Древняя Русь – Terra Incognita (Телепрограмма, 18.09.04) (комментарий в свете веры)

Старая Рязань. Раскоп на самом древнем участке (северном)
Старая Рязань. Раскоп на самом древнем участке (северном)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на канале ТВЦ 18.09.2004)

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Сегодня мы поговорим об археологии. Для многих эта наука означает приключение, расследование, кладоискательство. Действительно, археологический поиск увлекателен, а находки имеют огромную ценность, но не только материальную. Порой всего лишь один предмет может совершенно перевернуть наше представление о прошлом.

Так было после раскопок Трои, исследований египетских пирамид. А сегодня мы поговорим об археологии Древней Руси. Terra Incognita – неизвестная земля, так её называют археологи. Сегодня к нам в студию придет историк-археолог Леонид Андреевич Беляев, и мы поговорим о том, откуда есть пошла Русская земля и что в ней сокрыто. Приглашаем участвовать в беседе, звоните в студию.

А вопрос нашей викторины сегодня касается истории Москвы.

«Какую старинную московскую улицу в народе называли «Улицей Трех Никол?»

Этот вопрос придумала наша постоянная зрительница Надежда Голыженкова. Ей мы вручаем том «Православной энциклопедии». Такой же приз ожидает победителя. Ответы присылайте на пейджер. А пока – о некоторых событиях минувшей недели.

Фото Ю.В.Клиценко -
Фото Ю.В.Клиценко - "Седмица.Ru"

Сюжет: Панихида на Александрийском подворье

Православная Москва простилась с Патриархом Александрийским Петром VII и всеми, кто трагически погиб вместе с ним в авиакатастрофе. В среду, 15 сентября, в столичном храме Всех Святых на Кулишках прошла панихида, на которой вместе с прихожанами молились посол Греции в России и другие официальные лица Кипра, Греции и Египта, работающие в Москве.

Храм Всех Святых на Кулишках – подворье Александрийской Православной Церкви, одной из самых древних среди 16-ти Поместных Православных Церквей. Патриарх Петр VII, выходец с греческого Кипра, возглавил Александрийскую Церковь 7 лет назад. Он был молодым, энергичным, деятельным иерархом.

Полгода назад, во время визита Предстоятеля Александрийской Церкви в Москву, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Патриарху Александрийскому Петру VII премию за укрепление единства православных народов. Пребывая в Москве, Патриарх Александрийский служил в храме Всех Святых, а сегодня здесь скорбят и молятся об упокоении его души.

Сюжет: Открылась база данных по церковной социальной деятельности

«Милосердие.Ru» – такой сайт открылся недавно в Интернете по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Если говорить официально – это сайт Епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности. А проще – он для всех, кто хочет помочь ближнему или просит о помощи.

9 сентября на этом сайте была открыта база данных для всеобщего пользования. В нее входят сведения о 200 московских православных храмах, здесь можно узнать, кто и как помогает интернатам и детским домам, ухаживает за детьми-инвалидами, где приютят беспризорника, где может получит еду и одежду бомж, где вытаскивают из беды наркоманов и алкоголиков.

Сейчас главная тема на первых страницах сайта – рассказ о жертвах Беслана и о той помощи, которую оказывают православные раненым, оказавшимся в московских больницах. Можете помочь и вы. Начните день с милосердия.

Плащаница. В.М.Васнецов
Плащаница. В.М.Васнецов

Сюжет: Выставка «Библия в картинах русских художников»

В день памяти небесного покровителя Москвы святого, благоверного князя Даниила в Новом Манеже открылась выставка «Библия в картинах русских художников». Посетители увидели полотна мастеров русской живописи, в большинстве своем ранее не выставлявшиеся.

Зоя Цветкова, главный эксперт художественных мастерских Данилова монастыря: – В данном случае мы смогли поработать с запасниками Третьяковской галереи. Те картины, которые мы смогли отобрать из того, что нам было предоставлено, мы показываем здесь.

Выставка отражает путь, который прошла русская духовная живопись – от подражания мастерам западноевропейского искусства, до самобытных прозрений Перова, Крамского, Васнецова. Среди ранее не выставлявшихся работ – акварели Раисы Флоренской, сестры знаменитого русского священника-философа. Для зрителей выставка стала возможностью по-своему увидеть события и участников библейской истории.

Посетители выставки:
–Действительно, очень любопытно. Получаешь новое впечатление, представление о ранее неизвестных работах.
– По-новому увидел многое. Действительно, образ Христа и образ Иуды – очень интересные работы Ге, произвели большое впечатление»

Это первая подобная выставка, но организаторы убеждены, что она может и должна иметь продолжение.

Cвященник Алексий Уминский: – Переломным моментом в истории Руси стало монголо-татарское нашествие. Русь домонгольская – какой-то чудо-град Китеж, известный нам из былин. Почти мифическая страна – страна героев, богатырей и святых. Богато украшенные города, вольный народ. Первым городом, принявшим на себя удар орд хана Батыя, стала Рязань.

Руины храма. Старая Рязань
Руины храма. Старая Рязань

Сюжет: Старая Рязань

На правом берегу Оки, в 50 километрах от современной Рязани, – древнее городище. Именно здесь находился славный богатый град Рязань, столица княжества до 1237 года. Здесь было три белокаменных храма, кипела жизнь. Но после нашествия Батыя город так и не возродился. Осталось лишь кольцо величественных валов. О Старой Рязани вспомнили только в 1822 году, когда случайно, при строительстве дороги, местные крестьяне наткнулись на клад, получивший название «Рязанские бармы».

Алексей Чернецов, доктор исторический наук, руководитель археологической экспедиции: – Клад 1822 года – это самый роскошный, самый богатый, самый интересный клад. Там были золотые предметы. Все остальные клады, кроме одного, состояли из серебряных вещей.

Всего за два века в Старой Рязани найдено 15 кладов. Больше нашли только в Киеве. Не так давно профессор Даркевич нашел здесь второй золотой клад, причем почти случайно.

Предметы клада 1992 г.
Предметы клада 1992 г.

Алексей Чернецов: – Он сюда приехал и обнаружил, что один перспективный участок грозит обрушиться, поскольку здесь были обрывистые склоны. Ему показалось, что стоит покопать здесь экспромтом, созвав детей дачников. На второй день раскопок был найден клад. Он в какой-то хозяйственной сумке привез этот клад с раскопок. Лишь затем к нему направили охрану, и в сопровождении автоматчиков клад был доставлен в Рязанский музей.

Руины, на здешних пустующих полях, вопреки сложившемуся мнению – вовсе не старые. Это развалины храма, построенного всего 100 лет назад на остатках древнего фундамента. А близ валов, в пойме Оки, притулилось небольшое сельцо с церковкой Преображения XVIII века. Местные жители считают себя наследниками древних рязанцев. Но деревня вымирает, и теперь лишь фотографии на стенах опустевших домов хранят память о прежних обитателях. К археологии и поискам кладов оставшиеся сельчане относятся скептически. А вот ученые каждый год пополняют музейные коллекции все новыми и новыми находками.

Алексей Чернецов: – Вот вещь очень характерная. Это двустворчатый крест-энколпион. Такой крест обычно носил на груди поверх облачений священник. Он был из двух створок и раскрывался, внутри обычно помещались мощи. То есть это крест-складень для мощей.

Среди находок этого года – редкая вещь: резная каменная иконка византийской работы с изображением святого воина. Многое могут рассказать и кирпичи-плинфы из фундаментов древних храмов. На большинстве их них ученые обнаружили кресты и другие христианские символы и буквы. Возможно, что это овеществленные молитвы, вознесенные к Богу нашими далекими предками.

Cвященник Алексий Уминский: – Сегодня моим собеседником будет один из руководителей экспедиции, работавшей в Старой Рязани, археолог, доктор исторических наук Леонид Андреевич Беляев.

Сюжет: Леонид Андреевич Беляев

Леонид Андреевич Беляев – доктор исторических наук, работает в Институте археологии Российской академии наук. Занимается древнерусской культурой, архитектурой, археологией христианских древностей. Историком и археологом решил стать еще в школе. Закончив Исторический факультет МГУ, более 30 лет ведет археологические раскопки храмов и монастырей средневековой Руси и Москвы, полевые исследования древних городов Средней Азии и Поволжья, христианских памятников Крыма. Леонид Беляев – главный редактор журнала «Российская археология» и один из авторов «Православной энциклопедии». Написал много книг. А его книга «Древние монастыри Москвы по данным археологии» была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова).

Cвященник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Леонид Андреевич. Я рад, что Вы снова у нас в студии. Вы – человек, которому посчастливилось своими руками держать многие редкие и потрясающие по своей ценности предметы. И, наверное, Вы не понаслышке знаете, чем Русь былинная отличается от Руси реальной. Скажите, пожалуйста, а какой была в действительности повседневная жизнь в русских городах в XI-XIII веках?

Л.А.Беляев: – Бытовая история древней Руси ждет своего автора, она еще не написана, как это ни странно – ведь археология дает огромное количество материалов для такой работы. То, что реально поражает, при всей отрывочности картины, которую мы имеем, это то, что бытовая жизнь в древней Руси предстает очень похожей во внутреннем смысле на нашу современную. Различия – чисто внешние.

Так, древнерусская семья (во всяком случае – семья горожанина) была почти такого же состава, как сейчас: от четырех до шести человек. То есть отец и мать, возможно, кто-то пожилого возраста и один-два, в некоторых случаях три, ребенка. Конечно, рождалось детей больше, но высокая детская смертность приводила к уменьшению численности семьи. Жили, в основном, в совсем небольших домах. Участок, которым наши предки могли располагать для своего домашнего хозяйства, был тоже сравнительно скромным – где-то около 200 квадратных метров, если считать по Старой Рязани.

И города не нужно себе представлять как гигантские конгломерации современного типа: они были по нашим сегодняшним меркам очень немноголюдными, в них жило около тысячи человек в среднем, в самых больших городах – несколько тысяч. Конечно, по этому поводу ведутся споры, точные данные получить трудно. Как Вы понимаете, статистики такого рода не сохранилось. Глава городского ополчения назывался «тысяцкий», что нас отсылает к тому числу воинов, которых может выставить город.
Конечно, некоторые отличия были существенными: не было даже всем нам привычной русской печи в этих домах, топились очаги внутри помещения – «по-черному». Площадь домов была невелика – 6-8 метров, за исключением каких-то более престижных построек.

Крест-энколпион. Бронза. 2-я пол. XI в. Старая Русса
Крест-энколпион. Бронза. 2-я пол. XI в. Старая Русса

Cвященник Алексий Уминский: – У нас сейчас многие взялись переписывать историю, и вопрос о происхождении Руси стал еще более запутанным. Наряду с привычными сведениями о Киевской Руси, сегодня, наверное, в угоду политической ситуации, стали модны теории северного происхождения русских. А есть ли археологические данные, откуда всё-таки есть пошла Русская земля и когда?

Л.А.Беляев: – Это очень серьезный вопрос. Политическая составляющая всегда будет присутствовать в интерпретации истории. Я хотел бы, чтобы стало ясно каждому, кто нас слушает, что историю нельзя просто взять и считать как с какой-то книги или услышать из передачи по радио или телевидению. История, как говаривал замечательный русский писатель Владимир Сологуб, приобретается постоянным трудом и постоянным изучением всей жизни человека. Эта история, если можно так выразиться, надежна, она не подвержена влияниям сегодняшней политической ситуации. Поверхностные же интерпретации, разумеется, всегда существуют.

Если говорить о том, откуда пошла Русская земля, то этот вопрос очень многосложный и многоуровневый. Мы не можем ответить на него однозначно: пошла она с севера или с юга, – мы можем пользоваться некоторыми условными конструкциями, которые предлагают историки.

Само название «славяне», и в данном случае интересующие нас восточные славяне, появляются в источниках около VI века по Рождестве Христовом. Праславянская общность хуже просматривается в глубине веков, и это требует отдельного разговора. Общность, самоназывающаяся «славяне», располагалась в пределах от Вислы до среднего Днепра, она здесь существует и развивается до конца первого тысячелетия. В пределах этого периода она подвергается всевозможным воздействиям, не только с севера – со стороны Балтики и скандинавских стран (очень многие европейские территории в конце I тысячелетия подвергаются этому воздействию), но и с юга – со стороны Хазарского каганата, со стороны кочевых народов степей. Это очень сложный и интересный исторический процесс, хорошо наблюдаемый археологически. И конечно, мы сегодня не должны однозначно к этому подходить.

Cвященник Алексий Уминский: – Леонид Андреевич, мне кажется, что в археологии интересны не только находки, интересен и сам процесс раскопок. Давайте перенесемся еще раз в Старую Рязань и посмотрим, как живут археологи.

Сюжет: Археологи

Палаточный лагерь археологов разбит в древнейшей части Старой Рязани, у сельской церкви Преображения. Сюда приезжают на полевую практику студенты Московского педагогического и Российского гуманитарного университетов. Жизнь в лагере археологов – по четкому распорядку. Дежурные встают в половине шестого, общий завтрак – в семь. И сразу – все на раскопки. С небольшими передышками трудятся до четырех часов дня. Работа – тяжелая и кропотливая. Инструменты археолога – лопата и кирка, совочки и кисточки, линейки и нивелиры. Но основное все же делается руками – ведь важно найти даже самые мелкие предметы.

Студент: – Основной материал, который находится при археологических исследованиях, это кости, керамика. По костям мы можем сказать, что люди ели, какой скот у них был. А по керамике можно проследить орнамент. Он тоже отражает перемены в жизни людей и в какой-то мере – их мировоззрение.

Каждый этап раскопок тщательно фиксируется на фото- и видеокамеры, делаются чертежи и зарисовки. Для съемок местности с воздуха даже используется параплан. Конструкция шлема с прикрепленной видеокамерой – авторская.

Андрей Серебряков, парапланерист: – Вот так выглядит эта конструкция. Сооружение странного решетчатого вида – это просто-напросто визир. Он позволяет мне прямо в воздухе выстраивать композиционно картинку.

Оказывается, с параплана видно то, чего не заметишь с земли: планировку древнего города, рельеф местности, и даже варварские ямы «черных кладоискателей».

Лишь к вечеру студенты возвращаются в лагерь, теперь можно купаться в Оке и вволю отдыхать. Некоторые веселятся всю ночь, но назавтра – все равно на работу. Впрочем, никто не жалуется.

Студенты:
– Здесь приятно находиться. Здесь красивая природа, и как бы находишься в общении с прошлым.
– Очень полезна такая практика, потому что мы наглядно можем представить себе то, что целый год изучали теоретически.
– Здесь просто здорово, я с детства мечтал участвовать в раскопках. По книгам это представляется романтически, а здесь понимаешь, в чем заключается работа.
– У всех хорошее настроение, всем нравится, все хотят приехать на следующий год».

Cвященник Алексий Уминский: – Археология в основном занимается изучением глубокой древности. Но я знаю, что те, кто ею занимаются, считают её очень современной наукой. В чем же её современность?

Л.А.Беляев: –Ее современность, прежде всего, в том, что она позволяет каждому новому поколению людей связать себя с той жизнью, которая им предшествовала. Нигде так не раскрывается потенциал археологии как социальной науки, как в самом процессе раскопок, в участии в этих раскопках. Во всем мире эта тяга к участию в раскопках очень велика. И объяснима она не только романтикой, не только детским желанием «поискать клады», найти что-то особенное, прикоснуться к таинственному, но и потребностью в духовной связи с прошлым. Вот эту духовную связь среди всех гуманитарных наук, может быть, вслед за науками филологическими, обеспечивает именно археология, и прежде всего, сам процесс совершения раскопок.
Археология в значительной степени (во всяком случае – сами раскопки) – это прежде всего процесс. Для того, чтобы это почувствовать по-настоящему, нужно в этом участвовать, или, как минимум, постоянно наблюдать. Археология – это и копание, и параллельное размышление, и прикосновение к прошлому. Это сложный комплекс, который на словах трудно описать. Но каждый, кто участвовал в этом процессе, получает опыт, который никаким другим способом невозможно обрести.

Это испытали люди во многих страны. В некоторых из них, где особенно нуждались в национальной самоидентификации, археология даже была включена в обязательные дисциплины для всех молодых людей. Скажем, в Израиле процесс, который назывался «узнавание Родины», полвека назад включал в себя постоянную археологическую практику для молодых людей, также как и воинские упражнения.

Cвященник Алексий Уминский: – Такая открытость археологии, ее доступность для каждого может нести в себе и некоторую опасность. Я знаю, что сейчас множество людей, не имеющих отношения к науке, занялись собственными изысканиями и раскопками. Их еще называют «черными археологами».

Клад монет. Медь XIX в.
Клад монет. Медь XIX в.

Л.А.Беляев: – Мне кажется здесь, как и во всем, чем больше будут вовлечены все, кто интересуются, все, кто хочет участвовать в этом процессе, в профессиональную археологию, в медленную научную археологию, тем меньше останется поля деятельности для всевозможных грабителей или людей, которые дилетантски, иногда случайно, не желая этого, но все же портят памятники прошлого и мешают археологам. А для всех, кто хочет найти дорогу к настоящей археологии, археология всегда была открыта. Но я согласен с тем, что современная научная археология должна, оставаясь в целом профессиональной дисциплиной, выработать и специальное направление для связи с обществом.

Cвященник Алексий Уминский: – Как же можно поучаствовать в раскопках или хотя бы понаблюдать за ними?

Л.А.Беляев: – Понимаете, экспедиции часто работают далеко от центра, туда надо специально ехать. Однако немало людей, интересующихся археологией, едут вместе с нами, участвуют в этих работах бескорыстно и добровольно. Многие экспедиции держатся трудом таких энтузиастов, постоянно участвующих в экспедициях, особенно в дальних экзотических экспедициях. Работа ведется и в городах, например в Москве. И там тоже есть широчайшее поле для раскрытия потенциала археологии для общества.

Мне кажется, мы должны иметь не только археологический музей на каждом серьезном археологическом памятнике, не только примитивные экспозиции, показывающие труд археологов. Можно организовать специальные археологические театры, где этот медленный, кропотливый процесс раскопок будет показан целиком, причем с его продолжением: с лабораторными работами, с исследованием материалов, вплоть до осмысления демонстрируемых археологических изысканий.

Cвященник Алексий Уминский: – Спасибо, Леонид Андреевич, что пришли к нам в студию, успехов вам в Ваших изысканиях. Всего доброго. А мы сейчас побываем в таком месте, где каждый москвич может понаблюдать, как работают археологи, и увидеть то, что они находят под землей.

Коломенское
Коломенское

Сюжет: Коломенское

Коломенское известно каждому москвичу. Сюда идут отдохнуть от городской суеты, полюбоваться изумительными храмами, прикоснуться к истории. Официальное название этого милого сердцу места звучит внушительно: «Крупнейший в России Государственный художественный историко-архитектурный природно-ландшафтный музей-заповедник». Началось создание музея вскоре после революции. Тогда замечательный архитектор-реставратор и подвижник Петр Дмитриевич Барановский понял, что русскую архитектуру и историю от новой власти надо спасать.

Ольга Полякова, главный хранитель Музея-заповедника «Коломенское»: – Именно сюда, в Коломенское, Петр Дмитриевич свозил детали интерьеров разрушенных храмов. В коллекции музея сохранены тысячи предметов русского церковного искусства. Это замечательные иконы XVI-XIX веков, резьба иконостасов, великолепная коллекция русских старопечатных книг, единственная в России коллекция белокаменной московской резьбы, фрагменты архитектуры, которые украшали разрушенные московские храмы.

Чудом удалось Барановскому найти в развалинах Заиконоспасского монастыря и привезти сюда белокаменную надгробную плиту Симеона Полоцкого – поэта и просветителя XVII века. В музейном фонде археологии сейчас уже более 60 тысяч предметов. Самые ранние – эпохи неолита, ведь люди впервые обосновались в Коломенском еще 7 тысяч лет назад. Коллекция выкопанных из земли сокровищ быстро пополняется, причем из самых неожиданных источников.

В этом году во время раскопок вокруг Георгиевской колокольни сделали неожиданное открытие: оказалось, что эта легкая, сложенная из мелкого кирпича колокольня стоит на древнем фундаменте из огромных глыб белого камня, тесанного вручную. Блоки настолько большие, что фундамент тут же окрестили циклопическим.

Мария Капитонова, археолог: – Эти блоки просто огромные. Попробуйте представить, как люди тесали, переносили, складывали эти блоки. Это, конечно, нечто фантастическое.

Раскоп огорожен, но редко кто из посетителей проходит мимо. Понаблюдать за процессом – это почти тоже самое, что участвовать в поисках клада. А еще лучше – что-то найти.

Мария Капитонова, археолог: – Захватывающе, когда ты берешь вещь, оброненную кем-то столетия назад, и эта вещь как бы несет отпечаток того человека… И ты начинаешь представлять, погружаться в прошлое. И начинаешь лучше понимать современность, когда изучаешь прошлое.

Не каждому, конечно, посчастливится потрогать древнюю историю руками. Но увидеть можно. В здании напротив колокольни, во временной экспозиции, собрано все самое интересное, что было поднято из коломенской земли в последние два года.

Cвященник Алексий Уминский: – Настало время подвести итоги викторины. Какую же старинную улицу Москвы в народе называли «Улицей Трех Никол»? Вопрос оказался трудным. Ответов немного. Но победитель все же есть. Первым правильно ответила Валентина. Поздравляем Вас. Вас ждет том «Православной энциклопедии». А теперь – давайте посмотрим ответ.

Какую старинную улицу Москвы в народе называли «Улицей трех Никол?»

«Улицей Святителя Николая» или «Улицей Трех Никол» называли в народе Старый Арбат. На этой улице, совсем близко друг к другу, стояли три храма, посвященные Николаю Чудотворцу – Никола на Песках, Никола Явленный и Никола в Плотниках. Каждый был знаменит по-своему. Сам Арбат впервые упоминается в летописи в 1493 году именно в связи с храмом Николы на Песках. Тогда весь город охватил страшный пожар, начавшийся от свечки, поставленной в этом храме. Отсюда и пошла поговорка: "От копеечной свечи Москва сгорела". А символом Старого Арбата XVII века был Храм Николы Явленного, построенный еще при Борисе Годунове. Его колокольня считалась верхом изящества и красоты. Теперь о трех Николах – лишь воспоминания: «Арбат гудит колокольным звоном, поют хоры. И жизнь грядет, и все как будто чинно, все так крепко. Ходят в церковь, и венчаются, и любятся, и умирают между трех обличий одного Святителя» (писатель Борис Зайцев, 1921 год).

Cвященник Алексий Уминский: – Ждем от вас новых интересных вопросов для нашей викторины. Автор вопроса, прозвучавшего в эфире, получит том «Православной энциклопедии». Наша программа подошла к концу. Её электронную версию вы, как всегда, сможете прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». В следующий раз мы поговорим о современной семье, о проблемах брака – гражданского и церковного. Всего вам доброго. Храни Вас Господь!

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы