совершивших преступления.

Специалисты отмечают, что несовершеннолетним преступникам свойственны следующие особенности потребностей и интересов: утрата интереса к учебе; равнодушие к проблемам общества, неучастие в общественной жизни либо примыкание к экстремистским ее проявлениям, групповое употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ. Они не читают вообще или в основном спортивную или развлекательную периодику. К кино, радио и телевидению относятся как к средству заполнения свободного времени. Для них типично беспорядочное и бесцельное времяпровождение, часто в составе групп с отрицательной направленностью.

По данным криминологов и психологов, для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения нравственного и правового сознания. Долг, совесть ими толкуются, исходя из личных желаний или групповой солидарности. Они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия, равнодушны к переживаниям и страданиям других людей. Законодательные запреты рассматриваются ими как формальные, формируется враждебно — недоверчивое отношение к закону и правоохранительным органам. Весьма распространена среди них убежденность в возможности избежать наказания.

В криминологии выделяют четыре основных типа несовершеннолетних преступников:

1)совершившие преступление в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности;

2) совершившие преступление в результате попадания в соответствующую ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности;

3)совершившие преступление в результате преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивого предпочтения преступного поведения другим вариантам;

4)совершившие преступление в результате устойчивой доминирующей активной антиобщественной направленности личности, обуславливающей, по сути, все поведение подростка.

Путь от первого до последнего типа занимает всего 2-3 года…

Причины и условия детской преступности.

Криминологические исследования показывают, что самыми значимыми криминогенными условиями являются беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработица, недостатки школьного воспитания, слабость ранней профилактики правонарушений.

Общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и т. д.), являясь основным институтом системы общественного воспитания, не могут компенсировать те потери, которые имеют место в семье.

И, как следствие, в процессе организации учебной деятельности у значительной части несовершеннолетних не возникает положительных эмоциональных связей с преподавателями и сверстниками, без которых несовершеннолетние не могут обойтись, и которые они начинают искать, опираясь на свой жизненный опыт. Чаще всего это происходит в неформальном окружении сверстников.

Особенностью конкретной ситуации преступления, совершаемого несовершеннолетними, является сильное негативное влияние неформальной группы сверстников. Несовершеннолетний дорожит своим членством в группе, ориентируется на ее нормы и ценности.

Все вышеизложенное, собранное и систематизированное учеными, наводит на определенный вывод: всего этого можно избежать. Всего этого нужно избежать. Если начать об этом думать папам и мамам уже сейчас, не дожидаясь первых тревожных звоночков в виде мелких правонарушений или других отклонений в поведении своего ребенка.

Это нужно знать каждому взрослому. Личностные свойства всех несовершеннолетних (в том числе и детей- преступников) имеют возрастные особенности: например, недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость, значимость участия в неформальной группе. Им свойственно стремление показать себя взрослым, продемонстрировать независимость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, инфантильность эмоционально — волевой сферы. Все это признаки детской психики, которая со временем окрепнет и станет психикой взрослого человека. Но пока именно эти особенности могут стать и часто становятся(!) условиями совершения преступления.

«Постоял рядом с другом», когда тот снимал с потерпевшего куртку. Не мог ему ничего возразить. А потерпевший воспринимал их вместе как силу. В результате «стояния» — приговор. Ведь обоим по 14, а уголовная ответственность за данное преступление наступает именно с этого возраста…

А история мальчика, который «не хотел показаться лохом» и поэтому под влиянием толпы пошел со всеми… воровать.

Роль семьи в развитии личности ребенка.

Всем известно, что семья — это первая среда, в которую попадает человек. Именно в семье происходит формирование человека как личности. В развитии личности очень большую роль играют условия ее жизни, ее окружение.

Семьи создаются по трем причинам. Первая — это биологическая основа возникновения семьи, необходимость половой связи для продолжения рода, что существует даже в животном мире. Вторая — семейная связь обеспечивает экономическую сторону жизни людей. Третья, что возникла ближе к нашему времени, – это любовь, взаимные симпатии, взаимное влечение, духовная близость. Все вместе они способствуют образованию новой неповторимой семьи.

Криминальное влияние семьи.

По данным многих исследований, значительная часть родителей не готова к воспитанию. Исследования, проведенные криминологами и психологами, показали, что каждая десятая семья, воспитывающая детей, оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40 % случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние со стороны родителей и других старших членов семьи, злоупотребляющих наркотиками, алкоголем, имеющих значительный криминальный опыт, способных вовлечь неустойчивых подростков в группы преступной направленности, проявляющих грубость, жестокость, ведущих образ жизни, заведомо не соответствующий легальным доходам, бравирующих своей ловкостью, безнаказанностью и т.д. Формирование искаженных и ложных нравственных и правовых установок в сознании детей является серьезным криминогенным фактором.

Отчуждение.

Отказ родителей от своих детей (так называемые «социальные сироты») — проблема далеко не только лишенных родительских прав. Отчуждение людей — бич современности. Но когда оно касается детей и их родителей, ситуация может обернуться катастрофой. Интересен результат следующих исследований: хотели быть похожими на отца: 87% второклассников, 53% семиклассников, 45% восьмиклассников. Разница в процентах показывает, что идеалы в результате более широкого общения и познания окружающего мира существенно меняются у школьников. Такое явление указывает на воспитательный характер пребывания в школе. Школа должна не только обучать, но и, вместе с родителями, воспитывать идеалы будущей жизни.

По данным известного социолога и сексолога И. Кона, у 2/3 ребят отцы не помогают им в учебе, не обсуждают с ними книги, фильмы, телепередачи. Ребята со своими бедами, секретами чаще обращаются к друзьям, к матери, бабушке, дедушке и редко к отцу. Скрытая безотцовщина, когда отец есть, но он не ориентирован на воспитание сына, дочери, больно бьет по неокрепшей детской психике. Ребенок воспитывается беспокойным, тревожным, упрямым.

Другие случаи некриминального плана, но имеющие криминогенный характер. Например, резкое снижение возможности семьи защитить детей от дурного влияния, обеспечить необходимый уровень их интеллектуального и нравственного развития. Речь идет о влиянии на сознание наших детей распространения худших образцов массовой культуры, порнографии, кино — и видеопродукции, газет и журналов, откровенно пропагандирующих культ денег, секса, насилия, преступного образа жизни. Нарастающий процесс распада семьи также является криминогенным фактором, так как он лишает детей нормальных условий семейного воспитания. То же самое можно сказать и о нужде (особенно в семьях безработных, беженцев). У родителей, отягощенных проблемами выживания, отсутствует возможность уделять детям необходимое им внимание.

Особую важность, отмечают специалисты, представляет собой безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи, школы за поведением, связями, времяпровождением несовершеннолетнего. Безнадзорность может быть следствием неумения или нежелания родителей выполнять свои прямые родительские обязанности по воспитанию детей, а также в силу объективных условий, невозможности контроля по состоянию здоровья или неполной семьи. Бесконтрольность наблюдалась в 80% случаев преступлений среди несовершеннолетних. «Досуговая свобода», то есть ситуация, когда подросток принадлежит сам себе, не знает, к чему приложить свою энергию, свои склонности, ничего, кроме вреда, принести не может. Это знает любой представитель правоохранительных органов, имеющий отношение к правонарушениям подростков, сталкивающийся с подобной ситуацией в подавляющем большинстве случаев девиантного, то есть отклоняющегося поведения.

Обстановка в семье — основа будущей жизни.

Семья — самое главное, самое важное звено в деле воспитания человека. Исключительное значение семьи заключается в том, что именно в семье формируется сознание, то есть форма восприятия внешнего мира, от которой будет зависеть развитие полноценной личности или личности с отклонениями в поведении. Безусловно, на воспитание ребенка оказывают влияние и другие факторы из нашей социальной жизни, но семья — это основа, на базе которой формируется человек.

Эффективность семейного воспитания зависит от социально-экономического потенциала семьи и нравственно-психологического климата, отмечают исследователи детской преступности. К этому хочется добавить сказанное на Третьих Международных Педагогических Чтениях: «духовный подвиг семьи — не накормить, одеть, а создать обстановку теплоты, уюта, доброты, доверия, единения» (С. Высоцкая, учитель, г. Клайпеда). «Человек созидается человеком — какие мы, такими будут и наши дети» (Ш. Амонашвили). В семье, где живет любовь, «утверждаются не амбиции и успех, а смысл жизни и дух».

Семейное воспитание- это большой труд: как физический, когда ухаживают за ребенком; так и духовный, когда речь идет о влиянии на его душу. Живя «совместной с детьми жизнью» (М. Баранюк, директор школы, г. Таллин), вы оградите своего ребенка от любого дурного влияния. 

(Газета «Планета СЕМЬЯ». № 3(11) 2 марта 2004 г.)

Форумы