Зачем и за что мы почитаем святых? (Телепрограмма, 30.10.04) (комментарий в свете веры)

Священник Алексий Уминский и А.К.Светозарский. Кадр из телепередачи
Священник Алексий Уминский и А.К.Светозарский. Кадр из телепередачи "Православная энциклопедия" 30.10.2004

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 30.10.2004)

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». Начнем передачу с вопроса викторины. Все мы знаем и любим прекрасный старинный русский романс «Вечерний звон». А знаете ли вы, кто автор слов этой песни? Вопрос довольно трудный, но дам маленькую подсказку. Имя автора можно найти в православных святцах.

О святости и о святых мы и поговорим сегодня в нашей программе. Разными путями шли эти люди ко Христу, совершали разные подвиги, имели разные дарования. И каждая эпоха являла свои образцы святости. Было время святых князей. Потом – расцвет монашества, затем эпоха юродивых. А каковы святые нашего времени? И зачем мы вообще почитаем святых? Чтобы им подражать или чтобы они помогали нам в наших бедах? Обо всем этом мы поговорим с нашим гостем, церковным историком, преподавателем Московской Духовной академии Алексеем Светозарским. Звоните в студию, задавайте вопросы. А пока, как обычно, – о новостях минувшей недели.

Фильм
Фильм "Дионисий" - призер прошлых лет. Кадр из телепередачи "Православная энциклопедия" 30.10.2004

Сюжет: Открытие Международного православного фестиваля теле- и радиопрограмм «Радонеж»

Открылся Х юбилейный Международный православный фестиваль «Радонеж». В этом году более ста теле- и радиокомпаний представляют здесь свои работы. Основное требование жюри – форме должно соответствовать содержание.

Владимир Крупин, председатель жюри фестиваля: – Прошло время, когда мы радовались фильмам, которые показывали обычную приходскую жизнь, хоругви, иконы, колокола… Это умиляло, это очень хорошо. Деточки поют – тоже прекрасно, но время этого уже прошло, нужно прорываться к духовной жизни.

Лучшие работы, представленные на фестиваль «Радонеж» – это настоящие художественные шедевры. Призер прошлых лет – фильм вологодских авторов «Дионисий» выдвинут на соискание Государственной премии.

Цитата из фильма «Дионисий»:

«Что сказал он? И что мы, оглушенные жизнью, смогли услышать? Наверное, каждый – свое».

Поиски нового художественного языка православного кино – вот задача, которую решают режиссеры и сценаристы. Важно не только ощущать свое собственное религиозное чувство, но и показать красоту и величие Православия всем, кто способен посмотреть на экран из глубины сердца.

Кадр из телепередачи
Кадр из телепередачи "Православная энциклопедия" 30.10.2004

Сюжет: Общецерковная конференция «Православное паломничество»

Религиозный туризм: каким он был раньше, и каков сейчас? И как мы будем путешествовать по Святым местам завтра? Об этом представители Церкви решили поговорить вместе с туристическими организациями на Первой Всероссийской конференции, посвященной православному паломничеству. Здесь не только вспоминали историю и говорили о географии религиозного туризма, но и планировали возрождение древних русских паломнических традиций в сегодняшнем мире. Само слово «паломник» обозначает человека, несущего пальмовую ветвь, как символ духовного странствия.

Митрополит Кирилл: – …Потому что паломники, посещавшие Святую землю, передвигались по этой земле, держа в руках пальмовые ветви, и очень часто с этими пальмовыми ветвями возвращались к себе домой, неся их как святыню.

Паломничество – поклонничество – путешествие ради поклонения святым местам. На Руси в душеспасительные путешествия отправлялись с ХII века. Сегодня около миллиона россиян совершают паломнические поездки к православным святыням России и других стран мира.

Открытие выставки
Открытие выставки "Адмирал Ушаков". Кадр из телепередачи "Православная энциклопедия" 30.10.2004

Сюжет: Выставка «Федор Ушаков – святой адмирал»

В Российской Государственной библиотеке открылась выставка, посвященная непобедимому адмиралу Ушакову. Выдающийся флотоводец, выигравший все 43 морских сражения, создатель Черноморского флота и освободитель греков от османского ига, Федор Ушаков прожил достойную жизнь. Воинская доблесть сочеталась в нем с христианским благочестием. Ныне Церковь почитает его как святого праведного воина, защитника России не только при жизни, но и после земной смерти.

Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России: – Он не раз спасал нашу Родину: и во время земной жизни, и после – во время Отечественной войны, когда с созданием ордена имени Ушакова воинам был дан пример духовный, душевный и воинский в его образе жизни. И сейчас, когда флот наш находится в довольно угнетенном состоянии, как никогда это необходимо.

Комментарий за кадром: – Значительное влияние на Федора Ушакова оказал его дядя – преподобный Феодор Санаксарский, настоятель Санаксарского монастыря. Его духовные советы сформировали лучшие качества души адмирала. На иконе святого праведного воина написаны слова ободрения, с которыми Ушаков обратился к ополченцам войны 1812-го года. Они актуальны и сегодня: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России!»

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Святыми были священники и монахи, князья и епископы; были праведные миряне и юродивые. Даже разбойники, раскаявшиеся, конечно, и те бывали святыми. Но все святые появлялись не случайно, а именно в тот момент истории, когда их подвиг был наиболее необходим страждущим людям. И это — одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной истории. Где приумножался грех, там произрастала благодать, где возрастала человеческая жестокость, там являлась милость Божия и милосердие человеческое.

Святые Борис и Глеб
Святые Борис и Глеб

Сюжет: Почитание святых

Святые молятся за нас, грешных, перед Богом. В центре церковного иконостаса всегда находится так называемый Деисус – ряд святых, обращенных ко Христу с молитвой. По правую руку от Христа – Божья Матерь. Она – первая из святых, более чем святая – Пресвятая Богородица. По церковному преданию, Россия находится под Её особым Покровом, и Она незримо уже не раз побывала в Своем уделе. Например, в Почаевской Лавре тысячи паломников съезжаются к святыне монастыря – стопочке Божией Матери, которая, как верят, отпечаталась на камне при посещении Богородицей этого места.

Ближайший ко Христу в ряду святых – Предтеча Христов Иоанн Креститель. Именно этому святому мы обязаны самым распространенным русским именем – Иван. Многочисленные паломники из России едут в Черногорию, в Цетинский мужской монастырь. Там хранится величайшая святыня – десница Иоанна Крестителя – правая рука, которой он крестил Иисуса Христа.

В русских святцах – около 2 тысяч святых. Эти люди совершали разные подвиги, имели разные дарования. И каждая эпоха являла свои образцы святости. Святыми Древней Церкви стали библейские патриархи и пророки, среди них – любимый русским народом Илья Пророк. Отдельно почитают учеников Христа – апостолов, принесших Евангельскую весть народам. В первые века жестоких гонений на христиан сложился еще один, особый тип святости – мученики за веру. Необычайна была твердость, с которой гонимые сносили муки и не отрекались от веры. С тех давних пор в наших святцах – мученик Георгий Победоносец, мученица Татиана и великомученица Екатерина. Христиан, которые много пострадали за Христа, но избежали мученической смерти, называют исповедниками. В XX веке в России повторились жесточайшие гонения на христиан. Тысячи пострадавших в этом веке за веру новомучеников и исповедников Российских были прославлены на Архиерейском Соборе 2000 года.

Самым любимым святым на Руси всегда был Николай Чудотворец. Мы считаем его своим, русским святым, забывая о том что, жил Николай в IV веке в Малой Азии и был архиепископом города Миры Ликийские. Тогда, пройдя гонения, Христианство стало укреплять свои позиции, и на первый план вышел подвиг святителей – епископов, которые обустраивали церковную жизнь, хранили Православие от ересей и расколов. Мощи святого Николая покоятся на юге Италии, в городе Бари.

Сразу после Крещения Руси у нас появились первые святые – князья Борис и Глеб, страстотерпцы. Они пострадали безвинно – предпочли умереть, но не нарушить завещанного Христом долга братской любви. Святым страстотерпцем стал в конце XVI века невинно убиенный сын Ивана Грозного – царевич Димитрий. В Смутное время, когда на престол рвались Лжедмитрии, а в стране царили предательство и жестокость, народ ужаснулся убийству невинного ребенка. Это отрезвило, заставило покаяться и примириться. В конце XX века в лике святых страстотерпцев прославлены Государь Николай II и члены Царской семьи.

Святые монахи, которые прославились аскетическим подвигом и силою молитвы называются преподобными, то есть подобными Богу. Сергий Радонежский – отец русского монашества и основатель Троице-Сергиевой Лавры. Пустынник Александр Свирский, который подвизался 500 лет назад на далекой северной реке Свирь. Там же, в основанном им монастыре, он и похоронен. В это намоленное место приезжают сотни верующих. Удивительно, но до сих пор, по прошествии четырех веков, тело преподобного остается нетленным. К преподобному Серафиму Саровскому еще при жизни стекались тысячи паломников. Он совершил подвиг тысячедневного моления на камне. Этот подвиг повторил во время Великой Отечественной войны преподобный Серафим Вырицкий.

Особый тип святости – Христа ради юродивые, блаженные. Внешне безумные и непотребные, в жалких лохмотьях, униженные и оскорбленные, они обладали даром пророчества и обличали людские пороки. Василий Блаженный, Никола Салос, Прокопий Устюжский… Считается, что расцвет юродства пришелся на XV-XVI века. Но и сейчас толпы людей идут к мощам блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, к могилкам известной юродивой Паши Саровской и к Матронушке Московской.

Среди святых – много обыкновенных простых людей, которые жили, как и мы, в миру, вели семейную жизнь, но смогли приблизиться всей праведной своей жизнью к Богу. Так эти святые и называются – праведные. Один из самых почитаемых – отец Иоанн Кронштадский. Простой священник, который за время своего служения в начале XX века тысячи людей из темноты неверия вернул к Богу.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в студии – церковный историк Алексей Светозарский. Алексей Константинович, здравствуйте! Мы снова рады видеть Вас нашей студии. Святых очень много – известных и неизвестных. В последние годы на каждом Архиерейском Соборе происходит канонизация новых святых. Как вы считаете, всегда ли канонизация святых – это итог широкого народного почитания? Или Церковь сама выбирает те имена, которые на данном историческом периоде важнее для духовного назидания? Сейчас многие говорят о политической окраске некоторых канонизаций.

А.К.Светозарский
А.К.Светозарский

Алексей Светозарский: – Безусловно, Церковь прославляет святого, прежде всего констатируя факт святости, факт чудес. Исключением является почитание мучеников: страдания за Христа говорят сами за себя. Церковь в педагогических целях, в высшем смысле, представляет людям образцы святости, образцы христианской жизни для подражания. Живой пример – канонизация новомучеников, которая была совершена в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе и продолжается сейчас: собираются материалы, пишутся жития и совершаются новые акты канонизации. В Советское время не могло быть и речи о каком-то широком почитании.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Но, тем не менее, почитание новомучеников было всегда в народе.

Алексей Светозарский: – Подспудное – да, я помню, записочки в Лавре читались, нет-нет да промелькнут знакомые мне, как историку, имена, такие как митрополит Серафим. Но все-таки это не носило массового характера, об этом нельзя было даже говорить. Широкое почитание новомучеников связано, как мне кажется, с публикациями конца 1980-х годов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А в истории Церкви бывали случаи канонизации, которые были необходимы для государства в большей степени, чем для Церкви?

Алексей Светозарский: – Да, и не только для государства, но и для государственных деятелей. Один византийский император прославил в лике святых двух своих скончавшихся жен. Он очень скорбел по ним, и, видимо, желал с ними воссоединиться в вечности таким образом. Так вот, одна канонизация не привилась, а другая осталась. То есть, это действительно была святая женщина, и церковное сознание восприняло ее как святую.

Конечно, и политические соображения играют свою роль, показывая здесь и церковную позицию, и модель поведения христианина, возможно подражающего этому святому.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – На недавнем Архиерейском Соборе тоже состоялось прославление новых святых. Об этом наш следующий сюжет.

Сюжет: Святые, прославленные на Архиерейском Соборе

Недавно прошедший Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении четырнадцати угодников Божиих. Среди них – святой праведный адмирал Федор Ушаков, преподобные игумены подмосковных монастырей Афанасий Высоцкий и Пимен Угрешский. Прославлены шесть подвижниц Дивеевского монастыря, а также московская святая – блаженная Матрона. Ранее все они почитались как местночтимые святые.

Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский: – Когда слава духовная распространяется об этом подвижнике на всю Церковь, тогда принимается решение об общецерковном почитании. Второй канонизации не производится, но по благословению Святейшего Патриарха и Собора вносятся эти имена в наш церковный календарь.

Комментарий за кадром: – И с этого времени дни памяти этих святых будет отмечать вся Церковь, хотя и до официального прославления к их могилам стекался народ Божий, прося у них помощи и утешения.

Федор Конюхов, путешественник: – Нам приятно сейчас, и морякам особенно, что у нас есть свой святой, именно моряк, именно Ушаков – это мужик настоящий. У меня на яхте его иконка.

В Покровский монастырь приложиться к мощам блаженной Матроны Московской каждый день приходит множество людей, а в день ее памяти – до 20 тысяч человек. В самой обители собраны сотни свидетельств о чудесной помощи, которую получают по молитвам Матронушки приходящие к ней.

* * *
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Каждая эпоха являла свои образцы святости. Каждое время требовало своего подвига. А каков святой нашего времени, по Вашему мнению?

Алексей Светозарский: – Об этом трудно говорить, потому что для того, чтобы событие стало историей, должно пройти лет 50. Мне очень близки те подвижники, которые пострадали, и подвизались как молитвенники, в недавний период нашей истории, такие как преподобный Серафим Вырицкий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, преподобный Силуан Афонский.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Преподобный Силуан Афонский – тот святой, который для меня действительно является «героем нашего времени». Однако должен сказать, что я с Вами не согласен по поводу того, что канонизация новомучеников – это в большей степени воспитательный шаг Церкви. Я сам почитал новомучеников всегда, еще до канонизации, для меня ожидаемая канонизация была огромной радостью.

Алексей Светозарский: – Безусловно, я этого не отрицаю, но дело в том, что это было в определенных группах церковной интеллигенции, потому что широкое народное почитание едва ли имело место в то время.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – А вот некоторым кажется, что в нашей жизни явно не хватает «железной руки» и твердой власти. Может быть, поэтому так неотступно поднимается частью околоцерковного общества вопрос о канонизации Ивана Грозного и Распутина?

Алексей Светозарский: – Безусловно. Если бы я был человеком раздражительным, я бы сказал этим людям, чтобы они отправились в ближайшую больницу и применили бы свою энергию в лучших целях, пусть они меня простят. Но с другой стороны, здесь есть один важный момент, который мы, на мой взгляд, недооцениваем. Ведь эта позиция – реакция на тот период нашей истории, когда в нашей публицистике менялись знаки, плюсы на минусы, очень резко для сознания. Это касалось не только советского периода, но и вся русская история часто представлялась как цепь бессмысленных актов. Однако яркими фигурами были Иван Грозный, Иосиф Сталин, лица мрачной харизмы. И реакция людей, которые идут по неправильному пути часто такова: нет, он хороший, и мы это докажем.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Канонизирован для общецерковного поминовения адмирал Ушаков. Это один из редких случаев канонизации праведного человека именно как воина. Это тоже востребованность нашего времени, или политика?

Алексей Светозарский: – Я думаю, востребованность времени, потому что в нашей армии, которая сохранила такие замечательные черты, как самопожертвование, умение и желание прийти на помощь товарищу в тяжелый момент, это необходимо, тем более в армии, которая ведет сейчас затяжные боевые действия. Мы находимся в состоянии войны, и армии нужен высокий идеал – не на душевном, а на духовном уровне, и мне кажется, в этом смысле фигура святого воина сейчас особенно востребована.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Знак нашего времени – не только почитание новомучеников. В связи с огромным количеством терактов и несчастных случаев уже были написаны иконы Бесланских мучеников, погибших моряков «Курска». В эти дни, кстати, – вторая годовщина Норд-Оста. Что это – внутренняя потребность людей или просто церковная безграмотность, политизированное сознание?

Алексей Светозарский: – Здесь я приведу параллель из византийской истории: император Ираклий предложил священноначалию канонизировать всех солдат, погибших в походе на персов. Для этого были некоторые основания, но Церковь этой канонизации не приняла. Есть особый чин – «безвинно пострадавшие», в память о них ставили храмы, в частности в Клину есть храм Успения Пресвятой Богородицы, поставленный на могиле погибших от опричного террора Ивана Грозного. Этих людей поминают из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие. Я думаю, что такая форма памяти о таких людях, а не почитания, будет наиболее верна.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Для меня понятно, почему это происходит. Не так давно я прочел у одного современного подвижника такие слова. Он цитирует святителя Николая Велимировича и говорит, что каждая стрела, выпущенная человеком, обязательно попадает в Господа. Представление о том, что Христос все время находится в гуще человеческих страданий, что там, где ад – там есть Христос, освящает любое безвинное страдание.

Страстотерпцы характерны только для русской святости. А есть этому историческое объяснение? Для многих непонятно, в чем святость страстотерпцев? Мало ли людей безвинно пострадало? Не все же они святые. Очень многим до сих пор не понятно, в чем святость царевича Димитрия, или Царственных мучеников?

Алексей Светозарский: – Да, страстотерпчество – расхожее слово, созвучное нашему менталитету. Но это не пассивность, не какое-то непротивленчество – это нежелание жить по лжи. Цитируя классика, скажем: Борис и Глеб могли бы победить в этой политической ситуации, и возможно прославлялись бы как мудрые правители, но они предпочли пострадать, следуя Евангельской правде. В случае с царевичем Димитрием (относительно этого говорилось в сюжете) – это явное указание Божие, ведь там о святости свидетельствовали многочисленные чудеса, и душа безвинного младенца вызывала особое почитание.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Давайте обсудим, что вкладывается в само понятие – почитание святых. Зачем и за что почитают святых? За чудеса и помощь? Или святые – пример для подражания?

Алексей Светозарский: – Для меня самое страшное, когда о святом, как некоторые мои учащиеся, могут говорить общими словами и очень долго, забывая, что это – живые люди. Живые люди, такие же, как мы, с теми же «исходными данными». И почитая их, мы не только просим их помощи, мы должны что-то дать взамен.

Почитаемая сейчас (если не самая почитаемая!) святая – блаженная Матрона, можно сказать «святая нашего времени». Но здесь есть очень опасный момент – магическое отношение к святому и к святости. А ведь она при жизни, как сказано в ее житии, всегда просила человека, и даже требовала от него изменения обстоятельств жизни, иначе все его беды опять повторятся. Она давала помощь, но что-то требовала взамен.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Да, мне тоже кажется, что почитание святых – это, прежде всего, подражание им, желание хоть немного привнести в свою жизнь той святости, которой не хватает человеку всегда. И последний вопрос. Как вы думаете, кто из православных святых мог бы стать «героем нашего времени», выйти за рамки церковного почитания и стать фигурой общенародной? Есть ли такие имена, которые должны стать образцами для всех граждан нашей страны, независимо от вероисповедания?

Алексей Светозарский: – Отчасти уже есть. Это святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, которые почитаются на государственном и общественном уровне достаточно широко, это преподобный Сергий Радонежский, это священномученик Патриарх Гермоген, может быть, это святитель Филипп, говоривший правду властям. И даже (я думаю, это не будет крамолой – хотя это не наш святой) Федор Петрович Гааз, который говорил «спешите делать добро». О чем говорил Архиерейский Собор: нужно деятельное Христианство. Может быть, и доктору Гаазу на государственном уровне следует подражать.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Алексей Константинович, за интересную беседу. Всего вам доброго.

Алексей Светозарский: – Спасибо Вам за приглашение.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Многие думают, что святые – это люди избранные, которые посылаются в мир с особой миссией. И их дарования – чудотворения, пророчества, исцеления – исключительно Божественный дар. И к нам это не имеет никакого отношения. Открою вам секрет: святые – это мы с вами. Да-да, не удивляйтесь. Ведь святость – это, собственно говоря, цель жизни каждого христианина, каждого верующего человека. И каждый может и должен этого достичь. Цель нашей жизни – подражать Христу. Стараться жить, как Христос. Говорить, как Христос. Думать, как Христос. Об этом нам говорит Евангелие: «Будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный».

Икона Собора святых мучеников китайских
Икона Собора святых мучеников китайских

Сюжет: Китайские новомученики

В Православных Церквях есть дни памяти не только отдельных святых, но и целых Соборов, то есть собраний святых, живших в одной стране, в одном городе или даже в одном монастыре. Ярославские и Рязанские, Валаамские и Соловецкие, Московские и Тверские. Есть Соборы Сербских, Синайских, Афонских святых и даже Собор китайских новомучеников. Это 222 православных китайца, которые были жестоко убиты в 1900 году во время языческого восстания ихэтуаней. Откуда же взялись православные китайцы?

Еще по приказу Петра Первого в Пекин была направлена Русская духовная миссия. Проповедь русских миссионеров настолько увлекла китайцев, что к началу XX века православная община в Пекине насчитывала несколько сот человек. И все они приняли мученическую кончину, когда подстрекаемые местными властями язычники устроили в Пекине кровавые погромы. Члены тайной секты «сжатый кулак» – по-китайски «ихэтуань», верили, что как только они истребят всех христиан, Китай станет самой могущественной империей в Азии. Мятеж ихэтуаней подавили. А китайских православных, которые не отреклись от своей веры, прославили как новомучеников. Их нетленные мощи были собраны и погребены в крипте новопостроенного храма Всех святых мучеников в Пекине, но в годы «культурной революции» этот храм был разрушен, а его крипта затоплена. В России китайским новомученикам еще до 1917 года была составлена особая служба, а уже в наши дни написана икона.

* * *
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Подошло время объявить победителя викторины. Первым и единственным правильно назвал автора слов «Вечернего звона» Илья. Поздравляем Вас. Вы получите том «Православной энциклопедии». А теперь для всех – правильный ответ.

Св. Георгий Святогорец
Св. Георгий Святогорец

Сюжет: Кто автор слов знаменитого песнопения Вечерний звон?

Автором слов «Вечернего звона» многие считают известного русского поэта, современника Пушкина, Ивана Козлова. Однако Козлов был только переводчиком текста. Он перевел на русский язык понравившееся ему стихотворение английского поэта Томаса Мура. Оно называлось «Кентерберийские колокола»:

Those evening bells, those evening bells,
How many a tale their music tells...


Однако и это английское стихотворение – не оригинал, а тоже перевод. Первоначальный вариант был написан задолго до этого – девять веков назад. Сочинил его грузинский монах Георгий Иверский Святогорец. В середине XI века он был настоятелем Иверского монастыря на Афоне и писал не только богословские трактаты, но и духовные стихи. Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского, в том числе знаменитый Вечерний звон, были впоследствии переведены на многие европейские языки.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Её электронную версию читайте на нашем сайте «Седмица.Ru». Кстати, к нам поступают Ваши многочисленные письма и звонки. В ближайшее время мы постарается ответить лично каждому. А самые интересные вопросы и ответы мы разместим на нашем сайте.

Всего вам доброго. Храни Вас Господь.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы