Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос (комментарий в аспекте культуры)

Ново-Афонский монастырь
Ново-Афонский монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

(По материалам книги "Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь", изд-во "Православный пчельник", Салоники, 1995)

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь был основан в 1875 году русскими монахами из Пантелеимонова монастыря со Святой Горы Афон в Греции. Монастырь был построен в священном для каждого христианина месте - у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До закрытия и разорения монастырь являлся главным центром христианского просвещения и духовной жизни для всего кавказского края, примером благочестия и трудолюбия для его жителей. Промыслом Божиим Ново-Афонская обитель была призвана возродить и укрепить Православие на Кавказе, стать несокрушимым оплотом и твердыней христианской веры, как Киево-Печерская обитель на Юго-Западе Российского государства, Троице-Сергиева Лавра на Московской Руси, Соловецкий и Валаамский монастыри на северных окраинах России.

Для всякого верующего Симоно-Кананитская обитель дорога и святостью места, на котором она расположена, вызывающего священные воспоминания, относящиеся к первым векам Христианства. Ведь Абхазия, просвещенная проповедью святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, орошенная кровью мучеников, находится в уделе Божей Матери, так же как и Святая Гора Афон, и ей оказываются особое покровительство и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Выбор места под монастырь и его основание

Мысль об устройстве новой обители принадлежала Игумену Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандриту Макарию и духовнику иеросхимонаху Иерониму. Предвидя возможность невзгод и бедствий для своего монастыря, опасаясь разногласий с греческим духовенством и войны с Турцией, афонские старцы хотели иметь прежде всего убежище в безопасном месте, поставить себе под покровительство российского правительства и Государя Императора. Кроме того, афонские иноки желали служить на пользу и благо для края, который приютил бы их, способствуя своими трудами и всем строем благочестивой монастырской жизни культурному просвещению этого края и душевному спасению его жителей.

Афонским инокам посодействовал русский посол в Константинополе граф Н. П. Игнатьев. 8 февраля 1875 года он обратился к наместнику Кавказа великому князю Михаилу с письмом, в котором изгнал просьбу монахов:

"Иноки русского монастыря просили меня представить Вашему Императору Высочеству их усердное ходатайство о даровании им уголка земли для устранения скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновской обители, на тех же условиях, на каких находиться в Москве Никольский греческий монастырь, принадлежащий Афонскому Иверскому монастырю. Глубина православных убеждений, чистота и строгость жизни и чисто русский дух нашей братии на Афоне служат, мне кажется, ручательством, что и на Кавказе иноки эти будут полезными и ревностными деятелями распространения Православия".

Великий князь Михаил изъявил на устранение новой обители. С его разрешения со Старого Афона в Абхазию по благословению Игумена Пантелеимонова монастыря были посланы иеромонах Арсений с двумя монахами для выбора места для основания обители. Посылая на Кавказ афонских иноков, о. Макарий сделал им наставление "смотреть на дело это не бегло … ибо предстоит выбрать место не на время некое… а на все времена и для целого монашеского поколения, которое должно, - быть оплотом для других мест или же, так слазать, центральным разветвлением монашества.

В соответствии с наставлением старцев посланники со Святой Горы выбрали живописное и плодородное место в 20 верстах от Сухума, на развалинах древнего города Анакопии, у реки Псыртсха, где находилась древняя православная святыня - полуразрушенный храм во имя святого апостола Симона Кананита, построенный в древности благочестивыми абхазскими верующими на месте погребения мученически скончавшегося Апостола. На этом священном для каждого православного месте афонские иноки при помощи Божией и под покровом Божией Матери решили положить основание Ново-Афонской обители, которая послужила бы местом спасения души всем подвизающимся в ней.

Несколько чудесных знамений, предшествовавших основанию Ново-Афонского монастыря, ясно свидетельствует, что оно было определено свыше и что Господь и Пречистая Его Матерь видимо пекутся о новой обители, а святой апостол Симон Кананит неотступно охраняет иноков и помогает им Приводим один из этих знаменательных случаев.

Когда состоялся выбор места под монастырь, начальник Сухумского отдела генерал-майор Кравченко поручил мировому посреднику майору Чудинову и одному из землемеров указать афонским доверенным инокам предварительные пункты будущего надела земли под монастырские усадьбы и угодья. По прибытию этих лиц и иноков на место и по окончании дела их настигла ночь, а потом они расположились ночевать у бывшего Накопийского старшины Хусейна; но как сакля его не могла вместить всех прибывших лиц, то один из милиционеров, находившийся у майора Чудинова в качестве вестового, испросил позволения переночевать у своего родственника абхазца-мусульманина Асана-Али-Бека-Оглы, жившего за рекой Псыртсха, недалеко от берега . Поутру вестовой явился к майору Чудинову. Будучи очень встревожен, он объяснил, что родственник его, Асан болеет, хотел подать ему помощь, но Асан, пришедши в себя, объяснил следующее. Когда он спал, пришел к нему почтенный и величественного вида человек, с палкой в руках и сказал: "Уходи отсюда со всем домом твоим - это место назначено монахам, они будут жить здесь и молиться Богу". Когда же Асан стал возражать, заявляя свои законные права на землю, то незнакомец побил его так сильно, что он и наяву чувствовал боль в боках, а потому и кричал (по догадкам это был Кананит). Место на котором жил Асан, не входило тогда в черту надела, предполагавшегося для нарезки монастырю, а потом и сновидению этому никто особого значения не придавал. Но после турецкой войны 1877-78 годов, когда последовало распоряжение со стороны кавказского народного управления о нарезки монастырю особого поземельного участка, тогда оправдалось сновидение Асана. Все места, бывшие прежде под усадьбами Асана и его соседей, отошли в пользование монастыря, так как Асан и его соседи бежали в Турцию.

Место для монастыря было выбрано 6 сентября 1875 года, а 27 ноября последовало распоряжение Его Императорского Величества об отводе 327 десятин земли, передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита и башни, оставшейся от времен генуэзцев , о предоставлении братии право на ловлю рыб в реке Псыртсха , об отводе 100 десятин строевого и такого же количества дровяного леса . Вскоре монастырю был отведен еще особый земельный участок для содержания братии и хозяйственных работ. Угодья были утверждены за монастырем с наименованием его Ново-Афонский Симоно - Кананитским . По имени монастыря все это место было названо Новым-Афоном; название это утвердилось как свидетельство о тесной связи , неразрывном союзе двух обителей.

Утверждение прав обители

"Энергичная, крайне полезная деятельность афонских иноков не только вызывает изумление и сочувствие к их предприятию, но и указывает на ту громадную пользу, которой от них следует ожидать для края, нуждающегося в просвещении христианскою религиею и в примерах заселения людьми трудолюбивыми, самой строгой жизни и предприимчивыми на благо и пользу ближнего", - писал начальник Сухумского военного отдела Великому Князю Наместнику, испрашивая ходатайства Его Императорского Высочества о Высочайшем утверждении Ново-Афонского монастыря. 8 декабря 1879 года последовало утверждение Государем Императором прав Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, о котором обитель была извещена следующим указом Кавказского Наместника:

Государь Император, по всеподданейшому докладу Обер-прокурора Святейшего Синода, согласно определению Святейшего Синода, в 8 день декабря 1879 года, Высочайше соизволил на учреждение устроенного с моего разрешения в Сухумском отделе мужского монастыря на следующих основаниях:

1. Новоучреждённая обитель открывается под именем Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря и как отрасль Афонского Пантелеимонова монастыря, соблюдает, подобно Пантелеимонову монастырю, общежительный устав Афонских монастырей.

2. Обитель эта, на одинаковом основании с находящимися в России греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Молдавским Ново-Нямецким в Бессарабии, подлежит в отношении поведения ее братии наблюдению местного епархиального начальства и Святейшего Синода, а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части, состоя в зависимости от Пантелеимонова монастыря, действует по указанию и по распоряжению последнего.

3. Настоятель новой обители назначается на первый раз по избранию афонского Пантелеимонова монастыря из русского ее братства, а на последующее время настоятель сей обители избирается братиею ее с согласия Пантелеймонова монастыря из братий той или другой обители и об избранных представляется каждый раз на утверждение Святейшего Синода.

4. В новообразуемой обители иметь монашествующих на первый раз до 50 человек, а впоследствии, когда по нуждам и для распространения просветительной деятельности сей обители в крае окажется необходимым и по средствам монастыря будет возможно, число монашествующих в ней может быть увеличиваемо по мере надобности и средств обители, без испрошения особых каждый раз разрешений на то.

5. Монашествующая братия в состав новой обители определяется Пантелеимоновским монастырём исключительно из русского его братства.

6. Назначенные для сей цели из Пантелеимонова монастыря в новую обитель монашествующие лица снабжаются видами проезда посольством в Константинополе без предварительных о сём сношений с Святейшим Синодом, с ручательством посольства о их личности, правоспособности и благонадёжности к предназначенному им служению. Применительно к сему посольство снабжает паспортами на проезд и монашествующих лиц, временно командируемых по монастырским надобностям из Пантелеимонова монастыря в новую обитель.

7. Если кто-либо из братии новой обители окажется, по неблагонадёжности, недостойным его звания, то таковой, по сношению настоятеля обители с Пантелеимоновским монастырём или по распоряжению местного епархиального начальства, немедленно удаляется из обители. В соответствии сему в обитель эту отнюдь не допускаются ни те лица, которые подвергнуться епархиальным начальством монастырскому подналичию, ни те, которые приговором светского суда присуждается к заключению или епитимии в монастыре.

8. Как земля, предназначенная мною для обеспечения содержания новой обители и школы при ней, так ныне движимые и недвижимые имущества и денежные капиталы, какие в пользу её могут быть завещаемые и жертвуемы или приобретаемы русским братством Пантелеимонова монастыря, независимо от монастырских средств сего последнего, должны составлять неотъемлемое достояние этой обители и не могут ни в каком случае ни требоваться, ни обращаться и отчуждаться во владение и собственность Пантелеимонова монастыря.

9. В случае смутных обстоятельств на востоке и невозможности дальнейшего пребывания на Афоне, братство Пантелеимонова монастыря получает убежище в новой обители, как отрасли сего монастыря, обязанной своим началом и образованием усердию его братства, и в таком случае настоятель Пантелеимонова монастыря вступает с разрешения Святейшего Синода в управление этою обителью, подчиняясь духовному в Империи начальству, на одинаковом с русскими монастырями основании, а настоятель сей последней делается его наместником.

10. Новообразуемая обитель обязывается не производить сборов подаяний по книгам и не испрашивать от правительства ни пособий, ни жалованья из казны.

О таковом Высочайшем соизволении объявляя вам, настоятель и братия Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, призываю благословение Божие на предстоящий вам подвиг. Да процветает новоучрежденная обитель в тишине и мире на берегах Абхазии и да послужит она местному населению примером жизни мирной и труженической, образцом человеколюбия, кротости и терпения! Да воспитает школа, устроенная при обители, в молодом поколении привычку к полезному труду и любовь к знанию, необходимому для земледельца!

Главнокомандующий Кавказскою армиею генерал-фельдмаршал Михаил.

Получив законные права, обитель стала быстро благоукрашаться и строиться, развивалось разностороннее же хозяйство и просветительная деятельность, углублялись духовные стороны ее жизни.

Собор Ново-Афонского монастыря
Собор Ново-Афонского монастыря

Монастырское строительство

Величественный монастырь со своими храмами, корпусами келий, заводами, мастерскими, широко раскинувшийся у подножия и по склонам Анакопийской и Афонской гор, являлся единственным в своем роде культурным центром среди абхазских гор и лесов, устроенным неутомимыми трудами братии.

Первые строители Ново-Афонского монастыря, прибыв с Афона на Псыртсху, расположились в старинной генуэзской башне на берегу, поскольку на месте, отведенном обители, никаких жилых зданий не было. 23 ноября 1875 года для строительных работ с Афонской горы были присланы искусные в строительстве иноки, среди которых особенно выделялся иеромонах Иерон, обладавший необыкновенными дарованиями инженера и архитектора.

Ранней весной 1876 года было заложено одновременно 4 каменных здания монастыря с храмом и школой для абхазских мальчиков. Благодаря неусыпным трудам братии и искусству о. Иерона к 1 октября 1876 года монастырские здания и храм были построены. В знак своего почитания Божией Матери и постоянного упования на Ее заступничество, иноки обители освятили первый построенный ими храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день состоялось открытие школы для абхазских сирот. Разоренные во время турецкой войны 1877-1878 годов, здания нижнего монастыря и храм были отстроены заново, освящение Покровского храма последовало 3 февраля 1879 года.

Неусыпные труды о. Иерона и братии продолжались. С особенным усердием иноки трудились над восстановлением и приведением в подобающее благолепие древнего храма во имя Святого апостола Симона Кананита. Восстановление этой святыни было окончено в начале 1882 года, и 10 мая состоялось торжественное освящение обновленного храма. В этом же году к началу нового учебного года было освящено новое здание монастырской школы; 6 июля 1883 года освящен в Покровском храме придел во имя Святого Архистратига Михаила.

В 1884 году начаты работы по возведению грандиозных зданий нагорного монастыря, место для которого было выбрано на склоне Афонской горы. Труднейшие подготовительные работы по нивелировке местности и отводе вод из множества горных источников, укреплению грунта и устройству глубоких сухих подвалов для хозяйственных нужд производились под личным наблюдением настоятеля о. Иерона.

Огромные здания нагорного монастыря были построены в виде правильного четырехугольника с большим двором внутри, в середине которого предполагалось воздвигнуть главный монастырский собор. Первый храм нагорного монастыря, во имя Вознесения Господня, был освящен 11 августа 1894 года, 28 сентября последовало освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного, 30 января 1896 года - храма во имя Всех афонских святых. Братия перешла в новосооруженные корпуса нагорного монастыря 1 марта 1896 года, работы же по его созиданию продолжались.

Успешно и быстро продвигалось строительство величественного соборного храма во имя Святого великомученика Пантелеимона. Закладка собора была совершена 24 сентября 1888 года лично Государем Императором Александром III, когда он со всем Августейшим Семейством посетил Ново-Афонский монастырь.

4, 9 и 12 сентября 1898 года в нагорном монастыре были подняты кресты на главы собора. Торжественное освящение главного престола этого великолепного храма, по величественности и благолепию равного которому нет во всем Закавказье, состоялось 28 сентября 1900 года.

В скором и успешном завершении строительства собора святого великомученика Пантелеимона новоафонские иноки видели явный знак благословения Божия на их труды и всесильную Его помощь.

Милость Божия к обители и особое покровительство Божией Матери были явлены также в перенесении в Новый Афон чудотворной Ее иконы, именуемой Избавительница. Святыня эта по завещанию игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря о. Макария в 1889 году была передана Ново-Афонской обители в благословение ее братии, всего народа православного и в залог братской любви и неразрывного союза Старого и Нового Афона. Святая икона Матери Божией именовалась Избавительницей за множество чудес избавления от бедствий и скорбей, происшедших от нее. Чудесные явления и исцеления болящих продолжали происходить от святой иконы и после прибытия ее в Ново-Афонский монастырь. Три исцеления у чудотворной иконы произошли в мае 1891 года и были подтверждены официальным актом, засвидетельствованным исцеленными и подписанным настоятелем Ново-Афонского Симона-Кананитского монастыря архимандритом Иероном, правителем дел монахом Иннокентием и начальством Сухумского округа. Эти чудесные события свидетельствовали о видимом попечении Царицы Небесной о Симоно-Кананитской обители.

В честь Иконы Божией Матери Избавительницы в нагорном монастыре при братском корпусе был построен храм, освященный 4 октября 1910 года. Перед этим, 7 мая 1908 года, последовало освящение храма во имя святого мученика Иерона. С возведением этих храмов в нагорном монастыре строительные труды новоафонских иноков были, в основном, завершены. Всесильная помощь Божия помогла им за такое короткое время воздвигнуть в этом пустынном месте несокрушимую твердыню веры православной - Ново-Афонскую обитель с же великолепными храмами и величественными зданиям.

Хозяйство монастыря

Обширное монастырское строительство, содержание братии обители (ее число к 1912 году достигло 600 человек) и монастырской школы, многочисленных паломников, посетителей и рабочих, благотворительная деятельность монастыря требовала огромных расходов. Новая обитель основывалась и начинала строительство на средства Старо-Афонского Пантелеимонова монастыря, но постепенно помощь его стала уменьшаться.

Ново-Афонский монастырь не имел пособия из казны и не пользовался правом сбора пожертвований по сборным книгам. Помимо хозяйственной деятельности братии, источник необходимых материальных средств составляли доходы Петербургского подворья, основанного Ново-Афонским монастырем на пожертвованной ему земле, и пожертвования православных благотворителей и благодетелей Главным ктитором обители, своим величайшим благодетелем новоафонские монахи почитали Его Императорское Высочество Великого Князя Михаила Николаевича. Благоустройством, достигнутым за короткое время своего существования, монастырь был обязан покровительству и вниманию Его Величества Государя Императора Александра III. Государь Император и члены Августейшей Семьи неоднократно присылали щедрые пожертвования в монастырь, а в 1888 году удостоили его Высочайшим посещением и приняли участие в закладке собора Святого великомученика Пантелеимона. Средства на содержания монастыря братия получала также от своей хозяйственной деятельности: садоводства, скотоводства, огородничества, рыболовства, пчеловодства, виноделия, маслоделия. "Царством кипучего, огромного труда" назвал Ново-Афонский монастырь один из его посетителей. Удивительное трудолюбие братии обители учило местных жителей, как нужно пользоваться дарами природы их края.

Угодья монастыря к 1898 году составляли 3899 десятин и 1049 десятин надела Пицундского скита и состояли большей частью из крутых каменистых гор и зарослей кустарника. Расчистив заросли по обеим берегам Псыртсхи, монахи устроили огороды, где сажали овощи круглый год. О. Иерон особенно большое внимание уделял оздоровлению местности, прилегающей к обители, где почвенные воды, застаиваясь, образовывали болота, вызывавшие малярию и другие болезни. По плану о. Иерона и под его руководством была устроена каменная плотина через Псыртсху, которая дала возможность предупредить наводнения и застой воды, устроить систему прудов, таким образом оздоровив местность.

Иноки посадили фруктовые сады, плодовые питомники, сад южных растений, виноградные плантации, масличные рощи. Раздавая местным жителям саженцы, выращенные в питомниках, монастырь способствовал разведению лучших сортов плодовых деревьев. Обитель имела хозяйственные хутора и пастбища в горах, покосы, пасеки, посевы пшеницы, овса, ячменя, кукурузы. В Вакинской губернии находились рыбные промыслы с хозяйственными помещениями и келиями; были открыты монастырские подворья в Петербурге, Одессе, Новороссийске, Туапсе.

Невероятно быстро сооружались хозяйственные постройке. При монастыре находились многочисленные мастерские с помещениями для рабочих и келиями: портняжная, сапожная, малярная, столярная, токарная, слесарная, кузнечная, медничная, литейная, свечной завод. Иноки сами выжигали известь для нужд строительства, изготовляли черепицу для кровель, трубы для водопровода; во все здания провели воду. Были устроены квасоварня, винодельня, продовольственные склады. В нагорном монастыре размещались просфорня, библиотека, иконописная, позолотная, переплетная, часовая мастерские, при монастыре были построены больницы и аптека.

Все нужные продукты, дрова, строительные материалы развозились по монастырю по узкоколейной железной дороге, проходящей от пристани и соединяющей хозяйственные учреждения обители: мельницу, хлебопекарню, лесопильню, каменоломню, кирпичный завод. Для подъема строительных материалов на Иверскую гору к строящемуся храму была проведена канатная дорога на электрической тяге. Электричеством, вырабатываемым гидроэлектростанцией на Псыртцхе, освещались все здания монастыря и приводились в движение моторы в мастерских и на мельнице. В монастыре была проведена телефонная связь.

Удобные экипажные дороги соединяла здания нижнего и нагорного монастыря с пристанью и с гостиницами и странноприимницами, в которых помещались приезжающие в Новый Афон паломники.

Просветительная и благотворительная деятельность обители

Хозяйственная деятельность монастыря, весьма разносторонняя, была направлена только на удовлетворение самых насущных потребностей строящейся обители. Монастырь не мог придать особенно широких размеров своему хозяйству и из-за недостатка материальных средств, и, главным образом, из-за того, что преобладание экономической деятельности не составляло главной его задачи и даже могло бы вредно отразиться на духовной стороне монастырской жизни. Заботы о внешнем благоустроении обители, о развитии хозяйства и ремесел не только не уменьшали и не ограничивали забот о внутреннем духовно-нравственном ее росте, а еще больше усиливали их, так как иноки ясно сознавали, что только благословение Божие и Его всесильная помощь могут сделать их труд успешным. Поэтому о. Иерон с братией стремились прежде всего к благолепию церковной службы и благочестию монашеской жизни. Введенные с первых дней существования Ново-Афонского монастыря Афонский устав и правила общежительных монастырей Святой Горы, основанные на полной нестяжательности и бескорыстии, строго соблюдались братией и содействовали благоустройству внутренней жизни обители.

Благочестивая жизнь новоафонских иноков, их простота и смирение производили неизгладимое впечатление на посетителей монастыря. Один из посетителей обители так вспоминал о них; "У всех... выражение вдумчивое, серьезно-трудовое, изнутри освященное; у всех верность своему званию и призванию, преданность своей обители и своему деланию в ней; у всех смирение; никто ни от какого - даже самого грубого - труда на пользу обители не отказывается, ибо труд этот унизить не может..." Всем своим устройством, строгим выполнением богослужебного устава Афонских монастырей, благоговейностью и стройностью церковных служб Ново-Афонская обитель привлекала к себе множество паломников и посетителей, а местное население учило слову Божию.

Обитель взяла на себя трудную задачу - просвещать молодое поколение абхазов святой православной верой. В школе, основанной при монастыре, обучались на полном монастырском содержании 20 абхазских мальчиков, преимущественно сирот. По окончании курса они, пройдя предварительную подготовку в монастыре, становились псаломщиками и диаконами в абхазских православных деревнях, трудились на миссионерском поприще. Многие абхазы, взрослые и дети, приняли святое крещение в Ново-Афонском монастыре; сохранились их имена и имена восприемников.

Помимо содержания школы, монастырь вел обширную благотворительную деятельность: бесплатно рассылались в большом количестве иконы, книги, брошюры, листки религиозно-нравственного содержания, их же получали в напутствие паломники и посетители обители. Паломники, посещавшие Ново-Афонский монастырь, пользовались безмездно помещением и пищей. Неимущих паломников даже снабжали деньгами на обратную дорогу и одеждой. Несмотря на скудость материальных средств, оказывалась помощь всем нуждающимся местным жителям, медицинская помощь бедным. Местные жители ходили в монастырь на заработки, монастырь никому не отказывал в работе. Число рабочих иногда доходило до 2000 ежедневно. Бедным абхазским приходам передавались церковная утварь и облачения.

Принимая паломников и помогая нуждающимся, просвещая местных жителей светом Христовым, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь был прибежищем для всех ищущих мира и душевного спасения.

Форумы