Основы Православной культуры в школе: pro et contra (Телепрограмма, 02.10.04) (комментарий в свете веры)

О. Алексий Уминский и д.и.н. О.Ю.Васильева
О. Алексий Уминский и д.и.н. О.Ю.Васильева

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 02.10.2004)

В связи с проведением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви редакция не имела возможности опубликовать расшифровку телепередачи «Православная энциклопедия» за 2 октября сразу после эфира

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня, когда учителей поздравляют с профессиональном праздником, мы решили поговорить о школе. Мы ждем, конечно, что школа даст нашим детям не только образование, но и воспитание. А кого и как воспитывает современная школа? Очевидно, что личность формируется на основе литературы, истории и культуры. И все больше и больше людей понимает, что многовековая история и культура России корнями уходит в Православие. А что знают о Православии сегодняшние школьники? Как относится государство к преподаванию в школе Основ православной культуры? Сегодня мы поговорим об этом с Ольгой Юрьевной Васильевой. Она – доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы при Президенте РФ. Звоните, задавайте вопросы. Наша викторина сегодня тоже касается образования. Знаете ли вы, в какое высшее учебное заведение поступил юный Михайло Ломоносов, приехав учиться в Москву? Ответы присылайте на пейджер. Победителя ждет том «Православной энциклопедии».

Среди событий церковной жизни минувшей недели главное, конечно – подготовка к Архиерейскому Собору.

Сюжет: Подготовка к Архиерейскому Собору

В преддверие Архиерейского Собора в пятницу, 1 октября, в Патриаршей резиденции в Чистом переулке собрались члены Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II, говорили о целях и задачах предстоящего Архиерейского Собора. Он откроется 3 октября торжественным богослужением в Храме Христа Спасителя. В течение последующих пяти дней участники Собора обсудят перспективы воссоединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, решат вопрос об общецерковном прославлении местночтимых святых, в частности московской старицы Матроны. На Соборе также будут говорить об организации церковного суда и социальном служении Церкви. Завершится Архиерейский Собор в Троице-Сергиевой Лавре 8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского.

Сюжет: Закон о земле

Церковные земли, которые были «национализированы» и конфискованы в результате Октябрьской революции 1917 г., будут частично возвращены законному владельцу. 24 сентября Госдума приняла закон, по которому земля под храмами безвозмездно передается религиозным организациям. За принятие документа проголосовало абсолютное большинство депутатов.

Однако и теперь Церковь не становится земельным собственником, а сможет лишь пользоваться землей, которой владела в течение многих веков. Земля под учреждениями культа передается Церкви в бессрочное пользование, до конца существования самой религиозной организации.

Документ одобрен Советом Федераций и поступил на подпись Президенту. По мнению депутатов, законопроект в какой-то мере восстанавливает справедливость, однако уже сейчас ясно, что он способен решить лишь двадцатую часть проблем в этой сфере.

Сюжет: Альбом «Крест в России». Презентация в Даниловом монастыре

«Крест в России» – презентация альбома с таким названием состоялась в Московском Даниловом монастыре. Авторы посвятили свой уникальный труд 700-летию преставления святого благоверного князя Московского Даниила. В альбоме раскрыто многообразие главного символа Христианства, роль креста в истории и духовной жизни нашей страны.

Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси: – Эта публикация, альбом, показывает любовь России к своему кресту

Материалы для книги собирались пять лет. В ней несколько сотен изображений крестов самой разной формы: представлены древние и новые, нательные, наперсные, мощевики и поклонные кресты. В книгу вошли 14 сказаний о чудотворных крестах России, среди них и кресты, принадлежавшие великим русским святым. Истории о забытых святынях авторы сами разыскали в русской глубинке.

Светлана Гнутова, автор-составитель альбома: – Мы хотели устроить праздник, чтобы это был альбом именно о главном символе Христианства, чтобы он был жизнеутверждающий и очень цельный.

Архимандрит Алексий, наместник Данилова монастыря: – Альбом является не только полезным, он является интересным, красочным. Я думаю, что мы все обогатимся от знакомства с этой замечательной книгой.

Альбом во многом уникален: большую часть крестов читатели увидят впервые. А авторы уже задумываются над продолжением этого издания.

Священник Сергий Кашевник
Священник Сергий Кашевник

Сюжет: Выставка живописи священника Сергия Кашевника

Священник Сергий Кашевник с шести лет мечтал изучать насекомых. Но энтомологом не стал. Промысл Божий привел его к другому служению. Впрочем, священный сан не мешает ему по-прежнему любить эти дивные творения.

Священник Сергий Кашевник: – Эти картины – это результат моей любви к природе, и в частности к насекомым. Это живая и поражающая нас красота и абсолютная гармония. Бабочки выражают божественность творения. Это совершенные создания.

Свои картины священник из подмосковной деревни называет реалистическим искусством. И материал для них он берет только натуральный, сочетая дерево, бабочек и цветы. И свет, который сопровождает всякую красоту.

Священник Сергий Кашевник: – Главное, что поражает в бабочках, это то, что они являются проводниками света, и мы хорошо на этих картинах это видим. Они все отражают свет и излучают его.

Светлые полотна отца Сергия открывают простую истину: как короток путь от мимолетности к нетлению. Художник мечтает создать монументальное произведение, формой и величиной с тропическое дерево. Для этого он отправится в Малайзию, где охота на бабочек не прекращается круглый год.

* * *
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша сегодняшняя тема – изучение православной культуры в школе. Как только Русская Православная Церковь заговорила о необходимости этого предмета, в обществе разгорелись споры. В чем же проблема? Об этом – наш аналитик Александр Журавский.

А.Журавский
А.Журавский

Александр Журавский: – На протяжении нескольких лет идет обсуждение проблемы преподавания знания религии в школе. Так получилось, что в основном дискуссия вращается вокруг основ православной культуры, хотя известно, что в таких регионах как Башкортостан, Татарстан преподаются свободно и достаточно давно основы исламской культуры, основы ислама.

У этой дискуссии есть несколько аспектов, и первое – что мы преподаем, то есть каков предмет преподавания. Здесь мнения оппонентов расходятся. Кто-то считает, что нужно преподавать основы православной культуры, основы религиозной культуры, кто-то считает, что нужно преподавать историю религий, причем мировых. Кто-то считает, что вообще ничего не нужно преподавать, как, например часть правозащитнического движения, полагающая, что всякое знание о религии в государственной школе есть антиконституционное знание, что, конечно, в корне неверно. С точки зрения правозащитников считалось: то, что является инициативой Церкви, является априорно религиозным, и в какой-то степени таким образом происходит инфильтрация религии в государственную светскую школу.

С другой стороны, были попытки провести в качестве культурологической дисциплины предметы, которые выглядели как катехизис. В то же время известно, что есть прекрасный учебник по Основам православной культуры отца Бориса Пивоварова.

Еще один аспект широкой общественной дискуссии, – это место подобного предмета в школе, а именно: в качестве федерального компонента, регионального компонента или в качестве факультатива. Вы вполне можете преподавать основы православной культуры в регионе. Более того, мы прекрасно знаем, что во многих регионах и основы православной культуры, и основы других религиозных культур вполне удачно преподаются. А нынешнее руководство Министерства образования говорит о том, что необходимо в качестве федерального предмета преподавать историю религии. И здесь я не вижу безвыходной ситуации. Важно не то, как называется предмет, важно то, что в нем преподают. Здесь Церковь должна быть открыта общественной дискуссии и конкретным предложениям.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас в студии – доктор исторических наук Ольга Васильева. Здравствуйте, Ольга Юрьевна. Итак, проблема обозначена. Как вы считаете, в каком виде должны получать знания о Православии наши школьники и студенты? И должны ли получать их вообще?

О.Ю.Васильева
О.Ю.Васильева

О.Ю.Васильева: – Я считаю, что и школьники, и студенты должны получать знания о Православии. И, как правильно говорил сейчас наш аналитик, отчасти есть эти знания в школьных предметах: и в литературе, и в истории, и в предметах изобразительного ряда. Но я считаю, что этого недостаточно, что надо озадачится всем нам вместе, чтобы был какой-то специальный предмет. Вопрос: какой и как его преподавать?

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Готовясь к программе, мы побывали в одной государственной школе и посмотрели, как относятся к Православию ученики и преподаватели.

Школа № 247
Школа № 247

Сюжет: Светская школа

Обычная столичная школа со стандартной учебной программой. Основ православной культуры здесь не преподают. И даже такого политкорректного предмета как «История религии» в расписании нет. А на вопрос, нужен ли урок о православной культуре, отвечают неоднозначно.

Тихон Гребенников, ученик школы №247: – Когда будут изучать одну религию, те, у кого будет другая религия, могут не понять и начнутся какие-то стычки, драки могут происходить в школе из-за религии, из-за вероисповедания.

Ирина Маркова, ученица школы № 247: – Если у нас в классе учатся дети другой веры, то им будет тяжело, если мы будем изучать только Христианство. А у них мусульманство. Они могут обидеться.

Православие в современной школе – пока ещё непривычное явление. Дети очень мало знают о религии вообще и о Православии в частности, и не говорят друг с другом о вере. Именно поэтому они зачастую не понимают верующих одноклассников.

Ребята из православного детско-юношеского клуба «Подсолнух» при храме Иоанна Богослова в селе Могильцы, что под Софрино, на себе испытали, что значит быть воцерковлённым школьником.

Анастасия Зайцева, православный детско-юношеский клуб «Подсолнух»: –Проблема уже в том, что я хожу в школу не в брюках, а в юбке. И когда я начинаю объяснять, что такое вера, что такое Православие, они уже меня не могут понять.

Кристина Наумова, православный детско-юношеский клуб «Подсолнух»: – В первое время, когда я только начала ходить в церковь, наша учительница, как только начинался пост, призывала куда-то ехать, какие-то дискотеки устраивать. Чаще всего я вообще не прихожу на них, и учительница перестает на меня внимание обращать, больше внимания уделяет другим.

Так мнимая толерантность учителей порой оборачивается теми же обидами, но уже для верующих детей. А между тем, в школе до сих пор нет предмета, который бы помогал любому ребёнку, и верующему, и не верующему, найти нравственные ориентиры, давал бы понятия о духовных ценностях и формировал бы личность. Считается, что школьной программы для этого достаточно.

Этери Цуркан, учитель истории школы №247: – Конечно я считаю что нам, православным христианам, знать историю религии, историю своей Церкви необходимо. Но мы это даем постоянно в курсах истории. Нет такой темы в изучении русской культуры, которая не затрагивала бы наследие Православия.

Может быть, действительно, достаточно и того, что предусматривает программа. Однако, мало кто знает, что тот же Илья Муромец – не сказочный персонаж, а русский святой; что Петербург назван не в честь Петра Первого, а в честь святого апостола Петра; или что все русское войско во главе с Кутузовым перед Бородинским сражением молилось на коленях перед Смоленской иконой Богоматери. Ни в одном современном учебнике по истории этой информации нет. Зато про Тутанхамона – есть…

Этери Цуркан, учитель истории школы №247: – Я вообще категорически против того, чтобы этот предмет вели представители Церкви. Это конечно должен быть учитель. Я не говорю, что это обязательно должен быть школьный учитель вообще или учитель истории, в частности. Возможно, это будет учитель, который получил специальную подготовку.

Отец Илия Зубрий, настоятель храма Иоанна Богослова, руководитель православного детско-юношеского клуба «Подсолнух»: – Мне кажется, что не стоит так усложнять вопрос. Священник – это такой же член общества, как и все остальные. Я думаю, детям будет интересно пообщаться со священником, узнать, что же все-таки повлияло на его жизненный выбор, почему он стал именно священником и почему он считает, что духовная жизнь человеку нужна и необходима как воздух.

За 70 с лишним лет безбожной власти большинство из нас перестало понимать, что Христианство, Православие – это не только предмет религиозной науки, это основа жизни, всей истории и культуры России, основа нашей морали и нравственности. Нежелание узнать о духовной жизни своего народа равносильно забвению своих корней. А без корней дерево, как известно, не растет.

* * *
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Многие сейчас сетуют на бездуховность нашего общества, и в том числе – наших детей. Говорят, что даже советские дети были морально чище и более правильно воспитаны. Тогда инструментом воспитания была идеология. Многое, конечно, в ней было ложным, но очевидно, что в основе большинства нравственных понятий и тогда лежали евангельские истины, христианская мораль. А есть ли сейчас такой инструмент воспитания школьников?

О.Ю.Васильева: – На Ваш вопрос я отвечу достаточно кратко. Я считаю, что действительно, в той школе, которую мы потеряли, инструмент воспитания был очень сильный и ярко выраженный. Хотя мое личное убеждение, что воспитывает прежде всего семья. Но в силу нашей традиции на школе всегда лежало и образование, и воспитание.

Сейчас этого нет, и я называю это поколение потерянным. Думаю, что очень многие учителя со мной согласятся. Но хочу оговориться, поскольку я, прежде всего, историк: это связано с тем, что случилось вообще с нашей страной. Распалась страна – ее на карте нет. Распалась та идеология, которая действительно всегда сдерживала людей, и нет взамен ничего. И тогда мы заговорили с вами совершенно справедливо наших корнях. Но чтобы быть совсем честными, я хочу подчеркнуть: религиозность у нашего населения была всегда. И сейчас, работая в архивах по 70-м годам, я в этом все более убеждаюсь. Поэтому говорить огульно, что все мы были атеистами, не совсем верно.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Конечно, это не так, я сам в эти годы учился в школе и стал верующим в безбожное время, может быть не благодаря школе, а вопреки, но, тем не менее, это случилось. Но сейчас очень многие люди считают, что подобным инструментом воспитания в школе мог бы стать как раз предмет «Основы православной культуры». Мы провели опрос и давайте посмотрим, что об этом думают наши сограждане.

Сюжет: Опрос

Ответы прохожих:

– Будет намного лучше, люди будут более друг друга понимать.

– Я думаю, для общего развития, конечно, это хорошо.

– Религия сильнее всего прививается в школе, а это будет сверху, насильно и, наверное, зря…

– Я считаю, что в этом дети должны сами делать выбор, то есть ввести не обязательным этот предмет, а как дополнительный, по желанию.

– Зачем разницу делать между культурой вообще и православной, чем они отличаются?

– Это лишняя потеря времени и вызывает некоторые неудобства у учащегося в связи с тем, что на одном предмете ему говорят одно, а на другом ему говорят совершенно другое.

– В наше время, и в связи с теми событиями, которые сейчас происходят, я считаю, что это просто необходимый предмет. Пусть лучше в Бога верят, чем стоят в подворотнях, курят, употребляют наркотики и все остальное.

* * *
Ведущий – священник Алексий Уминский: – Многие не понимают, чем Закон Божий отличается от Основ православной культуры. Церковь подозревают в том, что она стремится осуществить религиозную миссию в государственной школе. А ведь речь идет не о проповеди веры, а об основах русской культуры. И встает вопрос: кто может преподавать такой предмет? Уместен ли священник в школе?

О.Ю.Васильева: – Я сразу хочу сказать что те, кто так считают, лукавят. И мое глубочайшее убеждение, что поднятая кампания имеет политическую подоплеку (Вы наверняка помните, насколько в прошлом году она была масштабной: проводился опрос общественного мнения). И оттого, что попытка ввести преподавание Закона Божьего имела место, часть народа испугалась, естественно. Но тут главное – понять, что и как мы хотим преподавать. Дело в том, что многие эвристические знания мы получаем через предмет «Русская литература» (хотя теперь он очень урезан),. Но необходимы и знания духовные, нужно взращивать тот росточек хорошего, который в ребенке рождается с момента его появления на свет. Его нужно поднимать и кому-то учить. Вопрос: кому?

Я считаю, это должен быть человек, прежде всего, высоконравственный, потому что ребенка нельзя обмануть, если ты делаешь одно, а говоришь другое. Ты сам должен жить по этим нравственным принципам. Что касается того, учитель это или священник, то я думаю, что необходима совместная деятельность. Потому что научить, объяснить и показать может учитель, а вот дальше надо все это пропустить через свою душу – и это уже поле деятельности священника, опять же при согласии родителей, помня, что у нас светская школа и что школа отделена от Церкви. Я не думаю, что кто-то из родителей будет возражать против того, чтобы его ребенок стал лучше и чище.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вопрос о преподавании православной культуры вызывает очень бурную реакцию. А что, другие религии разве не предпринимают попыток преподавать основы своей – исламской, буддийской культуры?

О.Ю.Васильева: – Да, такие попытки предпринимаются. И когда мы слушали нашего аналитика Александра Владимировича Журавского, он показывал нам учебники, изданные с этой целью различными конфессиями. И я считаю, что это правильно. Кстати, в отличие от всего, происходящего с преподавание Основ православной культуры, другие конфессии проделали все тихо, и это не вызывало никаких политических споров.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В крупных городах, например, в Москве, где в одном классе учатся дети разных религиозных традиций, учителя часто опасаются возникновения конфликтов в случае преподавания Основ православной культуры. Насколько обоснованы такие опасения?

О.Ю.Васильева: – Вы с самого начала обозначили, что это – культурологический предмет, который несет, прежде всего, нравственную задачу, это самое основное. И я думаю, что не будет проблемы, если корректно (опять же вопрос этот поднимался у аналитиков) составить программу этого учебника, и дать в том же учебнике, как вариант, основы иной культуры, которая существует в государстве проживания. Мы всегда жили очень толерантно. Наш самый большой этнос – мусульманско-татарский. У православных к нему традиционно очень толерантное отношение.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Кстати, как решался этот вопрос в дореволюционной России?

О.Ю.Васильева: – Очень просто решался и деликатно. Все протестантские и католические ученики присутствовали на Законе Божьем, а в этот момент мусульманские дети вместе с педагогом были предоставлены какому-то другому делу, т.е. их не принуждали ходить на этот предмет.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Дедушка моей супруги воспитывался в очень религиозной еврейской семье. И он ходил на занятия по Закону Божию в дореволюционной России по своему собственному желанию – ему это было просто интересно.

О.Ю.Васильева: – Это еще одно свидетельство того, что исторический опыт и принципы у нас очень хорошие.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я еще думаю вот о чем: если бы я жил в стране с иной культурой, допустим в Индии, я считал бы просто необходимым изучать основы религиозной культуры этой страны, чтобы я и мои дети могли правильно общаться в этом обществе.

Еще один вопрос: часто чиновники, директора школ и учителя понимают светский характер образования как атеистический. Действительно ли это одно и то же, или есть разница?

О.Ю.Васильева: – Разница есть, и, прежде всего, в правовой базе. Школа находится в подчинении государства. Допустим, в католической Польше и ряде других стран есть школы, которые находятся в введении Католической Церкви, – это церковные школы, которые дают образование, дают диплом, который принимается везде. Наша школа находится в федеральном подчинении.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Ольга Юрьевна, что Вы пришли к нам в студию, всего вам доброго.

Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Это слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева вполне можно отнести к предмету «Основы православной культуры».

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Теперь подведем итоги викторины. В какое же высшее учебное заведение поступил Михайло Ломоносов, приехав учиться в Москву? На этот вопрос первым правильно ответила Наталья. Поздравляем Вас. Вы получите том «Православной энциклопедии». А теперь давайте посмотрим правильный ответ.

Заиконоспасский монастырь (Славяно-греко-латинская академия)
Заиконоспасский монастырь (Славяно-греко-латинская академия)

В какое же высшее учебное заведение поступил Михайло Ломоносов, приехав учиться в Москву?

Зимой 1730 г. девятнадцатилетний Ломоносов почти без денег, пешком отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Это было тогда первое и единственное высшее учебное заведение в России. Основано оно было в 1682 году царем Федором Алексеевичем. Располагалась академия совсем рядом с Кремлем, на Никольской улице, в Заиконоспасском монастыре. Поэтому в народе её называли «Спасскими школами».

Здесь готовили государственных служащих, священников и преподавателей. Студенты изучали грамматику и физику, арифметику и церковную историю, философию и богословие. В начале XVIII в. Славяно-греко-латинская академия стала крупнейшим центром русской культуры и просвещения. В 1814 она была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву Лавру.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Благодарю всех, кто звонил к нам в студию, участвовал в викторине. Там же почти в режиме реального времени появляются самые свежие новости религиозной жизни нашей страны и мира. На будущей неделе мы будем следить за ходом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. И в следующую субботу целиком посвятим нашу программу этому важнейшему событию. Всего вам доброго. Храни Вас Господь.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы