Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос (комментарий в русле истории)

Монастырь Гелати
Монастырь Гелати

АБХÁЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСÁТ (по материалам статьи из «Православной энциклопедии». Т.1. М., 2000. С.67-72)

АБХÁЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСÁТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290–1814).

Абхазская (Западногрузинская) Церковь в VIII–XIII вв. и возникновение Абхазского Каталикосата
В результате образования в VIII в. независимого от Византии Абхазского (Западногрузинского) царства (с центром в Кутаиси), которое охватывало всю территорию Западной. Грузии, возникла необходимость в оформлении независимости Абхазского царства также и в церковном отношении. В 1–5 списках епархий (лат. Notitiae episcopatuum) Константинопольского Патриархата (нач.— сер. IX в.) фигурируют Лазская митрополия (включавшая 4 епархии в Западной Грузии), Абазгийская и Никопсийская архиепископии, но начиная с 6-го списка (кон. IX — нач. X в.) они уже не упоминаются, что свидетельствует о выходе этих территорий из-под церковно-административной юрисдикции Константинополя. Абхазские цари чувствовали себя достаточно самостоятельными в церковных делах.
По словам Иоанэ Сабанисдзе, автора Жития св. Або Тбилисского, в 80-х гг. VIII в., «защищенная от страшных сарацин», Абхазия простиралась от Никопсии до Халдии и от Черного м. до Лихского хребта, «процветала в вере Христовой, и в пределах ее нельзя было найти ни одного неверующего»; при этом она все еще «являлась достоянием царя христолюбивых ионян [греков], престол которого находился в великом городе Константинополе» (Кекелидзе. С. 34). К кон. VIII в. преемник Леона I, его племянник Леон II, опираясь на поддержку хазарского кагана (своего деда со стороны матери), освободился от протектората Византии и принял царский титул. В его правление была проведена административная реформа: столица переместилась из Анакопии в Кутаиси, страна была разделена на 8 эриставств, во главе которых были поставлены представители местной знати. В IX–Х вв. христианская культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией; Константинопольский Патриарх Николай Мистик († 925) в письмах к абхазским царям Константину III и его сыну Георгию II подчеркивал их важную роль в распространении христианства на Сев. Кавказе (в частности, среди алан). Но уже при царе Георгии II Абхазском (916–960) независимо от интересов Византии была образована епископская Чкондидская кафедра. Этот акт означал не только обретение Абхазской (Западногрузинской) Церковью самостоятельности, но и серьезный рост ее политического авторитета. Именно Чкондидский епископ (Чкондидели) занял в светской иерархической системе Грузинского государства второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера). Он был проводником государственной политики, главным царским советником и даже именовался «отцом царя». Епархия, основанная за пределами самой Абазгии, имела огромное для Западногрузинской Церкви значение, т. к. в епархиях собственно Абазгии (Цхумской и Пицундской) еще была сильна власть греко-византийского духовенства. Георгий II являлся активным церковным деятелем. В источниках он упоминается как «устроитель церквей... Он управил все дела в отечестве своем, возвел храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников» (КЦ. Т. 1. С. 265). Политику отца продолжил сын Георгия II Леон III (960–969), в царствование которого была основана Моквская епископия на территории собственно Абазгии.
В VIII–IX вв. в Абазгии и Лазике, входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся Константинопольскому Патриархату, богослужебным языком был греческий. Арабское завоевание Картли, территория которой входила в юрисдикцию Мцхетского Католикосата, вызвало массовую миграцию картлийского населения в Западную Грузию, принесшую постепенное проникновение в культурные и церковные сферы Западной Грузии восточногрузинского (картлийского) языка, ставшего здесь языком теологии и агиографии. При Леоне III появились произведения на грузинском языке «Слава и величание грузинскому языку» Иоанна Зосима (Х в.) и «Житие Григория Хандзтийского», автор которого Георгий Мерчул (Х в.) отметил, что «церковная служба и молитвы в Картли (имеется в виду объединенная Грузия.— Авт.) творились на груз. языке за исключением кирие елейсон» (Георгий Мерчул. С. 8), на основании чего можно утверждать, что уже к кон. IX в. греческий язык в богослужении уступил место грузинскому.
В IX–X вв. велась интенсивная борьба за объединение отдельных грузинских царств и княжеств. Баграт IV (1027–1072) вел борьбу против децентрализации царской власти в Грузии и за воссоединение оставшихся независимыми княжеств Кахети и Эрети с единой Грузией и ликвидацию Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату. Он считал одной из главных своих задач налаживание на новом уровне культурных связей с внешним миром, и в первую очередь — с Византией. При нем были продолжены традиции монастырского строительства, у истоков которых стояли прп. Григорий Хандзойский и царь Димитрэ II Абхазский. Баграт IV установил переписку с прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и пригласил его в Грузию, чтобы «нас,— как писал царь,— вскормить и научить в святости вашей и чтобы Господу поднести в дар души наши» (Житие Георгия Святогорца. С. 156–157). Св. Георгием были составлены поучения для наследника престола Георгия II (1072–1089), с которым святой провел много времени в душеполезных беседах и наставлениях. Местом проповедей и поучений св. Георгия в Абхазии был основанный Георгием II Абхазским Чкондиди — резиденция абхазских епископов и один из крупных административных центров Грузии. Он принял исповедь от «самого царя, католикоса, священников, диаконов, черноризцев и монахов, вельмож и князей, богатых и бедных... Так и просветил он весь Восток — сей Богом просвещенный человек» (Там же. С. 157–161). Св. Георгий приобрел многих учеников, среди которых агиограф называет еп. Кутаисского Илариона и неизвестного ему по имени епископа Чкондидского.
С именем Давида IV Строителя (1089–1125) связан заключительный период объединения Грузии — при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица государства перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: Католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул Католикоса-Патриарха всей Грузии, а территория Западной Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата.
Вопрос о точной дате возникновения Абхазского Каталикосата остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях Константинопольского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасизской архиепископий на рубеже IX–X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Диасамидзе склонны считать IX в. временем возникновения Абхазского Каталикосата. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения Абхазского Каталикосата к X в.
Первый раз Абхазский Каталикосат упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в «Картлис Цховреба», где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие два Католикоса. Тот факт, что Абхазский Каталикосат не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский Католикос не назван среди западногрузинских иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в ХI–ХII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского Католикоса носил скорее титулярный характер. Образование Абхазского Каталикосата логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское государство распалось на два царства — восточное во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и западное с царем Давидом V Нариным (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, который полагает, что со 2-й пол. ХI в. до 2-й пол. ХIII в. Абхазский Каталикосат временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.
Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) Католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский Католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, Католикос потерял земли по правому берегу Ингури.
Первое упоминание имени Западногрузинского Католикоса относится ко 2-й пол. ХIII в.— в рукописях грузинского монастыря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский Католикос Николоз. По именам известны следующие Абхазские Католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоакимэ (70-е гг. XV в.), Стефанэ (1490–1516), Малахия I (Абашидзе) (1519–1540), Евдемоз I (Чхетидзе) (1557–1578), Евктыме I (Сакварелидзе) (1578–1616), Малахия II (Гуриели) (1616–1639), Григол I (1639), Максимэ I (Мачутасдзе) (1639–1657), Захария (Квариани) (1657–1660), Свимеон I (Чхетидзе) (1660–1666), Евдемоз II (Сакварелидзе) (1666–1669), Евктыме II (Сакварелидзе) (1669–1673), Давид (Немсадзе) (1673–1696), Григол II (Лордкипанидзе) (1696–1742), Бесарион (Эристави) (1742–1769), Герман (Цулукидзе) (2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони) (1769–1776), Максимэ II (Абашидзе) (1776–1795), Досифей (Церетели) (1795–1814, Местоблюститель).

Территория.
В XIII в. Абхазский Каталикосат включал в себя территорию всей Западной Грузии: его северная граница проходила по Кавказскому хребту, естественной западной границей являлось Черное море, на восточной территории Абхазский Каталикосат ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе — Месхетский хребет и р. Чорохи. Сведения о территории Абхазского Каталикосата в XV–XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (кон. XVI в.), согласно которым южная граница проходила по р. Чорохи, западная— по побережью Черного моря, на северо-западе — по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере Абхазский Каталикосат граничил с Осетией. В XVI в. территории Абхазского Каталикосата простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Восточную и Западную Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Черного моря), с севера на юг — от границ с черкесскими племенами до провинции Чанети (совр. Лазистан, Турция). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Южной Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге Абхазского Каталикосата, вследствие чего его южный рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах Абхазский Каталикосат просуществовал до своего упразднения в 1814 г.
В состав Абхазского Каталикосата в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская, Бедийская и Моквская епархии.

История.
В кон. XV в., после распада единого Грузинского государства, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Западной Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466–1478) находившийся в Грузии Патриарх Антиохийский Михаил IV, объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакимэ Католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, Католикосы Абхазии именовали себя и Патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети, что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские Католикосы упоминаются как Католикосы-Патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера». В одном из документов Абхазский Католикос-Патриарх Малахия I (Абашидзе) называет себя даже «Вселенским Патриархом».
Во 2-й пол. XVI в., во время Патриаршества Евдемоза I (Чхетидзе), в результате усиления османской агрессии против Абхазского княжества, опустошения сел и городов, а также натиска горских племен Северного Кавказа и феодальной междоусобицы резиденция Абхазского Католикоса была переведена из Бичвинты в Гелатский монастырь, кафедрой стала церковь вмч. Георгия, где кафедра и находилась до конца существования Абхазского Каталикосата. Сюда же была перенесена одна из главных святынь Католикосата — Бичвинтская икона Божией Матери, написанная в 1568 г. по заказу Евдемоза I, о чем сообщается в надписи на самой иконе. Однако Бичвинтский собор все же оставался Патриаршим — в нем долгое время совершались епископские хиротонии и освящение св. мира. Евдемоз I возобновил в Гелатском монастыре две церкви — Пресвятой Богородицы и вмч. Георгия, восстановил также Бичвинтский и Моквский храмы. Своей церковной политикой Евдемоз I содействовал укреплению центральной власти в Имерети во время правления царей Баграта III и Георгия II (1565–1583 или 1585). В 40-х гг. XVI в. им был созван церковный Собор, в котором по приглашению Евдемоза I участвовал и Католикос-Патриарх Восточной Грузии Малахия, что позволило считать Собор общегрузинским. В уложении Собора строго запрещалась торговля крепостными, были упорядочены и восстановлены ввиду сложных политических обстоятельств некоторые позабытые церковные правила. Евдемоз I составил т. н. Права Католикосов, которые были известны на всей территории Грузии.
В 1616 г. Католикосом Абхазским стал сын кн. Гурии Георгия II Малахия II (Гуриели). По его повелению в 1622 г. был составлен важный документ — «Большая приходо-расходная книга Абхазского Католикосата», в которой дается перечень обширных владений и крепостных Абхазского Каталикосата. Являясь одновременно князем Гурии (1625–1639), Малахия II пожертвовал Католикосату множество родовых земельных угодий и церковных книг. Католикос поддерживал деловые отношения с находившимися в Западной Грузии католиками-миссионерами, по просьбе царя Имерети Георгия III он вел сложные переговоры с прибывшим в Грузию иранским шахом Аббасом I, неоднократно совершавшим разорительные походы в Картли и Кахети и стремившимся полностью истребить местное население (только в Кахети погибло 100 тыс. и 200 тыс. чел. было угнано в рабство в Иран). В 1625 г. в Грузии вспыхнуло восстание против иранского ига во главе с великим моурави (высшая административная должность) Картли Георгием Саакадзе, с которым Малахия II неоднократно вел переговоры относительно хода восстания.
Связи Грузии с Россией, прерванные в период монголо-татарского ига, были возобновлены в XV в., а в XVI–XVIII вв. приняли регулярный характер. Грузинские правители неоднократно обращались с просьбой к русскому правительству об оказании военной помощи Грузии, также ставился вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. Видную роль в дипломатических отношениях с Россией играли и высшие церковные иерархи Грузии. В 1640 г. Абхазский Католикос-Патриарх Максимэ I (Мачутасдзе) принял русских послов Ф. Ельчина и П. Захарьева, приглашенных кн. Одиши Леваном II (Дадиани) (1611–1657). Максимэ I показал послам Моквский монастырь и хранимые там святыни, познакомил их с историей и культурой Грузии. Несколько раз принимали русское посольство Н. Толочанова и А. К. Иевлева, приглашенное царем Имерети Александром III (1639–1660), Католикосы Максимэ I и Захария (Квариани).
По личной просьбе Католикоса-Патриарха Захарии кн. Одиши Вамех III (Дадиани) отдал во владение Абхазскому Каталикосату церковь в с. Сенаки, а кн. Одиши Свимеон II (Гу-риели) — храм в с. Акети. Католикос Захария был видным государственным деятелем, сыгравшим важную роль в политических событиях в Западной Грузии. Как официальный представитель Грузии он присутствовал в 1645 г. на церемонии присяги на верность царя Имерети Александра III российскому царю Алексею Михайловичу и поставил свою подпись в «Книге верности».
Во время правления Католикосов-Патриархов Давида (Немсадзе) и Григола II (Лордкипанидзе) в Абхазии, выделившейся в самостоятельное княжество в 30-х гг. XVII в., усилилось притеснение христианского населения со стороны Турции. Переселившиеся с Северного Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего Абхазский Каталикосат стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к Абхазскому Каталикосату: Католикос Давид потребовал от абхазского кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между Католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский монастырь с прилегающими к нему земельными угодьями.
Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I, которому удалось объединить страну и выставить против турок единое грузинское войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам грузинскими войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления Католикоса Бесариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван церковный Собор, который запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII–XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей библиотеки поместил в Гелатском монастыре. Во время правления последнего Абхазского Католикоса Максимэ II были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции монастырь в с. Гамочинебули (Гурия).
Укрепление грузино-русских отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г. в Георгиевске дружественного договора-трактата между Россией и Картлийско-Кахетинским царством. В 1768, 1789–1790 гг. Католикос-Патриарх Максимэ II дважды побывал в России в качестве посла имеретинских царей Соломона I и Давида II. Из второго путешествия он не вернулся, скончавшись в 1795 г. в Киеве (похоронен в Киево-Печерской лавре) и завещав своим преемникам вновь окрестить народ Абхазии и восстановить Бичвинтский храм. Тяжелые последствия вторжения иранского шаха Ага Мохаммед-хана Каджара и разорение в 1795 г. Тбилиси создали кризисное положение в стране. В 1801 г. Восточная Грузия была присоединена к России, в 1803–1864 гг. в состав Российской империи были включены земли Западной Грузии. В 1814 г. Абхазский Каталикосат был упразднен Российской империей, а Церковь в Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ, которым и управлялась до 1917 г.

Храмы и монастыри.
Одним из крупнейших духовных центров Грузии долгое время являлся кафедральный Гелатский монастырь (Имерети), основанный в 1106 г. царем Давидом IV Строителем. В ансамбль монастыря входят несколько строений, в основном XII–XIII вв. Здесь погребены цари Грузинского царства: блгв. кн. Давид III Возобновитель, св. царь Давид IV Строитель, царь Димитрэ I, царь Георгий III, св. царица Тамара, цари Имерети Баграт III, Георгий II, Александр V, Соломон I, Соломон II. На территории княжества Имерети находится еще несколько известных грузинских монастырей и храмов: Джручский монастырь, XI в. (Сачхенский р-н, 80 км от Кутаиси), с купольным храмом; Моцаметский монастырь, VIII в. (Ткибульский р-н, в 5 км от Кутаиси), в котором покоились мощи святых мучеников Давида и Константина, князей Аргветских; монастырь Шио-Мгвимский, XIII в. (около с. Чиатура), примечательный росписями XIII–XIV вв. и двухнефной структурой храма; Кацхский монастырь, XI в. (Чиатурский р-н), значительный памятник грузинской архитектуры с росписями XIV в.; храм Баграта в Кутаиси — Кутаисский Сиони, XI в., построенный царем Багратом III и служивший кафедрой Кутаисской епархии; Хонский кафедральный собор, IX в., и однонефный Убисский храм вмч. Георгия, IX в., знаменитый росписями XIV в.
В пров. Гурия (юж. часть А. К.) находятся 2 монастыря — Джуматский (Озургетский р-н) с кафедральным Архангельским собором, XVI в., и росписью XVI–XVII вв., где хранилась известная золотая икона вмч. Георгия, XI в., пропавшая после ограбления храма (оклад иконы хранится в ГЭ), и Шемокмедский монастырь (Озургетский р-н), XII–XVI вв., где находилась кафедра епископа Шемокмедского, — центр грузинской культуры, с известной библиотекой.
Северная провинция Сванети известна храмом Лагурка монастыря св. Ивлиты и Квирике, XII в., с росписью 1112 г.
В центральной провинции Одиши находятся такие известные памятники архитектуры, как Мартвильский монастырь, VII в. (с. Мартвили),— кафедра Чкондидского епископа; кафедральный собор Никорцминда, построенный в 1010–1014 гг. и имеющий росписи XVIII в.; цаишский Богородицкий храм, XIII–XIV вв.,— епископская кафедра с IX в.; храм Цаленджиха (Цаленджихский р-н), XIV в., с росписями к-польского иконописца Мануела Евгеникоса и Хобский монастырь (Хобский р-н), кон. XIII в., с росписями XIII–XIV вв., в котором хранились многие святыни: частицы мощей св. Иоанна Крестителя, мч. Квирике, вмч. Георгия Победоносца (в наст. время хранятся в Историческом музее г. Зугдиди). Одна из главных святынь Абхазского Каталикосата— хранящийся в Хобском монастыре хитон Пресв. Богородицы, о котором сообщается в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария», в записках русских послов Ельчина и Захарьева (1640), Иевлева и Толочанова (1650–1652), а также у французского путешественника Ж. Шардена и католических миссионеров Ламберти и Дзампи.
Самая западная провинция Абхазского Каталикосата Абхазети известна Бичвинтским (Пицундским) кафедральным собором во имя Пресвятой Богородицы, X–XI вв., где хранится Бичвинтская (Пицундская) икона Божией Матери, являющаяся главной святыней Абхазского Каталикосата. Также на территории Абхазети находятся Бедийский монастырь с кафедральным собором епископа Бедийского, кон. X в., в котором погребен его основатель и ктитор Баграт III, чье изображение можно увидеть на фреске храма; трехнефный Моквский кафедральный собор, X в.,— кафедра епископа Моквского, где в настоящее время находится одна из резиденций Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II; однонефная Илорская церковь вмч. Георгия, нач. XI в., и купольный храм Дранда, VIII в.

Форумы